Научная статья на тему 'Методика организации проектной научно-познавательной деятельности старшеклассника'

Методика организации проектной научно-познавательной деятельности старшеклассника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
634
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА / DESIGNED ACTIVITY / DESIGNED SCIENTIFIC-COGNITIVE ACTIVITY OF THE SENIOR PUPIL / INFORMATIONAL RECORD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугакова Екатерина Владимировна

В статье представлена разработанная и апробированная методика организации проектной научно-познавательной деятельности старшеклассника. Приведены некоторые результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бугакова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of organization of designed scientific-cognitive activity of senior pupil

The developed and approved system of organization of designed scientific-cognitive activity of the senior pupil is submitted in this article. Some research results are produced.

Текст научной работы на тему «Методика организации проектной научно-познавательной деятельности старшеклассника»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

*

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

УДК 373 1 Е. В. БУГАКОВА

Московский технологический институт «ВТУ», филиал в г. Оренбурге

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА

В статье представлена разработанная и апробированная методика организации проектной научно-познавательной деятельности старшеклассника. Приведены некоторые результаты исследования.

Ключевые слова: проектная деятельность, проектная научно-познавательная деятельность старшеклассника, информационная карта.

В Образовательном стандарте основного общего образования в требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы имеется рубрика «Уметь», которая включает требования, основанные на видах деятельности, для базового и профильного уровня обучения. Среди них появились новые виды познавательной деятельности, которых не было ранее: например, использовать при поиске и систематизации информации методы электронной обработки, проектировать собственную траекторию решения научно-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, представлять результаты индивидуальной и групповой научно-познавательной деятельности в формах исследовательского проекта, публичной презентации и т.д.

В связи с этим возникает необходимость в разработке и внедрении в современный образователь-

ный процесс школы методики организации проектной научно-познавательной деятельности старшеклассника.

Проектная научно-познавательная деятельность старшеклассника, вслед за В. Г. Рындак [1, с. 5; 2], рассматривается нами как сфера его активного взаимодействия с субъектами, направленная на познание и качественное преобразование личностных потребностей, возможностей, способностей; выработку, приобретение, систематизацию объективных знаний, цели, методов, способов достижения результата, проявляющихся в их интеллектуальной и творческой направленности.

Среди основных функций проектной деятельности принято выделять исследовательскую, аналитическую, прогностическую, преобразующую, нормирующую. Для проектирования также характерна конструктивность, т. е. нацеленность на получение

совершенно определенного практически значимого результата на основе прогностического знания.

В контексте данного исследования методика организации проектной научно-познавательной деятельности предусматривала, во-первых, предварительную подготовку учителя к организации проектной научно-познавательной деятельности; во-вторых, непосредственное выполнение старшеклассниками учебного проекта.

Предварительная подготовка учителя к организации проектной научно-познавательной деятельности заключалась в определении дидактических, учебных и методических целей проектирования и включала поиск ответов на следующие вопросы: какая проблема вызывает интерес у старшеклассников? какие результаты можно ожидать? Какой получим результат? какие материалы потребуются для реализации проекта? какие знания потребуются учащимся для выполнения проекта, каким умениям надо будет их научить? на каком из этапов проекта будет сделан основной акцент? каким образом представить конечный продукт?

Проектная научно-познавательная деятельность была основана на принципе поэтапности: каждый последующий этап логически вытекал из предыдущего, благодаря чему старшеклассник постепенно углублялся в осознание себя, своих возможностей, осмысливал необходимость творческого саморазвития. В нашем исследовании при организации проектной научно-познавательной деятельности мы выделили три этапа: подготовительный, деятельностный и оценочно-рефлексивный.

На первом этапе (подготовительный) организации проектной научно-познавательной деятельности старшеклассника (зарождение идеи, замысла) мы использовали метод «мозгового штурма», предоставляющий старшеклассникам возможность высказывать любые, даже нереальные, фантастические, идеи, которые со стороны других участников проекта не подвергались сомнению и критике. Все высказанные идеи записывались на листке бумаги, а затем коллективно обсуждались и отбирались наиболее интересные и реальные с точки зрения возможности их разработки старшеклассниками. Право выбора темы предоставлялось самим учащимся. При определении тем проектов важно было призвать учащихся к выбору социально и личност-но значимых и посильных для них проектов, соответствующих государственному образовательному стандарту.

