Научная статья на тему 'Методика подсчета христиан в России (на примере церкви Ингрии)'

Методика подсчета христиан в России (на примере церкви Ингрии) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
181
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНОМИНАЦИИ / ПРИХОДЫ / ХРИСТИАНЕ / ПРОТЕСТАНТИЗМ / ЛЮТЕРАНСТВО / ЧИСЛО ХРИСТИАН / DENOMINATIONS / PARISHES / CHRISTIANS / PROTESTANTISM / LUTHERANISM / NUMBER OF CHRISTIANS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иваненко Алексей Игоревич

Статья посвящена проблеме подсчета числа христиан в России, поскольку стандартные критерии самоидентификации или посещения церквей вступают в противоречие с догматикой христианских церквей, поскольку номинальные христиане могут отрицать существование Бога. С другой стороны, церкви могут декларировать завышенное число своих приверженцев. Применительно к России мы имеем вариативное число: 4% верующих или 80%? В статье проводится мысль, что реальное число христиан должно быть привязано к числу приходов, в которых осуществляется проповедь и практикуются таинства церкви. С этой позиции, на основании лютеранской догматики и наблюдений священнослужителей Церкви Ингрии, автор приходит к выводу, что средний приход состоит из 100-200 верующих, однако помимо них к верующим можно отнести и тех христиан, которые изредка посещают церковь. В этом случае оптимальное число одного прихода может составлять 360 человек. Отсюда реальное количество христиан одной деноминации равно 360 умножить на число приходов. Автор приходит к выводу, что в России лишь 10 млн христиан, из которых 9 млн православных и 1 млн протестантов. Но эта величина применима лишь к России начала XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the calculation method of Christians in Russia, because standard criteria of self-identity or church-visiting contradict to Christian dogmatics. For example, a nominal Christian can deny the existence of God. From other side, clerics can give incredible number of Christians. For Russia we have variative numbers: are there 4% believers or 80%? Author suggests that real number of Christians correlates strongly with the number of parishes, where religious rites (such as predicts and sacraments) exist. The article gives optimal number of Russian Christians based on modern statistics, Christian (Lutheran) dogmatics and evidence of priests. This number is calculated for situation in Lutheran Church of Ingria, where middle parish consists of one or two hundred believers. However, some Christians go to church from time to time and unregularly. They are «bad sheep», but they are Christians, who have a weak faith. Dogmatically, they are not good Christians because of sins. So, real middle number of one parish is 360 believers. Author suggests that it is an optimal number of believers for one parish. Real number of Christians for one confession is 360 multiply by number of parishes. So, author suggests that there are only 10 mln Christians in Russia: 9 mln of Orthodox Christians and 1 mln of the Protestants. But this number is true only for the beginning of the 21st century.

Текст научной работы на тему «Методика подсчета христиан в России (на примере церкви Ингрии)»

Алексей Игоревич Иваненко

с

я

и +^ексей^горевич^ва.енк° УДК 311.4

^ к. философ. н., доцент,

О Высшая школа технологии и энергетики СПбГУПТД

л (ул. Ивана Черных, д. 4, Санкт-Петербург, Россия, 198095) ^ iwanenkoalexy@hotmail.com

к методика подсчета христиан в России

« (на примере церкви Ингрии)

Статья посвящена проблеме подсчета числа христиан в России, поскольку стандартные критерии самоидентификации или посещения церквей вступают в противоречие с догматикой христианских церквей, поскольку номинальные христиане могут отрицать существование Бога. С другой стороны, церкви могут декларировать завышенное число своих приверженцев. Применительно к России мы имеем вариативное число: 4% верующих или 80%? В статье проводится мысль, что реальное число христиан должно быть привязано к числу приходов, в которых осуществляется проповедь и практикуются таинства церкви. С этой позиции, на основании лютеранской догматики и наблюдений священнослужителей Церкви Ингрии, автор приходит к выводу, что средний приход состоит из 100-200 верующих, однако помимо них к верующим можно отнести и тех христиан, которые изредка посещают церковь. В этом случае оптимальное число одного прихода может составлять 360 человек. Отсюда реальное количество христиан одной деноминации равно 360 умножить на число приходов. Автор приходит к выводу, что в России лишь 10 млн христиан, из которых 9 млн православных и 1 млн протестантов. Но эта величина применима лишь к России начала XXI в.

