Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕТЕВОГО ТУРИСТСКО-ВОЛОНТЕРСКОГО ЦЕНТРА НА РАЗВИТИЕ СФЕРЫ УСЛУГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА'

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕТЕВОГО ТУРИСТСКО-ВОЛОНТЕРСКОГО ЦЕНТРА НА РАЗВИТИЕ СФЕРЫ УСЛУГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-ВОЛОНТЕРСКИЙ ЦЕНТР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ СФЕРЫ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гамбург М. М.

Создание сетевого туристско-волонтерского центра (СТВЦ) на базе ведущего вуза в регионе позволит упорядочить и значительно повысить эффективность оказания услуг в рамках образовательного туризма. Основными направлениями развития волонтерской деятельности в рамках СТВЦ в сфере образовательного туризма являются: социальное волонтерство; экологическое волонтерство; событийное волонтерство; спортивное волонтерство; культурное волонтерство; патриотическое волонтерство. В статье раскрыты основные критерии оценки влияния деятельности сетевого туристско-волонтерского центра на развитие сферы услуг образовательного туризма дестинаций. К ним относятся: критерий эффективности сферы услуг образовательного туризма, критерий эффективности сетевой структуры в сфере услуг образовательного туризма, эффективность сетевой структуры в сфере услуг образовательного туризма, критерий эффективности волонтерской деятельности в сфере услуг образовательного туризма. Даны рекомендации по развитию образовательных туруслуг сетевого туристско-волонтерского центра на 2021 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR ASSESSING THE IMPACT OF THE ACTIVITIES OF THE NETWORK TOURIST AND VOLUNTEER CENTER ON THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL TOURISM SERVICES

The creation of a network tourist and volunteer center (STVTs) on the basis of a leading university in the region will streamline and significantly increase the efficiency of the provision of services within the framework of educational tourism. The main directions of the development of volunteer activities in the framework of STVTs in the field of educational tourism are: social volunteering; environmental volunteering; event volunteering; sports volunteering; cultural volunteering; patriotic volunteering. The article reveals the main criteria for assessing the impact of the activities of a network tourist and volunteer center on the development of the educational tourism services of destinations. These include: the criterion of the effectiveness of the educational tourism services sector, the effectiveness criterion of the network structure in the educational tourism services, the effectiveness of the network structure in the educational tourism services, the criterion of the effectiveness of volunteer activities in the educational tourism services. Recommendations are given for the development of educational travel services of the network tourist and volunteer center for 2021.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕТЕВОГО ТУРИСТСКО-ВОЛОНТЕРСКОГО ЦЕНТРА НА РАЗВИТИЕ СФЕРЫ УСЛУГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА»

Методика оценки влияния деятельности сетевого туристско-волонтерского центра на развитие сферы услуг образовательного туризма

см о см

О!

о ш т

X

<

т о х

X

Гамбург Михаил Михайлович

аспирант кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», chudnovskiy@guu.ru

Создание сетевого туристско-волонтерского центра (СТВЦ) на базе ведущего вуза в регионе позволит упорядочить и значительно повысить эффективность оказания услуг в рамках образовательного туризма. Основными направлениями развития волонтерской деятельности в рамках СТВЦ в сфере образовательного туризма являются: социальное волонтерство; экологическое волонтерство; событийное волонтерство; спортивное волонтерство; культурное волонтерство; патриотическое волонтерство. В статье раскрыты основные критерии оценки влияния деятельности сетевого туристско-волонтерского центра на развитие сферы услуг образовательного туризма дестина-ций. К ним относятся: критерий эффективности сферы услуг образовательного туризма, критерий эффективности сетевой структуры в сфере услуг образовательного туризма, эффективность сетевой структуры в сфере услуг образовательного туризма, критерий эффективности волонтерской деятельности в сфере услуг образовательного туризма. Даны рекомендации по развитию образовательных туруслуг сетевого туристско-волон-терского центра на 2021 год.

Ключевые слова: туристско-волонтерский центр, образовательный туризм, оценка влияния, волонтерская деятельность, развитие сферы услуг.

