Научная статья на тему 'Механизмы развития интеллектуальных способностей студентов медицинского колледжа'

Механизмы развития интеллектуальных способностей студентов медицинского колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / INTELLECTUAL PROCESSES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / TRAINING / МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК / HEALTH WORKER / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / СИТУАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / SITUATIONAL TRAINING / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛА / PROFESSIONAL ACTIVITIES / ИНТЕЛЛЕКТ УЧАЩИХСЯ / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / VIRTUAL TRAINING / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьев С.В.

Рассматривается необходимость развития интеллектуальных способностей учащихся. Автором рассмотрено эффективное развитие интеллекта студентов при изучении предмета «Физика». Выделены этапы виртуального обучения на основе использования новых информационных технологий, при формировании алгоритмов умственной деятельности. Показано, что ситуационное обучение физических законов, основанное на использовании проблемно-ретроспективного подхода активизирует как индивидуальную исследовательскую работу студентов, так и творческую работу в группе, формирует интерес к истории науки и истории в целом, развивает наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи между явлениями и анализировать явления, формирует умение исследовать, в первую очередь физические явления, а на их основе понимать алгоритмы исследования других объектов, в том числе не относящихся к физике, а также актуализирует изучение специальных видов мыслительных операций (индукция, дедукция, анализ, синтез).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьев С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL ABILITIES STUDENTS OF MEDICAL COLLEGES

Currently, there are very few professions that do not require to model the processes: or to predict results, or with the aim of finding effective solutions to problems, or to assess the importance of consideration of certain factors in the process of professional activity. The requirements for medical staff middle level students need for it personnel knowledge and skills to model professional processes. It is in the study of nature on the basis of physical laws and formed skills such modeling.

Текст научной работы на тему «Механизмы развития интеллектуальных способностей студентов медицинского колледжа»

УДК 167.7

Механизмы развития интеллектуальных

способностей студентов медицинского колледжа

С.В. ВОРОБЬЕВ,

аспирант кафедры педагогики и психологии Университет Российской академии образования (Россия, Москва, ул. Большая Полянка, д. 58)

Рассматривается необходимость развития интеллектуальных способностей учащихся. Автором рассмотрено эффективное развитие интеллекта студентов при изучении предмета «Физика».

Выделены этапы виртуального обучения на основе использования новых информационных технологий, при формировании алгоритмов умственной деятельности. Показано, что ситуационное обучение физических законов, основанное на использовании проблемно-ретроспективного подхода активизирует как индивидуальную исследовательскую работу студентов, так и творческую работу в группе, формирует интерес к истории науки и истории в целом, развивает наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи между явлениями и анализировать явления, формирует умение исследовать, в первую очередь физические явления, а на их основе понимать алгоритмы исследования других объектов, в том числе не относящихся к физике, а также актуализирует изучение специальных видов мыслительных операций (индукция, дедукция, анализ, синтез).

Ключевые слова: интеллектуальные процессы, профессиональная подготовка, медицинский работник, моделирование, ситуативное обучение, деятельность профессионала, интеллект учащихся, виртуальное обучение, информационные технологии

Важнейшей задачей системы образования сегодня признается развитие интеллектуальных способностей учащихся. Необходимость реализации данной задачи декларируется в государственных документах об образовании [1,2], исследованиях ведущих российских и зарубежных ученых [3-5]. Для системы среднего медицинского образования необходимость развития интеллектуальных способностей при подготовке работников среднего медицинского звена, подкрепляется ведомственными документами [6-8] и исследованиями в этой области [9-11].

В системе среднего медицинского образования подавляющее большинство студентов получают профессиональную подготовку наряду с общеобразовательной. Считается, что каждый предмет и профессионального, и общеобразовательного цикла должен развивать интеллектуальные способности. Данное положение, безусловно, верно, но вносит серьезную неопределенность в определение механизмов развития интеллекта учащихся, так как неясно, какой из предметов в наибольшей степени способствует интеллектуальному развитию?

