МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДОШКОЛЬНИКАМИ (НА ПРИМЕРЕ КАРТИНЫ И.И. ШИШКИНА «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ»)
THE METHODOLOGY FOR ORGANIZING THE PERCEPTION OF THE WORKS OF FINE ART BY PRESCHOOL CHILDREN (BASED ON MORNING IN A PINE FORESTBY I.I. SHISKIN)
Н.Ю. Дмитриева, Т.С. Малютина N.Yu. Dmitrieva, T.S. Malyutina
Восприятие художественного произведения, диалог с произведением искусства, художественный образ, познавательная активность, пространственное мышление, речевая деятельность, ценностно-личностные смыслы, картина мира. В статье представлено содержание деятельного диалога детей 5-6-летнего возраста и картины И.И. Шишкина как образовательного пространства, внутри которого дошкольники посредством перевода с языка визуальных образов, знаков и символов на язык вербальных значений и смыслов выстраивают эстетическую коммуникацию с миром. Образовательное содержание «диалога» с произведением искусства направлено на реализацию познавательного, социально-коммуникативного и речевого развития дошкольников с учетом уровня образовательных задач и степенью освоения художественного языка детьми 5-6-летнего возраста.
Perception of a piece of art, interaction with a piece of art, artistic image, cognitive activity, spatial intelligence, verbal activity, value-personal meanings, worldview.
This article presents the content of an activity-filled interaction between 5-6-year-old children and Ivan Shishkin's painting, which creates the educational space where preschoolers build aesthetic communication with the world through translating from the language of visual images, signs and symbols into the language of verbal meanings and values. The educational content of the interaction with the work of art is aimed at the implementation of cognitive, social, communicative and language development of preschool children in view of the level of educational objectives and the degree of the development of the artistic language by 5-6-year-old children.
Организация восприятия произведений изобразительного искусства в дошкольном образовании зачастую почти не опирается на возможности самого произведения искусства и почти не связана с познавательной активностью ребенка. Как правило, основным приемом ознакомления дошкольников с живописным произведением является прямая трансляция готового структурного анализа произведения, который в форме искусствоведческого рассказа предъявляется ребенку как эталон восприятия произведения. На этапе дошкольного детства приоритетное значение имеет не введение ребенка в искусствознание, а развитие умения вступать в живой деятельный диалог с ху-
дожественным произведением. Художественный образ как многослойная структура диалога с произведением искусства с неизбежностью становится образовательным пространством, позволяющим маленькому зрителю трансформировать значения и символы живописного шедевра в ценностно-личностные смыслы. Образная природа художественных идеалов, ориентированная на эмоциональное восприятие ребенка, оказывает на маленького зрителя органичное полифункциональное влияние, дает возможность выйти за пределы непосредственно воспринимаемого в разнообразные художественные миры, ориентируя в них и позволяя выстраивать факты, явления, события и их оценки в це-
Н.Ю. ДМИТРИЕВА, Т.С. МАЛЮТИНА. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ изобразительного ИСКУССТВА дошкольниками (НА ПРИМЕРЕ КАРТИНЫ И.И. ШИШКИНА «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ»)
лостную систему универсальных понятий - формировать картину мира ребенка [Лыкова, 2015].
Поскольку дошкольник не обладает в полной мере компетенциями зрителя, недостаточно просто показать ребенку картину, важно помочь ему вступить в деятельный процесс общения с произведением. Это сложнейшая методическая работа - инициирование самостоятельного прохождения ребенком процесса общения с произведением искусства, где во взаимных ходах навстречу друг другу - произведения и личности ребенка - рождается художественный образ как процесс живого непосредственного диа-
лога с живописным произведением [Жуковский, 2011]. Итог художественного восприятия выступает как многослойная структура, в которой взаимопроникают результаты персептивных и интеллектуальных, репродуктивных и продуктивных актов.
В статье предложен пример содержательного диалога картины И.И. Шишкина и детей 5-6-летнего возраста как образовательного пространства.
Этап 1. Вхождение в пространство творческого диалога ребенка и картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» (рис. 1)
Рис. 1. И.И. Шишкин. «Утро в сосновом лесу». 1889 г. Холст, масло, 139x213, Государственная Третьяковская галерея
Педагог предъявляет картину маленьким зрителям, давая время для самостоятельного погружения в живописное пространство, задавая возможные вопросы о состоянии, настроении, которое вызывает художественное полотно. После такого обсуждения предлагает создать схему композиции картины. «Сейчас мы будем рисовать картину "Утро в сосновом лесу". Художник работал красками, мы же будем рисовать по-другому - знаками». Педагог очерчи-
[ 17
вает прямоугольный контур будущей схемы на доске и рисует в ее плоскости первый знак. По графическому виду и пространственному положению знака детям предлагается определить и назвать соответствующую деталь картины И.И. Шишкина. Педагог инициирует обсуждение свойств изображенного предмета на картине И.И. Шишкина и использованных художником изобразительно-выразительных средств для передачи его образа.
