Научная статья на тему 'Методика оценки работы автотранспортных предприятий по обеспечению безопасности движения'

Методика оценки работы автотранспортных предприятий по обеспечению безопасности движения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
719
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / АВТОТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / MOTOR TRANSPORT / ROAD AND TRANSPORT INCIDENT / MOTOR TRANSPORTATION ENTERPRISES / TRAFFIC SAFETY / EXPERT ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Коновалова Татьяна Вячеславовна, Надирян София Левоновна

Статья посвящена комплексному исследованию вопросов оценки работы автотранспортных предприятий по обеспечению безопасности движения. Данная проблема недостаточно изучена и требует дополнительных исследований. Авторы дают обобщенную характеристику проблемы обеспечения безопасности дорожного движения, а также раскрывают особенности оценки работы по обеспечению безопасности движения на автотранспортных предприятиях. Из-за большого многообразия оценочных методов, их разнородности и зачастую высокой сложности для качественного выполнения оценки деятельности автотранспортных предприятий по повышению безопасности движения требуется специальная подготовка экспертов. В качестве метода решения задачи оценки работы по обеспечению безопасности движения авторами был выбран метод экспертных оценок, позволяющий сопоставить и оценить объект оценки даже по тем критериям, которые не поддаются прямому измерению. Методика оценки работы автотранспортных предприятий по обеспечению безопасности движения основана на методе весовых коэффициентов, расчет начинается с определения факторов, которые в наибольшей степени влияют на успешность работы автотранспортных предприятий (в том числе на аварийность). Затем оценивается степень относительной значимости каждого из факторов методом экспертных оценок при достаточной статистической базе исследования. В статье представлен алгоритм реализации методики оценки работы автотранспортных предприятий по повышению безопасности движения (от сбора данных для исследования до оценки эффективности работы предприятия). Методика позволяет решать задачи количественной оценки уровня безопасности движения конкретного автотранспортного предприятия. Результаты оценки могут быть использованы для оперативного управления и прогнозирования работы автотранспортного предприятия, что обуславливает возможность определения основных направлений и приоритетов повышения уровня безопасности движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Коновалова Татьяна Вячеславовна, Надирян София Левоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF EVALUATION OF THE MOTOR TRANSPORTATION ENTERPRISES WORK ON MOVEMENT SAFETY

The article is devoted to complex research questions evaluation of trucking companies to ensure safety. This problem is poorly understood and requires further research. The authors give a generalized characterization of the problem of road safety, as well as reveal the features of assessment work to ensure traffic safety on transport companies. Because of the large variety of valuation techniques, their heterogeneity and often highly complex for qualitative performance evaluation of trucking industry to improve safety requires special training experts. As a method of solving the problem of evaluation of traffic safety has been chosen by the authors method of expert evaluations, which allows to compare and evaluate the evaluation object, even on the criteria that are not measured directly. Methods of assessing the work of trucking companies to ensure traffic safety based on the method of weighting coefficients, the calculation begins with the definition of the factors that have the greatest impact on the success of road haulage companies (including accidents). Then evaluated the degree of the relative importance of each factor by expert assessments with sufficient statistical database research. The paper presents a methodology for assessing implementation of the algorithm of road haulage companies to improve traffic safety (from data collection for the study to assess the effectiveness of the enterprise). The technique allows solving of the problems of quantifying the level of safety of a particular motor company. The evaluation results can be used for operational management and forecasting of road haulage companies, which leads to the possibility of determining the main directions and priorities for improving road safety.

Текст научной работы на тему «Методика оценки работы автотранспортных предприятий по обеспечению безопасности движения»

УДК 656.073

Коновалова Т.В, Надирян С.Л.

Кубанский государственный технологический университет E-mail:[email protected]

методика оценки работы автотранспортных предприятий

по обеспечению безопасности движения

Статья посвящена комплексному исследованию вопросов оценки работы автотранспортных предприятий по обеспечению безопасности движения.

