КУЗЬМЕНКО Оксана Витальевна
Аспирант кафедры финансов и кредита
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
603950, РФ, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23 Контактный телефон: (831) 430-28-54 e-mail: [email protected]
ГИНЗБУРГ Мария Юрьевна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
603950, РФ, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23 Контактный телефон: (831) 430-28-54 e-mail: [email protected]
Методика оценки эффективности реализации
муниципальных программ на основе стандартизированного показателя
Рассматриваются муниципальные программы как инструмент бюджетирования, ориентированного на результат. Проводится сравнительный анализ действующих методик оценки эффективности реализации муниципальных программ разных муниципальных образований РФ. На основании полученных данных авторы приходят к выводу, что существующие методики не позволяют объективно оценить работу исполнителей программ относительно друг друга. С учетом полученных выводов авторами разработана и апробирована комплексная методика оценки эффективности реализации муниципальных программ на основе стандартизированных качественных и количественных показателей, характеризующих степень достижения поставленной в программе цели, эффективность использования финансовых ресурсов и качество организации контроля и управления программой. Предлагаемая методика может быть использована в практической деятельности муниципальных образований РФ.
JEL classification C21, H59, H69
Ключевые слова: программное бюджетирование; муниципальная программа; оценка эффективности; эффективность реализации программ; стандартизированный показатель; программное мероприятие; целевые показатели.
х
¿5
я
о
о *
х
С2004 г. Российская Федерация осуществляет переход к бюджетированию, ориентированному на результат [2; 10]. Формирование бюджетов муниципальных образований по программно-целевому принципу должно завершиться к 2016 г. Переход на программное бюджетирование подразумевает создание свода нормативных документов, регулирующих новый порядок распределения бюджетных средств. Кроме собственно комплекса муниципальных программ требуется также разработать методику оценки эффективности их реализации [3; 5].
Муниципальная программа - это документ стратегического планирования, содержащий комплекс мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития [4; 6]. Построение правильной
системы оценки эффективности реализации муниципальных программ играет очень важную роль при программном бюджетировании, поскольку влияет на мотивацию участников бюджетного процесса и становится определяющим фактором в их стремлении к достижению запланированных результатов [9; 11].
В отсутствие единого стандарта каждое муниципальное образование РФ самостоятельно разрабатывает методику оценки эффективности реализации программ.
Авторами исследован ряд нормативных правовых актов муниципальных образований РФ, устанавливающих порядок оценки эффективности реализации муниципальных программ, проведен сравнительный анализ используемых методик. По результатам анализа были сделаны следующие выводы. Большинство городов РФ используют схожие параметры. В качестве критериев всегда выбираются степень достижения поставленных в программе целей и степень реализации финансирования. Часто фигурируют такие критерии, как оценка качества отчетности исполнителя программы и степень выполнения запланированных мероприятий.
Наиболее простая методика - прямое суммирование полученных показателей. Чаще всего используется способ присваивания показателям весового коэффициента, определяющего важность данного критерия для итоговой оценки эффективности. В некоторых городах полученным процентным показателям присуждается балльная оценка. Последним этапом становится определение качественной характеристики полученной оценки. Примеры наиболее распространенных вариантов существующих методик приведены в табл. 1 (проанализированные методики утверждены соответствующими постановлениями администраций муниципальных образований).
