Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/
Том 9, №1 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-1.php
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/58TVN117.pdf
Статья опубликована 15.02.2017
Ссылка для цитирования этой статьи:
Шагимуратова А.А. Методика оценки развития транспортно -пересадочных узлов железнодорожного транспорта // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №1 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/111VN117.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 711(4/9)
Шагимуратова Анна Анатольевна
ГКУ г. Москвы «Московский центр градостроительного развития территорий», Россия, Москва
E-mail: anna_iskra@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=863246
Методика оценки развития транспортно-пересадочных узлов железнодорожного транспорта
Аннотация. Удовлетворение потребности населения в качественной среде жизнедеятельности лежит в основе градостроительной политики. Развитие системы транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) повышает привлекательность и эффективность функционирования городского пассажирского транспорта, что определено актуальной задачей для многих городов мира и Российской Федерации. В статье рассматривается методика оценки развития ТПУ железнодорожного транспорта, разработанная автором на основе метода квалиметрического анализа. Методика позволяет на стадии территориального планирования и разработки отраслевых схем определять приоритетные к реализации пересадочные узлы, учитывая градостроительный потенциал территории, транспортно-технологические и социально-экономические условия. Приоритетность узлов предложено оценивать по интегральному показателю «Индекс развития ТПУ ЖД», комплексно сравнивая узлы между собой по множеству параметров и устанавливая их в ранжированный перечень по приоритетности реализации. На основе факторного анализа выполнена модель оценки ТПУ, выделены критерии оценки развития пересадочных узлов и требования к построению дерева показателей развития, разработаны алгоритм и формулы расчета интегрального индекса развития ТПУ. Предложенная многокритериальная модель ТПУ позволяет проводить комплексную оценку мероприятий в соотвествии с выбранными показателями, а также выявлять отдельные мероприятия, рекомендованные в первоочередном порядке к реализации. На основе алгоритмов методики разработана программа автоматизированного расчета для ЭВМ.
Ключевые слова: планирование развития; общественный транспорт; транспортно-пересадочный узел; пересадка; транспортное планирование; критерии оценки транспортно-пересадочных узлов; интермодальные узлы; пассажирские перевозки; факторный анализ; индекс развития железнодорожного узла; показатели развития; мультикритериальная модель; дерево показателей развития; квалиметрический анализ; квалиметрия; компьютерная модель
Удовлетворение потребности населения в качественной среде жизнедеятельности лежит в основе градостроительной политики. В этой связи, повышение привлекательности и эффективности функционирования городского пассажирского транспорта во многих городах мира и Российской Федерации стало центральной задачей транспортной политики [1].
Эффективным направлением в решении транспортных проблем городов [2] определено развитие системы транспортно-пересадочных узлов [3, 4] на железнодорожном транспорте (ТПУ ЖД) [5, 6].
В целях эффективного развития городских территорий и транспортного комплекса разработана методика оценки развития ТПУ ЖД, алгоритм которой представлен в виде блок-схемы на рисунке 1.
Постановка цели исследования
■ определение приоритетов по развитию системы ТПУ ЖД в условиях сложившейся застройки крупнейшего
города
Постановка задачи исследования
- ранжирование объектов системы ТПУ ЖД, приоритетность развития которых требуется оценить
Этап 1. Определение функциональной роли в транспортной системе города и выбор объектов
Этап 2. Систематизация исходных данных по объектам исследования и подготовка необходимых материалов
для проведения расчетов
Этап 3. Определение индекса развития ТПУ ЖД по объектам исследования - Ир ТПУ ЖД
3.1. Формирование системы критериев и построение дерева показателей развития ТПУ ЖД 3.2. Определение коэффициентов весомости показателей развития ТПУ ЖД 3.3. Сбор фактической информации по объектам исследования 3.4. Определение значений абсолютных и эталонных показателей 3.5. Вычисление значений относительных показателей З.6. Расчет индексов развития ТПУ ЖД (Ир ТПУ ЖД)
Этап 4. Упорядочивание объектов в ранговый перечень и назначение приоритетов по развитию ТПУ ЖД
Установление ранжированного перечня ТПУЖД по приоритетам их реализации
Выявление отдельных мероприятий, рекомендованных в первоочередном порядке к реализации
Подготовка предложений по мероприятиям для обеспечения комфортной пересадки пассажиров в ТПУ и устойчивого развития городской территории
Рисунок 1. Алгоритм методики оценки развития ТПУ ЖД (разработано автором)
При современном развитии городов и транспортной инфраструктуры, а также при наличии ограниченных финансовых средств, выделяемых на развитие транспорта, большое значение имеет выделение приоритетов при направлении средств на строительство и обустройство ТПУ.
