Научная статья на тему 'Методика организации операции сравнения в процессе изучения школьного курса физики'

Методика организации операции сравнения в процессе изучения школьного курса физики Текст научной статьи по специальности «Химические науки»

CC BY
134
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ / ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОПЕРАЦИЯ СРАВНЕНИЯ / ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ / SCHOOL EDUCATION / LEARNING OF PHYSICS / OPERATION ON COMPARISON / CAUSE-AND-EFFECT RELATIONS

Аннотация научной статьи по химическим наукам, автор научной работы — Искандеров Н. Ф.

Операция сравнения, одна из важнейших мыслительных операций в процессе научного познания, поэтому обучение ей необходимо на всех предметах естественного цикла, особенно при изучении физики в школе. В статье рассмотрена структура мыслительного акта. Обучение этой операции разделяется на несколько этапов, успешность освоения которых разделена на несколько уровней. Автором разработана методика установления причинно-следственных связей между явлениями, дается схема мыслительных действий при эмпирическом процессе познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A METHOD OF ORGANIZATION OF OPERATIONS ON COMPARISON IN THE STUDY OF PHYSICS IN SCHOOL

In this article the problem of the organization of the comparison operation techniques in the study of Physics in school is revealed. The operations on comparison are the ones of the most important mental operations in the process of scientific perception, therefore they are necessary for learning in all subjects of science in school, especially in Physics. The article describes the structure of the act of thinking. Teaching of implementation of this operation is divided into several stages, which have several levels to assess the successfulness of learning comparison. The author has developed a technique to establish causal relations between events. A scheme of mental actions in the process of empirical knowledge is given. In conclusion, the article proposes a system of questions for students to test their ability to carry out assimilation of comparison operations.

Текст научной работы на тему «Методика организации операции сравнения в процессе изучения школьного курса физики»

Библиографический список

1. Самарин, Ю.Ф. О народном образовании [Э/р]. - Р/д: http://az.lib.rU/s/samarin_j_f/text_1856_o_narodnom_obrazovanii.shtml

2. Грунский, Н.К. Лекции по педагогике. - Юрьев, 1914.

3. Ключевский, В.О. Курс истории. Сочинения: в 9 т. - М., 1987. - Т. 1.

4. Ильин, И.А. Путь духовного обновления. - М., 1993.

5. Володина, Л.О. Педагогика коммуникативного действия: историко-педагогический контекст // Новое в психолого-педагогическом исследовании. - 2013. - № 2.

Bibliography

1. Samarin, Yu.F. O narodnom obrazovanii [Eh/r]. - R/d: http://az.lib.rU/s/samarin_j_f/text_1856_o_narodnom_obrazovanii.shtml

2. Grunskiyj, N.K. Lekcii po pedagogike. - Yurjev, 1914.

3. Klyuchevskiyj, V.O. Kurs istorii. Sochineniya: v 9 t. - M., 1987. - T. 1.

4. Iljin, I.A. Putj dukhovnogo obnovleniya. - M., 1993.

5. Volodina, L.O. Pedagogika kommunikativnogo deyjstviya: istoriko-pedagogicheskiyj kontekst // Novoe v psikhologo-pedagogicheskom issledovanii. - 2013. - № 2.

Статья поступила в редакцию 11.07.14

УДК 159.92:530.1

Iskanderov N.F. A METHOD OF ORGANIZATION OF OPERATIONS ON COMPARISON IN THE STUDY OF PHYSICS IN SCHOOL. In this article the problem of the organization of the comparison operation techniques in the study of Physics in school is revealed. The operations on comparison are the ones of the most important mental operations in the process of scientific perception, therefore they are necessary for learning in all subjects of science in school, especially in Physics. The article describes the structure of the act of thinking. Teaching of implementation of this operation is divided into several stages, which have several levels to assess the successfulness of learning comparison. The author has developed a technique to establish causal relations between events. A scheme of mental actions in the process of empirical knowledge is given. In conclusion, the article proposes a system of questions for students to test their ability to carry out assimilation of comparison operations.

Key words: school education, learning of Physics, operation on comparison, cause-and-effect relations.