Чтобы впоследствии старшеклассник мог сам планировать свою деятельность над проектом, ставить ее цели и определять задачи, выбирать методы работы, способствующие решению поставленных задач, на первом этапе мы дали ему возможность понять структуру данного вида деятельности, почувствовать интерес и осознать необходимость работы над проектом для собственного развития.

При обсуждении тем проектов старшеклассники учились ставить цель работы, отвечая на вопрос: «Зачем нужно работать над данной проблемой?» (http://wiki.iteach.ru/index.php/Земные_богат-ства:_Нефть). На этом этапе формировалась мотивация деятельности, без которой вся работа и ее результат не стали бы личностно значимыми.

На первом этапе ознакомления с проектной научно-познавательной деятельностью старшеклассникам была предложена информационная карта (например, информационная карта по теме «Нефть» в 11-м классе). Она служила опорой при работе над

выбранной ими темой. В информационной карте мы выделили три блока деятельности.

Первый блок включал деятельность, способствующую накоплению знаний по теме проекта. Старшекласснику были предложены вопросы и источники информации для поиска ответов (адреса интернет-сайтов, научно-популярная литература, журнальные статьи). В процессе работы он приобретал новые знания, а также оформлял ответы на вопросы в удобной для него форме. Результатом работы стали плакат, презентация, публикация.

Второй блок содержал задания для практической деятельности по теме проекта. Старшекласснику предлагалось провести химический эксперимент и сделать соответствующие выводы. Работа над данным блоком также отражалась в отчете.

Третий блок включал подборку расчетных задач по теме проекта. Задачи подобраны согласно целям, которые учащиеся ставили перед собой: отработать тип задач, решаемых на уроке, или поработать над задачами для олимпиад районного, областного или всероссийского уровня.

По результатам работы старшеклассник представлял отчет в той форме, которую выбирал сам. Его самоутверждение в ходе учебной деятельности на уровне школы, района или области предполагало мощный импульс развития личности и являлось наглядным результатом деятельности учителя по использованию личностно ориентированного подхода.

При работе над следующими проектами («Вода, которую мы пьем», «Кислотные дожди») старшеклассник, выбрав тему, сам определял цель своей работы, подбирал необходимый теоретический материал, опыты, задачи нужного уровня. Консультации и помощь учителя нужны были лишь в той степени, что не позволило бы снизить самостоятельности и инициативы старшеклассника. Однако старшеклассники затруднялись правильно сформулировать проблему проекта, выдвинуть гипотезу, структурировать собранную ими информацию. Для устранения этих препятствий и использовалась информационная карта, а также создание учителем ситуации успеха для каждого ученика.

Анализ проблемной ситуации предполагал сбор всевозможной информации об объекте проектирования, ее систематизацию и завершился формулированием проблемы. В нашем случае: «Каково значение нефти для современного развития России?».

Выделив проблему, старшеклассники формулировали тему проекта («Нефть», «Вода, которую мы пьем», «Клетка-конденсатор», «Человек и воздух» и др.), планировали свои дальнейшие действия по реализации проекта.

Определившись с темой проекта, старшеклассники активно работали по сбору и структурированию необходимой информации, что предполагал деятельностный этап проектной научно-познавательной деятельности. Например, содержание группового проекта «Качество чая и здоровье человека» включало следующие разделы: 1) из истории чая; 2) химический состав листового чая; 3) влияние чая на здоровье; 4) экспериментальная работа (исследование разных видов чая на содержание в них кофеина, танина, витамина С, углеводов). Проект «Какую воду мы пьем?» включал в себя теоретическую (информацию о составе, свойствах, роли воды, ее влиянии на здоровье), и практическую части (изучение свойств воды: исследование органолептических свойств воды, химических свойств воды; определение жесткости воды).

