Научная статья на тему 'Методика оценки эффективности контрольной работы налоговых органов'

Методика оценки эффективности контрольной работы налоговых органов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3140
756
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика оценки эффективности контрольной работы налоговых органов»

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

ГОЛИКОВА О.В., к.э.н., доцент Волжский университет имени В.Н. Татищева, Тольятти НЕСТЕРЕНКО Е.Г., д.э.н., профессор Самарский государственный экономический университет, Самара

Одной из главных задач, стоящих перед налоговыми органами, является повышение эффективности работы по основным направлениям деятельности и консолидация усилий на выполнение бюджетных назначений.

Для принятия обоснованных управленческих решений на различных уровнях управления необходима комплексная сравнительная оценка эффективности контрольной работы налоговых органов. С ее помощью можно решить следующие задачи:

- выявить резервы по мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей;

- определить диспропорции в работе налоговых органов и пути их устранения;

- осуществить меры по совершенствованию налогового администрирования и разработать приоритетные направления развития налоговых органов;

- определить состояние контрольной работы на различных уровнях управления.

Методика оценки эффективности контрольной работы управлений ФНС России

разработана в целях усиления налогового контроля, увеличения темпов и объемов налоговых поступлений в бюджетную систему РФ, изыскания резервов существенного улучшения организации контрольной работы и методов ее проведения. Данные показатели эффективности работы налоговых органов позволяют комплексно и объективно оценить деятельность УФНС по Самарской области по основным параметрам контрольной работы.

Оценка контрольной работы УФНС по Самарской области включает в себя:

- общую оценку показателей эффективности контрольной работы;

- оценку показателей организации и проведения камеральных налоговых проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах;

- оценку показателей организации и проведения выездных налоговых проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах;

- оценку контрольной работы по вопросу соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.

Показатели методики выбраны таким образом, чтобы направить усилия налоговых органов на решение задач максимального привлечения средств в бюджеты всех уровней, осуществление эффективной контрольной работы, сокращение недоимки.

Основной задачей разработки методики является формирование перечня параметров, используемых для оценки.

В данном случае максимально использованы сведения материалов налоговой отчетности. Такое построение системы показателей основано на следующих положениях:

- налоговая отчетность регулярна и охватывает широкий спектр сведений о работе налоговых органов;

- данные отчетности базируются на документах, большая часть сведений может быть соответствующим образом подтверждена;

- за точность сведений установлена персональная ответственность руководства налоговых органов;

- инструментарий по приему и обработке данных налоговой отчетности в достаточной степени технически и организационно отработан;

- учитывая, что сведения отчетности представляются налоговой службой во внешние структуры, использование этих материалов соответствует принципу единства анализируемых параметров.

Практическое применение методики проведено на основе данных УФНС по Самарской области.

Для расчетов указанных коэффициентов понадобятся следующие данные о результатах контрольной работы УФНС по Самарской обл. по итогам 2007 года. Данные приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты контрольной работы УФНС по Самарской области по итогам 2007 года

№ п/п Показатель 2007 год

1 Количество налоговых проверок организаций 1 177 714

2 Количество выездных проверок, всего 8 016

3 Количество выездных проверок организаций 5 618

4 Количество выездных проверок, выявивших нарушения, всего 7 799

5 Количество выездных проверок организаций, выявивших нарушения 5 466

6 Количество выездных проверок, проведенных совместно с правоохранительными органами 250

7 Количество камеральных проверок, всего 1 169 698

8 Количество камеральных проверок, выявивших нарушения 74 182

9 Сумма платежей, дополнительно начисленных в результате налоговых проверок, млн. руб. В том числе: В ходе проведения камеральных проверок В ходе проведения выездных проверок 9 702,4 3 453,4 5 048

10 Сумма уменьшения дополнительно начисленных платежей по решениям судебных и вышестоящих органов, млн. руб. 3 624,7

Для выявления причины изменения эффективности контрольной работы, целесообразно использовать уточненную систему показателей, состоящую из трех групп коэффициентов. Группировка данных коэффициентов изображена на рисунке 1.

Данная группировка обусловлена спецификой и особенностями показателей, характеризующих деятельность налоговых органов, и учитывает направления проведения анализа отдельно взятого налогового органа.

К первой группе отнесены коэффициенты, характеризующие общую эффективность контрольной работы. К таким показателям можно отнести следующие:

1) Коэффициент совместных с правоохранительными органами проверок организаций (Кспо). Данный показатель рассчитывается по формуле (1):

Кс.п.о _ ^с.п.о. / К.п. , (1)

где,

^.п.о. - количество совместных с правоохранительными органами проверок организаций;

Кнп - количество налоговых проверок организаций.

Рассчитаем данный коэффициент на примере УФНС по Самарской области:

Кспо = 250 шт. / 8 016 шт. = 0,03

Рисунок 1. Группировка коэффициентов, используемых для оценки эффективности

деятельности налоговых органов.