Ключевые слова: деноминации, приходы, христиане, протестантизм, лютеранство, число христиан

Volume VII

o

Alexey Igorevich Ivanenko .

a

PhD in Philosophy, assistant professor, C High School of Technology and Energetics C Saint-Petersburg State University of Industrial Technologies and Design .

(ulitsa Ivana Chernykh, 4, Saint-Petersburg, Russia, 198095) °

iwanenkoalexy@hotmail.com «

t

Method of calculation of Christians in Russia ^

(on the example of the Church of Ingria)

The article is devoted to the calculation method of Christians in Russia, because standard criteria of self-identity or church-visiting contradict to Christian dogmatics. For example, a nominal Christian can deny the existence of God. From other side, clerics can give incredible number of Christians. For Russia we have variative numbers: are there 4% believers or 80%? Author suggests that real number of Christians correlates strongly with the number of parishes, where religious rites (such as predicts and sacraments) exist. The article gives optimal number of Russian Christians based on modern statistics, Christian (Lutheran) dogmatics and evidence of priests. This number is calculated for situation in Lutheran Church of Ingria, where middle parish consists of one or two hundred believers. However, some Christians go to church from time to time and unregularly. They are «bad sheep», but they are Christians, who have a weak faith. Dogmatically, they are not good Christians because of sins. So, real middle number of one parish is 360 believers. Author suggests that it is an optimal number of believers for one parish. Real number of Christians for one confession is 360 multiply by number of parishes. So, author suggests that there are only 10 mln Christians in Russia: 9 mln of Orthodox Christians and 1 mln of the Protestants. But this number is true only for the beginning of the 21st century.

Key words: denominations, parishes, Christians, Protestantism, Lutheranism, number of Christians

га Когда заходит речь о числе христиан как в целом, там

о и по отдельным конфессиям, то данные выглядят достаточ-^ но вариативными, если не сказать произвольными. Большую О роль играет тот факт, кто считает. Например, принято считать, л что число католиков в мире превышает 1 млрд человек, но при о этом они объединены в 200 тыс. приходов1. При таком подходе ^ оказывается, что средний католический приход насчитывает ^ 5 тыс. верующих. Схожая методика существует и при подсче-2 те верующих внутри Русской Православной Церкви (РПЦ), где ^ декларируется наличие 36 тыс. приходов, которые объединяют ^ 180 млн верующих2. При этом учитываются и те приходы, кото-^ рые находятся за пределами России. В частности, значительное число приходов РПЦ находится на Украине (11 тыс.), значительно меньше их в Белорусском экзархате (1,4 тыс.) и еще меньше в Казахстанском митрополичьем округе (0,3 тыс.). Незначительное количество приходов РПЦ имеется в Америке (0,4 тыс.). Таким образом, число приходов РПЦ в России не превышает 24 тыс., что соответствует 120 млн верующих, что дает весьма внушительную цифру 82% от общего числа населения России (если принять население России за 146 млн человек)3.

Если бы подобную методику использовала Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии (ЕЛЦИ), которая на 2018 г. состояла из 78 приходов, то из расчета 5 тыс. верующих на приход можно было бы заявить о наличии 390 тыс. конфессиональных лютеран. А если бы к приходам Церкви Ингрии прибавить две лютеранские церкви российских немцев ЕЛЦ ЕР и ЕЛЦ УСДВ (по 170 и 144 общин каждая)4, а также небольшую сибирскую церковь СЕЛЦ (25 общин), то мы бы получили цифру 417 лютеранских приходов, а число российских лютеран взлетело бы

1 Трофимов Я. Ф. Религиоведение. Караганды, 2014 // URL: http:// www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=3062 (дата обращения: 23.10.2018).

