Научная статья на тему 'Методика оценки академической и исследовательской компетентности при отборе в магистратуру'

Методика оценки академической и исследовательской компетентности при отборе в магистратуру Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / EDUCATIONAL PROGRAM / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / АБИТУРИЕНТ / APPLICANT / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ / LEVEL OF FORMATION / ЭКСПЕРТНЫЕ ДАННЫЕ / EXPERT DATA / СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ / DECISION SUPPORT SYSTEM / ДИСКРИМИНАНТНЫЙ АНАЛИЗ / DISCRIMINANT ANALYSIS / BACHELOR''S / MASTER''S PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закирова Э.И.

Актуальной задачей любого вуза является результативное управление процедурой конкурсного отбора абитуриентов. Уровень их подготовки к обучению на последующих образовательных уровнях может существенно влиять на результаты отбора. Это объясняет необходимость учета исследовательской и академической компетентности поступающих при организации набора в магистратуру. С переходом на многоуровневую систему высшего образования резко увеличилось и число образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Например, Пермский национальный исследовательский политехнический университет готовит специалистов по 80 и более программам бакалавриата и 60 магистратуры. В связи с этим необходимо разработать независимую и объективную систему отбора абитуриентов в магистратуру, учитывающую уровень сформированности различных компетенций. Автор приводит теоретическое обоснование и описывает методику оценки академической и исследовательской компетентности абитуриентов с применением информационно-аналитической системы поддержки принятия решений, в основу работы которой положены алгоритмы дискриминантного анализа. Эта методика позволяет организовать информационную поддержку принятия решений при отборе в магистратуру на основе экспертных данных, что обеспечивает повышение эффективности и качества магистерской подготовки. Полученные результаты дают основание говорить об успешности применения подобной методики при проведении процедуры отбора на магистерские программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of assessment academic and research competence in the selection of the master’s degree program

Today, due to the widespread introduction of the law «On Education in the Russian Federation» urgent task for any university is the efficient management of the procedure of competitive selection of students when they arrive to Master’s degree programs. The level of preparation of students to learn in subsequent educational levels can significantly affect the results of the selection. This explains the need to integrate research and academic competence in the organization received Master’s degree programs. With the transition to the new system of higher education has increased dramatically and the number of educational programs of undergraduate and graduate programs. For example, the Perm National Research Polytechnic University provides training in more than 80 undergraduate and 60 Master’s degree programs. In this connection it is necessary to develop an independent and objective system for selecting students to these programs, which takes into account the level of development of different competences. This article analyzes the possibilities and effectiveness of the method of selection of students to the Master’s degree programs of high schools on the basis of assessment of the level of formation of competence. The main objective of this selection method’s application is the objective assessment of the level of students’ preparedness to continue their studies in the master’s program and selecting the appropriate level of complexity. The theoretical study and evaluation methodology described in academic and research competencies of students with the information and analytical decision support system, based on the work that laid the discriminate analysis algorithms. The results give grounds to speak about the success of the application of this technique during the procedure qualification for the Master’s programs.

Текст научной работы на тему «Методика оценки академической и исследовательской компетентности при отборе в магистратуру»

Э.И. Закирова, канд. техн. наук, доцент, кафедра автоматизации, информационных и инженерных технологий, Чайковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета, г. Чайковский, Россия, elya-elvira@mail.ru

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ ОТБОРЕ В МАГИСТРАТУРУ

Актуальной задачей любого вуза является результативное управление процедурой конкурсного отбора абитуриентов. Уровень их подготовки к обучению на последующих образовательных уровнях может существенно влиять на результаты отбора. Это объясняет необходимость учета исследовательской и академической компетентности поступающих при организации набора в магистратуру. С переходом на многоуровневую систему высшего образования резко увеличилось и число образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Например, Пермский национальный исследовательский политехнический университет готовит специалистов по 80 и более программам бакалавриата и 60 — магистратуры. В связи с этим необходимо разработать независимую и объективную систему отбора абитуриентов в магистратуру, учитывающую уровень сформированности различных компетенций. Автор приводит теоретическое обоснование и описывает методику оценки академической и исследовательской компетентности абитуриентов с применением информационно-аналитической системы поддержки принятия решений, в основу работы которой положены алгоритмы дискриминантного анализа. Эта методика позволяет организовать информационную поддержку принятия решений при отборе в магистратуру на основе экспертных данных, что обеспечивает повышение эффективности и качества магистерской подготовки. Полученные результаты дают основание говорить об успешности применения подобной методики при проведении процедуры отбора на магистерские программы.

