Научная статья на тему 'О применении синергетического подхода к управлению корпоративной социальной ответственностью промышленных корпораций'

О применении синергетического подхода к управлению корпоративной социальной ответственностью промышленных корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ / СИНЕРГИЯ / СИНТЕЗ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пинаева И. Ф.

В данной статье рассматриваются особенности синергетического подхода к управлению корпоративной социальной ответственностью промышленных корпораций. Автором статьи выделяются основы и принципы применения синергетического подхода к управлению социальной ответственностью деятельности корпораций, аргументируется целесообразность учета синтеза эффектов от социальных инвестиций для наиболее продуктивного планирования социальной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пинаева И. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О применении синергетического подхода к управлению корпоративной социальной ответственностью промышленных корпораций»

О ПРИМЕНЕНИИ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ

© Пинаева И.Ф.*

Тюменский государственный университет, г. Тюмень

В данной статье рассматриваются особенности синергетического подхода к управлению корпоративной социальной ответственностью промышленных корпораций. Автором статьи выделяются основы и принципы применения синергетического подхода к управлению социальной ответственностью деятельности корпораций, аргументируется целесообразность учета синтеза эффектов от социальных инвестиций для наиболее продуктивного планирования социальной ответственности.

Ключевые слова корпоративная социальная ответственность, промышленные корпорации, синергия, синтез, социальные проекты.

Корпоративная социальная ответственность (КСО) промышленных корпораций становится неотъемлемой частью корпоративного управления. В частности, в научной литературе называются следующие причины, обуславливающие значимость КСО в рамках хозяйственной деятельности корпораций:

- глобализация, и как следствие, - обострение конкуренции между корпорациями;

- растущие размеры и влияние корпораций на общественную жизнедеятельность;

- «война за талант» - конкуренция между корпорациями за квалифицированный и перспективный персонал;

- очевидный рост гражданской активности;

- возрастающая роль нематериальных активов корпораций (репутации и брендов) [1].

В настоящий момент существует множество моделей управления КСО, различающихся по многим параметрам. В частности, существуют модели, типичные для определенных регионов (европейские, американские, азиатские), модели, ориентированные на конкретные аспекты социальной ответственности (устойчивого развития, корпоративного гражданства и т.д.) или отдельных заинтересованных сторон.

Специфика каждой такой модели обуславливает получение соответствующего эффекта от социальных проектов. Например, модели КСО, ориентированные на защиту интересов персонала, преимущественно принесут

* Менеджер ООО «Сервис Плюс».

корпорации эффект, связанный с удовлетворенностью сотрудников и высоким уровнем их жизнедеятельности. Если корпорация акцентирует собственную стратегию социальной ответственности на защите окружающей среды, в данном случае основным эффектом станет оптимизация производственных процессов в части их экологичности и создание благоприятных природных условий жизнедеятельности местного сообщества.

В то же время существуют комплексные модели КСО, в случае применения которых социальные инвестиции корпорации дифференцируются по группам заинтересованных сторон. Далее, формируются социальные проекты, адресатами которых являются определенные заинтересованные стороны.

Недостатком дифференцированного подхода к формированию модели КСО, по нашему мнению, является отсутствие учета взаимосвязи между заинтересованными сторонами, которая может рассматриваться в качестве связующего аспекта. Сама взаимосвязь заинтересованных сторон деятельности любого хозяйствующего субъекта вполне очевидна - сотрудники корпорации взаимодействуют с местным сообществом, местное сообщество (и сотрудники в том числе) - с государственными органами исполнительной власти и т.д. Все одушевленные субъекты взаимодействуют и с окружающей средой, учет состояния которой должен осуществляться всеми корпорациями.

Исходя из данного факта можно предположить, что наличие взаимодействия между всеми субъектами КСО предполагает и соответствующее наличие связи между результатами удовлетворения потребностей каждого субъекта.

Иными словами, реализуя социальный проект для конкретного субъекта, например, сотрудников, корпорация в первую очередь получит прямой эффект, связанный с сотрудниками. Но, в то же время отмечается наличие и косвенного эффекта, природа которого определяется его связью с сотрудниками корпорации. Таким образом, мы сталкиваемся с синергетическим свойством концепции корпоративной социальной ответственности, который предлагается использовать при разработке моделей.

Отметим, что в научной литературе не рассматривались основы применения синергетического подхода к управлению КСО, однако синергетиче-ские подходы к корпоративному управлению в целом являются достаточно распространенными. Рассмотрим сущность и основные характеристики си-нергетического подхода в научной интерпретации.

Флек М.Б. и Верченко Ю.К. утверждают, что «принципиальное отличие синергетического подхода от классических методов базируется на выявлении фундаментальной роли свойства самоорганизации в нелинейных динамических системах. Самоорганизация в системе может возникнуть из-за изменения некоторых ее параметров, называемых управляющими, в результате изменения числа компонентов системы, а также из-за перехода системы в новое состояние» [3].

Козлова Г.Г., в свою очередь, отмечает, что «синергетический подход позволяет учитывать аспект самоорганизации системы, что дает возможность сократить все виды затрат на управление системой» [2].