То есть, из общего числа налоговых проверок, проведенных УФНС по Самарской области за 2006 год, лишь в 3 % случаев привлекались к сотрудничеству правоохранительные органы. Если этот показатель увеличить, т.е. увеличить число совместных выездных проверок налоговых органов с ОВД, то результативность таких проверок возрастет, следовательно, увеличатся поступления в бюджет РФ.

2) Коэффициент взыскания дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы (Кв.д.н.) рассчитывается следующим образом (формула 2):

Кв.д.н. = Св.п. / Сд.н.п , (2)

где,

Свп., Сднп - суммы платежей, взысканных по результатам контрольной работы, дополнительно начисленных в результате налоговых проверок (камеральных и выездных) соответственно.

Расчет данного коэффициента на примере УФНС по Самарской области будет выглядеть следующим образом:

Кв.д.н. = 4 156,7 млн. руб. / 9 702,4 млн. руб. = 0,43

Значение данного коэффициента позволяет сделать следующий вывод. Сумма взысканных платежей по результатам контрольной работы, проведенной УФНС по Самарской области в течение 2007 года, составляет лишь 43 % от общей суммы дополнительно начисленных платежей в результате налоговых проверок. Следовательно, необходимо усилить меры по обеспечению стопроцентного взыскания таких сумм.

3) Коэффициент уменьшения дополнительно начисленных платежей по решениям судебных и вышестоящих органов (Ку.д.н.п.). Данный показатель рассчитывается по формуле (3):

Ку.д.н.п. = Су.р.с.. / Сд.н.п , (3)

где,

Су.р.с.. - сумма уменьшения дополнительно начисленных платежей по решениям судебных и вышестоящих органов;

Сд.н.п - сумма платежей, дополнительно начисленных по результатам камеральных и выездных проверок.

Рассчитаем данный коэффициент на примере УФНС по Самарской обл.:

Ку.д.н.п. = 3 624,7 млн. руб. / 9 702,4 млн. руб. = 0,37

То есть, в ходе судебных притязаний между УФНС по Самарской области и налогоплательщиками, суммы дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы за 2007 год были уменьшены на 37 %, что говорит о необходимости усиления позиций налоговых органов в ходе судебных процессов.

Во второй группе показателей сгруппированы коэффициенты, характеризующие организацию и проведение камеральных налоговых проверок. К таким коэффициентам относятся:

- Коэффициент дополнительного начисления платежей по камеральным проверкам (Кд.н.кп.), который рассчитывается по следующей формуле (4):

Кд.н.к.п = Сд.н.к. / Сд.н.п , (4)

где,

Сдн.к. , Сднп - суммы дополнительно начисленного платежей по результатам камеральных проверок, по результатам выездных и камеральных проверок соответственно.

Рассчитаем данный коэффициент на примере УФНС по Самарской обл.:

Кд.н.к.п = 3 453,4 млн. руб. / 9 702,4 млн. руб. = 0,35

Доля сумм дополнительно начисленных платежей по результатам камеральных проверок в общей сумме доначисленных платежей в ходе контрольных мероприятий УФНС по Самарской области за 2007 год составляет 35 %. Это говорит о том, что организация камеральных проверок недостаточно высока, следовательно, необходимо принять меры по усилению камерального контроля.

- Коэффициент дополнительного начисления платежей на одну проверку по результатам камеральных проверок (Кд.н.п), который рассчитывается следующим образом (формула 5):

Кд.н.п = Сд.н.к / N , (5)

где,

Сдн.к - сумма дополнительно начисленных платежей по результатам камеральных проверок;

N - количество камеральных проверок за отчетный период.

Расчет данного коэффициента на примере УФНС по Самарской обл. будет выглядеть следующим образом:

Кднп = 3 453,4 млн. руб. / 1 169 698 шт. = 0,003 (3 000 руб. на 1 проверку)

Значение данного коэффициента говорит о том, что на одну проверку, проведенную в ходе камерального контроля, приходится 3 000 руб. дополнительно начисленных платежей. Эта сумма невелика, следовательно, требуются принять меры по совершенствованию организации камеральных проверок.

- Коэффициент выявления нарушений законодательства о налогах и сборах по результатам камеральных проверок (Квн), который рассчитывается по следующей формуле (6):

Кв.н. = N3 / N , (6)

где,

N - количество камеральных проверок, выявивших нарушения;

N - количество камеральных проверок за отчетный период.

Рассчитаем данный коэффициент на примере УФНС по Самарской обл.:

Квн. = 74 182 шт. / 1 169 698 шт. = 0,06

То есть, в ходе всех проведенных камеральных проверок лишь в 6 % из них выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах со стороны налогоплательщиков. Это говорит о достаточно высокой осведомленности налогоплательщиков в сфере налогового законодательства РФ.

- Коэффициент взыскания дополнительно начисленных платежей по результатам камеральных проверок (Кв.к.п.), который рассчитывается следующим образом (формула 7):

Кв.к.п. = Св.к.п. / Св. , (7)

где,

Св.к.п. , Св. - суммы взысканных дополнительно начисленных платежей по результатам камеральных проверок, по результатам выездных и камеральных проверок соответственно.

