Научная статья на тему 'Методика оценки локальных рынков в условиях межрегиональной социально-экономической дифференциации'

Методика оценки локальных рынков в условиях межрегиональной социально-экономической дифференциации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие локального рынка / масштаб рынка / пространственная организация рынка / рыночная концентрация / плотность рыночной деятельности / эффективность рыночной деятельности / development of the local market / market scale / spatial organization of the market / market concentration / density of market activity / efficiency of market activity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурдинская Дарья Михайловна

Развитие общества и экономики невозможно без положительных преобразований локальных рынков как системы обеспечения потребностей населения и производственных структур товарами и ресурсами, организации обмена с учетом изменяющихся требований потребителей. Для формирования адекватной новым условиям системы управления развитием локальных рынков необходим современный аппарат оценки их тенденций и состояния. Существующие методики оценки локальных рынков не обеспечивают необходимым инструментарием имеющиеся аналитические и управленческие задачи. Это обуславливает необходимость разработки комплексной методической платформы для измерения параметров развития локального рынка. Системный подход применен к рассмотрению локальных рынков, выбору критериев и показателей для их оценки как важнейшего элемента региональной социально-экономической системы. Методом декомпозиции факторов сформирована архитектура параметров оценочного аппарата для измерения уровня развития локальных рынков. Разработана авторская двухуровневая методика оценки развития локальных рынков, состоящая из трех компонентов (блоков показателей оценки): масштабы и доступность, пространственная организация, эффективность функционирования локального рынка. Представленный методический подход позволяет с высокой точностью оценить соответствие существующего уровня рыночного развития потребностям экономики и населения, качество урбанизированной среды, конкурентоспособность пространной модели и параметры плотности рынка, результативность реализации потенциала участников локального рынка и их влияние на состояние окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бурдинская Дарья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology for assessing local markets in the context of interregional socio-economic differentiation

The development of society and the economy is impossible without positive transformations of local markets as a system of providing the needs of the population and production structures with goods and resources, organizing exchange, taking into account the changing requirements of consumers. In order to form a management system adequate to the new conditions for the development of local markets, a modern apparatus for assessing their trends and condition is needed. The existing methods of assessing local markets do not provide the necessary tools for the existing analytical and management tasks. This necessitates the development of a comprehensive methodological platform for measuring the parameters of the development of the local market. A systematic approach is applied to the consideration of local markets, the selection of criteria and indicators for their assessment as the most important element of the regional socio-economic system. Using the method of factor decomposition, the author develops the architecture of the parameters of the evaluation apparatus for measuring the level of development of local markets. The author also developed a two-level methodology for assessing the development of local markets, consisting of three components (blocks of evaluation indicators): scale and accessibility, spatial organization, and the effectiveness of the functioning of the local market. The presented methodological approach allows us to accurately assess the compliance of the existing level of market development with the needs of the economy and the population, the quality of the urbanized environment, the competitiveness of the spatial model and the parameters of market density, the effectiveness of realizing the potential of local market participants and their impact on the environment.

Текст научной работы на тему «Методика оценки локальных рынков в условиях межрегиональной социально-экономической дифференциации»

Оригинальная статья Original article

УДК 332.1 DOI: 10.18413/2408-9346-2023-4-1-0

Бурдинская Д. М.

Методика оценки локальных рынков в условиях межрегиональной социально-экономической дифференциации

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ БелГУ), ул. Победы, 85, Белгород 308015, Россия Жилищный накопительный кооператив «ЖБК-1», пр. Славы, 34, Белгород 308009, Россия e-mail: burdinskaja. d@yandex. ru ORCID 0000-0001-5833-9566

Статья поступила 19 октября 2023 г.; принята 12 ноября 2023 г.; опубликована 30 декабря 2023 г.

