Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА'

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / образовательная деятельность / методика оценки качества высшего образования / процессный подход / ISO серии 9000 / аккредитационный мониторинг / higher education / educational activities / methods for assessing the quality of higher education / process approach / ISO 9000 series / accreditation monitoring

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долинина Ирина Геннадьевна, Селезнева Алевтина Владимировна

Актуальность исследования обусловлена современными тенденциями в оценке качества высшего образования и растущей конкуренции среди университетов России. Вопросы оценки качества высшего образования представлены в положениях государственных нормативных документов. Целью статьи является разработка интегративной, структурно-функциональной, индикативной, агрегирующей, алгоритмической, многокритериальной модели оценки качества и востребованности образовательной деятельности политехнического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR ASSESSING THE QUALITY OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF A POLYTECHNIC UNIVERSITY BASED ON A PROCESS APPROACH

The relevance of the study is due to modern trends in assessing the quality of higher education and growing competition among Russian universities. Issues of assessing the quality of higher education are presented in the provisions of state regulatory documents. The purpose of the article is to develop an integrative, structural-functional, indicative, aggregating, algorithmic, multi-criteria model for assessing the quality and relevance of the educational activities of a polytechnic university.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА»

otvetov? [Computer game disorder: more questions than answers?]. Social and Clinical Psychiatry - Social'naya i klinicheskaya psikhiatriya, 2021. Vol.31(1). pp. 90-95.

20. Paquin V., Ferrari M., Sekhon H., Rej S. Time to Think "Meta": A Critical Viewpoint on the Risks and Benefits of Virtual Worlds for Mental Health. JMIR Serious Games 2023;11:e43388.

21. Metavselennaya v Rossii [Metaverse in Russia]: https://метавселенная.рф (Accessed: 03.02.2023).

22. Taran V.N. Primenenie dopolnennoj realnosti v obuchenii [Application of augmented reality in teaching]. Problems of modern pedagogical education - Problemy' sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2018 (60-2). pp.333-337.

23. Batrakova I.S., Glubokova E.N., Pisareva S.A., Tryapicyna A.P. Izmeneniya pedagogicheskoj deyatel'nosti prepodavatelya vuza v usloviyax cifrovizacii obrazovaniya [Changes in the pedagogical activity of a university teacher in the conditions of digitalization of education]. Higher Education in Russia - Vy sshee obrazovanie v Rossii, 2021 (8-9). pp. 9-19.

24. Razvitie kadrovogo potenciala IT-otrasli [Development of human resources potential of IT-industry]. https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/1085/?utm_ referrer=https%3a%2f%2fsociocenter.info%2f (Accessed: 03.02.2023).

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА

Долинина Ирина Геннадьевна

Доктор педагогических наук, профессор кафедры, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (г. Пермь), e-mail: professor-dolinina@mail.ru

Селезнева Алевтина Владимировна

Старший преподаватель кафедры, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (г. Пермь), e-mail: seleznevaalya@mail.ru

DOI: 10.24412/2949-4524-2024-1-45-57

Аннотация:

Актуальность исследования обусловлена современными тенденциями в оценке качества высшего образования и растущей конкуренции среди университетов России. Вопросы оценки качества высшего образования представлены в положениях государственных нормативных документов. Целью статьи является разработка интегративной, структурно-функциональной, индикативной,

агрегирующей, алгоритмической, многокритериальной модели оценки качества и востребованности образовательной деятельности политехнического вуза.

.Ключевые слова: высшее образование, образовательная деятельность, методика оценки качества высшего образования, процессный подход, ISO серии 9000, аккредитационный мониторинг.

