Научная статья на тему 'Методика оценки влияния качества автотранспортных услуг на социально-экономическое развитие региона'

Методика оценки влияния качества автотранспортных услуг на социально-экономическое развитие региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
422
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / КАЧЕСТВО / АВТОТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / АЛГОРИТМ / РЕГИОН / METHODOLOGY / QUALITY / TRANSPORT SERVICES / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE ALGORITHM / THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Живайкин С. Н.

В статье предлагается методика оценки влияния качества автотранспортных услуг на социально-экономическое развитие региона, которая на основе предложенного алгоритма позволяет посредством экспертно-аналитических процедур и корреляционно-регрессионного анализа, выявить взаимосвязи между показателями социально-экономического развития региона и уровнем автотранспортного обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Живайкин С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF EVALUATION OF QUALITY OF MOTOR SERVICES ON SOCIOECONOMIC DEVELOPED REGIONS

The article the method of estimating the impact of the quality of road transport services for social and economic development of the region, which is based on the proposed algorithm allows using of expert-analytical procedures and correlation and regression analysis, you reveal the links between socio-economic development of the region and the road maintenance.

Текст научной работы на тему «Методика оценки влияния качества автотранспортных услуг на социально-экономическое развитие региона»

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ КАЧЕСТВА АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Живайкин С.Н., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

В статье предлагается методика оценки влияния качества автотранспортных услуг на социально-экономическое развитие региона, которая на основе предложенного алгоритма позволяет посредством экспертно-аналитических процедур и корреляционно-регрессионного анализа, выявить взаимосвязи между показателями социально-экономического развития региона и уровнем автотранспортного обслуживания.

Ключевые слова: методика, качество, автотранспортные услуги, социально-экономическое развитие, алгоритм, регион.

METHOD OF EVALUATION OF QUALITY OF MOTOR SERVICES ON SOCIOECONOMIC DEVELOPED REGIONS

Zshivaykin S., the applicant, FGUP «STANDARTINFORM»

The article the method of estimating the impact of the quality of road transport services for social and economic development of the region, which is based on the proposed algorithm allows using of expert-analytical procedures and correlation and regression analysis, you reveal the links between socio-economic development of the region and the road maintenance.

Keywords: methodology, quality, transport services, socio-economic development of the algorithm, the region.

В условиях возрастания уровня концентрации капитала и формирования транснациональных компаний в одиночку российским автотранспортным предприятиям становится практически невозможно сохранять свою конкурентоспособность. Поэтому они вынуждены встраиваться в системы социально-экономических взаимоотношений региональной экономики, поскольку автотранспортные услуги следует рассматривать как один факторов развития экономики региона и улучшения качества жизни проживающего в нем населения.

Социально-экономическое развитие отдельных регионов опирается на комплекс межрегиональных и межотраслевых проектов. В числе таких проектов предусмотрено повышение качества автотранспортных услуг. Значение автомобильного транспорта как составной части экономики Российской Федерации определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда. Исследование проблем развития территориальной автотранспортных услуг приобретает особую значимость и актуальность на всех уровнях государственного регулирования и управления. Развитие этого вида услуг способствует росту эффективности освоения новых источников сырья, природных богатств как в экономике России в целом, так и на отдельных её территориях. Кроме этого, автотранспортные услуги способствуют решению социальных проблем, успешной интеграции территориального хозяйственного комплекса в мировую хозяйственно-экономическую систему. Иными словами, автомобильный транспорт и автотранспортные услуги являются одним из системных факторов, опережающее развитие и стабильное функционирование которых являются необходимым условием общего социально-экономического развития региона в условиях рынка.