Наряду со снижением затрат, выделяются и другие потенциальные эффекты от использования синергетического подхода к управлению. По мнению С.Н. Чудновской, сфера эффективности синергетического подхода сводится к диверсификации производства и управления, взаимосвязи и интеграции между направлениями бизнеса, дополнительным стратегическим возможностям объединения организаций (корпораций) как совокупности ресурсов, развитию технологических компетенций и разработке навыков, ноу-хау [4].

Рис. 1. Модель корпоративной социальной ответственности, основанная на синергетическом подходе

Таким образом, новизна научной идеи обусловлена тем, что широко используемый синергетический подход к управлению предлагается применить для создания продуктивной модели КСО, способной оптимизировать количество и структуру социальных проектов и инвестиций (см. рис. 1).

На представленной схеме модели КСО, основанной на синергетическом подходе, показано, что каждый социальный проект направлен на удовлетворение интересов и потребностей определенной заинтересованной стороны (сотрудники, партнеры, общество, государство, окружающая среда). Эффект, получаемый от реализации такого социального проекта является прямым по отношению к заинтересованной стороне, однако, в то же время, данный эффект аккумулируется с интересами и потребностями других заинтересованных сторон, в результате чего появляется косвенный эффект, распространяющийся сразу на несколько сторон.

Процесс синтеза прямых эффектов, дополняющий их косвенной сущностью, позволяет корпорации оказывать влияние сразу на несколько субъектов, направляя свои ресурсы (реализуя проекты) только на один субъект. Для достижения синергетического эффекта представляется необходимым предварительный анализ возможного наличия косвенного эффекта, с учетом которого корпорация сможет оказывать социальную поддержку нескольким субъектом, напрямую реализуя проекты только для одного из них.

Таким образом, один социальный проект, предварительно относящийся к определенной заинтересованной стороне (например, сотрудники), одновременно оказывает благоприятное влияние на другие заинтересованные стороны (удовлетворенные сотрудники - благополучное местное сообщество, государство). Безусловно, косвенный эффект может не иметь столь же выраженных результатов, как прямой, однако учет косвенных эффектов и синтеза эффектов в целом позволит промышленным корпорациям подходить к вопросу управления КСО комплексно, оптимизировать размеры социальных инвестиций на основе их замещения косвенными эффектами.

Для формирования модели КСО, основанной на синергетическом эффекте, промышленная корпорация в первую очередь должна: сформировать перечень заинтересованных сторон, определить потребности и интересы каждой стороны и характер ее влияния на деятельность самой корпорации, а также установить взаимосвязь между заинтересованными сторонами, ее силу и значимость, возможность реализации косвенных эффектов КСО.

Таким образом, синергетический подход к управлению КСО промышленных корпораций, основан, главным образом, на учете косвенных эффектов одних социальных программ в отношении заинтересованных сторон, не являющихся их прямыми адресатами, что позволяет охватывать больший спектр заинтересованных сторон и наделять социальные проекты признаками комплексности без потери их индивидуализированных функций и свойств.

Список литературы:

1. Корпоративная социальная ответственность: новая философия бизнеса. Внешэконобанк. - М., 2011.

2. Козлова Г.Г. Применение синергетического подхода и аттракторов в управлении экономическими субъектами // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2010. - № 4. - С. 200.

3. Флек М.Б., Верченко Ю.К. Понятие, возможности и ограничения синергетического подхода в управлении предприятием // Вестник Донского государственного технического университета. - 2011. - № 9. - С. 1710.

4. Чудновская С.Н., Дмитриева С.Л., Семина О.Н., Желтов О.Л., Мухка-леева К.О. Концепты развития современной модели российского менеджмента // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. -№ 11. - С. 199.

РОССИЙСКИЙ РЫНОК РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

© Пушкарёва Д.Г.*

Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

В статье представлен анализ современного состояния рынка развлекательных услуг в России. На основании проведенного анализа сделано предположение об основных тенденциях развития индустрии развлечений в будущем.

Ключевые слова: рынок развлекательных услуг, развлечения, досуг, информация, Интернет, цифровые технологии.

На рубеже 1960-1970-х годов в развитых странах запада стали проявляться черты нового постиндустриального общества. Наметился переход от индустриального массового производства к информационным технологиям, возросла роль информации и сферы услуг в жизни общества. Подобные процессы получили общее название - «информационная революция». Появились такие технологические разработки, как компьютеры, ядерное оружие, генная инженерия и нанотехнологии. Экономическая глобализация, вызванная достижениями в области коммуникационных и транспортных технологий, повлияла на повседневную жизнь во многих частях мира.

Все это не могло не наложить отпечаток на особенности проведения свободного времени населения разных стран. Индустрия развлечений постиндустриального общества характеризуется, прежде всего, интенсивным развитием глобальных коммуникаций (теле-, радио-, компьютерной связи), которые позволяют мгновенно транслировать культурную продукцию в различные регионы мира. Особое развитие получает индустрия туризма как один из популяр-

* Аспирант кафедры «Маркетинг и коммерция» Тихоокеанского государственного университета, главный специалист финансово-экономического отдела Управления образования Администрации г. Хабаровска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.