Проведение мероприятий по строительству и реконструкции объектов и инфраструктуры при формировании пересадочных узлов должно обеспечивать устойчивое
развитие городской среды с целью наиболее рационального и эффективного использования ее потенциала.
Разработанные в методике алгоритмы позволяют выбирать пересадочные узлы, обладающие градостроительным потенциалом развития территории, условиями создания транспортно-технологической инфраструктуры узла и возможностью обеспечения комфортной среды для пересадки пассажиров.
При разработке методики в основу положены методы квалиметрии, представляющего собой научно-обоснованный метод количественной оценки с помощью шкалы баллов, что позволило учесть специфику формирования объекта ТПУ, связанную с влиянием множества количественных и качественных факторов.
Приоритетность развития пассажирских узлов железнодорожного транспорта предложено устанавливать по интегральному индикатору, который суммарно объединяет значения фактических характеристик узлов, выраженных значениями показателей.
Интегральным показателем служит Индекс развития ТПУ ЖД (ИрТПУ ЖД), который определяется для каждого объекта в отдельности и позволяет, сравнивая узлы между собой, устанавливать их в ранжированный перечень по приоритетности их реализации.
Определение Индекса развития ТПУ ЖД включает 6 этапов (рисунок 2).
1. Формирование системы критериев и построение дерева показателей развития ТПУ ЖД
2. Определение коэффициентов весомости показателей развития ТПУ ЖД
3. Сбор фактической информации по объектам исследования
4. Определение значений абсолютных и эталонных показателей
5. Вычисление значений относительных показателей
6. Расчет индексов развития ТПУ ЖД (Ир ТПУ ЖД)
Рисунок 2. Этапы определения индекса развития ТПУ ЖД (разработано автором)
Оценка развития пассажирских пересадочных узлов относится к многокритериальным задачам и комплексно учитывает все сферы влияния.
Множество факторов, оказывающих влияние на развитие пересадочного узла, упорядочены в 3 группы: социально-экономические, транспортно-технологические, градостроительные и экологические факторы (рисунок 3).
Социально-экономические показатели развития
ТПУ
Транспортно-технологические показатели развития
Градостроительные
и экологические показатели развития
Рисунок 3. Факторная модель оценки развития ТПУ (разработано автором)
В соответствии с предложенной моделью для учета каждого направления разработана система критериев оценки развития транспортно-пересадочных узлов.
Система критериев включает 4 сферы влияния факторов, характеризующие условия проекта по развитию ТПУ:
1. Условия землепользования и планировочные характеристики;
2. Транспортно-технологические характеристики;
3. Наличие спроса на транспортные услуги узла;
4. Социально-значимые составляющие качества развития узла.
Градостроительно-планировочные и земельно-правовые условия характеризуют
градостроительные возможности развития пересадочного узла. Анализ нормативно-правовой и градостроительной документации [7] позволяет учесть градостроительные, природно-экологические, технические и иные ограничения по использованию территории узла при ее реорганизации и застройке [8]. Учет земельно-правовых условий обеспечивает рациональное использование территориальных и земельных ресурсов.
Оценка данных критериев на начальном этапе планирования при формировании ТПУ позволяет реализовывать согласованное развитие территории с обеспечением экологического устойчивого развития городской среды [9] и способствует принятию наиболее эффективных градостроительных решений.
Транспортно-технологическая сфера развития характеризуется ресурсными возможностями транспортной инфраструктуры, а также структурой пересадки пассажиров по видам транспорта, что позволяет учитывать пассажирскую и транспортную нагрузку в узле.
