Научная статья на тему 'Методика оценки инновационного климата муниципального образования Республики Башкортостан'

Методика оценки инновационного климата муниципального образования Республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ КЛИМАТ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО КЛИМАТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валинурова Алсу Илюсовна, Казакова Оксана Борисовна

В статье предложен методический подход к оценке инновационного климата муниципальных образований, включающий систему оценочных показателей и бальную шкалу обработки статистической информации. Проведена апробация предложенного подхода на информационных массивах Республики Башкортостан, по результатам которой выделены группы муниципальных образований в зависимости от состояния инновационного климата и сформирован инновационный атлас Республики Башкортостан. Для каждой из выделенных групп разработаны рекомендации по улучшению состояния инновационного климата муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика оценки инновационного климата муниципального образования Республики Башкортостан»

Методика оценки инновационного климата муниципального образования Республики Башкортостан

Валинурова Алсу Илюсовна,

магистрант кафедры инновационной экономики ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» e-mail: alsu569@mail.ru Казакова Оксана Борисовна, д.э.н., проф. кафедры инновационной экономики ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» e-mail: kazakovaoxana@mail.ru

В статье предложен методический подход к оценке инновационного климата муниципальных образований, включающий систему оценочных показателей и бальную шкалу обработки статистической информации. Проведена апробация предложенного подхода на информационных массивах Республики Башкортостан, по результатам которой выделены группы муниципальных образований в зависимости от состояния инновационного климата и сформирован инновационный атлас Республики Башкортостан. Для каждой из выделенных групп разработаны рекомендации по улучшению состояния инновационного климата муниципальных образований.

Ключевые слова: инновационный климат, муниципальное образование, оценка инновационного климата муниципального образования.

Актуальность формирования благоприятного инновационного климата не вызывает сомнений: во-первых, достижение и сохранение Республикой Башкортостан места в первой десятке инновационно-активных субъектов Российской Федерации требует повышения конкурентоспособности экономики и обеспечения социального благополучия и качества жизни населения с сохранением духовно-нравственных ценностей, во-вторых, именно муниципальный уровень становится определяющим для осуществления инновационной деятельности и перехода экономики на инновационный тип развития.

В настоящее время существуют различные модели оценки инновационного климата на региональном уровне [1] [7], модели оценки инновационного климата предприятий [6], однако не выработано методики по оценке инновационного климата муниципального образования.

На основании изученных различных методик предлагается подход к оценке инновационного климата муниципального образования, основанный на учете факторов формирования инновационного климата.

Исходя из анализа структуры инновационного климата муниципального образования, в ходе проведенного исследования была сформирована система показателей, включающая в себя шесть факторов: инфраструктурное, кадровое, финансовое и материа-ло-техническое обеспечение, потребительский фактор, а также социально-экономическая среда. Система показателей, характеризующих выделенные факторы, сформирована на основе следующих принципов:

- минимальная существенная достаточность (данные показатели взяты за последнее десятилетие с 2004 по 2014 года для получения наиболее точных результатов);

- информационная доступность (выбранные показатели есть в статистических сборниках Республики Башкортостан).

Каждый фактор характеризуется различными показателями, отражающими состояние благоприятности инновационного климата муниципального образования с позиций осуществления инновационной деятельности в нем (рис. 1).

Поскольку показатели разноразмерные, то статистические данные необходимо обработать с помощью бальной системы, построенной на использовании шкалы порядка. Оценочная шкала была разработана по результатам проведенного анализа развития муниципальных образований и представлена в табл. 1.

Для учета различной степени влияния на инновационную активность в муниципальных образованиях каждому из используемых показателей присваивается весовой коэффициент, определяемый на основе метода расстановки приоритетов (табл. 2).

Оценку инновационного климата муниципального образования предлагается осуществлять на основе интегрального показателя, определяемого по формуле взвешенной средней арифметической (форм. 1):

^^ ^ значение _1_ показателя * весовой коэффициент / показателя

0

1

ю

5

г

5

сч

1Л £

Б

о

где ИК - показатель, характеризующий состояние инновационного климата муниципального образования.

Апробация модели оценки инновационного климата муниципальных образований была проведена на информационных массивах муниципальных образований Республики Башкортостан.

По результатам оценки МО были сформированы в пять групп: с высоким благоприятным инновационным климатом, с уровнем выше среднего, со средним, ниже среднего и низким, на основании которых разрабатывался инновационный атлас Республики Башкортостан (рис. 2).