Как известно, в дореволюционной России существенную роль в развитии интеллектуальных способностей учащихся гимназий играл предмет «Логика». Этот предмет в значительной степени определял и направлял развитие мыслительной деятельности учащихся. Практически во всех биографиях В.И. Ленина отмечалось, что его выдающиеся мыслительные способности были подтверждены еще во время обучения в гимназии, и это подтверждалось его оценкой «отлично» по «Логике». Тем не менее, в Советском Союзе, а в дальнейшем в России предмет «Логика» был исключен из общеобразовательной подготовки.

По мнению автора, в наибольшей степени эффективное развитие интеллекта студентов можно осуществлять при изучении предмета «Физика». Это связано с целым рядом обстоятельств. Знания по физике — это научный аппарат для изучения всех естественных наук и природы в целом. Вместе с тем математическая физика (в системе среднего профессионального образования — физика с элементами математики) определяет возможности решения как проблем точных наук, так и всех естественнонаучных дисциплин. А человек, познающий особенности математической статистики, широко использующейся при физических экспериментах, может эффективно применять соответствующие знания и при изучении гуманитарных наук, социальных процессов, закономерностей и тенденций, проявляющихся в здравоохранении.

Уже при обучении в системе среднего профессионального образования студенты, осваивая методы моделирования, могут достаточно эффективно применять их при прохождении курса физики. Получать, таким образом,

алгоритмы решения тех или иных проблем с помощью моделирования и использовать их в дальнейшем, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. И здесь роль физических законов, которые изучаются в курсе физики, становится весьма велика.

Один из наиболее известных специалистов в области развития интеллекта Г. Айзенк часто прибегал к физическим аналогиям для объяснения тех или иных закономерностей развития мыслительной деятельности людей [12]. Это не случайно: наблюдения за физическими закономерностями и процессами, окружающими человека, анализ этих закономерностей и процессов, попытки понять — почему в природе происходят те или иные явления с позиций современной физики существенно расширяют интеллектуальные возможности человека. В процессе изучения предмета идет поиск информации о происхождении и протекании многообразных процессов в природе. На основании чего делаются выводы, которые в современном информационном пространстве можно очень быстро подтвердить или опровергнуть, формируются алгоритмы решения различных задач, связанных не только с изучением природы, но и задач профессиональной деятельности.

В настоящее время существует очень немного профессий, в которых не требуется моделировать происходящие процессы или с целью прогнозирования результатов, или с целью поиска эффективных решений проблем, или с целью оценки важности учета тех или иных факторов в процессе профессиональной деятельности. В требованиях к медицинскому персоналу среднего уровня предполагается необходимость наличия у этого персонала знаний и умений моделировать профессиональные процессы. Именно при изучении природы на основе физических законов и формируются умения такого моделирования. Более того, формируются не просто умения, а целые алгоритмы по моделированию решения задач в тех или иных условиях профессиональной деятельности.

Решение современных проблем, трансформируемых в учебные задачи с использованием новых информационных технологий, по мнению автора, дает наибольший успех именно при изучении физики. Здесь имеется в виду, что современные средства обучения физике предполагают необходимость моделирования процессов с наглядным их представлением на экране телевизора или дисплее компьютера и перечнем конкретных шагов необходимых для исследования физического процесса наглядно, что на наш взгляд очень важно. Физические процессы, наглядно смоделированные на дисплее, по крайней мере, многие из них могут потом наблюдаться студентами в обыденной жизни. Молодой человек — студент медицинского колледжа во время учебы осваивает не только профессию, он познает окружающий мир. Поддержать, мотивировать личность на это позна-

ние можно через сопоставление информационных моделей с реальными моделями именно при изучении физических тел и физических явлений вокруг.

Многие физические процессы, практически реально смоделированные и представленные на дисплее компьютера, можно достаточно часто наблюдать и за пределами физической лаборатории. Последнее обстоятельство дает мощный психолого-педагогический эффект и при запоминании особенностей построения моделей и для мотивации моделирования различных явлений — самостоятельного моделирования. То есть когда мозг студента превращается в своеобразный «компьютер» и начинает работать по определенным алгоритмам, которые были сформированы во время занятий в учебной аудитории.