Показатели ресурсных возможностей учитывают технико-технологические особенности узла, наличие капитальных и линейных объектов транспортной инфраструктуры, их параметры и основные характеристики применительно к городскому общественному транспорту, индивидуальному транспорту и парковкам различного назначения.
Ситуация в социально-экономической сфере оценивается показателем спроса на транспортные услуги узла, учитывающим количество потенциальных пользователей инфраструктуры узла и количество индивидуального легкового автотранспорта.
Кроме того, социально-значимыми составляющими качества развития узла являются критерии удобства пересадки пассажира и обустройства узла. Обозначенные критерии важно учитывать, так как они являются определяющими для пассажира при принятии решения в выборе способа передвижения общественным транспортом. При этом учитываются естественные потребности человека в безопасных и комфортных условиях жизнедеятельности.
Рассматриваемые показатели имеют различные шкалы и единицы измерения, при этом оцениваются комплексно, совместно, в единой системе оценки. Данная система является открытой, что позволяет корректировать набор показателей в зависимости от поставленных целей и задач, а также по мере совершенствования знаний и опыта в области развития пересадочных узлов.
На основе разработанной системы критериев может быть построено дерево показателей развития ТПУ ЖД [10], учитывающих различные аспекты функционирования пересадочных узлов. При построении структуры дерева показателей целесообразно руководствоваться принципами теории квалиметрии: единого признака деления для свойств одной группы; исключительности свойств в группе; необходимости и достаточности числа свойств в группе; недопустимости зависимых свойств; функционально-потребительской направленности свойств; предпочтительности признака деления меньшей размерности; приведения к простым и квазипростым показателям и т.п.
Построенное дерево показателей развития ТПУ ЖД представляет собой систему из 96 свойств и 51 расчетных показателей (рисунок 4), учитывающих различные аспекты функционирования ТПУ.
На начальном уровне показатели разделены на две основные группы: градостроительные и социально-экономические. Градостроительные в свою очередь подразделяются на транспортно-технологические и показатели, отражающие условия землепользования и планировочные характеристики. Социально-экономические подразделены на социальные показатели комфорта и удобства организации узла, а также показатели, отражающие спрос на транспортные услуги узла.
Рисунок 4. Дерево показателей развития ТПУ железнодорожного транспорта (разработано автором)
Страница 6 из 16
http://naukovedenie.ru 58ТУШ17
Вычисление коэффициентов весомости показателей развития ТПУ ЖД выполняется в целях определения количественной оценки значимости каждого показателя среди других показателей. Определение коэффициентов весомости включает определение групповых и ярусных коэффициентов весомости и сокращение количества учитываемых коэффициентов с учетом их значимости [11, 12].
Расчет групповых коэффициентов весомости
Ненормированный групповой коэффициент весомости О/ - это коэффициент весомости, характеризующий значимость показателя только среди других j-х показателей, входящих с ним в одну группу. При этом выполняется условие (1):
Y17}=1G'j=Z ; где 0 < Z < м. (1)
Нормированный коэффициент весомости Gj рассчитывается посредством операции нормирования ненормированного коэффициента весомости G/ по формуле (2).
Gi = ; (2)
где Gj' - значения ненормированных коэффициентов весомости.
Вычисление усредненных групповых коэффициентов весомости Gj в целях повышения точности выполняется с учетом показателя компетентности экспертов по формуле (3):
— _ N GjXKj _
Uj = = к ' (3)
Точность назначенных коэффициентов весомости в значительной степени зависит от компетентности экспертов, для расчета которой используется формула (4):
KrlUMi*Ria; (4)
К j - коэффициент компетентности эксперта;
Mi - весомость показателей согласно шкале компетентности;
Rig - весомость, зависящая от данных анкет экспертов.
При этом Mi = 1, и 0 < Kij < 10, поэтому 0 < Kj < 10.
В экспертном опросе приняло участие 47 экспертов, профессиональная или научная деятельность которых связана с развитием системы пересадочных узлов, реализации городских программ по формированию ТПУ, развитием железнодорожного транспорта и градостроительством.
