Научная статья на тему 'Методика оценки эффективности развития крупного города'

Методика оценки эффективности развития крупного города Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
560
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУПНЫЙ ГОРОД / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ГРАНИЦЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ / СИСТЕМНО-ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Щербакова Надежда Викторовна

Рассмотрены проблемы оценки эффективности социально-экономического развития крупного города. Предложена методика оценки эффективности развития крупного города на основе системно-динамического подхода. Разработанная методика оценки эффективности развития крупного города позволяет выработать адекватные механизмы управления его развитием, направленных на повышение уровня жизни горожан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Щербакова Надежда Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems ofthe assessment ofcity development effectiveness are considered. The methodology ofthe assessment ofcity development effectiveness, based on system-dynamic approach, is offered. The main elements ofthe methodology are described in the article. The elaborated methodology allows to work out the adequate management mechanisms ofcity development, directed to raise the living standard ofcity dwellers.

Текст научной работы на тему «Методика оценки эффективности развития крупного города»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гутман Г.В., Звягинцева О.П., Мироедов А.А.

Регион в формировании социального государства. М.: Финансы и статистика, 2005. 160 с.

2. Добрецов Н.Л., Конторович А.Э., Коржуба-

ев А.Г. и др. Научные основы стратегии социально-экономического развития Сибири // Регион: экономика и социология. 2001. № 4. С. 55, 62-64.

3. Дорогов Н.Н Государственное управление региональным хозяйством. Иваново: ИвГУ, 1998.

4. Дыбская В.В. Управление складом в логистической системе. М.: КИА центр, 2000. 205 с.

5. Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. Глобализация и российские регионы // Проблемы теории и практики управления, 2003. № 1.

Щербакова Н.В.

Методика оценки эффективности развития крупного города

Динамичный рост крупных городов как по численности населения, так и по площади территориальных ресурсов является одной из характерных мировых тенденций современного социально-экономического развития. При этом повышенная концентрация населения на ограниченной территории ужесточает требования к качеству управления урбанизированной территорией: во-первых, выдвигает проблему оценки социально-экономического развития крупных городов и его последствий и, во-вторых, вызывает необходимость определения границ эффективности их развития.

Однако в настоящее время отсутствуют адекватные подходы к оценке влияния современных условий на изменение уровня жизни горожан и на эффективность развития всей социально-экономической системы города. Имеющиеся методы оценки базируются на фрагментарном, поэлементном подходе и статике, что не дает возможности адекватно оценить существующее состояние эффективности управления социально-экономической системой крупного города и прогнозировать ее развитие как в ближней, так и в дальней перспективе в соответствии с современными требованиями.

Недоучет системности и динамики развития крупных городов при оценке на основе существующих подходов приводит к следующим проблемам:

- недостаточно изучена социально-экономическая динамика, в частности структурные и циклические изменения в развитии крупных городов, что предполагает переход от статических моделей отдельных отраслей городского хозяйства к динамическим моделям социально-экономической системы города;

- практически отсутствует экономический поход к оценке: не определяются затраты на социально-экономическое развитие крупных городов, а если и определяются, то фрагментарно. Систематически определяется только валовой региональный продукт (ВРП) как сумма валовых добавленных стоимостей отраслей городского хозяйства. Определяются результаты развития, но не рассматривается, какой ценой они достигнуты;

- в большинстве случаев оценка производятся на чисто теоретическом уровне, без ориентации на практическое применение: выработки механизмов повышения эффективности развития городов, прогноз его последствий.

Необходим системно-динамический подход к оценке эффективности социально-экономического развития крупного города, который сегодня отсутствует. Нужны методы оценки именно эффективности социально-экономического развития крупного города, основанные на сопоставлении затрат и результатов его развития, позволяющие определить границы эффективности развития города.

Новизна предлагаемой методики оценки эффективности развития крупного города состоит в использовании системно-динамического подхода, суть которого заключается в изучении изменений социально-экономических явлений в их взаимосвязи и взаимодействии, в поиске путей, механизмов управления этими изменениями. Методика позволяет перейти от оценки по отдельным показателям к оценке на основе системно-динамической модели. Разработанная методика включает в себя следующие элементы:

- системно-динамическую модель развития крупного города;

Региональная экономика -►

- формирование системы показателей по модели, в том числе показатель "стоимости роста города";

- границы эффективности его социально-экономического развития;

- разработку тарифов и нормативов социально-экономического развития крупного города, которые выступают в качестве механизмов управления его развитием.

