Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД'

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КСО / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пинаева Ирина Федоровна, Фарахутдинов Шамиль Фаритович

Статья посвящена проблеме оценки эффективности социальных проектов как инструментов реализации корпоративной социальной ответственности металлургических корпораций при условии использования синергетического подхода к управлению. Авторами статьи рассмотрено понятие корпоративной социальной ответственности, сущность и место социального проекта в системе корпоративной социальной ответственности, определяются концептуальные основы синергетического подхода в проектном управлении и аргументируется целесообразность использования синергетического подхода для управления социальной ответственностью металлургических корпораций. Описана разработанная математическая модель оценки эффективности синергетических эффектов от реализации социальных проектов, сущность которой заключается в построении иерархичной структуры показателей эффективности. Авторы предлагают выделять качественный и количественный эффекты от реализации социальных проектов, которые, в свою очередь, могут быть прямыми, то есть воздействующими на прямого адресата социального проекта, и косвенными, влияющими на интересы дополнительных заинтересованных сторон. На основе аккумуляции прямого и косвенного эффектов образуется синергетический эффект, более продуктивный и ресурсосберегающий: корпорации смогут тратить меньшее количество ресурсов на организацию социальной проектной деятельности за счёт учёта косвенного влияния. Математическая модель состоит из совокупности взаимосвязанных математических равенств и условий, интерпретационных схем и ключей, обеспечивающих простоту применения модели в деятельности металлургических корпораций. Практическая значимость разработанной модели заключается в повышении эффективности управления корпоративной социальной ответственностью металлургических корпораций за счёт оптимизации прогностической деятельности - потенциальной оценки эффективности проектов и целесообразности их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пинаева Ирина Федоровна, Фарахутдинов Шамиль Фаритович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR EVALUATION OF THE SYNERGISTIC EFFECTIVENESS OF SOCIAL PROJECTS

The article is devoted to the problem of evaluating the effectiveness of social projects as enablers of corporate social responsibility metallurgical corporations subject to the use of the synergetic approach to management. Author examines the concept of corporate social responsibility, nature and place of the social project in the system of corporate social responsibility, defines the basis of synergetic approach in project management and proves the priority of use of the synergetic approach to control social responsibility metallurgical corporations. Described a mathematical model to assess the efficiency of synergy effects from the implementation of social projects, the essence of which is to build a hierarchical structure of performance indicators. The author proposes to distinguish qualitative and quantitative effects of the implementation of social projects that may directly or indirectly influence the stakeholders of theCorporation. On the basis of a synthesis of direct and indirect effects a synergistic effect is created more productive and resource-efficient. Corporations will be able to spend fewer resources on the social organization of project activities. The mathematical model consists of a set of interrelated mathematical equations and conditions, interpretation schemes and keys for easy application of the model in the activities of the metallurgical corporations. The practical significance of the developed model is to improve the effectiveness of corporate social responsibility management metallurgical corporations by optimizing predictive activity - potential evaluation of projects and feasibility of their implementation.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД»

УДК 33

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Ирина Федоровна Пинаева1, Шамиль Фаритович Фарахутдинов2

1Кафедра менеджмента, маркетинга и логистики, Тюменский государственный университет, Тюмень, Российская Федерация

2Кафедра маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена проблеме оценки эффективности социальных проектов как инструментов реализации корпоративной социальной ответственности металлургических корпораций при условии использования синергетического подхода к управлению. Авторами статьи рассмотрено понятие корпоративной социальной ответственности, сущность и место социального проекта в системе корпоративной социальной ответственности, определяются концептуальные основы синергетического подхода в проектном управлении и аргументируется целесообразность использования синергетического подхода для управления социальной ответственностью металлургических корпораций. Описана разработанная математическая модель оценки эффективности синергетических эффектов от реализации социальных проектов, сущность которой заключается в построении иерархичной структуры показателей эффективности. Авторы предлагают выделять качественный и количественный эффекты от реализации социальных проектов, которые, в свою очередь, могут быть прямыми, то есть воздействующими на прямого адресата социального проекта, и косвенными, влияющими на интересы дополнительных заинтересованных сторон. На основе аккумуляции прямого и косвенного эффектов образуется синергетический эффект, более продуктивный и ресурсосберегающий: корпорации смогут тратить меньшее количество ресурсов на организацию социальной проектной деятельности за счёт учёта косвенного влияния. Математическая модель состоит из совокупности взаимосвязанных математических равенств и условий, интерпретационных схем и ключей, обеспечивающих простоту применения модели в деятельности металлургических корпораций. Практическая значимость разработанной модели заключается в повышении эффективности управления корпоративной социальной ответственностью металлургических корпораций за счёт оптимизации прогностической деятельности - потенциальной оценки эффективности проектов и целесообразности их реализации.