При проведении анкетирования велась работа с экспертами из разных областей деятельности (градостроительство, транспорт, разработка градостроительной документации, управление и государственная служба, научная и образовательная деятельность и т.п.); городов (Москва, Санкт-Петербург, Республик Татарстан и Башкортостан и др.); возрастов, организаций, должностей и с разным опытом работы. Кроме того, многие эксперты имеют ученые степени (рисунок 5).
Рисунок 5. Диаграммы компетентности экспертного сообщества (составлено автором)
По результатам расчетов согласованность мнений экспертов проверяется с помощью расчета коэффициента вариации, который характеризует относительную величину отклонения измеренных значений от среднеарифметического по формуле (5):
с,-
" i
(5)
где: V] - коэффициент вариации, дает характеристику однородности совокупности, %; Бс - среднеквадратическое отклонение оценок экспертов для ¡-го показателя;
С] - средняя по всем экспертам оценка' -го показателя.
Среднеквадратическое отклонение оценок экспертов для ¡-го показателя
SG. определяется по формуле (6):
=
(6)
где: Gj - оценки экспертов по каждому показателю;
n - объем статистической совокупности (количество анкет экспертов).
Чем больше значение коэффициента вариации, тем относительно больший разброс информации и меньшая выравненность исследуемых значений. Если коэффициент вариации принимает значение менее 33%, то изменчивость вариационного ряда принято считать приемлемой.
В связи с очевидной трудоемкостью расчетов, все вычисления по нормированию, усреднению и проверке коэффициентов весомости производились в автоматическом режиме в разработанной программе Microsoft Excel.
Определение ярусных коэффициентов весомости
Ярусный коэффициент весомости С^' представляет собой коэффициент весомости, характеризующий значимость показателя по отношению к любому другому показателю, входящему в одну с ним группу, в один с ним ярус, и к любому показателю, находящемуся на другом ярусе дерева.
Коэффициент весомости свойства (7), находящегося на ¡-ом ярусе дерева показателей (С') равен групповому коэффициенту весомости этого же показателя (С]), умноженному на коэффициент весомости соответствующего эквисатисного (общего для данной группы) показателя, находящегося на предыдущем (¡-1) ярусе (С]—1) [11].
j
п
С'/ = С;-! X С] ; (7)
В пределах каждого яруса дерева показателей всегда обеспечивается условие (8):
1С;' = 1; (8)
где С - значение ярусного коэффициента весомости.
Полученные итоговые значения ярусных коэффициентов весомости представлены в таблице в порядке значимости - от наиболее значимого к менее значимому показателю, но имеющему значение при оценке развития пересадочных узлов.
В результате анализа диаграммы и значений коэффициентов весомости отмечено, что показатели выстроились в последовательность «Пассажир - территория - инфраструктура». При этом указанные элементы взаимосвязаны и воздействуют друг на друга, образуя систему (рисунок 6).
В первую очередь, для оценки развития узла имеют значения факторы, непосредственно связанные с человеком: количество и оборот пассажиров, количество автомобилей, перевозящих пассажиров, плотность пешеходного потока, количество видов пересадок пассажиров, среднее время и расстояние перемещения пассажира при пересадке и т.п. Планировочные параметры территории и инфраструктура формируют эти возможности.
Во вторую очередь, имеют значение параметры развития территории, характеризующие возможности и ограничения развития, включая планировочные, земельно-правовые аспекты.
В третью очередь, экспертами выделены показатели, связанные с обеспеченностью узла элементами инфраструктуры: характеристики посадочных платформ, наличие парковок и стоянок различного назначения, элементы обеспечения комфорта и сервиса, в том числе для маломобильных групп населения.
Таким образом, определенные коэффициенты весомости показателей в таблице 1 могут применяться при планировании мероприятий по развитию территории пересадочных узлов и способствовать оптимизации соответствующих управленческих решений.