METHODOLOGY FOR ASSESSING THE QUALITY OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF A POLYTECHNIC UNIVERSITY BASED ON A PROCESS APPROACH

Dolinina Irina Gennadyevna

Doctor of Pedagogics, Professor of the Department, Perm National Research Polytechnic University (Perm), e-mail:professordolinina@mail.ru

Selezneva Alevtina Vladimirovna

Senior lecturer of the department, Perm National Research Polytechnic University (Perm), e-mail: seleznevaalya@mail.ru

DOI: 10.24412/2949-4524-2024-1-45-57 Annotation:

The relevance of the study is due to modern trends in assessing the quality of higher education and growing competition among Russian universities. Issues of assessing the quality of higher education are presented in the provisions of state regulatory documents. The purpose of the article is to develop an integrative, structural-functional, indicative, aggregating, algorithmic, multi-criteria model for assessing the quality and relevance of the educational activities of a polytechnic university.

Key words: higher education, educational activities, methods for assessing the quality of higher education, process approach, ISO 9000 series, accreditation monitoring.

Введение. Задачи повышения качества образования в университетах России существуют системно и требуют кардинально новых подходов к ее решению. В условиях глубинных факторов кризиса и необходимости учета рыночной экономики качество образования стало одним из главных инструментов в конкурентной борьбе университетов. Требования заинтересованных сторон в качественном высшем образовании постоянно меняются с учетом изменения внешних факторов. В связи с этим, университетскому сообществу, реализующему образовательные программы, приходится искать новые пути повышения качества своей деятельности, обеспечению оценки качества образования посвящено диссертационное исследование [1].

До недавнего времени во всем мире безоговорочно признавались

авторитетами по уровню качества образования такие университеты как МГУ, МФТИ, МГИМО, МАИ и пр. Но на сегодняшний день и этим и всем другим отечественным университетам предстоит конкурентная борьба, как между собой, так и между вузами мирового сообщества. Непосредственно самым важным критерием вхождения наших университетов в мировое образовательное пространство является качество обучения и уровень подготовленности выпускников, их способность к немедленному применению знаний в профессиональной деятельности. Однако долгая закрытость отечественной высшей школы в дорыночных отношениях повлияла на уровень фундаментальной подготовленности выпускников, что стало результатом низкой конкруентоспособности выпускников в условиях открытого общества. Государственный плановый подход к высшему образованию и отсутствие возможности влияния бизнеса на уровень и качество подготовленности выпускников сыграло с университетами злую шутку. С введением системы аккредитации и лицензирования программного содержания сделало высшее образование формально открытым и, по прежнему, недостаточно практико ориентированным, с точки зрения работодателей: им приходится «переучивать» еще вчерашних выпускников вузов под текущие потребности бизнеса [2].

Отечественная практика в области управления качеством в вузах чаще ориентируется на принципы, изложенные в международном стандарте ISO 9000:2015 и принципы Всеобщего управления качеством (TQM - total quality management) [3, 4]. Университеты применяют их в качестве стратегии для создания эффективного, действенного, гибкого, конкурентоспособного университета. Однако усилия по разработке комплексной модели превосходства в высшем образовании чаще всего реализуется через стандартную процедуру сертификации системы менеджмента качества (СМК) на соответствие требованиям международного (или национального) стандарта в области качества ISO 9001:2015 [5]. Один из основополагающих принципов менеджмента качества: процессный подход, который, заключается в реализации управления взаимодействующими процессами для повышения конкурентоспособности, удовлетворенности потребителей и постоянного совершенствования продукции (услуг), человеческих ресурсов, инфраструктуры и среды для функционирования процессов.

Управление качеством в ПНИПУ осуществляется в сфере оказания образовательной деятельности, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и других видов работ. Руководителем функциональной структуры управления качеством образования является проректор по образовательной деятельности - уполномоченный руководства по качеству, а также центр управления качеством образования (ЦУКО) и уполномоченные по качеству в основных подразделениях и на факультетах. Координационный совет по качеству организован с целью введения управляющих решений в области качества в деятельность университета. Главной особенностью структуры управления качеством образования является независимость ЦУКО,

что позволяет осуществлять независимый контроль результатов деятельности по планированию и организации всех процессов в образовательной деятельности. В целом управление качеством не сводится только лишь к контролю и проверкам: оно включает в себя организацию, обеспечение, мотивацию, планирование и анализ.

