Оригинальная статья
УДК 338.984:658.51 © А.И. Каинов, И.Д. Трофимова, Т.А. Коркина, С.И. Захаров, 2023
Методика оценки и планирования эффективности функционирования горнотранспортного комплекса угольного разреза
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2023-5-55-60
В статье рассмотрены актуальные задачи повышения эффективности функционирования горнотранспортного комплекса угольного разреза. Представлен методический подход, учитывающий целевую, резервообразующую и субъектную характеристики эффективности. Приведен понятийный аппарат исследования и предложены дополнения к определению терминов - горнотранспортного комплекса и эффективности его функционирования. Предложены авторские показатели эффективности функционирования горнотранспортного комплекса: коэффициенты эффективности работы оборудования и эффективности труда. Приоритетность мероприятий по повышению эффективности функционирования горнотранспортного комплекса предложено определять с помощью матрицы, учитывающей размер экономического эффекта и уровень использования потенциала оборудования. Описаны результаты применения методики, достигнутые в АО «Разрез Тугнуйский». Ключевые слова:угольный разрез, эффективность, планирование, горнотранспортный комплекс. Для цитирования: Методика оценки и планирования эффективности функционирования горнотранспортного комплекса угольного разреза / А.И. Каинов, И.Д. Трофимова, Т.А. Коркина и др. // Уголь. 2023. № 5. С. 55-60. 001: 10.18796/0041-5790-2023-5-55-60.
введение
Обновление и модернизация оборудования, проводимые последние три десятилетия на угольных разрезах [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8], характеризуются увеличением его единичной производственной мощности и производительности. По оценкам специалистов, за 30 лет средняя вместимость ковша экскаваторов, используемых на отечественных угольных разрезах, выросла в два раза [9].
Повышение единичной производственной мощности экскаваторов приводит к необходимости адекватного изменения мощности всего оборудования, входящего в горнотранспортный комплекс, - автосамосвалов и буровых станков [10]. Например, по данным компании АО «СУЭК», средняя грузоподъем-
каинов а.и.
Канд. техн. наук,
генеральный директор АО «Разрез Тугнуйский», 671353, п. Саган-Нур, Республика Бурятия, Россия, e-mail: [email protected]
трофимова и.д.
Канд. экон. наук,
начальник планово-экономического отдела АО «Разрез Тугнуйский»,
671353, п. Саган-Нур, Республика Бурятия, Россия, e-mail: [email protected]
коркина т.а.
Доктор экон. наук, профессор ФГБОУ ВО «ЧелГУ», профессор ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)», 454001, г. Челябинск, Россия, e-mail: [email protected]
ЗАХАРОВ с.и.
Канд. экон. наук, заведующий лабораторией организации и оплаты труда НИИОГР, 454048, г. Челябинск, Россия, e-mail: [email protected]
ность автосамосвалов за период с 2006 по 2014 г. увеличилась более чем в два раза. В последующие годы эта тенденция продолжилась вследствие создания горнотранспортных комплексов, включающих мощные вскрышные экскаваторы и автосамосвалы грузоподъемностью 220 т [11].
Также наблюдается тенденция роста цен на оборудование, темпы которого превышают инфляцию. Например, стоимость автосамосвалов грузоподъемностью 220 т выросла за 2008-2022 гг. в номинальном выражении в 4,7 раза, в реальном - в 2,3 раза. Индекс инфляции за это время составил 195%.
В то же время сравнение стоимости и производительности экскаваторов с различной единичной мощностью показывает, что при увеличении мощности цена растет более высокими темпами, чем производительность. И эта тенденция сохраняется с течением времени.
При таких тенденциях увеличение единичной производственной мощности оборудования приводит к опережающему росту экономических потерь от простоев и непроизводительной работы. Так, например, проведенные расчеты показали, что потери от одного часа простоя экскаватора с вместимостью ковша 41,3 куб. м в среднем в 8,2 раза больше, чем у экскаватора с вместимостью ковша 9 куб. м.
Указанные процессы характерны и для горнодобывающих предприятий, что проявляется в тенденции ускорения темпов снижения фондоотдачи: по данным Росстата [12], на предприятиях в сфере добычи полезных ископаемых за период с 2009 по 2014 г. среднегодовой темп снижения составил 97%, а в 2015-2021 гг. - 94% [13].
Такая ситуация приводит к необходимости поиска резервов снижения затрат на функционирование горнотранспортного комплекса с целью повышения получаемого эффекта от приобретенного высокопроизводительного оборудования, а также повышения операционной эффективности предприятия в целом на основе совершенствования планирования эффективности процесса функционирования горнотранспортного комплекса.
