Научная статья на тему 'Методика подготовки презентаций по литературоведческим дисциплинам и требования к их оформлению'

Методика подготовки презентаций по литературоведческим дисциплинам и требования к их оформлению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУАРРИФӣ / НИЗОМИ КРЕДИТИИ ТАҳСИЛОТ / МЕТОДИКА / АДАБИЁТШИНОС / НАқШАИ ТАЪЛИМ / СЛАЙД / КОР БО ЛУГАТ / ИСТИЛОҳҳОИ НАЗАРИЯВӣ-АДАБӣ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПЛАН-ПРОСПЕКТ / СЛОВАРНАЯ РАБОТА / ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ / PRESENTATION / CREDIT SYSTEM OF TUITION / METHOD / LITERARY DISCIPLINES / PLAN-PROSPECT / SLIDE / A WORK WITH DICTIONARIES / THEORETICAL AND LITERARY CONCEPTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипов Восид Абдухолиқович

Дар мақола муаллиф дар такя ба таҷрибаи худ, методикаи таълифи муаррифиро ки тибқи низоми кредитӣ ташкил шуда буданд, аз силсила фанҳои адабиётшиносӣ пешниҳод менамояд. Қайд мешавад, ки мувофиқи методикаи таълими пешниҳодшуда, слайдҳои муаррифӣ бояд дар худ ҳама он қисмҳои таркибии усули танзими нақшаи мукаммали машқулияти амалӣ ё назарияви, ки дар нақшаҳои дарсҳои низоми анъанавӣ мавҷуд буданд, дошта бошанд: унвони фанни таълимӣ, ҳафта, мавзӯъ, нақшаи дарс, мақсади он, машқи нутқ. Тазаккур меравад, ки слайдҳои махсус бояд ба мустақилона омӯхтани ҳар як банди нақшаи машгулият, ки аз савол ва супоришҳои ҷудогона иборат мебошанд, бахшида шуда бошанд (дар ин слайдҳо бояд айёнияти зарурӣ, портрет, лаҳзаҳо аз филмҳои бадеӣ ва ҳуҷҷатӣ, ҷадвалу схемаҳо ва гайра, ки барои босифат омӯхтани ҳар як банди нақшаи машғулият мусоидат мекунанд, ҷой дода шуда бошанд); кор бо лугат, кор бо истилоҳҳои назариявӣ-адабӣ, савол ва супоришҳо, ки ба натицагирӣ аз машгулият равона карда шудаанд, ва рӯйхати адабиёт.В статье автор, опираясь на опыт проведения занятий, основанных на кредитной системе обучения, предлагает методику составления презентаций по литературоведческим дисциплинам. Отмечается, что в соответствии с предложенной методикой слайды должны включить в себя все те необходимые компоненты методики составления плана-проспекта лекционного или практического занятия, которые имелись в традиционной системе обучения: наименование учебной дисциплины, неделя, тема занятия; план занятия; цели занятия; речевая разминка. Автором подчеркивается, что отдельные слайды должны быть посвящены самостоятельному рассмотрению каждого пункта плана, разбитого на более мелкие задания и вопросы (здесь же должны быть помещены необходимые иллюстрации, портреты, фрагменты из художественных и документальных фильмов, графики, таблицы, схемы и т. д., содействующие доброкачественному раскрытию конкретного пункта плана конкретной темы); словарная работа, работа с теоретико-литературными понятиями; вопросы и задания, ориентированные на подведение итогов, то есть на обобщение занятия; список литературы.Proceeding from the experience of conducting lessons on the grounds of credit system tuition, the author of the article suggests a method aimed at composing presentations on literary disciplines. It is underscored that in accordance with the proposed method slides should include all those necessary components of the method aimed at drawing up a plan-prospect for a lecture or a practical lesson which are available in the traditional system of tuition, such as: academic discipline nomination, week, theme of the lesson; plan for the lesson; objective of the lesson; speech drilling. The author lays an emphasis upon the fact that separate slides should be devoted to selfsufficient consideration of each point of the plan, divided into smaller tasks and questions (necessary illustrations, portraits, fragments from feature and documentary films, graphics, tables, diagrams, etc. should be placed here, promoting an appropriate disclosure of a particular item of a concrete topic plan); work with dictionaries, work with literary-theoretical concepts; questions and tasks focused on summarizing targeted at a generalization of the lesson; list of reference literature.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарипов Восид Абдухолиқович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика подготовки презентаций по литературоведческим дисциплинам и требования к их оформлению»

ББК 74.268.0

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ И ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ОФОРМЛЕНИЮ

Одним из немногих позитивных сторон нововведенной кредитной системы обучения является использование в учебном процессе презентаций. Презентация, электронная доска, компьютер, ноутбук, DVD, учебные, художественные и документальные фильмы, посвященные или снятые по мотивам произведений художественной литературы, новые модификации проекторов и. т. д. относятся к числу современных технических средств обучения.