Одним из элементов управления качеством и способом воздействия является оценка качества образования. Оценивать качество трудно даже в материальном мире: требуются технические устройства - средства измерений, методики и ресурсы на поверку/калибровку и другие немаловажные факторы. Оценивать такое нематериальное явление, как - качество образования - уже само по себе вызывает множество вопросов: что оценивается? компетенции, процесс, результаты процесса, ценность образования? Тем не менее, оценивание качества необходимо для управления результатом образовательной деятельности.

Цель исследования. Качество, по-прежнему является жизненно важным компонентом для повышения конкурентоспособности вузов в современных условиях. Регулярный поиск единых подходов к трактованию данного понятия многих ученых, педагогов и неравнодушных лиц непременно сводится к пониманию качества образования как комплексной категории, явления, феномена, результата, системы, процесса, совокупности каких-либо показателей или характеристик.

Различные точки зрения на понятие качества образования в зависимости от контекста вкладывают свои уникальные смыслы, что приводит к запутыванию при ответе на данный вопрос. Кроме того, ни одно из определений не является достаточным и не удовлетворит всех работников системы образования и других заинтересованных лиц. В связи с этим, первый вопрос данной статьи - это уточнение понятия «качество высшего образования», как актуальной задачи педагогического исследования.

Авторы понимают под качеством образования - степень достижения комплексного показателя образовательной деятельности университета совокупностью дифференцированных характеристик: образовательная программа, научно-педагогические работники, материально-техническое обеспечение и социокультурная среда.

Оценивание качества высшего образования реализуемо в большей степени в рамках внутреннего контроля качества в университете и преследует цель - модернизацию образования в условиях риска. В соответствии с ФЗ № 273: «Образовательная организация может самостоятельно выбирать системы оценок, форму, порядок, периодичность проведения промежуточных аттестаций, предполагающей оценку индивидуальных образовательных достижений обучающихся вызов» [6]. В условиях постоянно возрастающей конкуренции среду вузов возникает необходимость изменения подходов к оценке качества образования: переход от оценки качества знаний, к оценке качества компетенций, уход от устаревающих материально-технических, учебно-методических составляющих образовательного процесса к актуальным передовым компонентам

с учетом современных потребностей обучающихся и преподавателей вуза.

Материал и методы исследования.

В отечественной и зарубежной практике регулярно осуществляется изучение вопросов оценки качества высшего образования через различные процедуры: государственная аккредитация образовательных программ, внешняя независимая оценка качества образования, профессионально-общественная аккредитация, внутренний аудит качества и пр. [7]. Система управления качеством образования предполагает наличие специализированных звеньев в структуре университета, осуществляющих аналитическую работу по мониторингу и анализу качества образовательной деятельности, обработке информации и разработке корректирующих действий и мероприятий по улучшению. Принципиально установить, что в данной статье рассматриваются и исследуются методы и средства оценки качества образовательной деятельности, а не образования как такового.

Оценивание должно производиться с точки зрения предъявляемых требований. В системе высшего образования существует несколько заинтересованных сторон, предъявляющих требования к университетам (рис. 1). Государство в лице Министерства науки и высшего образования предъявляет требования к подготовленности обучающихся в университете посредством федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) и через аккредитацию образовательных программ (ОП) разрешает осуществлять подготовку по данным стандартам.