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

Оценочно-рефлексивный этап проектной научно-познавательной деятельности предполагал реализацию (презентацию) проекта, коллективную и индивидуальную оценку проектной деятельности и ее результатов. Формой организации явилась миниконференция.

Итоговая рефлексия проектной деятельности осуществлялась автором проекта и избранным для этого жюри (экспертной комиссией), в состав которого входили учитель, учащиеся других старших классов. Рефлексия включала оценку процесса проектирования и его результатов, представляемых в виде презентации, плаката, письменного отчета. Для оценки проекта оптимальным, на наш взгляд, являлось использование метода экспертных оценок, позволившего анализировать результаты деятельности на отдельных этапах проектирования и по отдельным критериям, согласованным на организационном этапе [3].

На основе анализа хода и результатов проектирования, изменений в компетентностях и познавательных интересах старшеклассников на оценочнорефлексивном этапе учитель/координатор проекта давал аргументированную оценку осуществленной деятельности, позитивно мотивируя учащихся, создавая тем самым ситуацию успеха, подчеркивая личностную и социальную важность достигнутого, раскрывая возможности использования результатов проекта в реальной жизненной практике.

На каждом этапе проектной научно-познавательной деятельности происходило развитие интеллектуальных (умение наблюдать, задавать вопросы по существу, анализировать, синтезировать и обобщать), исследовательских (умение самостоятельно выдвигать проблему, планировать условия и последовательность работы, работать с информацией, оригинально представлять результат деятельности, правильно оценить свою деятельность), креативных (умение проявлять инициативу, составлять и решать задачи различными способами, формулировать понятия и правила, генерировать идеи) умений старшеклассника.

Таким образом, методика организации проектной научно-познавательной деятельности обеспечила формирование у старшеклассника устойчивого познавательного интереса, личностной значимости проектной научно-познавательной деятельности; наличие положительных эмоций; последовательное, достаточно продуманное, творческое выполнение действий; глубокие, осознанные, системные знания о проектной научно-познавательной деятельности, ценностно соотнесенные с позицией субъектов; развитие способностей к научному творчеству, что находит отражение в качестве основных показателей познавательной деятельности старшеклассника в Образовательном стандарте основного общего образования.

Библиографический список

1. Рындак, В. Г. Концепция организации внеучебной проектной научно-познавательной деятельности школьника / В. Г. Рындак, В. О. Дженжер, Л. В. Денисова // Образование и наука. - 2009. - № 6 (63). - С. 3-14.

2. Рындак, В. Г. Внеучебная проектная научно-познавательная деятельность школьника. Методика организации (с использованием языка программирования Scratch) : моногр. / В. Г. Рындак, В. О. Дженжер, Л. В. Денисова. - М. : Дом педагогики, 2010. - 251 с.

3. Матяш, Н. В. Психология проектной деятельности школьников : автореф. дис. ... д-ра псих. наук / Н. В. Матяш. -Брянск, 2000. - 24 с.

БУГАКОВА Екатерина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.

Адрес для переписки: kozhevnikova056@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 29.11.2013 г.

© Е. В. Бугакова

Книжная полка

Скакун, В. А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах) : учебное пособие для СПО / В. А. Скакун. - 5-е изд., стер. - М. : Academia, 2011. - 218 с. - Гриф МО РФ. -ISBN 978-5-7695-7774-1.

В пособии в табличной и схематизированной форме раскрыты основные структурные составляющие функций, логики и содержания процесса преподавания специальных и общетехнических предметов. Подробно рассмотрены организационные формы, методы и средства обучения, вопросы контроля и оценки учебной деятельности учащихся, а также вопросы становления и развития педагогического мастерства преподавателей, участия их в методической работе учебных заведений. Для преподавателей специальных и общетехнических предметов, руководителей и методистов учебных заведений начального, среднего профессионального образования, а также для работников других образовательных учреждений, профессиональная деятельность которых связана с подготовкой квалифицированных рабочих и специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.