Сама кредитная система обучения есть новая система, многими аспектами отличающаяся от традиционной системы обучения, которая была в применении в течение долгих десятилетий. Организация учебно-воспитательного процесса в любом по статусу учебном заведении, среднем или высшем, на базе новой системы обязательно повлечёт за собой изменения и в методике преподавания. Не исключением в данном случае являются дисциплины филологического цикла и методика их преподавания.

Свою статью мы посвятили освещению лишь одного аспекта данной многогранной проблемы, а именно: методике подготовки презентации учебных тем по литературоведческим дисциплинам и требованиям к их составлению.

В нашем понимании, использование презентации в вузе многими компонентами аналогично использованию плана-проспекта лекционного или практического занятия. Опыт преподавания литературоведческих дисциплин в соответствии с требованиями методики кредитной системы обучения показал закономерность введения в презентации всех тех структурных элементов, которые имеют место в плане-проспекте занятия. Мы имеем в виду указание темы занятия, плана, целей, речевой разминки, этапов и видов работы (имеющих в зависимости от того, лекционное или практическое занятие, свою специфику), словарной работы, работы с теоретико-литературными понятиями, обобщения и подведения итогов. Так, данные компоненты прежних планов-проспектов, на наш взгляд, должны быть помещены в слайдах презентации по каждому занятию в следующей последовательности:

- в первом слайде должны быть указаны наименование учебной дисциплины, неделя, тема занятия (если рассматривается творчество конкретного автора, то поместить в углу слайда его портрет);

- второй слайд должен содержать план занятия;

- третий - цели занятия;

- четвёртый должен быть посвящён речевой разминке;

- пятый, шестой и последующие слайды, в зависимости от количества пунктов плана, должны быть посвящены отдельному рассмотрению каждого пункта плана, разбитого на более мелкие задания и вопросы; (здесь же должны быть помещены необходимые иллюстрации, портреты, фрагменты из художественных и документальных фильмов, графики, таблицы, схемы и т. д., содействующие качественному раскрытию конкретного пункта плана конкретной темы);

- в ходе работы над каждым пунктом плана, когда возникает необходимость в словарной работе или в толковании теоретико-литературного понятия, желательно обращаться к отдельным слайдам, посвященным словарной работе или работе над теоретико-литературными понятиями;

- после рассмотрения всех пунктов плана в один из слайдов следует ввести вопросы и задания, ориентированные на подведение итогов, то есть на обобщение занятия;

- предпоследний слайд должен содержать список литературы по данной, конкретно взятой теме и не должен дублировать список литературы, содержащийся в силлабусе, где преимущественно указывается список основной и дополнительной литературы по всему курсу;

- последний слайд - это выражение благодарности студентам или гостям занятия, принявшим активное участие в учебно-познавательном процессе.

Таким образом, как нам представляется, мы выдвинули общие требования к составлению презентаций по всем литературоведческим дисциплинам. Разумеется, в зависимости от характера темы, преследуемых целей и задач в презентации подобного рода могут быть включены и другие слайды-иллюстрации, дающие сведения о годах детства и учёбы автора, раннем периоде творчества или этапах творчества, если их несколько, иллюстрации к его произведениям. Это могут быть фрагменты их произведений, портреты героев произведения, оценка литературного произведения или всего творчества автора в литературной критике. Это даже могут быть фрагменты из художественных фильмов, снятых по мотивам того или иного произведения изучаемого автора, что мы практикуем по истории зарубежной литературы. Студенты всегда с особым интересом воспринимают дополнительные

сведения об интересах писателя, его творческой лаборатории, друзьях, родителях, о среде, где он формировался как поэт, прозаик и драматург, о его семейном положении, жене, детях.