Формирование алгоритмов умственной деятельности осуществляется в процессе работы с тестами, которая в значительной степени носит характер игровой деятельности, выстраивании алгоритмов решения различных задач. Существенную роль в этом процессе играют новые информационные технологии, позволяющие индивидуализировать учебно-воспитательный процесс через внедрение в него виртуальных объектов. Механизм реализации виртуального обучения на основе использования новых информационных технологий предполагает реализацию последовательных этапов:

• определение уровня подготовленности студентов по предмету и уровня их интеллектуального развития;

• группировка заданий для студентов (индивидуальных и по группам) в соответствии с результатами диагностики их подготовленности;

• фиксирование времени, затрачиваемого на выполнение заданий с целью определения скорости решения интеллектуальных задач, как важнейшего фактора оценки интеллектуальной адаптации;

• последовательное усложнение заданий в соответствии с достижениями студентов.

Именно при обучении физике вырабатывается привычка рассуждать, пытаться объяснить окружающие явления. Точнее, на уроках физики таких возможностей предоставляется больше, чем при изучении других учебных дисциплин. С другой стороны, появляется определенная мотивация на размышления об особенностях, результатах тех или иных явлений, их связи с законами физики. Эта мотивация связана с тем, что у студентов после успешного решения учебных задач появляется определённая смелость, уверенность в своих силах при решении многих сложных задач, которые казались им неразрешимыми или стоящими по сложности выше их возможностей. Формируется понимание, что существует определённый набор алгоритмов, используя которые можно решить практически любые задачи, с которыми студент сталкивается в жизни и в профессии. Это очень важный момент, при котором развитость интеллекта студента определяется не

скоростью движения нейронов в его головном мозге и не объёмом последнего, а знанием наборов алгоритмов, которые должны использоваться при решении тех или иных проблем. Человек вооруженный соответствующим набором в принципе может решить любую задачу. Эта уверенность формируется в ходе моделирования физических процессов, а потом утверждается через подтверждение результатов виртуального моделирования на практике.

Студенты на конкретном этапе своего обучения физике повторяют пути И. Ньютона, Г. Галилея, А. Эйнштейна, других великих ученых. Они не просто получают знания об открытых этими учеными законах, а сами становятся первооткрывателями законов физики, просто намного лет позже. Когда у них появляется понимание, что можно открыть даже фундаментальные законы физики (пусть при той или иной помощи преподавателя), то повышается их статус в собственных глазах. А отсюда появляется мотивация для решения новых задач, не только решения, но и поиска проблем, основанная на уверенности в собственных силах. Таким образом, с позиции целевой установки развития интеллектуальных способностей студентов на уроках физики реализуется методика ситуационного обучения.

Ситуационное обучение основано на представлении студентам конкретных ситуаций, связанных с историей развития физики, и мотивация на их разрешение. Такой подход является в определенной мере проблемно-ретроспективным. Перед студентами ставится проблема, имеющая глубокие исторические корни и уже разрешенная в прошлом. В отличие от своих великих предшественников студенты знают: проблема имеет решение, что придает им уверенности. Как показал опыт автора, проблемно-ретроспективный подход активизирует как индивидуальную исследовательскую работу студентов, так и творческую работу в группе. С другой стороны, формируется интерес к истории науки и истории в целом.

Важным механизмом реализации ситуативного обучения является использование исторического эксперимента. При обучении физике под историческим экспериментом понимается рассмотрение уровня развития науки на исторический момент открытия нового физического закона или явления, изучение биографии исследователя, обсуждение в группе значимости рассматриваемого явления для физики, других наук, человечества в целом. В процессе исторического эксперимента студенты предлагают свои варианты объяснения явления или способов доказательства закона.

При изучении физики у студентов неизбежно вырабатываются умения правильно наблюдать за явлениями — физическими и не только. Вначале с помощью преподавателя, а впоследствии самостоятельно или с помощью друзей. Умение правильно наблюдать подсказывает правильные решения.

Впоследствии вырабатывается алгоритм: выделять при наблюдении главное, искать причинно-следственные связи между явлениями, в результате происходит мотивация на исследование того или иного физического явления. Именно на уроках физики исследования различных явлений закрепляются в экспериментальной работе. Лабораторные работы по физике формируют умение исследовать, в первую очередь физические явления, а на их основе понимать алгоритмы исследования различных объектов. Экспериментальное исследование физических явлений представляет собой практико-ориентированное обучение при изучении курса предмета «Физика» в рамках реализации Государственного образовательного стандарта содержания образования.

