Научная статья на тему 'Методика организации занятия по преодолению полосы препятствий'

Методика организации занятия по преодолению полосы препятствий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3094
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING / MOTOR SKILLS AND SKILLS / HEALTH / STUDENTS / PHYSICAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеенков Андрей Евгеньевич, Максимова Елена Николаевна

В статье рассматриваются вопросы организации, содержания и методики проведения занятий по преодолению полосы препятствий в процессе физического воспитания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеенков Андрей Евгеньевич, Максимова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF ORGANIZATION OF THE LESSON ON THE OVERCOMING OF THE OBSTACLE STRIP

The article deals with the organization, content and methods of conducting classes on overcoming the obstacle course in the process of physical education of students.

Текст научной работы на тему «Методика организации занятия по преодолению полосы препятствий»

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПОЛОСЫ

ПРЕПЯТСТВИЙ

METHODOLOGY OF ORGANIZATION OF THE LESSON ON THE OVERCOMING OF THE OBSTACLE STRIP

Алексеенков Андрей Евгеньевич кандидат технических наук доцент кафедры «Физическое воспитание»> ФГБОУ ВО РАНХ и ГС Среднерусский институт

управления - филиал г.Орёл, Россия Alekseyenkov Andrey Evgenievich Ph.D., Associate Professor of the Department of «Physical education»} Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation,

Central Russian Institute of Management

Orel, Russia

Максимова Елена Николаевна кандидат педагогических наук доцент кафедры «Физическое воспитание»> ФГБОУ ВО РАНХ и ГС Среднерусский институт

управления - филиал г. Орёл, Россия Maksimova Elena Nikolaevna Ph.D., Associate Professor of the Department of «Physical education»} Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation,

Central Russian Institute of Management

Orel, Russia

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации, содержания и методики проведения занятий по преодолению полосы препятствий в процессе физического воспитания студентов.

Abstract. The article deals with the organization, content and methods of conducting classes on overcoming the obstacle course in the process of physical education of students.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, двигательные умения и навыки, здоровье, студенты, физические качества.

Keywords: professionally-applied physical training, motor skills and skills, health, students, physical qualities.

Профессионально прикладная подготовка специалистов по направлению экономической и национальной безопасности предполагает развитие двигательных умений и навыков по решению профессиональных задач в особых условиях режима чрезвычайного положения, обеспечивать личную безопасность граждан в процессе решения служебных задач. Для этих целей необходимо развивать двигательные способности обучаемых, силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. Все эти задачи, в полной мере, позволяют решать занятия по преодолению полосы препятствий.

Практическое занятие по преодолению препятствий включает в себя подготовительную, основную и заключительную части занятия.

Основными задачами подготовительной части являются организация занимающихся, постановка задач занятия и подготовка организма к предстоящей нагрузке в основной части.

Провести подготовительную часть в составе группы в течение 20 мин. Физическая нагрузка при этом распределяется таким образом, чтобы она не оказала отрицательного влияния на работоспособность занимающихся в основной части занятия. Упражнения в подготовительной части проводятся только в движении. Ходьба походным шагом переходит в ускоренную ходьбу, пригнувшись, а затем сменяется медленным бегом по дорожкам полосы препятствий или по прилегающей местности. Упражнения в беге: бег прыжковыми шагами с высоким подниманием бедра, бег с ускорением; бег левым боком, правым боком.

После бега группа переходит на шаг, выполняет упражнения: ходьба с выпадами и с закручиванием корпуса вправо и влево; наклоны корпуса вперед с доставанием пальцами земли и поворотами; пружинистые приседания в положение выпада со сменой ног прыжками; глубокие приседания с последующими прыжками вверх и т.д. Если упражнение выполняется впервые, преподаватель показывает его. Например, «Ходьба с выпадами и с поворотом корпуса вправо и влево - Показываю».