График, схема, таблица и им подобные атрибуты слайдов, являющиеся составной частью презентаций, желательны и для цикла дисциплин филологической специальности. У филологов, особенно литераторов, преимущественно оперирующих художественным словом, это не всегда возможно, но необходимость заменить текст более эффективными таблицами, графиками, схемами, другими наглядными средствами, обязывает нас стремиться к этому. При этом все методы, приемы, средства, наглядность, включаемые нами в учебно-воспитательный процесс, непременно должны способствовать повышению уровня преподавания, научно-методического уровня проводимых лекционных и практических занятий, а не быть жестом во имя галочки.

При составлении презентаций есть большая необходимость в соблюдении важнейших принципов дидактики: научности, доступности, от простого к сложному, наглядности, межпредметности и т. п. При этом то, когда, как и на каком этапе занятия следует ввести их, как оформить эти слайды, зависит от специфики вводимой темы и уровня общепедагогического и методического мастерства преподавателя.

После введения кредитной системы обучения опыт использования в учебном процессе новых достижений оргтехники, ноутбуков, показал, что художественные и документальные фильмы могут стать весьма занимательной и эффективной частью учебно-воспитательного процесса. Они способствуют значительному повышению интереса студентов к учебному материалу. Поэтому преподаватель-литератор обязан постоянно собирать и систематизировать фильмотеку, свой фонд художественных, учебных и документальных фильмов по каждой теме, умело использовать их в учебном процессе.

Так, на первом занятии по истории античной литературы, посвященном гомеровскому эпосу, мы используем не только фрагменты из замечательных художественных фильмов «Троя» и «Одиссей», снятых по мотивам героических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», но и стремимся просмотреть документальный фильм об истории обнаружения немецким археологом Генрихом Шлиманом древней Трои в долине Гисарлык северо-западной части нынешней Турции.

Исходя из требований методики проведения лекционных занятий в кредитной системе обучения, предполагающих предварительное чтение студентами лекционного материала дома, можно и нужно ввести изменения и методику проведения словарной работы, в методику организации работы над теоретико-литературными понятиями. Здесь возможны разные пути: наиболее лёгким представляется путь, когда ещё в период подготовки лекционного материала, опираясь на свой опыт преподавания, зная способности своих студентов, преподаватель уже в тексте лекции курсивом выделяет слова или теоретико-литературные понятия, значения которых, возможно, не будут понятны для студентов. И здесь, в тексте лекции, после слова или литературоведческого термина преподаватель в скобках дает их толкование.

Возможен и другой путь, облегчающий работу преподавателя и, напротив, осложняющий и увеличивающий объем самостоятельной работы студентов, когда лектор предварительно объявляет студентам, чтобы они, опираясь на «Словарь русского языка» С.И.Ожегова(6), на «Словарь иностранных слов»(7), «Краткий словарь литературоведческих терминов» Л.И.Тимофеева, С.В.Тураева(4), «Энциклопедический словарь юного литературоведа»(8), «Литературный энциклопедический словарь»(5) и другие источники самостоятельно определили значение этих слов или терминов, занесли их в свои словари, а далее пришли на занятия уже с определённым багажом знаний по теме, чтобы на практическом занятии ввели эти слова и термины свою речь в процессе ответа домашнего задания.

Второй путь рекомендуется для наиболее подготовленных групп. Кроме того, если взять во внимание низкий уровень практического владения языком нерусскими студентами, то при всём своём желании преподаватель в тексте лекции не может дать толкование всех слов и терминов, в понимании которых студенты могут испытывать трудности. Опыт показывает, что их, как правило, бывает чрезмерно много, поэтому в любом случае студенту придётся организовать предварительную самостоятельную словарную работу или работу над усвоением теоретико-литературных понятий в том объёме, который носит ярко выраженный индивидуальный характер и зависит от степени практического владения русским языком каждым из них.