2 Патриарх Кирилл подсчитал духовенство и храмы РПЦ (РБК от 29.11.2017) // URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5a1e7eb99a7947948fdc 00c8 (дата обращения: 23.10.2018).

3 Счетчик населения России // URL: https://countrymeters.info/ru/ Russian_Federation (дата обращения: 23.10.2018).

4 Союз Евангелическо-лютеранских церквей в России и других государств // URL: http://www.elkras.ru/elc/struktura_elc/struktura_elc.jdx (дата обращения: 23.10.2018).

до 2 млн. Однако нам подобное количество представляется ^

завышенным, а методика подсчета неоправданной. и

Сайт «Католическая Россия» (catholic.ru) в разделе «Като- о

лическая энциклопедия» приводит гораздо более скромную и

корреляцию числа прихожан к приходам для оценки реги- > ональных церквей. Так, в Украинской греко-католической церкви и Эфиопской католической церкви средний приход

ным образом и число католиков в мире ограничится 200 млн

ональных церквей. Так, в Украинской греко-католической °

о

л

уже насчитывает 1 тыс. человек. При таком подходе РПЦ и будет насчитывать не 180 млн верующих, а лишь 36 млн. Рав- >

к

против ранее заявленного миллиарда. Но даже эта цифра о

н

представляется оптимистичной. Опираясь на эти данные, мы могли бы утверждать, что число российских лютеран, рас- к пределенных по 417 общинам, составляет 417 тыс. человек, что вряд ли соответствует действительности. о

Однако при оценке числа верующих существует и другая

5 Скрипунов А. «Индекс веры» // URL: https://ria.ru/ religion/20170823/1500891796.html (дата обращения: 23.10.2018).

6 66% православных россиян сомневаются в существовании Бога // URL: https://www.newsru.com/religy/17nov2017/belive.html (дата обращения: 23.10.2018).

7 Аграфенин А. Наше серебряное кольцо: Как в Петрово появилась кирха // URL: https://www.spb.kp.ru/daily/26664/3685962/ (дата обращения: 23.10.2018).

тенденция, которая значительно преуменьшает число верующих. В частности, данные социологических опросов свиде- а тельствуют, что существует определенный зазор между хри- я стианской идентичностью и христианской верой. Поэтому § не все из тех, кто относит себя к христианам, могут подтвер- и дить свою веру в Бога. Это можно назвать «синдромом Гар- К ри Поттера», когда Рождество отмечается, но христианство И не практикуется. к Например, согласно Институту социологии РАН, /з право- К славных не верит в Бога5, а из оставшихся, согласно «Левада- Н центру», лишь половина твердо убеждены в существовании р Бога6. В итоге можно констатировать правоту лютеранского § пастора Павла Крылова, что максимальное количество веру- . ющих одного прихода фиксируется в пределах 180 человек: именно столько приходит на праздничные богослужения7.

га При таком подходе число российских лютеран по самому

о скромному подсчету можно было бы оценить в 75 тыс. человек,

tj из которых 14 тыс. пришлось бы на Церковь Ингрии. Таким

О образом, к ЕЛЦИ относится лишь 19%, или пятая часть, всех

л российских лютеран. Однако при таком скромном подсче-

о те число католиков в мире едва превысило бы 36 млн верую-

g щих, а число прихожан РПЦ приблизилось бы к 6 млн человек.

^ Применительно к России мы бы как раз получили цифру в 4%

2 практикующих верующих от общего числа населения страны.