Н.Ф. Искандеров, канд. пед. наук, доц. каф. Физики, методики преподавания физики и современных образовательных технологий Оренбургского гос. педагогического университета, г. Оренбург, Е-mail: nailfi@mail.ru

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАЦИИ СРАВНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ

Операция сравнения, одна из важнейших мыслительных операций в процессе научного познания, поэтому обучение ей необходимо на всех предметах естественного цикла, особенно при изучении физики в школе. В статье рассмотрена структура мыслительного акта. Обучение этой операции разделяется на несколько этапов, успешность освоения которых разделена на несколько уровней. Автором разработана методика установления причинно-следственных связей между явлениями, дается схема мыслительных действий при эмпирическом процессе познания.

Ключевые слова: обучение физике, школьное обучение, операция сравнения, причинно-следственные связи.

К базовым потребностям человека относятся: 1) потребность в понимании и осмыслении (когнитивная потребность), 2) потребность в самоактуализации и самореализации возможностей и способностей, 3) потребность в удовлетворении субъектом социальных контактов. По мнению многих исследователей, потребность в понимании является врожденной, лежащей в основе многих свойств поведения. Потребность в понимании определяет исследовательскую потребность, переходящую в когнитивную потребность в знаниях и информации. Рассматривая понимание как когнитивный акт постижения смысла, являющийся более широким, чем акт научного познания, приходим к необходимости обучению этому мыслительному акту учащихся через любой школьный предмет. Достижению понимания способствует правильно организованная деятельность учащихся во всем учебном процессе. Вооружение школьника разнообразным мыслительным действиям способствует расширению возможностей для создания успешных условий для понимания. Система школьного физического эксперимента создает благоприятные условия для развития мыслительных действий учащихся.

Проблема обучения умению сравнивать является составной частью проблемы развития мыслительных способностей учащихся. На это указывают авторы курсов методики преподавания физики, а также педагоги и психологи, изучающие проблему развития мышления учащихся в процессе обучения [1; 2; 3; 4].

В тоже время Л.Л. Гурова отмечает, что при формировании мыслительных способностей на начальном этапе важную роль составляет практическое мышление, проявляющиеся в решении проблем с реальными физическими объектами по их мысленному преобразованию [5]. Основой мыслительного акта, по мнению автора, служит образное мышление, в котором любая сенсорная модель деятельности позволяет осуществить процедуру понимания ситуации, происходящую через образы предметов содержащих в себе свойства всеобщего и особенного, общего и конкретного достигать понимания, процедура данного мыслительного акта происходит путем сравнения свойств изучаемых объектов восприятия.

В учебном эксперименте часто приходится проводить сравнения результатов наблюдений, позволяющих выделить существенные признаки у изучаемых предметов, формировать представления об общих и отличительных признаках класса предметов. Мыслительный акт сравнения состоит из следующих элементов:

1) выявление цели сравнения;

2) выбор предметов сравнения;

3) выделение необходимых признаков для осуществления сравнения;

4) выделение основания, по которому организуется сравнение;

5) установление наличия выделенных признаков у объектов сравнения;

6) количественная или качественная характеристика объектов по выделенному основанию и ее фиксация в какой-либо форме;

7) выражение результатов сравнения в наглядной форме;

8) построение выводов в соответствии с выдвинутой целью.

Полученный результат сравнения может стать основой для

дальнейшего обобщения, классификации и систематизации.

Изучение в эксперименте различных явлений и построение выводов требуют умения находить причинно-следственные связи между явлениями и процессами обуславливающими изучаемое явление, проводя наблюдения надо четко выделять независимые и взаимосвязанные причины и явления. При построении итоговых выводов делать высказывания соблюдая причину и следствие. Так, например, изучив закономерности отражения волн любой природы надо записывать вывод в виде /? = ж, так как угол падения независим и определяется самим экспериментатором, а угол отражения зависит от выбранного угла падения.

Наблюдения за процессами теплопередачи дают возможность для выявления причинно-следственных связей в явлениях, через обобщение провести их классификацию. Изучение явлений предполагает выяснение взаимосвязи данного явления с другими, сопровождающими его и находящимися с ним в причинно-следственной связи. В логике выделяется четыре основных пути установления таких связей методом индуктивных умозаключений для случая эмпирического познания природных процессов. К ним относятся: 1) метод согласия; 2) метод разницы; 3) метод остатков; 4) метод сопутствующих изменений.

Метод согласия позволяет из многообразия сочетаний изучаемого явления с сопутствующими явлениями, выделить только те, которые задают причинную следственную связь. Для этого в каждом изучаемом случае или научном факте ищут то одно из явлений, что присутствует в каждом акте наблюдения. Выделение этого явления и позволяет найти причину вызывающую начало протекания его. Например, при наблюдении причины разряда воздушного конденсатора ставятся опыты по разрядке его под действием пламени, ультрафиолетовых лучей, радиоактивного излучения, устанавливают что причиной этого явления были ионы газа, создаваемые каждый раз различным образом.