Рисунок 6. Схема взаимосвязей элементов системы «Пассажир - территория инфраструктура» (разработано автором)
Определение абсолютных и эталонных значений показателей
Для определения абсолютных значений простых предусмотрено использование, как по отдельности, так и комбинированно, неэкспертных методов: документального, аналитического (расчетного), метода физических измерений и метода простого подсчета.
Абсолютные значения показателей определяются только для показателей последнего яруса дерева.
В качестве эталонных значений абсолютных показателей (Р^т) принимаются лучшие во всех рассматриваемых вариантах показатели Ру по каждому показателю, выраженные в натуральных единицах, баллах или %.
Определение относительных значений показателей
Для вычисления значений относительных показателей использованы формулы (9) и (10):
1) при Рц < Р— относительные показатели определяются:
-Ел.
*Ц = рэт ' (9)
]
2) при Р^- > Р,- относительные показатели определяются:
р-1
Кц =-г-' (10)
где: Кц - значение относительного показателя; Р— - эталонное значение абсолютного показателя; Р^ - значение абсолютного показателя.
3) Для безразмерных показателей, связанных только с наличием либо отсутствием какого-либо фактора в узле, когда лучшим является наличие фактора, то, при наличии, присваивается 1 балл, при отсутствии - 0 баллов.
Таблица
Итоговые значения коэффициентов весомости показателей (разработано автором)
№ показателя Вес Название показателя
1 2 3
1 9,05 Количество видов пересадок пассажиров с железнодорожного на другие виды транспорта
2 8,72 Количество индивидуального легкового автотранспорта, использующих парковку ТПУ (в том числе перехватывающую)
3 8,41 Пассажирооборот на станции железной дороги
4 7,50 Оборот пассажиров на остановочных пунктах наземно-городского пассажирского транспорта
5 4,57 Среднее время перемещения пассажира при пересадке с ж/д на другие виды транспорта
6 4,45 Количество пеших пассажиров, пользующихся услугами и инфраструктурой узла
7 3,56 Пропускная способность улично-дорожной сети на территории узла
8 2,76 Среднее расстояние между платформами общественного транспорта (компактность размещения элементов)
9 2,45 Интенсивность движения поездов в час пик
10 2,37 Доля территории в частной собственности
11 2,30 Условия удобства движения пассажиров при пересадке (плотность пешеходного потока на выходах с ж/д платформ в час пик)
12 2,28 Плотность улично-дорожной сети на территории узла
13 2,27 Количество проходящих маршрутов городского наземного транспорта
14 2,25 Доля территории реорганизации, подлежащая комплексному преобразованию и перспективному развитию
15 2,24 Условия организации безопасности пассажира в узле (освещенность и оснащенность элементами безопасности)
16 2,16 Доля территории в публичной собственности
17 1,97 Условия организации безопасности в местах пересечения проезжей части и пешеходных коммуникаций
№ показателя Вес Название показателя
1 2 3
18 1,92 Доля территории общего пользования (включая улично-дорожную сеть, озелененные территории и общественные пространства)
19 1,75 Условия удобства ориентирования пассажиров в узле (информирование и навигация)
20 1,62 Поток легковых автомобилей индивидуального транспорта
21 1,46 Разрешенное использование территории в соответствии с территориальными зонами
22 1,40 Зоны с особыми условиями использования территории
23 1,39 Размещение капитальных объектов жилого назначения
24 1,38 Протяженность фронтов посадки и высадки пассажира ГНПТ
25 1,37 Ограничения на территории в связи с планируемым размещением объектов федерального и регионального уровня или занятые такими объектами
26 1,35 Технические зоны транспортных сооружений, инженерных коммуникаций
27 1,34 Доля территории стабилизации, подлежащая сохранению и комплексному благоустройству
28 1,31 Наличие линейных устройств обустройства маршрутной сети (конечные станции и отстойно-разворотные площадки)
29 1,21 Размещение капитальных объектов общественно-делового назначения
30 1,11 Доля земельных участков с информацией о кадастровом учете
31 1,06 Размещение капитальных объектов социально-культурного назначения