К

^ Тем не менее с теологической точки зрения подобный

К

ч пессимистический подсчет вряд ли оправдан. Поскольку нет ^ догматического положения о том, что все христиане должны в один определенный праздничный день каким-либо образом демонстрировать свою веру. Действительно, в католической церкви воскресная месса является обязанностью каждого верующего, однако существуют определенные сомнения, что средний католический приход во время мессы способен собрать 1 тыс. причастников.

В протестантской среде догматически закреплен момент об оправдании по вере (sola fide), а не по участию в религиозных церемониях. Верующий может посетить храм и в иные дни, а также практиковать домашние молитвы. Сам критерий соблюдения поста не является обязательным для всех христиан, поскольку отвергается 26-м артикулом Аугсбург-ского исповедания (1530). Кроме того, статистические данные о посещении праздничных богослужений не учитывают мобильности населения и лиц преклонного возраста, которые, как часто отмечается, являются основой прихожан в иные дни.

При оценке числа верующих представляется оправданной привязка числа верующих к приходам/общинам, где произносятся проповеди и отправляются таинства. Можно согласиться с догматическим определением Церкви как собрания святых, где верно проповедуется Евангелие и верно отправляются Таинства (7-й артикул Аугсбургского исповедания), т. е. практикуется Крещение и Причастие. Поэтому помимо «евхаристического ядра» (регулярных причастников)

вать эмпирически наблюдаемой евхаристической общине

к Церкви следует отнести внимающих Слову Божию, но не ^

демонстрирующих стойкости в вере. Заметим, что даже апо- и

столов Христос называл «маловерными» (Мф. 8: 26). Кроме о

того, согласно Малому Катехизису Мартина Лютера, христиа- и

8 ?

нин должен причащаться не менее четырех раз в год8. К

Опираясь на данные «Левада-центра», согласно которым °

о

твердо верующие составляют лишь половину верующих, уве- °

личим среднее число прихожан вдвое, т. е. 180 умножим на 2, и

и получим число 360. Это число вполне может соответство- К

к

в 30 человек, которые причащаются по крайней мере 4 раза о в год (1 месяц, состоящий из 4 воскресений). Кроме этого, 8 остаются еще 11 месяцев, когда могут причащаться другие к группы — по 30 человек: 30 + 330 = 360. Разумеется, отдельные приходы могут быть более многолюдными, а другие менее. Однако мы все же получаем некоторую оптимальную определенность числа верующих. Например, число прихожан Церкви Ингрии должно быть оценено в 28 тыс. человек, а общее а

количество российских лютеран — в 150 тыс. а

р

При этом православные верующие в России могут быть к

оценены в 9 млн человек, что дает нам цифру 6% от общего И

числа населения страны. Именно поэтому православные ини- К

циативы наталкиваются на рост антиклерикальных настро- и

ений при пассивности основной части населения. Для срав- к

нения: католики насчитывают в России 230 приходов9, чему К

соответствует 83 тыс. верующих (при 72 млн в мире). Старо- Н

обрядцы образуют 353 общины10, что соответствует 126 тыс. р

верующих. Помимо православных, лютеран, старообрядцев §

и католиков, в России действует Армянская апостольская цер- . ковь, которая представлена Ново-Нахичеванской епархией, состоящая из 27 приходов11, что дает 10 тыс. верующих.

8 Лютер М. Краткий Катехизис. СПб., 2016. С. 8-9.

9 Католицизм в России // URL: http://catholic.ru/modules.php?name=

Encyclopedia&op=content&tid=457 (дата обращения: 23.10.2018).

10 Старообрядчество в современной России // URL: http://ruvera.ru/ articles/staroobryadchestvo_rossii (дата обращения: 23.10.2018).

11 Российская и Ново-Нахичеванская епархия // URL: http://arm-church.ru/rossiyskaya-i-novo-nahichevanskaya-eparhiya/ (дата обращения: 23.10.2018).