В методе разницы выдвигается гипотеза о возможной причинно-следственной связи явлений. После этого, если из совокупности явлений удалить предполагаемую причину, и после этого изучаемое явление не наступит, то гипотеза подтверждается. Так, выдвинув гипотезу о причине конвекции возникновением архимедовой силы создадим условия для нагревания жидкости сверху, увидим отсутствие конвекции. В этом случае можно заключить, что причина конвекции в архимедовой силе, действующей с нижней части жидкости.

Идея метода остатков состоит в том, что если, в совокупности явлений известны причинные связи для всех явлений кроме одного, то оставшееся явление и причина взаимосвязаны. Изучая явление излучения можно наблюдать нагрев теплоприем-ника расположенного сбоку от нагревателя на достаточном расстоянии от него, при этом это явление невозможно объяснить ни теплопроводностью, ни конвекцией, следовательно, причина передачи тепла в другом явлении - тепловом излучении.

Если при наблюдении первого явления каждый раз наступает второе, то можно предположить наличие причинной связи их между собой и получить метод сопутствующих изменений. Наблюдения за дроблением и растворением перманганата калия и других веществ или делимости электрического заряда можно сделать вывод о делимости вещества и зарядов и малости частиц деления.

Обнаружение причинно-следственных связей в явлениях дает возможность дальнейшего более глубокого изучения явления через установление границ их существования. Взаимосвязь явлений между собой проявляется как некоторое изменение состояния изучаемого объекта, появлению у объектов новых свойств, определяющих измененное состояние. Модель этого процесса может быть предоставлена схемой: начальное состояние системы - процесс - результат - конечное состояние системы. Непонимание этой процедуры приводит к неверной демонстрации изучаемых явлений и процессов. Для наблюдения явления электролиза и построения верного его определения нельзя демонстрировать только результат отложения меди на угольных электродах, как это часто демонстрируют в школе, а

надо показать сам процесс выделения вещества в виде выделяющегося газа либо отложение вещества как в опыте с уксуснокислым свинцом. Для реализации любого процесса необходимо соблюсти требование ограничения условий, приводящих к однозначности существования явления или процесса. С точки зрения математики, каждое условие будем рассматривать как задаваемую ось, а необходимое и достаточное условие определяют область существования явления в данном условии. Совокупность условий задает - п-мерное пространство, а совместно необходимыми и достаточными условиями определяют п-мер-ный пространственный объем, в котором полностью определены условия существования явления. Из этого становится ясным требование одновременности осуществления требований условия существования явления, поскольку не выполнение одного из них задаст другой к мерный объем в котором могут помещаться условия для осуществления других явлений, либо пустое множество в котором ничего не существует.

Например, условием существования электрического тока будут: а) наличие любого числа свободных электрических зарядов, б) действие на них электрического поля. Явление плавления вещества определяется: а) наличием вещества в кристаллическом состоянии; б) достижения температуры плавления; в) постоянство подвода энергии.

Изучение явления открывает возможности для более глубокого изучения структуры физического знания через следующую взаимосвязь изучаемых понятий. Для обнаружения явления и его демонстрации достаточно наблюдать разрозненные между собой опыты, построение обобщений в которых приводит к выявлению явления его описания, построения определения. Сравнение явлений в разных опытах между собой позволяет обнаружить некоторые их характеристики, отражающие различные свойства изучаемых объектов. Обобщение знаний о характеристике явления приводит к необходимости ее специального наименования через введение меры или физической величины. Введение меры необходимо требует проведения стандартизации операции и ее воспроизведения для дальнейшего сравнения. Поэтому на этом этапе мы сталкиваемся с необходимостью определения процедуры стандартизации меры через введение единицы измерений физической величины в той или иной системе единиц. Следующим этапом изучения становится введение способа измерения физической величины и построения приборов и систем измерителей позволяющих сравнивать меры характеризующие явления между собой.

Таким образом, мы получаем схему мыслительных действий для изучения структуры физических знаний на эмпирическом уровне познания позволявшую двигаться по познавательной цепочке: явление - свойство; характеристика - мера - единица измерения - способ измерения - измерительный прибор.

