Научная статья на тему 'Методика поддержки принятия решений при выборе облачных ИТ-сервисов для внедрения на предприятии'

Методика поддержки принятия решений при выборе облачных ИТ-сервисов для внедрения на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
366
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЛАЧНЫЕ ИТ-СЕРВИСЫ / ОЦЕНКА / МЕТОДИКА / МОДЕЛИ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / РИСКИ / CLOUD-BASED SERVICES / ASSESS / METHODOLOGY / MODELS / EFFECTIVENESS / RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разумников С.В.

Проблема разработки ИТ-стратегии внедрения облачных сервисов заключается в том, что еще на стадии ее формирования важно определить, какие приложения больше всего будут удовлетворять бизнес-стратегии предприятия, оценить провайдеров облачных услуг с точки зрения надежности и безопасности и провести анализ удовлетворенности сотрудников. Предлагается система критериев и методика поддержки принятия решений при выборе облачных ИТ-сервисов для внедрения на предприятии. Данная методика позволяет определить, какие из имеющихся на предприятии приложений, а также новых сервисов, которые предполагается внедрять, подходят для реализации в облачной среде с точки зрения результативности и безопасности. Данный подход включает в себя выполнение трех этапов: сбор данных, определение затрат и выгод; оценка результативности; анализ возможности перехода к облачным технологиям. В основе методики лежит системный подход, который обоснован проведением всестороннего анализа в условиях неопределенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS DECISION SUPPORT BY SELECTING CLOUD IT SERVICES FOR IMPLEMENTATION FOR ENTERPRISE

The problem of development of IT strategy for the implementation of cloud services is that even at the stage of its formation it is important to determine which applications best satisfy the business strategy of the enterprise, to evaluate in terms of reliability and security of cloud service providers, and an analysis of employee satisfaction. Proposed system of criteria and methods of decision-making support when choosing a cloud-based IT services for the implementation of the enterprise. This method allows you to determine which of the available applications in the enterprise, as well as new services, which are supposed to implement, suitable for implementation in the cloud in terms of effectiveness and safety. This approach includes the three stages: data collection, identification of costs and benefits; effectiveness evaluation; analysis of the possibility of transition to the Cloud. The method is based on a systematic approach, which is justified in carrying out a comprehensive analysis of the conditions of uncertainty.

Текст научной работы на тему «Методика поддержки принятия решений при выборе облачных ИТ-сервисов для внедрения на предприятии»

МЕТОДИКА

ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ ВЫБОРЕ ОБЛАЧНЫХ ИТ-СЕРВИСОВ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ METHODS DECISION SUPPORT BY SELECTING CLOUD IT SERVICES FOR IMPLEMENTATION FOR ENTERPRISE

с.в. разумников

К.т.н., старший преподаватель кафедры информационных систем Юргинского технологического института (филиала)

Национального исследовательского Томского политехнического университета

h '

;

I

s.v. razumnikov

Ph.D., senior lecturer of the Department of Information Systems, Yurga Technological Institute (branch) of the National Research Tomsk Polytechnic University

340

АННОТАЦИЯ

Проблема разработки ИТ-стратегии внедрения облачных сервисов заключается в том, что еще на стадии ее формирования важно определить, какие приложения больше всего будут удовлетворять бизнес-стратегии предприятия, оценить провайдеров облачных услуг с точки зрения надежности и безопасности и провести анализ удовлетворенности сотрудников. Предлагается система критериев и методика поддержки принятия решений при выборе облачных ИТ-сервисов для внедрения на предприятии. Данная методика позволяет определить, какие из имеющихся на предприятии приложений, а также новых сервисов, которые предполагается внедрять, подходят для реализации в облачной среде с точки зрения результативности и безопасности. Данный подход включает в себя выполнение трех этапов: сбор данных, определение затрат и выгод; оценка результативности; анализ возможности перехода к облачным технологиям. В основе методики лежит системный подход, который обоснован проведением всестороннего анализа в условиях неопределенности. ABSTRACT

The problem of development of IT strategy for the implementation of cloud services is that even at the stage of its formation it is important to determine which applications best satisfy the business strategy of the enterprise, to evaluate in terms of reliability and security of cloud service providers, and an analysis of employee satisfaction. Proposed system of criteria and methods of decision-making support when choosing a cloud-based IT services for the implementation of the enterprise. This method allows you to determine which of the available applications in the enterprise, as well as new services, which are supposed to implement, suitable for implementation in the cloud in terms of effectiveness and safety. This approach includes the three stages: data collection, identification of costs and benefits; effectiveness evaluation; analysis of the

possibility of transition to the Cloud. The method is based on a systematic approach, which is justified in carrying out a comprehensive analysis of the conditions of uncertainty.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Облачные ИТ-сервисы, оценка, методика, модели, результативность, риски.