Аннотация. Развитие общества и экономики невозможно без положительных преобразований локальных рынков как системы обеспечения потребностей населения и производственных структур товарами и ресурсами, организации обмена с учетом изменяющихся требований потребителей. Для формирования адекватной новым условиям системы управления развитием локальных рынков необходим современный аппарат оценки их тенденций и состояния. Существующие методики оценки локальных рынков не обеспечивают необходимым инструментарием имеющиеся аналитические и управленческие задачи. Это обуславливает необходимость разработки комплексной методической платформы для измерения параметров развития локального рынка. Системный подход применен к рассмотрению локальных рынков, выбору критериев и показателей для их оценки как важнейшего элемента региональной социально-экономической системы. Методом декомпозиции факторов сформирована архитектура параметров оценочного аппарата для измерения уровня развития локальных рынков. Разработана авторская двухуровневая методика оценки развития локальных рынков, состоящая из трех компонентов (блоков показателей оценки): масштабы и доступность, пространственная организация, эффективность функционирования локального рынка. Представленный методический подход позволяет с высокой точностью оценить соответствие существующего уровня рыночного развития потребностям экономики и населения, качество урбанизированной среды, конкурентоспособность пространной модели и параметры плотности рынка, результативность реализации потенциала участников локального рынка и их влияние на состояние окружающей среды. Ключевые слова: развитие локального рынка; масштаб рынка; пространственная организация рынка; рыночная концентрация; плотность рыночной деятельности; эффективность рыночной деятельности

Для цитирования: Бурдинская Д. М. Методика оценки локальных рынков в условиях межрегиональной социально-экономической дифференциации // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2023. Т. 9. № 4. С. 120-130. БОТ: 10.18413/2408-9346-2023 -9-4-1 -0

UDC 332.1

Darya M. Burdinskaya

Methodology for assessing local markets in the context of interregional socio-economic differentiation_

Belgorod State National Research University, 85 Pobedy St., Belgorod 308015, Russia ZhBK-1 Housing Savings Cooperative, 34 Slavy Ave., Belgorod 308009, Russia e-mail: burdinskaja.d@yandex.ru ORCID 0000-0001-5833-9566

Abstract. The development of society and the economy is impossible without positive transformations of local markets as a system of providing the needs of the population and production structures with goods and resources, organizing exchange, taking into account the changing requirements of consumers. In order to form a management system adequate to the new conditions for the development of local markets, a modern apparatus for assessing their trends and condition is needed. The existing methods of assessing local markets do not provide the necessary tools for the existing analytical and management tasks. This necessitates the development of a comprehensive methodological platform for measuring the parameters of the development of the local market. A systematic approach is applied to the consideration of local markets, the selection of criteria and indicators for their assessment as the most important element of the regional socio-economic system. Using the method of factor decomposition, the author develops the architecture of the parameters of the evaluation apparatus for measuring the level of development of local markets. The author also developed a two-level methodology for assessing the development of local markets, consisting of three components (blocks of evaluation indicators): scale and accessibility, spatial organization, and the effectiveness of the functioning of the local market. The presented methodological approach allows us to accurately assess the compliance of the existing level of market development with the needs of the economy and the population, the quality of the urbanized environment, the competitiveness of the spatial model and the parameters of market density, the effectiveness of realizing the potential of local market participants and their impact on the environment.

Keywords: development of the local market; market scale; spatial organization of the market; market concentration; density of market activity; efficiency of market activity

For citation: Burdinskaya, D. M. (2023), "Methodology for assessing local markets in the context of interregional socio-economic differentiation", Research Result. Business and Service Technologies, 9 (4), pp. 120-130. DOI: 10.18413/2408-93462023-9-4-1-0

Введение (Introduction). Развитие локального рынка является основополагающим условием и драйвером воспроизводственной системы региональной экономики (Елисеева, Дворядкина, 2023). В этой связи для обеспечения условий и предпосылок территориального социально-

экономического прогресса необходимо уточнение инструментария оценки локальных рынков.

Изучение и измерение параметров локальных рынков позволяют отслеживать поведение продавцов и потребителей, обеспеченность товарами и их востребо-

ванность, уровень конкуренции, особенности ценовой политики и способов продвижения товаров, взаимоотношения между экономическими агентами рынка, перспективы развития рыночных отношений (Brown, Miller, 2008; Владыка, Стрябкова, Третьякова, 2023; Ильина, Кондратенко, 2022). Не представляет сомнения факт, что функционирование перспективных локальных рынков выступает основным конкурентным преимуществом территории в борьбе за ресурсы, в том числе инвестиционные (Иванова, Мясникова, 2018; Prete, Hobbs, Norman, Cano-Andrade, Fuentes, Von Spakovsky, Mili, 2012; Манаева, 2023).

Сфера формирования научных знаний теории локальных рынков и методологии их оценки имеет достаточно широкую базу, ученые обосновали инструментарий и методы экономического анализа, диагностику, методы экономико-математического моделирования и др. для измерения состояния и тенденций территориальных рынков (Olmos, Pérez-Arriaga, 2013; Кривош-лыков, Гуров, Шишаева, 2012). Однако в рамках распространенной сегодня методологии существующие подходы не обеспечивают необходимым инструментарием имеющиеся аналитические задачи (Борзо-ва, Стрябкова, 2023).

