Научная статья на тему 'Методика оценки эффективности деятельности регионального таможенного управления по осуществлению контроля таможенной стоимости'

Методика оценки эффективности деятельности регионального таможенного управления по осуществлению контроля таможенной стоимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2385
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖНЯ / СТОИМОСТЬ / КОНТРОЛЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОЦЕНКА / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пятов А. А.

Показано авторское решение проблемы, связанной с разработкой методики оценки эффективности, с помощью которой можно оценить деятельность регионального таможенного управления по обеспечению единообразия в осуществлении подчиненными ему таможнями контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Методика осуществления такой оценки может применяться в повседневной деятельности регионального таможенного управления (например, Дальневосточного) в целях повышения качества его управленческой деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика оценки эффективности деятельности регионального таможенного управления по осуществлению контроля таможенной стоимости»

А.А. ПЯТОВ

Методика оценки эффективности деятельности регионального таможенного управления по осуществлению контроля таможенной стоимости

Показано авторское решение проблемы, связанной с разработкой методики, с помощью которой можно оценить деятельность регионального таможенного управления по обеспечению единообразия в осуществлении подчиненными ему таможнями контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Методика осуществления такой оценки может применяться в повседневной деятельности регионального таможенного управления (например, Дальневосточного) в целях повышения качества его управленческой деятельности.

Ключевые слова: таможня, стоимость, контроль, эффективность, оценка, управление.

Methods of effectiveness estimation for regional customs administration in realization of customs costs monitoring. A.A. PYATOV

New approach relating to development of effectiveness estimation methods is shown. Due to methods the activities of regional customs administration which monitor circulation of customs commodity goods exported abroad is justified. Methods can be applied to improve quality of customs administration work.

Key Terms: customs, price, control, effectiveness, estimation, management.

Одним из важнейших направлений работы таможенных органов является контроль таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. С учетом фундаментальной роли таможенной стоимости товаров в формировании сумм таможенных пошлин и налогов, перечисляемых в федеральный бюджет, и обеспечении существования конкуренции во внешнеэкономической деятельности [2], степень контроля регионального уровня таможенной стоимости1 играет определяющую роль в обеспечении эффективности экономической деятельности таможенных органов.

1 Уровня таможенной стоимости товаров, сложившегося в федеральном округе в целом.

Значительные размеры государственной и таможенной территории Российской Федерации, исключительная удаленность отдельных таможенных органов от центрального органа, существование выраженной региональной специфики внешнеэкономической деятельности определяют необходимость существования таких структурных элементов системы таможенной службы, как региональные таможенные управления, осуществляющие руководство таможенными органами в каждом из федеральных округов Российской Федерации, включая организацию, координацию и контроль их работы.

В сфере контроля таможенной стоимости работа регионального таможенного управления (РТУ) заключается, в частности, в том, чтобы обеспечить единообразие в подходах таможен федерального округа к осуществлению контроля таможенной стоимости товаров, декларируемых участниками внешнеэкономической деятельности. Такое единообразие достигается нивелированием обусловленных заявлением недостоверных сведений расхождений уровней таможенной стоимости товаров, складывающихся в каждой из подчиненных РТУ таможен, от среднерегионального уровня таможенной стоимости, например, путем направления руководству таможен соответствующих поручений о проведении проверочных мероприятий и принятия превентивных мер в рамках ведомственной системы управления таможенными рисками.

Таким образом, под эффективностью работы РТУ по направлению контроля таможенной стоимости будем понимать достижение последним стоящей перед ним цели обеспечения единообразия контроля подчиненными таможнями таможенной стоимости товаров.

Для того чтобы оценить степень такого единообразия (иначе - эффективность контроля регионального уровня таможенной стоимости) необходимо установить, насколько региональный уровень таможенной стоимости отражает всю совокупность значений уровней таможенной стоимости, сложившихся в каждой из таможен, подчиненных РТУ.

Вначале необходимо установить среднюю величину отклонения уровней таможенной стоимости, сложившихся в каждом из таможенных органов региона, от регионального уровня. Ввиду того что региональный уровень таможенной стоимости складывается из таможенной стоимости товаров, оформляемых во всех подчиненных РТУ таможнях, и что вклад каждой из таможен в формирование общего экономического результата деятельности РТУ имеет разную значимость, указанная величина отклонений должна быть рассчитана по формуле среднего квадратичного взвешенного отклонения:

(1)

где а - отклонение уровней таможенной стоимости по региону деятельности РТУ; Ус - уровень таможенной стоимости товаров, сложившийся в с-й

таможне региона; У - среднерегиональный уровень таможенной стоимости; к - количество таможен, подчиненных РТУ; /- значимость той или иной таможни в формировании совокупного экономического результата деятельности таможни.