методический подход
Основываясь на комплексном теоретико-методическом подходе, учитывающем целевую, резервообразующую и субъектную характеристики, под эффективностью функционирования ГТК предлагается понимать соотношение результативной и затратной составляющих этого процесса, характеризующее степень использования труда персонала и потенциала оборудования относительно целевых конкурентных позиций предприятия и учитывающее экономические интересы субъектов - собственников и работников [14].
Для определения содержания и оценки эффективности функционирования такого объекта управления, как горнотранспортный комплекс предприятия, следует учитывать ряд его особенностей. Под горнотранспортным комплексом (ГТК) в данной статье понимается технологически связанная совокупность горных и транспортных машин, управляемых закрепленным за ними персоналом, осуществляющим производственный процесс на горном предприятии для удовлетворения интересов субъектов предприятия.
Для планирования эффективности функционирования ГТК требуется применение показателей, учитывающих особенности деятельности угольного разреза и интересы его субъектов - собственников и работников.
Исходными методическими положениями были приняты следующие требования к показателям эффективности функционирования ГТК:
- предназначены для обеспечения руководителей угольного разреза и производственных подразделений управленческим инструментарием по организации деятельности, направленной на повышение эффективности функционирования ГТК для удовлетворения экономических интересов ключевых субъектов предприятия (собственник, работник);
- позволяют учитывать изменение эффективности функционирования ГТК, включая результативную и затратную составляющие;
- обеспечивают возможность сравнивать между собой эффективность различного оборудования, входящего в ГТК;
- учитывают организационно-технологические особенности функционирования ГТК угольного разреза.
Исходя из сфо рмул ированных методи ческих положен и й, в качестве показателей эффективности функционирования ГТК предложено использовать коэффициенты эффективности работы оборудования и эффективности труда.
Для расчета коэффициента эффективности работы оборудования целесообразно использовать показатель «функциональное время работы», определяемый как время выполнения оборудованием производственной функции при рациональных организационных и технологических параметрах (1) [15].
Функциональное время работы:
ГФ =
вф_
етехн час
(1)
где Qф - объемы бурения, экскавации, транспортировки, м, м3, т; - технологически возможная часовая производительность, м/ч, м3/ч, т/ч.
Расчет технологически возможной часовой производительности осуществляется по формуле:
теш =3600
~час гр (пм.бурХкХгрузопУ
(2)
где 3600 - количество секунд в часе, Тц - технологически возможная продолжительность цикла работы, с; Е(пМбур)(к)(гру3оП)- единичная мощность оборудования - объем работ, выполняемых за один цикл (скорость бурения, м; вместимость ковша, куб. м; грузоподъемность, т).
Фактические значения коэффициента эффективности труда по каждой единице оборудования (^Эт1.) предлагается определять по формуле:
-
ФОТ,. Т . ,
рв I
(3)
где ФОТ. - фонд оплаты труда работников на /-том оборудовании, руб.; Грв!- - фонд времени, отработанный работниками на /'-том оборудовании, чел.-ч; / - оборудование: буровой станок, экскаватор, автосамосвал.
Среднее значение коэффициента эффективности труда по всем единицам оборудования за определенный период (Кэтс) рассчитывается как соотношение среднего фонда оплаты труда работников, занятых на данном оборудовании и среднего фактического фонда времени, отработанного работниками на оборудовании.
Расчет эффективности функционирования оборудования по каждой единице оборудования (КэоО проводится по следующей формуле:
г^прив
(4)
(5)
где Т'макс- максимально технологически возможное функциональное время; З^1- затраты на эталонный объем работы.
Затем для определения уровня конкурентоспособности предприятия по себестоимости рассчитывается коэффициент конкурентоспособности (Ккс):
С
У тн угля предприятия ,г,
АкС ----, (6)
тн угля заруб
где Стнугляпредпрюп.ия - себестоимость единицы продукции предприятия; Сшугл15ЗД(5 - себестоимость единицы продукции зарубежных угольных разрезов (без учета накладных расходов).
Расчет удельной себестоимости по процессу функционирования горнотранспортного комплекса осуществляется по каждому виду оборудования:
С - —
(7)
где З - затраты по процессу функционирования определенного вида горнотранспортного оборудования, руб.