Таблица 1
Сравнительный анализ методик оценки эффективности реализации муниципальных программ
Город Используемые критерии Балльная оценка критериев Весовые коэффициенты при получении итоговой оценки Качественная характеристика итоговой оценки
1. Красноярск Степень достижения целей; степень соответствия запланированному уровню расходов Нет Не используются, показатели складываются Присваивается
2. Мурманск Степень достижения целей; степень соответствия запланированному уровню расходов Полученной оценке присваивается качественная характеристика в зависимости от сочетания оценок двух показателей
3. Челябинск Степень достижения целей; степень достижения запланированных индикаторов; степень соответствия запланированному уровню расходов Нет Не используются, показатели складываются Нет
4. Пятигорск Степень достижения целей; степень соответствия запланированному уровню расходов; степень выполнения программных мероприятий; оценка своевременности выполнения основных мероприятий Нет Используются Присваивается
6 (62) 2015 ■патав
69
Окончание табл. 1
Город Используемые критерии Балльная оценка критериев Весовые коэффициенты при получении итоговой оценки Качественная характеристика итоговой оценки
5. Нижний Новгород Степень достижения целей; степень соответствия запланированному уровню расходов; степень выполнения программных мероприятий; полнота и своевременность корректировки муниципальной программы ответственным исполнителем; качество и полнота представляемого ответственным исполнителем отчета о реализации муниципальной программы Присуждается процентным критериям Используются Присваивается
6. Салехард Степень соответствия запланированному уровню расходов; степень выполнения программных мероприятий; соответствие индикаторов эффективности реализации, приведенных в оценке эффективности, утвержденным в программе; количество изменений, внесенных в программу; качество и своевременностьотчета о выполнении программы Присуждается процентным критериям Используются Присваивается
Авторы отмечают следующие недостатки рассмотренных программ:
• критерии «полнота и своевременность корректировки муниципальной программы» и «качество и полнота представляемого ответственным исполнителем отчета» по сути отражают одно и то же - качество организационной работы исполнителя программы; разделение их на два показателя при небольшом количестве учитываемых параметров дает этому, не самому важному индикатору эффективности, слишком большой вес;
• степень достижения запланированных индикаторов и степень достижения поставленной в программе задачи также отражают одну характеристику, поскольку индикаторы программы и есть инструмент достижения ее цели, оценивать данные показатели по отдельности не представляется возможным.
Рассмотренные методики, позволяя оценить качество работы по реализации программы в абсолютном отношении, не дают возможности сравнить исполнителей. Присуждение балльных оценок происходит таким образом, что итоговые оценки эффективности оказываются очень близкими, а шкала оценки показателей узкой, что препятствует выстраиванию рейтинга эффективности реализации.
Авторы настоящей статьи предлагают собственную методику оценки эффективности реализации муниципальных программ, базирующуюся на итоговом совокупном стандартизированном показателе. Сущность методики заключается в приведении показателей к сопоставимому виду, или стандартизации, что позволяет выстроить адекватный рейтинг оценки эффективности реализации муниципальных программ [7]. В дополнение к этому учитываемые в анализе критерии разбиваются на группы
в соответствии с их важностью для итоговой оценки эффективности и каждой категории критериев присваивается весовая оценка [8].
Оценка эффективности реализации муниципальных программ в предлагаемой методике проводится по следующим критериям: степень достижения целей и решения задач муниципальной программы; выполнение планируемых объемов финансирования; степень выполнения программных мероприятий; эффективность использования бюджетных средств; объем привлеченных средств из вышестоящих бюджетов и внебюджетных источников; оценка организации управления и контроля за ходом реализации муниципальной программы.
Предлагается подразделить используемые показатели на три категории. Первая включает в себя показатели оценки степени достижения целей и решения задач муниципальной программы. Ко второй группе относятся показатели, характеризующие эффективность использования бюджетных средств. Третья группа показателей отражает эффективность работы администрации города по управлению муниципальной программой. По каждой категории рассчитывается соответствующий числовой критерий. Данные критерии просчитываются отдельно для каждой муниципальной программы и приводятся к сопоставимому виду при помощи стандартизации (табл. 2). Затем каждому критерию присваивается соответствующий весовой коэффициент, отражающий его значимость для итоговой оценки эффективности реализации муниципальной программы.