Коэффициент вариации совокупности изучаемых уровней таможенной стоимости (=/) будет отражать (в обратной пропорции) типичность средневзвешенной величины уровня таможенной стоимости, сложившейся в целом по региону деятельности РТУ (У), а в процентном выражении (^ х 100 %) - степень расхождения уровней таможенной стоимости товаров от регионального уровня или недостаток работы по рассматриваемому направлению деятельности. Тогда разность показателя идеального состояния равенства уровней таможенной стоимости товаров во всех таможенных органах региона (100 %) и процентного выражения коэффициента вариации уровня таможенной стоимости будет представлять искомую меру управленческого воздействия РТУ на работу подчиненных таможен:

(2)

где ОУТС - однородность уровней таможенной стоимости товаров в различных таможнях региона, отражающая степень достижения в регионе гипотетического полного равенства уровней таможенной стоимости товаров.

Ввиду того что различные товарные партии могут значительно отличаться друг от друга количественными характеристиками, влияющими на их стоимость, уровни таможенной стоимости следует измерять с помощью показателя удельной таможенной стоимости.

Такая стоимость может быть рассчитана посредством индикатора таможенной стоимости (ИТС):

Кі ’

(3)

где ИТС. - индикатор таможенной стоимости товара I; С. - таможенная стоимость товара I; К - количество товара I.

Уровень таможенной стоимости некоторой группы товаров (товарного агрегата), на наш взгляд, следует рассчитывать по формуле среднего арифметического взвешенного2 величин ИТС товаров, составляющих такую группу, приводимой к частному от деления суммы значений таможенной стоимости всех товаров группы на совокупный объем (в количественном измерении) товаров группы:

ИТС, =

Vті

Е?=1итСіКі _ ^=ік^1 _ ЕГ=1Сі

£?=1кі

£?=1кі 1?=1т

(4)

2 Преимуществом такого подхода перед расчетом простого среднего арифметического ИТС товаров группы заключается в учете влияния объемов поставок товаров на формирование стоимости единицы товара в рамках внешнеэкономической сделки (как правило, чем больше объем товаров, приобретаемых в рамках сделки, тем большие скидки предоставляются покупателю со стороны продавца).

где ИТС. - индикатор таможенной стоимости товаров группы j, состоящей из п товаров; С. - таможенная стоимость товара ., входящего в группу.; К. - количество товара ..

Чтобы определить уровень таможенной стоимости, складывающийся в определенном таможенном органе региона, в группу. включают сведения о товарах, задекларированных и выпущенных в соответствии с заявленной таможенной процедурой в регионе деятельности данного таможенного органа в анализируемом периоде. При расчете регионального уровня таможенной стоимости в число товаров, сведения о которых учитываются в вычислениях, включаются все товары, оформленные в анализируемом периоде во всех таможенных органах, подчиненных РТУ.

Необходимо отметить, что сведения о таможенной стоимости товаров могут подвергаться сравнительному анализу (в том числе с применением ИТС) только в разрезе отдельных видов товаров, поскольку из-за различий в технологии, наукоемкости производства, сырье, рынках сбыта, целевой аудитории потребителей и т. п. факторов ИТС товаров различных видов может существенно различаться.

Расчет показателя эффективности контроля регионального уровня таможенной стоимости в целом по всей совокупности товаров приведет к тому, что значения этого показателя не будут отражать реальный вклад РТУ в его формирование. Так, негативное отклонение уровня таможенной стоимости, сложившегося в некоторой таможне, от регионального может быть обусловлено товарной специализацией этой таможни3 при том, что таможенная стоимость декларируемых ею товаров характеризуется низким уровнем значений ИТС (например, компоненты и части готовой продукции, сырьевые товары).