Затраты на эталонный объем работ парка горнотранспортного оборудования определенного вида рассчитываются по формуле:
парка
-*3 +3
пер 1 пост
(8)
где <2эт - эталонный объем работ парка горнотранспортного оборудования:
. у-гтехн
" макс
*а
,техн час '
(9)
где Гф(. - функциональное время работы /-той единицы оборудования, маш.-ч.; з^"™- затраты на /-тую единицу определенного вида оборудования, приведенные к минимальной производственной мощности оборудования данного вида на предприятии, тыс. руб. Использование приведенных затрат объясняется тем, что на угольных разрезах, как правило, применяется разнотипное оборудование, имеющее различную единичную производственную мощность.
Среднее значение коэффициента эффективности работы оборудования рассчитывается как отношение среднего функционального времени по всем единицам оборудования к средним приведенным затратам.
Этап определения целевых показателей начинается с расчета эталонного значения коэффициента эффективности работы оборудования (К ):
где Зпер - переменные затраты на функционирование гор-нотра нспортно го оборудова ния; Зпост - постоя нные затраты на функционирование горнотранспортного оборудования.
Удельная себестоимость при эталонном объеме работ по процессу функционирования горнотранспортного оборудования рассчитывается по формуле:
3"
УДЭТ
(10)
Порядок определения целевых значений коэффициентов эффективности аналогичен расчету эталонных значений, но за основу для расчетов используется не максимально возможное технологическое время работы оборудования, а выбранные руководством для обеспечения конкурентоспособного уровня значения функционального времени работы.
Траекторию целевых значений коэффициентов эффективности работы оборудования и труда рекомендуется определять на период от 1 года до 10 лет, принимая эталонное значение в качестве максимально возможного.
Целевое значение коэффициента эффективности труда:
ФОТ .
у- __Щ_
этц/ ~~ _ ' РВЕ/'
(11)
где ФОТц. - фонд оплаты труда работников, занятых на оборудовании при достижении целевых значений функционального времени работы в .-ый планируемый период времени, руб.; Трвр;. - фонд времени, отработанный работниками на оборудовании при рациональной их численности, чел.-ч.
Целевое значение коэффициента эффективности оборудования:
К^ —
>у_,
пприв оцу
(12)
где ГфЦ/. - целевое (конкурентоспособное) функциональное время работы оборудования в .-ый планируемый период времени, маш.-ч.; 3^™ - приведенные затраты по оборудованию при целевом значении функционального времени работы, тыс. руб.
Приоритетность мероприятий по повышению эффективности функционирования горнотранспортного комплекса предлагается определять с помощью матрицы, учитывающей размер экономического эффекта и уровень использования потенциала оборудования (см. рисунок).
При этом экономический эффект рассчитывается по формуле:
Э-Рудф-Зудц)*7*^
(13)
где Зф и З - фактические и целевые удельные затраты на один функциональный час работы оборудования, руб/маш.-ч.; Гф - фактическое функциональное время работы оборудования, маш.-ч.
открытые работы
Экономический эффект, тыс. руб.
90000 80000 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 0
0,0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0
коэффициент использования потенциала оборудования
_ Последовательность разработки мер по совершенствованию функционирования
оборудования в этих областях
Матрица распределения оборудования по уровню использования потенциала и экономическому эффекту
Matrix of equipment distribution by the level of potential use and economic effect
шения условий осуществления технологического процесса;
- снизить затраты на функционирование горнотранспортного оборудования путем оптимизации и адаптации к горнотехнологическим условиям предприятия норм расхода МТР, повышения энергоэффективности основных технологических процессов, осуществления импортозамеще-ния дорогостоящих МТР, узлов и агрегатов;
- повысить рациональность расходования ФОТ посредством вовлечения работников в процесс совершенствования эксплуатации и обслуживания оборудования.
Для эффективного осуществления выбранных мер целесообразно применение методологии проектного управления.
Область 1 в матрице характеризуется низким использованием потенциала оборудования и высокими затратами на его функционирование. Поэтому мероприятия, направленные на повышение эффективности функционирования оборудования, попавшего в эту область, имеют, как правило, наибольший экономический эффект, и их целесообразно реализовывать в первую очередь. Далее следует уделить внимание оборудованию, находящемуся в области 2 - с относительно высоким уровнем использования потенциала и с высокими затратами, то есть для оборудования в этой области необходимо запланировать прежде всего меры по снижению затрат. В области 3 находится оборудование с низким уровнем использования потенциала и с низким уровнем затрат, следовательно, при планировании эффективности его функционирования требуется предусмотреть меры по увеличению функционального времени работы. В области 4 находится наиболее эффективное оборудование.