Рассмотрим это на примере изучения понятия «Масса тела». Явление, в котором для измерения скорости тела требуется время, назовем явлением инерции. Пронаблюдать его можно: а) используя пружинный маятник, б) разрыв нити подвеса гири при медленном натяжении нижней нити, в) падение вперед груза при резком торможении. При этом желательно построить обобщенный график зависимости скорости движения от времени воздействия на котором указать на наличие не мгновенного изменения скорости тела. Серия опытов, в которых берутся разные тела, позволяют сравнить времена достижения телами одной скорости, и для тел, которым требуется большее время достижения той же скорости при одинаковом воздействии, ввести характеристику этого свойства - длительность, а свойство назвать инертностью. Такая процедура сразу устраняет интерференцию сходных терминов инерция и инертность. Мерой инертности станет понятие «масса тела», единицей измерения в СИ 1 кг. Полезно для этого показать эталон массы в 1 кг и познакомить с другими эталонами массы 1 фунт; 1 пуд, познакомить с историей введения эталона 1 кг. Следующий этап связан с получением формулы т Г" и показа взаимодействия тел и возможностями прямого и косвенного измерения ускорений взаимодействующих тел. Последним этапом становится изучение рычажных весов как прибора для измерения масс тел.

По степени полноты различаются полное или частичное сравнение. Результатом этого приема устанавливается сходство либо различие (полное либо частичное). Выявление только признаков сходства в объектах приводит к возможности их сопос-

тавления, а выявление только признаков отличия приводит к противопоставлению изучаемых объектов.

По временной последовательности установления сравнения объекты могут быть параллельными, последовательными, отсроченными. Параллельным будет сравнение синхронно изучаемого материала, к ним можно отнести сравнения механических свойств твердых тел. Последовательным сравнением будут действия по изучению явлений и процессов, изучаемых в хронологическом порядке. К таким можно отнести сравнение явлений теплопередачи, парообразования, тока в разных средах. Отсроченное сравнение становится возможным при изучении материала различных тем одного курса, либо материала разных курсов физики. Так можно проводить сравнение движения жидкости и электрического тока, испарения и термоэлектронной эмиссии.

В обучении операциям сравнения можно выделить следующие основные этапы.

Первый этап связан с ознакомлением учащихся с элементами формальной логики и показа приемов их использования для облегчения изучения материала и более глубокого проникновения в сущность явлений и процессов. Вторым этапом должен стать показ учителем основных этапов процедуры сравнения на основе предлагаемого алгоритмического предписания. На третьем этапе учащиеся упражняются в выполнении операции сравнения на сходном материале. Четвертый этап характеризуется применением его для изучения эмпирического материала в разных видах деятельности по предмету. Пятый этап наступает при использовании этого приема в изучении материала по другим предметам и в жизни.

Степень полноты усвоения этого мыслительного акта дает возможность выделить уровни усвоения учащимися умения сравнивать. На первом уровне учащиеся описывают объекты, но не сопоставляют их. На втором уровне учащиеся усваивают структуру акта, но объекты рассматривают один за другим. Третий уровень характеризуется полным усвоением процедуры сравнения, но лишь для некоторых из необходимых признаков объектов. Пятый уровень усвоения позволяет полностью использовать умение в учебно-исследовательской деятельности.

По результатам сравнения учащиеся должны научиться представлять их в виде таблиц, графиков, схем.

Наиболее частыми ситуациями, возникающими в изучении физики, можно считать следующие:

1. Сравнение с целью выявления общего в процессах и явлениях.

2. Сравнение с целью выявления особенного, отличительного.

3. Полное сравнение по установлению сходства и отличия.

4. Сравнение с целью выявления существенного свойства в явлениях.

5. Сравнение призванное установить наличие причинно-следственных связей в явлениях.

6. Сравнение с целью прогнозирования процесса или результата.

7. Обобщающие сравнения изучаемых свойств явлений и процессов.