Первым ученым, построившим математическую системно-динамическую модель типичного американского города, ориентированную на анализ эволюции урбанизированной территории в 70-х годах XX века, был Дж. Форрестер. Ученый пришел к выводу, что жизнедеятельность города определяется многими взаимосвязанными и взаимодействующими подсистемами, в которых зависимости между элементами не могут быть описаны линейными функциями. Системно-динамическая модель развития города Дж. Форрестера была в те времена инновационной, и в дальнейшем совершенствовалась его последователями.

В отличие от модели Дж. Форрестера и подобных ей динамических моделей развития города, разработанная системно-динамическая модель развития крупного города предполагает системный расчет следующих показателей:

- экономических (доходов и затрат на содержание и развитие города, стоимости роста города, валового регионального продукта);

- социальных (совокупности показателей, оценивающих уровень жизни горожан);

- экологических (показателей, отражающих состояние окружающей среды).

Учет социально-эколого-экономических факторов делает оценку эффективности развития крупного города на основе системно-динамической модели комплексной.

Крупный город при системно-динамическом подходе к оценке предлагается рассматривать как динамично развивающуюся социально-экономическую систему. В модели рассматривается распределение трудовых, финансовых, территориальных ресурсов между ее элементами, а также показывается влияние развития различных элементов модели на уровень жизни горожан. С учетом связей между показателями общий вид системно-динамической модели представлен рис. 1.

Системообразующими для данной модели являются следующие элементы, обеспечивающие жизнедеятельность города:

- население;

- территориальные ресурсы;

- жилищный фонд;

- инженерно-транспортная инфраструктура;

границы эффективности развития

уровень жизни горожан

налоговые и про-

чие отчисления

уровень жизни

[3 гё

налоговые и прочие отчисле-

^-ННЯ-

расходы гс та на разв!

налоге чие о

расходы гор

на развит. нроьЕ-

1. Население

- численность постоянного населения города;

- численность здцэдд^в экономике города;

уровень жизни (торговле питание и пр.)

трудовые ресурсы

зарплата и пр. доходы нас.

Д.-.. А

5. Коммерческо-деловая сфера и потребительский рынок - общая площадь предприятий и организаций коммерческо-де лов ой сферы и потребительского рынка;

:одже-

вые I гчис

расходы гор^§юд-жета на охрану

ансп. :ф-ры

территория И прощания

уровень жизни (жилье,

соц. оьеспечение;

трудовые ресурсы

расходы жета н«

3. Инженер но-транспортная инфраструктура

- общая протяженность упично-дорожной сети;

- проектная производительность водопроводных станций;

- водопотребление в средние сутки;

- проектная производительность очистных сооружений;

- объем очищенных сточных вод;

- проектная произв. газорасп. подстанций и газорегуляторных пунктов;

- годовой расход газового топлива;

- суммарная производительность источников теплоснабжения;

- отпуск тепловой энергии потребителям,

- располагаемая мощность собственных электростанций;

- суммарное электропотребление;

-производительность мусор опер ер абатывающих предприятий;

- объем образования!КО;

кал^ уложения в строит-во жилья _

гор^юд-развитие ,

шф-ры

зарплата и прочие до-

ходы населения

4. Социальная и н фр астр уктура - общая площадь жилищного фонда;

ресурсы инж,-гранеп. инф-ры

кап. влож. в развитие ком:-

дел. сферы и потреб, рынка

кап. влож. в раз-

витие инж,.-.. трансп. инф-ры

джтгта-

сти

окруж среды

даг-

7. Территориальные ресурсы и состояние окружающей среды

- территориальный резерв развития города;

- площадь города; - индекс загрязненности атмосферы; - индекс загрязненности воды р. Невы;

Кап, влож. з развитие соц. инф-ры

2. Производство

- основные производственные фонды предприятий,

- объем выпуска продукции (работ, услуг);

- прибыль от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

изведенной продукции;

кап, влож. в охрану окружающей ср е ды

Рис. 1. Агрегированная системно-динамическая модель развития крупного города

- предприятия и организации, обеспечивающие горожан товарами и услугами первой необходимости и рабочими местами (этот элемент является системообразующим в случае отсутствия обмена города товарами и услугами, трудовыми ресурсами с внешней средой).

