Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ГУДВИЛЛА ДЛЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ БИЗНЕС-КЛУБОВ)'

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ГУДВИЛЛА ДЛЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ БИЗНЕС-КЛУБОВ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ГУДВИЛЛ / НМА / БИЗНЕС-КЛУБ / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / НКО / ОЦЕНКА БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титова Н.Ю., Калимулова М.Р., Федорова М.С., Ким И.А.

Роль бизнес-клубов в предпринимательских сообществах достаточно высока, поскольку помогает предприятиям наладить деловые партнерства и укрепить направления сотрудничества, что позитивно сказывается на общей конкурентоспособности представителей малого и среднего бизнеса. В то же время, для учредителей бизнес-клубов, зачастую функционирующих в статусе некоммерческих организаций, важно отслеживать уровень своей деловой репутации - гудвилла. Для коммерческих организаций существует множество подходов к оценке гудвилла, чего нельзя сказать о некоммерческих организациях. Цель настоящего исследования заключается в разработке методического подхода по оценке гудвилла для некоммерческих организаций. В публикации проведен обзор существующих методов оценки гудвилла, в результате чего сделан вывод о высокой степени актуальности и необходимости достижения цели настоящего исследования. В настоящем исследовании предложены группы показателей, формирующих среду функционирования бизнес-клуба. Данные показатели основываются на специфике деятельности бизнес-клубов и базируются на теории социального капитала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOODWILL VALUATION METHODOLOGY FOR NON-PROFIT ORGANISATIONS (THE EXAMPLE OF BUSINESS CLUBS)

The role of business clubs in business communities is quite high, as it helps enterprises to establish business partnerships and strengthen areas of cooperation, which positively affects the overall competitiveness of small and medium-sized businesses. At the same time, it is important for the founders of business clubs, often operating in the status of non-profit organizations, to monitor the level of their business reputation - goodwill. For commercial organizations, there are many approaches to assessing goodwill, which cannot be said about non-profit organizations. The purpose of this study is to develop a methodological approach to assessing goodwill for non-profit organizations. The publication provides an overview of existing methods for assessing goodwill, as a result of which a conclusion is made about the high degree of relevance and the need to achieve the purpose of this study. In this study, groups of indicators are proposed that form the environment for the functioning of a business club. These indicators are based on the specifics of the activities of business clubs and are based on the theory of social capital.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ГУДВИЛЛА ДЛЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ БИЗНЕС-КЛУБОВ)»

EDN: CALDGW

Н.Ю. Титова - к.э.н., доцент кафедры экономики и управления, Владивостокский государственный университет, Владивосток, Россия, titova_2010@mail.ru,

N.Yu Titova - candidate of economics, associate professor, department of economics and management, Vladivostok state university, Vladivostok, Russia;

М.Р. Калимулова - бухгалтер, ООО «Сервисный центр ФЕСКО», kalimulova@mail.ru,

M.R. Kalimulova - accountant, FESCO Service Centre Ltd;

М.С. Федорова - бакалавр направления «Экономика» кафедры экономики и управления, Владивостокский государственный университет, Владивосток, Россия, irina.kim.0200@mail.ru,

M.S. Fedorova - bachelor of economics, department of economics and management, Vladivostok state university, Vladivostok, Russia;

И.А. Ким - бакалавр направления «Экономика» кафедры экономики и управления, Владивостокский государственный университет, Владивосток, Россия, irina.kim.0200@mail.ru,

LA Kim - bachelor of economics, department of economics and management, Vladivostok state university, Vladivostok.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ГУДВИЛЛА ДЛЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ БИЗНЕС-КЛУБОВ) GOODWILL VALUATION METHODOLOGY FOR NON-PROFIT ORGANISATIONS (THE EXAMPLE OF BUSINESS CLUBS)