Важным элементом анализа социально-экономического развития региона являются системность и комплексность. Методологическое единство системности и комплексности при анализе влияния качества предоставления автотранспортных услуг на социально-экономическое развитие региона выражается в единстве политического и экономического, целого и его составных частей, а также в разработке единой, универсальной системы показателей. При этом оценка влияния качества автотранспортных услуг на социально-экономическое развитие региона является аналитической процедурой, связанной с выявлением размера и динамики отклонения определенных показателей, отражающих состояние экономической системы региона. Наиболее целесообразным способом оценки является сравнение, которое очень широко применяется в экономическом анализе. Сравнение с базовыми значениями позволяет установить степень отклонения анализируемых показателей, а сравнение их динамики обеспечивает анализ протекания хозяйственных процессов. При анализе влияния качества автотранспортных услуг на социально-экономическое развитие региона могут быть использованы также традиционные способы и приемы анализа: сравнение относительных и средних величин, группировки, балансовый метод и т.д. При этом роль автотранспортных услуг транс-

порта для социально-экономического развития региона проявляется через три составляющие [1]:

- эффект отдачи (отражает конкретные возможности территории от развития автотранспортных услуг);

- эффект инвестиций (отражает эффекты для развития автотранспорта конкретного региона);

- эффект перераспределения ресурсов (отражает долю автомобильного транспорта в транспортной инфраструктуре региона).

Из этих трех составляющих вытекает следующее.

Во-первых, экономическая роль автотранспортных услуг проявляется через перемещение грузопотоков, обеспечение связи хозяйствующих субъектов региона. Кроме этого, осуществляется взаимодействие с другими отраслями промышленности и транспорта при формировании грузопотоков и пассажиропотоков. Полученные финансовые средства частично направляются в бюджеты территорий, которые впоследствии идут на развитие автомобильной отрасли, выходят на фондовый рынок с целью привлечения дополнительных инвестиционных вложений.

Во-вторых, социальная роль автотранспортных услуг проявляется в виде обеспечения занятости, выплаты дополнительных доходов, перевозки пассажиров и грузов, обеспечение транспортной доступности отдаленных территорий региона.

В-третьих, политическая роль, которая проявляется в обеспечении усиления внешнеэкономических связей территории региона и выхода региональной продукции на внешний рынок.

Таким образом, автомобильный транспорт, перевозя материально-производственные ресурсы и людей, определяет вектор развития многих предприятий и объектов социальной сферы региона, выступая при этом связующим звеном между его различными административными образованиями. В этой связи у органов управления региона появляется острая необходимость соединения решений вопросов взаимозависимости повышения качества предоставления автотранспортных услуг с социальными, экономическими и финансовыми проблемами региона. В итоге именно решение социально-экономических задач и достижение установленных приоритетов определяют качество предоставленных автотранспортных услуг [4]. Такая взаимосвязь определяет основные принципы моделирования транспортных систем, поскольку присутствует необходимость учета как прямого воздействия «производство - транспорт», так и обратного его влияния на производство и социальную сферу (рис. 1).

Чтобы обнаружить взаимосвязь автомобильного транспорта с отраслями экономики? необходимо провести оценку состояния такого взаимодействия в различные моменты времени по различным параметрам.

Первоначально необходимо определить систему показателей, которые отражают степень влияния качества автотранспортных услуг на социально-экономическое развитие региона.

Как известно, экономическая эффективность предполагает оценку влияния отдельной отрасли на федеральный, региональный

и местные бюджеты, как в настоящее время, так и на перспективу. При этом общая экономическая (народнохозяйственная) эффективность развития автотранспортного комплекса будет складываться из двух частей.

Во-первых, это эффективность, получаемая от капитальных вложений в развитие автомобильного транспорта, и, во-вторых, эффективность от влияния на развитие региона, т.к. социально-экономическое развитие региона является результатом деятельности всех отраслей, в том числе и автотранспортной, и зависит от их состояния, которое в конечном итоге определяется объемами фактических капитальных вложений.

В настоящее время разработано несколько типов моделей социально-экономического развития региона. Так, по мнению Л.И. Колесова, о роли транспортного комплекса в экономике страны необходимо судить по его участию в формировании обобщающих народнохозяйственных показателей, а также по тем ресурсам, которые народное хозяйство выделяет для развития автомобильного транспорта [7].

С позиции Т.А. Прокофьевой и О.М. Лопаткина эффективность транспортного комплекса необходимо оценивать как по внутриотраслевым показателям, так и в составе народнохозяйственного комплекса. Итоговым показателем должен стать совокупный эффект от совместного функционирования и развития транспорта и отраслей производства региона [8].