KEYWORDS

Cloud-based services, assess, methodology, models, effectiveness, risks.

Введение

В поисках подхода к ИТ-инфраструктуре, который сможет обеспечить более широкие возможности масштабирования, все больше предприятий рассматривают возможность перехода на облачные технологии, которые имеют огромный потенциал для существенного повышения эффективности без ущерба для производительности [1]. По результатам исследований аналитических компаний Forrester Research, IDC [2], российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) облачный рынок вырос на 70% в 2014 г. Тем не менее, для того, чтобы реализовать эти преимущества и получить максимальную отдачу от своих инвестиций, предприятия должны принимать во внимание различные проблемы и особенности внедрения облачных ИТ, уникальные для каждой конкретной ситуации. Ни одно облачное решение не является универсальным [3].

ИТ-отделы предприятий, планирующих переход к облачным технологиям, опираются только на свои внутренние ресурсы и знания. В большинстве случаев это означает, что они осуществляют переход к облачной модели, не используя лучшие практические решения, необходимые для эффектив-

342

ного применения широкого спектра необходимых технологий [4]. Поэтому необходимо наличие стратегического плана внедрения облачных технологий, который может помочь правильно поставить перед ИТ цели и увидеть их достижение, контролировать и корректировать движение к достижению результата, синхронизировать работу ИТ и работу бизнеса, достигать эффективности и прозрачности работы ИТ, что позволяет достичь целей бизнеса [5].

Проблема разработки ИТ-стратегии внедрения заключается в том, что еще на стадии ее формирования важно определить, какие приложения больше всего будут удовлетворять бизнес-стратегии предприятия, оценить провайдеров облачных услуг с точки зрения надежности и безопасности и провести анализ удовлетворенности сотрудников. При разработке ИТ-стратегии целесообразной является совместная работа ИТ-директора со своими сотрудниками ИТ и внешними консультантами (экспертами) [6, 7]. Эта группа экспертов совместно со специалистами ИТ-отдела предприятия составит бизнес-цели для упрощения перехода к облачной модели, позволит оценить преимущества.

Актуальность исследования заключается еще в том, что существующие методы в области ИТ-стратегии, оценки экономической эффективности и рисков связаны в основном с оценкой конкретных сформированных ИТ-проектов, в то время как при разработке стратегии необходимо принять концептуальные, принципиальные решения в сфере ИТ, в том числе по выбору и внедрению облачной модели на предприятии. Такие методы еще слабо разработаны [8]. Важно еще на стадии формирования стратегии определить, какие приложения больше всего будут удовлетворять бизнес-стратегии предприятия, оценить провайдеров облачных

услуг с точки зрения надежности и безопасности и провести анализ данных, необходимых для осуществления перехода в облако.

Целью данной работы является разработка методики поддержки принятия решений при выборе облачных ИТ-сервисов на предприятии, позволяющей дать конкретные рекомендации о выборе ИТ-приложений для перехода к облачным технологиям.

Исследования поддержаны грантом РФФИ № 18-07-00031 «Модели, алгоритмы и программное обеспечение системы поддержки принятия стратегических решений к переходу на облачные технологии» 2018-2020 гг.

1. Разработка методики поддержки принятия

решений при выборе облачных ИТ-сервисов на основе системного подхода

Для принятия обоснованного решения при выборе облачных ИТ-сервисов для внедрения на предприятии необходимо провести анализ собранных данных об облачных сервисах и провайдерах для определения затрат и выгод, результативности и рисков от их применения. Существуют разные методики определения эффективности, рисков, связанных с внедрением ИТ, а также инструменты при стратегическом планировании, однако для проведения всестороннего анализа необходимо применить системный подход, выделив важные этапы.