Ключевые слова: КСО, социальный проект, синергетический подход, проектное управление, оценка эффективности.

Methodology for Evaluation of the Synergistic Effectiveness of Social Projects

Irina F. Pinaeva1, Shamil F. Farakhutdinov2

department of Management, Marketing and Logistics, Tyumen State University, Tyumen, Russian Federation

2Department of Marketing and Municipal Management, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation

Abstract. The article is devoted to the problem of evaluating the effectiveness of social projects as enablers of corporate social responsibility metallurgical corporations subject to the use of the synergetic approach to management. Author examines the concept of corporate social responsibility, nature and place of the social project in the system of corporate social responsibility, defines the basis of synergetic approach in project management and proves the priority of use of the synergetic approach to control social responsibility metallurgical corporations. Described a mathematical model to assess the efficiency of synergy effects from the implementation of social projects, the essence of which is to build a hierarchical structure of performance indicators. The author proposes to distinguish qualitative and quantitative effects of the implementation of social projects that may directly or indirectly influence the stakeholders of the

Corporation. On the basis of a synthesis of direct and indirect effects a synergistic effect is created more productive and resource-efficient. Corporations will be able to spend fewer resources on the social organization of project activities. The mathematical model consists of a set of interrelated mathematical equations and conditions, interpretation schemes and keys for easy application of the model in the activities of the metallurgical corporations. The practical significance of the developed model is to improve the effectiveness of corporate social responsibility management metallurgical corporations by optimizing predictive activity - potential evaluation of projects and feasibility of their implementation.

Keywords: CSR, social project, synergistic approach, project management, performance evaluation. Введение

В настоящее время многие крупные отечественные предприятия осознают необходимость внедрения и реализации в своей деятельности корпоративной социальной ответственности (КСО). В этой связи происходит поиск оптимальных систем КСО, учитывающих отраслевую, и региональную специфику. В научной литературе существует множество подходов к пониманию сущности корпоративной социальной ответственности [1;2]. Наиболее распространённые можно встретить в международных стандартах. В определении ISO 26000:2010 под корпоративной социальной ответственностью понимается: «ответственность организации за воздействие её решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение» [3;4]. В отечественной литературе можно встретить различные определения КСО. И.Ю. Беляева определяет КСО как «обязательство бизнеса осуществлять добровольный вклад в развитие общества, включая социальную, экономическую и экологическую сферы, принятое компанией сверх того, что требует закон и экономическая ситуация» [5]. Ю.Е. Благов понимает под КСО «рациональный отклик компании на систему противоречивых ожиданий заинтересованных сторон, направленный на устойчивое развитие компании» [6].

Реализация КСО осуществляется как в пассивной, так и активной форме. Инструментами пассивной реализации КСО являются социальная политика и корпоративная культура организации, лежащие в основе внутрикорпоративных процессов, содержание которых соответствует установленным принципам и целям КСО [7]. Социальный проект, в свою очередь, является активной формой реализации КСО.

Предприятие

Корпоративная культура

Пассивная регулярная реализация

Рисунок 1. Место социального проекта в структуре КСО

34

Его содержание представлено совокупностью процессов, аналогичных структуре процессов стандартного проекта, однако в данном случае процессы направлены на обеспечение социальных ценностей организации. Место социального проекта в структуре КСО организации можно проиллюстрировать следующим образом (Рисунок 1).