В конце подготовительной части провести бег на дистанции 150-200 метров с попутным преодолением несложных препятствий. Эти упражнения выполняются по команде «Вперед». Например, «Преодолеть участок полосы препятствий до забора бегом, попутно преодолевая любыми изученными способами ров и лабиринт, дистанция - пять шагов.

Важно обратить внимание на меры безопасности и предупреждение травматизма. Как правило, основными причинами травм на занятиях являются:

1. Плохая организация занятия.

2. Нарушение последовательности обучения.

3. Низкая дисциплина на занятии.

4. Неподготовленность мест занятий и инвентаря.

Для предупреждения травм при преодолении препятствий следует:

1. Проверить устойчивость и исправность препятствий.

2. Места приземления при прыжках с высоких препятствий вскапывать.

3. При проведении занятий зимой полосу препятствий очищать от снега и льда.

4. При проведении занятий в прохладное время подготовительную часть проводить с большей интенсивностью.

При метании гранат:

1. Перед началом метания выполнять упражнения для мышц и связок плечевого пояса.

2. При метании гранат с места размыкать занимающихся на интервалы 2-3 шага. Дальность метания увеличивать постепенно, с предельным напряжением проводить лишь заключительные броски.

3. Сбор гранат производить только по команде.

Обучение технике метания гранат по цели из траншеи.

1. Перед началом обучения метанию гранат необходимо выполнить несколько специальных упражнений для подготовки к работе мышц и связок плечевого пояса: вращение рук в плечевом суставе вперед и назад, вращение в локтевых суставах, вращение кисти, различные маховые и круговые движения рук, имитация бросков и броски гранат перед собой в землю и на близкое расстояние с нарастающими усилиями.

2.Провести ознакомление метания гранаты способом вверх - назад

Преподаватель напоминает, что техника метания гранат слагается из следующих элементов: способов держания гранаты в руке, отведения гранаты для броска (замаха) дугой вверх - назад и броска.

От правильного держания гранаты в руке зависит точность метания. Преподаватель показывает, как нужно метать гранату способом вверх - назад с попутным объяснением.

Для броска гранаты с замахом вверх-назад стать лицом в сторону цели. Правая рука с гранатой, согнутая в локтевом суставе, перед грудью. Левая рука свободно опущена вниз. Отставляя правую, слегка согнутую ногу назад, перенести на нее тяжесть тела. Одновременно отвести руку с гранатой вверх -назад и слегка прогнуться в пояснице. Плечи развернуть вправо. Левую руку слегка согнутую, в локте, подать вперед-вверх.

Замах выполнить свободным, плавным движением. Резким толчком выпрямить правую ногу в коленном и голеностопном суставах и повернуться в сторону цели. Граната - в руке, примерно на уровне правого уха (несколько выше лопаток). Перенося тяжесть тела на левую ногу, вывести локоть метающей руки вперед-вверх и, одновременно разгибая ее в локтевом суставе, быстрым захлестывающим движением кисти метнуть гранату в цель.

Левую руку подать вниз-назад и прижать плечом к боку, как бы фиксируя корпус в плоскости метания, не позволяя ему разворачиваться влево. После броска гранаты туловище продолжает несколько двигаться вперед.

Для удержания его тяжесть тела перенести на выставленную вперед правую ногу.

Указать что метание гранаты с замахом по дуге вверх - назад может выполняться и с выставлением левой ноги вперед.

Разучивание и метание гранаты с помощью подготовительных упражнений.

а) имитационные движения: замах и бросок без выпуска гранаты из руки. Для этого всем занимающимся, построенным в шеренгу с интервалами 2-3 шага,

стать лицом в сторону метания за траншеей, ноги - на ширине плеч, гранату держать перед грудью.

Первые 2-3 раза упражнение выполняется по разделениям. По команде «Замах, делай - РАЗ» производится замах. В этом положении исправляются ошибки. Вторая часть приема выполняется по команде «Обозначить бросок, делай - ДВА».