Можно утверждать, что теория и практика региональной экономики требуют развития аналитического аппарата эффективности функционирования локальных рынков, оптимальности их масштабов с точки зрения доступности рыночных товаров для потребителей, пространственной организации локальных рынков. Формирование новой системы управления территориальными рынками осложняется отсутствием современной модели и универсальной методики их оценки (Бердникова, 2023; Манаева, 2022; Kokovikhin, Ogo-rodnikova, Williams, Plakhin, 2G18).

Цель исследования (The aim of the work). Цель исследования состоит в выявлении критериев и показателей оценки развития локального рынка, разработке авторского методического подхода и методики для измерения параметров и состояния локальных рынков.

Материалы и методы исследования (Materials and Methods). Материалами исследования послужили существующие методики оценки локальных рынков, стратегические приоритетные ориентиры регионального развития на основе локальных рынков, база данных о функционировании, агентах и взаимосвязях на локальных рынках.

Системный подход применен к рассмотрению локальных рынков и выбору критериев и показателей для их оценки как важнейшего элемента региональной социально-экономической системы.

Методом декомпозиции факторов сформирована методическая архитектура параметров оценочного аппарата для измерения уровня развития локальных рынков.

Результаты исследования и их обсуждение (Results and discussion). Рациональная методика оценки локального рынка должна позволять измерить эффективность рыночной модели, рациональность ее структуры, специализацию, технологичность, достижимость социально-экономического баланса в отношениях между продавцами и покупателями (Горбова, Перфильев, 2022; Владыка, Чистни-кова, Бурдинская, Тикунов, 2023). В качестве особого компонента измерения развития локального рынка можно выделить эффективность функционирования и сбалансированность развития, современность в экологическом и технологическом планах инфраструктурного обеспечения (Бородин, Фролова, 2022; Бородин, Фролова, Задорожная, 2023).

Представление методики оценки локальных рынков требует разработки системы показателей, уточняющих размерность критериев, характеризующих разные стороны рыночной деятельности (Okwuibe, Gazafroudi, Hambridge, Dietrich, Trbovich, Shafie-khah, Hamacher, 2022; Рыбак, Крылова, Тараканова, Пустовойт, 2022).

Методический подход к оценке локальных рынков в условиях межрегиональной социально-экономической дифференциации подразумевает анализ экономи-

ческих отношений рыночных агентов, учет факторов трансформации рыночных отношений, оценку воздействия дифференциации воспроизводства на формирование рыночных отношений в территориальном образовании, выявление эффективных траекторий и сдерживающих факторов товародвижения.

Методическая архитектура оценки локальных рынков предусматривает полную характеристику местной сферы обращения, рыночной конъюнктуры, степени обеспечения региональной экономики рыночные товарами, уровня доступности продукции, материально-технической базы рынка.

Исследовательский концепт оценки развития локального рынка должен содержать определение его пространственных характеристик, дающих представление о системе размещения и территориальной организации экономики как критерия рациональности и эффективности социально-экономической системы региона. Реализация подхода предопределила необходимость постановки задач, обоснования методов и информационно-аналитического обеспечения.

Для решения задач исследования функционирования локальных рынков в едином экономическом пространстве макрорегиона, а также определения отправных точек и векторов их развития необходимо применение специфического инструментария оценки (Антохонова, Полухина, Сай-бонова, 2017; Коковихин, Огородникова, Уильямс, Плахин, 2018). Таким инструментарием может стать двухуровневая методика оценки локальных рынков, включающая общую (универсальную) и конкретную (специфическую) ступени и три компонента (критерия) оценивания: масштабы и доступность, пространственная организация, эффективность функционирования локального рынка.

Компонентный дизайн разработанной методики может быть определен значимостью выбранных сегментов границ и насыщенностью локальных рынков, доступностью и обеспеченностью потребностей экономики и общества территории в рыночном товаре, рациональностью пространственного размещения и плотностью рынка, результативностью деятельности рыночных структур, привлекательностью их продукции и эффектом от экономической активности.

Выбор каждого из трех заявленных компонентов (критериев оценивания) измерения развития локальных рынков обоснован необходимостью решения актуальных проблем (рис. 1).