В рамках концепции проектного управления существует множество подходов, направленных на обеспечение рационального использования ресурсов и получения требуемых результатов от реализации проекта. Одним из них является «синергетический подход», основанный на выделении и получении синергетического эффекта за счет реализации проектных задач. Системно-структурная методология управления экономическими системами, к которой и относится синергетический подход, активно рассматривалась в работах Г.П. Щедровицкого [8], теориях синергетики и теории сложных систем И. Пригожина, И. Стенгерс [9], Е.Н. Князевой и С.П. Курдюмова [10], K. Dooley [11], теории аутопоэзиса У. Матураны, Ф. Варелы [12], Н. Лумана [13], «постмодернистской» теории организации H. Tsoukas, R. Chia [14].

Материалы и методы

Синергетический подход базируется на двух ключевых принципах: открытость и нелинейность. Открытость системы означает её взаимодействие с окружающей средой, а нелинейность - что результат воздействия на систему не пропорционален силе (интенсивности) этого воздействия. Интерпретируя данные принципы в отношении системы проектного управления, мы можем отметить необходимость открытости процессов, входящих в состав проекта для обеспечения потенциальной возможности к синергизму, и наличие свойства вариативности конечных результатов.

Базовое отличие синергетического подхода состоит в фундаментальной роли свойства самоорганизации в нелинейных динамических системах. Самоорганизация является следствием изменения некоторых параметров системы, и её перехода в новое состояние [15]. Синергетический подход, учитывает данное свойство системы, что позволяет снижать издержки, связанные с управление системой [16].

Использование синергетического подхода довольно часто можно встретить во внутрикорпоративном управлении. В то же время нам не приходилось сталкиваться с применением данного подхода по отношению к корпоративной социальной ответственности организаций. Авторами разработана математическая модель оценки эффективности синергетических эффектов от реализации социальных проектов, сущность которой будет представлена ниже.

Ранее осуществлённый нами анализ концептуальных основ корпоративной социальной ответственности позволил установить наличие взаимосвязи между заинтересованными сторонами металлургических корпораций. Исходя из данного факта, можно предположить, что наличие взаимодействия между всеми субъектами КСО предполагает и наличие соответствующих связей между результатами удовлетворения потребностей каждой заинтересованной стороны. Иными словами, реализуя социальный проект для конкретной заинтересованной стороны, например, для сотрудников, металлургическая корпорация в первую очередь получит прямой эффект, связанный с сотрудниками. Но, в то же время, отмечается наличие и косвенного эффекта, природа которого определяется связью сотрудников корпорации с другими заинтересованными сторонами [17]. Например, у корпорации имеется несколько заинтересованных сторон: акционеры, поставщики, сотрудники, местное сообщество и органы государственной власти. Реализуя социальный проект в отношении сотрудников (прямой адресат) корпорация рассчитывает на получение прямого эффекта от сотрудников (повышение их удовлетворенности, лояльности, качества жизни и т.д. Но сотрудники, в свою очередь, являются субъектами местного сообщества, что особенно актуально в отношении градообразующих предприятий. Тогда лояльность

35

сотрудников к корпорации в некоторой степени распространится и на местное сообщество, а значит будет достигнут косвенный эффект, связанный с повышением благоприятности взаимодействия корпорации и местного сообщества при том, что ресурсы, использованные для реализации проекта, остаются прежними (предназначенными только для прямого адресата).Таким образом, мы сталкиваемся с синергетическим свойством социальных проектов, которое предлагается использовать при разработке моделей управления КСО.

Результаты и обсуждение

Сформированная концепция модели позволяет выделить ее атрибуты, описывающие сущность проекта. В следующей таблице представлены определения всех атрибутов, характеризующих модель оценки эффективности социальных проектов (Таблица 1).

Таблица 1. Атрибуты модели оценки эффективности социальных проектов

№п Атрибут модели Определение атрибута

1 Система КСО корпорации Совокупность концептуальных и иных принципов социальной политики корпорации, направленной на организацию взаимодействия с заинтересованными сторонами для удовлетворения потребностей и соблюдения интересов обоих сторон.

2 Социальный проект Программа действий корпорации, в основе которых лежит актуальная социальная проблема, связанная с заинтересованными сторонами.

3 Заинтересованные стороны корпорации Физические лица и (или) организации, согласно установленной концепции КСО в конкретной корпорации, влияющие на ее деятельность и принимающие влияние деятельности корпорации.