иие

Рис. 1. Модель взаимодействия участников образовательной деятельности вуза

Также государство предоставляет право бизнесу осуществлять деятельность посредством выдачи лицензии и других правоустанавливающих документов и через выполнение требований профессиональных стандартов (ПС), которые определяют требования к конкретной должности. Университеты и бизнес находятся в партнерской связке, так как оба заинтересованы в конечном результате: выпускник - в идеале должен попасть в какой-либо сектор экономики к потенциальному работодателю. Посредством профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (которая является добровольным решением руководства в университете) работодатели участвуют в создании фундамента качества подготовленности обучающихся. Однако, на сегодняшний день не существует какого-либо стандарта (или иного документа), описывающего или предъявляющего требования бизнеса и университета по отношению к друг к другу, кроме ФГОС ВО. Данное противоречие рождает необходимость разработки системы обеспечения качества образовательной деятельности с непосредственным вовлечением представителей работодателя [8]. Частично эта функция вводится через некоторые нормативные документы, но является всеохватывающей. Так, через аккредитационные показатели (АП) качества образовательной программы, введенные в 2023 году в рамках аккредитационного мониторинга, предлагается оценить уровень соответствия по АП5: работники, участвующие в реализации ОП ВО, в т.ч. работники из числа руководителей и (или) работников организаций и (или) образовательных организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой ОП ВО (имеющие стаж работы в данной профессиональной области). При выполнении количественного критерия данного показателя образовательной программе присваивается 20 баллов, что является максимальным баллом среди других шести АП, что говорит о приоритетной важности данного показателя в рамках аккредитационного мониторинга среди других (на долю которых максимально присваивается 10 баллов).

Таким образом, разработанная нами модель оценки качества образовательной деятельности вуза отличается от существующих тем, что критерии оценки качества образования формируются с учетом следующих требований различных заинтересованных сторон:

Внешние требования:

- учредителя университета (Министерство науки и высшего образования): посредством реализации обязательных ФГОС ВО;

- работодателей (бизнес): посредством трехстороннего соглашения с местными органами власти и университетом и учета требований профессиональных стандартов во внутренних образовательных документах университета;

- органов по сертификации: посредством международных и национальных стандартов в области качества ISO 9001:2015/ ГОСТ Р ИСО 9001-2015;

- обучающихся и выпускников: посредством обратной связи по результатам мониторинга восприятия удовлетворенности качеством образования.

Внутренние требования:

- университета к системе менеджмента качества: посредством проведения внутренних аудитов соответствия процессов;

- преподавателей и других сотрудников: посредством обратной связи по результатам мониторинга восприятия удовлетворенности деятельностью университета в области качества.

В работе рассматриваются требования ФГОС ВО для бакалавриата, специалитета и магистратуры, т.к. в этих стандартах предъявляются единые требования к результатам образования (и разница - в наборе компетенций), к материально-техническому обеспечению образовательной программы, к профессорско-преподавательскому составу и к среде, в которой осуществляется образовательная деятельность. Особенно следует обратить внимание на понятие «среды». Под «средой» понимается как физическая, так и социокультурная среда университета, в которой осуществляется образование, как совокупность воспитания и обучения для достижения единой цели. Поэтому имеет смысл и актуальность говорить об оценивании с позиций четырех крайне важных характеристик, с учетом социокультурной компоненты, включающей в себя особенные исторические, культурные и общественные ценности, которые культивирует университет. Пермский национальный исследовательский политехнический университет является вузом с более чем полувековой историей, связанной с подготовкой инженерных кадров для промышленных предприятий края.

Оценивание является неотъемлемой функцией управления качеством для понимания его уровня и возможностей развития и повышения. Особенностью системы управления качеством образования в сравнении с общей системой управления университетом является наличие показателей качества и системы контроля и анализа их достижения. В связи с этим необходимо принятие нескольких принципов для построения технологии управления системой качества образовательной деятельности в вузе на основе процессного подхода:

1. Разработка унифицированного терминологического аппарата качества образовательной деятельности, позволяющего ввести сравнительный анализ уровня качества;

2. Формирование системы мониторинга качества образовательной деятельности на основе адекватных показателей качества и анализа его изменчивости в условиях риска;

3. Исследование и прогнозирование тенденций в изменении требований обучающихся и заинтересованных сторон.

Образовательная деятельность университета это совокупность факторов и характеристик, находящихся в постоянной и непрерывной взаимосвязи, нацеленных на один результат: удовлетворение потребностей заинтересованных сторон в необходимом и достаточном уровне качества высшего образования. Поскольку заинтересованных сторон несколько, то и потребности у них различные и только в определенных аспектах они сходятся. В связи с этим наиболее

валидным инструментом в оценке качества образовательной деятельности может послужить социометрический анализ, осуществляемый экспертным путем через ранжирование наиболее важных факторов качества образовательной деятельности и приведение их к единому комплексному показателю.