32 0,98 Парковка для индивидуального легкового автотранспорта (в том числе перехватывающая)
33 0,94 Подходы к посадочным платформам
34 0,82 Предельная плотность застройки территории узла
35 0,80 Наличие земельных участков, не поставленных на кадастровый учет
36 0,79 Парковка для посадки и высадки пассажиров
37 0,77 Основные элементы обустройства узла по обеспечению комфорта пересадки пассажиров
38 0,76 Количество посадочных сторон на железнодорожных платформах
39 0,64 Предельная высотность застройки на территории узла
40 0,63 Пассажирское здание либо павильон железнодорожной станции
41 0,62 Сервисное обслуживание пассажиров в узле
42 0,57 Элементы обеспечения безбарьерности перемещения для маломобильных групп населения и инвалидов
43 0,56 Максимальная длина железнодорожной платформы
44 0,53 Стоянка городского транспорта (ведомственного, экскурсионного, такси)
45 0,44 Парковка для инвалидов
46 0,41 Площадь для парковки и проката велосипедов
47 0,38 Сервисное обслуживание и специальные удобства для маломобильных групп населения и инвалидов
48 0,34 Дополнительные элементы обустройства узла по обеспечению комфорта пересадки пассажиров
Всего: 48 показателей оценки ТПУЖД
Вычисленные коэффициенты являются постоянной величиной и могут применяться для оценки развития ТПУ ЖД муниципального значения.
Вычисление интегрального индекса развития ТПУ ЖД
Интегральный индекс развития ТПУ (Ир ТПУ ЖД), представляющий собой количественное отображение комплексной оценки развития узла, предложено рассчитывать как среднюю взвешенную арифметическую из показателей отдельных свойств оценки узла К^ и соответствующих коэффициентов весомости С' по формуле 11:
ИрТПУ ЖД = Я}=1КцХС;'; (11)
где Кц - относительные значения показателей оценки узла;
G-' - нормированные ярусные коэффициенты весомости показателей.
По результатам проведения расчетов, пересадочный узел, имеющий наибольшее значение Ир ТПУ ЖД, станет в ранжированном перечне наиболее приоритетным к реализации по совокупности оцениваемых свойств.
Развитие объектов целесообразно осуществлять с учетом ранжированного перечня пересадочных узлов, исходя из инвестиционных возможностей.
Автоматизированный расчет приоритетных ТПУ ЖД
В целях оптимизации процесса проведения расчетов по определению приоритетных транспортно-пересадочных узлов и возможности многократной оценки, в соответствии с разработанными алгоритмами методики оценки развития ТПУ ЖД предложен автоматизированный расчет для ЭВМ на языке программирования Visual C#.
Сведения о программе «HubDeveloper» и ее разработчиках содержатся в меню во вкладке «Помощь», там же располагается краткое руководство пользователя.
В целях комплексной оценки пересадочных узлов железнодорожного транспорта программой «HubDeveloper» пользователю предлагаются следующие функции:
• добавления необходимого числа объектов оценки и их удаления;
• добавления входных данных по каждому объекту оценки;
• сохранения, корректирования и удаления информации по объектам оценки;
• получения результатов расчетов и сравнения объектов оценки в виде итогового отчета об определении приоритетных ТПУ ЖД в текстовом и графических представлениях;
• возможность сохранения результата в формате Microsoft Excel и распечатки итогового отчета на бумажном носителе.
Рисунок 7. Рабочее окно программы «HubDeveloper» (составлено автором)
Расчеты по данной методике не требуют компьютерного моделирования и установки специализированных программ для расчета фактических значений узлов. При этом минимальные требования для работы программы: ОС - Microsoft Windows 7, 8, 10, ПО -Framework 4.5, Microsoft Office 2010.
По своему функциональному назначению, данная программа разработана и апробирована для оценки ТПУ ЖД муниципального значения. Одновременно, программа содержит раздел «Справочник параметров», что дает пользователю возможность формирования всех исходных данных, включая перечень показателей, коэффициентов весомости и функций эталонных значений. Таким образом, программа применима для оценки пересадочных узлов любой функциональной роли в транспортной системе городов.