4 Заинтересованная сторона - адресат Та заинтересованная сторона корпорации, на удовлетворение интересов которой направлен социальный проект.

5 Остальные заинтересованные стороны Остальные заинтересованные стороны из перечня заинтересованных сторон конкретной корпорации, не являющиеся адресатами социального проекта.

6 Ресурсы Ресурсы различного характера (человеческие, финансовые, материально -технические и т.д.), необходимые для реализации проекта.

7 Прямая эффективность проекта Эффективность результатов реализации социального проекта, полученных на основе влияния на заинтересованную сторону - адресата.

8 Косвенная эффективность проекта Эффективность результатов реализации социального проекта, полученных дополнительно на основе косвенного влияния проекта на заинтересованные стороны корпорации, не являющиеся адресатами социального проекта.

9 Качественная эффективность Соответствие содержания проекта интересам заинтересованной стороны и содействие результатов проекта повышению благоприятной репутации корпорации с точки зрения заинтересованной стороны.

10 Количественная эффективность Получение дополнительной прибыли или увеличение объемов реализации товаров и (или) услуг корпорации, снижение производственных и иных издержек в процессе операционной деятельности.

11 Плановая эффективность Результат предварительной оценки эффективности (косвенной и прямой, качественной и количественной) до реализации социального проекта.

12 Фактическая эффективность Результат оценки достигнутой эффективности (косвенной и прямой, качественной и количественной) после реализации социального проекта.

13 Аппарат управления КСО Комплекс сотрудников корпорации - лиц, ответственных за оценку эффективности социальных проектов, то есть за использование модели. Наличие Аппарата управления КСО является одним из основных условий использования данной модели.

Организация управления КСО на основе синергетического подхода предполагает необходимость осуществления оценки прямых и косвенных эффектов, характеризующихся синергетическими свойствами. Для этого была разработана математическая модель, позволяющая оценивать не только прямые, но и косвенные эффекты, без учета которых

достижение преимуществ синергетического подхода к управлению социальными проектами не имеет смысла. На следующей схеме представлена структура математической модели, предназначенной для оценки синергетического эффекта от реализации социальных проектов (Рисунок 2).

Рисунок 2. Структура математической модели оценки синергетических эффектов от реализации

социальных проектов металлургических корпораций

Условные обозначения: - конкретная заинтересованная сторона, Б(К) - эффект от реализации проекта, е^) - качественный эффект, е(Б) - количественный (финансовый) эффект, е^^г - прямой качественный эффект, e(Q)indir - косвенный качественный эффект, е(Б^г - прямой количественный (финансовый) эффект, - косвенный

количественный (финансовый) эффект.

Различные коэффициенты, входящие в структуру математической модели, обозначают соответствующие элементы эффектов. Выделяются качественные и количественные эффекты от реализации социальных проектов, которые, в свою очередь, могут быть прямыми и косвенными. Под качественным эффектом (е^)) мы понимаем соответствие содержания проекта интересам заинтересованной стороны (1) и содействие результатов проекта повышению благоприятной репутации компании в сфере деятельности заинтересованной стороны (2). Под количественным эффектом (е(Б)) мы понимаем потенциальный финансовый результат реализации проекта, который также измеряется в двух направлениях: получение дополнительной прибыли или увеличение объёмов реализации товаров и (или) услуг корпорации (1); снижение производственных и иных издержек в процессе операционной деятельности корпорации (2). Для измерения качественных эффектов рекомендуется использовать методы социологического анализа, в частности анкетирование и опросы; напрямую взаимодействовать с заинтересованной стороной проекта. Для измерения количественных эффектов целесообразно использовать методы финансового анализа, которые используются в корпорации на постоянной основе для прогнозирования прибыли/доходов и контроля издержек различного характера (производственных, ресурсных и т.д.). В следующей таблице представлены математические условия, отражающие иерархическую связь элементов математической модели (Таблица 2).

Таблица 2. Математические условия связи элементов модели

№п Мат. условие Характеристика

1 S(N) = E(N) Равенство показывает, что проекту определённой заинтересованной стороны соответствует конкретный эффект.

2 E(N) = e(Q) + e(F) Равенство показывает, что эффект от реализации проекта в отношении определённой заинтересованной стороны включает в себя качественный и количественный компоненты.

