Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
69
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТРУКТУРА / УДАЛЕННОСТЬ / РЕГИОН / ДОЛЯ / СКЛАД / ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Романькова Т.В.

В статье проведен сравнительный анализ определений «логистический потенциал», рассмотрена структура логистического потенциала региона. Автором предложены и обоснованы показатели оценки каждого структурного элемента логистического потенциала (пространственного, транзитного, транспортного, кадрового и складского). Разработана методика оценки логистического потенциала и рассчитан его уровень в разрезе областей Республики Беларусь. По результатам расчетов установлены ранги областей республики по развитию логистического потенциала, что позволило разработать основные направления его наращивания в Гродненской области, занимающей последнее место в рейтинге областей по уровню развития логистического потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Романькова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTIC POTENTIAL ASSESSMENT METHODOLOGY REGIONS OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The article provides a comparative analysis of the definitions of "logistics potential", considers the structure of the logistics potential of the region. The author proposes and substantiates indicators for assessing each structural element of the logistics potential (spatial, transit, transport, personnel and storage). A methodology for assessing the logistics potential has been developed and its level has been calculated in the context of regions of the Republic of Belarus. Based on the results of the calculations, the ranks of the regions of the republic for the development of logistics potential were established, which made it possible to develop the main directions of its increase in the Grodno region, which ranks last in the ranking of regions in terms of the level of development of logistics potential.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

УДК 338.47 Б01 10.52928/2070-1632-2021-58-13-64-73

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

канд. экон. наук, доц. Т.В. РОМАНЬКОВА (Белорусско-Российский университет, Могилев)

В статье проведен сравнительный анализ определений «логистический потенциал», рассмотрена структура логистического потенциала региона. Автором предложены и обоснованы показатели оценки каждого структурного элемента логистического потенциала (пространственного, транзитного, транспортного, кадрового и складского). Разработана методика оценки логистического потенциала и рассчитан его уровень в разрезе областей Республики Беларусь. По результатам расчетов установлены ранги областей республики по развитию логистического потенциала, что позволило разработать основные направления его наращивания в Гродненской области, занимаюдщей последнее место в рейтинге областей по уровню развития логистического потенциала.

Ключевые слова: логистический потенциал, структура, удаленность, регион, доля, склад, транспорт.

Введение. От уровня развития логистического потенциала областей зависят результативные показатели их работы и качество жизни населения. Поэтому необходимо рассмотреть его структуру и разработать показатели оценки. Проблемой изучения и оценки логистического потенциала занимались зарубежные и отечественные авторы. Так среди них можно выделить М. Соколова, А.Н. Горяинова, Н.П. Кузнецову, С.А. Уварова, И. Богородова, И.А. Проценко, И.В. Петенко, Е.А. Кандрашину, О. Линеву, О.А. Фрейдман, И.И. Полещук, О С. Гулягину [1-4].

Проведенный сравнительный анализ определений «логистический потенциал» позволяет:

1) всю совокупность определений разделить на следующие группы:

- определения, базирующиеся на исследовании логистического потенциала системы (фирмы) (И.В. Петенко);

- определения, базирующиеся на изучении логистического потенциала региона (Н.П. Кузнецова, О.А. Фрейдман);

- определения, базирующиеся на рассмотрении логистического потенциала цепей поставок (О.С. Гуля-гина, И. И. Полещук);

2) выделить определение, представленное Фрейдман О.А., которое является наиболее полным, комплексным и четко описывающим данную категорию, так как оно:

- во-первых, отражает совокупность факторов, оказывающих влияние на реализацию регионом имеющегося потенциала (пространственный, транзитный, транспортный, кадровый, складской) [4];

- во-вторых, указывает на совокупность объектов логистической инфраструктуры, которыми обладает регион;

- в-третьих, позволяет разработать методику оценки уровня реализации логистического потенциала, которая может использоваться органами государственной власти для разработки программы по дальнейшему развитию логистического потенциала региона.

Основная часть. Таким образом, логистический потенциал региона имеет сложную многоуровневую структуру (рисунок 1).

Под транспортно-географическим положением (ТГП) понимается «положение объекта по отношению к транспортной сети»1. ТГП областей Республики Беларусь предлагается оценивать по двум критериям:

- «удаленность» областей (регионов) от основных транзитных, трансъевропейских коридоров и европейских магистралей;

- «наличие» магистралей в регионе.