Таблица 2
Методика оценки эффективности реализации муниципальных программ на основе стандартизированного показателя
Характеристика этапа Формула расчета Используемые показатели
1. Оценка степени достижения целей и решения задач муниципальной программы
1.1. Муниципальные программы имеют целевой характер, следовательно, при оценке эффективности их реализации принципиальное значение имеет степень выполнения поставленных задач. Каждая программа обладает набором целевых показателей, индикаторов, количественно выраженных характеристик достижения цели или решения задачи. Выполнение каждого целевого показателя является необходимым условием, а достижение всех индикаторов -достаточным условием успешной реализации программы 1 т Се1 = — -У $1 т 1=1 Се1 - степень достижения цели, решения задачи муниципальной программы; 5. - оценка достижения планового значения 1-го индикатора программы; т - количество индикаторов
1.1.1. Оценка достижения планового значения для индикаторов, желаемой тенденцией развития которых является рост Е 3, =-!- -100% ' Р Е . - фактическое значение 1-го индикатора; Р. - плановое значение 1-го индикатора
1.1.2. Оценка достижения планового значения для индикаторов, желаемой тенденцией развития которых является снижение Р. 8. -100% ' Ц
Продолжение табл. 2
Характеристика этапа Формула расчета Используемые показатели
1.2. Для сопоставления степени достижения целей несколькими муниципальными программами этот показатель приводится к сопоставимому виду. В результате вычислений программа, показавшая наибольшую эффективность по данному критерию, получит 1 балл, наименьшую - 0 баллов Cel max- Cel f X K t = 1 J Cel max- Cel min Ксе1 - критерий степени достижения целей муниципальной программы; Cel max, Cel min - максимальный и минимальный показатель степени достижения цели по всем муниципальным программам соответственно; Cel f X - фактический показатель степени достижения цели муниципальной программы X
2. Оценка эффективности использования средств бюджета
2.1. Степень выполнения планируемых объемов финансирования характеризует долю выполненных финансовых обязательств Cf Fin = CP Fin - степень выполнения планируемых объемов финансирования; Cf - фактические расходы на реализацию программы; Cp - плановые расходы на реализацию программы, предусмотренные в бюджете города
2.2. Степень выполнения программных мероприятий характеризует долю реализованных мероприятий Mf Mer =—-Mp Mer - степень выполнения программных мероприятий; Mf - количество программных мероприятий, выполненных в полном объеме; М - общее количество запла- p нированных мероприятий
2.3. Эффективность использования средств бюджета сопоставляет выполненные мероприятия и израсходованные финансовые средства Mer E fin =- fin Fin Efin - показатель эффективности использования средств бюджета
2.4. Для сопоставления степени достижения целей несколькими муниципальными программами этот показатель приводится к сопоставимому виду. В результате вычислений программа, показавшая наибольшую эффективность по данному критерию, получит 1 балл, наименьшую - 0 баллов K E fin max- EfinfX fin E fin max- E fin min К^п - критерий эффективности использования средств бюджета; E fin max, E fin min - максимальный и минимальный показатель эффективности использования средств бюджета по всем муниципальным программам соответственно; E fin f X - фактический показатель эффективности использования средств бюджета по программе X
Продолжение табл. 2
Характеристика этапа Формула расчета Используемые показатели
3. Оценка организации управления и контроля за ходом реализации муниципальной программы
3.1. Оценка привлечения муниципальной программой средств из вышестоящих бюджетов и внебюджетных источников производится путем определения объема привлеченных средств из вышестоящих бюджетов и внебюджетных источников на 1 рубль собственных средств бюджета города. Данный показатель характеризует активность администрации города в привлечении внебюджетных средств через взаимодействие с общественностью и бизнесом, а также привлечение средств вышестоящих бюджетов путем участия в областных и федеральных программах, предусматривающих предоставление субсидий и софинансирование проектов pr _ Fb + Ob + V Gb Pr - коэффициент привлечения средств из вышестоящих бюджетов и внебюджетных источников; Fb , Ob , V - фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий муниципальной программы из федерального бюджета, областного бюджета и внебюджетных источников соответственно; Gb- фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий муниципальной программы из собственных средств бюджета города
