Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ'

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
720
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / УРОКИ МАТЕМАТИКИ / ЭЛЕМЕНТАРНАЯ МАТЕМАТИКА / РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раджабова З.Б., Магомедова Д.О.

В статье особое внимание уделяется методике организации самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах, раскрыта работа по формированию навыков самостоятельной деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раджабова З.Б., Магомедова Д.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF ORGANIZING INDEPENDENT WORK OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN MATHEMATICS LESSONS

The article pays special attention to the method of organizing independent work in mathematics lessons in primary school, and reveals the work on the formation of skills for independent activity of students.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Раджабова З.Б., Магомедова Д.О.

ЧОУ ВО «Социально-педагогического институт», Дербент

Аннотация. В статье особое внимание уделяется методике организации самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах, раскрыта работа по формированию навыков самостоятельной деятельности учащихся.

Ключевые слова: самостоятельная работа, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, уроки математики, элементарная математика, регулятивные универсальные учебные действия младших школьников.

METHODOLOGY OF ORGANIZING INDEPENDENT WORK OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN MATHEMATICS LESSONS

Radzhabova Z.B., Magomedova D.O.

PEI HE «Socio-pedagogical institute», Derbent

Annotation. The article pays special attention to the method of organizing independent work in mathematics lessons in primary school, and reveals the work on the formation of skills for independent activity of students.

Keywords: independent work, federal state educational standard for elementary general education, mathematics lessons, elementary mathematics, regulatory universal educational activities for younger students.

Одним из результатов начального образования является развитие самостоятельности. Эффективность образовательного процесса определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся. Эти особенности тесно связаны и в совокупности отражаются в самостоятельной работе обучающихся.

Самостоятельную работу можно определить как ведущую деятельность, так как знания, умения и навыки не передаются обучающимся от преподавателя в готовом виде, в виде материальных объектов, каждый обучающийся самостоятельно осваивает это.

Самостоятельная работа - это познавательная учебная деятельность, выполняемая без непосредственного участия преподавателя, но в соответствии с его задачей, в определенный промежуток времени. Самостоятельная работа должна целенаправленно применяться на каждом уроке, в том числе и на уроках математики, поскольку она развивает внимание, волю, трудоспособность, дисциплинированность учащихся.

Однако самостоятельная работа вызывает серьезные трудности у большинства младших школьников. Проблема разработки методики организации самостоя-

тельной работы на уроках математики в начальной школе на основе научной теории актуальна и сегодня.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, самостоятельная работа не сводится к простой зубрежке, а основана на четком понимании школьниками задач, поставленных учителем, поскольку самостоятельная работа призвана возбуждать внимание, интерес и творческие способности младших школьников, она должна научить их учиться [5, с. 608].

На сегодняшний день в работах ряда исследователей и педагогов, таких как А.Б. Баранов, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер и др., рассматриваются различные аспекты проблемы активности и самостоятельности учащихся на занятиях в школе. Они, несомненно, добились определенных успехов в разработке теории обучения, использовании самостоятельной работы в системе уроков и домашних заданий (Е.Я. Голант, Н.Г. Дайри, Б.П. Есипов, Р.М. Микельсон).

Часто процесс развития самостоятельности школьников рассматривается в динамике - от репродуктивной деятельности к творческой деятельности (исследование Н.Д. Левитова, И.Я. Лернер, Л.М. Пименова и другие).

Анализ определений самостоятельной работы показывает, что, во-первых, они учитывают психолого-педагогические факторы самостоятельной работы, которые предусмотрены Федеральным государственным образовательным стандартом НОО, а именно регулятивные универсальные учебные действия: саморегуляция, самоконтроль и др.

Во-вторых, обращается внимание на то, что самостоятельная работа связана с работой учащихся на занятиях и является следствием правильной организации учебно-познавательной деятельности на занятиях.