< з
С га
о |
й м
* ё £ О
и ^
2 н
е §
^ «г ^
е а
« с «
X
н
и
ш
м
На рис. 2 представлен один из вариантов последовательного обсуждения элементов картины и их знакового обозначения на схеме. После-
довательность знаков картины может варьироваться в зависимости от развития содержания диалога с детьми.
Рис. 2. Примерные схемы расположения основных элементов картины И.И. Шишкина
«Утро в сосновом лесу»
Лесной склон (1)
«Как вы думаете, что я сейчас нарисовала? Изобразите знак "склон" на своих рисунках. Каким изобразил его художник? Давайте попробуем его описать. Какой он? Крутой или пологий и т.д. и т.п.».
Часть упавшего дерева с корнями (2)
«Как вы думаете, что я сейчас нарисовала? Почему дерево было вырвано из земли, что с ним случилось? Нарисуйте "вырванное дерево с корнями" на своих рисунках».
Уместно предложить детям кинестетическое упражнение. «Покажите, как дерево корнями держится за землю. Представьте, что рука - это дерево, а широко расставленные пальцы - его корни, которыми оно крепко держится за землю».
Пенёк (3)
«Почему одна часть дерева с корнями не упала на землю? Может быть дереву помешал упасть на землю высокий пень?» После освоения элемента картины детям предлагается ввести его в схему картины Шишкина на своих рисунках.
Далее осваиваются следующие элементы картины/ макушка упавшего дерева (4), три дерева (5), медведь-«подросток» (6), медведица (7), двое маленьких медвежат (8).
После того как схема первого плана картины составлена, детям предлагается поиграть в игру, направленную на развитие пространственного мышления, внимания и памяти: с закрытыми глазами перечислить элементы картины И.И. Шишкина, вспоминая, как они расположены от-
Н.Ю. ДМИТРИЕВА, Т.С. МАЛЮТИНА. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДОШКОЛЬНИКАМИ (НА ПРИМЕРЕ КАРТИНЫ И.И. ШИШКИНА «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ»)
носительно друг друга («перед», «за», «справа», «слева», «дальше», «ближе» и т.д.).
Дальнейшее вхождение в пространство художественного образа можно начать вопросом: «Попробуйте догадаться, почему медведица привела своих медвежат именно в это место? Какое это место в лесу?». Педагог озвучивает ряд эпитетов, которые могли бы охарактеризовать лес, изображенный на картине И.И. Шишкина, например: «высокий», «непроходимый», «прозрачный», «синий», «колючий», «корявый», «кудрявый», «низкорослый», «солнечный», «темный», «старый», «юный», «березовый», «хвойный», «безмолвный», «безрадостный», «веселый», «таинственный», «грозный», «строгий», «сонный», «мрачный», «неприветливый», «пасмурный», «печальный», «радостный», «тихий», «тревожный», «шумный» и т.д.
Детям предлагается выбрать те прилагательные, которые, по их мнению, соответствуют характеру изображенного леса на художественном полотне. Эпитеты для выбора можно предъявлять парами. Пары могут быть выстроены по принципу противоположности, принципу усиления или уменьшения качества, возможно включение в пару одновременно отсутствующих качеств. В конце результат суммируется, полученный словесный «портрет» леса озвучивается. «Этот лес просыпающийся, таинственный... и т.д.».
Такого рода занятие не только обогащает словарный запас, развивает речевую деятельность детей, но и учит грамотно «считывать» художественные знаки произведения искусства, осознавать их как носителей художественной информации, творчески интерпретировать и, таким образом, воспитывать культуру восприятия произведения искусства.
После обсуждения возможно попросить детей ответить на вопросы: что вам особенно понравилось в картине и почему? Как вы думаете, зачем художник нарисовал такую картину?
В заключение детям предлагается нарисовать «Мой лес». В процессе рисования очень важно продолжать поддерживать диалог с детьми, помогая им развивать содержание своего рисунка.
Этап 2. Построение модели жизненного цикла растений и животных
На примере анализа разных этапов жизненного цикла деревьев и животных на картине И.И. Шишкина детям предлагается при помощи технологии коллажа или серии рисунков создать динамическую модель смены жизненных периодов.