В работе отдельных исследователей построение прогнозно-аналитической экономической региональной системы осуществляется на базе сценарного подхода с использованием эндогенных и экзогенных переменных. В качестве результирующих характеристик модели выступают: валовой выпуск продукции и услуг (реальный сектор экономики и отдельно промышленность); конечный спрос (непроизводственные элементы конечного спроса); валовое накопление основного производственного капитала (машин и оборудования); экспорт и импорт товаров [3].

В свою очередь, П.А. Минакир для построения модели развития региональной экономики использовал численность населения, ВРП, продукцию промышленности, продукцию сельского хозяйства, общий объем инвестиций, ВРП на душу населения, экспорт [9].

Стоит согласиться с В.К. Каракадько и Е.А. Подгорновой, которые утверждают, что система показателей социально-экономического развития региона представляет собой сложную иерархическую структуру с множеством частных показателей. По их мнению, система показателей включает: интегрированный критерий, отражающий уровень жизни населения в регионе (например, ВРП на душу населения); переменные, отражающие социальные характеристики регионов РФ [6].

Поэтому для учета динамично развивающейся системы предоставления автотранспортных услуг при анализе его влияния на социально-экономическое развитие региона лучше всего воспользо-

ваться системным подходом, который позволяет рассмотреть происходящие изменения во взаимосвязи и определенной взаимозависимости.

Системный подход экономической оценки роли автотранспортных услуг позволит учесть всю совокупность факторов, влияющих на социально-экономическое развитие региона. Методологической основой системного подхода является учет взаимодействия законов социально-экономического развития региона в системе управления народнохозяйственным комплексом, а также взаимосвязанное исследование социальных, экономических, правовых, организационных и информационных аспектов предоставления автотранспортных услуг.

При этом взаимосвязь основных групп показателей хозяйственной деятельности объекта исследования определяет общую схему и последовательность проведения системного анализа. Преимущество такого подхода в оценке состоит в том, что его завершающим этапом становится методологическая модель, которая логически увязывает все внешние и внутренние связи объекта и позволяет предложить конкретные шаги по улучшению.

При разработке такой модели следует учесть проблемы, стоящие перед регионами в обеспечении устойчивости социально-экономического развития. К таким проблемам следует отнести [10, 11, 12]:

- наличие недиверсифицированной структуры экономики региона;

- необходимость проведения структурной перестройки экономики региона;

- проявление социальной напряженности через расслоение общества, увеличение доли населения, живущей за чертой бедности в регионе;

- недостаточная развитость внутрирегиональных и межрегиональных экономических связей, в том числе внешнеэкономических;

- недостаточная конкурентоспособность продукции регионов;

- необходимость роста региональной экономики на качественно новой основе позволяющей восстановить пропорции между повышением производительности труда и ростом ВРП;

- низкая энергоэффективность региональной экономики и отсутствие условий для развития предпринимательства и привлечения инвестиций;

- потеря кооперационных связей, локализующих ответственность за экономическое развитие и приводящих к расслоению регионов;

- появление конкурентной борьбы с другими регионами за ресурсы и, как следствие, увеличивающих региональные издержки;

- необходимость объединения этапов жизненного цикла транспортной инфраструктуры с жизненным циклом развития региона в целом и его отраслей в частности;

- развитие транспортной инфраструктуры должно обеспечить

Рис. 1. Схема взаимосвязей развития производственной и социальной сферы в региональном транспортном комплексе [2]

эффективный перенос ресурсов, необходимых для социально-экономического развития территории.

Вопрос оценки роли и влияния автотранспортных услуг на социально-экономическое развитие региона следует рассматривать как композицию, которая включающая определенный алгоритм, решающий комплекс задач (рис. 2).

На первом этапе необходимо сформировать систему показателей социально-экономического развития региона. Анализ социально-экономического развития регионов Российской Федерации показал, что система показателей представляет достаточно сложную структуру с большим количеством показателей, которые в прямой постановке не отражают качество предоставления автотранспортных услуг. Поэтому в зависимости от задач повышения качества предоставления автотранспортных услуг могут входить критерии, отображающие социальный, экономический и другие условия развития региона.