Учитывая высокую роль локальных рынков для функционирования социально-экономической системы территории, считаем, что для измерения соответствия существующего уровня рыночного развития потребностям экономики и населения, качества урбанизированной среды необходим расчет параметров масштабов, концентрации и доступности рыночных товаров и инфраструктуры; индикаторами конкурентоспособности пространной модели и сбалансированности развития региона являются параметры плотности и пространственной организации локального рынка; результативность реализации потенциала участников рынка и состояние окружающей среды можно определить на основе критериев эффективности функционирования локального рынка.

Общая методика оценки рассматривается как система показателей, комплексно характеризующих состояние и достигнутый уровень развития любого локального рынка. В свою очередь, подсистема оценки на втором уровне уточняет частные параметры общих метрик отраслевого рынка.

Рис. 1. Карта взаимосвязи региональных проблем и критериев оценивания локального

рынка (источник: составлено автором) Fig. 1. The map of the relationship between regional problems and criteria for evaluating the local market (Source: compiled by the author)

Разработанная двухуровневая методика оценки локальных рынков в условиях межрегиональной социально-экономической дифференциации представлена на рисунке 2.

Первый уровень методической структуры авторского подхода содержит общие метрики для измерения параметров локальных рынков, которые могут быть адаптированы для конкретных рынков (локальных рынков отдельных видов продукции и услуг). При соблюдении принципа преемственности подходов оценки локальных рынков критерии и показатели первого уровня методики проецируются на второй уровень. Соответственно, индикаторы методики измерения развития рынков конкретных товаров и услуг являются следствием более детальной проработки показателей общей (универсальной) методики. Следовательно, общая система оценки ло-

кальных рынков (первый уровень авторской методики) может состоять из определенного количества подсистем (комплексов индикаторов оценивания локальных рынков отдельных товаров и услуг).

Необходимо отметить единство используемых критериев (компонентов или блоков показателей) как на первом, так и на втором уровнях авторской методики. По сути, второй уровень рассматривает общие и оценочные индикаторы в плоскости и с учетом специфических черт отдельных (конкретных отраслевых) локальных рынков.

В соответствии с выбранным критерием каждая группа метрик (компонент оценивания) наполнена набором показателей, наиболее точно характеризующих состояние и стадию развития данного аспекта рыночной деятельности.

1 L. Критерии оценивания

I Масштаоы и доступность ло- 1 кального пынка || Пространственная организация I локального рынка 1 Эффективность ф\таашони-ровакия локального рынка

----1 1 ¡ ypo- j + ♦ ♦

Общая система оценивания

Показатели оценки локального рынка

* * *

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 eiikoctb рЫНКЭ Число потребителей на оцениваемой территории Число ПрОЛЭЕНОЕ (прОИЗВ ОДИ-телей) 0 бьем щелок на рынке на душу населения Средняя пена на рынке Обеспеченность потребителей рыночный toe аром Выпуск продташи Покупательная способность заработной платы Физическая доступность товаров Плотностью торговой сети Обеспеченность потребителей объектами торговой сети Индекс локализации сферы производства и реализации продукции Индекс специализации сферы произв одств а и реализ а-пии продукции Доля сферы производства и реализации продташи еваловой добавленной стоимости региона Объем сделок на рынке на 1 м; плошали региона Выпуск гфодуыши на км; плошали региона Число организаций сектора на 1 В1; плошали региона Число организаций-производителей продукции на 1 м; плошали региона Фондоотдача предприятий рынка Производительность труда на рынке Объем инвестиций е основной капитал участников рынка У ров екь конкурентоспособности рыночного товара Уровгаь рэееитч нсеых технологий продаж на рынке Уровень загрязнения окружающей среды Рентабельность деятельности производителей на рынке