Педагог может задать следующие вопросы: как вы думаете, почему художник нарисовал в самом центре картины молодой кустик, а рядом с ним взрослое дерево и пенек? Чем раньше был пенек? Что случилось с деревом? Что будет дальше с молодым кустиком? Откуда появилось молодое деревце? Откуда появилось семечко, из которого выросло деревце?
«Так живут растения в лесу: семечко, упавшее с дерева, прорастая в земле, медленно превращается из саженца в деревце; деревце вырастает, становится взрослым, разбрасывает семена, стареет и умирает, но на его месте обязательно вырастет новое деревце и т.д.».
Детям предлагается создать свои рисунки, на которых было бы видно, как из семечка появляется росток, из ростка вырастает дерево, сеющее семена, и из новых семян вырастают ростки будущих деревьев. Эту творческую работу можно выполнять и в виде последовательных рисунков на одном листе. Такую же работу можно предложить сделать в виде динамического коллажа (коллаж, не фиксируемый на листе бумаги клеем) из цветной бумаги, последовательно вырезая детали творческой работы и выкладывая их на лист (или рабочий стол), вновь и вновь дополняя и видоизменяя следующими необходимыми деталями. Педагог может создать ситуацию, в которой каждый ребенок начинает выполнять индивидуальный коллаж, но на каком-то этапе обменяться ею с соседом, который продолжит начатое. Такую творческую работу увлекательно выполнять и в парах с самого начала до конца.
Следующее занятие можно посвятить наблюдению за «семьей» медведицы с тремя медвежатами.
Детям предлагаются следующие вопросы: как чувствуют себя медвежата? Что может случиться с медвежатами, если медведица оставит
<С £
и
т
0
ь
к
1 м ш Е-
и о-
о ^ о о
О Й
3
ш Е-
к
о
Рч
м
13
0
1 к
«
о м :г X
ь
и
<с «
м с
д
н и
щ м
их одних надолго? Обычно дети отвечают, что медведица медвежатам очень нужна.
Педагог предлагает обратить внимание на медвежонка, стоящего на макушке упавшего дерева. Возможны следующие вопросы: что сейчас делает медвежонок? Почему он пристально всматривается в лес? Следуют, как правило, ответы детей о любопытстве медвежонка. Что может ожидать его там, вдалеке? Почему медведица не смотрит на него? Дети отвечают, что она занята маленькими медвежатами. Медведица может отпустить этого медвежонка в лес одного? Этот медвежонок сможет позаботиться о себе в лесу: найти еду, распознать опасность и спрятаться? Дети отвечают, что он уже многому научился и скоро уйдет в лес жить самостоятельно.
У медведицы родились медвежата. Что же с медвежатами будет потом? Они вырастут и уйдут в лес жить самостоятельно. Станут взрослыми, у них родятся свои медвежата.
Закончить занятие можно просьбой нарисовать свою выдуманную «семью» медведей или других лесных зверей.
Этап 3. Построение цикличной модели смены времени суток
Один из возможных вариантов продолжения работы с картиной И.И. Шишкина может быть следующим. Для того чтобы дети пристальней вгляделись в состояние леса на картине, можно закрыть тот фрагмент работы, на котором представлены медведица с медвежатами.
«Пусть медведи пока спрячутся. Что мы теперь видим? Лес. Какой он? В этом лесу происходят чудеса, настоящие превращения. Сейчас мы вместе сможем их увидеть. Где самое темное место на картине? Там, где изображены корни поваленного дерева. Почему здесь темно? Когда у нас бывает темно? Ночью. Где самое светлое место на картине? Там, куда смотрит медвежонок-«подросток». Почему здесь светло? Когда у нас бывает светло? Днем. Значит, на картине изображен момент перехода ночи в день. Что такое ночь, утро, день, вечер? В течение суток ночь медленно исчезает и превращается в утро, утро превращается в день, день переходит в вечер...»
На занятии можно четыре времени суток сопоставить с чередованием цикла времен года или жизни растения и животного. «Утро - детство -весна», «день - молодость - лето», «вечер -зрелость - осень», «ночь - старость - зима». Охарактеризовать каждый из периодов времени года, перечислить особенности.
В заключение занятия можно попросить детей изобразить смену времени суток (или смену времен года) на одном или нескольких рисунках с изображением пейзажа (городского, сельского). Рисунок можно заменить динамическим коллажем из цветной бумаги: начать коллаж с изображения ранней весны, затем последовательно сменять времена года, видоизменяя или добавляя признаки каждого из периодов. Работу по созданию динамического коллажа-пейзажа с изменением времени года или времени суток лучше выполнять в парах на рабочих столах.