практическая реализация
Применение описанной выше методики в процессе планирования на угольном разрезе начинается с определения траектории повышения эффективности процесса эксплуатации горнотранспортного оборудования исходя из целевых показателей коэффициента эффективности труда (Кэтц) и эффективности работы оборудования (К ).
Для разработки мер по достижению целевых значений эффективности функционирования горнотранспортного комплекса проводится выявление показателей процесса эксплуатации, которые не соответствуют эталонным значениям и анализ причин низкого уровня использования потенциала конкретных единиц оборудования.
Далее выбираются меры, направленные на реализацию траектории, которые позволят:
- повысить функциональное время работы оборудования путем снижения аварийных простоев на основе ТО и ТР согласно графикам и стандартам и организации улуч-
результаты применения методики
Применение методики позволило выявить, что резервы повышения эффективности функционирования оборудования, определяемые как соотношение эталонных и фактических значений предложенных показателей, для автосамосвалов достигают 11 раз, для экскаваторов - 4,2 раза, для буровых станков - 3,2 раза. Эффективность труда при достижении эталонных значений повысится по персоналу, занятому на автосамосвалах, в 1,2 раза, на экскаваторах - в 1,9 раза, на буровых станках - в 3,3 раза [14].
выводы
1. Выявлена тенденция, характерная для угольных разрезов, заключающаяся в повышении единичной производственной мощности оборудования, что обусловливает рост как экономических выгод, так и потерь из-за простоев и непроизводительной работы.
2. Разработан методический подход к оценке эффективности функционирования горнотранспортного комплекса с применением показателей, учитывающих экономические интересы собственников и работников угольного разреза:
- коэффициент эффективности функционирования ГТК с позиции экономических интересов собственника, который характеризует количество функциональных часов работы оборудования, приходящихся на тысячу рублей затрат на его функционирование;
- коэффициент эффективности труда с позиции экономических интересов персонала, отражающий полезность использования рабочего времени для работников, а именно - среднечасовую заработную плату персонала, занятого на этом оборудовании.
3. Использование этих показателей позволило выявить значительные резервы повышения эффективности функционирования ГТК, определить траекторию и разработать практические рекомендации по ее повышению.
Список литературы
1. Повышение эффективности использования автосамосвалов в условиях карьеров на открытых горных работах / С.Е. Гавришев, А.Д. Кольга, И.А. Пыталев и др. // Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле. 2019. № 3. С. 161-170.
2. Жунда С.В. Организация обеспечения безопасности производственных процессов угольного разреза в условиях увеличения мощности горнотранспортного оборудования: диссертация ... кандидата технических наук: 05.02.22 / Жунда Сергей Валерьевич; [Место защиты: Ин-т горн. дела УрО РАН]. Екатеринбург, 2019. 192 с.
3. Шмидт А.В., Костарев А.С. Разработка стратегии инновационного развития угледобывающего производственного объединения в условиях смены технологических укладов // Уголь. 2022. № 3. С. 61-67. DOI: 10.18796/0041-5790-2022-3-61-67.
4. Gruenhagen J.H., Parker R. Factors driving or impeding the diffusion and adoption of innovation in mining: A systematic review of the literature // Resources policy. 2020. Vol. 65. P. 101540.
5. Humphreys D. Mining productivity and the fourth industrial revolution // Mineral Economics. 2020. Vol. 33. No 1. С. 115-125.
6. Improvement ofthe Global Efficiency of Mining Equipment Through Total Productive Maintenance - TPM / O. Lama, J. Alayo, E. Aparicio et al. / International Conference on Applied Human Factors and Ergonomics. Springer, Cham, 2021. P. 336-344.
7. Loow J., Abrahamsson L., Johansson J. Mining 4.0 - The impact of new technology from a work place perspective // Mining, Metallurgy & Exploration. 2019. Vol. 36. No 4. P. 701-707.
8. Mohammadi M., Rai P., Gupta S. Performance measurement of mining equipment // International Journal of Emerging Technology and Advanced Engineering. 2015. Vol. 5. No 7. P. 240-248.
9. Каплан А.В. Управление социально-экономическим развитием горнодобывающего предприятия. М.: Экономика, 2015. 270 с.
10. Каинов А И. Обоснование способов и показателей концентрации горных работ на угольных разрезах с большегрузным автомобильным транспортом: диссертация ... кандидата технических наук: 25.00.22 / Каинов Александр Иванович; [Место защиты: Магнитог. гос. техн. ун-т им. Г.И. Носова]. Челябинск, 2015. 162 с.
