Научная статья на тему 'Методика отражения финансовых результатов в бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО'

Методика отражения финансовых результатов в бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1664
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ / FINANCIAL PERFORMANCE / INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS / ACCOUNTING / CLASSIFICATION OF EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харченко Светлана Владимировна

В статье рассмотрены методы составления отчета о прибылях и убытках в соответствии с международными стандартами учета и отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with methods for the profit and loss account in accordance with international standards of accounting and reporting.

Текст научной работы на тему «Методика отражения финансовых результатов в бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО»

Харченко С.В.

МЕТОДИКА ОТРАЖЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С МСФО

Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Следует отметить, что МСФО требуют гораздо большей детализации при составлении отчета о прибылях и убытках, чем российские стандарты бухгалтерского учета. Кроме того, МСФО предусматривают несколько иную группировку доходов и расходов, чем российские стандарты. Для составления отчетности по МСФО обычно производятся корректировки, которые затрагивают формирование показателя нераспределенной прибыли отчетного периода, и, следовательно, оказывают влияние на величину доходов и расходов компании.

В соответствии с МСФО отчет о прибылях и убытках должен включать, как минимум, следующие линейные статьи: «Выручка»; «Результаты операционной деятельности»; «Затраты по финансированию»; «Доля прибылей и убытков ассоциированных компаний и совместной деятельности, исчисляемая методом участия»; «Расходы по налогу»; «Прибыль или убыток от обычной деятельности»; «Результаты чрезвычайных обстоятельств»; «Доля меньшинства»; «Чистая прибыль или убыток за период».

Поскольку деятельность компании отличается по характеру, видам, стабильности, предсказуемости, рискам операций и событий, содержание отчета

и представление его составных элементов позволяют раскрыть результаты работы и составить прогноз будущих выгод. Поэтому в отчет о прибылях и убытках согласно МСФО 1 «Представление финансовых отчетов» могут быть включены дополнительные статьи, промежуточные суммы и заголовки. Они также могут включаться в отчет о прибылях и убытках, если этого требуют отдельные стандарты МСФО или необходимо для представления более достоверной и полезной информации внутренним и внешним пользователям финансовой отчетности: инвесторам, работникам компании, покупателям, поставщикам, правительственным органам, общественности.

Согласно ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" в отчете о прибылях и убытках требуется отдельно раскрывать следующие показатели: выручка (отражается за минусом НДС, акцизов); себестоимость продаж; валовая прибыль (убыток); коммерческие расходы; управленческие расходы; прибыль/убыток от продаж; доходы от участия в других организациях; проценты к получению; проценты к уплате; прочие доходы; прочие расходы; прибыль (убыток) до налогообложения; текущий налог на прибыль; изменение отложенных налоговых обязательств; изменение отложенных налоговых активов; прочее.

В отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по груп-

пам статей (без детализации по статьям); в состав пояснений не включаются отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств (формы №№3-4); пояснения к отчету о прибылях и убытках приводятся в случае, когда без знания соответствующей информации заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

В целом по Форме №2 - Отчет о прибылях и убытках можно сказать, что она стала более сжатой, менее подробной. Для мелких организаций это удобно, что касается средних и крупных предприятий, то, подобные сокращения в разделах бухгалтерского баланса не могут обеспечить цельного представления об имущественном положении предприятия.

В отчете о прибылях и убытках или примечаниях, в соответствии с МСФО, должен быть представлен анализ доходов и расходов, исходя из их характера, значимости и роли в компании. Предпочтительным является вариант анализа в самом отчете. Для его проведения статьи расходов отчета разбиваются на подклассы для выделения составляющих финансовых результатов по следующим характеристикам:

- стабильности;

- потенциалу прибыли или убытка; -предсказуемости.

МСФО 1 оставляет за компанией право воспользоваться при классификации расходов одним из двух методов -методом характера расходов и методом функции расходов.

Метод характера расходов предполагает их классификацию по элементам, например: амортизации, материа-

лам, транспортным расходам, заработной плате, расходам на рекламу и т. д. Расходы объединяются в соответствии с характером и не перераспределяются в зависимости от их различного назначения внутри организации. Этот метод широко используется в небольших компаниях, где не требуется раскрытия операционных расходов в соответствии с функциональной классификацией (рис.1) (см. ниже).

Таким образом, формат составления отчета о прибылях и убытках методом учета характера затрат основан на расчете доходов от продаж путем суммирования расходов, представленных по экономическим элементам, изменений запасов и прибыли.