Расчет данного коэффициента на примере УФНС по Самарской обл. будет выглядеть следующим образом:

Кв.к.п. = 3 453,4 млн. руб. / 9 702,4 млн. руб. = 0,35

Доля сумм взысканных платежей по результатам камеральных проверок в общей сумме доначисленных платежей в ходе контрольных мероприятий УФНС по Самарской области за

2007 год составляет 35 %. Это говорит о том, что организация камеральных проверок недостаточно высока, следовательно, необходимо принять меры по усилению камерального контроля.

К третьей группе показателей, характеризующих деятельность налоговых органов, следует отнести следующие коэффициенты:

- Коэффициент результативности выездных проверок организаций (Кр.в.п.), который рассчитывается по формуле (8):

Кр.в.п. = ^.в.п. / ^.п. , (8)

где,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^.в.п. - количество выездных проверок организаций, выявивших нарушения;

Квп. - общее количество выездных проверок организаций.

Рассчитаем данный коэффициент на примере УФНС по Самарской обл.:

Кр.вп. = 5 466 шт. / 5 618 шт. = 0,97

Значение данного коэффициента говорит о том, что результативность выездных налоговых проверок составляет 97 %, что говорит о достаточно высокой и правильной организации проведения выездных налоговых проверок, проводимых УФНС по Самарской области.

- Коэффициент дополнительного начисления на одну выездную проверку организации (Кд.н.вп.), который рассчитывается следующим образом (формула 9):

Кд.н.в.п.. = Сд.н.в.п. / ^в.п , (9)

где, Сд.н.вп. - сумма дополнительно начисленных платежей по результатам выездных проверок организаций; Квп. - общее количество выездных проверок организаций.

Расчет данного коэффициента на примере УФНС по Самарской обл. будет выглядеть следующим образом:

Кд.н.вп.. = 5 048 млн. руб. / 5 618 шт. = 0,89 (898 540 руб. на 1 проверку)

То есть, на одну выездную проверку, проведенную УФНС по Самарской области за 2007 год, приходится 898 540 руб. дополнительно начисленных платежей, что отражает высокую организацию проведения выездных налоговых проверок.

Проведенные расчеты в части критериев и их составляющих целесообразно представить в виде таблиц, откуда сразу можно выявить основные направления работы налоговых органов по повышению эффективности их деятельности.

Результаты оценки деятельности УФНС по Самарской области по итогам 2007 года представлены в таблице 2.

Предлагаемая методика имеет открытый характер, то есть в соответствии с выбранной идеологией формирования итогового критерия любой параметр может быть использован для оценки (посредством введения дополнительного коэффициента, определяемого как отклонение данного параметра от среднероссийского значения, с учетом целесообразных ограничений). Таблица 2. Результаты оценки деятельности УФНС по Самарской области по рассматриваемым критериям, 2007 год__________________________________________________________________________

№ п/п Коэф- фициент Формула Расшифровка формулы Значение

1 Кс.п.о ^с.п.о. / К.п. ^.п.о. - количество совместных с правоохранительными органами проверок организаций; Кнп - количество налоговых проверок организаций 0,03

2 Кв.д.н. ^ в в я в. д. и о Свп., Сднп - суммы платежей, взысканных по результатам контрольной работы, дополнительно начисленных в результате налоговых проверок (камеральных и выездных) соответственно 0,43

Сурс.. - сумма уменьшения дополнительно начисленных платежей по решениям судебных и вышестоящих органов;

3 Ку.д.н.п. Су.р.с.. / Сд.н.п Сд.н.п - сумма платежей, дополнительно начисленных по результатам камеральных и выездных проверок. 0,37

4 Кд.н.к.п Сд.н.к. / Сд.н.п Сд.н.к. , Сд.н.п - суммы дополнительно начисленных платежей по результатам камеральных проверок, по результатам выездных и камеральных проверок соответственно 0,35

5 Кд.н.п Сд.н.к / Nк Сд.н.к - сумма дополнительно начисленных платежей по результатам камеральных проверок; N - количество камеральных проверок за отчетный период 0,003 3000 руб. на 1 проверку

6 Кв.н. N / N N - количество камеральных проверок, выявивших нарушения; Кк - количество камеральных проверок за отчетный период 0,06

7 Кв.к.п. Св.к.п. / Св. Св.кп. , Св. - суммы взысканных дополнительно начисленных платежей по результатам камеральных проверок, по результатам выездных и камеральных проверок соответственно. 0,35

8 Кр.в.п. Кр.в.п. / Кв.п. Крвп. - количество выездных проверок организаций, выявивших нарушения; Кв.п. - общее количество выездных проверок организаций 0,97

9 Кд.н.в.п.. Сд.н.в.п. / Кв.п , Сд.н.в.п. - сумма дополнительно начисленных платежей по результатам выездных проверок организаций; Квп. - общее количество выездных проверок организаций 0,89 898 540 руб. на 1 проверку

Полученные данные показывают, что эффективность работы налоговых органов может быть существенно повышена посредством анализа, широкого внедрения передового опыта и жесткого контроля за действиями «неблагополучных» инспекций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.