Результаты исследования и их обсуждение.

Качество образования как системы или процесса характеризуется множеством факторов: цель образования, потенциал образования, качество результатов образования (специалиста), в которые входят: госуправление образованием, и система управления качеством образования и образовательная программа и технологии образования и т.д. Концепция модернизации высшего образования предполагает создание интегрированной системы высшего образования на основе единых принципов и стандартов качества. Процесс образования в вузе нуждается в постоянном мониторинге для определения «слабых» звеньев и принятия управленческих решений. В связи с этим в вузах необходим мониторинг, как процесс оценки качества образовательной деятельности. Задача вузов на сегодняшний день: обеспечить образовательный процесс определенной системой, способной оценивать качество образовательной деятельности в условиях неопределенности (вероятности возникновения рисков).

На сегодняшний день высшее образование в РФ готовит выпускников к выходу в профессиональный мир для применения конкретных компетенций, сформированных в условиях реализации образовательной программы по ФГОС ВО (Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования) или СУОС (самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты университета) для удовлетворения потребностей отрасли [9]. Становясь одной из главных целей развития образования, качество (от лат. «qualitas») рассматривается в контексте многих понятий [10]. Качество высшего образования - это не просто один из насущных вопросов современной педагогики, но и значимая категория в современных документах об образовании.

Анализ научно-теоретической литературы по исследуемой проблеме позволил выделить основные тенденции преобразований системы оценки качества высшего образования как внутреннего процесса образовательной организации, целью которого является - повышение ее конкурентоспособности на основе мониторинга процесса «Управление образовательной деятельностью». На базе результатов оценочной деятельности следует проводить улучшение основных процессов, влияющих на качество образовательной услуги; коррекцию образовательных программ и содержания учебных дисциплин; развитие внутренней среды организации; регулирование взаимоотношений с потребителями образовательных услуг.

Изучение роли качества образовательного процесса является основным в структуре понятия качество образования. Образовательный процесс - более широкое понятие, чем только передачи знаний и умений от преподавателя обучающемуся. С точки зрения менеджмента высшего образования и с учетом принципов, изложенных в международных стандартах ISO серии 9000,

образовательная услуга - это сложная организационно-технологическая система, включающая в себя процесс управления образовательной услугой и результаты удовлетворенности потребителей, находящаяся под воздействием внутренних и внешних факторов, реализация которой обеспечивается механизмами управления материальными, физическими и человеческими ресурсами с учетом рисков. Из определения следует, что образовательная услуга включает в себя процесс и результаты, в связи с чем, качество услуги следует рассматривать применительно и к процессу, и к результатам образовательной деятельности.

Качество образовательной услуги вуза - совокупность характеристик составляющих его компонентов с точки зрения потребителей (обучающихся вузов) и заинтересованных сторон, неизменным ядром которого являются следующие составляющие качества: качество исходных характеристик абитуриента-качество результатов образования-качество процессов-качество среды-качество системы, которые пребывают в непрерывном движении и стремлении к развитию.

Для реализации запланированных целей в области качества на 2023 год в ФГАОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (ПНИПУ) было проведено исследование в виде социологического опроса. В опросе приняло участие более 40 экспертов, которые являются представителями управлений образовательного учреждения, деканы факультетов и заведующие кафедр. С помощью программы Google Forms был разработан вопросник по оценке важности составляющих образовательной деятельности вуза. Респондентам предлагалось оценить вклад каждой составляющей образовательной деятельности в общей совокупности. Данные представлены в виде столбчатых диаграмм, вид которых характерен для гистограммы нормального распределения Гаусса (рис. 1-4).