Ключевые слова: образовательная программа, бакалавриат, магистерская программа, компетенция, абитуриент, уровень сформированности, экспертные данные, система поддержки принятия решения, дискриминантный анализ.

Переход системы высшего образования на многоуровневую подготовку специалистов обусловил возникновение ряда проблем, одной из которых является совмещение различных образовательных программ и совершенствование процедуры отбора абитуриентов для обучения в вузе. В соответствии с современными стандартами в области высшего образования в процессе обучения выпускник должен сформировать определенный набор компетенций, характеризующий его и как личность, и как специалиста в выбранной им предметной области. При этом прослеживается взаимосвязь между образовательными уровнями: в бакалаври-

ате закладывается «фундамент» для формирования компетенций в магистратуре.

На сегодняшний день отсутствует единая методика оценки академической и исследовательской компетенции при отборе абитуриентов в магистратуру1. В соответствии с приказом Министерства образования прием на обучение по программам магистратуры проводится по результатам вступительных испытаний, установление перечня и проведение которых осуществляется вузом самостоятельно2. Поэтому некоторые вузы проводят дополнительные вступительные экзамены, предварительные собеседования научного руководителя с абитуриен-

№ 9(61) ОКТЯБРЬ 2015

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

тами, составляют различные рекомендации чения в вузе, выражаемых количествен-

по организации процесса отбора и т. д.3, что требует дополнительных организационных затрат как для абитуриентов, поступающих в магистратуру, так и для сотрудников приемной комиссии учебного заведения.

Кроме того, необходима эффективная диверсификация реализуемых программ — в рамках одного направления подготовки магистратуры — по уровню сложности. В этой связи =

актуальной задачей является оптимальное решение вопроса об отборе абитуриентов для продолжения обучения в магистратуре путем классификации на группы в зависимости от уровня их подготовки в бакалавриате.

Задача отбора характеризуется значительным разнообразием параметров для оценки качества предшествующей подготовки: опыта, возможностей, способностей и знаний, которые получены и накоплены студентом за предшествующий период обу-

Необходима эффективная диверсификация реализуемых программ по уровню сложности. В этой связи актуальной задачей является оптимальное решение вопроса об отборе абитуриентов путем классификации на группы

в зависимости от уровня их подготовки в бакалавриате.

ными и качественными переменными4. Современное решение этой задачи предполагает применение информационно-аналитических технологий, позволяющих провести независимую оценку сформированности в бакалавриате исследовательской и академической компетентности.

Таким образом, выявляется потребность в совершенствовании методики оценки исследовательской и академической компетентности абитуриентов, поступающих на магистерские программы, в направлении большего использования информационно-аналитических технологий. Поэтому автором, помимо теоретического обоснования, предлагается разработка методики проведения отбора студентов в магистратуру с использованием системы поддержки принятия решений (СППР), в алгоритмах которой реализуются известные технологии, основанные на математических методах дискриминантного анализа5. Это

дискуссия

журнал научных публикаций

позволяет, на основе многомерного статистического анализа по принципу максимального сходства при наличии обучающих признаков, классифицировать группы выпускников бакалавриата по нескольким показателям.

В качестве обучающих признаков предлагается использовать:

— уровень исследовательской компетентности или, другими словами, уровень внеучебной работы (показатель у:);

— уровень академической компетентности, в том числе результаты вступительных испытаний в магистратуру (показатель

у2);

— уровень сформированности компетенций на предыдущем образовательном уровне (показатель у3).

Для расчета уровней сформирован-ности компетенций за основу принята 100-балльная система.

Параметр, характеризующий уровень исследовательской компетентности (внеу-чебных достижений), определяется с помощью следующей формулы:

УГ-

XОЬаКа 2РЬЬ-КЬ

а=1

с=1

IV

Тоьа

а=1

ЦРЦ

с=1

(1)

уз =

<7=1

й

д=1

- +

1=1

Итр1 1=1

+ УКЯ

, (2)

где — оценка по q-ой дисциплине; d — количество дисциплин; ТБс[ — трудоемкость #-ой дисциплины; Р1 — оценка по /-му виду практики; V — количество практики; ТР1 — трудоемкость /-ой практики; УКЯ — оценка за защиту выпускной квалификационной работы7.

Алгоритм работы СППР предполагает, что в процессе отбора необходимо разделить всех абитуриентов на две группы, первая из которых соответствует программе базового уровня магистратуры, а вторая — углубленной программе.