Данная проблема недостаточно изучена и требует дополнительных исследований. Авторы дают обобщенную характеристику проблемы обеспечения безопасности дорожного движения, а также раскрывают особенности оценки работы по обеспечению безопасности движения на автотранспортных предприятиях. Из-за большого многообразия оценочных методов, их разнородности и зачастую высокой сложности для качественного выполнения оценки деятельности автотранспортных предприятий по повышению безопасности движения требуется специальная подготовка экспертов.

В качестве метода решения задачи оценки работы по обеспечению безопасности движения авторами был выбран метод экспертных оценок, позволяющий сопоставить и оценить объект оценки даже по тем критериям, которые не поддаются прямому измерению. Методика оценки работы автотранспортных предприятий по обеспечению безопасности движения основана на методе весовых коэффициентов, расчет начинается с определения факторов, которые в наибольшей степени влияют на успешность работы автотранспортных предприятий (в том числе на аварийность). Затем оценивается степень относительной значимости каждого из факторов методом экспертных оценок при достаточной статистической базе исследования. В статье представлен алгоритм реализации методики оценки работы автотранспортных предприятий по повышению безопасности движения (от сбора данных для исследования до оценки эффективности работы предприятия).

Методика позволяет решать задачи количественной оценки уровня безопасности движения конкретного автотранспортного предприятия. Результаты оценки могут быть использованы для оперативного управления и прогнозирования работы автотранспортного предприятия, что обуславливает возможность определения основных направлений и приоритетов повышения уровня безопасности движения.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, дорожно-транспортные происшествие, автотранспортные предприятия, безопасность движения, экспертная оценка.

Автомобильный транспорт, являясь одной из важнейших и крупнейших отраслей национальной экономики, влияющей на все сферы деятельности человека и развитие общества в целом, в силу совокупности причин вызывает значительные социальные, экономические и экологические негативные последствия. В дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) ежегодно погибают сотни тысяч человек и десятки миллионов получают ранения. Уровень выбросов вредных веществ в городах превышает допустимый в десятки раз [6]. Шум на магистралях больших городов значительно превышает допустимые пределы. Кроме этого, автотранспортная деятельность требует существенных энергетических и сырьевых ресурсов, значительных площадей земли и т. д. Одним из важных направлений работы на автотранспортных предприятиях (АТП) является обеспечение безопасности движения (БД), как внутри самого предприятия, так и за его пределами.

АТП вне зависимости от ведомственной подчиненности и форм собственности решают задачи по обеспечению БД [7], связанные с организаци-

ей профилактической работы с водителями, контролем технического состояния транспортных средств, учетом и анализом ДТП и нарушений Правил дорожного движения (ПДД).

Основная работа по предупреждению ДТП на АТП заключается не только в функционировании специальной службы. Значимость проблемы обеспечения БД и ее масштабы требуют привлечения внимания и представителей других функциональных служб АТП.

На примере конкретного АТП, выбранного в результате анализа репрезентативной выборки 36 автотранспортных предприятий Краснодарского края, разработана и апробирована методика оценки эффективности работы по повышению БД, основанная на системе научно-обоснованных критериев эффективности. На рисунке 1 представлен алгоритм реализации методики оценки работы АТП по повышению БД (от сбора данных для исследования до оценки эффективности работы АТП).

Из-за большого многообразия оценочных методов, их разнородности и зачастую высокой сложности для качественного выполнения оцен-

Коновалова Т.В, Надирян С.Л.

Методика оценки работы автотранспортных предприятий

ки деятельности АТП по повышению БД требуется специальная подготовка и достаточная практика. Метод экспертных оценок позволяет сопоставить и оценить объект оценки даже по тем критериям, которые не поддаются прямому измерению. Для этого по определенным правилам производится начисление баллов, которые затем умножаются на введенные весовые коэффициенты.

Методика оценки работы АТП по безопасности движения основана на методе весовых коэффициентов, расчет начинается с определения факторов, которые в наибольшей степени влияют на успешность работы АТП (в том числе на аварийность). Затем оценивается степень относительной значимости каждого из факторов методом экспертных оценок при достаточной статистической базе исследования [1], [3].

В результате анализа деятельности АТП выявлено пять наиболее существенных факторов, каждый из которых становится критерием оценки АТП. Для сопоставления по их суммарному весу определяется выраженность конкретного критерия в баллах.