3 e(Q) = e(Q)dir + e(Q)indir Равенство показывает, что качественный эффект от реализации проекта может быть прямым и косвенным.

4 e(F) = e(F)dir + e(F)indir Равенство показывает, что количественный эффект от реализации проекта может быть прямым и косвенным.

Каждый эффект предлагается оценивать в определённое количество баллов в соответствии с результатами измерений. Рассмотрим интерпретацию качественных эффектов (Таблица 3). Для каждой заинтересованной стороны необходимо оценить соответствие содержания проекта интересам заинтересованной стороны и потенциальное повышение репутации компании. Для оценки эффектов используется трёхмерная шкала ранжирования (столбцы 2, 3 и 4 таблицы).

Таблица 3. Интерпретационный ключ качественных эффектов от реализации социальных

проектов

e(Q) Абсолютно да Частично Абсолютно нет

1 2 3 4

e(Q)dir

S(1) Соответствует интересам стейкхолдеров 2 1 0

Способствует повышению репутации 2 1 0

e(Q)indir

S(2) Соответствует интересам стейкхолдеров 2 1 0

Способствует повышению репутации 2 1 0

S(3) Соответствует интересам стейкхолдеров 2 1 0

Способствует повышению репутации 2 1 0

S(N) Соответствует интересам стейкхолдеров 2 1 0

Способствует повышению репутации 2 1 0

После того, как в отношении заинтересованной стороны-адресата определен итоговый балл, его необходимо интерпретировать по следующему ключу (Таблица 4).

Таблица 4. Интерпретационный ключ оценки качественного эффекта для заинтересованной

стороны-адресата проекта

№ Итоговый балл Значение

1 e(Q)dir = 4 Эффект сильный, положительный

2 e(Q)dir = 3 Эффект положительный

3 e(Q)dir = 2 Эффект спорный

4 e(Q)dir = 1 Эффект отрицательный

5 e(Q)dir = 0 Эффект сильный, отрицательный

Коэффициент косвенного влияния эффектов представляется более сложным в расчетах в силу того, что в каждом конкретном случае может быть различное количество заинтересованных сторон компании. Если при учете одной заинтересованной стороны для расчета прямого эффекта можно вывести максимальный и минимальный бал, который может быть получен при рейтинговой оценке, то в случае с косвенными эффектами это является невозможным. Для решения данной проблемы мы предлагаем ввести коэффициент максимально возможного балла, который может быть получен при расчете косвенных качественных эффектов. Данный коэффициент рассчитывается по формуле:

S(N)indir * 4 = Scoremax (1)

где - суммарное количество заинтересованных сторон, рассматриваемых при

оценке косвенного качественного эффекта, Scoremax - максимально возможное количество баллов. Например, у корпорации имеется всего 6 заинтересованных сторон.

Следовательно, при расчете косвенных эффектов будут рассматриваться 5 оставшихся заинтересованных сторон. С учетом того, что максимальный балл для одной заинтересованной стороны может быть равен 4, Scoremaxв данном случае составит 20 баллов. Далее, отталкиваясь от полученной оценки необходимо определить значение коэффициента для чего, во-первых, необходимо суммировать коэффициент

e(Q)indir по каждой заинтересованной стороне, участвующей в оценке косвенных эффектов, и определить значение, используя следующий ключ (Таблица 5).

Таблица 5. Интерпретационный ключ для оценки косвенных качественных эффектов

Значение в процентах Присеваемое значение е(Р)тШг Значение балла

< 20% от 8согетах 0 Эффект сильный, отрицательный

< 40% от 8согетах 0,5 Эффект отрицательный

< 60% от 8согетах 1 Эффект спорный

< 80% от 8согетах 1,5 Эффект положительный

е^тШг < 100% от 8согетах 2 Эффект сильный, положительный

Аналогичная система математической оценки предлагается для расчета значения коэффициента е(Б) - количественной (финансовой) эффективности проекта (Таблица 6).