+ , 1 1 *

2 \ Подсистема оценивания

ypo- j Показатели оценки локального рынка [на примере рынка строительной продук-

вень i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i + + +

0 ;ъ ЕМ цр ОИЗЕЕДЕННОЙСТр (легальной цр ОЛ>'ШШ 1 [ БЬЛКК- строительных рай 01 не душу нас ел эли Беоле действие азшшшпого и нежилого навнатяш (число Алании, плошаль зданий) на душу на: ел ши Беоле декпн жшш дошпв на 100 Э чел. ка-свя™д Число ергяншятдай строительного сеьдор а на 1 ООО чел. нас е-мення Чис л о по гребитегий рълскЕ -¿■или £ :11с-: лип на ки" пл ош а-лн р етионе Ср е лняя стоимость 1 и^ жилья Покупательная способность заработной платы (отношение стоиностл 1 н^ :ы£лья х ср ?д-НЕМЕС.тшозту р азмЕру зараоот-ной платы) 00 еспеч енностъ по 1р зйител ш 1 ¡111 1 1 мни ■ ■■^щии м фонда. 1С (общая штопещь жилых помета ений. гги: 1 с: оляш атся е ср ЕЛНЕМ не одного жителя) Ко "ффщШЕНГ ЛСХВШШЩШ! сферы пронзЕодс1Еа и рЕализа-шш стр оительноп пр олуыши КозффщШЕН! -гт-|пг--|г^-|г|г|г сферы производства и реализа-шш стр оительноп пр о луыши Доля сферы производства и реализации строительной продукции е валовой добавленной ■CT0ICJ0CTH региона, % Ойъеи произведенной строительной продушин и выполненные строительные рааотна euJ площади региона, тъю. руб.. гзг Бвол в действие зденнй жилою и нежил ого назнач енгн (числ d злэнше. плоггаль зланш! на ьс.Г пл опс алн р егиона. ir iif Число ортаннзацнй строительного сеьдора на L 1С плошали региона Фондоотдача предприятий рынка строительной продукции Произв олительностъ труда на предприятиях рынка строительной продукции Инвестиции е основной капитал производителей и продавцов локального рынка строительной продукции Уровень конкурентоспособности строительной продта- 1ШИ Уровень развития новых технологии продаж на рынке строительной продукции Уровень загрязнения окружающей среды от деятельности рынка строительной продукции

Рис. 2. Схема двухуровневой методики оценки локальных рынков в условиях межрегиональной социально-экономической дифференциации

(источник: составлено автором) Fig. 2. The scheme of a two-level methodology for assessing local markets in the context of interregional socio-economic differentiation (Source: compiled by the author)

Показатели группы «масштабы и доступность локального рынка» характеризуют платформенную модель рыночного хозяйства, суверенитет и обеспеченность территории рыночной продукции, устойчивость рынка как площадки удовлетворения потребностей экономики и общества, рыночные условия обеспечения конкурентоспособности территории, ограничения масштабов и потребительскую активность на рынке, разнообразие рыночной среды, современность форматов и условий инфраструктуры, качество сервисов для граждан и представителей бизнеса, технологическую компонентную доступность в разных секторах.

Показатели группы «пространственная организация локального рынка» характеризуют степень локализации производителей и поставщиков продукции, пространственную модель и систему размещения предпринимательских структур, плотность деловой коммуникации и кооперации, комплексность рыночного развития, организационные параметры экономики обслуживающего сектора, угрозы

возникновения «пространственного тупика», факторы пространственной конкурентоспособности территории, плотность рыночной среды.

Показатели группы «эффективность функционирования локального рынка» характеризуют результативность и качественные параметры организационных и хозяйственных процессов внутри локальных рынков, экономическую отдачу от применения современных технологий, стабильность валовых и финансовых показателей, уровень класса и культуру управления, устойчивость позиций участников рынка, перспективность их бизнес-моделей и конкурентную устойчивость продукции, предпосылки для повышения эффективности и технологичности деятельности, возможности экономической самореализации.

Для показателей, включенных в методику оценки локального рынка (на примере локального рынка строительной продукции), конкретизируем расчетные параметры (таблица).

Таблица

Параметры методики оценки локальных рынков строительной продукции

Table

Parameters of the methodology for assessing local markets of construction products s

Критерии

оценки локального Показатели оценки локального рынка Условные обозначения Ед. измерения

рынка

1. Масштаб и 1. Объем произведенной строительной продукции и Р1 тыс. руб./

доступность выполненных строительных работ на душу населе- чел.

локального ния

рынка строи- 2. Ввод в действие зданий жилого и нежилого Р2 м2/

тельной про- назначения (число зданий, площадь зданий) на ду- чел.

дукции шу населения

3. Ввод в действие жилых домов на 1000 чел. насе- Р3 м2

ления

4. Число организаций строительного сектора на ду- Р4 ед.

шу населения

5. Число потребителей рынка - физических лиц на км2 площади региона Р5 тыс. руб./ км2

6. Средняя стоимость 1 м2 жилья Р6 руб.

7. Покупательная способность заработной платы Р7 коэфф.

(соотношение стоимости 1 м2 жилья к среднемесячному размеру заработной платы)

8. Обеспеченность потребителей объектами жи- Р8 м2/чел.