Исходные данные представлены в виде матриц Xй, X2 и Х*0) размером (пкх3):

Х® =

.(1) ,(1) х0)

1,1 1,2 *1,3

.(1) ,0)

2,1 2,2 2,3

,0) х(1) х0) V »1.1 «1.2 «1,3у

(2) (2) (2)

х1,1 1,2 \Ъ

(2) (2) (2)

2,1 2,2 2,3

,(2) (2)

Д2)

где Ка, Кь — коэффициенты уровня вне-учебных достижений; ОЬа — число участий в олимпиадах, конкурсах и проектах ^-го уровня; РЬь — количество публикаций ^-го уровня; м> — количество уровней для ранжирования6.

В зависимости от оценок, отраженных в дипломе поступающего в магистратуру абитуриента, и трудоемкости учебных разделов образовательной программы уровень сформированности компетенций рассчитывается по следующей формуле:

ТРгТЦ

Л* 1 .Л> А Л/ л

«2.1 «2.2 «2,3.

>) х(0) х(0)

*1,1 1,2 х],3

(0) (0) (0)

2,1 2,2 2,3

(0) (0) (0)

-Л* 1 Л, Л Л Л

л0Д п0,2 п0,3

(3)

где пк — количество обучающих комбинаций оценок академических и исследовательских компетенций, характеризующих класс Х(1) (при к=1), соответствующий группе с базовой программой магистратуры, и класс Х(2) (при к=2), соответствующий группе с углубленной программой магистратуры, а также количество комбинаций оценок уровня сформированности компетенций, уровня внеучебной работы и результатов вступительных испытаний, соответствующих числу выпускников (группа Х(0)), поступающих в магистратуру и подлежащих классификации (при к=0). Первый

№ 9(61) ОКТЯБРЬ 2015

дискуссия

журнал научных публикаций

столбец матриц соответствует показателям ур второй — показателям у2, третий — показателям у3.

В качестве примера рассмотрим классификацию четырех абитуриентов на две группы в соответствии с уровнем сложности магистерских программ:

Х(0) =

25 5 86

42 4 67

46 5 84

23 4 70

(4)

Значения, представленные в данной матрице, свидетельствуют о том, что оценка уровня исследовательской компетентности (или уровня внеучебной работы), к примеру, первого абитуриента (первая строка матрицы) составляет 25 баллов, оценка уровня сформированности компетенций в бакалавриате (специалитете) — 86 баллов, вступительный экзамен в магистратуру сдан на оценку «отлично» (5 баллов). Оценки второго, третьего и четвертого абитуриентов представлены второй, третьей и четвертой строками матрицы Х(0) соответственно.

Для группы с обучением по базовой магистерской программе задано четыре обучающих объекта, а для углубленной — пять:

Х® =

х<я =

'15 15 25 15

'35 45 55 v40

3 5

4

4

5 5 5 4

75 Л 65 60 85

85 75 65 90

(5)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате работы СППР и метода дискриминантного анализа, мы классифицируем абитуриентов на группы на основе обучающих признаков (строки матриц Х(1) и Х(2), соответствующие шаблонным комбинациям оценок для базовой и углубленной групп магистратуры соответственно). Эти результаты позволяют нам определить

уровень академической и исследовательской компетентности и, соответственно, программу последующего обучения — двум абитуриентам будет предложено обучаться в базовой группе магистратуры (второй и четвертый объекты матрицы Х(0)), а двум другим (первый и третий объекты матрицы Х(0)) — в углубленной.

Таким образом, представленная методика позволяет организовать информационную поддержку принятия решений при отборе в магистратуру на основе экспертных данных. Результаты работы СППР демонстрируют успешность применения подобного расчета при проведении процедуры отбора на магистерские программы ввиду объективности принимаемых решений и возможности более мотивированного подхода абитуриентов к выбору профиля магистратуры по конкретному направлению подготовки, что способствует повышению эффективности и качества магистерской подготовки в вузе, 'jf

Литература

1. Лукашенко С.Н. Развитие исследовательской компетентности студента вуза в условиях многоуровневой подготовки специалистов // Казанский педагогический журнал. 2010. № 3. C. 11—18.

2. Приказ Минобразования РФ от 28 июля 2014 г. № 839 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год» [Электронный ресурс]. URL: http:// guu.ru/files/norm/2015/pr839.pdf (дата обращения 20.09.2015).

3. Петров В.Ю., Кузнецова ТА. Диверсификация российских программ подготовки магистров // Высшее образование в России. 2007. № 11. C. 17—25.

4. Закирова Э.И. Информационная поддержка принятия решений при отборе студентов в магистратуру вуза на основе компетентностного подхода: дис. ... канд. тех. наук. Чайковский, 2014. С. 14.

