Научная статья на тему 'Методика оценки уровня сформированности позитивных эмоций от математической деятельности у учащихся 7-8 классов'

Методика оценки уровня сформированности позитивных эмоций от математической деятельности у учащихся 7-8 классов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
105
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / METHODOLOGY / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSTICS / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ / ПОЗИТИВНЫЕ ЭМОЦИИ / LEVELS OF FORMATION OF POSITIVE EMOTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сучкова А. Б.

В данной статье рассматривается методика оценки уровня сформированности позитивных эмоций от математической деятельности у учащихся 7-8 классов. Выявлены требования к методике, а именно: комплексность и интегрированность, надежность и валидность, относительная кратковременность и возможность организации индивидуальной и групповой диагностики, простота обработки результатов, возраст ребенка и присущий ему ведущий вида деятельности, а также влияние личности взрослого, проводящего диагностику. Для данной методики выявлены уровни сформированности позитивных эмоций от математической деятельности: высокий (ярко выраженные положительные эмоции от учения), средний (позитивное эмоции от учения, соответствие социальному нормативу), низкий (переживание “школьной скуки”, отрицательные эмоции от учения)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the technique of an estimation of level of formation of positive emotions on mathematical activities from students in grades 7-8. The identified requirements for the method, namely: the comprehensiveness and integrity, reliability, and validity, relative brevity and the possibility of organizing individual and group diagnostics, ease of processing results, the age of the child and to its leading activity, and the impact of the personality of the adult conducting the diagnosis. For this technique revealed the levels of formation of positive emotions on mathematical activities: high (pronounced positive emotions from the teachings), medium (positive emotions from the teachings, according to the social norm), low (the experience of “school boredom” negative emotions from the teachings)

Текст научной работы на тему «Методика оценки уровня сформированности позитивных эмоций от математической деятельности у учащихся 7-8 классов»

• положительная динамика во взаимодействии с подростками на занятиях в творческом объединении, поддержки в отношении друг к другу;

• положительная динамика психологического самочувствия подростков и личностный рост (нормализация уровня тревожности; снижение уровня агрессивности; уменьшение проявлений акцентуации личности; рост позитивности восприятия, адекватность самооценки; оптимизация процессов общения; уменьшение поведенческих отклонений);

• степень применения подростками полученных знаний, умений и навыков, полученных в ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы, в повседневной жизни;

• степень удовлетворенности участников процесса социализации: подростков, их родителей, педагогов.

Таким образом, реализуемые в рамках организаций отдыха и оздоровления детей дополнительные образовательные программы позволяют получить реальные положительные результаты, оказывая влияние на продуктивное развитие личности в период каникулярного отдыха, способствуют укреплению здоровья, профилактике вредных привычек, социализируя и реабилитируя подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Список литературы:

1. Березина В.А. Дополнительное образование детей в России. - М.: АНО «Диалог культур», 2007, - 512 с.

2. Березина В.А., Бубнова А.Н. Социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в организациях отдыха и оздоровления (результаты исследования).//Воспитание школьников. - 2017, № 3. С.67- 73.

3. Бубнова А.Н. Эффективные технологии социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях детского оздоровительного лагеря.// Сборник публикаций по материалам XX международной научно-практической конференции: «Психологическая наука и образование» - М: Научный журнал '' Chronos '', 2017. - 52с. С.4-9.

4. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р [Электронный ресурс]

http://static.govemment.ru/media/files/ipA1NW4 2XOA.pdf

5. «Дети и лето: отдых, здоровье, развитие». Сборник научно-методических материалов и нормативно-правовых документов /Под ред. В.А.Березиной. М.: АНО «ЦНПРО», 2013. - 336 с.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗИТИВНЫХ ЭМОЦИЙ ОТ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 7-8 _КЛАССОВ_

Сучкова А.Б.

Магистр, группа 3-15ПО(м)МО35, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, г. Орск

АНОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается методика оценки уровня сформированное™ позитивных эмоций от математической деятельности у учащихся 7-8 классов. Выявлены требования к методике, а именно: комплексность и интегрированность , надежность и валидность, относительная кратковременность и возможность организации индивидуальной и групповой диагностики, простота обработки результатов, возраст ребенка и присущий ему ведущий вида деятельности, а также влияние личности взрослого, проводящего диагностику. Для данной методики выявлены уровни сформированности позитивных эмоций от математической деятельности: высокий (ярко выраженные положительные эмоции от учения), средний (позитивное эмоции от учения, соответствие социальному нормативу), низкий (переживание "школьной скуки", отрицательные эмоции от учения)

ABSTRACT

This article discusses the technique of an estimation of level of formation of positive emotions on mathematical activities from students in grades 7-8. The identified requirements for the method, namely: the comprehensiveness and integrity , reliability, and validity, relative brevity and the possibility of organizing individual and group diagnostics, ease of processing results, the age of the child and to its leading activity, and the impact of the personality of the adult conducting the diagnosis. For this technique revealed the levels of formation of positive emotions on mathematical activities: high (pronounced positive emotions from the teachings), medium (positive emotions from the teachings, according to the social norm), low (the experience of "school boredom" negative emotions from the teachings)

Ключевые слова: методика, диагностика, уровни сформированности, позитивные эмоции.

Key words: methodology, diagnostics, levels of formation of positive emotions.

42

Деятельность преподавателя и диагностическая деятельность неразрывны. Как известно любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой учитель обязан владеть педагогической диагностикой.