Создание сетевого туристско-волонтерского центра (СТВЦ) на базе ведущего вуза в регионе позволит упорядочить и значительно повысить эффективность оказания услуг в рамках образовательного туризма. Основными направлениями развития волонтерской деятельности в рамках СТВЦ в сфере образовательного туризма являются:

- социальное волонтерство - оказание помощи, незащищенным слоям населения: детям-сиротам, многодетным семьям, инвалидам, пожилым одиноким людям в участии образовательных турах;

- экологическое волонтерство - помощь туристам в рамках экологического образовательного туризма при посещении заповедных территорий;

- событийное волонтерство - помощь на образовательных конференциях, форумах, праздниках, и других мероприятиях;

- спортивное волонтерство - помощь в участии туристов в популяризации спорта и пропаганды здорового образа жизни, в физкультурных и спортивных мероприятиях;

- культурное волонтерство - помощь туристам в процессе проведение образовательных экскурсий, работа с туристскими группами, с музейными и библиотечными фондами;

- патриотическое волонтерство - помощь в организации образовательных патриотических акций и мероприятий.

При оценке влияния деятельности сетевого туристско-волонтерского центра на развитие сферу услуг образовательного туризма дестинаций в первую очередь определяется критерий эффективности сферы услуг образовательного туризма как удельный вес туристов, у которых повысились знания и умения в результате реализации образовательных туристских услуг за период 2016-2020 гг. - Эот (таблица 1). Данный критерий определяется на основе сопоставления сведений обо всех туристах - участниках образовательных туристских программ в дестинации, а также о тех туристах, которые успешно прошли итоговую аттестацию по факту участия в программах [1 ].

Фактически, данный критерий рассчитывается на основе результатов входного (до начала реализации ту-руслуги) и выходного (после реализации туруслуги) контроля знаний и умений, метод оценки - квалификационное тестирование туристов. Критерий рассчитывается по множеству туристов, обслуживаемых в рамках работы сетевого туристско-волонтерского центра.

Как видно из таблицы 1 в 2020 году критерий эффективности сферы услуг образовательного туризма наконец-то вышел на позитивный уровень, что определяется качественным обновлением образовательных туристских услуг и активным привлечением ведущих ученых и практиков дестинации к процессам подготовки обучающихся в рамках работы сетевого-туристско-волонтер-ского центра.

Таблица 1

Динамика критериев эффективности сетевого туристско-

Показатели 2016 2017 2018 2019 2020

Эффективность сферы услуг образовательного туризма 0,75 0,77 0,79 0,82 0,86

Эффективность волонтерской деятельности в сфере услуг образовательного туризма 0,51 0,62 0,73 0,80 0,88

Эффективность сетевой структуры в сфере услуг образовательного туризма 0,63 0,70 0,75 0,79 0,85

Финансовая устойчивость СТВЦ 0,63 0,70 0,76 0,80 0,86

Таблица 2

Анкета по оценке факторов эффективности сетевой

году

Факторы роста эффективности сети Оценк а

Создание образовательной туристской услуги 0,70

Усиление и расширение научно-методической базы в сфере услуг образовательного туризма (наличие и развитие научно-методической библиотеки) 0,6

Устранение дублирующих разработок в сфере услуг образовательного туризма (аккумулирование и распространение лучших практик) 0,54

Увеличение доли многопрофильных образовательных туристских услуг (аккумулирование и распространение лучших практик) 0,82

Увеличение доли инновационных образовательных туристских услуг (аккумулирование и распространение лучших практик) 0,84

Рост инвестиционной привлекательности на основе снижения инвестиционных рисков в сфере услуг образовательного туризма (создание реестра существующих образовательных туристских услуг) 0,7

Увеличение объемов и улучшение условий привлечения инвестиций в сферу услуг образовательного туризма (создание реестра существующих образовательных туристских услуг) 0,8

Возрастание отдачи и ускорение окупаемости инвестиций в сфере услуг образовательного туризма (создание реестра существующих образовательных туристских услуг) 0,62

Примечание: составлено автором на основе источника [1]

Далее определяем критерий эффективности волонтерской деятельности в сфере услуг образовательного туризма как удельный вес туристов, у которых повысились знания и умения в результате реализации образовательных туристских услуг за год при оказании помощи волонтерами - Эв (таблица 1). Данный критерий также рассчитывается на основе результатов входного (до начала реализации туруслуги) и выходного (после реализации туруслуги) контроля знаний и умений, метод оценки - квалификационное тестирование. Критерий рассчитывается по всем волонтерам, которые помогают туристам в рамках работы сетевого туристско-волонтерского центра.