Город может рассматриваться как открытая (с учетом его взаимодействий с внешней средой), так и замкнутая (без учета его взаимосвязей с внешней средой) социально-экономическая система. В разработанной модели город исследуется как открытая система в части его обмена трудовыми и финансовыми ресурсами с внешней средой. Однако в модели не учитывается обмен города с внешней средой территориальными ресурсами, поскольку одной из характерных черт социально-экономического развития крупных городов является ограниченность их территориальных ресурсов. С целью упрощения модели в ней не учитываются импорт и экспорт товаров и услуг.

Системно-динамическая модель развития крупного города имеет сложную структуру, и каждый элемент агрегированной модели сам по себе является сложной системой. На рис. 2 приведены в качестве примера состав и структура подсистемы "Территориальные ресурсы" блока "Территориальные ресурсы и состояние окружающей среды" системно-динамической модели.

На рис. 2 в виде стрелок представлены связи между рассматриваемыми показателями модели. Каждой связи между показателями построенной системно-динамической модели соответствует формула. Пример формализации связей между показателями приведен ниже:

ОТ=Л + Т1 + Р1 + ТС + PT + ТР, (1) где ОТ - освоенная территория города; Л - площадь жилых зон; Т1 - площадь территории предприятий и организаций блока "Производство"; Р2 - площадь зеленых насаждений общего пользования; ТС - площадь территории предприятий и организаций коммерческо-деловой сферы и потребительского рынка; РТ - площадь зон инженерно-транспортной инфраструктуры; ТР - площадь прочей территории.

По каждой экзогенной (входной) переменной модели приведены как фактические (1985-2006 гг.), так и прогнозируемые (2007-2025 гг.) значения показателей. Прогноз сделан или с помощью стандартных методов математической статистики. В тех случаях, когда полученные уравнения не были пригодны для прогноза по формальным критериям или же по логике развития социально-экономического явления, прогноз осуществлялся

на основе экспертной оценки наиболее вероятного пути развития рассматриваемого процесса или явления.

Показатели системно-динамической модели используются для оценки уровня жизни горожан, который предлагается определять уровнем обеспеченности услугами инженерно-транспортной, социальной инфраструктур города. Уровень обеспеченности рассчитывается путем сопоставления фактического значения показателя с его нормативным значением. Характеристика достигнутого уровня жизни составляется на основе следующих показателей:

- уровень обеспеченности города улично-до-рожной сетью;

- уровень водообеспеченности населения города;

- уровень обеспеченности населения услугами системы водоотведения;

- уровень газообеспеченности населения города;

- уровень обеспеченности населения города тепловой энергией;

- уровень обеспеченности населения города электроэнергии;

- уровень образования твердых коммунальных отходов от населения;

- уровень обеспеченности населения города общей площадью квартир;

- уровень обеспеченности населения зелеными насаждениями общего пользования.

По построенной системно-динамической модели развития крупного города также определяются следующие системные показатели.

1. Численность постоянного населения города. Этот показатель является исходным показателем для всей модели, определяющим для всех остальных показателей построенной системно-динамической модели. Без горожан нет города.

Для определения показателя "численность населения города" используется следующая формула:

dN/dt = (СЯ(0 - Сит®) + (СР(0 - СУ®), (2) где N - численность постоянного населения города; СЯ - численность родившихся; Сит - численность умерших; СР - численность прибывших; СУ - численность выбывших; t - время (год).

2. Валовой региональный продукт (ВРП). ВРП - обобщающий показатель экономической деятельности региона, города, характеризующий процесс производства товаров и услуг. ВРП равен сумме валовых добавленных стоимостей отраслей экономики города, рассчитанных как разница

<время>

орода; 1

: развйтш:тор<5Дй>: дайсЙйЖзуейьй: т едапорЩ, й аайьй

<численность постоянного населения города>

<площадь жилых зон>

<гшощадь территории предприятий и организаций блока «Производство»^

нормативная площадь зеленых насаждений общего пользования

/

площадь зеленых насаждений общего пользования

......: и ц Пу чр:?» ти г

... I"щйп;:! гт - *з::-ян к;; 1~:г<\;г Ht.it'. г

'' :;нйсейейия

<гшощадь территории под УДС>

площадь территории ВО _^<площадь территории О О

площадь зон площадь территории ГРС и ГРП>

инженерно- ^-<ппощадь территории ИТ>

транспортной <площадь территории ЭС>

инфраструктуры N.