В процессе эстетической коммуникации с картиной И.И. Шишкина, включающей в себя деятельное восприятие произведения и его творческой интепретации, у дошкольников происходит становление сложнейших смысловых образований общечеловеческой культуры, таких как «начало / конец», «развитие», «цикл».
Этап 4. Игра «Говорящая картина»
Финалом цикла занятий по восприятию картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» может стать игра «Говорящая картина», в которой педагог тоже может участвовать как игрок. Дети распределяют между собой «роли»: «молодой кустик», «поваленное дерево», «пень», «солнышко», «туман», «деревья, наклонившиеся к восходящему солнцу», «медведица», «медвежата» и т.д. Правила игры следующие: нужно коснуться волшебной палочкой выбранного «персонажа картины», чтобы он начал рассказывать всем свою «историю». В рассказ может входить история персонажа «до» и «после» момента, который изображен на картине И.И. Шишкина. Эта игра позволяет ребенку умозрительно встать на позицию «другого», развить сюжетный строй произведения, разворачивая его в своем воображении, стать соавтором художника, продолжив историю, рассказанную мастером на живописном полотне.
Н.Ю. ДМИТРИЕВА, Т.С. МАЛЮТИНА. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДОШКОЛЬНИКАМИ (НА ПРИМЕРЕ КАРТИНЫ И.И. ШИШКИНА «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ»)
Основное в художественно-эстетическом образовании дошкольника - организация его собственного опыта, который взрослый помогает лишь упорядочить и обобщить. Его задача -проявить активность детей, особенности их системы образных представлений. Взрослый содействует возникновению диалога, озадачивая, подбирая вопросы, ответы на которые могут навести маленьких зрителей на выбор наиболее сообразного варианта действий. Педагог фиксирует конструктивные моменты, создавая точку опоры для дальнейшего движения мысли ребенка, тем самым побуждая к поиску, интеллектуальному усилию [Козина, 2011]. Посредством беседы уточняются качественные особенности изображенных элементов картины, формируется представление о структуре произведения, выстраивается смысловое решение содержания. Постепенно произведение из «мертвой» вещи превращается в «живой» художественный образ, а маленький зритель - в человека, чувствующего необходимость этому миру.
Важно учесть, что пространство беседы предполагает свободу и время для самостоятельного открытия. Только тогда художественный образ сможет стать осознанным и пережитым, а значит, личным достоянием ребенка. Если педагог чрезмерно определяет ситуацию, то субъективно-личностные отношения с произведением искусства умирают. При этом надо помнить, что следует вести беседу на уровне восприятия, чтобы она соответствовала возрасту детей, не перегружала их лишней информацией [Данилина, 2006].
Постоянная необходимость в посторонней помощи может подорвать познавательную независимость ребенка. Каждый раз, давая воспитаннику помощь или указания, педагог укрепляет его зависимость от мнения взрослого, о чем
и как он должен думать, и подрывает его способность к самостоятельному творческому познанию. Возможный альтернативный вариант оказания помощи - организация внешней поддержки «по горизонтали», за счет сверстников. Это процесс ситуативный, уникальный и многовариативный, требующий от педагога интеллектуальной мобильности, гибкости и чуткости [Абраменкова, 1999]. Все же основная цель взаимодействия взрослого с ребенком - обеспечение чувства психологической защищенности. Если ребенок чувствует, что его понимают и принимают безусловно, это способствует раскрытию его познавательных способностей. Поэтому основой продуктивного взаимодействия взрослого и ребенка при восприятии произведения искусства является качество общения: доброжелательное, заинтересованное, безоценочное.
Библиографический список
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. М.: ЭКО, 1999. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М.: Айрис-пресс, 2006.
Жуковский В.И. Теория изобразительного искусства. СПб.: Алетейя, 2011. Игольницына М.С. Педагогические условия развития коммуникативных умений обучающихся средствами фольклора // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 3 (21). С. 73-76. Козина Е.Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте. М.: Прометей, 2011.
Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы в условиях реализации ФГОС ДО. М.: Цветной мир, 2015.
<С £
и
т
0
ь
к
1 м ш Е-
и о-
о ^ о о
о я
3
ш Е-
к
о
Рч
м
13
и
1 к
а
«
о м :г X
ь
и
<с «
м с
[ 21 ]
Д
н и
щ м