лищного фонда, м2 (общая площадь жилых поме-

щений, приходящаяся в среднем на одного жителя)

Индекс комплексной оценки базовых показателей 1м -

масштабов и доступности локального рынка

2. Пространст- 9. Индекс локализации сферы производства и реа- Р9 коэфф.

венная органи- лизации строительной продукции

зация локаль- 10. Индекс специализации сферы производства и Р10 коэфф.

ного рынка реализации строительной продукции

строительной 11. Доля сферы производства и реализации строи- Р11 %

продукции тельной продукции в валовой добавленной стоимости региона

12. Объем произведенной строительной продукции и выполненных строительных работ на км2 площа- Р12 тыс. руб./ км2

ди региона

13. Ввод в действие зданий жилого и нежилого Р13 м2/км2

назначения (число зданий, площадь зданий) на км2

площади региона,

14. Число организаций строительного сектора на 1 км2 площади региона Р14 ед.

Индекс комплексной оценки по критерию про- 1пр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

странственного развития 15. Фондоотдача предприятий рынка 16. Производительность труда на предприятиях m г

3. Эффективность функ- Р15 Р16 РУб. тыс.

ционирования рынка руб./чел.

локального 17. Инвестиции в основной капитал производителей Р17 тыс.

рынка строи- и продавцов локального рынка на км2 площади ре- руб./км2

тельной про- гиона

дукции 18. Уровень конкурентоспособности рыночного товара Р18 коэфф.

19. Уровень развития новых технологий продаж на Р19 коэфф.

рынке

20. Уровень загрязнения окружающей среды от дея- Р20 коэфф.

тельности рынка

Индекс комплексной оценки по критерию эффективности функционирования локального рынка Интегральный индекс развития локального рынка 1э Ыр

Источник: составлено автором

Авторская методика оценки локальных рынков основана на ситуационном анализе данных и изучении динамики их функционирования.

Комплекс метрик, включенных в методику оценки локальных рынков, позволяет оценить условия их функционирования и развития, его вклад в благополучие территории и населения.

Именно представленный комплекс показателей дает возможность наиболее точно измерить степень соответствия достигнутых параметров требованиям территориальной системы.

Функциональное использование метрик локального рынка генерирует информацию о степени достижения устойчивости территории от доступности и обеспе-

ченности рыночной продукцией, выполнения производителями и продавцами социальных обязательств, стабильности производственной деятельности и поставок.

Для определения общего (комплексного, интегрального) уровня оценки локальных рынков строительной продукции значения по каждому показателю необходимо нормировать. На основе представленных показателей рассчитывается уровень развития локального рынка по блокам (критериям оценивания). Для определения общего уровня развития локального рынка рассчитывается интегральный показатель.

Заключение (Conclusions). Разработанные модель и методика оценки функционирования и развития локальных рынков создает методическую платформу и информационно-прогнозную базу для управления региональным развитием.

Предложенные модель и методика научно обоснованы, опираются на критическую базу функционирования и развития локальных рынков, потребности и ресурсные возможности участников товарообмена.

Сформированный инструментальный аппарат позволяет выявить институциональный и организационный форматы, свойства экономических и технологических моделей локальных рынков, выявить их существующий и прогнозный потенциал, стабильность рыночных условий, приоритеты производственно-торгово-экономической политики, перспективы перехода на современные стандарты обслуживания, в том числе на основе цифровых технологий.

Результаты применения двухуровневой модели могут быть положены в основу формирования институциональных, экономических и социальных норм функционирования локальных рынков.

Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: the author has no conflict of interests to declare.

Список литературы

Антохонова И. В., Полухина О. А., Сай-бонова Л. Н. Методические подходы к исследованию локального рынка ИТ-услуг в информационном пространстве региона // Статистика и экономика. 2017. № 1. С. 3-10.

Бердникова В. Н. Влияние демографических процессов на развитие локальных рынков жилой недвижимости // Вепейсшт. 2023. №. 3 (48). С. 13-20. Б01:

10.34680/БЕЛЕИСШМ.2023.3(48).13-20

Борзова А.Д., Стрябкова Е.А. Развитие межрегиональной интеграции субъектов Дальневосточного макрорегина // Экономика. Информатика. 2023. Т. 50. № 3. С. 501-513. Б01: 10.52575/2687-0932-2023-50-3-501-513

Бородин К. Г., Фролова Е. Ю. Методологические подходы к изучению локальных и региональных рынков сельской экономики // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2022. №. 8. С. 25-31. Б01: 10.31442/0235-2494-2022-0-8-25-31

Бородин К. Г., Фролова Е. Ю., Задорож-ная Е.А. Типологизация розничных рынков в условиях локальной сельской экономики // АПК: Экономика, управление. 2023. № 8. С. 11-22. Б01 10.33305/238-11.