В 2020 году критерий эффективности волонтерской деятельности также вышел в позитивные интервалы во-первых, за счет усиления внимания к участию в волонтерской деятельности в дестинации, во-вторых, за счет улучшения и активного внедрения мотивационных программ стимулирования участия волонтеров в работе сетевого туристско-волонтерского центра для оказания помощи по адаптации туристов к особенностям и процессам в сфере услуг образовательного туризма в дестинации.

Наконец, определяем критерий эффективности сетевой структуры в сфере услуг образовательного туризма - Эс (таблица 1). Данный критерий оценивается на основе анкетирования экспертов по шкале от 0 до 1 (таблица 2). В качестве экспертов выступали представители туристской сферы, сферы образования и сферы волонтерской деятельности дестинации.

Продажа образовательной туристской услуги 0,83

Модернизация технологической базы в сфере услуг образовательного туризма 0,85

Оптимизация объемов деятельности по реализации образовательной туристской услуги и получение эффекта масштаба 0,86

Ускорение оборачиваемости авансированного капитала сетевой структуры 0,7

Рост конкурентоспособности на рынке в сфере услуг образовательного туризма 0,8

Усиление влияния сетевой компании на состояние рынка в сфере услуг образовательного туризма и повышение устойчивости сетевой структуры на рынке 0,85

Снижение рисков деятельности сетевой структуры 0,9

Управление в сфере услуг образовательного туризма 0,94

Повышение и использование личностно-квалификационного потенциала персонала, занятого в сфере услуг образовательного туризма (аттестация и сертификация персонала) 0,9

Использование новейших технологий и технических средств в сфере услуг образовательного туризма (информационное обеспечение и цифровое сопровождение управленческих решений) 0,95

Использование новейших технологий и технических средств в работе волонтеров в сфере услуг образовательного туризма (информационное обеспечение и цифровое сопровождение управленческих решений) 0,95

Расширение и рационализация информационной базы в сфере услуг образовательного туризма (информационное обеспечение и цифровое сопровождение управленческих решений) 1,0

Развитие деловых коммуникаций в сфере услуг образовательного туризма (стратегическое развитие отрасли и услуг образовательного туризма) 0,88

Волонтерская деятельность в сфере услуг образовательного туризма 0,91

Усиление и расширение научно-методической базы волонтерской деятельности (организация волонтерской деятельности) 0,85

Повышение и использование личностно-квалификационного потенциала волонтеров, занятого в сфере услуг образовательного туризма (классификация и обучение волонтеров) 0,85

Развитие социального волонтерства (учет различных форм активности волонтера) 0,9

Развитие экологического волонтерства (учет различных форм активности волонтера) 0,93

Развитие событийного волонтерства (учет различных форм активности волонтера) 0,93

Развитие спортивного волонтерства (учет различных форм активности волонтера) 0,95

Развитие культурного волонтерства (учет различных форм активности волонтера) 0,88

Развитие патриотического волонтерства (учет различных форм активности волонтера) 1,0

Сервисное сопровождение (маркетинг, страхование, транспорт, PR) 0,86

Усиление контроля над рыночным пространством в сфере услуг образовательного туризма (исследование рынка в сфере услуг образовательного туризма) 0,75

Рационализация расходов, связанных с исследованием рынка в сфере услуг образовательного туризма и продвижением образовательных туристских услуг (исследование рынка образовательного туризма) 0,85

Использование лучших практик - образовательных туристских услуг (маркетинговое и PR-сопровождение образовательных туристских услуг) 0,9

Повышение имиджа образовательных туристских услуг (маркетинговое и PR-сопровождение образовательных туристских услуг) 0,9

