СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА
УДК 711.4
МЕТОДИКА ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИ РЕКОНСТРУКЦИИ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
© 2010 г. С.Г. Шеина, Л.Л. Бабенко
Ростовский государственный строительный Rostov State Building
университет University
Рассмотрены теоретические и методологические основы, и предложена системная разработка концептуальных положений перспективного планирования размещения образовательных учреждений при реконструкции городских территорий муниципального образования на основе комплексной оценки территории, с учетом градостроительных регламентов и принципов устойчивого развития городских поселений.
Ключевые слова: реконструкция городской застройки; перспективное планирование; размещение образовательных учреждений; устойчивое развитие; функциональное использование.
Scientific novelty of the research is the developing theoretical and methodological foundations, as well as system design concept of the long-term scheduling of educational institutions in the reconstruction of urban municipality on the basis of a comprehensive assessment of the territory, subject to town planning regulations and the principles of sustainable development of urban settlements.
Keywords: reconstruction of urban areas; city development; educational facilities location; sustainable development; functional use.
В аспекте градостроительства реализация перспективного планирования размещения образовательных учреждений при реконструкции городских территорий муниципального образования (МО) связана в первую очередь с решением задач комплексного территориального развития городов, принимая во внимание принципы устойчивого развития городских поселений, а именно: экономическое процветание и социальный прогресс в гармонии с окружающей средой. Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития муниципального образования является эффективная работа по повышению качества жизни человека [1]. Первостепенная роль в этой связи принадлежит созданию в городе системы образовательных учреждений, обеспечивающих непрерывное образование, необходимое для социально-значимого труда, высокое качество жизни и экологическую безопасность. Очевидно, что при этом необходимы научный анализ проблем перспективного планирования размещения образовательных учреждений при реконструкции городских территорий и на этой основе проведение комплексного методологического обоснования процесса выбора критериев оценки участка реконструкции для размещения образователь-
ных учреждений, а также построение имитационной модели перспективного планирования размещения образовательных учреждений для решений общегосударственной задачи по переходу к устойчивому развитию.
Существующие разработки по определению экологической, экономической и градостроительной ценности территории в условиях реконструкции городской застройки, изложенные в трудах П.Г. Грабового [2], а также работах Н.А. Страховой и И.В. Вей-сенберг [3], основаны на применении графоаналитического метода и экспертных систем оценки. Однако на современном этапе наметилась острая необходимость поиска решений по информационному обеспечению процесса реконструкции городской застройки и определения территорий для строительства образовательных учреждений на территории МО. В результате исследований был предложен и реализован новый подход к определению территорий, приоритетных для строительства объектов образования, основанный на применении современных экспертных систем и геоинформационных технологий. Решение этой задачи предусматривало последовательное выполнение ряда взаимосвязанных действий, а именно:
1. Разбиение территории населенного пункта на участки в соответствии с принципами, изложенными в имеющейся нормативно-справочной информационной базе.
2. Разработку общего для всех участков перечня оценочных факторов (ОФ), влияющих на приоритетность размещения образовательного учреждения (ОУ) на рассматриваемой территории, составление таблиц, характеризующих степень выраженности каждого ОФ для всех или части участков разбиения.
3. Выбор и присвоение балльных (ранговых) оценок желательности того или иного ОФ для зоны размещения ОУ.
4. Расчет рейтинговой оценки каждого ОФ для зоны размещения ОУ.
5. Расчет интегрального показателя - суммарного рейтинга заданного участка для зоны размещения ОУ.
6. Выбор по максимальному значению рейтинговой оценки одного из множества участков для зоны размещения ОУ.
Математическое выражение для целевой функции можно представить в виде
/(х) = А1+А2+Аз+...+Ая = ¿А, , /=1
где А, - рейтинговая оценка, зависящая от переменных факторов.
В связи с тем что точность количественной оценки качественных показателей затруднена или вообще невозможна, три этапа описываемой последовательности предполагают применение экспертного подхода, и только на последних двух ведется математический расчет и выбор экстремального (максимального) значения целевой функции. В качестве метода экспертных оценок был выбран метод парных сравнений, основанный на интерпретации значений лингвистической переменной [4]. Для обработки полученной информации использованы различные подходы к определению результирующих отношений: метод средних значений с округлением результата до целых значащих цифр; метод абсолютного большинства, определяемый числом экспертов, присудивших большее число первого, второго и последующих рангов каждой из задач, метод альтернативы Кондорсе, основанный на вычислении парных ранжирования.