Результаты экспериментов важно анализировать. При этом формируются алгоритмы правильного сравнения различных физических явлений, с целью сделать выводы, провести аналогии, выделить различия между теми или иными явлениями. Подобные сравнения предполагают использование, а для этого и изучение специальных видов мыслительных операций, таких как: индукция, или дедукция, анализ, синтез, которые имеют важнейшее значение в мыслительной деятельности.

Вышеперечисленные возможности физического образования существенно повысились при информатизации образования в целом. Использование Интернет-ресурсов с многочисленными уроками, которые достаточно наглядно позволяют понять те или иные явления, выводит физику, преподаваемую с помощью новых информационных технологий в инструмент наиболее эффективного интеллектуального развития студентов. Например, какие бы рисунки, относящиеся к многомерному пространству, не видели в прошлом студенты учреждений профессионального образования, они видели всю многомерность на плоскости рисунка. Сегодня многомерное пространство виртуально можно увидеть не просто в объёме, но и в движении. Современные информационные технологии дают возможность представить пяти-, десятимерные пространства в движении. Имеются достаточно эффективные инструменты, обеспечивающие наглядные представления студентов о явлениях и положениях, которые недавно еще трудно было себе представить в связи с отсутствием технических возможностей. Информационно-коммуникационные технологии в наибольшей степени определяют интеллектуальное развитие студентов именно при изучении физики. Не случайно значительное количество работ, связанных с развитием интеллекта учащихся, подготовлено именно специалистами в области преподавания физики: А.Т. Глазуновым, АА. Пинским, В.Г. Разумовским [13,14] и многими другими. Именно в физике разработаны системы заданий, которые напрямую представляют связь между изучением предмета и развитием интеллекта [15,16].

М 31

Выводы

1. Показано, что в наибольшей степени эффективное развитие интеллекта студентов можно осуществлять при изучении физики в связи с тем, что знания по физике — это научный аппарат для изучения всех естественных наук и природы в целом, физика с элементами математики определяет возможности решения, как проблем точных наук, так и всех естественнонаучных дисциплин, осваивая методы моделирования при прохождении курса физики, студенты получают алгоритмы решения актуальных профессиональных и бытовых проблем; наблюдения за физическими закономерностями и процессами, окружающими человека. Анализ этих закономерностей и процессов, попытки понять, почему в природе происходят те или иные явления с позиций современной физики существенно расширяют интеллектуальные возможности человека.

При обучении физике вырабатывается привычка рассуждать, пытаться объяснить окружающие явления. На уроках физики таких возможностей предоставляется больше чем при изучении других учебных дисциплин.

Широко применяемые сегодня информационно-коммуникационные технологии обучения в наибольшей степени определяют интеллектуальное развитие студентов именно при изучении физики. В области преподавания физики подготовлено значительное количество работ, направленных на развитие интеллекта учащихся, которые могут быть использованы и уже используются.

2. Выделены этапы виртуального обучения на основе использования новых информационных технологий, при формировании алгоритмов умственной деятельности:

• определение уровня подготовленности студентов по предмету и уровня их интеллектуального развития;

• группировка заданий для студентов (индивидуальных и по группам) в соответствии с результатами диагностики их подготовленности;

• фиксирование времени, затрачиваемого на выполнение заданий с целью определения скорости решения интеллектуальных задач, как важнейшего фактора оценки интеллектуальной адаптации;

• последовательное усложнение заданий в соответствии с достижениями студентов.

3. Показано, что ситуационное обучение физических законов, основанное на использовании проблемно-ретроспективного подхода активизирует как индивидуальную исследовательскую работу студентов, так и творческую работу в группе, формирует интерес к истории науки и истории в целом, вырабатывает умения предлагать свои варианты объяснения явлений или способов доказательства законов, развивает наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи между явлениями и анализировать явления, формируют умение исследовать, в первую очередь физические явления, а на

их основе понимать алгоритмы исследования других объектов, в том числе не относящихся к физике, а также актуализирует изучение специальных видов мыслительных операций (индукция, дедукция, анализ, синтез).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственная программа «Столичное образование» на 2012-2016 гг. Адрес доступа: http://www.educom. ru/ru/documents/target_grant/razrab/programma.php.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Адрес доступа: http://минобрнауки.рф/документы/4106.