Определение выгодности ТГП i-й области производится в следующей последовательности:

1) расчет коэффициента удаленности i-й области от основных транспортных магистралей и трансъевропейских коридоров:

R

ТГ уДтт ,, ч

КУДг =~п- , (1)

КУД

где Ду - расстояние наименее удаленной области от основных транспортных магистралей, км; -—уд,- - расстояние 1-й области от основных транспортных магистралей, км.

Рисунок 1. - Структура логистического потенциала

2) определение коэффициента наличия основных транспортных магистралей в регионе:

g _ НФАКТ/

(2)

где НФАКТ1 - протяженность (количество) имеющихся на территории г-й области основных магистралей, км; Нщи - максимальная протяженность (количество) имеющихся основных магистралей в г-й области, км. 3) установление коэффициента выгодности транспортно-географического положения области на основе расчета средней арифметической величины:

К

куд,- + к н

2

(3)

Промышленно-географическое положение (ПГП) региона рассматривается как положение относительно источников энергии и центров обрабатывающей промышленности2.

Оценить ПГП предлагается поэтапно:

I этап. Установление степени выгодности расположения г-й области среди других областей Республики Беларусь по местонахождению источников энергии:

1) сопоставление объемов производства и потребления энергоресурсов в разрезе областей;

2) выявление основного поставщика энергоресурсов (ЭР) для областей Республики Беларусь;

3) определение удаленности областных центров от поставщиков энергоресурсов;

4) расчет коэффициента удаленности г-й области от поставщика (формула (1).

II этап. Установление рейтинга областей по местонахождению центров обрабатывающей промышленности:

1) расчет объема промышленного производства обрабатывающей промышленности в разрезе областей на одного жителя;

2) определение удельного веса (доли) каждой области в структуре производства обрабатывающей промышленности республики;

3) расчет коэффициента вклада каждой области в объем производства промышленности:

Км =

Уд-ВФЛКТ/

Уд.в

^ max

где Удв ФДКТ - доля i-й области в структуре объема производства обрабатывающей промышленности республики, коэф.;

Уд-втах - максимальное значение в структуре объема производства обрабатывающей промышленности республики из рассматриваемых областей, коэф.

III этап. Установление коэффициента выгодности промышленно-географического положения области на основе расчета средней арифметической величины по каждой области:

к КУД, + КВi

КВГ.ПГШ 2 ' (5)

Под агрогеографическим положением региона (АгГП) понимается «положение относительно продовольственных баз и основных центров потребления сельскохозяйственной продукции»3. Сельскохозяйственная продукция республики представлена продукцией растениеводства и животноводства. Оценить АгГП предлагается в следующей последовательности:

1) рассчитать величину сельскохозяйственной продукции на душу населения по областям Республики Беларусь:

СПдИ = °ПСхП1, (6)

где ОПСхШ - величина сельскохозяйственной продукции произведенной в i-й области Республики Беларусь, р.; Ч - численность населения i-й области, чел.

2) установить выгодность ЛгП области предлагается на основе определения коэффициента вклада каждой области в объем производства сельскохозяйственной продукции (формула (4).

Рыночное или снабженческо-сбыто-географическое положение (РП) - это «положение относительно рынков сырья и сбыта продукции»4. Этапы определения РП областей:

1) расчет структуры экспорта и импорта в разрезе областей и установление основных рынков (стран) сбыта и снабжения;

2) определение удаленности областей от рынков сбыта, снабжения и расчет коэффициента удаленности i-й области от рынков сбыта, снабжения (формула (1).

Под демогеографическим положением региона (ДП) рассматривается, «положение относительно сгустков населения, трудовых ресурсов и научно-технических кадров»5. Оценить ДП предлагается в следующей последовательности:

1) расчет плотности населения по областям:

Чi

ПН, - Ч • О

где S - площадь i-й области, км2.

2) определение коэффициента концентрации населения по областям:

Кн = Пт^, (8)

ПН .тах

где Пн ФАКГ1. - плотность населения г-й области, чел/км2;

Пн тах - максимальное значение плотности населения из областей РБ, чел/км2.

3) определение доли трудовых ресурсов в численности населения г-й области:

ТР.

Др = , (9)

где ТР; - трудовые ресурсы г-й области, чел.

4) расчет коэффициента вклада каждой области в развитие трудовых ресурсов (формула (4).