Основной операцией системного подхода является разделение целого на составные части. Задача может распадаться на подзадачи, цели — на подцели и т.д. При необходимости данный процесс может повторяться, что приведет к древовидным иерархическим структурам. Процесс выбора об-

344

лачных ИТ-сервисов сложен, плохо формализован, слабо структурирован, поэтому операцию декомпозиции важно четко продумывать. Один из способов упрощения сложного — это метод декомпозиции, который состоит в разделении целого сложного на простые и более мелкие части.

В связи с этим обоснуем декомпозицию концепции решения проблемы согласно методике, разработанной Ф.П. Пере-гудовым и В.З. Ямпольским [9, 10]. Глобальная цель — выбор облачных ИТ-сервисов для внедрения на предприятии — основывается на формировании стратегии, которая включает в себя три составляющие: корпоративная стратегия, стратегия бизнеса и функциональная стратегия [7]. Далее по признаку «жизненный цикл» для функциональной стратегии выделим (декомпозируем) стандартные этапы: сбор и анализ данных, оценка данных, принятие решений [9] (рис. 1).

Рис. 1. Декомпозиция процесса принятия решения при выборе облачных ИТ-сервисов

Входной информацией для анализа будут являться: определение высокоуровневых требований бизнеса; определение модели облачного сервиса и модели развертывания;

данные о провайдерах и приложениях. На выходе процесса анализа будет получен набор приложений, который подвергается оценке. По результатам оценки получаем балл для каждого приложения, на основе которого принимается решение о внедрении.

Рис. 2. Декомпозиция процесса оценки

Процесс оценки согласно признаку «пространство инициирования целей» декомпозируем на 2 этапа: оценка результативности и оценка возможности перехода. На первом этапе определяется соответствие стандартам и, тем самым возможность применения оцениваемого приложения на предприятии. На втором этапе после отсева приложений, не соответствующих стандартам, производится анализ возможности перехода приложений к облачным технологиям в сравнении с другими альтернативами, где определяется их приоритет для внедрения. Оценка производится группой экспертов в соответствии с заданиями на экспертизу, сформулированными группой планирования. На рис. 2 представ-

346

лена декомпозиция процесса оценки. На выходе процесса оценки получаем матрицу решений о внедрении облачных ИТ-сервисов.

На последнем этапе «Выбор» делается вывод ЛПР о внедрении облачных ИТ-сервисов на предприятии.

Автором разработана методика поддержки принятия решений при выборе облачных ИТ-сервисов для внедрения на основе системного подхода (представлена на рис. 3) [11].

По данной методике рассматривается поэтапная концепция решения проблемы с применением двух предложенных моделей.

Концепция решения проблемы по предложенной методике

На первом этапе «Определение затрат и выгод» формируется набор приложений для оценки и определяются затраты и выгоды внедрения облачных сервисов. На этапе определения высокоуровневых требований бизнеса необходимо выявить:

1. Функции бизнеса.

2. Главные причины, побуждающие бизнес внедрять облачные сервисы (стратегические цели).

3. Облачные сервисы, которые могли бы поддерживать бизнес-процессы.

4. Требования законодательства, которые имеют значение.

Физическое размещение систем, обеспечивающих предоставление услуг (на территории предприятия, не на его территории, в определенной географической точке), и определение, кто будет отвечать за предоставление услуг. Далее определяется, какой тип облачной модели (SaaS, PaaS, IaaS)

нужен предприятию, а также — какова модель размещения облака (публичное, частное, общественное, гибридное) лучше всего подойдет компании.

Постановка проблемы выбора облачных ИТ-сервисов для внедрения на предприятии

Этап № 0. Формирование экспертной группы

Концепция решения проблемы Этап № 1. Сбор дшных.0пр£д£л£н11£зат/»11п и выгод

Г Модель Применяемые методы - Результаты

Интегральная модель оценки результативности внедрения облачных ИТ Многокритериальный подход, экспертные оценки Значения критериев результативности; Интегральный показатель результативности К!Ы

Этап № 3. Анализ возможности перехода к облачным т^жологиям

Определение иерархии Расчёт баллов приложений Сопоставление и анализ

кретериев по 3-м критериям результатов

с Модель Применяемые методы

МППР о переходе к облачным Матрица решений о

ИТ сервисам пригодности набора приложении для работы в облаке

Принятие решения о внедрении облачных ИТ-сервисов

Рис. 3. Методика поддержки принятия решений при выборе облачных ИТ-сервисов для внедрения на предприятии

348

Следующий этап — определение стартовой/базовой модели облачного сервиса с точки зрения риска. Здесь определяются области риска, которые необходимо принять в расчет, и меры по снижению риска в выявленных областях до уровня, приемлемого с точки зрения предприятия.