Способы организации процедуры сравнения не новы для учащихся к моменту начала изучения физики, это должен учитывать учитель физики в своей работе. Главное правило в организации этой процедуры состоит в выполнении условия одинаковости сравниваемых объектов во всем кроме сравниваемого параметра. После этого выявляются различия в протекании явления или процесса на качественном или количественном уровнях. Это позволяет перейти к формулировке вывода об особенностях протекания явления. К этому случаю относятся выявление зависимости сопротивления проводника от его параметров. Для этого берут два проводника из одного материала, одинакового сечения, длины которых отличаются в два раза. Измерение величины тока показывает что чем длиннее проводник, тем меньше ток, а так как сопротивление проводника при его росте наоборот уменьшает ток то, следовательно, сопротивление прямо пропорционально длине проводника. Подобным образом устанавливается через сравнение качественная зависимость скорости диффузии от температуры, для этого опускают два пакетика чая в горячую и холодную воду, настой чая начнет диффундировать через пористую бумагу пакетика наиболее сильно в горячей воде по сравнению с холодной. В преподавании физики при организации эмпирического метода познания широко при-

меняются приемы сравнения параметров, отображающих внешние и внутренние свойства объектов изучения. При реализации теоретического метода, познания появляется возможность выявления границы действия законов. Это легко сделать при изучении законов Ома для участка цепи и полной цепи, или при выявлении перехода явления трения покоя в трение скольжения, условий плавания тел. Условия перехода одного явления в другое широко представлены в разных разделах физики: в механике: условия перехода от равномерного движения к ускоренному, незатухающих колебаний в затухающие, возникновение резонанса; в термодинамике: испарения в кипение, сообщение теплоты и нагревания, отличия коэффициента полезного действия тепловых двигателей в идеальном и реальных циклах. В электричестве явления электромагнитной индукции и самоиндукции.

Особая важная роль школьного курса физики состоит в возможности осуществления одного из наиболее сложных видов сравнения - выявление функциональных сходств изучения объектов. Общими функциями могут обладать системы, выглядящие внешне совершенно различным образом. Так к этому можно подойти, выявив общие условия функционирования некоторого вида систем, а затем обнаружить эти функции у реальных объектов. Например, выяснить энергетические процессы функционирования колебательных систем с энергетической точки зрения. Когда один вид энергии может переходить в другой, а после этого показать разные колебательные системы и выяснить в них какие виды энергий и у каких тел переходят друг в друга.

При изучении поведения рамки с током в магнитном поле обнаружить функциональную разницу между поворотом и вращением рамки и выявить условия создания каждого из этих видов движения. Общими функциями могут обладать автоколебательные системы, несмотря на различие их внешнего устройства: будь то маятник в часах, генератор незатухающих колебаний на транзисторе. В этих устройствах есть разные по виду элементы общего фундаментального назначения - источника энергии. Другой функциональный элемент в этих устройствах это колебательные системы. Важным для этого вида систем является элемент, обеспечивающий положительную обратную связь. В ядерной физике при рассмотрении устройства ядерного реактора в начале выявляется функциональное назначение его частей, а после этого, при рассмотрении конкретных устройств, выявляют, какие устройства в разного типа реакторов выполняют эти функции.

В процессе преподавания методики физики и более успешного усвоения студентами методики организации различного вида сравнений в процессе изучения школьной физики можно предложить следующие вопросы.

Вопросы студентам для понимания используемых видов мыслительных приемов при проведении школьного физического эксперимента.

1. Рассмотреть, пониманию какой ситуации способствует данный эксперимент?

2. Определить содержание этапов акта сравнения в данном эксперименте?

3. Какие причинно-следственные связи устанавливаются при осуществлении эксперимента?

4. Какие приемы позволяют установить эту причинно-следственную связь?

5. Какие сходства и различия мыслительных действий наблюдаются в проводимых опытах?

6. Каковы возможности построения обобщающих и классификационных схем в серии опытов?

7. Каковы функции разных элементов в моделях приборов?

8. Найдите общие функции, выполняемые разными деталями и элементами в одно типовых установках?

9. Что такое закономерность и закон? Что из них изучается в этом эксперименте?

10. Каковы правильные формулировки закона его границ и опишите наиболее возможные ошибки в построении его определения?

11. Какие психологические трудности в восприятии и фиксации эксперимента создает используемое оборудование?

12. Как используя цепочку рассуждений в изучении физического понятия: явление - свойство - мера - единица меры -способ измерения, провести рассуждение при изучении предложенного понятия?

13. Какие возможны модели физических явлений для опи- 14. Какие аналоги можно использовать для более облегчен-

сания данного явления? Их возможности и ограничения? ного описания изучаемого явления?

Библиографический список

1. Поспелов, Н.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников / Н.Н. Поспелов, И.Н. Поспелов. - М., 1989.

2. Иванова, Л.А Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: пособ. для учителей. - М., 1983.

3. Теория и методика обучения физики в школе: общие вопросы: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская [и др.]; под ред. С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой. - М., 2000.