5) определение доли персонала, занятого научными исследованиями и разработками в трудовых ресурсах каждой области:

3 Экономико-географическое положение [Электронный ресурс]. 2020. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki.

4 Там же.

5 Там же.

Дина = ^ , (10)

где - численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками в 1-й области, чел.

6) расчет коэффициента вклада каждой области республики в формирование научно -исследовательского потенциала трудовых ресурсов (формула (4).

7) установление коэффициента выгодности демографического положения области на основе расчета средней арифметической величины:

+ трг ^

т

тт "к.ш 1 х 1в.трг 1 х 1в.нисг /"ii \ лвг.дш --;-. (11)

Рекреационно-географическое положение (РГП) - это «положение относительно мест отдыха и туризма, проявляющееся через фактор времени и транспортные расходы отдыхающих»6. Оценить РГП предлагается поэтапно:

1) доля туристов, посетивших места отдыха и туризма i-й области Республики Беларусь:

Дтуи , (12)

/ .Ч ТУР/

где Чтур,. - численность туристов и экскурсантов, посетивших i-ю область, чел.

2) установление коэффициента выгодности рекреационно-географического положения области на основе расчета коэффициента привлекательности области для туристов и экскурсантов:

тт ДтУР.ФАКтг /- п ч

КВ.РГП/ -—т-, (13)

Д ТУР.тах

где Д^^ факт, - доля туристов и экскурсантов, посетивших места отдыха и туризма в i-й области, коэф.;

ДТУРтах - максимальное значение доли туристов и экскурсантов, посетивших места отдыха и туризма из областей, коэф.

Определить пространственный потенциал i-й области республики предлагается по средней геометрической:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К - n-1К К К ^К К К (14)

КПШ •у КВ.ТГП/ КВ.ПГП/ КВ.ДШ КАг.Гт КВ.РП/ КВ.РГП/ . (14)

Понятие «транзитный потенциал страны (региона)» стало использоваться относительно недавно. Изначально, данный термин рассматривался как составной элемент экономического потенциала и получил распространение благодаря формированию и развитию внешнеторговой деятельности. В качестве показателей оценки развития транзитного потенциала региона используются следующие составляющие [5]:

1) скорость движения транзитного потока по территории региона, установленная исходя из расстояния его перемещения и времени движения;

2) скорость перемещения транзитного потока, определяемая на основании расстояния перемещения и времени пребывания транзитного потока в пути следования;

3) частота перемещения транзитного потока, рассчитываемая исходя из количества совершаемых транзитных перевозок за определенный период времени;

4) мощность транзитного потока, определяемая по объему транзита, перемещаемого в единицу времени;

5) густота транзитных путей сообщения грузов [6];

6) величина транзитного грузооборота, приходящаяся на 1 млрд руб. валового регионального продукта i-го региона [5];

7) доля дохода от транзита в общей величине валового регионального продукта региона;

8) доля транзитных потоков в общей величине перевезенных грузов.

Аналогичные показатели могут быть рассчитаны по транзиту пассажиров. Поэтому преобразование имеющихся значений показателей в индексный вид предлагается осуществлять по формуле

З

К, - , (15)

max,

где ЗФАКТ, - фактическое значение показателя i-го региона;

Зшах, - максимальное значение показателя среди регионов.

Оценить транзитный потенциал 1-й области республики предлагается по средней геометрической [5].

Для оценки транспортного потенциала страны (региона) учеными предлагается использовать следующие показатели [6]:

1) густота железнодорожной сети или автомобильных дорог по площади территории или численности населения региона (страны);

2) формула Э. Энгеля густоты сети с учетом площади и численности населения;

3) модифицированная Ю.И. Успенским путем ввода в знаменатель объема предъявляемых к перевозке грузов формула Э. Энгеля;

4) комплексный показатель густоты сети различных видов транспорта. Так, Л.И. Василевский предложил учитывать приведенную длину путей сообщения и обжитую площадь рассматриваемого района, области, страны на основании следующих коэффициентов приведения транспортных линий к 1 км железных дорог с учетом сопоставимых уровней их пропускной и провозной способности:

- для усовершенствованной автомагистрали - 0,45;

- для автодороги с обычным твердым покрытием - 0,15;

- для речного пути - 0,25;

- для магистрального газопровода - 0,30;

- для нефтепровода среднего диаметра - 1,0 [4];

5) относительные показатели густоты путей сообщения. Они учитывают отношение удельного приведенного грузооборота к 1000 км2 площади, 10 000 жителей и 1000 т перевезенной в регионе продукции.