Каждый уровень, в зависимости от значения интегрального показателя инновационного климата - от > 4 (темный) до < 1 (светлый) - окрашен в соответствующие цвета

По результатам исследования было выявлено, что в Республике Башкортостан отсутствуют муниципальные образования с низким и высоким уровнем инновационного климата, что, с одной стороны, можно рассматривать как положительный факт - формирование инновационного климата находится в стадии становления и в перспективе будет способствовать активизации инновационных процессов, а, с другой - как отрицательный, поскольку отсутствуют драйверы роста, лидеры, определяющие инновационную направленность вектора развития муниципальных образований.

Доля муниципальных образований с уровнем инновационного климата ниже среднего составляет 61,29% (38 районных центров и городских округов). Они характеризуются низким количеством, либо полным отсутствием инновационной инфраструктуры; низким финансированием инновационной деятельности (научных исследований); низкой осведомленностью населения об инновациях и инновационной деятельности; низкой численностью лю-

• Количество технопарков м Он Iнес-11нкубаторов ■ Площадь

зарегистрированных на территории МО промышленных и научных парков, бизнес -инкубаторов и т.д.

■ Численность насел синя

■ Уровень образования

■ Численность трудоспособного возраста ■Уровень миграции ■Доступность жилья

•Инвестиции в основной капитал "Доходы н расходы местного бюджета •Затраты на охрану окружающей среды

Финансово? обсспсчснио:

'Среднемесячная з\л работников

■ Количество отгруженных товаров собственного npoi пводетва

'Доля объектов, имеющих источники выбросов 'Число субъектов малого и с]н:дис1 о

предприми м ательства

Рис. 1. Факторы и показатели инновационного климата муниципальных образований

Таблица 1

Оценочная шкала для обработки статистических показателей

Показатели Оценка

0 1 2 3 4 5

Количество технопарков и инкубаторов бизнеса (на 100 км2 0 0,010,05 0,060,1 0.10.15 0,160,2 Более 0,2

площади, единиц)

S зарегист. на тер. МО. бизнес- 0 1-50 51-100 101- 500- Более

инкубаторов, пром. парков, 500 1000 1000

технопарков, науч. парков, ин. -

техн. центр, и иных объект., отн.

к инфрастр, поддержки суб. мал.

и сред, предпр. (на 100 малых и

средних компаний, км2)

Численность населения на 0-5 6-10 11-15 16-20 21-25 Более

единицу площади (человек на 25

км2)

Удельный вес населения с До 80 80-95 96-110 111- 126- Более

высшим образованием (на 1000 125 140 140

человек в возрасте 15 лет и более,

человек)

Число людей трудоспособного 500- 531-560 561- 591- 621- Более

возраста (на 1000 человек 530 590 620 650 650

населения.человек)

Уровень миграции, число Более 41-50 31-40 21-30 11-20 0-10

выбывших (на 1000 человек 50

населения, человек)

Уровень миграции, число 0-10 11-20 21-30 31-40 41-50 Более

прибывших (на 1000 человек 50

населения.человек)

Ввод в действие индивидуальных 0-3 4-7 8-11 12-15 16-19 Более

жилых домов на территории МО 20

(на 1 км" S территории, м")

Инвестиции в основной капитал 0-0,1 0.2-0,3 0,4-0,5 0,6- 0,8- Более

за счет средств муниципального 0,7 0,9 1

бюджета (на душу населения.

тысяча рублей)

Инвестиции в основной капитал. 0-5 5-10 10-15 15-20 20-30 Более

осуществляемые организациями, 30

находящимися па территории МО

(па душу населения, тысяча

рублей)

Доходы местного бюджета, До Ю 11-12 13-14 15-16 17-18 Более

включая безвозмездные 19

поступления (на душу населения, тысяч рублей)

Расходы местного бюджета (на До 10 11-12 13-14 15-16 17-18 Более

душу населения, тысяч рублей) 19

Продолжение табл. 1

Показатели Оценка

0 1 2 3 4 5

Текущие (эксплуатационные) 0-0,15 0,16-1 1,01- 1.51-2 2-3 Более

затрать» на охрану окружающей 1,5 3

среды. включая оплату услуг

природоохранного назначения(на

душу населения, тысяч рублей)

Стоимость основных фондов на 0-1,4 1,5-3 3,1-4,5 4,6-6 6,1-8 Более

конец года по полной учет ной 9

стоимости по коммерческим

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

организациям муниципальной

формы собствен нот и, тысяча

рублей (па 100 тыс.руб.

отгруженных товаров, тысяч рублей)

Стоимость основных фондов па 0-20 20-40 41-80 80- 120- Более

конец шда по полной учетной 120 200 200

стоимости но некоммерческим

организациям муниципальной

формы собственности, тысяча

рублей (на 100 тыс.руб.

