УДК 338.2
А.Р. Павлова
Студент 4 курса, финансового экономический институт Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, РФ
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВОГО ОРГАНА
НА ПРИМЕРЕ РС(Я) ПО ИТОГАМ 2014 ГОД
Аннотация
На основе методики оценки эффективности контрольной работы управлений ФНС России проанализирована деятельность налоговых органов по эффективности проведения камеральных и выездных проверок.
Ключевые слова
Камеральные проверки, выездные проверки, налоговые поступления.
Одной из главных задач, стоящих перед налоговыми органами, является повышение эффективности работы по основным направлениям деятельности и консолидация усилий на выполнение бюджетных назначений.
Актуальность исследований в данной области обусловлена тем, что повышение эффективности контрольной работы - важнейшая составляющая в деятельности налоговых органов с точки зрения обеспечения доходов бюджета и уменьшения расходной его части, связанной с функционированием налоговой службы.
Для принятия обоснованных управленческих решений на различных уровнях управления необходима комплексная сравнительная оценка эффективности контрольной работы налоговых органов.
Методика оценки эффективности контрольной работы управлений ФНС России разработана в целях усиления налогового контроля, увеличения темпов и объемов налоговых поступлений в бюджетную систему РФ, изыскания резервов существенного улучшения организации контрольной работы и методов ее проведения. Данные показатели эффективности работы налоговых органов позволяют комплексно и объективно оценить деятельность УФНС по РС(Я) по основным параметрам контрольной работы[1], [2].
Практическое применение методики проведено на основе данных УФНС по РС(Я). Для расчетов указанных коэффициентов понадобятся следующие данные о результатах контрольной работы УФНС по РС(Я) по итогам 2014 года. Данные приведены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты контрольной работы УФНС по РС(Я) по итогам 2014 года[3]. (составлена автором на основании отчёта о результатах контрольной работы налоговых
органов РС(Я) за 2014 г)
№ Показатель 2015 год
1 Количество выездных проверок всего 1521
2 Количество выездных проверок, выявивших нарушений, всего 829
3 Количество камеральных проверок, всего 221216
4 Сумма платежей, дополнительно начисленных в результате налоговых проверок, тыс. руб. В том числе: В ходе проведения камеральных проверок В ходе проведения выездных проверок 8700885 409763 6862768
Для выявления причины изменения эффективности контрольной работы, целесообразно использовать уточненную систему показателей, состоящую из трех групп коэффициентов.
Коэффициенты, характеризующие общую эффективность
контрольной работы
■ Коэффициенты, характеризующие организацию и
проведение камеральных налоговых проверок
Коэффициенты, характеризующие организацию и
проведение выездных налоговых проверок
Рисунок 1 - Группировка коэффициентов, используемых для оценки эффективности деятельности
налоговых органов.
Коэффициент взыскания дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы (Кв.д.н.) рассчитывается следующим образом (формула 1):
Кв.д.н. = Св.п. / Сд.н.п , (1)
где, Св.п., Сд.н.п - суммы платежей, взысканных по результатам контрольной работы, дополнительно начисленных в результате налоговых проверок (камеральных и выездных) соответственно.
Расчет данного коэффициента на примере УФНС по РС(Я) будет выглядеть следующим образом:
Кв.д.н. = 7,272,531/ 8,700,885 = 0,83
Значение данного коэффициента позволяет сделать следующий вывод. Сумма взысканных платежей по результатам контрольной работы, проведенной УФНС по РС(Я) в течение 2015 года, составляет 83% от общей суммы дополнительно начисленных платежей в результате налоговых проверок. Что говорит об эффективной деятельности налоговых органов.
Во второй группе показателей сгруппированы коэффициенты, характеризующие организацию и проведение камеральных налоговых проверок.
К таким коэффициентам относятся:
- Коэффициент дополнительного начисления платежей по камеральным проверкам (Кд.н.к.п.), который рассчитывается по следующей формуле (2):
Кд.н.к.п = Сд.н.к. / Сд.н.п , (2)
где, Сд.н.к. , Сд.н.п - суммы дополнительно начисленных платежей по результатам камеральных проверок, по результатам выездных и камеральных проверок соответственно.