В-третьих, самостоятельная работа рассматривается как высший вид учебной деятельности, требующий от школьников достаточно высокого уровня самосознания, ответственности и самодисциплины. Процесс развития самостоятельности каждого человека является условием повышения общей культуры общества, которое начинается с самых первых этапов образования.

Самостоятельная работа играет особую роль в саморегуляции учащегося, его творческих способностях, поэтому она является основным способом воспитания самостоятельности. Самостоятельная работа может вызвать серьезные трудности у младшего школьника, поскольку требует не только умственного, но и эмоционального напряжения, порождая тем самым множество неожиданных вопросов, переживаний и сомнений.

Замечено, что большинство трудностей проявляются на начальных этапах овладения какими-либо навыками или умениями, поэтому начинать эту работу следует уже в начальной школе. Использование самостоятельной работы актуально и необходимо на всех уроках, включая уроки математики, так как это воспитывает точность, эффективность, внимание и дисциплинирует учащихся.

Возникает вопрос: «Как методически правильно организовать самостоятельную работу на занятиях, которая будет способствовать развитию самостоятельности учащихся?» Учитель начинает подготовку с анализа общего содержания темы. Ему необходимо определить: какие вопросы учащиеся могут изучать само-

стоятельно, какие задания являются репродуктивными, а какие творческими, которые направлены на формирование общеучебных навыков или развитие индивидуальных особенностей учащихся, также продумываются формы организации самостоятельной работы на занятиях.

Тематически учитель определяет только ведущие формы и виды организации работы, которые будут использоваться как в классе, так и дома. Необходимо отметить логическую последовательность работ, их разнообразие и сложность. В дополнение к организации, учитель также продумывает методический инструментарий, в зависимости от педагогической ситуации и особенностей класса.

Именно поэтому необходимо обозначить место самостоятельной работы в структуре урока, задания (их направленность и содержание), время, отведенное на выполнение задания, методы стимулирования самостоятельности в процессе изложения материала, самостоятельная работа на уроке математики является движущим элементом, т.е. побуждает учащихся к действиям по преодолению трудности.

Самостоятельная учебная работа обычно понимается как любая активная деятельность учащихся, организованная преподавателем, направленная на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие навыков и умений, обобщение и систематизация знаний.

Как дидактическое явление, самостоятельная работа - это, с одной стороны, учебная задача, то есть то, что должен делать ученик, объект его деятельности, с другой стороны, форма проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения, когда ученик выполняет учебную задачу, что в конечном итоге приводит учащегося либо к получению совершенно новых, ранее неизвестных знаний, либо к углублению и расширению объема уже полученных знаний. Таким образом, самостоятельная работа является средством обучения тому, что:

- соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

- формирует необходимый объем и уровень знаний, умений и навыков учащегося на каждом этапе его движения для решения определенного класса познавательных задач;

- развивает психологический настрой у учеников самостоятельно систематически пополнять свои знания и развивать навыки ориентирования в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;

- является важнейшим инструментом педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения [3, с. 173-176].

Степень образовательного развития обучающегося измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать их в учебной и практической деятельности. Вот почему целью общего образования как базового в единой системе непрерывного образования является воспитание у учащихся академической самостоятельности. Совершенствование методов преподавания и методов преподавания неразрывно связано с развитием самостоятельности учащихся.

Именно в развитии самостоятельности открываются большие возможности для совершенствования всего педагогического процесса и повышения его эффективности. Внимание к проблеме развития самостоятельности учащихся объясняется тем, что она играет значительную роль не только в общем образовании, но и в подготовке школьников к их будущей работе. Это необходимо любому человеку, независимо от того, в какой сфере он будет работать после окончания учебы [6, с. 70].

Элементарная математика служит одним из средств организации самостоятельной работы, особенно подходящим материалом для иллюстрации основных логических операций. Изучение математики само по себе организует мышление учащихся, предъявляя к ним вполне определенные требования.

Действительно, изучая пространственные формы и количественные отношения объективного мира, математика является одной из наиболее точных и логически последовательных наук: ее аксиомы, определения, понятия, связи естественным образом вводят учеников в область логических категорий и логических операций; каждый из предметов школьного курса математики построен таким образом, что последующие истины вытекают из предыдущих и обосновываются ими.