Данный метод используется также при составлении отчета о прибылях и убытках в зарубежных странах, например, в условиях континентальной модули бухгалтерского учета, которую используют большинство стран Европы, Японии, франкоязычные страны Африки. Преимущества этого метода: легкость использования, отсутствие произвольного распределения, сведение субъективных суждений к минимуму.

Несмотря на то что российские национальные стандарты частично приближены к международной практике, данный метод составления отчета о прибылях и убытках в отечественной практике не применяется.

Метод функции расходов (себестоимости продаж) предполагает классификацию расходов в зависимости от их целевой направленности, например: себестоимость продаж, расходы на продажи, административные расходы. Данный формат отчета характерен для США.

Рис. 1. Элементы отчета о прибылях и убытках при использовании метода

характера затрат

Однако необходимо обратить внимание на то, что показатель прибыли от операций в отличие от того, как это принято согласно американским правилам, включает также прочие операционные доходы и расходы (рис.2.) (см. ниже).

Этот метод обеспечивает пользователей уместной информацией, но обладает и недостатками - распределение затрат по статьям может быть произвольным, основанным на субъективных суждениях. Компании, представляющие

в отчете доходы и расходы «по функции», должны раскрывать дополнительную информацию о характере расходов, в том числе о расходах на амортизацию и оплату труда. Каждый рассмотренный вариант отчета о прибылях убытках позволяет получить идентичный результат. Следует отметить, что альтернативная классификация касается только операционных доходов и расходов, остальные статьи одинаковы в обоих вариантах отчета.

Рис.2. Элементы отчета о прибылях и убытках при использовании метода

функции затрат

Первым показателем в обоих форматах отчета является выручка без косвенных налогов ( НДС и прочих, включаемых в цену товара). Различие в раскрытии этого показателя в разных вариантах отчета состоит лишь в том, что в отчете «по функции» выручка включает все виды доходов компании, связанные с ее операционной деятельностью, а в отчете «по характеру» эти доходы подразделяются на:

1. Доходы, полученные компанией в процессе осуществления традиционной (операционной) деятельности:

- от продажи готовой продукции и товаров;

- от реализации излишков материальных запасов (сырья, вспомогательных материалов, полуфабрикатов, отходов и т.д.);

- от оказания услуг, страховых возмещений за реализованные товары.

2. Прочие виды доходов, полу-

ченных компанией за реализованные товары:

- доходы от выбытия внеоборотных активов;

- возмещение убытков;

- страховые возмещения;

- доходы от изменения курсов

валют;

- прочие.

Различия двух вариантов отчета о прибылях и убытках состоит еще в том, что в варианте «по характеру» отражается изменение стоимости запасов готовой продукции и незавершенного производства. Этот показатель отражает изменения в производственных расходах. Если произошло уменьшение запасов готовой продукции и незавершенного производства, показанной по фактической себестоимости, значит, производственные расходы в части проданной продукции увеличились, и , наобо-

рот. В отчете «по функциям» такой показатель отсутствует.

Существенные различия в разных вариантах отчета имеют показатели расходов по операционной деятельности.

Расходы в отчете, составленные «по характеру расходов», включают:

1. Использованное сырье и расходные материалы: расходы на сырье, производственные и вспомогательные материалы, топливо, горючее, чистящие и смазочные средства, запасные части, строительные материалы.

2. Заработную плату: расходы на оплату персонала в виде основной заработной платы, иных вознаграждений за выполненную работу, премиальные, комиссионные, сверхурочные, а также различные денежные компенсации. Кроме того, к данному расходу относятся расходы на социальное обеспечение.

3.Расходы на амортизацию: амортизационные отчисления, списываемые на себестоимость в связи с эксплуатацией основных средств и нематериальных активов.

4.Прочие операционные расходы: комиссионные, рекламу, командировочные, услуги связи, лицензионные платежи, аудиторские услуги.

В состав статей расходов в отчете, составленном «по функции расходов», входят:

1. Себестоимость продаж: производственная себестоимость проданной продукции, товаров, услуг; накладные производственные расходы; другие производственные расходы.

2. Расходы на продажу (коммерческие расходы): расходы на обеспечение отделов сбыта, рекламы, маркетинга, агентской сети.

3. Административные (управленческие) расходы: содержание головного офиса компании.

Остальные показатели доходов, расходов и прибыли в обоих вариантах

отчета о прибылях и убытках идентичны.

Согласно МСФО (IAS) 1 выбор между методом «по назначению затрат» и методом «по характеру затрат» зависит от исторических и отраслевых факторов, а также от характера деятельности организации.