К числу таких показателей следует отнести валовой региональный продукт, инфляция (индекс потребительских цен - ИПЦ) на конец года, продукция промышленности сельского хозяйства, инвестиции в основной капитал, объем работ, выполненных по договорам строительного подряда, реальные располагаемые денежные доходы, оборот розничной торговли, объем платных услуг населению и ряд других.

На втором этапе проводится экспертная оценка и выбор наиболее значимых показателей социально-экономического развития региона. Определение приоритетных показателей социально-эконо-

мического развития является отправной точкой при разработке социально-экономической политики любого региона.

При этом значимыми показателями являются те показатели, вектор которых направлен на улучшение качества жизни населения региона. С точки зрения повышения качества жизни населения региона наиболее очевидными показателями социально-экономического развития являются:

- среднегодовая численность занятых в экономике», тыс. человек;

- потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц), руб.;

- валовой региональный продукт», млн. руб.

На третьем этапе устанавливаются общие тенденции и закономерности развития автотранспортных услуг в регионе. На этом этапе можно отметить следующие действия [2]:

- проведение оперативной оценки текущего состояния транспортной сети, формирование агрегированных грузопотоков и оценка загрузки транспортных сетей региона;

- осуществление прогноза развития хозяйственного комплекса региона и определение перспективных объемов отправления и прибытия грузообразующих видов продукции, а также прогноз производства грузообразующих отраслей и изменений в транзитных перевозках;

- определение наиболее актуальных направлений развития транспортной сети, анализ перспективных потоков грузо- и пассажиропотоков;

1. Формирование системы показателей социальноэкономического развития региона

2. Экспертная оценка и выбор наиболее значимых показателей социально-экономического развития региона

I

3. Установление общих тенденций и закономерностей развития автотранспортных услуг в регионе

4. Экспертная оценка и выбор наиболее значимых показателей уровня автотранспортного обслуживания в регионе:

- перевозки грузов автомобильным транспортом организаций всех видов деятельности (миллионов тонн);

- грузооборот автомобильного транспорта организаций всех видов деятельности (миллионов тонно-километров);

- перевозки пассажиров автобусами общего пользования (миллионов человек).

5. Оценка корреляционной взаимосвязи между показателями социально-экономического развития региона и уровнем автотранспортного обслуживания. Расчёт коэффициентов уравнения регрессионной зависимости* (У = А + В*Х? + С*Х2 + 0*Х3) и коэффициента корреляции г

Модель расчёта по показателю «Среднегодовая численность занятых в экономике», тыс. человек А = 249,571; В= 12,52 С = 1,68; т О = 0,59

г = 0,906

Модель расчёта по показателю «Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц)», руб.

А = 7728,46 В = 31,43 Кт С = 7,48 О = -5,09

г = 0,878

Модель расчёта по показателю «Валовой региональный продукт», млн. руб.

А =-14772,45 В = 7353,13 т С = 594,19 О = 174,13 г = 0, 929

6. Оценка роли и влияния качества услуг на социальноэкономическое развитие региона

7. Разработка механизмов и направлений повышения качества автотранспортных услу, обеспечивающих повышение эффективности социально-экономического развития региона

Рис. 2. Алгоритм методики оценки роли и влияния автотранспортных услуг на социально-экономическое развитие региона *Примечание - в представленной авторской модели учитывались данные по следующим субъектам РФ Приволжского федерального округа: Чувашская Республика; Пермский край; Кировская область; Нижегородская область; Оренбургская область; Пензенская область; Самарская область; Саратовская область; Ульяновская область.

- формирование и выбор проектов по развитию транспортной сети региона, определение структуры и динамики необходимых затрат на развитие транспорта;

- оценка эффективности проектов по развитию транспортной сети территории.

На четвертом этапе проводится экспертная оценка и выбор наиболее значимых показателей уровня автотранспортного обслуживания в регионе.