6) макроэкономический показатель, характеризующий уровень транспортного обслуживания области, объем приведенного грузооборота области в тонно-километрах, приходящийся на 1 руб. валового регионального продукта области.

Приведенные показатели характеризуют транспортную обеспеченность и доступность территории страны или региона. Применение всех показателей в методике оценки транспортного потенциала нецелесообразно, т.к. они дублируют друг друга, поэтому предлагается включить в методику:

1) уровень комплексного показателя густоты сети различных видов транспорта:

С ¿ПРИВ^, (16)

к зЩМ

где - площадь территории, км2.

2) относительный показатель густоты путей сообщения:

= ^ Р1приш , (17)

где Р^ривг - приведенный грузооборот /'-го региона, ткм.

3) макроэкономический показатель, характеризующий уровень транспортного обслуживания области:

с1Г = ^ РЬприв' , (18)

м врп^

где ВРП - валовой региональный продукт /-й области, млн руб.

Рост всех показателей оказывает положительное влияние на развитие транспортного потенциала, поэтому преобразование имеющихся значений показателей в индексный вид предлагается осуществлять по формуле (15). Определить уровень транспортного потенциала /-го региона предлагается по формуле

КТРП, = "VКк,- ■ КсГ . (19)

В литературе существует множество методик оценки кадрового потенциала предприятия, региона и страны. Однако отсутствуют подходы к оценке кадрового потенциала как элемента логистического потенциала региона, поэтому были разработаны следующие показатели:

1. Доля персонала, занятого транспортно-логистической деятельностью в общей численности занятых в экономике региона:

Длд, = ^^, (20)

Ч З.ЭК

где Чт - численность персонала, занятого в транспортной отрасли /- го региона, чел.; Ч3эю - численность населения, занятого в экономике /-го региона (области), чел.

2. Доля выпущенных специалистов-логистов с высшим образованием в общей численности занятых в экономике региона:

Двлсп = , (21)

ч з.эю

где ВСЛВОБК - число выпущенных специалистов с высшим образованием в /-м регионе, чел.

3. Доля выпущенных специалистов со средним образованием в общей численности занятых в экономике региона:

ЯГ Л

гтСР _ВС СР.ОБР,'

Дв.сш ~ „ , (22)

Ч З.ЭЮ

где ВСЛСТОБК - число выпущенных специалистов-логистов со средним специальным образованием в /-м регионе, чел.

4. Производительность труда работников транспортной отрасли:

ВР

ПТРг =^вР- , (23)

Ч ТР.ОТИ

где Вр - выручка от реализации продукция (услуг) транспортными организациями /-го региона, руб.

5. Прибыль от реализации, приходящаяся на 1 тыс. работников транспортной отрасли региона:

ПР

Пр^ = П-Ш™, (24)

Ч ТР.ОТИ

где ПР^0Т-е1 - прибыль от реализации (оказания) услуг транспортной отраслью /- го региона, руб.

6. Доля работников, занимающихся транспортно-логистической деятельностью с высшим образованием:

Ч В

дВИ = ЧТР°- . (25)

Ч ТР.ОТР,

Все показатели оказывают прямое влияние на уровень развития кадрового потенциала региона, т.е. чем выше их значение, тем выше развит уровень кадрового потенциала. Поэтому преобразование имеющихся значений показателей в индексный вид будет осуществляться по формуле (15). Установление уровня кадрового потенциала региона:

ККАДР,- = ^КДЛД, • КДЛВ.СП, • КДСРВ.СП, "Кптр,- 'КПР61 ' КдВ^ . (26)

Складской потенциал представляет собой имеющиеся возможности, готовность и способность региона концентрировать и хранить определенные запасы для оптимального перемещения потоков в пространстве. Оценить степень развития складского потенциала регионов предлагается на основании показателей: 1) достаточность развития складских площадей региона, %

ДР =_Ж. 100% , (27)

П

где 5дг - площадь действующих складских помещений /- го региона, м2

Пш - потребность /- го региона в складской площади, м2. 2) плотность размещения складов на территории области (региона):

£

П, = , (28)

где £ - площадь /- го региона, км2.