13 (31 %)

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Рис. 1. Гистограмма распределения оценок важности экспертов по характеристике «образовательная программа»

20

Рис. 2. Гистограмма распределения оценок важности экспертов по характеристике «научно-педагогические работники»

15

0 1 2 3 4 5 В 7 S 9 10

Рис. 3. Гистограмма распределения оценок важности экспертов по характеристике «материально-техническое обеспечение»

20

0 1 2345G7SS10

Рис. 4. Гистограмма распределения оценок важности экспертов по характеристике «социокультурная среда»

Исключив «грубые погрешности» из результатов, получим, средние оценки экспертов по всем четырем характеристикам качества образовательной деятельности, получим следующие весовые коэффициенты:

- образовательная программа - 0,27;

- научно-педагогические работники - 0,32;

- материально-техническое обеспечение - 0,23;

- социокультурная среда университета - 0,18.

Обсуждение и заключения. На сегодняшний день современные тенденции в организации оценки качества образования подчиняются вызовам общества в повышении уровня качества жизни населения. Происходит смена парадигмы от традиционного понимания сущности оценки образования к современным тенденциям: контрольно-оценочная деятельность должна смениться оценочно-аналитической деятельностью для обязательной трансляции результатов потребителям образовательных услуг. Результаты оценки качества образовательной деятельности вуза услуг - это аналитика («срез») - понимание того, где находится университет и куда следует направить усилия в достижении конкурентоспособности. Кроме того, изменяется предназначение оценки и уход от наказаний и сравнений к уточнению содержания образования и реализуемых методик; ресурсному направлению (обеспечение современными и нужными человеческими и физическими ресурсами); повышение квалификации и компетенции преподавателей.

Литература

1. Долинина И.Г. Система и структура методологии диссертационных исследований в профессиональной педагогике. //Гуманизация образования, 2023.- № 2.- С. 40-49.

2. Селезнева А.В., Иванов В.А. Особенности применения стандартов ISO в высших учебных заведениях // «Высшее образование сегодня». - 2013. - №8. - С. 39-42.

3. Джордж С., Ваймерскирх А. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях. (TQM). -СПб., «Виктория плюс», 2002 г. - 256 с.

4. Лапидус В.А., Рекшинский А.Н. Диалог консультанта с руководителем компании: О всеобщем качестве (TQM) и стандартах ИСО 9000 версии 2000 г. -Нижний Новгород: Приоритет, 2001. - 83 с.

5. ГОСТ Р ИСО 9001:2015 Основные положения и словарь. - М.: Стандартинформ, 2015. - 32 с.

6. Федеральный закон «об образовании в Российской Федерации» № 273 -ФЗ от 29.12.2012 г. С изменениями 2018 г. [Электронный ресурс.] - URL:http:// zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения:16.01.2024).

7. Процедуры оценки качества в Европейском высшем образовании (электронный ресурс). // Доклад № 5 Европейской сети обеспечения качества в высшем образовании. Режим доступа: http://www.see-ducoop.net/education in/pdf/ enqa-survey-oth-rsn-t02.pdf. (дата обращения: 16.01.2024г.)

8. Селезнева А.В. Структурно-компонентная модель социокультурной среды технического университета // Современные проблемы науки и образования, 2014, № 2. - URL: www.science-education.ru/pdf/2014/2/382. pdf .

9. Матушкин Н.Н. [и др.] Практика разработки и применения самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и программ высшего образования / // Высшее образование в России. - 2014. - № 6. - С. 5-13.

10.Гличев А.В. Качество, эффективность, нравственность. Учебное пособие. - М.: ООО «Премиум Инжиниринг», 2009. - 358 с.

References

1. Dolinina I.G. Sistema i struktura metodologii dissertacionnyh issledovanij v professional'noj pedagogike [System and structure of dissertation research methodology in professional pedagogy]. Gumanizacija obrazovanija, 2023. № 2. Pp. 40-49.

2. Selezneva A.V., Ivanov V.A. Osobennosti primenenija standartov ISO v vy-sshih uchebnyh zavedenijah [Features of the application of ISO standards in higher educational institutions]. «Vysshee obrazovanie segodnja». 2013. №8. Pp. 39-42.