Владыка М.В., Стрябкова Е.А., Третьякова М.С. Особенности регионального развития России на основе формирования локальн ого ресурсного потенциала // Экономика. Информатика. 2023. Т. 50. № 2. С. 235-247. Б01: 10.52575/2687-0932-2023-50-2-235-247

Владыка М.В., Чистникова И.В., Бур-динская Д.М., Тикунов В.И. Методический базис оценки продовольственной безопасности регионов // АПК: экономика, управление. 2023. № 8. С. 3-10. Б01: 10.33305/238-3

Горбова О. Ю., Перфильев С. В. Оценка развития конкуренции на региональных рынках финансовых услуг // Экономика региона. 2022. Т. 18. № 3. С. 926-942. Б01: 10.15688/екоуоЬш.2019.3.9

Елисеева А. А., Дворядкина Е. Б. Тенденции и драйверы развития локальных рынков бытовых услуг //МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2023. Т. 14. №. 2. С. 316-334. Б01: 10.18184/2079-

4665.2023.14.2.316-334

Иванова О. Д., Мясникова Т. А. Подходы к оценке локальных рынков жилья // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2018. №. 1. С. 32-35.

Ильина З. М., Кондратенко С. А. Методика оценки сбалансированности продовольственного рынка // Экономические вопросы развития сельского хозяйства Беларуси. 2022. №. 42. С. 110-138.

Коковихин А. Ю., Огородникова Е. С., Уильямс Д., Плахин А. Е. Комплексная оценка конкурентной среды социально-значимых и приоритетных рынков // Экономика региона. 2018. Т. 14. Вып. 1. С. 79-94. DOI: 10.17059/2018-1-7

Кривошлыков В. С., Гуров В. И., Шиша-ева Н. В. Концепция комплексной оценки функционирования локального рынка // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2012. №. 9. С. 17-21.

Манаева И.В. Оценка пространственного баланса России: региональный аспект // Экономика. Информатика. 2022. Т. 49. № 1. С. 1730. DOI: 10.52575/2687-0932-2022-49-1-17-30

Манаева И.В. Качество жизни в российских регионах: эмпирический анализ // Проблемы развития территории. 2023. Т. 27. № 4. С. 71-92. DOI: 10.15838/ptd.2023.4.126.5

Рыбак М.В., Крылова Т.В., Тараканова О.В., Пустовойт И.Н. Формирование подходов к статистическому анализу рынка туристских услуг // Экономика и предпринимательство. 2022. №. 1. С. 138. DOI:

10.34925/EIP.2022.138.1.189

Brown C., Miller S. The impacts of local markets: A review of research on farmers markets and community supported agriculture (CSA) //American journal of agricultural economics. 2008. Т. 90. №. 5. Pp. 1296-1302.

Okwuibe, G. C., Gazafroudi, A. S., Ham-bridge, S., Dietrich, C., Trbovich, A., Shafie-khah, M., Hamacher, T. Evaluation of hierarchical, multi-agent, community-based, local energy markets based on key performance indicators // Energies. 2022. Т. 15. № 10. P. 3575.

Olmos L., Perez-Arriaga I. J. Regional markets // Regulation of the Power Sector. London : Springer London, 2013. Pp. 501-538.

Prete, C. L., Hobbs, B. F., Norman, C. S., Cano-Andrade, S., Fuentes, A., Von Spakovsky, M. R., Mili, L. Sustainability and reliability assessment of microgrids in a regional electricity market. Energy. 2012. № 41 (1). Pp. 192-202.

References

Antonova, I. V., Polukhina, O.A. and Sai-bonova, L.N. (2017), "Methodological approaches to the study of the local IT services market in the information space of the region", Statistics and economics, 2017, 1, pp. 3-10.

Berdnikova, V.N. (2023), "The influence of demographic processes on the development of local residential real estate markets", Beneficium, 3 (48), pp. 13-20. DOI:

10.34680/BENEFICIUM.2023.3(48).13-20.

Borzova, A.D. and Stryabkova, E.A. (2023), "Development of interregional integration of subjects of the Far Eastern macroregion", Economics. Computer science, 50 (3), pp. 501-513. DOI: 10.52575/2687-0932-2023-50-3-501-513.

