УДК 378
В. М. Жуков
Астраханский государственный технический университет
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СЛАБЫХ СТУДЕНТОВ НА ЭКЗАМЕНЕ ПО МАТЕМАТИКЕ
В настоящее время в вузах России, в частности в Астраханском государственном техническом университете, постоянно растет число студентов, обучающихся на коммерческой основе. Любой вуз заинтересован в таких студентах, так как от их количества зависит его финансовое состояние, наличие рабочих мест для преподавателей и сотрудников, и вообще, количество студентов, обучающихся на коммерческой основе, -один из показателей престижности вуза.
Студентов, обучающихся на коммерческой основе, можно условно разделить на две группы. К первой следует отнести студентов, которые упорно готовились к вступительным экзаменам, участвовали в конкурсе, но не смогли набрать количество баллов, необходимое для обучения по выбранной специальности на госбюджетной основе. Ко второй группе (более многочисленной) целесообразно отнести студентов, которых «записали» в вуз еще весной, когда они принесли в приемную комиссию не блестящие сертификаты государственного тестирования и внесли плату за обучение. Студенты первой группы осознанно выбирали специальность, еще в школе усиленно изучали профилирующие предметы этой специальности, поэтому готовы к обучению в вузе. Многие студенты из второй группы выбирали просто престижную специальность, в частности, по наличию в ее названии таких слов, как «связь», «компьютер», «нефть», «газ» и т. п., не подозревая, что им придется изучать сложные курсы естественнонаучных дисциплин, в частности двухгодичный курс математики.
Как преподавателю оценивать знания слабых студентов, обучающихся на коммерческой основе, на экзамене по математике? Подходить к ним с теми же мерками, что и к подготовленным студентам, обучающимся на коммерческой и госбюджетной основе, не представляется возможным, так как слабые студенты экзамен по математике в традиционной форме (по билету с теоретическими вопросами, содержащими доказательства теорем), не сдадут никогда. Развить у таких студентов математические способности, т. е. проделать работу, которую должна была выполнить школа за все время обучения, представляется утопией. Отчислить всех, кто не освоил полный курс математики с точки зрения руководства вуза, также нецелесообразно по финансовым соображениям.
Нам кажется целесообразным в сложившейся ситуации студентам со слабой математической подготовкой или низкими амбициями предложить сдавать экзамен по математике в виде теста, состоящего из заданий, выполнение которых предполагает только знание формул и наличие навыков элементарных преобразований. Экзамен в форме тестирования обладает
рядом преимуществ перед экзаменом в традиционной форме диалога «преподаватель - студент», которые особенно очевидны при оценке знаний слабого студента. К таким преимуществам тестирования относятся: объективность (исключается фактор субъективного подхода со стороны экзаменатора), валидность (большое количество заданий теста охватывает весь объем сдаваемых разделов математики и тем самым исключает фактор «лотереи» обычного экзамена), простота (тестовые задания конкретнее и лаконичнее обычных экзаменационных вопросов и задач и не требуют развернутого ответа или обоснования), демократичность (все тестируемые находятся в равных условиях), массовость (возможность за определенный установленный промежуток времени проэкзаменовать большое количество студентов), технологичность (простота подведения результатов экзамена как при машинном, так и безмашинном контроле). Тогда возникает вопрос: если так очевидны преимущества тестирования, то нельзя ли принимать экзамен по математике в форме тестирования у всех студентов потока? На наш взгляд - нельзя, так как наряду с перечисленными преимуществами экзамен по математике в форме тестирования обладает и рядом недостатков по сравнению с экзаменом в традиционной форме.