3.2. Оценка своевременности корректировки программы и качества отчетности (Cor) производится путем присваивания балльного значения качественной характеристике. Расчет данной оценки может меняться в зависимости от специфики муниципального образования, проводящего оценку эффективности реализации программ, и должен отображать актуальные для каждого конкретного города требования к административному контролю за реализацией программы Необходимые изменения в муниципальную программу вносились своевременно и в полном объеме, отчеты полностью соответствуют установленным требованиям и рекомендациям Cor =1 балл
Необходимые изменения в муниципальную программу вносились несвоевременно и (или) не в полном объеме, отчеты не соответствуют установленным требованиям и рекомендациям Cor = 0 баллов
3.3. Показатель эффективности организации управления и контроля за ходом реализации муниципальной программы E Pr + Cor org - 2 E - показатель org эффективности организации управления и контроля
Окончание табл. 2
Характеристика этапа Формула расчета Используемые показатели
3.4. Для сопоставления степени достижения целей несколькими муниципальными программами этот показатель приводится к сопоставимому виду. В результате вычислений программа, показавшая наибольшую эффективность по данному критерию получит 1 балл, наименьшую - 0 баллов Eorg max- Eorg f X K = 1 Eorgmax- Eorg min Kog - критерий эффективности организации управления и контроля за ходом реализации муниципальной программы; E org max, E org min - максимальный и минимальный показатель эффективности организации управления и контроля по всем муниципальным программам соответственно; E org f X - фактический показатель эффективности организации управления и контроля по программе X
4. Итоговый рейтинг эффективности реализации муниципальных программ
4.1. Каждому блоку присваивается весовой коэффициент, определяющий важность данного блока для общей эффективности программы. Критерии достижения цели и эффективности использования финансовых ресурсов важны в одинаковой степени. Эффективность организации управления и контроля за ходом реализации муниципальной программы сравнительно менее важна, однако ею, безусловно, нельзя пренебрегать. Указанные весовые коэффициенты могут корректироваться в соответствии с приоритетами каждого конкретного муниципального образования Критерий Удельный вес (значимость)
Kcel 0,4
Kfin 0,4
К 0,2
4.2. Итоговая интегральная оценка эффективности E = SUM(Ki ■ Zi) E = 0AKcel + 0,4Kfin + 0,2Korg Е - интегральная оценка эффективности реализации муниципальной программы; К. - оценка 1-го критерия; Z. - удельный вес (значимость) 1-го критерия
Предложенная методика позволяет выстроить рейтинг эффективности реализации муниципальных программ. За основу авторами был взят метод балльной оценки: чем выше итоговая балльная оценка, тем эффективней реализуется муниципальная программа.
Методика была апробирована на данных о реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода за 2014 г. (табл. 3).
В целом реализация программ в городе Нижнем Новгороде в 2014 г. велась с неравномерной результативностью. Из 7 проанализированных программ 4 показывают высокую эффективность, 2 характеризуются умеренной эффективностью реализации, 1 реализуется крайне неэффективно. Наиболее эффективно в 2014 г. реализовывалась программа «Пожарная безопасность города Нижнего Новгорода на 2013-2015 гг.». Наименьшие показатели у программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Нижнем Новгороде на период 2011-2015 гг.». Согласно проведенной оценке эффективность реализации данной программы минимальна, и можно сделать вывод, что работа велась неплодотворно и должна быть скорректирована.
Таблица 3
Апробирование методики оценки эффективности реализации муниципальных программ на основе стандартизированного показателя на примере города Нижнего Новгорода за 2014 г.