о

О

о к

га Кроме того, в России действуют многочисленные проте-

о стантские группы. Более всех заметны баптисты. Они органи-^ зованы в 1342 общины12, что дает цифру 483 тыс. верующих. О Адвентистов (с учетом 698 общин) — 251 тыс.13 Пятидесятни-л ков (с учетом 590 общин) — 212 тыс.14 На четвертом месте идут о лютеране (150 тыс.), о которых мы говорили выше. Методист стов (с учетом 70 пасторов15) — 25 тыс. Пресвитериан (с уче-^ том 50 общин)— 18 тыс.16

2 Таким образом, общее количество протестантов в России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К

^ при подобном подсчете превышает 1 млн человек. Относи-

К

^ тельно общего числа населения России это немного мень-^ ше 1%, однако относительно российских христиан можно утверждать, что каждый 10-й из них протестант, поскольку общее количество христиан в России может быть оценено в 10 млн человек, или 7% от общего числа населения. Стоит также заметить, что эта величина непостоянная и отражает ситуацию второй декады XXI в.

Если обратиться к Приложению Большого Катехизиса Мартина Лютера, изданного в Санкт-Петербурге в 2013 г., то тогда Церковь Ингрии насчитывала 86 приходов17. Таким образом, за 5 лет Церковь Ингрии утратила 8 приходов. Однако данные за 2012 г. говорят о 77 приходах18. «Лишние» приходы зачастую обозначаются как «капельные», поэтому не стоит говорить о некотором духовном подъеме, который сменился духовным упадком в период между 2012 и 2018 гг. Следует

12 РОС ЕХБ // URL: http://map.drevolife.ru/denominaciya/rs-ehb (дата обращения: 23.10.2018).

13 Унионы, входящие в УАД // URL: https://esd.adventist.org/church-structure/unions-belonging-to-esd/# (дата обращения: 23.10.2018).

14 РОС ХВЕ (пятидесятники) // URL: http://map.drevolife.ru/denomi-naciya/roshve (дата обращения: 23.10.2018)

15 Российская Объединенная Методистская Церковь // URL: http:// afisha.drevolife.ru/organizations/org/3883 (дата обращения: 23.10.2018).

16 Союз Христианских Пресвитерианских церквей // URL: http:// map.drevolife.ru/denominaciya/shpc (дата обращения: 23.10.2018).

17 Лютер М. Большой Катехизис. СПб., 2013. C.151-156.

18 История финской Евангелическо-лютеранской церкви Ингер-манландии. Книга // URL: https://www.suomesta.ru/2013/04/18/istoriya-finskoj-evangelichesko-lyuteranskoj-cerkvi-ingermanlandii/ (дата обращения: 31.10.2018).

отметить, что на момент официальной регистрации в 1993 г. ^

Церковь Ингрии содержала лишь 20 приходов19. В 1998 г. было и

37 приходов, а в 2002-м — 75 приходов20. о

Таким образом, если в 90-е гг. наблюдался стремительный к

рост числа приходов, когда за первые 5 лет их число увеличи- >

г я

лось вдвое и в следующие 5 лет этот показатель сохранился, °

то в нулевые произошла стабилизация. В немалой степени с

эта стагнация вызвана миграцией «этнических лютеран» и

из числа ингерманландских финнов в Финляндию в рамках >

программы репатриации, которой воспользовалось 30 тыс. р

человек21. Не факт, что переселенцы были действительными о

лютеранами, однако очевиден факт зависимости верующих 8

от числа приходов. Рост приходов означает рост числа веру- к

ющих, хотя в различных исторических ситуациях корреля- Р

ция между приходом и числом верующих может разниться.