Таблица 6. Интерпретационный ключ для оценки количественных (финансовых) эффектов от

реализации социальных проектов корпорации

е(Б) Положительный финансовый эффект Несущественный финансовый эффект Отрицательный финансовый эффект

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е(Р)Шг

81 Повышение объемов дохода 2 1 0

Снижение издержек 2 1 0

8(2) Повышение объемов дохода 2 1 0

Снижение издержек 2 1 0

8(3) Повышение объемов дохода 2 1 0

Снижение издержек 2 1 0

8(№) Повышение объемов дохода 2 1 0

Снижение издержек 2 1 0

Итоговый балл количественного (финансового) эффекта определяется в соответствии с интерпретационными ключами, представленными в таблицах 3 и 4. В итоге, определив значение коэффициентов, отражающих качественную эффективность социального проекта

-e(Q), и количественную (финансового) эффективность -e(F), являющихся результатом суммы прямых и косвенных эффектов, можно определить эффективность социального проекта в целом E(N).

Выводы

Таким образом, нами было представлено описание механизма управления КСО металлургических корпораций - модели, позволяющей оценивать социальные проекты как основные инструменты социальной активности, на основе применения синергетического подхода к оценке социально - экономических эффектов. Использование данной модели направлено на решение проблемы, связанной с необходимость учета потенциальной эффективности социальных проектов при выборе среди них наиболее результативных. Социальная активность металлургических корпораций реализуется в виде разработки и осуществления социальных проектов, которые, как и любые другие инвестиционные коммерческие проекты, нуждаются в предварительном прогнозировании их потенциальной эффективности.

Базовый концептуальный принцип модели заключается в выделении синергетических эффектов от реализации социальных проектов. Синергетический эффект заключается в наличии косвенного влияния определенного социального проекта на заинтересованные стороны, не являющиеся адресатами, в результате чего без увеличения ресурсных потерь корпорация увеличивает суммарный эффект от реализации социального проекта, распространяющийся сразу на несколько заинтересованных сторон.

Разработанная модель характеризуется существенной практической значимостью, поскольку позволяет повысить объективность приоритетности реализации того или иного проекта из портфеля социальных проектов металлургической корпорации, что в конечном итоге способствует экономии ресурсов (за счёт учёта силы косвенных эффектов) и реализации мобильной, динамичной социальной политики при использования синергетического подхода к управлению КСО. Внедряя представленную модель в систему управления КСО, металлургические корпорации смогут повысить экономическую эффективность социальной политики, рационализировать прогностическую деятельность в сфере прогнозирования результатов реализации социальных проектов, повысить мобильность ресурсов, используемых в процессе организации социальных проектов и, что не менее важно, увеличить охват заинтересованных сторон в рамках одного проекта, тем самым повышая удовлетворённость всех субъектов социальной ответственности бизнеса.

Библиографический список

[1] Wood, D.J. Corporate Social Performance Revisited // The Academy of Management Review.

- 1991. - Vol. 16, No 4. - P. 691-718. doi:10.2307/258977

[2] Сизов С.Д., Сизова Ю.С. H. Wells, his futurism and not only // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 25. - С. 121-125.

[3] ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности» [Электронный ресурс].

- Режим доступа: https://www.iso.org/obp/ui/#iso:std:iso:26000:ed-1:v1:en (дата обращения 15.02.2019)

[4] Кокорев А.С. Пути повышения эффективности государственных корпораций и их взаимодействия с другими экономическими субъектами // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Анализ общественных явлений в 2017 г. Построение прогнозов». - Москва: ООО «Научный консультант», 2017. - С. 3337.

[5] Беляева И.Ю., Эскиндарова М.А. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект. Москва: КНОРУС, 2008. - 504 с.

[6] Благов Ю.Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление // Российский журнал менеджмента. - 2004. - №3. - С.17 - 34.

[7] Sheehy, B. Defining CSR: Problems and Solutions // Journal of Business Ethics. - 2015. - Т. 131, № 3. - С. 625-648. doi:10.1007/s10551-014-2281-x

[8] Щедровицкий Г.П. Принципы и общая схема методологической организации системно

- структурных исследований и разработок. - Москва: Наука, 1995. - 257 с.

[9] Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. -Москва: Прогресс, 1986. - 431 с.

[10] Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. Москва: Наука, 1994. - 229 с.