К месту будет отметить, что ошибки в составлении плана, допускаемые вышестоящими инстанциями, значительно осложняют работу профессорско-преподавательского состава по эффективной организации учебно-воспитательного процесса, в том числе и составлению презентаций. Так, сложный теоретический курс «Введение в литературоведение»(1), который всегда должен предшествовать изучению его составных частей, по разным планам часто изучался и изучается во

втором, третьем и даже четвёртом семестре, чего не должно быть ни в коем случае, ибо будущий литератор сначала должен получить понятие о литературе, литературном образе, теме, идее, сюжете, композиции, особенностях языка художественного произведения, стиховедении, родах и видах литературы и т. п., то есть изучить «Введение в литературоведение», призванный помочь делу усвоения студентами составных частей науки о литературе: «Истории литературы», «Теории литературы» и «Литературной критики». Составители плана не обращают на это внимания, и в учебном плане курсу «Введение в литературоведение» часто предшествуют отдельные отрезки из истории русской или зарубежной литературы, чего нельзя допускать категорично. Так, курсу «Введение в литературоведение» долгие годы предшествовала «Античная литература» (2). В процессе преподавания этой дисциплины проблемы у преподавателя начинались уже с первой темы: «Гомеровский эпос». Гомер - автор, это легко объяснить студентам, но что такое «эпос», они не знают. Об «эпосе» мы говорим на занятиях по «Введению в литературоведение». Следующий абзац этой же темы: «Сюжет «Илиады». «Илиада» - название произведения, это легко объяснить студентам, но что такое «сюжет», студенты не знают. О «сюжете» они получают информацию на занятиях по «Введению в литературоведение». Так, в течение семестра преподаватель, десятки раз отрываясь от истории литературы Древней Греции и Рима, обращается к науке о литературе, то есть к курсу «Введение в литературоведение». Это в свою очередь приведет к значительным осложнениям при составлении презентации по античной литературе, особенно при составлении слайда, ориентированного на работу с теоретико-литературными понятиями.

Таким образом, мы пришли к заключению, что презентации в действительности вузов начала ХХ1 века являются необходимыми компонентами методической организации учебно-воспитательного процесса, важнейшим техническим средством обучения, но эффективность их составления во многом диктуется доброкачественным, детально продуманным учебным планом и во многом зависит от уровня педагогического мастерства преподавателя.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абрамович, Г. Л. Введение в литературоведение/Г.Л.Абрамович -М.: Просвещение, 1979.-352с.

2. Античная литература/Под ред.проф. А.А.Тахо-Годи. 3-е изд.,М.,1980.- 456 с.

3. Введение в литературоведение./Под ред. Г. Н. Поспелова. - М.: Высшая школа, 1988. - 350 с.

4. Краткий словарь литературоведческих терминов. /Ред. - сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., Просвещение, 1985. - 216 с.

5. Литературный энциклопедический словарь. Под общ. ред. В.М.Кожевникова и П.А.Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 751 с.

6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка:/ С.И.Ожегов .- М.: Русский язык, 1983. - 816 с.

7. Словарь иностранных слов. - 18-е изд., стер. - М.: Русский язык, 1989. - 624 с.

8. Энциклопедический словарь юного литературоведа .Сост. В. И. Новиков. - М,-1988. - 416 с.

REFERENCES:

1. Abramovich, G.L. Introduction to Literary Criticism /G.L.Abramovich. - M.: Enlightenment, 1979.-352 p.

2. Antique Literature /Under the editorship of Professor A.A.Takho-Godi. The third edition.- M., 1980.- 456 p.

3. Introduction to Literary Criticism /under the editorship of G.N. Pospelov. - M.: Higher School, 1988.-350 p.

4. Brief Dictionary of Literary Terms. /editors-compilers: L.I. Timofeev and S.V. Turaev. - M., 1985. - 216 p.

5. Literary Encyclopedic Dictionary. Under the general editorship of V.M.Kozhevnikov and P.A. Nikolaev. - M.: Soviet Encyclopedia, 1987. - 751 p.

6. Ozhegov, S.I. Dictionary of the Russian Language:/S.I. Ozhegov - M., 1983. - 816 p.

7. Dictionary of Foreign Words. - The 18-th edition, stereotyped, - M.: Russian Language, 1989. - 624 p.

8. Encyclopaedic Dictionary of a Young Literary Critic .Compiled by V. I. Novikov .- M,-1988. - 416 p.

Методикаи омодасозии муаррифии мавзуъхри таълимй аз силсилаи фанхои адабиётшиносй ва талабот оид ба тартиб додани онхо Вожахои калидй: муаррифй, низоми кредитии тщсилот, методика, адабиётшиносй, нацшаи таълим,