Аннотация. Роль бизнес-клубов в предпринимательских сообществах достаточно высока, поскольку помогает предприятиям наладить деловые партнерства и укрепить направления сотрудничества, что позитивно сказывается на общей конкурентоспособности представителей малого и среднего бизнеса. В то же время, для учредителей бизнес-клубов, зачастую функционирующих в статусе некоммерческих организаций, важно отслеживать уровень своей деловой репутации -гудвилла. Для коммерческих организаций существует множество подходов к оценке гудвилла, чего нельзя сказать о некоммерческих организациях. Цель настоящего исследования заключается в разработке методического подхода по оценке гудвилла для некоммерческих организаций. В публикации проведен обзор существующих методов оценки гудвилла, в результате чего сделан вывод о высокой степени актуальности и необходимости достижения цели настоящего исследования. В настоящем исследовании предложены группы показателей, формирующих среду функционирования бизнес-клуба. Данные показатели основываются на специфике деятельности бизнес-клубов и базируются на теории социального капитала.

Abstract. The role of business clubs in business communities is quite high, as it helps enterprises to establish business partnerships and strengthen areas of cooperation, which positively affects the overall competitiveness of small and medium-sized businesses. At the same time, it is important for the founders of business clubs, often operating in the status of non-profit organizations, to monitor the level of their business reputation - goodwill. For commercial organizations, there are many approaches to assessing goodwill, which cannot be said about non-profit organizations. The purpose of this study is to develop a methodological approach to assessing goodwill for non-profit organizations. The publication provides an overview of existing methods for assessing goodwill, as a result of which a conclusion is made about the high degree of relevance and the need to achieve the purpose of this study. In this study, groups of indicators are proposed that form the environment for the functioning of a business club. These indicators are based on the specifics of the activities of business clubs and are based on the theory of social capital.

Ключевые слова: социальный капитал, гудвилл, НМА, бизнес-клуб, деловая репутация, НКО, оценка бизнеса.

Keywords: social capital, goodwill, IA, business club, business reputation, NGO, business valuation.

Введение

Развитие предпринимательства в последние годы сопряжено с появлением неоднозначно воздействующих на российские бизнес-структуры вызовов, к которым относится пандемия коронавируса, обострение геополитической ситуации, динамичное внедрение цифровых технологий, а также актуализация зеленой повестки. Сталкиваясь с данными вызовами, предпринимательские структуры, с одной стороны, оказываются в крайне нестабильной и динамичной среде, с другой стороны, получают возможности для своего развития, отвечая на них. В связи с высоким уровнем неопределенности предпринимательской среды, особенно важным становится адаптивность предпринимательских структур к постоянным изменениям. В этом смысле эффективным инструментом повышения уровня данной адаптивности является участие в предпринимательских объединениях.

Существование таких объединений, с одной стороны, оказывает положительное влияние на предпринимательский климат региона и формирует благоприятную предпринимательскую среду. С другой стороны, функционирование бизнес-клубов и участие в них требует значительного количества ресурсов как от его участников, так и от учредителей. Деятельность бизнес-клуба определяется в соответствии с формируемым им брендом, и определенным уровнем социального капитала. Бизнес-клубы обычно регистрируются в форме ассоциаций, что по организационно-правовой форме является некоммерческими организациями [1].

В этой связи, важной и актуальной научной проблемой является проблема оценки уровня влияния бизнес-клуба, необходимая как для учредителей, так и для его участников. С экономической точки зрения показателем, позволяющим выполнить данную функцию, является гудвилл. Гудвилл, с одной стороны, отражает деловую репутацию организации, с другой стороны, возникает как разница между покупной и продажной ценой при сделках по поглощению бизнеса.

Оценка деловой репутации (гудвилла) является необходимым инструментом в деятельности бизнес-клуба, поскольку позволяет определить рыночную стоимость формируемого бренда, которая влияет на перспективы сотрудничества и степень доверия входящих в него стейкхолдеров.

Стоимостные подходы к оценке гудвилла не подходят для решения данной проблемы, поскольку предназначены для коммерческих организаций. В этой связи, необходима разработка подходов, позволяющих учесть стоимость не только активов, но и социального капитала, формируемого бизнес-клубами - некоммерческих организаций.

Вестник Академии знаний № 53 (6), 2022

265

Цель настоящего исследования заключается в разработке методического подхода, позволяющего оценить деловую репутацию бизнес-клубов на основе аккумулируемого ими социального капитала. Методы: группы методов научного познания: диалектического и ретроспективного, индукции и дедукции, сравнительного анализа, сводки и группировки.