Рабочее окно программы (рисунок 7) содержит информацию о количестве введенных фактических значений по показателям узлов («Прогресс»), итоговых рассчитанных значений интегральных индексов оценки развития узлов («Ир ТПУ ЖД») и сравнительном рейтинге узлов, ранжированных по приоритетности их реализации («Приоритет»).
Название ТПУ ЖД Ир ТПУ ЖД Приоритеты
ТПУ ЖД 1 63,34 Ранг 1
ТПУ ЖД 2 39,18 Ранг 2
ТПУ ЖД 7 38,33 Ранг 3
ТПУ ЖД 3 30,62 Ранг 4
ТПУ ЖД 4 26,42 Ранг 5
ТПУ ЖД 5 24,99 Ранг 6
ТПУ ЖД 6 8,85 Ранг 7
Рисунок 8. Графическое представление расчетов в программе «HubDeveloper»
(составлено автором)
По результатам расчетов данные отображаются в программе Microsoft Excel (пример расчета на рисунке 8) в виде таблицы, а также графически в виде диаграммы в соотвествии с установленным рейтингом пересадочных узлов.
Сохранение результата расчетов возможно в редактируемом и не редактируемом формате данных.
Кроме того, результаты работы в программе с учетом введенных данных по объектам можно сохранить в отдельный файл и загрузить при необходимости продолжения процесса заполнения фактических характеристик узлов или добавления новых объектов.
Выражаю благодарность Р. Шагимуратову и Е. Власову за помощь в совместной разработке программного обеспечения автоматизированного расчета для ЭВМ «HubDeveloper» по определению приоритетных транспортно-пересадочных узлов.
Таким образом, в соответствии с разработанной методикой предлагается программный инструмент для автоматизации процесса определения и выбора наиболее перспективных узлов для вложения бюджетных средств и привлечения средств инвесторов, а также принятия наиболее эффективных управленческих решений, что позволит в дальнейшем реализовывать на практике пересадочные узлы, социально приемлемые и востребованные пассажирами.
Основные выводы и заключение
Определение приоритетных направлений развития системы транспортно-пересадочных узлов является важнейшей задачей для повышения эффективности функционирования транспортного комплекса крупнейших городов и принятия рациональных управленческих решений по финансированию соответствующих мероприятий.
Разработанная методика многофакторной оценки развития системы ТПУ ЖД позволяет устанавливать приоритетные пересадочные узлы, что представляет собой результат решения актуальной и востребованной задачи.
Рассмотренные в статье градостроительные, транспортно-технологические, социально-экономические показатели позволяют учитывать потребности пассажира, ресурсные возможности транспортной инфраструктуры, планировочные особенности территории, структуру, удобство и безопасность пересадки, и положены в основу системы оценки развития узла.
Несомненным преимуществом разработанной методики является возможность корректировать набор показателей, варьировать входящие параметры и значения коэффициентов весомости показателей по мере совершенствования знаний и опыта в области транспорта.
Результаты научного исследования могут быть использованы органами государственной власти, управленцами разного уровня в сфере градорегулирования, организациями градостроительного и транспортного профиля, инвесторами, научными организациями, а также в учебном процессе при подготовке квалифицированных кадров в сфере градостроительной деятельности.
Реализация градостроительной политики устойчивого развития территории транспортно-пересадочных узлов и проведение мероприятий с учетом рационального использования территориальных ресурсов и инфраструктуры позволит повысить уровень жизни населения, создать комфортную среду жизнедеятельности.
Теоретические и практические результаты выполненного исследования также могут быть положены в основу при разработке рекомендаций для региональных нормативных документов градостроительного проектирования и инструкций по градостроительному проектированию ТПУ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации. - Дата обращения: 15.01.2017. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mintrans.ru/activity/detail. php? SECTION_ID=439.
2. Бахирев, И.А. Транспортные проблемы современного города / И.А. Бахирев // Градостроительство. - №2 (42). - 2016. - С. 12-19.
3. Власов Д.Н. Научно-методологические основы развития агломерационных систем транспортно-пересадочных узлов: автореферат дис. ... д.т.н.: 05.23.22 / Власов Денис Николаевич. - Московский государственный строительный университет. - Москва. - 2013. - 38 с.