Среди навыков, которыми должны овладеть учащиеся при обучении математике, можно выделить те, которые направлены на фактическое усвоение материала, и те, которые обеспечивают умственную активность и самостоятельность [1, с. 354].

Например,

- решите две проблемы:

а) Отец привез с рыбалки 10 кг 400 г рыбы, это на 4 кг 500 г больше, чем привез сын. Сколько килограммов рыбы принес сын?

б) Галина Васильевна едет к себе на дачу на 1 час 40 минут, что на 30 минут меньше, ее сестра едет на дачу. Как долго сестра уезжает на дачу?

В чем сходство и различия между этими проблемами и их решениями?

- решите уравнения и сравните их:

x : 6 = 23 x : 7 = 90 x : 8 = 35

88 : x = 11 700 : x = 7 540 : x = 9

- составьте три пары равенств из чисел: 5 см2, 600 см2, 6 м2, 700 мм2, 5 дм2, 400 дм2

- узнайте, чем все числа, написанные слева, отличаются от чисел, написанных справа:

400 14

68.700 687

124.900 1.249

С первых дней обучения на начальном уровне проводится работа по формированию навыков самостоятельной деятельности учащихся - восприятию и воспроизведению учащимся информации, сообщаемой на уроке, по контрольным вопросам преподавателя.

Поэтому одна из задач преподавателя при составлении системы контрольных вопросов состоит в том, чтобы научить учащихся выявлять ключевые момен-

ты. Поэтому одна из задач учителя при составлении системы контрольных вопросов - научить школьников выявлять ключевые моменты.

В течение этого периода система вопросов должна охватывать все ключевые моменты излагаемого материала, не должна содержать не относящихся к делу вопросов, вопросов, не связанных с основным материалом. Учащиеся должны уметь самостоятельно отвечать на вопросы, связанные с непосредственным воспроизведением представленного материала.

Более высоким уровнем формирования самостоятельной деятельности учащихся при восприятии информации является обучение умению вычленять ключевые моменты воспринимаемой информации - необходимо научить учащихся составлять план реагирования. При отсутствии должной доли самостоятельности знания запоминаются учащимися механически.

Одним из недостатков методики самостоятельной работы является однообразие их видов, используемых преподавателем. Большая часть самостоятельной работы на уроках математики необходима для закрепления материала, представленного учителем сразу после его изучения, и для проверки знаний учащихся. Значительно меньшее их количество используется при изучении нового материала [4, с. 3].

При работе с учащимися с низкой успеваемостью следует рекомендовать составить план реагирования. Это развивает у них способность делать выводы, приучает их к осознанному чтению и смысловому сопоставлению отдельных частей текста. Использование плана во время опроса активизирует работу не только на занятиях, но и при подготовке домашних заданий.

Дидактическая цель использования вопросов в процессе реализации состоит в том, чтобы помочь ученикам актуализировать знания, необходимые для поиска способа решения этой задачи, организовать мыслительную деятельность младших школьников в правильном направлении.

Такая организация самостоятельной работы над заданиями помогает сильному ученику проявить свои творческие способности, а слабому дает возможность познать радость работы - найти правильный способ решения задачи, используя дифференцированную помощь с учетом индивидуальных особенностей.

Необходимость самостоятельно выполнять работу с использованием творческого подхода не возникает сама по себе, она формируется в процессе обучения. От класса к классу уровень самостоятельного выполнения работы должен повышаться. Повышение качества методики работы преподавателя зависит от его способности целенаправленно управлять умственной деятельностью учащихся, активизируя ее.

Это возможно на основе психолого-педагогических знаний, упомянутых ранее. Они раскрывают суть внутренних процессов, происходящих в сознании учащихся, и внешних процессов, определяющих учебную деятельность. Это позволит вам использовать наиболее подходящие методы, прогнозировать последствия их применения, находить пути выхода из сложных ситуаций, которые могут возникнуть на практике.