отгруженных товаров, тысяч

рублей)

Отгружено товаров собственного 0-20 21-40 41-90 91- 141- Более

производства, выполнено работ и 140 200 200

услуг собственными силами, без

субъектов малого

предпринимательства (на душу

населения, тысяч рублей)

Среднемесячная заработная плата До 18600- 19600- 22100 23600 Более

работников организаций (тысяч 18500 19500 22000 - - 27000

рублей) 23500 27000

ДОЛЯ объектов, имеющих Более 21-28 13-20 9-12 5-8 0-4

стационарные источники 29

выбросов (единиц, в общем

количестве объектов)

Число субъектов малого и До 180 181-205 206- 231- 256- Выше

среднего предпринимательства 230 255 290 290

(на 10 тыс. человек населения,

единиц)

дей с научными степенями, а также численностью людей занятых исследованиями и разработками; отсутствием производства инновационных товаров.

Доля муниципальных образований со средним уровнем инновационного климата составляется 32,26% (20 районных центров и городских округов). Данный уровень отличается следующими признаками: неустойчивое финансирование инновационной деятельности, зарождение венчурного инвестирования; развитие имеющихся и открытие новых техно-парков, бизнес-инкубаторов и т.д.; численность организаций и численность персонала выполняющих

исследования и разработки не на желаемом уровне.

Доля муниципальных образований с уровнем инновационного климата выше среднего уровня составляет всего лишь 6,45% (четыре городских округа). Данный уровень имеет следующие характеристики: венчурное инвестирование на этапе развития; стабильное финансирование НИОКР; достаточное количество персонала занятого исследованиями и разработками; достаточное количество организаций выполняющих исследования и разработки; образование населения на желаемом выше среднего уровне; устойчивое развитие инновационной инфраструктуры.

Исходя из полученных результатов, в соответствии с уровнем инновационного климата муниципального образования, для развития инновационной деятельности в Республике Башкортостан предлагаются рекомендации, изложенные ниже.

Для муниципальных образований с благоприятным высоким инновационным климатом необходимо обеспечение дальнейшего устойчивого развития инновационной деятельности; усиление государственной поддержки инновационного бизнеса; обеспечение налаженного сотрудничества с иностранными инвесторами; выпуск высокотехнологичных, уникальных продуктов и товаров.

Для муниципальных образований с уровнем инновационного климата выше среднего необходимо: обеспечение развития венчурного инвестирования, привлечения иностранного капитала; обеспечение устойчивого финансирования НИОКР; дальнейшее предоставление благоприятных условий для персонала и организаций, занимающихся исследованиями и разработками; поддержка и усовершенствование созданной ранее инновационной инфраструктуры.

Для муниципальных образований со средним инновационным климатом необходимо: введение различных льготных программ для малого и среднего бизнеса; увеличение финансирования НИОКР, а также стимулирование инвестиций в НИОКР частного сектора; развитие венчурного инвестирования; создание и содержание технопарков, бизнес-инкубаторов, промышленных и научных парков, инновационно-технологических центров, технологических кластеров и иных объектов, относящихся к инфраструктуре поддержки инновационной деятельности; развитие научного, исследовательского потенциала; привлечение молодых сотрудников в научно-исследовательские институты (этого можно добиться путем обеспе-

© 3

Ю i

Г

5

сч

1Л £

Б

а

2 о

чения мобильности персонала, в ходе которого будут объединены ценные, «свежие», оригинальные знания внутри инновационной системы); обеспечить учет потребительского спроса (необходимо ориентировать научные знания, инновационные продукты и услуги на рынок и конечного потребителя, во избежание невостребованности рынком созданных технологий. Для этого проводить мониторинг рынка и потребителей, предоставить им участие в разработке приоритетных исследований).

Для муниципальных образований с уровнем инновационного климата ниже среднего необходимо сделать упор на финансировании НИОКР; строительство и развитие инновационной инфраструктуры; воспитание психологической восприимчивости населения к инновациям и инновационной деятельности, путем введения курсов лекций в средние и высшие учебные заведения; стимулирования желания населения к научным исследованиям, путем повышения зарплаты.