3. Dzhordzh S., Vajmerskirh A. Vseobshhee upravlenie kachestvom: strategii i tehnologii, primenjaemye segodnja v samyh uspeshnyh kompanijah. (TQM) [Total quality management: strategies and technologies used today in the most successful companies. (TQM)]. SPb., «Viktorija pljus», 2002. 256 p.

4. Lapidus V.A., Rekshinskij A.N. Dialog konsul'tanta s rukovoditelem kompa-nii: O vseobshhem kachestve (TQM) i standartah ISO 9000 versii 2000 g. [Dialogue of a consultant with the head of the company: About total quality (TQM) and ISO 9000 standards, version 2000]. Nizhnij Novgorod: Prioritet, 2001, 83 p.

5. GOST R ISO 9001:2015 Osnovnye polozhenija i slovar' [GOST R ISO 9001:2015 Fundamentals and vocabulary]. Moscow: Standartinform, 2015. 32 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Federal'nyj zakon «ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» № 273 - FZ ot 29.12.2012 g. S izmenenijami 2018 g. [Federal Law "On Education in the Russian Federation" No. 273 - Federal Law of December 29, 2012. As amended in 2018]. URL:http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (data obrashhenija:16.01.2024).

7. Procedury ocenki kachestva v Evropejskom vysshem obrazovanii (jelektron-nyj resurs) [Procedures for quality assessment in European higher education (electronic resource)]. Doklad № 5 Evropejskoj seti obespechenija kachestva v vysshem obrazovanii. Rezhim dostupa: http://www.see-ducoop.net/education in/pdf/enqa-sur-vey-oth-rsn-t02.pdf. (data obrashhenija: 16.01.2024g.)

8. Selezneva A.V. Strukturno-komponentnaja model' sociokul'turnoj sredy teh-nicheskogo universiteta [Structural-component model of the sociocultural environment of a technical university]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2014, № 2. URL: www.science-education.ru/pdf/2014/2/382. pdf .

9. Matushkin N.N. [i dr.] Praktika razrabotki i primenenija samostojatel'no ustanavlivaemyh obrazovatel'nyh standartov i programm vysshego obrazovanija [Practice of development and application of independently established educational

standards and programs of higher education]. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2014. № 6. S. 5-13.

10. Glichev A.V. Kachestvo, jeffektivnost', nravstvennost'. Uchebnoe posobie [Quality, efficiency, morality. Tutorial]. Moscow: OOO «Premium Inzhiniring», 2009. 358 s.

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ОСОБЕННОСТЯМ СОЗДАНИЯ «ЗЕЛЕНЫХ КРЫШ» В УСЛОВИЯХ ГОРОДА СОЧИ

Попова Ольга Николаевна

Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail: cuttincuttin@yandex.ru

DOI: 10.24412/2949-4524-2024-1-57-63

Аннотация:

На современный момент с введением новых федеральных образовательных стандартов в образовательной системе происходят ощутимые изменения, предоставляющие большую свободу обучающимся в выборе индивидуальной образовательной программы, создаются новые возможности для творческой реализации личности. С учетом этого обучение студентов особенностям создания садов на крыши «зеленых крыш» имеет большое значение в плане получения новых компетенций учащихся.

Ключевые слова: обучение, компетенции, студенты, дизайн, сад на крыше, деревья, кустарники.

TRAINING STUDENTS IN THE FEATURES OF CREATING "GREEN ROOFS" IN THE CONDITIONS OF THE CITY OF SOCHI

Popova Olga Nikolaevna

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor of the Departament, International Innovative University (Sochi), e-mail: cuttincuttin@yandex.ru

DOI: 10.24412/2949-4524-2024-1-57-63

Annotation:

At the present moment with the introduction of new federal educational standards in the educational system there are tangible changes that provide more freedom to students in choosing an individual educational program, new opportunities for creative realization of personality are created. With this in mind, teaching students the features

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.