Таким образом, организация самостоятельной работы на начальном этапе обучения создает условия для развития самостоятельности у школьников, что, в свою очередь, способствует личностному развитию ребенка.

Литература:

1. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе / Белошистая А.В. - М.: Владос, 2007.

2. Вигман, С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие. / С.Л. Вигман. - М.: Велби: Проспект, 2005.

3. Коноводова Ю. А. Отличие самостоятельной деятельности учащихся от самостоятельной работы учащихся [Текст] / Ю. А. Коноводова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011.

4. Стаценко О.А., Микерова Г.Ж. Самостоятельная работа младших школьников на уроках математики // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 6.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации.-М.:Просвещение, 2010

6. Хакунова Ф.П. Особенности организации самостоятельной работы обучаемых // Начальная школа. - 2013. - № 1.

References:

1. Beloshistaya A.V. Methods of teaching mathematics in elementary school / Beloshistaya A.V. - M.: Vlados, 2007.

2. Vigman, S.L. Pedagogy in questions and answers: textbook. manual. / S. L. Wigman. - M.: Velbi: Prospekt, 2005.

3. Konovalova Yu. a. Difference between independent activities of students from the independent work of students [Text] / Y. A. Konovalova // Problems and prospects of development of education: materials of the Intern. nauch. Conf. (Perm, April 2011). T. I. — Perm: Mercury, 2011.

4. Statsenko O. A., G. J. Mikerova Independent work of younger students in math class // International Student Scientific Bulletin. - 2015. - No. 6.

5. Federal State educational standard of primary general education/ Ministry of Education and Science of the Russian Federation.-M.:Enlightenment, 2010

6. Hakunova F.P. Features of the organization of independent work of trainees // Elementary school. - 2013. - № 1.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Халилова М.Г.

ЧОУ ВО «Социально-педагогического институт», Дербент

Аннотация. В данной статье раскрывается проблема включения детей с нарушением интеллекта в общественную систему. Становятся очевидными направления работы, в ходе реализации которых, дети с отклонениями в развитии смогут сориентироваться в социуме, иметь адекватные представления о социальном окружении.

Ключевые слова: нарушение интеллекта, интеграция, социализация.

SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Khalilova M.G.

PEI HE «Socio- pedagogical institute», Derbent

Annotation. This article reveals the problem of including children with intellectual disabilities in the social system. The directions of work are becoming obvious, during the implementation of which, children with developmental disabilities will be able to orient themselves in society, have adequate ideas about the social environment.

Keywords: intellectual disability, integration, socialization.

Процесс вхождения индивида в социальную среду начинается с появления его на свет и длится на протяжении всей жизни. В ходе социализации он перенимает накопленный человечеством социальный опыт в самых различных сферах жизнедеятельности, который в дальнейшем позволит ему решать определенные, жизненно важные социальные задачи.

Социализация - является процессом усвоения человеком знаний, форм поведения, социальных норм и ценностей, психологических установок, важных навыков, которые дадут ему возможность успешно функционировать в данном обществе [2].

Социализация детей с нарушениями интеллекта в общество происходит не как у их нормально развивающихся детей.

Имеющиеся недостатки зачастую влекут к нарушению связи с обществом, культурой, как источником развития, отмечаются затруднения в общении, самообслуживании, овладении в будущем профессиональными способностями, обучении. Исходя, из этого можно сделать вывод, что такие дети не в состоянии воспринимать социальные требования и нормы [4, с.35].

Включение таких детей в систему общественных отношений, освоение социального опыта, требует от общества дополнительных мер, усилий и средств (это могут быть специальные учебные заведения, специальные центры по реабилитации специальные программы, и т.д.). Но процесс разработки таких мер, должен базироваться на знании задач, закономерностей и всей сущности процесса социализации. Психологическая поддержка и педагогическая работа - есть самое основное, в чем нуждаются дети и подростки с нарушением интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.