^х^-<площадь терртории МП>

<плошаль теооитооии полигонов ТКО>

<площадь территории предприятий и организаций коммерчески-деловой сферы и потребительского

пл@ щадь прочей-4 террйтйрйи|;;

<время>

<численность постоянного населения гооопа>

площыа. зсЯ'К а Г'Ш :й

! К"? г-;-

<воемя>

Рис. 2. Системные потоковые диаграммы подсистемы «Территориальныересурсы и состояние окружающей среды.

Территориальные ресурсы»

( !:::!:::!:::!:::!:::!:: ~ входщажз о генная переменная; - выходная переменная-индикатор; - переменная-уровень (требуется указать

начальное значение), важная переменная, <численность> - копия какой-то переменной из другой части модели.

УДС - улично-дорожная сеть, ВС - водопроводные станции, ОС - очистные сооружения, ГТС иГТП - газораспределительные подстанции и газорегуляторные пункты, ИТ - источники теплоснабжения; ЭС - электростанции; МП - мусороперерабатывающие предприятия, ТКО - твердые

коммунальные отходы)

между выпуском и промежуточным потреблением плюс чистые налоги на продукты (разность между налогами и субсидиями на продукты). Эти показатели хорошо проработаны и систематически рассчитываются на уровне страны, региона, города.

В построенной системно-динамической модели учитывается рост среднедушевых доходов с увеличением численности населения города. Крупные города концентрируют прибавочный продукт экономики страны. В них сосредотачиваются отрасли, в основном, третичного и четвертичного секторов экономики, находящиеся на вершине природно-продуктовой вертикали. Недоучет этого фактора не позволил бы провести обоснованный анализ зависимости между численностью населения городов и их ВРП на душу населения.

С учетом вышесказанного для расчета показателя "ВРП" используется следующая формула: VRP = (0,25*Ьп(М)-1,07)*^П*М + Т1 + + PR + ТС + CP + 0,11*Ш^), (3) где VRP - валовой региональный продукт; SU - средний уровень номинальной заработной платы; Т1 - налоговые отчисления с произведенной продукции предприятий и организаций блока "Производство"; РЯ - прибыль от реализации произведенной продукции; ТС - налоговые отчисления с предприятий и организаций коммер-ческо-деловой сферы и потребительского рынка; СР - чистая прибыль предприятий и организаций коммерческо-деловой сферы и потребительского рынка; ТКР - поступление налогов и прочих доходов в бюджетную систему РФ.

3. Суммарные затраты на содержание и развитие города. Этот показатель системно-динамической модели включает в себя:

- суммарные расходы на содержание объектов городского хозяйства;

- суммарные расходы на капитальный ремонт объектов городского хозяйства;

- суммарные расходы на новое строительство объектов городского хозяйства.

4. Стоимость роста города. Этот показатель предлагается рассчитывать как прирост суммарных расходов на новое строительство объектов городского хозяйства на единицу прироста населения города.

5. Территориальный резерв развития города. Данный показатель является важнейшим системным показателем для моделей развития крупных городов, характерной чертой развития которых является дефицит территориальных ресурсов. Территориальный резерв развития рассчитыва-

ется как разность между площадью города и его освоенной территорией.

В рамках предлагаемой методики оценки, наряду с вышеперечисленными системными показателями, определяются границы эффективности социально-экономического развития крупного города, которые задают пределы устойчивости развития как отдельных сфер городского хозяйства, так и экономики города в целом.

Границы эффективности социально-экономического развития крупного города могут быть определены практически по любому показателю социально-экономического развития (численность населения города, уровень доходов населения, бюджетная эффективность, плотность застройки, обеспеченность горожан зелеными насаждениями общего пользования и т. д.). Однако ключевым показателем развития любого города является численность его населения.

Предлагается рассматривать верхнюю и нижнюю границы эффективности социально-экономического развития крупного города. Верхнюю границу эффективности развития города по численности его населения предлагается определять через территориальный резерв развития города: верхняя граница - это та максимальная численность населения города, которая может "поместиться" на ограниченной территории города при определенном уровне жизни. Соответственно, чем ниже уровень жизни горожан, тем больше населения сможет проживать в границах города, и, наоборот, чем выше уровень жизни, тем меньше горожан сможет "уместиться" на ограниченной территории города. Это ограничение приобретает особую значимость при рассмотрении города как замкнутой социально-экономической системы, в том числе с точки зрения территориальных ресурсов.