11. Артемьев В.Б. АО «СУЭК» в 2018 году - прогрессивные технологии и инновации на службе производства // Уголь. 2019. № 3. С.4-12. DOI: 10.18796/0041-5790-2019-3-4-12.
12. Технологическое развитие отраслей экономики // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/ folder/11189 (дата обращения: 15.04.2023).
13. Трофимова И.Д. Актуальные задачи повышения эффективности использования горнотранспортного оборудования на угольном разрезе // Челябинский гуманитарий. 2019. № 4. С. 19-26.
14. Трофимова И.Д. Организационно-экономический механизм планирования эффективности функционирования горнотранспортного комплекса угольного разреза: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Трофимова Ирина Дмитриевна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе»]. М., 2022. 25 с.
15. Опыт и результаты повышения производительного времени работы подготовительного забоя на шахте «Северная» / А.И. Добровольский, Г.Л. Феофанов, С.Т. Руденко и др. // Уголь. 2020. № 8. С. 82-86. DOI: 10.18796/0041-5790-2020-8-82-86.
SURFACE MINING
Original Paper
UDC 338.984:658.51 © A.I. Kainov, I.D. Trofimova, T.A. Korkina, S.I. Zakharov, 2023
ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2023, № 5, pp. 55-60
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2023-5-55-60
Title
METHODOLOGY FOR ASSESSING AND PLANNING THE EFFICIENCY OF THE MINING AND TRANSPORTATION COMPLEX FUNCTIONING AT THE OPENPIT COAL MINE
Authors
Kainov A.I.1, Trofimova I.D.1, Korkina T.A.2,4, Zakharov S.I.3
' «Razrez Tugnuysky» JSC, Sagan-Nour, Republic of Buryatia, 671353, Russian Federation
2 Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, 454001, Russian Federation
3 Institute of Efficiency and Safety of Mining Production, («NIIOGR» LLC), Chelyabinsk 454048, Russian Federation
4 South Ural State University (national research university), Chelyabinsk, 454080, Russian Federation
Authors Information
Kainov A.I., Candidate of Sciences (Technology), General Director, e-mail: [email protected]
Trofimova I.D., Candidate of Sciences (Economics), Head of Planning and Economic Department, e-mail: [email protected] Korkina T.A., Doctor of Sciences (Economics), Associate Professor, Professor at the Department of State and Municipal Administration, Professor at the Department of managment, e-mail: [email protected] Zakharov S.I., Candidate of Sciences (Economics), Head of the Labor Organization and Remuneration Laboratory, e-mail: [email protected]
Abstract
The article discusses the urgent tasks of improving the efficiency of mining transport system in a coal strip mine. A methodical approach is pre-
sented, which accounts for the target, reserve-forming and subjective characteristics of efficiency. The conceptual framework of the research is provided and additions are offered to the definition of the following terms: the mining transport system and efficiency of its operation. The authors propose the following efficiency indicators for operation of the mining transport system, i.e. the equipment efficiency factors and the labour efficiency factors. It is offered to determine the priority of measures aimed at improving the operating efficiency of a mining transport system using a matrix, which takes into account the economic effect and the utilization level of the equipment potential. The results of applying this methodology as achieved in by the Tugnuysky strip mine are described.
Keywords
Coal strip mine, Efficiency, Planning, Mining transport system.
открытые работы
References
1. Gavrishev S.E., Kolga A.D., Pytalev I .A. et al. Increasing the efficiency of dump truck application in open-pit mining. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. NaukioZemle, 2019, (3), pp. 161-170. (In Russ.).
2. Zhunda S.V. Management of production process safety in a coal strip mine in conditions of increased capacity of mining and transport equipment. Cand. eng. sci. diss. 05.02.22 / Zhunda Sergey Valerievich; [Place of viva examination: Institute of Mining, the Urals Branch of the Russian Academy of Sciences], Yekaterinburg, 2019, 192 p. (In Russ.).
3. Shmidt A.V. & Kostarev A.S. Development of a strategy for the innovative development of a coal-mining production association under technological paradigms change conditions. Ugol, 2022, (3), pp. 61-67. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-2022-3-61-67.
4. Gruenhagen J.H. & Parker R. Factors driving or impeding the diffusion and adoption of innovation in mining: A systematic review of the literature. Resources policy, 2020, (65), pp. 101540.