3) коэффициент использования площадей складов:

£

Кисп = "ПЖ , (29)

где £ - полезная площадь складских помещений /- го региона, м2.

Все склады обеспечены автомобильными подъездными путями, а для развития складского потенциала еще большее преимущество имеют те складские площади, которые обеспечены не только автомобильными, но и железнодорожными, а также и воздушными подъездными путями, поэтому целесообразно рассчитывать:

4) обеспеченность складов железнодорожными и воздушными подъездными путями:

Побпп .=-Квг + КЖДг-, (30)

об ЖД.В ту- , ту- , ТУ- ' 4 '

клвтог + кжд + КВ1

где К^т0г, Кш, Квг - количество складов г- го региона обеспеченных соответственно подъездными автомобильными, железнодорожными и воздушными путями, ед.

5) доля складской площади класса «А» в регионе:

Дл =-—--100%, (31)

^ + евг + $сг

где ДАг - доля складской площади класса «А» г- го региона в общей площади складов класса «А», «В», «С» региона, %;

5Лг, евг, - площадь складов класса «А», «В», «С» г- го региона, м2.

6) доля складской площади класса «В» в регионе:

е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дв =-в--100% , (32)

елг + евг + еаг

7) доля складской площади класса «С» в регионе:

е

Да =-а--100% , (33)

едг + евг +

8) площадь складских помещений, приходящаяся на 1 млн руб. ВРП:

е

^ = ВРЦ ' (34)

где ВРЩ - валовой региональный продукт г- го региона, млн руб.

Прямое влияние «рост показателей способствует наращиванию складского потенциала» оказывают все показатели, поэтому преобразование значений показателей в индексный вид осуществляется по формуле (15). Уровень складского потенциала г-й области республики предлагается определять по формуле

К = "-Ш -К~К К К -К К К (35)

КСКЛг ДР' К Кист К Коб.пп' КТд.А КТд.В' КТд.а КЯврт . (35)

Уровень логистического потенциала г-го региона предлагается оценивать на основании веса и значения показателей по каждому структурному элементу, используя формулу:

У = а.К + в-К + с К + d К + е-К (36)

у лпг а Ктрзг +в Ктрг +с ККАДрг + " Кпрг +е кскл • V-'",'

Для оценки логистического потенциала регионов Республики Беларусь использовались данные статистических сборников по внешней торговле7 и результатам работы промышленности республики8. Результаты расчетов представлены в таблице 1, кроме данных по транзитному потенциалу ввиду их отсутствия.

Таблица 1. - Оценка элементов логистического потенциала регионов Республики Беларусь

Область РБ Расчет потенциала

1 2

Транспортный потенциал

Брестская область Ктрп = 3-^0,771-0,279 - 0,183 = 0,1984 БРЕСТСКАЯ ОБЛАСТЬ

7 ЦКЪ: http://www.belstat.gov.bv/ofitsialnava-statistika/makroekonomika-i-okruzhavushchava-sreda/vneshnvavatorgovlva 2

8 ШЬ: https://www.belstat.gov.bv/upload/iblock/355/3555da3e76da214a6b 806d596fab8223.pdf

Окончание таблицы 1.

1 2

Витебская область Ктпр = 3^1,0. 0,259. 0,209 = 0,2327 ВИТЕБСКАЯ ОБЛАСТЬ

Гомельская область Ктрп = 3^/0,46. 1,0. 1,0 = 0,6782 ГОМЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

Гродненская область Ктрп = 3^0,860. 0,205. 0,129 = 0,1508 ГРОДНЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Минская область Ктрп = 3^/0,428. 0,755. 0,276 = 0,2986 МИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Могилевская область Ктрп = 3^0,797. 0,127. 0,096 = 0,0986 МОГИЛЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Складской потенциал

Брестская область Кскл = 3^0,158. 0,568. 0,9 = 0,2842 БРЕСТСКАЯ ОБЛАСТЬ

Витебская область Кскл = 3^0,091.0,514.1,0 = 0,2163 ВИТЕБСКАЯ ОБЛАСТЬ

Гомельская область Кскл = 3^/0,088. 0,378. 0,810 = 0,1641 ГОМЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