Снижение рисков от реализации образовательных туристских услуг, в т.ч.: (управление рисками образовательных туристских услуг) 0,88

- рисков от несчастного случая и болезни 0,9

- рисков от некачественной образовательной услуги 0,9

- рисков от потери или порчи имущества 0,86

- рисков от снижения ответственности турфирм, отелей, других субъектов туризма 0,77

- рисков при транспортировке 0,9

- рисков от влияния климатических условий транспортировки 0,9

- рисков от влияния качества 0,9

- рисков от снижения ответственности компаний-перевозчиков 0,88

Общественный контроль и аудит 0,83

Повышение объективности общественного контроля (общественное обсуждение образовательных туристских услуг) 0,84

Повышение масштабов общественного контроля (общественное обсуждение образовательных туристских услуг) 0,77

Снижение неотъемлемых рисков (аудит качества образовательных туристских услуг) 0,82

Снижение контрольных рисков (аудит качества образовательных туристских услуг) 0,85

Снижение рисков необнаружения (аудит качества образовательных туристских услуг) 0,8

Снижение рисков от снижения ответственности компаний-перевозчиков субъектов туризма (аудит качества образовательных туристских услуг) 0,9

Примечание: составлено автором на основе источника [2]

CS

0

CS

01

о

Ш

m

X

<

m О X X

Необходимо отметить, что чем выше групповая экспертная оценка, тем выше критерий эффективности сетевой структуры в сфере услуг образовательного туризма. Проводимая экспертная оценка зафиксировала эффективность сетевой структуры в сфере услуг образовательного туризма - Эс на уровне 0,85, что является позитивным значением и подчеркивает важность и значимость работы сетевого туристско-волонтерского центра. В предыдущие годы уровень эффективности сетевой структуры в сфере услуг образовательного туризма постоянно находился в негативной зоне из-за проблем с использованием цифровых технологий, безответственного поведения компаний-перевозчиков и отдельных туристских организаций, а также недостаточного продвижения образовательных туристских услуг дестинации в рамках стимулирования внешних и внутренних поездок туристов.

Следует также отметить, что интерпретация оценки влияния деятельности СТВЦ на развитие сферы услуг образовательного туризма будет проводиться в зависимости от принадлежности критериев Эот, Эв, Эс интервалам позитивных и негативных значений. В частности, если все три критерия принадлежат интервалу позитивных значений [0,85;1], то деятельность сетевого турист-ско-волонтерского центра приводит к высокому качеству обучения при активном участии волонтеров и при этом наблюдается высокий эффект от сетизации в сфере услуг образовательного туризма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В нашем случае в 2020 году критерий финансовой устойчивости СТВЦ был на уровне 0,86, что говорит о значительном позитивном влиянии сетевого туристско-волонтерского центра на состояние сферы услуг образовательного туризма в дестинации.

Далее дадим оценку влияния деятельности СТВЦ на развитие сферу услуг образовательного туризма в дестинации путем расчета коэффициентов корреляции. По каждому i—му туристу j-ой образовательной туристской услуги будем рассчитывать три критерия по пятибалльной шкале:

- оценка качества обучения Aij на основе результатов входного (до начала реализации туруслуги) и выходного (после реализации туруслуги) контроля знаний и умений методом квалификационного тестирования;

- оценка степени удовлетворенности процессом обучения Ву на основе анкетирования туристов;

- оценка степени удовлетворенности стоимостью образовательной туристской услуги Су на основе анкетирования туристов.

Все три коэффициента корреляции принимают значения в интервале [0,1]. Принимается интервал позитивных значений указанных коэффициентов [0,85;1].

За основу возьмем три образовательных туристских услуги, реализуемых в дестинации в 2020 году, а именно: программу языковой подготовки, программа подготовки в области гостиничного дела, программа развития сервисных компетенций.

Как видно из таблицы 3 туристы по программе языковой подготовке в большей степени не удовлетворены качеством своего обучения с учетом установленной стоимости туруслуги. Несомненно, это сложный вопрос в современных условиях постковидной экономики, связанный со снижением уровня доходов населения, поэтому необходимо будет проработать множество вопросов либо по усилению программы языковой подготовки, либо по разработке системе дополнительных преференций для участников образовательной туристской

программы для снижения уровня их негативного отношения к программе.