Borodin, K. G. and Frolova, E. Y. (2022), "Methodological approaches to the study of local and regional markets of rural economy", Economics of agricultural and processing enterprises, 8, pp. 25-31. DOI: 10.31442/0235-2494-2022-08-25-31

Borodin, K. G., Frolova, E. Yu. and Za-dorozhnaya, E.A. (2023), "Typologization of retail markets in the conditions of local rural economy", Agroindustrial complex: Economics, management, 8, pp. 11-22. DOI 10.33305/238-11.

Brown, C. and Miller, S. (2008), "The impacts of local markets: A review of research on farmers markets and community supported agriculture (CSA)", American journal of agricultural economics, 90 (5), pp. 1296-1302.

Gorbova, O. Yu. and Perfiliev, S. V.

(2022), "Assessment of competition development in regional financial services markets", Economy of the region, 18 (3), pp. 926-942. DOI: DOI: 10.15688/ek.jvolsu.2019.3.9

Eliseeva, A. A. and Dvoryadkina, E. B.

(2023), "Trends and drivers of development of local consumer services markets", MIR (Modernization. Innovation. Development), 2 (14), pp. 316-334. DOI: 10.18184/20794665.2023.14.2.316-334.

Ivanova, O. D. and Myasnikova, T. A. (2018), "Approaches to the assessment of local housing markets", Bulletin of Voronezh State University. Series: Economics and Management, 1, pp. 32-35.

Ilyina, Z. M. and Kondratenko, S. A. (2022), "Methodology for assessing the balance of the food market", Economic issues of the development of agriculture in Belarus, 42, pp. 110-138.

Jovovic, R., Draskovic, M., Delibasic, M. and Jovovic, M. (2017), "The concept of sustainable regional development-institutional aspects, policies and prospects", Journal of International Studies, 1.

Kokovikhin, A. Y., Ogorodnikova, E. S., Williams, D. and Plakhin, A. Y. (2018), "Assessment of the competitive environment in the re-

gional markets", Economy of Regions, 1, pp. 79-94. DOI: 10.17059/2018-1-7.

Krivoshlykov, V.S., Gurov, V.I. and Shishaeva, N. V. (2012), "Concept of comprehensive assessment of the functioning of the local market", Bulletin of Kursk State Agricultural Academy, 9, pp. 17-21.

Okwuibe, G. C., Gazafroudi, A. S., Ham-bridge, S., Dietrich, C., Trbovich, A., Shafie-khah, M. and Hamacher, T. (2022), "Evaluation of hierarchical, multi-agent, community-based, local energy markets based on key performance indicators", Energies, 10, p. 3575.

Olmos, L. and Perez-Arriaga, I. J. (2013), "Regional markets", Regulation of the Power Sector, London, Springer London, pp. 501-538.

Manaeva, I.V. (2022), "Assessment of the spatial balance of Russia: regional aspect", Economy. Computer science, 1 (49), pp. 17-30. DOI: 10.52575/2687-0932-2022-49-1-17-30.

Manaeva, I.V. (2023), "Quality of life in Russian regions: an empirical analysis", Problems of territorial development, 4 (27), pp. 71-92. DOI: 10.15838/ptd.2023.4.126.5.

Prete, C. L., Hobbs, B. F., Norman, C. S., Cano-Andrade, S., Fuentes, A., Von Spakovsky, M. R. and Mili, L. (2012). "Sustainability and

reliability assessment of microgrids in a regional electricity market", Energy, 41 (1), pp. 192-202.

Rybak, M.V., Krylova, T.V., Tarakanova, O.V. and Pustovoit I.N. (2022), "Formation of approaches to statistical analysis of the tourist services market", Economics and Entrepreneur-ship, 1, pp. 138. DOI:

10.34925/EIP.2022.138.1.189.

Vladyka, M.V., Stryabkova, E.A. and Tretyakova, M.S. (2023), "Features of Russia's regional development based on the formation of local resource potential", Economics. Computer science, 50 (2), pp. 235-247. DOI: 10.52575/2687-0932-2023-50-2-235-247.

Данные об авторе

Бурдинская Дарья Михайловна, соискатель кафедры прикладной экономики и экономической безопасности НИУ «БелГУ», заместитель директора жилищного накопительного кооператива «ЖБК-1»

Information about the author Darya M. Burdinskaya, Candidate of the Department of Applied Economics and Economic Security, Belgorod State National Research University, Deputy Director of the ZHBK-1 Housing Savings Cooperative

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.