4. Методика преподавание физики в 7-8 классах средней школы: пособ. для учителей // А.В. Усова, В.П. Орехов, С.Е. Каменецкий [и др.]; под ред. А.В. Усовой. - М., 1990.

5. Гурова, Л.Л. Психология мышления. - М., 2005.

Bibliography

1. Pospelov, N.N. Formirovanie mihsliteljnihkh operaciyj u starsheklassnikov / N.N. Pospelov, I.N. Pospelov. - M., 1989.

2. Ivanova, L.A Aktivizaciya poznavateljnoyj deyateljnosti uchathikhsya pri izuchenii fiziki: posob. dlya uchiteleyj. - M., 1983.

3. Teoriya i metodika obucheniya fiziki v shkole: obthie voprosih: ucheb. posob. dlya stud. vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj / S.E. Kameneckiyj, N.S. Purihsheva, N.E. Vazheevskaya [i dr.]; pod red. S.E. Kameneckogo, N.S. Purihshevoyj. - M., 2000.

4. Metodika prepodavanie fiziki v 7-8 klassakh sredneyj shkolih: posob. dlya uchiteleyj // A.V. Usova, V.P. Orekhov, S.E. Kameneckiyj [i dr.]; pod red. A.V. Usovoyj. - M., 1990.

5. Gurova, L.L. Psikhologiya mihshleniya. - M., 2005.

Статья поступила в редакцию 08.08.14

УДК 378

Magomedova A.A. INFORMATION-METHODOLOGICAL SUPPORT IN THE FORMATION OF READINESS FOR NETWORKING IN LANGUAGE LEARNING IN FUTURE BACHELORS OF JURISPRUDENCE DEPARTMENT. The

article presents the structure and contents of information and methodological support, which plays an important role in forming of readiness for networking when learning a foreign language. The target group includes bachelor students majoring in Jurisprudence. The paper presents the main components of information and methodological support, including copyrights electronic educational-methodical complexes and multimedia presentations on various topics on the discipline of Foreign Language in Law.

Key words: information and methodological support, future bachelor students, networking, formation of readiness, learning a foreign language, copyrights electronic educational-methodical complexes, multimedia presentations.

А.А. Магомедова, преп. каф. гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского

филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, г. Махачкала,

E-mail: aysha_akbarovna@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» К СЕТЕВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В статье представлены структура и содержание информационно-методического обеспечения, которое играет важную роль при формировании готовности будущих бакалавров по профилю «Юриспруденция» к сетевому взаимодействию при изучении иностранного языка. Представлены основные составляющие информационно-методического обеспечения, включающие в себя авторские электронные учебно-методические комплексы и мультимедийные презентации по разным темам дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденция».

Ключевые слова: информационно-методическое обеспечение, будущий бакалавр, сетевое взаимодействие, формирование готовности, изучение иностранного языка, авторские электронные учебно-методические комплексы, мультимедийные презентации.

В настоящее время в педагогической науке предполагает новое понимание методической деятельности - информационно-методическое обеспечение, позволяющее педагогу оперативно осуществлять обратную связь со студентами, отбирая методики и технологии, адекватные контингенту студентов и своевременно корректировать учебный процесс.

С помощью информационно-методического обеспечения созданы условия для самообразования педагога, возможности выбора методик, адекватных контингенту студентов, способствующих успешности его и студентов, самореализации в дальнейшем. Модель информационно-методического сопровождения образовательного процесса представлена на рис. 1.

Дидактические возможности средств ИКТ позволяют повысить интерес обучаемого к восприятию учебного материала и способствуют интенсификацию учебного процесса, а также позволяют формировать информационно-методическое обеспечение, необходимое для качественного ведения учебного процесса по учебной дисциплине.

По мнению И.В. Роберт, информационно-методическое обеспечение учебного процесса - это обеспечение учебного процесса необходимыми научно-педагогическими, учебно-методическими, информационно-справочными, инструктивно-организационными, нормативно-методическими, техническими и другими материалами, которые используются в учебном процессе конкретного образовательного учреждения [1].

Все указанные выше составляющие информационно-методического обеспечения учебного процесса, могут быть реализованы в электронных изданиях образовательного назначения, которые разрабатываются в единой программной среде как электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), позволяющие организовать информационно-методическое сопровождение учебного процесса на всех его стадиях.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) прочно завоевывают свое место в образовательном пространстве. Этот процесс документально подтверждают принятые и действующие национальные стандарты Российской Федерации. Применение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.