Для муниципальных образований с низким инновационным климатом необходимо:

- в первую очередь повысить уровень и качество образова-ния,развить научный и исследовательский потенциал. Одним из способов решения данной задачи являетсяувеличение заработной платы в данной области, по сравнению с зарплатой в среднем по экономике. Благодаря этому можно добиться ориентирования населения натакой вид деятельности, и избежать утечки уже имеющихся высококвалифицированных и профессиональных кадров в другие города, регионы, страны и т.д.; увеличение расходов бюджета на науку и образование; создание программ по обеспечению доступности бюджетного, льготного образования для социально-нуждающегося населения;

- введение налоговых льгот, а также различных льготных программ для малого и сред-

Таблица 2

Система показателей оценки инновационного климата муниципального образования

Фак'гар Показатели для оценки ПК МО РБ Нес. ко эф.

] Инфраструктурное обеспечение 1.1. Количество технопарков и инкубаторов бизнеса (на 100 км2 площади, единиц) 0,0748

1.2. Я зарегист. на тер. МО бизнес-инкубаТОрОВ, пром. парков, технопарков, науч. парков , шт.-техн. центр, и иных объект., отн. к инфраетр. поддержки суб. мал. и сред, прсдпр. (на 100 малых и средних компаний, км2) 0,0748

2. Кадровое обеспечение 2.1. Численность населения на единицу площади (человек на км2) 0,0277

2.2. Удельный вес населения с высшим образованием (на 1000 человек в возрасте 15 лет и более, человек) 0,0693

2.3. Число людей трудоспособного возраста (на 1000 человек населения, человек) 0,0693

2.4. Уровень миграции, число выбывших (па 1000 человек населения, человек) 0,0499

2.5. Уровень миграции, число прибывших (на 1000 человек населения, человек) 0,0499

2.6. Ввод в действие индивидуальных жилых домов на территории МО (на 100 км2 Я территории, м2) 0,0582

З.Фи нанео-вое обеспечение 3.1. Инвестиции в основной капитал за счет средств муниципального бюджета (па душу населения, тысяча рублей) 0,0554

3.2. Инвестиции в основной капитал, осуществляемые организациями, находящимися на территории МО (па душу населения, тысяча рублей) 0.0609

3.3. Доходы местного бюджета, включая безв озмездные поступления (па душу населения, тысяч рублей) 0,0693

3.4. Расходы местного бюджета (на душу населения, тысяч рублей) 0,0693

3.5. Текущие (эксплуатационные) затраты на охрану окружающей среды, включая оплату услуг природоохранное© назначения (надушу населения, тысяч рублей) 0,0166

4 Материало- техничеекое обеспечение 4.1. Стоимость основных фондов на конец года по полной учетной стоимости по коммерческим организациям муниципальной формы собственности, тысяча рублей (на 100 тыс.руб. отгруженных товаров, тысяч рублей) 0.0748

4.2. Стоимость основных фондов на конец года по полной учетной стоимости но некоммерческим организациям муниципальной формы собственности, тысяча рублей (на 100 тыс.руб. отгруженных товаров, тысяч рублей) 0.0748

него предпринимательства; обеспечить устойчивое инвестиционное обеспечение инновационной деятельности;

- обеспечение повышения материально-технической базы. Необходимо повышение основных фондов, т.к. от их объема зависит производственная мощность предприятия, техническая вооруженность труда, культурно-технический уровень населения и т.д.;

- создание и последующее развитие инновационной инфраструктуры.

Таким образом, применение предлагаемого подхода будет способствовать формированию благоприятного инновационного климата муниципального образования и региона, а также позволит ускорить инновационное развитие страны в целом.

Литература

1. Голова И.М. Методические подходы к оценке инновационного климата региона // Экономика региона. 2009. № 1. С.96-103.

№ Стадия жизненного цикла Нижняя граница Верхняя граница Примечание

1 Стадия реализации -25% +30% Границы допустимого отклонения от плановых показателей полученных на стадии инициации

2 Стадия внедрения -15 +20 Границы допустимого отклонения от плановых показателей полученных при обновлении ФЭМ по завершении стадии реализации

3 Стадия мониторинга эффективности {1 -ый год мониторинга) -10 + 15 Границы допустимого отклонения от плановых показателей полученных при обновлении ФЭМ по завершении стадии внедрения

4 Стадия мониторинга эффективности (начиная со 2-ого года мониторинга) -5 + 10 Границы допустимого отклонения от плановых показателей полученных при обновлении ФЭМ по завершении 1 -ого года мониторинга (каждый год п ФЭМ обновляется и сравнение план -факт происходит п к (п - 1)