Основная часть

На рисунке 1 представлен обзор существующих методических подходов, применяемых при расчете гудвилла и базирующихся на количественной оценке активов в стоимостном выражении.

Рисунок 1 - Сравнительный анализ методических подходов по расчету гудвилла

(Источник: составлено авторами на основе [2-4])

К представленным на рисунке методическим подходам можно также добавить модель расчета гудвилла Эдварда- Белла-Ольсона, а также левериджный метод. Тем не менее, ни один из рассмотренных методических подходов нельзя применить к деятельности бизнес-клубов, сформированных в качестве ассоциаций, поскольку во всех подходах необходимо знать чистую прибыль, стоимость генерируемого денежного потока. Этих показателей не бывает у некоммерческих организаций, в связи с чем данные методические подходы не приемлемы.

В проведенном ранее исследовании авторами изучены подходы к понятию социального капитала, в результате чего подтверждена гипотеза того, что данную теорию можно использовать для решения цели настоящего исследования. В основе подсчета уровня социального капитала должна лежать оценка нематериальных активов, которыми обладает бизнес-клуб. Схематично группы показателей, входящих в данную систему оценки можно представить на рисунке 2.

Рисунок 2 - Группы показателей оценки нематериальных активов для формирования социального капитала бизнес-клуба (Источник: составлено авторами на основе [5-15])

Деятельность бизнес-клуба ориентирована на входящих в его состав участников - предпринимателей, которые вступают в него из внешней среды. Соответственно, внешние участники заинтересованы в прозрачной деятельности данного клуба, высоком уровне имиджа и легальности его деятельности. Имидж определяет позицию на рынке, то, что отличает компанию от конкурирующих фирм, привлекая внимание потенциальных покупателей, удерживает лояльность постоянных клиентов, напрямую влияя на продажи. Качество услуг -оценка услуг, сравнение их со стандартами, регулирование в зависимости от оказания услуг и изменения желания клиента; чем лучше качество оказанных услуг, тем лучше будет работать обратная связь и лояльность уже имеющихся клиентов, тем самым происходит еще большее нарастание потенциальных клиентов.

Внутренняя среда бизнес-клуба складывается из профессионализма сотрудников и имеющихся ресурсов в данной некоммерческой ассоциации. Профессионализм позволяет удерживать лидерство и успешно конкурировать. Ресурсы - наличие ресурсов, как правило, обеспечивает возможность оптимизации конфликтных отношений и конструктивного разрешения противоречий. Далее представим перечень показателей, которые можно предложить для каждой из приведенных выше групп оценки уровня гудвилла (таблица 1).

Приведенные в таблице показатели можно дополнять в зависимости от уровня развития и специфики деятельности каждого конкретного бизнес-клуба, а также проводить регулярный мониторинг сравнения данных показателей между некоммерческими организациями, которые существуют в регионе.

Таблица 1 - Показатели для оценки уровня гудвилла бизнес-клуба

Группа показателей | Показатели

Внешняя среда

Имидж ^ Количество мероприятий БК международного уровня ^ Количество мероприятий в экономической сфере ^ Количество мероприятий социального характера ^ Частота обновлений сайта/социальных сетей ^ Отношение кол-ва подписчиков к просмотрам ^ Коэффициент вовлеченности пользователей

Качество услуг ^ Модальный уровень положительных упоминаний в новостных сообщениях ^ Количество заключенных контрактов ^ Модальный уровень положительных отзывов ^ Сертифицированная система менеджмента

Внутренняя среда

Профессионализм ^ Количество компаний в бизнес-клубе, деятельность которых направлена на развитие региона ^ Количество ИП и юридических лиц среди участников клуба ^ Количество членов команды с собственным делом ^ Количество членов команды с ученой степенью ^ Количество лет работы на рынке

Ресурсы ^ Численность участников бизнес-клуба ^ Стоимость чистых активов ^ Материально-техническая база

Заключение

Таким образом, в данной публикации предложена система показателей, основанных на аккумулируемом бизнес-клубами социальным капиталом на основе взаимовыгодного сотрудничества и партнерства между его учредителями и участниками. К перспективам настоящего исследования необходимо отнести создание интегрального показателя на основе нормирования предложенных показателей. Данный интегральный показатель может давать конкретное число для оценки полученного уровня гудвилла. Однако для этого необходима дальнейшая апробация на примере нескольких бизнес-клубов, которые присутствуют на одной территории. Данная задача будет являться направлением дальнейших исследований.

