Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций будущих менеджеров туризма в процессе их участия в волонтерском движении'

Формирование профессиональных компетенций будущих менеджеров туризма в процессе их участия в волонтерском движении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / МЕНЕДЖЕР ПО ТУРИЗМУ / ВОЛОНТЕР / ВОЛОНТЕРСТВО / ВОЛОНТЕРСКИЕ ПРОЕКТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / TOURISM / TOURISM MANAGER / VOLUNTEER / VOLUNTEERING / VOLUNTEER PROJECTS / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киреева Ю.А., Березин В.П.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ТУРИЗМА В ПРОЦЕССЕ ИХ УЧАСТИЯ В ВОЛОНТЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ Рассмотрены основные проекты, реализованные Волонтерским туристским центром города Москвы, определена роль волонтерского движения в формировании профессио нальных компетенций будущего менеджера по туризму

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киреева Ю.А., Березин В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional competence of future managers of tourism in the process of participation in volunteerin

The main projects implemented by Volunteer tourist center of Moscow are considered. The role of volunteering movement in the formation of the professional competencies of future managers of tourism are de fi ned

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций будущих менеджеров туризма в процессе их участия в волонтерском движении»

УДК 378.18

Ю.А. КИРЕЕВА, В.П. БЕРЕЗИН

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ТУРИЗМА В ПРОЦЕССЕ ИХ УЧАСТИЯ В ВОЛОНТЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ

Рассмотрены основные проекты, реализованные Волонтерским туристским центром города Москвы, определена роль волонтерского движения в формировании профессиональных компетенций будущего менеджера по туризму.

Ключевые слова: туризм, менеджер по туризму, волонтер, волонтерство, волонтерские проекты, профессиональные компетенции.

The main projects implemented by Volunteer tourist center of Moscow are considered. The role of volunteering movement in the formation of the professional competencies offuture managers of tourism are defined.

Key words: tourism, tourism manager, volunteer, volunteering, volunteer projects, professional competence.

Развитие рыночных отношений предъявляет к каждому члену общества высокие требования, в том числе к его готовности полноценно жить и трудиться в новых условиях. Именно система высшего образования обеспечивает высокий уровень профессионализма будущего специалиста [1].

Высшее образование традиционно трактуется как специальная подготовка к определенной профессии через овладение системой научных знаний и формирование профессиональных компетенций [1].

Творческие и личностные характеристики образованного человека с фундаментальной профессиональной базой становятся важными ресурсами его жизнеспособности и развития. О высшем образовании говорят как о приоритете развития личности, ее социальной активности и профессио-

© Киреева Ю.А., Березин В.П., 2015

нальной ответственности, в том числе и работников сферы туризма.

Для этого необходимо формировать профессиональную направленность студентов, будущих менеджеров по туризму, создавать благоприятный климат в вузе и условия, способствующие самореализации личности, раскрытию его индивидуальных способностей, формированию ценностных ориентаций.

Сегодня туризм является одной из самых трудозатратных отраслей. Он обеспечивает свыше 75 млн человек рабочими местами во всем мире. Примерно каждый двенадцатый работает в сфере туризма и гостеприимства.

Существует несколько способов получения профессиональной подготовки в области туризма. Так, например, на базе колледжей можно получить среднее профессиональное образование. Курс обучения рассчитан на 2,5 года. Профессию в сфере туризма и гостеприимства можно также осво-

ить и в вузе. Наиболее популярные направления подготовки - это «Менеджмент» и «Туризм». В системе дополнительного профессионального образования на базе имеющейся профессиональной подготовки краткосрочное обучение менеджеров по туризму осуществляют различные центры профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации [5].

Участие студентов в волонтерском движении играет особую роль в формировании профессиональных компетенций, повышении деловой культуры будущих менеджеров по туризму. В настоящее время во многих вузах страны возникают и активно развиваются волонтерские отряды, организации и движения.

Слово «волонтер» у всех на слуху, но не все знают, кто такие волонтеры. Волонтер - это человек, участвующий (абсолютно бесплатно) в различных социально значимых кампаниях: распространении необходимой информации, подготовке и проведении общественных акций, помощи, а также человек, который, работая безвозмездно, стремится внести свой вклад в реализацию социально значимых проектов ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов, самореализации, духовного роста и совершенствования [7].

Волонтерство (от лат. юоЬипЬапт -добровольно) - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которые осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение [7].

Для молодежи волонтерская деятельность становится не только способом проведения свободного времени, самореализации и возможностью стать социально полезным для общества, но и стимулированием будущих специалистов к профессиональному росту и развитию. Опыт показывает, что люди, начинающие принимать участие в волонтерской деятельности в молодом возрасте, продолжают свое участие в ней в течение всей жизни.

В основе волонтерского движения лежит принцип: «Хочешь почувствовать себя человеком - помоги другому». Волонтерская деятельность - это вид безвозмездной деятельности, направленный на пользу людей (как отдельных личностей, так и групп) или на защиту окружающей среды.