Примеры мер по снижению риска:

• шифрование данных клиентом для их защиты от несанкционированного доступа со стороны персонала облачного провайдера;

• выработка стратегии возврата в исходное состояние на случай провала бизнеса облачного провайдера;

• резервное копирование данных/отслеживание аудита клиентом на своей территории на случай потери доступа к облачному сервису;

• ясно или полно сформулированные SLA (Service Level Agreements), включающие пункт о праве на аудит;

• составление и осуществление внутреннего плана восстановления после аварии.

Предварительный анализ затрат включает:

1. Затраты на миграцию с существующей модели на облачную модель (разработка приложений, переформатирование данных в соответствии с форматами провайдера SaaS, настройка объединенного управления контролем идентичности и доступа, реализация процессов управления облаком).

2. Затраты на работу с облачной моделью (выплаты провайдеру, расходы на лицензии и поддержку, передачу данных).

3. Разовые и постоянные затраты на снижение рисков (инструменты шифрования данных, планирование и тестирование стратегий возврата в первоначальное

состояние, обслуживание независимого от провайдера резервного копирования). При рассмотрении других облачных моделей определяется: снизятся ли затраты при изменении модели предоставления/размещения облачных сервисов; позволит ли использование частного, общественного или гибридного облака отказаться от некоторых мер по безопасности, необходимых в публичном облаке; удастся ли сократить расходы на снижение риска, связанного с привязкой к определенному производителю, за счет использования модели PaaS или IaaS вместо SaaS.

На втором этапе «Оценка результативности» производится оценка каждого из существующего приложения и/или того приложения, которое предполагают внедрять на предприятии в соответствии с функциональными и юридическими требованиями бизнеса (установленными на этапе 1).

В оценке рисков для существующего/внедряемого приложения определяется следующее:

1. Области, в которых риск превышает приемлемый для предприятия уровень и должен быть снижен.

2. Меры, которые помогут снизить риск до приемлемого уровня (например, использовать частное облако, чтобы не делить площадку с другими организациями, провести оценку поставщика, а также его сертификатов и т.д.).

3. Сравнение подобного с подобным. Для этого необходимо проанализировать области риска, существующего для текущей технологии, чтобы убедиться, что при оценке существующего и будущего состояния учтено одно и то же.

В оценке затрат и выгод определяются:

350

1. Текущие затраты на эксплуатацию/обслуживание.

2. Скрытые затраты, включая затраты на снижение рисков.

3. Материальные и нематериальные выгоды.

После анализа затрат и выгод рассчитываются критерии и интегральный показатель «Результативность облачного ИТ-сервиса» по предложенной системе критериев оценки преимуществ и интегральной модели на основе многокритериального подхода к принятию решений. В расчете критерия Кес5 и показателей эффективности и рисков необходимо подключить к работе экспертов, финансовый отдел и использовать корпоративные стандарты.

На третьем этапе «Анализ возможности перехода к облачным технологиям» определяется иерархия критериев. Далее производится расчет баллов приложений по 3 критериям согласно предложенной модели. В результате расчетов составляется матрица принятия решений о возможности перехода приложений в облачную среду и принимается решение по выбору облачных ИТ-сервисов для внедрения на предприятии [12].

В предлагаемой методике поддержки принятия решений выбора облачных ИТ-сервисов для внедрения можно выделить следующую последовательность действий в виде блок-схемы (рис. 4), по которой осуществляются оценка и отбор приложений для внедрения на предприятии с применением предложенных моделей.

После выбора подходящих приложений для перехода в облачную среду по разработанной методике разрабатываются проекты для внедрения. В случае ограниченного бюджета предприятия на основе этих проектов предлагается просчитать показатели эффективности — NPV (как лучшего из критериев, указывающего верные инвестиционные

Рис. 4. Схема оценки и отбора облачных ИТ-сервисов для внедрения на предприятии с применением предложенных моделей поддержки принятия решений

решения) и выбрать проекты с наибольшим совокупным Здесь предлагается модель для выбора инвестиционных программ в облачные технологии на основе методов математического программирования. Для этого необходимы уже сформированный проект и следующая информация:

• численные показатели для прямых и хорошо оцениваемых выгод;

• затраты на внедрение облачных ИТ;

• чистые расходы и прибыли для каждого года.