Нижнюю границу эффективности социально-экономического развития крупного города предлагается оценивать с помощью точки безубыточности, соответствующей численности населения города, при которой суммарные затраты на содержание и развитие города будут равны его доходам (части валового регионального продукта). Если суммарные затраты на функционирования и развитие города превысят его доходы, то он станет убыточным и не сможет устойчиво функционировать и развиваться без поддержки извне.

Формализация определения верхней и нижней границ эффективности развития крупного города по численности населения следующая:

4-

Региональная экономика -►

Щ :ТР ^ 0; NN : SZ < кШР,

(4)

где N - численность населения при нулевом территориальном резерве; ТР - территориальный резерв развития города; ^ - численность населения города при достижении им нижней границы эффективности развития; SZ - суммарные затраты на содержание и развитие города; кУЯР - часть ВРП, идущая на компенсацию затрат на содержание и развитие города.

Большую роль при определении нижней границы эффективности развития играет доля доходов, идущая на компенсацию затрат на содержание и развитие города. Эта доля соответствует доли конечного потребления в ВРП (при расчете ВРП по методу конечного использования). Поскольку в построенной модели экспорт и импорт в расчетах не учитываются, для расчета фактического значения доли из ВРП необходимо вычесть величину чистого экспорта (эксперт за вычетом импорта).

Практическая значимость методики оценки эффективности развития крупного города заключается в возможности разработки на ее основе нормативов и тарифов с учетом динамики социально-экономической системы города, которые выступают в качестве механизмов управления его развитием.

С помощью системно-динамической модели определяются тарифы на жилищно-коммунальные услуги, покрывающие затраты на содержание жилищного фонда города, рассчитанные на основе модели.

Неоднородность оказываемых услуг инженерно-транспортной инфраструктуры города не позволяет рассчитать единый тариф на все оказываемые услуги. Однако возможно определить структуру тарифа, отражающую соотношение между затратами на развитие и модернизацию предприятий инженерно-транспортной инфраструктуры и текущими эксплуатационными расходами предприятий.

Нормирование развития города на основе системно-динамического подхода предлагается осуществлять на основе рассчитанных границ эф-

фективности социально-экономического развития города в два этапа:

1. На первом этапе для определения границ эффективности социально-экономического развития города следует установить долю ВРП, идущую на компенсацию затрат на содержание и развитие объектов городского хозяйства, создающих соответствующий уровень жизни горожан. Установление этой доли ВРП и требуемого уровня жизни горожан предполагается осуществлять уполномоченными представителями административного аппарата города;

2. На втором этапе в соответствии с выбранными границами эффективности развития города принимается система требуемых значений показателей социально-экономического развития крупного города, полученных с помощью системно-динамической модели.

Выбранная система показателей развития города является целевой, ориентировочной. Эти значения могут служить ориентирами достигнутых результатов проводимой городским правительством социально-экономической политики. Соблюдение же границ эффективности развития города позволяет судить об устойчивости его развития.

Таким образом, предложенная методика оценки эффективности развития крупного города, в основу которой положен системно-динамический подход, делает возможным учет влияния современных условий на изменение уровня жизни горожан и на эффективность развития всей социально-экономической системы города. Разработанная методика оценки позволяет найти границы эффективности социально-экономического развития крупного города, соблюдение которых делает развитие города устойчивым. С помощью методики возможно прогнозирование последствий нарушения границ эффективности развития города, расчет стоимости роста города. Конечным результатом применения предлагаемой методики оценки является разработка механизмов управления развитием крупного города, направленных на повышение уровня жизни горожан.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гранберг А.Г. Динамические модели народного хозяйства. М.: Экономика, 1985. 240 с.

2. Форрестер Дж. Динамика развития города. М.: Из-во "Прогресс", 1974. 274 с.

3. Дмитриева О.Г. Региональная экономическая диагностика. СПб: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та экономики и финансов, 1992. 272 с.

4. Щербакова Н.В., Каменик Л.Л. Состав системно-динамической модели как основа социально-экономической оценки эффективности развития крупного города // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии. Труды 7-й международной научно-практической конференции. Ч. 2. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2005 г. С. 215-217.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.