о

Наша цифра 1 приход = 360 верующих, которая была рассчитана исходя из российских реалий начала XXI века на приме- к

числа верующих в других регионах и других эпох с учетом кор- а

ректирующих коэффициентов. и

ре лютеран Церкви Ингрии, может быть основой для расчета

Источники и ЛИТЕРАТУРА р

и

1. 66% православных россиян сомневаются в существовании Е Бога // URL: https://www.newsru.com/religy/17nov2017/belive.html р (дата обращения: 23.10.2018). и

2. Аграфенин А. Наше серебряное кольцо: Как в Петрово s появилась кирха // URL: https://www.spb.kp.ru/daily/26664/3685962/ н (дата обращения: 23.10.2018). р

3. История финской Евангелическо-лютеранской церкви К Ингерманландии. Книга. СПб.: Гйоль, 2012 // URL: https://www. . suomesta.ru/2013/04/18/istoriya-finskoj-evangelichesko-lyuteranskoj-cerkvi-ingermanlandii/ (дата обращения: 31.10.2018).

19 Лютеранство сегодня // URL: http://www.sedmitza.ru/lib/ text/441787/ (дата обращения: 31.10.2018).

20 Доклад XIII Синоду Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии на территории России // URL: http://moglobi.ru/stati/doklad-xiii-sinodu-evangelichesko-lyuteranskoj-cerkvi-ingrii-n/main.html (дата обращения: 31.10.2018).

21 По программе репатриации в Финляндию переехало 30 тыс. ингерманландцев // URL: http://fontankafi.ru/articles/28035/ (дата обращения: 31.10.2018).

и 4. Католицизм в России. «Католическая Россия» // URL:

и http://catholic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&t S id=457 (дата обращения: 23.10.2018)

и 5. Лютер М. Большой Катехизис. — СПб.: Лютеранское насле-

О дие, 2013. — 156 с.

^ 6. Лютер М. Краткий Катехизис. — СПб.: Лютеранское насле-

О дие, 2016. — 44 с.

л 7. Лютеранство сегодня. «Православная Энциклопедия» //

^ URL: http://www.sedmitza.ru/lib/text/441787/ (дата обращения: ^ 31.10.2018).

S 8. Патриарх Кирилл подсчитал духовенство и храмы РПЦ

К (РБК от 29.11.2017) // URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5a1e7eb9 g 9a7947948fdc00c8 (дата обращения: 23.10.2018).

9. По программе репатриации в Финляндию переехало 30 тыс. ингерманландцев // URL: http://fontankafi.ru/articles/28035/ (дата обращения: 31.10.2018).

10. Прилуцкий А. М. Доклад XIII Синоду Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии на территории России // URL: http:// moglobi.ru/stati/doklad-xiii-sinodu-evangelichesko-lyuteranskoj-cerkvi-ingrii-n/main.html (дата обращения: 31.10.2018).

11. Российская и Ново-Нахичеванская епархия. Новосибирск: «Сурб Аствацацин» // URL: http://armchurch.ru/rossiyskaya-i-novo-nahichevanskaya-eparhiya/ (дата обращения: 23.10.2018)

12. Российская Объединенная Методистская Церковь. «Древо Жизни» // URL: http://afisha.drevolife.ru/organizations/org/3883 (дата обращения: 23.10.2018).

13. РОС ЕХБ. Древо Жизни // URL: http://map.drevolife.ru/ denominaciya/rs-ehb (дата обращения: 23.10.2018).

14. РОС ХВЕ (пятидесятники). «Древо Жизни» // URL: http:// map.drevolife.ru/denominaciya/roshve (дата обращения: 23.10.2018)

15. Скрипунов А. «Индекс веры». МИА «Россия сегодня» // URL: https://ria.ru/religion/20170823/1500891796.html (дата обращения: 23.10.2018).

16. Союз Евангелическо-лютеранских церквей в России и других государств. ЦРО «Евангелическо-лютеранская Церковь» // URL: http://www.elkras.ru/elc/struktura_elc/struktura_elc.jdx (дата обращения: 23.10.2018)

17. Союз Христианских Пресвитерианских церквей. «Древо Жизни» // URL: http://map.drevolife.ru/denominaciya/shpc (дата обращения: 23.10.2018).