Гродненская область Кскл = 3^0,108. 0,351.0,541 = 0,1432 ГРОДНЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Минская область Кскл = 3^1,0.1,0. 0,935 = 0,9669 МИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Могилевская область Кскл = 3^0,085. 0,378. 0,664 = 0,1461 МОГИЛЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Кадровый потенциал

Брестская область К^р = 5^1,0. 0,601. 0,271. 0,068. 0,791 = 0,3059 БРЕСТСКАЯ ОБЛАСТЬ

Витебская область К^р = 5^/0,972. 0,274. 0,260. 0,124. 0,699 = 0,2783 ВИТЕБСКАЯ ОБЛАСТЬ

Гродненская область К^р = 5^0,84Ь0,482. 0,201.0,107. 0,771 = 0,2892 ГРОДНЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Минская область К^р = 5^0,539. 0,303. 1,0. 1,0. 1,0 = 0,6357 МИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Могилевская область К^р = 5^0,78. 0,831.0,221.0,251.0,712 = 0,3996 МОГИЛЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Пространственный потенциал

Брестская область Кпп = 6л/0,665. 0,49. 0,455. 0,86. 0,643. 0,77 = 0,575 П БРЕСТСКАЯ ОБЛАСТЬ *

Витебская область Кпп = 6^У0,94.1,0. 0,755. 0,64. 0,547. 0,3 = 0,588 ППВНТЕБСКАЯ ОБЛАСТЬ *

Гомельская область К = 6^0,82. 0,78. 0,769. 0,695.0,61.0,61.0,04 = 0,384 ППГОМЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

Гродненская область К = 6"10,545. 0,52. 0,6-1,0 • 0,64 • 0,76 = 0,607 ппгродненская область

Минская область К = 6"10,86.0,72.0,86.0,46.0,95 4,0 = 0,747 пп минская область

Могилевская область К = 6"10,82.0,88.0,82.0,71.0,6.0,07 = 0,446 могилевская область

Данные таблицы 1 показывают, что более развиты элементы логистического потенциала Минской области. Это объясняется тем, что в состав Минской области входит г. Минск, где более развито транспортное сообщение, складская сеть организаций, сконцентрированы учебные заведения, научные организации, более привлекателен труд работников отраслей экономики, расположено значительное количество памятников архитектуры, искусства и туристических зон, привлекающих туристов.

Для определения уровня развития логистического потенциала используется формула (36). При этом следует отметить, что весовые коэффициенты значимости элементов логистического потенциала равнозначны и составляют 0,25 (1/4).

УЛП = 0,25 • 0,099 + 0,25 • 0,146 + 0,25 • 0,399 + 0,25 • 0,575 = 0,305 ;

могилевская область

УЛП = 0,25 • 0,299 + 0,25 • 0,969 + 0,25 • 0,636 + 0,25 • 0,588 = 0,623 ;

минская область

УЛП = 0,25 • 0,198 + 0,25 • 0,284 + 0,25 • 0,306 + 0,25 • 0,384 = 0,293 ;

брестская область

УЛП = 0,25 • 0,233 + 0,25 • 0,216 + 0,25 • 0,278 + 0,25 • 0,607 = 0,334 ;

витебская область

УЛП = 0,25 • 0,678 + 0,25 • 0,164 + 0,25 -0,511 + 0,25 • 0,747 = 0,525 ;

гомельская область

УЛП = 0,25 • 0,151 + 0,25 • 0,143 + 0,25 • 0,289 + 0,25 • 0,446 = 0,257 .

гродненская область

Установленные ранги уровня развития логистического потенциала областей республики представлены в таблице 2.

Таблица 2. - Ранг областей Республики Беларусь по уровню развития логистического потенциала

Показатель Область республики

Брестская Витебская Гомельская Гродненская Минская Могилевская

Ранг V III II VI I IV

Заключение. Таким образом, результаты расчетов показывают, что наиболее высокий уровень логистического потенциала областей представлен в Минской области (0,623), низкий - в Гродненской области (0,257). В силу этого первоочередными направлениями развития логистического потенциала Гродненской области являются:

1) улучшение промышленно-географического положения, т.е. развитие центров обрабатывающей промышленности и повышение эффективности их функционирования;

2) развитие научно-исследовательского потенциала трудовых ресурсов области;

3) повышение привлекательности и производительности труда в регионе;

4) осваивание западных рынков сбыта готовой продукции;