За основу разбиения городской территории на оценочные участки взяты методики комплексного ценового зонирования территории населенных пунктов и государственной кадастровой оценки городских земель [5, 6]. Для оценки приоритетности участков для строительства образовательных учреждений использован перечень факторов относительной ценности территории, рекомендованный нормативной литературой и дополненный эколого-геологическими факторами. Эти факторы объединяются в семь групп и учитывают следующие характеристики участка реконструкции: 1) доступность населения к центру города, объектам культуры и бытового обслуживания обще-
городского значения; 2) обеспеченность централизованным инженерным оборудованием и благоустройством территории; 3) уровень развития сферы культурно-бытового обслуживания населения в пределах микрорайона, квартала, или иной планировочной единицы местного значения; 4) историческая ценность застройки, эстетическая и ландшафтная ценность территории; 5) состояние окружающей среды, санитарные и микроклиматические условия; 6) инженерно-геологические условия строительства и степень подверженности территории разрушительным воздействиям природы; 7) рекреационная ценность территории.
Для оценки степени влияния /-го оценочного фактора на выбор участка для строительства ОУ вводится коэффициент желательности (Кж), значения которого устанавливаются на основании экспертных рекомендаций. Следует отметить, что Кж может иметь отрицательное значение для вредных факторов, например наличие оползневых процессов, заболоченность территории, загрязнение воздушного бассейна. Диапазон и дискретность значений Кж могут быть расширены, если ставится задача более точного определения рейтинга приоритетности оценочного участка для строительства образовательных учреждений.
Далее таблица, характеризующая данный участок, дополняется колонкой КЖ и А, где А, - рейтинговая
оценка /-го фактора для строительства образовательных учреждений, вычисленная по формуле:
А/ = К,КЖ1 .
Поскольку К всегда больше нуля, то А, может принимать как положительные, так и отрицательные значения в зависимости от значения КЖ .
В заключение определяется интегральная рейтинговая оценка по формуле
А} =ХА, + С,
,=1
п
где ^ А, - сумма рейтингов по каждому из п факто-
,=1
ров (в нашем случае п = 7); А^ также может принимать отрицательные значения в случае преобладания неблагоприятных факторов.
Далее из всех возможных участков выбирается тот, рейтинг которого имеет наибольшее положительное значение.
На этапе оценки желательности из рассмотрения исключаются те участки, на которые наложен сервитут по наличию одного или нескольких блокирующих факторов в соответствии с Правилами землепользования и застройки, а также ограничениями санитарно-защитных зон.
Необходимо отметить, что методика может быть применена для определения приоритетных участков для всех существующих функциональных использований (ФИ). В этом случае предстоит выбор одного из
множества вариантов ФИ для заданного участка реконструкции. Результаты определения приоритетного ФИ для каждого участка реконструкции могут стать входными данными построения генерального плана развитии города, а варьируемые факторы желательности дают право на создание имитационной модели генерального плана развития города.
Применение современных технологий геоинформационного моделирования как инструмента реализации разработанной методики позволяет с учетом территориальных, социально-экономических и градостроительных факторов и условий создать пространственную модель образовательного пространства муниципального образования на основе интеграции ГИС технологий, САПР и СУБД в единую оболочку, которая служит базой для перспективного планирования размещением образовательных учреждений при реконструкции городских территорий.
Поступила в редакцию
Литература
1. Стратегический план социально-экономического развития г. Ростова-на-Дону на период до 2025 года. М., 2009.
2. Грабовый П.Г., Солунский А.И. Экспертиза и инспектирование инвестиционного процесса: учебник для вузов. М., 2006. 465 с.
3. Методические указания по разработке раздела «Безопасность жизнедеятельности» для дипломного проекта для студентов специальности 270105 ГСХ и 270115 ЭУН. Ростов н/Д., 2010. 40 с.
4. Оценка интеллектуальной собственности: учеб. пособие / С.А. Смирнов [и др.]; под ред. С.А. Смирнова. М., 2003. 352 с.
5. Комплексное ценовое зонирование территории населенных пунктов для дифференциации ставок земельного налога: метод. пособие / Н.В. Комов [и др.]. М., 1996. 33 с.
6. Методика государственной кадастровой оценки городских земель / О.А. Нестерова [и др.]. М., 1999. 39 с.
18 мая 2010 г.
Шеина Светлана Георгиевна - д-р техн. наук, профессор, заведующая кафедрой «Городское строительство и хозяйство», Ростовский государственный строительный университет. Тел. 863-2-277-583. E-mail: [email protected]
Бабенко Лия Леонидовна - аспирант, Ростовский государственный строительный университет. Тел: 8-918-532-0556. E-mail: [email protected]
Sheina Svetlana Georgievna - Doctor of Technical Sciences, professor, head of department City Development and Municipal Services, Rostov State Building University. Ph. 863-2-277-583. E-mail: [email protected]
Babenko Liya Leonidovna - post-graduate student, Rostov State Building University. Ph. 8-918-532-0556. E-mail: [email protected]_