В 2012 г. Комитет по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы в поддержку общих тенденций в сфере молодежной политики и целях развития индустрии туризма создал на базе подведомственного учебного заведения ГАОУ ВПО Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича Волонтерский туристский центр города Москвы. При этом необходимо отметить, что центр не стал внутривузовской структурой, а развивается как городская площадка туристского волонтерства. Именно с ним сотрудничают многие вузы столицы с целью организации учебной практики для своих студентов [3].

Это работа на городских мероприятиях, участие в профессиональных туристских событиях и, конечно, главный проект - волонтеры — городские гиды. Участие в любом проекте в качестве волонтера - это профессиональный опыт, предоставляемый участнику на особых условиях. Это тот опыт, ко-

торым он сможет воспользоваться при трудоустройстве [2].

В 2014 г. наиболее значимый проект, в котором принимали участие волонтеры не только из многих городов России, но и из-за рубежа, это Олимпиада в Сочи. Всего на Играх в Сочи было задействовано 25 тыс. волонтеров. Это самая масштабная волонтерская программа в современной России, а развитие волонтерского движения - один из главных аспектов наследия Игр [6].

В рамках волонтерской программы Сочи-2014 в московских аэропортах и вокзалах были развернуты точки помощи аккредитованным лицам и туристам, следующим на Олимпийские и Паралимпийские игры. Все волонтеры прошли специализированное обучение как по олимпийской программе, так и по непосредственной работе на транспортных узлах. Например, в аэропорту Шереметьево в курс обучения вошли разделы, посвященные авиационной безопасности, взаимодействию со службами аэропорта, таможенные процедуры, пограничный контроль. Волонтеры получили достаточно широкие полномочия и продемонстрировали высокий уровень вовлеченности, профессионализма и готовности решать проблемы на своем уровне.

В 2014 г. многие студенты московских вузов получили возможность принять участие в обслуживании Олимпиады в Сочи. В период проведения Олимпиады волонтеры работали в морском порту на информационной стойке (Info Desk). Основная обязанность - информирование туристов:

• о проживании на лайнерах;

• об олимпийских объектах и их расположении;

• об отмене/удалении или каких-либо проблемах с бронью и ваучером;

• о движении бесплатных шаттлов от морского порта до железнодорожного вокзала [4].

Другими словами, отвечали на все вопросы, касающиеся лайнеров и Олимпиады.

Среди социальных проектов, проводимых с участием Центра, нужно отметить партнерские проекты с фондом «Инватур». Волонтеры не раз сопровождали группы туристов с ограниченными возможностями на туристских маршрутах Московского региона и Золотого кольца. В функции волонтеров входила помощь при посадке/высадке из автобуса, передвижении по маршруту, так как далеко не на всех объектах туристского показа реализована программа «Доступная среда». В процессе работы волонтеры лучше знакомятся с туристскими объектами и при этом на практике видят проблемы адаптации дестинаций к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Также волонтеров привлекали к организации поездки группы инвалидов с травмами опорно-двигательного аппарата. Данная практика позволила оценить возможности конкретного отеля, выявить требования данной группы туристов к курортному отелю и, конечно, получить бесценный опыт.

В 2013 и 2014 гг. в рамках празднования Дня Победы в Москву прибыли школьники - победители конкурса, посвященного празднику. Каждую делегацию сопровождали волонтеры, что способствовало установлению неформальных культурных связей. Для московских студентов эта работа - инвестиции в будущее, оценка будущего потребителя, а для гостей - первое знакомство с Москвой как с туристской дестинацией и одним из туристских направлений. Именно на этом этапе

многое зависит от гостеприимства и внимания сопровождающих [4].

Таким образом, в процессе участия в том или ином волонтерском проекте формируются профессиональные компетенции будущих менеджеров по туризму. При этом не стоит забывать,

что участие в волонтерском движении является хорошим способом получения новых знаний, развития навыков общественной деятельности и взаимодействия в коллективе, формирования духовно-нравственных ценностей, активной гражданской позиции.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Ахметгалеев Э.Д. Формирование профессиональной направленности будущего социального работника в процессе участия в студенческом волонтерском движении: авто-реф. дис.... канд. пед. наук.

2. Березин В.П. О направлениях деятельности волонтерского туристского центра города Москвы // Социально-оздоровительный туризм как основа реализации социальной политики государства в целях устойчивого социально-экономического развития города Москвы: материалы Круглого стола, Москва, 20 марта 2014 г. Логос, 2014. С. 93-96.

3. Березин В.П., Гурьянова Е.Н. К вопросу о языковой подготовке туристских волонтеров // Актуальные проблемы лингвистической подготовки в неязыковом вузе: сб. науч-

ных статей и материалов III Международной научно-практической конференции, Москва, МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича, 29-30 октября 2013 г. М.: МГИИТ, 2013.251 с.

4. Березин В.П., Киреева Ю.А. Участие студентов в волонтерском движении как форма организации учебной практики в туристском вузе // Образование и наука: современное состояние и перспективы развития: сб. научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, 31 июля 2014 г.: в 6 ч. Ч. 1. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. 164 с.

5. URL: http://otherreferats.allbest.ru

6. URL: http://sochi2014.com

7. URL: http://wikipedia.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.