Таблица 3

Динамика коэффициентов корреляция критериев образова-

Коэффициенты 2016 2017 2018 2019 2020

корреляции

А оценка качества 0,87 0,89 0,87 0,89 0,89

обучения на основе

анкетирования ту-

ристов

Вщ оценка степени 0,78 0,79 0,80 0,78 0,77

удовлетворенности

процессом обуче-

ния

С оценка степени 0,90 0,89 0,88 0,88 0,87

удовлетворенности

стоимостью турист-

ской услуги

Примечание: составлено автором на основе источников [2, 3, 4]

Как видно из таблицы 4 туристы по программе подготовки в области гостиничного дела в большей степени не удовлетворены организацией процесса обучения с учетом установленной стоимости туруслуги.

Таблица 4

Динамика коэффициентов корреляция критериев образовательной туристской программы в области гостиничного дела

Коэффициенты 2016 2017 2018 2019 2020

корреляции

Ау оценка качества 0,97 0,99 0,97 0,99 0,99

обучения на основе

анкетирования ту-

ристов

Ву оценка степени 0,88 0,89 0,90 0,88 0,87

удовлетворенности процессом обуче-

ния

Су оценка степени 0,80 0,79 0,78 0,78 0,77

удовлетворенности

стоимостью турист-

ской услуги

Примечание: составлено автором на основе источников [2, 3, 4]

Этот вопрос, связанный с необходимостью применения дистанционных форм обучения важно проработать по усилению цифровой платформы для данной программы подготовки или по разработке системы обучения в малочисленных группах с регулированием загрузки обучающихся во время контактной и самостоятельной работы по программе.

Как видно из таблицы 5 туристы по программе подготовки в области развития сервисных компетенций в большей степени не удовлетворены качеством обучения в его взаимосвязи с процессами организации образовательной деятельности.

Вопрос, связанный с необходимостью привлечения большего числа практиков к образовательной деятельности требует мер по усилению кадрового состава для данной программы подготовки или по трансформации федерального государственного образовательного стандарта в части его привязки к профессиональному стандарту и допуску к контактной работе с обучающимися большего числа практиков по различным направлениям развития сервисных компетенций.

Таблица 5

Динамика коэффициентов корреляция критериев образовательной туристской программы развития сервисных компетенций

Коэффициенты 2016 2017 2018 2019 2020

корреляции

Ац оценка качества 0,80 0,80 0,80 0,80 0,80

обучения на основе

анкетирования ту-

ристов

Вц оценка степени 0,88 0,89 0,90 0,88 0,87

удовлетворенности

процессом обуче-

ния

С оценка степени 0,92 0,93 0,89 0,89 0,92

удовлетворенности

стоимостью турист-

ской услуги

Примечание: составлено автором на основе источников [2, 3, 4]

Также рассчитаем три коэффициента корреляции между указанными тремя критериями по всем туруслу-гам и по множеству туристов:

-K(Aij, Bij) =!ij [(число неравенств^ - Bij|<1 ):NM] -K(Aij , Cij) =!ij [(число неравенств^ - Cij|<1 ):NM] -К (Bij , Cij) =!ij [(число неравенств|Bij - Cij|<1 ):NM] где N - число туристов, M - число туруслуг. Все три коэффициента корреляции будут также принимать значения в интервале [0,1]. Принимается интервал позитивных значений указанных коэффициентов [0,85;1].

При позитивных значениях K(Aij, Bij) имеет место факт, что при высоком качестве обучения, туристы удовлетворены его процессом.

При позитивных значениях K(Aij, Cij) имеет место факт, что при высоком качестве обучения, туристы удовлетворены стоимостью туруслуги.

При позитивных значениях K(Bij, Cij) имеет место факт, что при высокой удовлетворенности процессом обучения, туристы удовлетворены стоимостью турус-луги.

Далее в таблице 6 отражены значения рассчитываемых коэффициентов корреляции по ранее установленным критериям по все туруслугам и множеству туристов.