При анализе оценок экспертов используется коэффициент вариации V, характеризующий вариабельность:

а

V==*100%.

x

(1)

да=

m

I

Xj - t,

(2)

т

где 1 - сумма оценок по каждому фактору, получен-

7 =1

ная от всех экспертов;

п т

I I аЦ

т = I =1 7 =1 ,

п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где ау - среднее значение для суммарных рангов ряда

1

(3)

aij :

'2

m(n=1).

Далее рассчитывается сумма квадратов разностей (отклонений) по формуле:

П

S= I i=1

m

1 xj j=1

1 m(n +1)

2

Очевидно, что величина S имеет максимальное значение в случае, когда эксперты дают одинаковые оценки. Суммарное квадратичное отклонение при наилучшей согласованности будет иметь вид:

Smax =

nm2 (n2- 1).

(6)

S

W=

(7)

12S

w= 2( 3 ч , m (n - n)

где S - сумма квадратов разностей между индивидуальными значениями оценок и средним значением; т - количество экспертов; п - количество свойств.

Коэффициент конкордации изменяется от нуля до единицы. Чем ближе он к единице, тем выше степень согласованности мнений экспертов.

Проверку согласованности мнений экспертов на неслучайность проводится на основе критерия согласия Фишера, принимаемого для семи или меньшем числе экспертов. Задается уровень значимости вероятности, ниже которого критерий согласия не будет отвергать гипотезу о согласованности мнений экспертов (б = 0,05). Критерий значимости определяется по формуле:

Анализ согласованности мнений оценивается с помощью коэффициента конкордации W, то есть общего коэффициента ранговой корреляции для группы, состоящей из т экспертов.

Определяется сумма оценок (рангов) по каждому фактору, полученная от всех экспертов, а затем - разность между этой суммой и средней суммой рангов по формуле:

0,5 ln((m - 1)W 1 - W

со степенями свободы:

k1=n-1-— и k2=(m-1)*k1.

m

(9)

(10)

(4)

(5)

Исходя из этого, коэффициент конкордации W рассматривается как отношение фактически полученной величины S к ее максимальному значению Smax для данной группы экспертов т и числа факторов п:

Из таблицы распределения Фишера находится Zтабл для 5%-го уровня значимости, сравнивается и делается вывод о приемлемости гипотезы.

Используя представленную последовательность из совокупности показателей определены наиболее значимые, отражающие уровень автотранспортного обслуживания в регионе:

- перевозки грузов автомобильным транспортом организаций всех видов деятельности (миллионов тонн);

- грузооборот автомобильного транспорта организаций всех видов деятельности (миллионов тонно-километров);

- перевозки пассажиров автобусами общего пользования (миллионов человек).

На пятом этапе проводится оценка корреляционной взаимосвязи между показателями социально-экономического развития региона и уровнем автотранспортного обслуживания. В современной науке возможность анализа влияние факторов на качество процессов позволяют следующие точные инструменты анализа (аналитические методы оценки влияния факторов) [5] (рис. 3): дисперсионный анализ; корреляция Пирсона; критерий «хи-квадрат»; Т-критерий Стью-дента; и-критерий Манна-Уитни; критерий Краскела-Уоллиса; корреляция Спирмена и корреляция Кендела.

С помощью этих методов анализа можно решить большинство практических задач по анализу факторных влияний на качество продукции и услуг, поскольку все методы объединены одной целью - выяснить, оказывает ли влияние некоторый фактор на качество процесса. При этом каждый метод имеет свои определенные предпосылки использования.

Используя эти предпосылки, были просчитаны три модели, позволяющие показать наличие взаимосвязи между показателями социально-экономического развития региона и уровнем автотранспортного обслуживания. На основе проведённого расчета коэффициента корреляции для Приволжского федерального округа (Чувашская Республика; Пермский край; Кировская область; Нижегородская область; Оренбургская область; Пензенская область; Самарская область; Саратовская область; Ульяновская область) построены трёхфакторные модели уравнений регрессионной зависимости (У = А + В*Х1 + С*Х2 + D*X3) и произведены расчёты коэффициентов корреляции г по следующей формуле:

Этот коэффициент может меняться от 0 до 1, причем равенство его единице означает, что все эксперты дали одинаковые оценки по данному признаку Х.