Мечетпкнскин Р-н

|Б>;я окатанскнн р-н

Янаупъежнн

р -н Т э-тышишссик г р_-н Аосн некий

Нефт гкаысйРдпт i^KHCiotji р-н

Крас ноъшскин Ё~к млт гч ёв мкии АгщйлЕ р-н БураЕсхин Р-н

р-н Карандягьскнн

Илкшгьскнй даншкннехнн Р-н ДуЕгнский

Р-^Двд^йР^ 11НОКИ1Й1>-к Кнгнв^й F *

ГОДеЩЕНЕИНН >

ПТ - Р" нКушн ар енкс ьикжн

_ Бузд.тдсЕИН Р-н П-Нуфа ТукиазннсюшРтт . Ая* ангельский

р.н Чнжмнкскки Н р_И „

р„ -_______Г .р-н v у чалннеккк р-н

иктя&рбсЕнн Кар^агкалмгасн

Дщлщщцщв' P"H -IT

ВДпеБвеЗоэЗГ S'h Бет:средкий Р-Н

Asp™™

I афуиж

EfwexeeBCtmiP*?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

р-н АПЬЩ!

Бнжбугсягамй Стгрлнтамак

Ь 5цГкН ИС ЕЖИ1 ^ ЛрХН'i bu К M&jfic кнй

Сгарлнв&йвсжнк ¿¿^ " Федоров с к кн j,

BvpiiKCKHH Е " Р-н

lii^IglCKHK

АбэелютоЕскнй р-н

Кумкиа^ „ С? вдтарчкнеккн

рлторг зли в ciatrf р-н р-В

Баймажскки р-н Сиодй

Зючирскнк р-н

3 нане си некий ХанбутШиксшн р-н Р-н

Рис.2. Инновационный атлас муниципальных образований Республики Башкортостан

2. Казакова О.Б. Оценка конкурентоспособности муниципальных образований // Муниципальная власть в современном мире: поиск ответов на вы-

зовы времени: материалы Меж-дунар. научн.-практ. конференции: в 2т. / ред. кол.: С.Н. Лаврентьев [и др.]. - Уфа: БАГСУ, 2013. - Т.2 (с. 81-86)

3. Казакова О.Б., Кузьминых Н.А. Оценка эффективности инновационного развития: учебное пособие / О.Б. Казакова,

H.А. Кузьминых. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. - 88 с.

4. Кузьминых Н.А. Формирование и оценка инновационного климата // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. № 4. С. 132-135.

5. Кузьминых Н.А. Методические подходы к оценке уровня инновационного развития социально- экономических систем: преимущества и недостатки // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2011. № 2. С. 3034.

6. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 448 с.: ил. - (Серия «учебник для вузов»).

7. Гончарова А.А. Оценка состояния инновационного климата как структурной составляющей инновационной среды региона (на примере ульяновской области) // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 30. С. 20-25.

Method of assessment of innovative climate municipalities of the Republic of Bashkortostan Valinurova A.I., Kazakova O.B. In the article the methodical approach to assessing the innovative climate of municipalities, including a system of benchmarks and points-scale processing of statistical information. Conducted testing of the proposed approach on data mining of the Republic of Bashkortostan, the results of which selected groups of municipalities depending on the state of innovation climate and innovation generated the Atlas of the Republic of Bashkortostan. For each of the groups developed

recommendations for improving the state of innovation climate municipalities:. Keywords: innovative climate, municipal unit, assessment innovation climate of the municipality.

References

I. I.M's head. Methodical approaches to an assessment of innovative climate of the region//region Economy. 2009. No. 1. Page 96-103.

2. Kazakova O. B. An assessment of competitiveness of municipalities/ /Municipal authority in the modern world: search of answers to time calls: materials Mezhdunar. научн. - практ. conferences: in 2 t. / edition stake.: S. N. Lavrentyev [etc.]. - Ufa:

О

3

Ю

5

r

5

BAGSU, 2013. - T.2 (page 81-86)

3. Kazakova O. B., Kuzminykh N. A Assessment of efficiency of innovative development: manual / O. B. Kazakova N. A Kuzminykh. -Ufa: RITS BASHGU, 2015. - 88 pages.

4. Kuzminykh N. A Formation and assessment of innovative climate/ /Humanitarian and social and economic sciences. 2013. No. 4. Page 132-135.

5. Kuzminykh N. A Methodical approaches to an assessment of level of innovative development of social economic systems: advantages and shortcomings// Intelligence. Innovations. Investments. 2011. No. 2. Page 3034.

6. Fatkhutdinov R. A Innovative management: The textbook for higher education institutions. 6th prod. - SPb.: St. Petersburg, 2008.

- 448 pages: silt. - ("Textbook for higher education institutions" series).

7. Goncharova AA An assessment of a condition of innovative climate as a structural component of the innovative environment of the region (on the example of the Ulyanovsk region)//Regional economy: theory and practice. 2013. No. 30. Page 2025.

СЧ

in £

6

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.