Источники:

1. Титова Н.Ю., Разумова Ю.В., Белоглазова В.А., Калюжный В.В. Управление стоимостью некоммерческих организаций на основе оценки гудвилла и теории социального капитала (на примере бизнес-клубов) // Вестник академии знаний. 2022. № 5. С. 273-278.

2. Семакина Л.В. Деловая репутация - гудвил: формирование понятия как нематериального актив компании // Аграрное и земельное право. 2016. С. 109-114. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27157219.

3. Боровицкая М.В. К вопросу определения и учета деловой репутации организации // Балканское научное обозрение. 2019. N° 4. С. 84-88. DOI: 10.34671/SCH.BSR.2019.0304.0019.

4. Когденко В.Г., Мельник М.В. Управление стоимостью компании. Ценностноориентированный менеджмент // Учебник для бакалавров и магистров, обучающихся по направлениям «Экономика», «Менеджмент». 2012. С. 109-114. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29306328.

5. Putnam R. D. Bowling alone: The Collapse and Revival of American Community. New York, Simon & Schuster, 2000. Р. 541. DOI: 10.1016/S0362-3319(02)00190-8.

6. Rauf M., Pervaiz Z. Replacing Contracts with Handshakes: A Study of Social Networks of Entrepreneurs in the Weaving Sector. 2016. 55:4 Part II. Р. 331-348. URL: https://www.jstor.org/stable/44985992.

7. Bruderl, J. and P. Preisendôrfer Network Support and the Success of Newly Founded Business. Small Business Economics. 1998. 10:3, Р. 213-225. DOI: 10.1023/A:1007997102930.

8. Williamson, O. E. Transaction-Cost Economics: The Governance of Contractual Relations. Journal of Law and Economics. 1979. 22:2, Р. 233-261. URL: https://www.jstor.org/stable/725118.

9. Coleman, J. S. Social Capital in the Creation of Human Capital. American Journal Of Sociology. 1988. Vol. 94, Р. 95-120. URL: https://www.j stor.org/stable/2780243.

10. Alghababsheh M., Gallear D. Social capital in buyer-supplier relationships: A review of antecedents, benefits, risks, and boundary conditions. Industrial Marketing Management. 2020. Vol. 91. Р. 338-361. DOI:10.1016/j.indmarman.2020.10.003.

11. Wang W. Entrepreneurial entry: The role of social media. Technological Forecasting & Social Change. 2020. Vol. 16. DOI:10.1016/j .techfore.2020.120337.

12. Nam E., Xiong P. How Does Social Media Influence College Students to Recognize Entrepreneurial Opportunities? Studies in Media and Communication. 2021. Vol. 9, №. 2. URL: http://smc.redfame.com.

13. Rey M. Nonprofit marketing: a new functional realm for evaluating the organizational performance and social impact of Third Sector Organizations. International Review on Public and Nonprofit Marketing 10(2). 2013. P. 87-102. URL: https://www.researchgate.net/ publication/23871581 7_Nonprofit_marketing_a_new_functional_realm_for_evaluating_the_organizational_performance_and_social_impact_of_Third_S ector_Organizations.

14. Bassi A. How to Measure the Intangibles? Towards a System of Indicators (S.A.V.E.) for the Measurement of the Performance of Social Enterprises. How to Measure the Intangibles? Challenge Social Innovation. 2012. P. 325-350. DOI: 10.1007/978-3-642-32879-4_20.

15. Мкртчян С.А. Нормативно - законодательное регулирование оценки стоимости гудвила - Российский и зарубежный опыт // Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 5 частях. 2018. С. 202-206. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=32165942.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.