Такие различия в величинах ИТС могут обусловливать формирование низкого значения показателя эффективности контроля регионального уровня таможенной стоимости при его нулевой зависимости от деятельности самого РТУ. Ничего не скажет об эффективности деятельности РТУ и динамика такого показателя, поскольку его изменения могут быть вызваны смещениями объемов декларирования отдельных видов товаров между таможнями, например, по причинам сезонного характера (вроде периодов ледостава в таможенных органах, расположенных у рек, являющихся путями транспортного сообщения с иностранными государствами). В таком случае изменение показателя будет отражать лишь воздействие неуправляемых факторов, но никак не воздействие со стороны РТУ, не имеющего правовых оснований для влияния на товарную структуру внешнеторгового оборота в подчиненных таможнях.

С учетом изложенного оценка эффективности деятельности РТУ по контролю регионального уровня таможенной стоимости должна проводиться в рамках отдельных товарных агрегатов, «разделяющих» весь внешнеторго-

3 Преобладание в совокупном объеме внешнеторгового оборота отдельных видов товаров.

вый оборот на множество товарных групп, каждая из которых отражает совокупность сведений об уровне таможенной стоимости отдельных видов товаров. Для корректного сравнения сведений об уровнях таможенной стоимости в различных таможнях необходимо, чтобы указанные товарные агрегаты содержали в максимально возможной степени сведения об аналогичных товарах, характеризуемых одним уровнем таможенной стоимости.

Отнесение товаров к той или иной группе возможно осуществлять с использованием товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС), в соответствии с которой товары в обязательном порядке классифицируются при их декларировании таможенному органу [1, ст. 52], а также с учетом страны происхождения товаров. Поскольку ТН ВЭД ТС представляет собой иерархическое «дерево» групп товаров различного уровня детализации, охватывающих всю товарную структуру внешнеторгового оборота, и отражает в необходимой степени разнообразие всех видов товаров (11 125 подсубпозиций на предельном уровне детализации кода до 10 знаков), ее применение для целей разделения внешнеторгового товаропотока на отдельные группы позволяет выстроить иерархическое «дерево» показателей, оценивающих всю номенклатуру оформляемых товаров и интегрируемых в обобщающий показатель. При выявлении негативных тенденций его изменения можно обращаться к показателям более низкого уровня, вплоть до выявления тех участков, групп товаров (товарных агрегатов), которые, согласно значениям показателей, могут являться «проблемными».

При сравнительном анализе уровней таможенной стоимости товаров с применением показателя ИТС необходимо, на наш взгляд, принимать во внимание также и страну происхождения товаров (СПТ), которая зачастую оказывает значительное влияние на ИТС ввиду различий в стоимости рабочей силы, качестве производимых товаров, стоимости транспортировки и т. п. факторов в различных странах производства одного и того же вида товара.

Таким образом, проведение сравнительного анализа сведений об уровне таможенной стоимости товаров, являющегося основой для расчета показателя эффективности контроля регионального уровня таможенной стоимости, корректно только в рамках товарных агрегатов, учитывающих как сведения о коде ТН ВЭД ТС товара, так и о его стране происхождения. Причем, код ТН ВЭД ТС должен рассматриваться на уровне не менее чем 10 знаков. В противном случае, как отмечалось, ИТС может различаться от таможни к таможне вовсе не по причине недоработок со стороны РТУ, а лишь ввиду номенклатурных различий внутри крупных групп товаров, которые относятся к неуправляемым со стороны таможенных органов факторам внешней торговли. Определение отклонения уровня ИТС, сформированного в рамках чересчур крупных товарных агрегатов, обесценивает результаты такого расчета, поскольку не позволяет в полной мере оценить степень влияния РТУ на деятельность подчиненных ему таможен.

Интегрирование показателей товарных групп в более крупные осуществляется с использованием весовых коэффициентов, в качестве которых,

на наш взгляд, следует применять показатели налогоемкости группы товаров. Налогоемкость исчисляется как доля сумм пошлин и налогов, уплаченных в целях выпуска в соответствии с заявленной таможенной проце-дурой4 каждой из групп товаров, в общей сумме пошлин и налогов, уплаченных при выпуске товаров более крупной группы, объединяющей несколько товарных агрегатов: ^

где Н.. - налогоемкость товарного агрегата . в более крупной группе товаров .; П - сумма пошлин и налогов, уплаченная при выпуске в соответствии с заявленной таможенной процедурой товаров группы .; п - количество отдельных групп товаров . в группе товаров..