Коэффициент конкордации ^) рассчитывается по формуле:

Численный анализ модели проводился при помощи пакета прикладной программы Согге1ау. С доверительной вероятностью 0,95 по критерию Стъюдента все три модели указывают на определенное влияние уровня автотранспортного обслуживания на социально-экономические показатели региона, поскольку множественный коэффициент корреляции находится в пределах 0,878-0,929.

Следует отметить, что при анализе моделирования учета автотранспортного комплекса на социально-экономическое положение региона должен учитываться фактор жестких ограничений инфор-

Z

2

1

2

Качественная шкала

Корреляция Пирсона

Одинаковы ли шкалы у фактора и у зависимой величины?

ь—Да

Количественная шкала (нормальное распред.)

Критерий «Хи-квадрат»

Нет

Количественная шкала (ненормальное распред.)

Корреляция Спирмена или Кендалла

Количественная Качественная шкала

шкала Два уровня Бопее двух уровней

Нормальная Т-критерий Стьюдента Дисперсионный анализ (АНОУА)

Нормальная и-критерий Манна-Уитни Критерий Краскела-Уоллиса

Рис. 3. Возможная схема выбора метода анализа влияния факторов

мационного характера, поскольку при ослаблении этих предположений структура моделей и схемы расчетов могут меняться. В частности, становится доступной детализация отдельных фрагментов моделей, что позволит более глубоко учитывать частные аспекты решения задач такого порядка. Поэтому применение модельно-методического инструментария, основанного на корреляционно-регрессионном анализе, позволит повысить обоснованность управленческих решений и прогнозов развития социально-экономического развития региона.

Таким образом, предложенная методика позволяет решить задачи, связанные с оценкой влияния автомобильного транспорта на социально-экономическое развитие региона, а также разработкой механизмов и направлений повышения эффективности этого воздействия посредством повышения качества предоставления автотранспортных услуг. Системный подход при оценке роли автомобильного транспорта как целостной системы позволяет определить и детально скоординировать взаимосвязанные действия органов управления в регионе по повышению качества предоставления автотранспортных услуг.

Литература:

Аникин Е.Н. Теоретические положения оценки влияния автомобильного транспорта на развитие региона // Вестник ТГУ,2008. -Выпуск 6(62). - С. 201-203.

Аникин Е.Н. Проблемы моделирования развития регионального транспортного комплекса // Вестник Чувашского университета, 2008. - № 3. - С. 266-271.

Баранов И.А., Ермолаев М.Б. Методика анализа показателей социально-экономического развития региона на основе тренд-цик-

лических моделей // Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством». - 2010.

- № 29. - С. 201-206.

Евсюков М. Автомобильный транспорт - важнейшая отрасль экономики России // Автомобильный транспорт, 2002. -№ 4. - С. 914.

Егоров А.М. Аналитические методы оценки влияния факторов на качество продукции (инструменты статистического анализа) // Методы менеджмента качества, 2008. - № 12.

Каракадько В.К., Подгорная Е.А. Математическое исследование экономики регионов // Математические методы исследования сложных систем: Коллективная монография / Под ред. канд. ф.-м. наук, проф. С.И. Никитина. - СПб.: СПбГУСЭ, 2011. - С. 102-126.

Колесов Л.И. Межотраслевые проблемы развития транспортной системы Сибири и Дальнего Востока. - М., 1985.

Прокофьева Т.А., Лопаткин О.М. Логистика транспортно-распределительных систем: Региональный аспект. - М., 2003.

Минакир П.А. Экономика региона. Дальний Восток. - М.: Экономика, 2006.

Чапаргина А.Н. Роль инвестиционных процессов в социальноэкономическом развитии: региональный аспект // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2011. - Т. 1. - № 27. - С. 81-88.

Хайруллов Д.С., Еремеев Л.М. Проблемы устойчивости социально-экономического развития региона // Вестник Казанского ГАУ, 2012. - № 1(23). - С. 73-76.

Хардаев К.П. Транспортно-инфраструктурный потенциал как основа социально-экономического развития региона // Вестник ВСГТУ, 2011. - № 2. - С. 32-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.