Таблица 6

Динамика коэффициентов корреляция критериев всех обра-

Коэффициенты 2016 2017 2018 2019 2020

корреляции

K(Aij, Bij) между ка- 0,85 0,85 0,86 0,86 0,87

чеством обучения и

удовлетворенности

процессом обуче-

ния

K(An, Cij) между ка- 0,87 0,87 0,89 0,89 0,90

чеством обучения и

удовлетворенно-

стью стоимостью

туруслуги

K(Bij, Cij) между удо- 0,85 0,85 0,86 0,86 0,88

влетворенности процессом обуче-

ния и стоимостью

туруслуги

Данные таблицы 6 фиксируют принципиальную удовлетворенность туристов реализуемыми образовательными туристскими программами. Тем не менее, в аспекте расчета частных коэффициентов корреляции есть резервы для повышения уровня удовлетворенности туристов, которыми необходимо воспользоваться с учетом современных процессов трансформации сферы образования и выхода образовательных учреждений на международный уровень за счет применения цифровых образовательных платформ.

Следует также отметить, что наибольший эффект деятельности СТВЦ наблюдается при позитивных значениях K(Aij, Bij), K(Aij, Cij), K(Bij, Cij) и, в частности, при K(Aij, Bij) = K(Aij, Cij) = K(Bij, Cij) =1.

Наименьший эффект деятельности сетевого турист-ско-волонтерского центра наблюдается при негативных значениях K(Aij, Bij), K(Aij, Cij), K(Bij, Cij) и, в частности, при K(Aij, Bij) = K(Aij, Cij) = K(Bij, Cij) =0.

B данный момент можно говорить о достаточном эффекте деятельности CТBЦ для привлечения туристов из России и других стран мира к процессам в сфере услуг образовательного туризма в дестинации.

Перейдем далее к оценке и ранжированию деятельности волонтеров и к выявлению лидеров и аутсайдеров в рамках деятельности CTB^ Для этого рассчитаем критерий эффективности волонтерской деятельности в сфере услуг образовательного туризма. Данный критерий будет рассчитываться как удельный вес туристов, у которых повысились знания и умения в результате реализации образовательных туристских услуг за 2020 год при оказании помощи волонтером. Данный критерий ранжируется по убыванию. К лидерам будут относиться волонтеры, у которых критерий принимает значения в интервале [0,85;1]. К аутсайдерам будут относиться волонтеры, у которых критерий принимает значения в интервале [0;0,85].

B таблице 7 представлены результаты расчета критерия эффективности волонтерской деятельности в сфере услуг образовательного туризма.

Таблица 7

Волонтер (Ф.И.О) Показатель эффективности волонтерской деятельности в сфере услуг образовательного туризма

Гапоненко В.С. 0,92

Петров А.Г. 0,91

Сидоренко В.В. 0,88

Пятов Р.С. 0,87

Кобелева М.Н. 0,86

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Колобов М.С. 0,85

Аникеев К.П. 0,85

Федоров П.П. 0,85

Плутов А.В. 0,83

Албеков М.Р. 0,82

Казакова У.М. 0,80

Юсупов И.И. 0,80

Грицаенко О.Л. 0,79

Морозов Е.И. 0,78

Всеволодова К.И. 0,77

Сухова М.Р. 0,77

Иванов С.А. 0,75

Примечание: составлено автором на основе источников [2, 3, 4]

Примечание: составлено автором на основе источников [2, 3, 4]

Как видно из таблицы 7 в среднем волонтеры эффективно присутствуют в образовательных туристских услу-

X X

о го А с.

X

го m

о

ю

2 О M

CS

0

CS

01

о ш m

X

<

m О X X

гах СТВЦ. Тем не менее, необходимо усилить как качественную подготовку волонтеров по ключевым разделам и темам реализуемых образовательных туристских услуг, так и мотивационную компоненту в деятельности волонтеров, поощрения их к саморазвитию и к помощи туристам в саморазвитии и адаптации к специфике де-стинации.