18. Старообрядчество в современной России. «Русская Вера» // URL: http://ruvera.ru/articles/staroobryadchestvo_rossii (дата обращения: 23.10.2018).

19. Трофимов Я. Ф. Религиоведение. Караганды: Болашак-Баспа, 2014 // URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=3062 Е (дата обращения: 23.10.2018). 0

20. Унионы, входящие в УАД. Церковь Христиан-Адвентистов и

Седьмого Дня // URL: https://esd.adventist.org/church-structure/ к

unions-belonging-to-esd/# (дата обращения: 23.10.2018). д

Я

о

References &

о

1. Agrafenin A. (2017) Nashe serebryanoe kol'tso: Kak v Petrovo е poyavilas' kirkha [The Silver Ring of Russia: How a Protestant church д opened in Petrovo], URL: https://www.spb.kp.ru/daily/26664/3685962/ р (23.10.2018). (in Russian) S

2. Anon. 66% pravoslavnykh rossiyan somnevayutsya v sush- т chestvovanii Boga [Sixty-six percent of orthodox Russians doubt God's A existance], URL: https://www.newsru.com/religy/17nov2017/belive. д html (23.10.2018). (in Russian) »

3. Anon. Po programme repatriatsii v Finlyandiyu pereekha- 0 lo 30 tys. ingermanlandtsev [Thirty thousand Ingrian Finnish moved S to Finland by repatriation programme], URL: http://fontankafi.ru/arti-cles/28035/ (31.10.2018). (in Russian) (

4. Finlyandiya: Yazyk, kul'tura, istoriya (2012) Istoriya finskoy A Evangelichesko-lyuteranskoy tserkvi Ingermanlandii. Kniga [History a of Finnish evangelical-Lutheran Church of Ingermanland. Book], URL: U https://www.suomesta.ru/2013/04/18/istoriya-finskoj-evangelichesko- S lyuteranskoj-cerkvi-ingermanlandii/ (31.10.2018). (in Russian) р

5. Katolitsizm v Rossii (2018), KatolicheskayaRossiya [Catholic Rus-

sia], URL: http://catholic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=con w tent&tid=457 (23.10.2018). (in Russian) K

6. Luther M. (2013) Bolshoi Katekhizis [Large Catechism], Saint- U Petersburg Lutheran Heritage, 156 p. (in Russian) ^

7. Luther M. (2016) Kratkiy Katekhizis [Small Catechism], Saint- ® Petersburg Lutheran Heritage, 44 p. (in Russian) p

8. Patriarkh Kirill podschital dukhovenstvo i khramy RPTs ^ (29.11.2017) [Patriarkh Kirill calculated clergy and churches of the Russian . Orthodox Church], RBC, URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5a1e7eb 99a7947948fdc00c8 (23.10.2018). (in Russian)

9. Prilutskiy A. M. (2005) DokladXIII Sinodu evangelichesko-lyuter-anskoy tserkvi Ingrii na territorii Rossii [Report to XIIIth Synod of evangelical-Lutheran Church of Ingria on the territory of Russia], URL: http:// moglobi.ru/stati/doklad-xiii-sinodu-evangelichesko-lyuteranskoj-cerkvi-ingrii-n/main.html (31.10.2018). (in Russian)

10. Rossiyaskaya i Novo-Nakhichevanskaya eparhiya [Russian and Novo-Nakhichevan eparchy] (2018) Novosibirsk, Surb Astvatsatsin,

и URL: http://armchurch.ru/rossiyskaya-i-novo-nahichevanskaya-eparhi-о ya/ (23.10.2018). (in Russian)

& 11. Rossiyskaya Ob'yedinennaya Metodistskaya Tserkov' (2018)

и Drevo Zhizni [Tree of Life], URL: http://afisha.drevolife.ru/organizations/ О org/3883 (23.10.2018). (in Russian)