Рассчитаем данный коэффициент на примере УФНС по РС(Я):
Кд.н.к.п = 409,763 8,700,885 = 0, 04
Доля сумм дополнительно начисленных платежей по результатам камеральных проверок в общей сумме доначисленных платежей в ходе контрольных мероприятий УФНС по РС(Я) за 2015 год составляет всего 4 %. Это говорит о том, что организация камеральных проверок недостаточно высока, следовательно, необходимо принять меры по усилению камерального контроля.
- Коэффициент дополнительного начисления платежей на одну проверку по результатам камеральных проверок (Кд.н.п), который рассчитывается следующим образом (формула 3):
Кд.н.п = Сд.н.к / № , (3)
где, Сд.н.к - сумма дополнительно начисленных платежей по результатам камеральных проверок;
Nк - количество камеральных проверок за отчетный период.
Расчет данного коэффициента на примере УФНС по РС(Я) будет выглядеть следующим образом:
Кд.н.п = 409,763, 000 руб. / 221, 216 шт. = 1850 (1850 руб. на 1 проверку)
Значение данного коэффициента говорит о том, что на одну проверку, проведенную в ходе камерального контроля, приходится 1850 руб. дополнительно начисленных платежей. Эта сумма невелика, следовательно, требуются принять меры по совершенствованию организации камеральных проверок.
- Коэффициент выявления нарушений законодательства о налогах и сборах по результатам камеральных проверок (Кв.н.), который рассчитывается по следующей формуле (4):
Кв.н. = N / № , (4)
где, № - количество камеральных проверок, выявивших нарушения;
Nк - количество камеральных проверок за отчетный период.
Рассчитаем данный коэффициент на примере УФНС по РС(Я):
Кв.н. = 26,872 / 221,216 = 0,12
То есть, в ходе всех проведенных камеральных проверок лишь в 12 % из них выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах со стороны налогоплательщиков. Это говорит о достаточно высокой осведомленности налогоплательщиков в сфере налогового законодательства РФ.
К третьей группе показателей, характеризующих деятельность налоговых органов, следует отнести следующие коэффициенты:
- Коэффициент результативности выездных проверок организаций (Кр.в.п.), который рассчитывается по формуле (5):
Кр.в.п. = ^.в.п. / №.п. , (5)
где, ^.в.п. - количество выездных проверок организаций, выявивших нарушения; №.п. - общее количество выездных проверок организаций.
Рассчитаем данный коэффициент на примере УФНС по РС(Я):
Кр.в.п. = 829 / 1,521 = 0,54
Значение данного коэффициента говорит о том, что результативность выездных налоговых проверок составляет 54 %, что говорит о средней организации проведения выездных налоговых проверок, проводимых УФНС по РС(Я).
- Коэффициент дополнительного начисления на одну выездную проверку организации (Кд.н.в.п.), который рассчитывается следующим образом (формула 6): Кд.н.в.п.. = Сд.н.в.п. / №.п , (6)
где, Сд.н.в.п. - сумма дополнительно начисленных платежей по результатам выездных проверок организаций;
№.п. - общее количество выездных проверок организаций.
Расчет данного коэффициента на примере УФНС по РС(Я) будет выглядеть следующим образом:
Кд.н.в.п.. = 6,862,768 тыс. руб. / 1,521 шт. = 4512.01 (4 512.01 тыс. руб. на 1 проверку)
То есть, на одну выездную проверку, проведенную УФНС по РС(Я) за 2015 год, приходится 4 512.01 тыс. руб. дополнительно начисленных платежей, что отражает высокую организацию проведения выездных налоговых проверок.
Предлагаемая методика имеет открытый характер, то есть в соответствии с выбранной идеологией формирования итогового критерия любой параметр может быть использован для оценки (посредством введения дополнительного коэффициента, определяемого как отклонение данного параметра от среднероссийского значения, с учетом целесообразных ограничений).
Список использованной литературы:
1. Задёра О.А. Совершенствование методики оценки результативности налогового контроля // Успехи современного естествознания. — 2014. — № 11. — с. 60—63.
2. Соболева Г.В. Оценка результативности налогового администрирования в Российской Федерации // Вестник Финансового университета. — 2013. — № 6. — с. 21—34.
3. Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn14/
© Павлова А.Р., 2015 г