5. Humphreys D. Mining productivity and the fourth industrial revolution. Mineral Economics, 2020, Vol. 33, (1), pp. 115-125.
6. Lama O., Alayo J., Aparicio E. & Nunura C. Improvement of the Global Efficiency of Mining Equipment Through Total Productive Maintenance -TPM. International Conference on Applied Human Factors and Ergonomics. Springer, Cham, 2021, pp. 336-344.
7. Loow J., Abrahamsson L. & Johansson J. Mining 4.0 - The impact of new technology from a work place perspective. Mining, Metallurgy & Exploration, 2019, Vol. 36, (4), pp. 701-707.
8. Mohammadi M., Rai P. & Gupta S. Performance measurement of mining equipment. International Journal of Emerging Technology and Advanced Engineering, 2015, Vol. 5, (7), pp. 240-248.
9. Kaplan A.V. Managing social and economic development of a mining company. Moscow, Ekonomika Publ., 2015, 270 p. (In Russ.).
10. Kainov A.I. Justification of methods and indicators of concentration of mining operations in coal mines with heavy trucks. Cand. eng. sci. diss. 25.00.22 /
Kainov Aleksandr Ivanovich; [Place of viva examination: Nosov Magnitogorsk State Technical University], Chelyabinsk, 2015, 162 p. (In Russ.).
11. Artemiev V.B. "SUEK" JSC in 2018 - advanced technologies and innovations in the service of production. Ugol', 2019, No. 3, pp. 4-12. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-2019-3-4-12.
12. Technological development of economic sectors / Federal State Statistics Service. Available at: https://rosstat.gov.ru/folder/11189 (accessed 15.04.2023).
13. Trofimova I.D. Topical tasks of increasing the efficiency of mining transport equipment in a coal strip mine. Celyabinskijgumanitarij, 2019, (4), pp. 19-26. (In Russ.).
14. Trofimova I.D. Organizational and economic mechanism for planning the operating efficiency of the mining transport system in a coal strip mine, abstract of Cand. econom. sci. diss., 08.00.05 / Trofimova Irina Dmitrievna; [Place of viva examination: Sergo Ordzhonikidze Russian State University for Geological Prospecting]. Moscow, 2022, 25 p. (In Russ.).
15. Dobrovolskiy A.I., Feofanov G.L., Rudenko S.T., Essalnikov A.O. & Zakharov S.I. Experience and results of increasing the productive time of the preparatory face at the "Severnaya" mine. Ugol', 2020, No. 8, pp. 82-86. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-2020-8-82-86.
For citation
Kainov A.I., Trofimova I.D., Korkina T.A. & Zakharov S.I. Methodology for assessing and planning the efficiency of the mining and transportation complex functioning at the openpit coal mine. Ugol, 2023, (5), pp. 55-60. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-2023-5-55-60.
Paper info
Received February 21,2023 Reviewed March 15,2023 Accepted April 27,2023
«Шаг в профессию»: СУЭК продолжает профориентационную работу со школьниками
На этот раз сотрудники Назаровско-го разреза СУЭК в Красноярском крае встретились с девятиклассниками. Мероприятие прошло в молодежном зале Центральной городской библиотеки имени Ф.М. Достоевского. Вместе с горняками участие в нем приняли представители комплексного центра социального обслуживания населения «Назаровский» и работники библиотеки.
«Такие встречи важны не только для учащихся выпускных классов, но и для ребят помладше, - уверена специа-
СУЭК
СИБИРСКАЯ УГОЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ
лист по работе с семьей комплексного центра социального обслуживания населения «Назаровский» Наталья Ки-рильчук. - Многие из них еще не определились, чем будут заниматься в дальнейшей жизни, и для них сейчас - момент раздумья, выбора».
Подростки посмотрели фильм о работе Назаровского разреза, узнали о многообразии горных машин, познакомились с миром профессий, ответили на вопросы викторины, сложили на скорость пазлы с логотипом СУЭК. «Мы узнали, что на Назаровском разрезе работает единственный в России экскаватор БЙ$(К)-4000, вес которого равен весу Эйфелевой башни. Теперь хотим побывать на горных работах, своими глазами увидеть этого гиганта», - подел ился девятиклассник Владислав Тимофеев.
Работе с молодежью в СУЭК уделяют значительное внимание. Предприятия Компании в Красноярском крае с начала года инициировали либо стали участниками около десятка мероприятий по профориентации самого разного формата - это экскурсии, встречи со школьниками в модельных библиотеках, тематические квизы.
Пресс-служба АО «СУЭК»