Налогоемкость объективно отражает важность товаров, включаемых в каждый из товарных агрегатов для исполнения задачи пополнения доходной части бюджета государства. Её применение в качестве весовых коэффициентов позволяет исключить влияние субъективизма при их формировании (что характерно для экспертного метода их определения) и обеспечивает наличие универсальных весовых коэффициентов при интеграции показателей на всех уровнях группировки сведений - от самого детального до обобщенного показателя верхнего уровня. При этом такие весовые коэффициенты будут беспристрастно отражать значимость вклада каждой из составляющей интегрированного показателя в формирование его итогового значения.

С учетом приведенных соображений, формирующих основу методического подхода к оценке эффективности контроля регионального уровня таможенной стоимости, осуществляться такая оценка, на наш взгляд, должна следующим образом.

1. Интегрированный показатель эффективности контроля регионального уровня таможенной стоимости, формируется путем обобщения аналогичных показателей 2-го уровня, отражающих эффективность контроля регионального уровня таможенной стоимости в разрезе крупных товарных агрегатов, которые в свою очередь рассчитываются путем обобщения показателей большего уровня детализации и так далее, вплоть до предельного уровня детализации, под которым понимается товарный агрегат, содержащий сведения о товарах, классифицируемых на уровне 10 знаков кода ТН ВЭД ТС, с учетом страны их происхождения (первичные товарные агрегаты). Тем самым обеспечивается полный «охват» рассматриваемым показателем всей номенклатуры товаров, перемещающихся через таможенную границу в регионе деятельности РТУ, эффективность работы которого оценивается. Структура обобщающего показателя эффективности контроля регионального уровня таможенной стоимости представлена на рисунке .

4 Юридический термин, означающий завершение таможенных формальностей при ввозе или вывозе товара.

п - число агрегатов на уровне подсубпозиций ТН ВЭД ТС и страны происхождения товаров Структура обобщающего показателя эффективности контроля регионального уровня таможенной стоимости

2. Расчет показателей эффективности контроля регионального уровня таможенной стоимости на всех уровнях иерархии такой системы показателей, за исключением первичного, осуществляется путем вычисления среднего арифметического взвешенного значения показателей более низкого уровня с применением в качестве весовых коэффициентов показателей на-логоемкости соответствующих товарных агрегатов, автоматически рассчитываемых для каждого из них по мере укрупнения степени агрегирования (повышения уровня системы) при осуществлении процесса интегрирования всех показателей в обобщающий:

(6)

где ЭКРУТСт ^ -показатель эффективности контроля регионального уровня таможенной стоимости для товарного агрегата /, в который входит п более детализированных групп товаров уровня (/-1); ЭКРУТС 1) - показатель эффективности контроля регионального уровня таможенной стоимости для /-го товарного агрегата, входящего в группу (/-1); П. - сумма таможенных пошлин и налогов, уплаченная при оформлении товаров, входящих в товарный агрегат ..

Следует отметить, что в указанной общей формуле / представляет собой цифровой индекс уровня агрегации сведений о товарах, помогающий построить мысленную модель рассматриваемой автором иерархической системы показателей. Вместе с тем автором в целях облегчения восприятия назначения показателей отдельных уровней, т. е. того, какой набор данных ими обрабатывается, в качестве / (а также/-1) используются символические представления уровней группировки сведений, отражающие масштаб их оценки (например, количество знаков кода ТН ВЭД ТС, особенности товаров, подлежащие учету). При этом идентификация места отдельных показателей в иерархии рассматриваемой системы показателей может быть осуществлена, в свою очередь, путем обращения к шкале уровней агрегации сведений о товарах, представленной на рисунке.

3. Показатели ЭКРУТС самого низкого уровня (первичные) рассчитываются путем вычисления степени однородности уровня таможенной стоимости для каждого из первичных товарных агрегатов5:

(7)

5 В качестве весов, отражающих значимость той или иной таможни (/ ), в регионах деятельности которых в исследуемом периоде происходило оформление каждого из видов товаров, применяется налогоемкость каждой из таможен.

где ЭКРУТСт(10+СПТ) - показатель ЭКРУТС для товарного агрегата /, сформированного путем “группирования сведений о товарах на уровне классификации 10 знаков кода ТН ВЭД ТС с учетом страны происхождения товаров (например, «72163110006 - С№»); ИТС - индикатор таможенной стоимости товаров группы /, оформленных в регионе деятельности таможни с; ИТС. - индикатор таможенной стоимости товаров группы /, сложившейся в регионе деятельности РТУ в целом; П. - сумма таможенных пошлин и налогов, уплаченных в федеральный бюджет в регионе деятельности таможни с при оформлении товаров, формирующих товарный агрегат /; к -количество таможен, в регионах деятельности которых в исследуемом временном периоде оформлялись товары, относимые к товарному агрегату ..