352

2. Анализ критериев оценки облачных ИТ-сервисов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проанализировав публикации по использованию облачных вычислений [13], можно сделать вывод, что основной акцент делается на риски, с которыми сталкиваются при принятии решений о внедрении таких технологий. К этим рискам относят информационную безопасность и нормативно-правовые вопросы, связанные с внедрением. В [13-18] рассматриваются стандарты информационной безопасности и единые критерии ее оценки. В связи с этим, согласно [13] можно выделить следующие важные критерии в оценке, которые необходимо учитывать при разработке системы показателей анализа облачных ИТ: целостность, конфиденциальность, доступность, аудит, аутентификация.

Исследователями отмечается влияние человеческого фактора при внедрении инновационных технологий и ИТ [14]. Для сотрудников (как основного ресурса предприятия), применяющих ИТ в своей работе, имеет большое значение, с чем и как приходится работать.

Любые изменения сопровождаются сопротивлением со стороны части персонала, так как люди с подозрением относятся ко всем новшествам, которые меняют привычный уклад жизни. Также создается дополнительная нагрузка на сотрудников, поскольку сначала необходимо изучить и освоить новые технологии, и здесь уже дает о себе знать нежелание некоторых сотрудников переобучаться. Это явление можно объяснить наличием различных психологических типов сотрудников по характеру реакции на новшества: новаторы и консерваторы. Для учета мнения сотрудников предлагается использовать критерий «Психологический фактор».

В оценке также большое внимание уделяется эффекту, получаемому от использования традиционных и облачных

ИТ [15, 16]. Таким образом, целесообразно выделить показатели, которые будут характеризовать экономический эффект и показывать необходимость для предприятия, определять выгоды и преимущества, которые появится в случае внедрения. Эффективность определяется в сопоставлении возможных доходов и издержек.

Одним из наиболее общих критериев, учитываемых при внедрении ИТ, является критерий, характеризующий повышение ценности фирмы, факторами которой служат рост доходов фирмы, повышение уровня эффективности работы организации в результате принятых верных решений. Выявление таких результатов — важная задача оценки эффективности инвестиций в ИТ.

В России на основе документов, разработанных Минэкономики России, ЮНИДО, Госкомстроем России и Минфином России, приняты Методические рекомендации для оценки эффективности инвестиционных проектов, которые служат в настоящее время основой для оценки эффективности при внедрении ИТ, включающих два основных аспекта — финансовый и экономический [16].

Задача при финансовой оценке — это определение достаточности финансов предприятия и выполнение финансовых обязательств для выполнения проекта. Экономическая оценка ИТ тесно связана с нахождением источников экономической эффективности, т.е. реальных возможностей улучшения финансовой и производственно-хозяйственной деятельности предприятия, упущенных выгод и потенциально существующих на предприятии резервов производства, а также возможностей для повышения эффективности производства за счет усовершенствования системы управления [16]. Можно выделить следующие направления повышения эффективности:

354

• увеличение выпуска продукции (услуг) и ее (их) качества за счет более рационального использования трудовых и производственных ресурсов;

• определение оптимального уровня запасов объемов незавершенного производства и материальных ресурсов;

• рост производительности труда из-за сокращения простоев производственного оборудования и потерь рабочего времени;

• уменьшение затрат на выпуск продукции благодаря сокращению административно-управленческого персонала, оптимизации оперативно-календарного и технико-экономического планирования.

В литературе упоминается о том, что в случае применения облачных технологий не нужно полагаться на рекламу и что облачные ИТ не решат всех проблем [50, 59]. Бизнесу нужно четко понимать выгоды, которые он получит от применения облачных вычислений. Поэтому важно согласовываться с бизнес-стратегией и целесообразно ввести показатель «Критичность для бизнеса».