[11] Dooley K. A nominal definition of complex adaptive system // The Chaos Network. - 1996. -Vol. 8, No 1. - P 2-3.

[12] Матурана У., Варела Ф. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания. - Москва: Прогресс-Традиция, 2001. - 223 с.

[13] Луман Н. Социальные системы: Очерк общей теории. - Санкт Петербург: Наука, 2007.

- 641 с.

[14] Tsoukas H., Chia R. On organizational becoming: Rethinking organizational change // Organization Science. - 2002. - Vol. 13, No 5. - P. 567-582.

[15] Флек М.Б., Верченко Ю.К. Понятие, возможности и ограничения синергетического подхода в управлении предприятием // Вестник Донского государственного технического университета. - 2011. - №9. - С.1710 - 1718.

[16] Козлова Г.Г. Применение синергетического подхода и аттракторов в управлении экономическими субъектами // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2010. - №4. - С.195 - 202.

[17] Korschun D., Bhattacharya C. B., Swain S. D. Corporate Social Responsibility, Customer Orientation, and the Job Performance of Frontline Employees // Journal of Marketing. - 2014.

- Vol. 78, No 3. - Р. 20-37. doi:10.1509/jm.11.0245

References

[1] Wood, D.J. (1991). Corporate Social Performance Revisited, Academy of Management Review, 16(4), 691-718. doi:10.2307/258977

[2] Sizov, S.D., & Sizova, Yu.S. H. (2015). Wells, his futurism and not only. Scientific and Methodical Electronic Journal "Concept", 25, 121-125.

[3] ISO 26000:2010 Social Responsibility Guide. Retrieved from https://www.iso.org/obp/ui/#iso:std:iso:26000:ed-1:v1:en

[4] Kokorev, A.S. (2017). Ways to improve the efficiency of public corporations and their interaction with other economic actors. In Collection of materials of the international scientific-practical conference "Analysis of social phenomena in 2017. Building forecasts (рр. 33-37). Moscow: ООО "Nauchnyy konsultant".

[5] Belyaeva, I.Yu., & Eskindarova, M.A. (2008). Corporate social responsibility: managerial aspect. Moscow: KNORUS.

[6] Blagov, Yu.E. (2004). Corporate social responsibility concept and strategic management. Russian Journal of Management, 3, 17 - 34.

[7] Sheehy, B. (2015). Defining CSR: Problems and Solutions. Journal of Business Ethics, 131(3), 625-648. doi:10.1007/s 10551-014-2281-x

[8] Shchedrovitskiy, G.P. (1995). Principles and general scheme of the methodological organization of system - structural research and development. Moscow: Nauka.

[9] Prigozhin, I., & Stengers, I. (1986). Order from chaos: a new dialogue between man and nature. Moscow: Progress.

[10] Knyazeva, E.N., & Kurdyumov, S.P. (1994). The laws of evolution and self-organization of complex systems. Moscow: Nauka.

[11] Dooley, K. (1996). A nominal definition of complex adaptive system. Chaos Network, 8(1), 2-3.

[12] Maturana, U., & Varela, F. (2001). Tree of knowledge. Biological roots of human understanding. Moscow: Progress-Traditsiya.

[13] Luhmann N. (2007). Social Systems: Essay on a General Theory. St. Petersburg: Nauka.

[14] Tsoukas, H., & Chia, R. (2002). On organizational becoming: Rethinking organizational change. Organization Science, 13(5), 567-582.

[15] Flek, M.B., & Verchenko, Yu.K. (2011). The concept, possibilities and limitations of a synergistic approach to enterprise management. Bulletin of the Don State Technical University, 9, 1710 - 1718.

[16] Kozlova, G.G. (2010). The use of a synergistic approach and attractors in the management of economic actors. Modern Trends in Economics and Management: a New Look, 4, 195 - 202.

[17] Korschun, D., Bhattacharya, C.B., & Swain, S.D. (2014). Corporate Social Responsibility, Customer Orientation, and the Job Performance of Frontline Employees. Journal of Marketing, 78(3), 20-37. doi:10.1509/jm.11.0245

Получена / Submitted: 18/01/2019

Доработана / Revised: 19/02/2019

Принята / Accepted: 28/02/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.