Многие учителя преподающие в 7-8 классах сталкивается с проблемой отсутствия интереса, желания заниматься математикой, радостью и удовлетворенности от урока. При этом у многих учащихся возникает чувство страха, тревоги. Т.е. проявляется отсутствие позитивных эмоций и преобладание негативных. В профессиональном стандарте педагога говорится о необходимости формировать у учащихся именно позитивные эмоции от математической деятельности, даже в случае неудач. В связи с этим возникает необходимость оценить уровень сформированности данных эмоций.

Методы диагностики, применяемые в обучении математике, основаны на общих методах, разработанных дидактами (например, анализ устных ответов и письменных работ учащихся, наблюдение за их повседневной деятельностью и др.), а также на особенностях учебной деятельности учащихся по усвоению математики (например, учет количества решаемых учащимися за одно и тоже время задач).

Значимой проблемой в разработке методической системы диагностических процедур выявления уровня сформированности позитивных эмоций в процессе обучения является отбор диагностических методик. Среди требований к методикам выделяются: комплексность и интегрированностью (в контексте возможности проведения исследования одновременно нескольких компонентов позитивных эмоций), надежность и валидность, относительная кратковременность и возможность организации индивидуальной и групповой диагностики, простота обработки результатов. Объективность требует анализа как можно большего числа показателей, но в практической работе учитель ограничен выбором методик, временем обработки и общей занятостью.

Выбор той или иной психолого-педагогической методики обследования в каждом конкретном

случае зависит от целей и задач проводимого обследования, возраста ребенка и присущего ему ведущего вида деятельности, а также оказывает влияние личность взрослого, проводящего диагностику. От его профессионализма, манеры поведения зависит создание благожелательной атмосферы, установление контакта с ребенком, снятие у него тревожности и неуверенности.

Наиболее полно отвечает данным требованиям методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация А.Д. Андреева). [1, с.35].

Даная методика представляет собой ряд утверждений, которые люди используют для того, чтобы рассказать о своем эмоциональном состоянии. Учащимся предлагается отметить рядом с каждым утверждением, с какой частотой данные эмоции проявляются на уроках математики. Используются следующие варианты ответов:

1 - почти никогда

2 - иногда

3 - часто

4 - почти всегда.

Суммарных результат характеризует уровень сформированности положительных эмоций. Таким образом, для каждого ученика получают данные об общем уровне основных эмоциональных процессов - тревожности, познавательной активности и негативных эмоциональных переживаний - и характере их проявления в ходе учебной деятельности. Данный опросник позволяет отследить изменения в уровне позитивных эмоций к математической деятельности на основе интерпретации полученных данных.

Интересную карту анализа эмоционального благополучия ученика и его включенности в образовательный процесс предложили использовать студентам преподаватели Сибирского федерального университета, которая предлагает учащимся проанализировать свою успеваемость, заинтересованность и эмоциональное состояние на уроках (в данном случае на математике), используя пиктограммы, выбирая наиболее подходящий для себя вариант ответа, учитель фиксирует результаты наблюдений за учеником, заполняет диагностическую карту класса (рис. 1). [2, с.77].

Как я отношусь к учебным занятиям

Мне всегда скучно на уроке Мне часто бывает скучно на уроке Мне иногда скучно, иногда интересно на уроке Мне часто бывает интересно на уроке Мне всегда интересно на уроке

1 2 3 4 5

Как я выполняю задания

Я никогда не могу сделать это хорошо Я часто не могу сделать это хорошо Я делаю это то хорошо, то плохо Чаще я делаю это хорошо Я всегда делаю это хорошо

1 2 3 4 5

Как я себя чувствую в школе

Я почти никогда не чувствую себя счастливым Я часто чувствую себя несчастным Я чувствую себя то счастливым, то не счастным Я часто чувствую себя счастливым Я почти всегда чувствую себя счастливым

1 2 3 4 5

Рис. 1 Карта анализа эмоционального благополучия ученика и его включенности в образовательный

процесс.

На наш взгляд предлагаемы методики позволяют наиболее полно оценить сформированность позитивных эмоций у учащихся 7-8 классов от математической деятельности.

Список литературы

1. Диагностика эмоционально-нравственного развития: Спилбергер Ч.Д. Модификация А.Д. Андреева (1987) Тест-опросник диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

школьников/ Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. - С.176. - ISBN 5-9268-0103-6

2. Тарасова С.В. Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы межрегиональной научно-практической конференции: СПб.: ЛОИРО.- 2012. - 122с.

ВОПРОСЫ МАГНЕТИЗМА НА БАЗЕ ОТКРЫТОЙ НОВОЙ ФОРМЫ

_МАТЕРИИ_

QUESTIONS OF MAGNETISM ON BASE OF OPEN NEW FORM OF MATTER

Брусин Станислав Давидович,

пенсионер, лауреат МНФ по фундаментальным исследованиям,

г. С-Петербург.

Брусин Леонид Давидович,

пенсионер, лауреат МНФ по фундаментальным исследованиям,

г. Москва.

АННОТАЦИЯ

Приводится формула открытия новой формы материи, на базе чего раскрывается ее свойства характеризовать магнитный поток и создавать эффект переменного электромагнитного поля, а также показана физическая сущность закона Ампера, силы Лоренца, взаимодействия проводников с токами и взаимодействия постоянных магнитов.

ABSTRACT

Is the formula open a new form of matter, on the basis of what reveals its properties to characterize the magnetic flux and to create the effect of alternating electromagnetic field, and shows the physical essence of law of Ampere, Lorentz force, interaction of conductors with currents and interaction permanent magnets.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.