Еще один важный момент при принятии решения о внедрении облачных ИТ — это техническая возможность реализации. В [18] говорится об осуществлении миграции приложений предприятия в облачную среду, о необходимых требованиях. Важно оценить возможность перехода к облачным технологиям и понять, насколько это осуществимо. Поэтому встает вопрос об оценке технической возможности. Для данного критерия, согласно [17], можно выделить следующие основные технические факторы: переносимость данных, масштабируемость, отказоустойчивость. При принятии решения о переходе в облако важ-

но определить простоту интеграции и миграции, а также, в какой среде и при каких возможностях будет проходить работа.

Обобщая вышесказанное, выделим основные группы источников, согласно которым формируются критерии и показатели. Нормативно-правовые вопросы в оценке рисков и техническая реализуемость миграции: «Стандарты и руководства по использованию облачных вычислений» [13]; официальный документ корпорации Cisco «Планирование миграции корпоративных приложений в облако» [17]; статьи Microsoft и «Правовые проблемы обеспечения безопасности» [17];

1) риски, связанные с информационной безопасностью: стандарты ИБ; ГОСТ Р И ИСО/МЭК 27001-2006: «Методы и средства обеспечения безопасности»; отдельные публикаций по облачным ИТ [1, 4];

2) эффективность и результативность применения облачных ИТ для бизнеса: методические рекомендации для оценки эффективности инвестиционных проектов [15, 16]; методы, представленные в статьях; официальный документ корпорации Cisco «Облако 101: разработка стратегии внедрения облачных технологий» [17];

3) важность учета психологического фактора: статьи [14], в которых рассматриваются психологические аспекты применения ИТ. На их основе можно выявить показатели, характеризующие психологический фактор сотрудников предприятия.

Предлагаемые модели подробнее рассмотрены в публикациях [20, 21], где также приведено их практическое применение на предприятии ПАО «Рутелеком».

Заключение

У корпоративных информационных систем, предоставляемых по облачной модели, большое будущее. Проблемы снижения временных и финансовых затрат на корпоративное ПО, наряду с необходимостью обеспечивать значимые конкурентные преимущества бизнеса, стали для руководителей предприятий серьезным аргументом в пользу перехода в облако.

При выборе вариантов, оценке и планировании миграции приложений в облако следует учитывать множество различных аспектов. Этот процесс начинается с анализа различных коммерческих и технических факторов, а также возможных рисков, свойственных приложениям, и сравнения этих факторов с учетом применения в облачных средах различных типов.

Предлагается методика принятия решений при выборе облачных ИТ-сервисов для внедрения на предприятии с применением моделей поддержки принятия решений. Данный подход включает в себя выполнение трех этапов: сбор данных, определение затрат и выгод; оценка результативности; анализ возможности перехода к облачным технологиям. Начальным этапом является формирование экспертной группы. В основе методики лежит системный подход, который обоснован проведением всестороннего анализа в условиях неопределенности.

В результате анализа литературы была разработана система критериев и показателей для оценки результативности облачных ИТ-сервисов. Данные показатели были сформированы согласно основным группам источников: «Стандарты и руководства по использованию облачных вычислений», официальным документам Cisco, ГОСТу по информационной безопасности, методическим рекомендациям по оценке

эффективности инвестиционных проектов, отдельным публикациям по облачным ИТ.

Библиографический список

1. Орлов С. Облачные вычисления // «Журнал сетевых решений/ LAN», № 01, 2012. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.osp.ru/lan/2012/01/13012475/. Дата обращения: 26.11.12.

2. Найдич А. Рынок SaaS и его участники в мире и в России // КомпьютерПресс, № 08, 2013.

3. Арефьев Н. IaaS, PaaS, SaaS. Раздел территории между провайдерами и клиентами облачных сервисов // Защита виртуальных сред и облачных вычислений Jet Info. № 5, май 2013 г. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jetinfo.ru/author/nikolaj-arefev/ iaas-paas-saas-razdel-territorii-mezhdu-provajderami-i-klientami-oblachnykh-servisov. Дата обращения: 12.03.2014.

4. Меднов С. Облачные вычисления // Клуб топ-менеджеров 4CIO. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.4cio.ru/ pages/index/129. Дата обращения: 09.04.13.

5. Рычков И. Эффективность от внедрения ИТ на высокотехнологичных предприятиях // Электронное научное издание «Труды МГТА: электронный журнал», 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-320803.html. Дата обращения: 16.09.2012.