5) совершенствование транспортной инфраструктуры и замена покрытия автомобильных дорог на твердое покрытие для повышения качества оказания услуг по перевозке грузов и большей привлекательности автодорог области;

6) повышение объема перевозок грузов транспортными организациями области: использовать передовые технологии при перевозке грузов, развивать конкуренцию на транспорт, сформировать рынок конкурентоспособных транспортных услуг, развивать высокоскоростные автомобильные и железнодорожные магистрали, речной транспорт области;

7) рост численности населения: снижение смертности, рост рождаемости, создание благоприятных мер (окружающих условий) по снижению внутриреспубликанской и внешней миграции;

8) рост ВРП: рост объемов реализации и выпуска продукции, снижение затрат на рубль произведенной продукции, рост размера полученной прибыли от реализации продукции, работ, услуг, повышение инвестиционной привлекательности региона и размера инвестиций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гулягина, О.С. Экономическое содержание логистического потенциала цепей поставок / О.С. Гулягина // Вестн. науки и образования Северо-Запада России. - 2015. - № 2. - С. 10-19.

2. Кузнецова, Н.П. Логистический потенциал как фактор инновационной активности региона / Н.П. Кузнецова // Вестн. Орел ГИЭТ. - 2012. - № 1(19). - С. 73-80.

3. Петенко, И.В. Логистический потенциал коммерческого посредника / И.В. Петенко, С.М. Усиков // Научные труды Донецкого национального технического университета. Сер. экономическая: зб. наук. праць. - Вип. 80. - Донецьк : Дон НТУ, 2004. - С. 88-93.

4. Фрейдман, О.А. Анализ логистического потенциала региона / О.А. Фрейдман. - Иркутск : ИрГУПС. - 2013. - 164 с.

5. Романькова, Т. В. Методические аспекты оценки транзитного потенциала региона / Т.В. Романькова // Весн. Магшёу. дзярж. ун-та iмя А.А. Куляшова. Сер. D, Эканомжа, сацыялопя, права. - 2020. - № 1(55). - С. 20-23.

6. Никольский, И.В. Избранные труды / И.В. Никольский. - Смоленск : Ойкумена, 2009. - 332 с.

REFERENCES

1. Guljagina, O.S. (2015). Jekonomicheskoe soderzhanie logisticheskogo potencíala cepej postavok. Vestnik nauki i obrazovanija Severo-Zapada Rossii, (2), 10-19. (In Russ.).

2. Kuznecova, N.P. (2012). Logisticheskij potencial kak faktor innovacionnoj aktivnosti regiona. Vestnik Orel GIJeT, 1 (19),73-80. (In Russ.).

3. Petenko, I.V. & Usikov, S.M. (2004). Logisticheskij potencial kommercheskogo posrednika. Nauchnye trudy Doneckogo nacional'nogo tehnicheskogo universiteta. Ser.: jekonomicheskaja: zb. nauk. prac'. Donec'k. (Vol. 80), 88-93. (In Russ.).

4. Frejdman, O.A. (2013). Analiz logisticheskogopotenciala regiona. Irkutsk: IrGUPS. (In Russ.).

5. Roman'kova, T.V. (2020). Metodicheskie aspekty ocenki tranzitnogo potenciala regiona. VesnikMagiljoyskaga dzjarzhaynaga yniversitjeta imja A.A. Kuljashova. Seryja D. Jekanomika, sacyjalogija, prava. (1), 20-23. (In Russ.).

6. Nikol'skij, I.V. (2009). Izbrannye trudy. Smolensk: Ojkumena. (In Russ.).

Поступила 28.09.2021

METHODOLOGY FOR ASSESSING THE LOGISTIC POTENTIAL OF THE REGIONS OF THE REPUBLIC OF BELARUS

T. ROMANKOVA

The article provides a comparative analysis of the definitions of "logistics potential", considers the structure of the logistics potential of the region. The author proposes and substantiates the indicators for assessing each structural element of the logistics potential (spatial, transit, transport, personnel and storage). A methodology for assessing the logistics potential has been developed and its level has been calculated in the context of the regions of the Republic of Belarus. Based on the results of the calculations, the ranks of the regions of the republic for the development of logistics potential were established, which made it possible to develop the main directions for increasing the logistics potential of the Grodno region, which ranks last in the ranking of regions in terms of the development of logistics potential.

Keywords: logistics potential, structure, remoteness, region, share, warehouse, transport.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.