Также для целей усиления практической компоненты в реализации основных целей и задач СТВЦ проведем оценку и ранжирование образовательных туруслуг по критериям качества обучения, удовлетворенности его процессом и стоимостью и выявление туруслуг-лидеров и туруслуг аутсайдеров в рамках деятельности СТВЦ. Для этого по каждому нму туристу у-ой образовательной туристской услуги рассчитываются три показателя:

- удельный вес туристов, по которым оценка качества обучения Ду на основе результатов входного (до начала реализации туруслуги) и выходного (после реализации туруслуги) контроля знаний и умений позитивная, то есть равна 4 или 5;

- удельный вес туристов по которым оценка степени удовлетворенности процессом обучения Вщ позитивная, то есть равна 4 или 5;

- удельный вес туристов по которым оценка степени удовлетворенности стоимостью туристской услуги Су позитивная, то есть равна 4 или 5.

Данные три критерия будут ранжироваться по убыванию, и будет формироваться три ряда. К лидерам будут относиться туруслуги, у которых критерий принимает значения в интервале [0,85;1]. К аутсайдерам будут относиться туруслуги, у которых критерий принимает значения в интервале [0;0,85]. Туруслугами-лиде-рами по трем критериям считаются те, у которых все три критерия позитивные, в частности, равны 1; аутсайдерами считаются те, у которых все три критерия негативные, в частности, равны 0.

Данные по ранжированию представлены в таблицах 8, 9, 10.

Таблица 8

Ранжирование образовательных туруслуг СТВЦ по крите-

Туруслуга Качество обучения

Подготовка в области гости- 0,92

ничного дела

Языковая подготовка 0,88

Программа развития сервис- 0,84

ных компетенций

Примечание: составлено автором на основе источников [2, 3, 4]

Таблица 9

Ранжирование образовательных туруслуг СТВЦ по крите-

Туруслуга Удовлетворенность процессом обучения

Программа развития сервисных компетенций 0,86

Подготовка в области гостиничного дела 0,85

Языковая подготовка 0,82

счет лучшей адаптации указанной программы к требованиям проводимых в России и в зарубежных странах профессиональных конкурсов, и в аспекте приближения программы к требованиям профессиональных стандартов по соответствующим сервисным компетенциям.

Данные таблицы 9 показывают необходимость обновления учебно-методического комплекта программы языковой подготовки за счет повышения качества организации контактных занятий с туристками и в аспекте приближения программы к современной мировой и отечественной терминологии по профилям практической подготовки образовательных учреждений дестинации.

Таблица 10

Ранжирование образовательных туруслуг СТВЦ по крите-

Туруслуга Удовлетворенность стоимостью туруслуги

Языковая под- 0,93

готовка

Программа раз- 0,89

вития сервисных

компетенций

Подготовка в 0,78

области гостинич-

ного дела

Примечание: составлено автором на основе источников [2, 3, 4, 5]

Таблица 11

Сводная таблица рекомендаций по развитию образовательных туруслуг СТВЦ на 2021 год

Туруслуга

Языковая подготовка

Примечание: составлено автором на основе источников [2, 3, 4]

Данные таблицы 8 показывают необходимость усиления методической работы в рамках реализации программы развития сервисных компетенций туристов за

Качество обучения

Преодоление академического инбридинга и усиление роли практиков в организации контактной работы с туристами

Программа развития сервисных компетенций

Подготовка в области гостиничного дела

Удовлетворенность процессом обучения

Обеспечение культурной и этнической диверсификации и обеспечение студентов современным международным опытом, а также межкультурными компетенциями для профессионального общения

Повышение культуры сотрудничества с туристами

Усиливать и развивать уникальные профессиональные компетенции у туристов

Удовлетворенность стоимостью туруслуги

Активное внедрение инноваций в процессы языковой подготовки туристов, а также активно внедрение цифровых методов организации обучения

Привлечение и создание возможностей для участия туристов в профессиональных конкурсах, проводимых в дестинации

Развивать уникальные компетенции, позволяющие туристам в дальнейшем работать на глобальных рынках туризма и индустрии гостеприимства

Улучшение уровня инфраструктурной обеспеченности услуг для повышения качества усвоения практических навыков и умений туристов