6. Михайлов А.Г. Кому и зачем нужна ИТ-стратегия? Результаты интервьюирования ИТ-директоров // Global CIO — [Электронный ресурс]. — 2015. — Режим доступа: http://www.globalcio.ru/workshop s/1118/?setstat=1&id=16915&hash=71392a5348fdbe0d7e2789c3971f 06186db28010&auto_login=1&from_digest=165&item_id=165. Дата обращения — 28.09.2015.

7. Холодков А. ИТ-стратегия, часть 1: общий стратегический процесс в организации // ИТ-консультант.рф — [Электронный ресурс]. —

358

Режим доступа: http://www.kholodkov.ru/it/?p=671. Дата обращения: 10.09.2015.

8. Разумников С.В. Анализ существующих методов оценки эффективности информационных технологий для облачных ИТ-сервисов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. — 2013 — № 3. — C. 1. — Режим доступа: www. science-education.ru/109-9548.

9. Кориков А.М. Теория систем и системный анализ: учеб. пособие / А.М. Кориков, С.Н. Павлов. — 2-е изд., доп. и перераб. — Томск: Томск. гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2008. — 264 с.

10. Перегудов Ф.И. Основы системного анализа: учеб. — 2-е изд., доп. / Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко. — Томск: НТЛ, 1997. — 396 с.

11. Razumnikov S.,V. Kurmanbay A.K. Models of evaluating efficiency and risks on integration of cloud-base IT-services of the machine-building enterprise: a system approach // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, Volume 124 (2016).

12. Razumnikov, S.V., Zakharova, A.A., Kremneva, M.S. A model of decision support on migration of enterprise IT-applications in the cloud environment // Applied Mechanics and Materials. — 2014 — Vol. 682. — p. 600-605.

13. Стандарты и руководства по использованию облачных вычислений.

14. Кислинская М.В. Психологический аспект использования информационных технологий в образовательном процессе // Психология и педагогика: методы и проблемы практического применения, № 35-1 / 2014, ст. 166-170.

15. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 № ВК 477).

16. Колчанов В.Д., Кобко Л.И. Экономическая эффективность внедрения информационных технологий // Учеб. пособие, Москва 2006, с. 177.

17. Официальные документы корпорации Cisco [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cisco.com/web/RU. Дата обращения: 20.09.2015.

18. Полякова Т.А., Химченко А.И. Правовые проблемы обеспечения информационной безопасности при использовании облачных технологий // Правовая информатика, с. 12-16.

19. Захарова А.А. Математическое и программное обеспечение стратегических решений об инновационном развитии региона: учебное пособие / А.А. Захарова, А.А. Григорьева; Юргинский технологический институт. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. — 211 с.

20. Разумников С.В. Модель поддержки принятия решений о миграции корпоративных приложений в облачную среду // Труды Вольного экономического общества России. — 2015 (194). — с. 490-502.

21. Разумников С.В. Интегральная модель оценки результативности внедрения облачных ИТ-сервисов // Труды Вольного экономического общества России — 2016. — Том 201. — С. 492-504.

Bibliographical list

1. Orlov S. Oblachnye vychislenija // «Zhurnal setevyh reshenij/LAN», № 01, 2012. [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.osp.ru/ lan/2012/01/13012475/. Data obrashhenija: 26.11.12.

2. Najdich A. Rynok SaaS i ego uchastniki v mire i v Rossii // Komp'juter-Press 08'2013.

3. Aref'ev N. IaaS, PaaS, SaaS. Razdel territorii mezhdu provajdera-mi i klientami oblachnyh servisov // Zashhita virtual'nyh sred i oblachnyh vychislenij Jet Info №5, maj 2013 g. — [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.jetinfo.ru/author/nikolaj-arefev/ iaas-paas-saas-razdel-territorii-mezhdu-provajderami-i-klienta-mi-oblachnykh-servisov. Data obrashhenija: 12.03.2014.

360

4. Mednov S. Oblachnye vychislenija // Klub top-menedzherov 4CIO. [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.4cio.ru/ pages/index/129. Data obrashhenija: 09.04.13.

5. Rychkov I. Jeffektivnost' ot vnedrenija IT na vysokotehnologichnyh predprijatijah // Jelektronnoe nauchnoe izdanie «Trudy MGTA: jelektronnyj zhurnal», 2012 g. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://do.gendocs.ru/docs/index-320803.html. Data obrashhenija: 16.09.2012.