Самым существенным недостатком тестирования является трудность создания хорошего теста, адекватного предъявляемым требованиям. Тест для проведения семестрового экзамена должен не только соответствовать учебной программе, что достигается довольно легко, но и охватывать программу полностью. Это труднодостижимо даже при тестировании по математике, так как этот предмет, наряду с практической частью (примерами и задачами), содержит большую теоретическую составляющую. Кроме того, содержание теста должно быть таким, чтобы можно было с высокой вероятностью утверждать, что студент, успешно справившийся с заданиями теста, знает предмет в соответствии с полученной оценкой. Если тест очень трудный, то у слабых студентов нет шанса сдать экзамен по математике; если тест легкий, то реальные знания студента, показанные им на тестировании, не соответствуют поставленной преподавателем высокой оценке по такому тесту. Тест, состоящий в основном из заданий, фактически сводящихся к применению одной формулы, интересен для слабых студентов - у них появляется возможность сдать экзамен. Для тестирования сильных студентов такой тест не подходит, так как не понятно, зачем экзаменовать сильного студента по задачам, которые (еще до тестирования известно) он решать умеет. Другим существенным недостатком тестирования по математике является то, что у экзаменатора нет возможности оценить способности студента внятно и последовательно излагать свои мысли, отвечать на вопросы, обосновывать свои суждения. Экзаменатор лишен также возможности оценить оригинальный подход к решению сложной задачи; даже задачу с «изюминкой» он должен оценить только как «Да» или «Нет». Недостаточно высокие требования к сильному студенту приведут к тому, что он просто перестанет совершенствовать свои знания и, соответственно, перестанет быть сильным.
Успешно использовать, на наш взгляд, сильные стороны тестирования и традиционного устного экзамена возможно при дифференцированном подходе к оценке знаний студентов на экзамене по математике. Методика дифференцированного подхода к оценке знаний студентов применяется нами в течение последних пяти лет при проведении семестровых экзаменов по математике на химико-технологическом факультете. Суть методики состоит в следующем.
По результатам текущего рейтинг-контроля студенты делятся на две группы - сильную и слабую. В первую группу входят студенты, имеющие высокий текущий рейтинг и желающие на экзамене получить хорошую или отличную оценку. Экзамен для этих студентов проводится в традиционной форме, причем билеты содержат как теоретические вопросы, включающие доказательства теорем, так и практическую часть, состоящую из нескольких непростых задач. Вторая группа состоит из студентов, имеющих низкий рейтинг (менее 60 % рейтинга дисциплины), или студентов, желающих «просто сдать» математику (студентов с низкими амбициями). Эти студенты сдают экзамен по тестам, состоящим из простых заданий, выполнение которых предполагает только знание формул и наличие навыков элементарных преобразований.
Экзамен для студентов из сильной группы в большинстве случаев заканчивается хорошей или отличной оценкой, реже студент получает «удовлетворительно» и совсем редко не сдает экзамен (это бывает в том случае, если студент незаслуженно получил высокий текущий рейтинг или не подготовился к экзамену по личным причинам, не связанным с математикой). Студенты, пришедшие на тестирование, получают оценку «удовлетворительно» в том случае, если верно выполнят приблизительно 60 % и более заданий теста (студентам, у которых нулевой текущий рейтинг или почти нулевой, нужно верно решить 75 % заданий теста, а студентам с относительно высоким рейтингом - 55 % заданий теста).
Хочется подчеркнуть, что о такой форме экзамена студентов оповещают в самом начале семестра. Им выдают образцы теста и экзаменационного билета, сообщают о формах текущего рейтинг-контроля и времени контрольных точек, их информируют, что слабая успеваемость в семестре приведет в лучшем случае к удовлетворительной оценке.
Дифференцированный подход к оценке знаний на экзамене по математике позволяет ставить разные цели при изучении предмета перед студентами разных способностей и амбиций, и, соответственно, им предлагается сделать самостоятельно выбор различных стратегий достижения поставленных целей. Проведение экзамена в форме тестирования обеспечивает объективность экзамена (критерии получения долгожданной «тройки» понятны каждому студенту), а традиционная форма экзамена позволяет сильному студенту проявить свои способности и развить лучшие интеллектуальные качества.
Получено 8.09.2004
THE EVALUATION TECHNIQUE OF WEAK STUDENTS’ KNOWLEDGE ON THE MATHEMATICS EXAMINATION
V. M. Jukov
The advantages and disadvantages of the examination in the form of testing and in the traditional form of the dialogue "teacher - student" during the mathematics examination for weak student trained on the commercial base are considered here. The validating of carrying out the mathematics examination in the form of testing consisting of tasks, the execution of which expects the knowledge of formulas and availability of some experience in elementary manipulations is given. The author enumerates all the advantages and disadvantages of such examination that he revealled in his practice. He also gives detailed working out of the methods of the differentiated approach while undertaking semester mathematics examinations at the chemical-engineering faculty. The criteria for dividing students into groups - a strong and a weak one and estimations of their knowledge of mathematics while using tests are also offered in the work.