Повышение конкурентности и обоснованности распределения ресурсов между отдельными разделами программы

Примечание: составлено автором

Данные таблицы 10 показывают важность более тщательного обоснования смета затрат туристов на участие в программе подготовки в области гостиничного дела за счет отражения в затратах на обучения уникальных конкурентных преимуществ программы и в аспекте приближения программы по стоимости к аналогичным программам в зарубежных странах и в России. Для повышения уровня удовлетворенности стоимостью программы подготовки в области гостиничного дела важно сформировать уникальное торговое предложение и рационально продвигать программу с использованием цифровых рекламных и Р13 технологий.

В таблице 11 представлены рекомендации по развитию образовательных туруслуг СТВЦ на 2021 год.

Хотелось бы указать на важность трансформации имиджа дестинаций как образовательных центров. Сегодня дестинации России не обладают ярко выраженным имиджем образовательных центров. При этом у большинства дестинаций есть значительные природно-экологические и культурно-исторические возможности для создания легендарных образовательных туристских услуг и усиления маркетинговых сущностей данных услуг для их продвижения. Необходима разработка бренда и стратегии позиционирования, которые бы отражали текущее, а также перспективное состояние сферы услуг образовательного туризма дестинаций России.

Литература

1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения 27.05.2021).

2. Информационный бюллетень для профессионалов турбизнеса «Питер-Т». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pitert.ru/ (дата обращения 25.05.2021).

3. Международные рекомендации по статистике туризма, 2008 год. Мадрид — Нью-Йорк: ООН, 2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://unstats.un.org/unsd/publication/SeriesM/Seriesm_83r ev1r.pdf (дата обращения 05.06.2021).

4. Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mkrf.ru (дата обращения 15.05.2021).

5. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 27.07.2012 № 422, в ред. приказа Росстата от 17.07.2013 № 284 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за рыночными услугами, административными правонарушениями в сфере экономики и туризмом». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base = LAW;n=155451. (дата обращения 05.06.2021).

Methodology for assessing the impact of the activities of the network tourist and volunteer center on the development of educational tourism services Gamburg M.M.

State University of Management

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

The creation of a network tourist and volunteer center (STVTs) on the basis of a leading university in the region will streamline and significantly increase the efficiency of the provision of services within the framework of educational tourism. The main directions of the development of volunteer activities in the framework of STVTs in the field of educational tourism are: social volunteering; environmental volunteering; event volunteering; sports volunteering; cultural volunteering; patriotic volunteering. The article reveals the main criteria for assessing the impact of the activities of a network tourist and volunteer center on the development of the educational tourism services of destinations. These include: the criterion of the effectiveness of the educational tourism services sector, the effectiveness criterion of the network structure in the educational tourism services, the effectiveness of the network structure in the educational tourism services, the criterion of the effectiveness of volunteer activities in the educational tourism services. Recommendations are given for the development of educational travel services of the network tourist and volunteer center for 2021. Keywords: tourist and volunteer center, educational tourism, impact

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

assessment, volunteer activities, development of the service sector. References

1. Federal State Statistics Service [Electronic resource]. - Access mode:

https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (date of treatment 05/27/2021).

2. Information bulletin for professionals of the tourist business "Peter-T".

[Electronic resource]. - Access mode: http://www.pitert.ru/ (date of treatment 05/25/2021).

3. International Recommendations for Tourism Statistics, 2008. Madrid - New

York: UN, 2010. [Electronic resource]. - Access mode: http://unstats.un.org/unsd/publication/SeriesM/Seriesm_83rev1r.pdf (date of access 05.06.2021).

4. Official site of the Ministry of Culture of the Russian Federation [Electronic

resource]. - Access mode: https://www.mkrf.ru (date of access 05/15/2021).

5. Order of the Federal State Statistics Service of 27.07.2012 No. 422, as

amended by Rosstat order of 17.07.2013 No. 284 "On the approval of statistical tools for organizing federal statistical observation of market services, administrative offenses in the field of economy and tourism." [Electronic resource]. - Access mode:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= LAW; n = 155451. (date of treatment 06/05/2021).

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.