Поскольку каждый метод представления имеет свои преимущества для различных организации, МСФО (IAS) 1 требуют от руководства организации выбирать тот метод, который позволит обеспечить наиболее относимое и надежное представление финансовой отчетности.

Национальные нормативные акты при составлении отчета о прибылях и убытках в качестве единственного предусматривают метод «по назначению затрат».

Российские правила бухгалтерского учета постепенно сближаются с МСФО. Однако необходимо осознавать ключевое отличие между этими двумя системами отчетности: по международным стандартам она составляется прежде всего на консолидированной основе и предназначается для представления инвесторам и крупным кредиторам, а также для целей выпуска ценных бумаг на рынках капитала. Отчетность по МСФО, в дополнение к отчетности, составляемой в соответствии с российскими Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), уже принята большинством крупных российских компаний.

С другой стороны, большинство менее крупных российских организаций продолжает использовать для подготовки своей документации только ПБУ. Кстати, многие из этих положений с самого начала были основаны на соответствующих нормах МСФО. Но при дальнейшей разработке они инкорпорировали в себя некоторые принципы и положения, существенно отличающиеся от международных норм. Корректировки в ПБУ вносились с меньшей интенсивно-

стью, чем соответствующие изменения в международных стандартах, и поэтому во многих случаях российские правила учета «отстали» на более ранней редакции МСФО.

Трудности, стоящие на пути внедрения МСФО в России, во многом совпадают с проблемами, с которыми сталкиваются государства, переходящие к использованию международных стандартов вместо национальных или пытающиеся изменить национальные стандарты учета таким образом, чтобы различия с МСФО были минимальными и объяснялись объективными причинами. Пожалуй, основной проблемой является недостаток ресурсов, необходимых для успешного перехода на эти стандарты. При этом речь идет как о финансовых ресурсах, так и о кадровых. Переход на МСФО и их применение -довольно затратная задача, особенно в условиях, когда организациям приходится одновременно готовить отчетность, во-первых, налоговую, во-вторых, бухгалтерскую в соответствии с ПБУ и, в-третьих, финансовую в соответствии с МСФО (параллельно или методом трансформации). Максимально возможное сближение учетных принципов подготовки этих форм отчетности, исключение необоснованных различий могут в известной степени сократить издержки на учетную функцию в целом

и, как следствие, высвободить больше финансовых ресурсов для подготовки качественной финансовой отчетности по МСФО.

Другой стороной ресурсной проблемы является нехватка квалифицированных бухгалтерских кадров, способных формировать отчетность, основанную на принципах и профессиональных суждениях, а не на детально прописанных правилах.

Еще одна сложность - это отсутствие практических рекомендаций по применению МСФО и сама официальная редакция МСФО на русском языке.

Таким образом, ведение МСФО параллельно с сохранением действующих национальных стандартов отчетности не может в полной мере решить проблему защиты прав инвесторов, поскольку существование двух стандартов, причем избираемых на добровольной основе, создает потенциальный конфликт интересов менеджеров акционерных обществ и акционе-

ров(инвесторов). В результате раскрытия информации, позволяющей акционерам оценивать финансовое положение общества, его капитала и активов, в конечном счете ставится в зависимость от управленческого решения. Кроме того, нецелесообразно и выносить решение о применении МСФО на уровень общего собрания акционерных обществ.

Учитывая постепенный переход других экономических ведущих стран на МСФО и нерациональность существования параллельных систем отчетности, важнейшей задачей российских акционерных обществ и профессиональных участников рынка ценных бумаг является обязательное усвоение и применение МСФО.

Поэтому перспективы МСФО в России однозначны — международные стандарты рано или поздно будут в том или ином виде инкорпорированы в национальную систему бухгалтерского учета. Скорость этого процесса будет зависеть от эффективного взаимодействия между государством, бизнесом и профессиональным бухгалтерским и аудиторским сообществом.

Библиографический список

1. Вахрушина М.А., МельниковаЛ.А., Пласкова Н.С. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учеб.пособие.- М.:Вузовский учеб-ник,2005.-с.31-37,45-47.

2. Дедкова Е.Г. Методика бухгалтерского учета финансовых результатов в соответствии с МСФО.Экономические и гуманитарные науки.-2009.-№9.

3.Николаева С. А., Безрученко Г. А., Гал- Сравнительный анализ, принципы

дина А.А.. Международные и россий- трансформации, направления реформи-

ские стандарты бухгалтерского учета: рования - Ан-Пресс, 2004 г.

стр. 16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.