Затем для каждого фактора производится умножение его весового коэффициента и балльной оценки для каждого из сравниваемых критериев. После этого подсчитывается общий суммарный вес каждого критерия. Итог в зависимости от значения интегрального показателя оценивается по шкале, разработанной также с использованием метода экспертных оценок. Деятельность АТП по обеспечению БД может быть определена как положительная, удовлетворительная или отрицательная. В зависимости от полученного результата необходимо провести корректирующие мероприятия и повторить расчет по описанной методике [3], [5].

Методика оценки работы АТП по обеспечению БД необходима не только и не столько для оценки количественного значения показателя уровня БД, сколь-

ко в целях анализа деятельности конкретного АТП, выявления и закрепления преимуществ, устранения недостатков, снижения производственных и финансовых рисков [2]-[5]. Представленная методика оценки эффективности работы по безопасности движения позволяет решать указанные задачи, поскольку оценивается по четко установленным критериям, что и делает возможным оценить общее положение деятельности по обеспечению безопасности движения на АТП.

Таким образом, предлагаемая методика позволяет осуществлять всесторонний анализ, а также оперативное управление и прогнозирование работы АТП по обеспечению БД, что, в свою очередь, обуславливает возможность определения основных направлений и приоритетов повышения уровня БД на исследуемом АТП.

Использование рассмотренной методики оценки работы по БД требует накопления больших объемов информации, средств ее обработ-

Рисунок 1. Методика оценки работы АТП по БД

Транспорт

ки, обширных теоретических и практических знаний, высокой квалификации специалистов, их способности к инновационному мышлению и прогностическим оценкам. Все это делает процесс анализа сложным и трудоемким. Эффективность и достоверность во многом зависят от качества построения системы показателей, степени ее репрезентативности, а также

чувствительности к внутренним и внешним изменениям, имеющим отношение к рассматриваемому АТП. Описанная методика оценки работы АТП по обеспечению БД применима как к АТП, так и к транспортным подразделениям производственных и обслуживающих предприятий.

24.02.2015

Список литературы:

1. Изюмский А.А. , Надирян С.Л. Основные направления в области транспортной безопасности / Сборник материалов III Международной научно-практической конференции «Перспективы развития и безопасность автотранспортного комплекса», проведенной 28-30 ноября 2013 года в филиале ФГБОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Гобачёва» в г. Новокузнецке, 2013. - С. 59-61.

2. Коновалова Т.В., Надирян С.Л. Влияние транспортной безопасности на экономические показатели работы автомобильного транспорта: сборник материалов III Международной научно-практической конференции «Перспективы развития и безопасность автотранспортного комплекса», проведенной 28-30 ноября 2013 года в филиале ФГБОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачёва» в г. Новокузнецке, 2013. - С. 33-36.

3. Коновалова Т.В., Надирян С.Л., Запривода А.В. Методика оценки эффективности обеспечения безопасности движения на предприятиях автомобильного транспорта / Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2013. - Т. 6. - №10 (113). - С. 69-71.

4. Коновалова Т.В., Надирян С.Л. Направления повышения безопасности на предприятиях автомобильного транспорта / Наука. Техника. Технология (Политехнический вестник). - 2013. - №4. - С. 78-79.

5. Коновалова Т.В., Надирян С.Л. Разработка системы показателей оценки уровня безопасности движения на автотранспортных предприятиях / Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. - 2014. - №1. - 335 с. - С. 12-15.

6. Коноплянко, В.И. Организация и безопасность движения / В.И. Коноплянко. - М:Высш. шк., 2007. - 383 с.

7. Пугачев, И.Н. Организация и безопасность дорожного движения / И.Н. Пугачев, А.Э. Горев, Е.М. Олещенко. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 272 с.

Сведения об авторах:

Коновалова Татьяна Вячеславовна, заведующая кафедрой организации перевозок и дорожного движения Кубанского государственного технологического университета, кандидат экономических наук, доцент

Надирян София Левоновна, ассистент кафедры организации перевозок и дорожного движения Кубанского государственного технологического университета

350072, г. Краснодар, Московская 2, корпус В, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.