Таким образом, методика оценки степени обеспечения РТУ единообразия в подходах подчиненных ему таможен к контролю таможенной стоимости представляет собой следующий порядок действий:

1. Расчет значений показателя эффективности контроля среднерегионального уровня таможенной стоимости в рамках максимально детального уровня группировки сведений - ЭКРУТСт(10+СПТ) .

2. Интеграция полученных показателей ЭКРУТСт (10+СПТ) . в показатели эффективности контроля среднерегионального уровня таможенной стоимости более крупного уровня - ЭКРУТС м , осуществляемая с применением налогоемкости соответствующих товарных агрегатов в качестве весовых коэффициентов вплоть до интегрированного показателя ЭКРУТС, охватывающего весь внешнеторговый товаропоток в регионе деятельности РТУ Всего 3 последовательные итерации по пункту 2:

- на уровне подсубпозиций ТН ВЭД ТС (ЭКРУТСт(10));

- на уровне позиций ТН ВЭД ТС (ЭКРУТС (4));

- на уровне итогового показателя ЭКРУТС.

Рассматриваемая в настоящей статье методика позволяет:

1) рассчитывать обобщающий показатель эффективности контроля регионального уровня таможенной стоимости и отслеживать его динамику в целях получения общей оценки результата деятельности РТУ по направлению контроля таможенной стоимости товаров;

2) эффективно использовать имеющиеся ресурсы за счет выделения наиболее приоритетных направлений работы путем определения групп товаров (исходя из значений ), которые должны являться объектами дальнейших аналитических исследований, проводимых соответствующим структурным подразделением РТУ. Эти исследования должны быть направлены на установление причин отклонений уровней таможенной стоимости в таможнях от регионального уровня, выделение таможен, в которых наблюдаются значительные отклонения, а также определение перечня участни-

6 Швеллеры из железа или нелегированной стали, без дальнейшей обработки, кроме горячей прокатки, горячего волочения или экструдирования, высотой 80 мм или более, но не более 220 мм.

7Альфа-2 код КНР в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.

ков внешнеэкономической деятельности, оформляющих товары данной номенклатуры. Целью такой работы является выявление возможных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости и проведение дальнейших проверочных мероприятий наряду с принятием превентивных мер в рамках ведомственной системы управления таможенными рисками.

Ввиду возможности полной автоматизации процесса расчета показателей применение указанной методики в повседневной работе РТУ позволит обеспечить точность и своевременность информации об эффективности экономической деятельности РТУ, а также значительное ускорение ее поступления руководству данного таможенного органа без увеличения нагрузки на его должностных лиц и, как следствие, приведет к устранению существующей выраженной дискретности процесса управления региональным таможенным управлением, как минимум, по направлению контроля таможенной стоимости.

Литература

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о го-Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Меж-сударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.

2. Пятов А.А., Бережнова Е.И. Особенности методического подхода к оценке экономической эффективности деятельности регионального таможенного управления // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 11 (266). С. 45-51.

References

1. Tamozhenny kodeks Tamozhennogo sojuza (prilozhenie k Dogovoru o Tamo-zhennom kodekse Tamozhennogo sojuza, prinyatomu Resheniem Mezhgosu-darstvennogo Soveta EvrAzES na urovne glav gosudarstv ot 27.11.2009 № 17) [The Customs code of the Customs Union (Annex to the Treatyon the Customs code of the Customs Union, adopted by the Resolution of the Eur As EC Interstate Council at the level of heads of States of 27.11.2009 № 17)]. Sobranie zakonodatel'stva RF, 2010, no. 50, article 6615.

2. Pyatov A.A., E.I. Berezhnova. Osobennosti metodicheskogo podhoda k ocenke ekonomicheskoy effektivnosti deyatelnosti regionalnogo tamozhennogo up-ravleniya [Particularities of the methodical approach to evaluating the economic efficiency of a regional customs directorate]. Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika, 2012, no. 11 (266), pp. 45-51.

© Пятов А.А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.