Преподаватель дает задание на самостоятельное повторение движений с сокращением паузы на замахе с переходом к слитному выполнению упражнения.

б) имитационные движения метания гранаты стоя в траншее способом вверх- назад без выпуска гранаты из руки. выполнить по 6-8 человек по 10 повторений самостоятельно

в) метание гранаты стоя в траншеи с места по различным целям: площадке перед стеной, стене и проломам выполнить по 4 человека в траншеи. Первые 3-4 броска выполняются одновременно всеми обучаемыми с расстояния 20 м по команде по указанной цели, гранатой - ОГОНЬ.

г) метание из траншеи по условиям упражнения (тремя гранатами, до первого попадания). Выполнить метание, выскочить из траншеи и добежать до стены с проломом. Вернуться обратно в строй.

Сбор гранат производится бегом и во всех случаях - по общей команде «Собрать гранаты».

Поточное прохождение полосы препятствий в одну и другую сторону.

Напомнить последовательность прохождения полосы препятствий и правила техники безопасности.

Преодолеть полосу препятствий в медленном темпе от флажков до траншеи одновременно по двум направлениям, дистанция 1 препятствие (перепрыгнуть ров шириной 2,5 м; пробежать по проходам лабиринта; перелезть через забор, влезть по вертикальной лестнице на второй (изогнутый) отрезок разрушенного моста; пробежать по балкам, перепрыгнув через разрыв, и соскочить на землю из положения стоя с конца последнего отрезка балки преодолеть три ступени разрушенной лестницы, с обязательным касанием двумя ногами земли между ступенями, пробежать под четвертой ступенью; пролезть в пролом стенки, добежать до траншеи, перепрыгнуть ее и построиться за траншеей по отделениям).

В обратную сторону преодолевать препятствия, двигаясь по своим направлениям в следующем порядке: соскочить в траншею, пройти по ходу сообщений; выскочить из колодца; прыжком преодолеть стенку; взбежать по наклонной лестнице на четвертую ступень и сбежать по ступеням разрушенной лестницы; влезть по вертикальной лестнице на балку разрушенного моста, пробежать по балкам перепрыгивая через разрывы, сбежать по наклонной доске; перепрыгнуть ров шириной 2 метра; пробежать 20 м и построиться за флажками.

Поменять местами группы и выполнить туже работу на других направлениях.

Эстафета с использованием отдельных препятствий.

Преподаватель делит группу на две команды, указывает последовательность преодоления препятствий, условия преодоления и меры безопасности. Эстафета проводится в виде соревнования между командами с использованием элементов полосы препятствий. Эстафета совершенствует скоростные качества и скоростную выносливость, развивает сплоченность в командах и в группе в целом.

Пример эстафеты:

Исходное положение: направляющие стоят возле флажков, команды за ними в колонну по одному. Начинается эстафета, добежать до рва, перепрыгнуть ров шириной 2,5 м, добежать до лабиринта, пробежать по проходам лабиринта, обратно вернуться гладким бегом к команде, передав эстафету касанием руки товарища и встать в конец строя.

После окончания эстафеты, обучаемые выполняют медленный бег, спокойную ходьбу и 2-3 упражнения на расслабление мышц в сочетании с глубоким дыханием. В конце занятия, преподаватель подводит краткий итог занятия, выявляет лучшие и худшие команды, и конкретно лучших студентов, краткие рекомендации по устранению недостатков и ошибок при выполнении преодоления полосы препятствий.

Литература

1. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации. - Москва, Редакционно-издательский центр Генерального штаба ВС РФ, 2001. - 224 с.

References

1. Nastavlenie po fizicheskoy podgotovke i sportu v Vooruzhennykh Silakh Rossiyskoy Federatsii [Manual on physical training and sports in the Armed Forces of the Russian Federation]. Moscow, Editorial and Publishing Center of the General Staff of the RF Armed Forces, 2001, 224 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.