4. Вакуленко, С.П. О необходимости разработки концепции формирования и развития транспортно-пересадочных узлов как основы мультимодальных пассажирских перевозок / С.П. Вакуленко, Н.Ю. Евреенова // Труды Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития транспорта», в 2-х т., т. 2. - М.: МИИТ, 2013. - С. 52-55.
5. «Stadtverkehrsplanung. Grundlagen, Methoden, Ziele»: Bibliografische Information der Deutschen Bibliothek / Gerd Steierwald, Hans Dieter Künne, Walter Vogt (Hrsg.). - Springer-Verlag Berlin Heidelberg. - 2005. - 829 s.
6. Шагимуратова, А.А. Роль железнодорожного транспорта в формировании системы транспортно-пересадочных узлов на примере Германии // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - Том 8, №2. - [Электронный ресурс]. - М.: Науковедение, 2016. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/122TVN216.pdf (доступ свободный). - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ. - С. 1-16.
7. Власов, Д.Н. Структура и состав нормативных требований к городским транспортно-пересадочным узлам / Д.Н. Власов // Градостроительство. -2015. -№3 (37). - С. 11-19.
8. Касьянов, В.Ф. Реконструкция жилой застройки городов: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению 653500 «Строительство» / В.Ф. Касьянов. - Москва: Изд-во Ассоц. строит. вузов, 2005 (ППП Тип. Наука). - 223 с.: ил.; 25 см. - ISBN 5-93093-123-2 (в пер.).
9. Sherbina, E.V. City planning issues for sustainable development / E.V. Sherbina, N.V. Danilina, D.N. Vlasov // International Journal of Applied Engineering Research. - ISSN 0973-4562. - Volume 10, Number 22 (2015). - pp. 43131-43138. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ripublication.com/Volume/ijaerv10n22.htm.
10. Шагимуратова, А.А. Системный анализ в определении приоритетных направлений развития транспортно-пересадочных узлов железнодорожного транспорта / А.А. Шагимуратова // Градостроительство. - №2 (42). - 2016. - С. 6371.
11. Азгальдов, Г.Г. Квалиметрия в архитектурно-строительном проектировании / Г.Г. Азгальдов. - М.: Стройиздат. 1989. - 264 с.
12. Азгальдов, Г.Г. Оценка вариантов проекта на основе упрощенной разновидности метода квалиметрии / Г.Г. Азгальдов, В.С. Нагинская. - М.: МИСИ, 1982.
Shagimuratova Anna AnatoFevna
Moscow center of development planning of the city, Russia, Moscow
E-mail: anna_iskra@mail.ru
Assessment method for development of public transport transit hubs on railways
Abstract. The satisfaction of needs and well-being of population is the main aim of urban policy. The development of a system of public transport hubs increases the attractiveness and efficiency of passenger transport and that is the urgent challenge for many cities in the world including the Russian Federation. In the article there is the presentation of author s assessment method for development of public transport transit hubs located on railways on the base of qualitative analysis. This method allows to do a gradation of priority implementation of the hubs at the initial stage of urban planning and development of transport projects processes addressed to urban potential of the territory, transport-technological and socio-economic conditions. The gradation of the hubs provided by the integral index named «Index of rail hub development». It allows to do comprehensive comparison of hubs on multiple parameters and to place them in the ranked list according to the priority of their implementation. The evaluation model of transport hubs system was developed on the basis of factor analysis, also were allocated the assessment criteria for the hubs system development and the requirements for the metric tree indicators, the algorithm and the formulae for calculation of integral Index of rail hub development. The proposed multi-criteria model provides comprehensive assessment of activities in accordance with the selected indicators, and identifies certain measures for recommended implementation priority. On the base of this theoretical method was developed the computer utility for automation of the method application.
Keywords: development planning; public transport; transport transit hub; public transfer; transport planning; evaluation criteria of the transport transit hubs; intermodal hub; public transportation; factor analysis; index of rail hub development; multiple parameters of development; multi-criteria model; metric tree indicators; qualitative analysis; computer utility