Муниципальная программа Се1 Ксе1 Ки Мег Еи Ки Рг Сог Е К Е
1. Пожарная безопасность города Нижнего Новгорода на 2013-2015 гг. 81,9 0,65 0,51 0,75 1,47 1,00 4,35 1 2,68 0,77 0,81
2. Развитие туризма на территории города Нижнего Новгорода в 2012-2016 гг. 100,0 1,00 0,51 0,60 1,18 0,51 4,35 1 2,68 0,77 0,76
3. Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде на 2012-2015 гг. 98,0 0,96 0,89 0,93 1,04 0,29 6,63 0 3,32 1,00 0,70
4. Развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Нижнего Новгорода на 2013-2015 гг. 90,1 0,81 0,78 1,00 1,28 0,68 1,33 0 0,67 0,06 0,61
5. Развитие информационного общества города Нижнего Новгорода на 2013-2015 гг. 76,7 0,55 0,67 0,80 1,20 0,54 0,00 1 0,50 0,00 0,43
6. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории города Нижнего Новгорода на 2013-2015 гг. 72,4 0,46 1,00 0,87 0,87 0,00 3,20 0 1,60 0,39 0,26
7. Обеспечение жильем молодых семей в городе Нижнем Новгороде на период 2011-2015 гг. 48,6 0,00 0,82 0,75 0,92 0,08 0,65 1 0,83 0,12 0,05
Таким образом, авторы, учтя имеющийся опыт муниципалитетов, постарались включить в методику наиболее удачные, по их мнению, элементы существующих методик оценки и избежать выявленных недостатков. Представленная методика использует удобный и объективный комплекс показателей, опирается на практику применения весовых критериев, присуждаемых показателям, что дает возможность оценить эффективность реализации программ максимально объективно. Приведение к среднему показателю позволяет четко выстроить рейтинг качества работы исполнителей программ, что зачастую невозможно при использовании иных методик.
Предложенная методика оценки является комплексной, учитывает качественные и количественные показатели эффективности реализации. Система оценки достаточно гибкая, через корректировку весовых коэффициентов и ввод дополнительных показателей может быть подстроена под специфику и приоритеты конкретных муниципальных образований. Представленный по итогам проведения оценки рейтинг позволяет проанализировать ход реализации муниципальных программ, отметить наиболее и наименее эффективно реализуемые, выявить недостатки каждой из них. Программы сопоставляются друг с другом, что дает возможность объективно оценить, кто из исполнителей работает максимально эффективно.
Программное бюджетирование направлено на повышение эффективности государственного сектора. Анализ качества реализации муниципальных программ позволяет оперативно принимать управленческие решения, изменяя параметры реализации программы и объемы финансирования, корректировать показатели и добиваться наиболее эффективного достижения поставленных целей [1].
Источники
1. Афанасьев М. П., Шаш Н. Н. Инструментарий оценки эффективности бюджетных программ // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 3.
2. Барулин С. В. Оценка результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых программ // Финансы. 2010. № 5.
3. Лапин А. Е., Ломовцева Н. Н., Илехменев В. А. Оценка эффективности реализации государственных программ (американская и российская практика) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2013. Т. 26. № 8-1 (151).
4. Орлов В. А. Анализ, средства и оценка эффективности реализации муниципальных целевых программ // Бизнес в законе. 2011. № 6.
5. Рыкова И. Н., Фокина Т. В. Совершенствование подходов к системе оценки эффективности государственных программ Российской Федерации // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2014. № 9-10.
6. Ярошенко Т. П. Методика оценки эффективности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ // Управление экономическими системами: электрон. журн. 2011. № 10. Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs-34-342011/item/705-2011-10-20-07-30-00.
7. Яшина Н. И., Поющева Е. В., Комиссаров А. В. Методологические основы управления бюджетными средствами в целях реализации политики бюджетирования, ориентированного на результат // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 4.
8. Яшина Н. И., Ясенев А. В., Ясенев А. Н. Совершенствование методов оценки бюджетной устойчивости муниципальных образований и субъектов РФ // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 1-1.
9. Implementation guidelines on evaluation and capability building for the local and micro region level in Hungary / Organization for Economic Cooperation and Development. 2009. URL: http://www.oecd.org/regional/leed/42748793.pdf.
10. Newberry S. Public sector reforms and sovereign debt management: Capital market development as strategy? // Critical Perspectives on Accounting. 2015. Vol. 27.
11. Program Evaluation Methods: Measurement and attribution of programs results / Minister of Public Works and Government Services. Published by Public Affairs Branch Treasury Broad of Canada, Secretariat. URL: http://www.tbs-sct.gc.ca/cee/pubs/meth/pem-mep-eng. pdf.