5. Бессокирная Г.П. Дискриминантный анализ для отбора информативных переменных // Социология: методология, методы, математические модели. 2003. № 16. C. 25-35.

6. Закирова Э.И. Информационная поддержка принятия решений при отборе в магистратуру на основе интеллектуальных технологий // Научно-технический вестник Поволжья. 2013. № 4. С. 151-153.

7. Там же.

METHOD OF ASSESSMENT ACADEMIC AND RESEARCH COMPETENCE IN THE SELECTION OF THE MASTER'S DEGREE PROGRAM

E.I. Zakirova, Candidate of Technical Sciences, Docent, The department of automation, information and engineering technologies, Tchaikovsky branch of Perm National Research Polytechnic University, Tchaikovsky, Russia, elya-elvira@mail.ru

Today, due to the widespread introduction of the law «On Education in the Russian Federation» urgent task for any university is the efficient management of the procedure of competitive selection of students when they arrive to Master's degree programs. The level of preparation of students to learn in subsequent educational levels can significantly affect the results of the selection. This explains the need to integrate research and academic competence in the organization received Master's degree programs. With the transition to the new system of higher education has increased dramatically and the number of educational programs of undergraduate and graduate programs. For example, the Perm National Research Polytechnic University provides training in more than 80 undergraduate and 60 - Master's degree programs. In this connection it is necessary to develop an independent and objective system for selecting students to these programs, which takes into account the level of development of different competences. This article analyzes the possibilities and effectiveness of the method of selection of students to the Master's degree programs of high schools on the basis of assessment of the level of formation of competence. The main objective of this selection method's application is the objective assessment of the level of students' preparedness to continue their studies in the master's program and selecting the appropriate level of complexity. The theoretical study and evaluation methodology described in academic and research competencies of students with the information and analytical decision support system, based on the work that laid the discriminate analysis algorithms. The results give grounds to speak about the success of the application of this technique during the procedure qualification for the Master's programs.

Key words: educational program, bachelor's, master's program, the competence, the applicant, the level of formation, expert data, decision support system, discriminant analysis.

References

1. Lukashenko S.N. Razvitie issledovatel'skoi kom-petentnosti studenta vuza v usloviiakh mnogourov-nevoi podgotovki spetsialistov [Development of research competence of a student in conditions of multilevel training of specialists]. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal — Kazan pedagogical magazine, 2010, no. 3, pp. 11-18.

2. The order of Ministry of the Russian Federation of 28 July 2014 № 839 "On approval of the Procedure of reception on training on educational programs of higher education - undergraduate, specialty programs, master's degree programmes for the 2015/16 academic year" (in Russian). Available at: http://guu.ru/files/ norm/2015/pr839.pdf (accessed 20.09.2015).

3. Petrov V.Iu., Kuznetsova T.A. Diversifikatsiia rossi-iskikh programm podgotovki magistrov [Diversification of the Russian programs of training masters]. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher education in Russia, 2007, no. 11, pp. 17-25.

4. Zakirova E.I. Informatsionnaia podderzhka priniatiia reshenii pri otbore studentov v magistraturu vuza na osnove kompetentnostnogo podkhoda: dis. ... kand. tekh. nauk [Information support of decision making in the selection

of students in the masters of the University on the basis of competence approach. Candidate of technical sci. diss.]. Tchaikovsky, 2014. 184 p.

5. Bessokirnaia G.P. Diskriminantnyi analiz dlia otbora informativnykh peremennykh [Discriminant analysis for the selection of informative variables]. Sotsiologiia: metodologiia, metody, matematicheskie modeli — Sociology: methodology, methods, mathematical models, 2003, no. 16, pp. 25-35.

6. Zakirova E.I. Informatsionnaia podderzhka priniatiia reshenii pri otbore v magistraturu na osnove intellektual'nykh tekhnologii [Information support of decision making in the selection of the magistracy on the basis of intellectual technologies]. Nauchno-tekhnicheskii vestnik Povolzh'ia — Scientific-technical Vestnik of the Volga region, 2013, no. 4, pp. 151-153.

7. Zakirova E.I. Informatsionnaia podderzhka priniatiia reshenii pri otbore v magistraturu na osnove intellektual'nykh tekhnologii [Information support of decision making in the selection of the magistracy on the basis of intellectual technologies]. Nauchno-tekhnicheskii vestnik Povolzh'ia — Scientific-technical Vestnik of the Volga region, 2013, no. 4, pp. 151-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.