слайд, кор бо лугат, истилощои назариявй-адабй Дар мацола муаллиф дар такя ба тацрибаи худ, методикаи таълифи муаррифиро ки тибци низоми кредитй ташкил шуда буданд, аз силсила фащои адабиётшиносй пешнщод менамояд. К,айд мешавад, ки мувофици методикаи таълими пешниуодшуда, слайдуои муаррифй бояд дар худ уама он цисщои таркибии усули танзими нацшаи мукаммали машцулияти амалй ё назарияви, ки дар нацшщои дарсуои низоми анъанавй мавцуд буданд, дошта бошанд: унвони фанни таълимй, уафта, мавзуъ, нацшаи дарс, мацсади он, машци нутц. Тазаккур меравад, ки слайдуои махсус бояд ба мустацилона омухтани уар як банди нацшаи машгулият, ки аз савол ва супоришуои цудогона иборат мебошанд, бахшида шуда бошанд

(дар ин слайдуо бояд айёнияти зарури, портрет, лщзщо аз филщои бадей ва ууццати, цадвалу схемщо ва гайра, ки барои босифат омухтани уар як банди нацшаи машгулият мусоидат мекунанд, цой дода шуда бошанд); кор бо лугат, кор бо истилощои назарияви-адаби, савол ва супоришуо, ки ба натицагири аз машгулият равона карда шудаанд, ва руйхати адабиёт.

Методика подготовки презентаций по литературоведческим дисциплинам и требования к их оформлению

Ключевые слова: презентация, кредитная система обучения, методика, литературоведческие дисциплины, план-проспект, слайд, словарная работа, теоретико-литературные понятия

В статье автор, опираясь на опыт проведения занятий, основанных на кредитной системе обучения, предлагает методику составления презентаций по литературоведческим дисциплинам. Отмечается, что в соответствии с предложенной методикой слайды должны включить в себя все те необходимые компоненты методики составления плана-проспекта лекционного или практического занятия, которые имелись в традиционной системе обучения: наименование учебной дисциплины, неделя, тема занятия; план занятия; цели занятия; речевая разминка. Автором подчеркивается, что отдельные слайды должны быть посвящены самостоятельному рассмотрению каждого пункта плана, разбитого на более мелкие задания и вопросы (здесь же должны быть помещены необходимые иллюстрации, портреты, фрагменты из художественных и документальных фильмов, графики, таблицы, схемы и т. д., содействующие доброкачественному раскрытию конкретного пункта плана конкретной темы); словарная работа, работа с теоретико-литературными понятиями; вопросы и задания, ориентированные на подведение итогов, то есть на обобщение занятия; список литературы.

Method of Presentations Preparation on Literary Disciplines and Requirements for their Framing

Key words: presentation, credit system of tuition, method, literary disciplines, plan-prospect, slide, a work with

dictionaries, theoretical and literary conceptions. Proceeding from the experience of conducting lessons on the grounds of credit system tuition, the author of the article suggests a method aimed at composing presentations on literary disciplines. It is underscored that in accordance with the proposed method slides should include all those necessary components of the method aimed at drawing up a plan-prospect for a lecture or a practical lesson which are available in the traditional system of tuition, such as: academic discipline nomination, week, theme of the lesson; plan for the lesson; objective of the lesson; speech drilling. The author lays an emphasis upon the fact that separate slides should be devoted to self-sufficient consideration of each point of the plan, divided into smaller tasks and questions (necessary illustrations, portraits, fragments from feature and documentary films, graphics, tables, diagrams, etc. should be placed here, promoting an appropriate disclosure of a particular item of a concrete topic plan); work with dictionaries, work with literary-theoretical concepts; questions and tasks focused on summarizing targeted at a generalization of the lesson; list of reference literature. Маълумот дар бораи муаллиф:

Шарипов Восид Абдухолицович, номзади илщои педагоги, дотсенти кафедраи адабиёти рус ва хориции Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б. Fафуров (Цущурии Тоцикистон, ш. Хуцанд), E- mail: vasit.sharipov@mail.ru Сведения об авторе:

Шарипов Васид Абдухаликович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail:vasit.sharipov@mail.ru Information about the author:

Sharipov Vasid Abdukhalikovich, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the department of the Russian and foreign literature under Khujand State University named after academician B. Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E-mail: vasit.sharipov@mail.ru

УДК 371

Э.Э.РАХИМОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.