6. Mihajlov A.G. Komu i zachem nuzhna IT-strategija? Rezul'taty interv'juirovanija IT-direktorov // Global CIO — [Jelektronnyj resurs]. — 2015. — Rezhim dostupa: http://www.globalcio.ru/ workshops/1118/?setstat=1&id=16915&hash=71392a5348fdbe-0d7e2 789c3 971f06186db28010&auto_login=1&from_di-gest=165&item_id=165. Data obrashhenija — 28.09.2015.

7. Holodkov A. IT-strategija, chast' 1: obshhij strategicheskij process v or-ganizacii // IT-konsul'tant.rf — [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.kholodkov.ru/it/?p=671. Data obrashhenija: 10.09.2015.

8. Razumnikov S.V. Analiz sushhestvujushhih metodov ocenki jef-fektivnosti informacionnyh tehnologij dlja oblachnyh IT-servisov [Jelektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovani-ja. — 2013 — № 3. — C. 1. — Rezhim dostupa: www.science-education. ru/109-9548.

9. Korikov A.M. Teorija sistem i sistemnyj analiz: ucheb. Posobie / A.M. Korikov, S.N. Pavlov. — 2-e izd., dop. I pererab. — Tomsk: Tomsk. gos. un-t sistem upravlenija i radiojelektroniki, 2008. — 264 s.

10. Peregudov F.I. Osnovy sistemnogo analiza: ucheb. — 2-e izd., dop. / F.I. Peregudov, F.P. Tarasenko. — Tomsk: NTL, 1997. — 396 s.

11. Razumnikov S.,V. Kurmanbay A.K. Models of evaluating efficiency and risks on integration of cloud-base IT-services of the machine-building enterprise: a system approach // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, Volume 124 (2016).

12. Razumnikov, S.V., Zakharova, A.A., Kremneva, M.S. A model of decision support on migration of enterprise IT-applications in the cloud environment // Applied Mechanics and Materials. — 2014 — Vol. 682. — p. 600-605.

13. Standarty i rukovodstva po ispol'zovaniju oblachnyh vychislenij.

14. Kislinskaja M.V. Psihologicheskij aspekt ispol'zovanija informa-cionnyh tehnologij v obrazovatel'nom processe // Psihologija i ped-agogika: metody i problemy prakticheskogo primenenija, № 35-1 / 2014, st. 166-170.

15. Metodicheskie rekomendacii po ocenke jeffektivnosti investi-cionnyh proektov (utv. Minjekonomiki RF, Minfinom RF, Gosstroem RF 21.06.1999 N VK 477).

16. Kolchanov V.D., Kobko L.I. Jekonomicheskaja jeffektivnost' vnedrenija informacionnyh tehnologij // Ucheb.posobie, Moskva 2006, s. 177.

17. Oficial'nye dokumenty korporacii Cisco [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.cisco.com/web/RU. Data obrashhenija: 20.09.2015.

18. Poljakova T.A., Himchenko A.I. Pravovye problemy obespechenija in-formacionnoj bezopasnosti pri ispol'zovanii oblachnyh tehnologij // Pravovaja informatika, s. 12-16.

19. Zaharova A.A. Matematicheskoe i programmnoe obespechenie stra-tegicheskih reshenij ob innovacionnom razvitii regiona: uchebnoe posobie / A.A. Zaharova, A.A. Grigor'eva; Jurginskij tehnologicheskij institut. — Tomsk: Izd-vo Tomskogo politehnicheskogo universiteta, 2012. — 211 s.

20. Razumnikov S.V. Model' podderzhki prinjatija reshenij o migracii kor-porativnyh prilozhenij v oblachnuju sredu // Trudy Vol'no jekonomi-cheskogo obshhestva Rossii. — 2015 (194). — s. 490-502.

21. Razumnikov S.V. Integral'naja model' ocenki rezul'tativnosti vnedrenija oblachnyh IT-servisov // Trudy Vol'no jekonomicheskogo obshhestva Rossii — 2016. — Tom 201. — S. 492-504.

Контактная информация:

652055, город Юрга, Юргинский технологический институт (филиал) Национального исследовательского Томского политехнического университета, Тел.: 8(38451) 7-77-64. E-mail: demolove7@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.