^ 12. Rossiyskiy Ob'yedinenny Soyuz Khristian Very Evangelskoy

о (pyatidesyatniki) (2018) Drevo Zhizni [Tree of Life], URL: http://map. л drevolife.ru/denominaciya/roshve (23.10.2018). (in Russian) ^ 13. Rossiyskiy Soyuz Evangel'skihh Khristian Baptistov (2018) Drevo

^ Zhizni [Tree of Life], URL: http://map.drevolife.ru/denominaciya/rs-ehb К (23.10.2018). (in Russian)

К 14. Skripunov A. (2018) Indeks very [Index of faith], URL: https://ria.

g ru/religion/20170823/1500891796.html (23.10.2018). (in Russian)

15. Soyuz Khristianskikh Presviterianskikh Tserkvei (2018) Drevo Zhizni [Tree of Life], URL: http://map.drevolife.ru/denominaciya/shpc (23.10.2018). (in Russian)

16. Soyuz evangelichesko-lyuteranskih tserkvei v Rossii i drugih gos-udarstv (2018) Evangelical Lutheran Church, URL: http://www.elkras.ru/ elc/struktura_elc/struktura_elc.jdx (23.10.2018). (in Russian)

17. Staroobryadchestvo v sovremennoy Rossii (2018) Ruskaya vera [Russian faith], URL: http://ruvera.ru/articles/staroobryadchestvo_rossii (23.10.2018). (in Russian)

18. Trofimov Y. F. (2014) Religiovedeniye [Studies in Religion], Karaganda: Boshlak-Baspa, URL: http://www.portal-credo.ru/ site/?act=lib&id=3062 (23.10.2018). (in Russian)

19. Tserkovno-nauchnyy tsentr Pravoslavnaya entsiklopediya (2018) Lyuteranstvo segodnya, Pravoslavnaya Entsiklopediya [Orthodox encyclopedia], URL: http://www.sedmitza.ru/lib/text/441787/ (31.10.2018). (in Russian)

20. Uniony, vhodyashchiye v UAD (2018) The General Conference of the Seventh-day Adventist Church, URL: https://esd.adventist.org/ church-structure/unions-belonging-to-esd/# (23.10.2018). (in Russian)

Таб. 1. Христианство в России

Деноминация Число верующих в России Приходы/ общины

Православие 8 640 тыс. 87% 24 000

Протестантизм Баптисты Адвентисты Пятидесятники Лютеране Методисты Пресвитериане 1 139 тыс. 483 тыс. 251 тыс. 212 тыс. 150 тыс. 25 тыс. 18 тыс. 11% 3 167

Старообрядчество 126 тыс. 1,2% 353

Католицизм 83 тыс. 0,7% 230

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Армянская церковь 10 тыс. 0,1% 27

Итого 9 938 тыс. 27 777

•(иисыни naxdaii adawndn vh) nnoood а Hvniondx viahotfon уяиУохя]^

о->

90 80 70 60 50 40 30 20 10 о

Г1

у .у

у

у

у

V

у А

н

□ Православие

■ Протестантизм Старообрядчество

■ Католицизм

■ Армянская церковь

из Е я

<<! О

Я <

Рис. 1. Христианство в России

Таб. 2. Протестантизм в России

Протестантизм в России Число верующих Общины

1. Баптисты 483 тыс. 43% 1 342

2. Адвентисты 251 тыс. 22% 698

3. Пятидесятники 212 тыс. 18% 590

4. Лютеране 150 тыс. 13% 417

5. Методисты 25 тыс. 3% 70

6. Пресвитериане 18 тыс. 1% 50

Итого 1 140 тыс. 3 167

>

К

К

и >

к

И

к я о

•(иисыни и0нс1э!п яdяwиdп ¥н) ииээос[ 3 нуихэмх ухэко^оп уяиуохя]^

50

40

30

20

10

■ баптисты

4 адвентисты □ пятидесятники

■ лютеране

■ методисты пресвитериане

Рис. 2. Протестантизм в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.