3. Берулава М.Н., Берулава ГА. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве. // Педагогика. — 2012. — № 4. — С. 11-20.

4. Вербицкая Н.О., Котова Д.И., Романцев Г.М., Федоров ВА. К вопросу о структурировании и стандартизации профессиональных компетенций // Образование и наука. Изв. Урал. отд. РАО. — 2007. — № 5 (47).

5. Naeem H, Saif MI, Khalil W. Emotional intelligence and its impact on service quality-empirical evidence from the Pakistani banking sector. International Business & Economics Research Journal (IBER). — 2011. — 7 (12).

6. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)». Ад рес доступа: http://docs.pravo.ru/document/view/20221094/ 45919127/

7. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года. Адрес доступа: http://topmedicina.ru/health/koncepciya/.

8. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 годы. Адрес доступа: http:// www.sestrinskoe-delo.med.cap.ru/Page.aspx?id=580888.

9. Андриянова ЕА., Алекшина О.Ю., Порох Л.И. Динамика социального статуса системы повышения квалификации среднего медицинского персонала (на материалах интервью) // Саратовский научно-медицинский журнал. — 2012. — Т. 8, № 1. — С. 23-27.

10. Засыпкина Е.В., Андриянова ЕА., Алешкина О.Ю. Социально-профессиональный статус медицинских сестер в контексте инновационных преобразований в сестринской практике // Саратовский научно-медицинский журнал. — 2011. — Т. 7. — № 2.

11. Рева И.Е. Подготовка среднего медицинского персонала как социальная проблема. Современные исследования социальных проблем. — Красноярск, 2010.

12. Айзенк Г.Ю. Понятие и определение интеллекта // Вопросы психологии. — 1995. — № 1. — С. 111-131.

13. Глазунов А.Т., Нурминский И.И., Пинский АА. Методика преподавания физики в средней школе: Электродинамика нестандартных явлений. Квантовая физика: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 272 с.

14. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1975. — 272 с.

15. Браверман Э.М. Развивающее обучение на занятиях по физике // Физика в школе. — 1998. — № 1. — С. 23-28.

16. Курко ОА. Развитие интеллекта учащихся при обучении физике. Адрес доступа: http://festival.1september. ru/articles/587682/.

MECHANISMS OF DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL ABILITIES STUDENTS OF MEDICAL COLLEGES

Vorobyov S.V., Postgraduate student of the Department of pedagogy and psychology. University of the Russian Academy of Education (58, Bol. Polyanka ul, Moscow, Russian Federation)

ABSTRACT

Currently, there are very few professions that do not require to model the processes: or to predict results, or with the aim of finding effective solutions to problems, or to assess the importance of consideration of certain factors in the process of professional activity. The requirements for medical staff middle level students need for it personnel knowledge and skills to model professional processes. It is in the study of nature on the basis of physical laws and formed skills such modeling.

Keywords: intellectual processes, training, health worker, modeling, situational training, professional activities, virtual training, information technology.

REFERENCES

1. Gosudarstvennaya programma «Stolichnoye obrazovaniye» na 2012-2016 [State program «Capital Education» for 2012-2016.]. Available at: http://www.educom.ru/ru/documents/target_grant/razrab/ programma.php.

2. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Razvitiye obrazovaniya» na 2013-2020 gody [State program of the Russian Federation «Development of Education» for 2013-2020.]. Available at: http:// minobrnauki.rf/dokumenty/4106.

3. Berulava M.N., Berulava G.A. Novaya metodologiya razvitiya lichnosti v informatsionnom obrazovatel'nom prostranstve [The new methodology of personal development in the information educational space]. Pedagogika. 2012, no. 4, pp. 11-20.

4. Verbitskaya N.O., Kotova D.I., Romantsev G.M., Fedorov V.A. K voprosu o strukturirovanii i standartizatsii professional'nykh kompetentsiy [On the issue of structuring and standardization of professional competencies]. Obrazovaniye i nauka. Proceedings of the Ural Branch of the Russian Academy of Education. 2007, no. 5 (47).

5. Naeem H, Saif MI, Khalil W. Emotional intelligence and its impact on service quality-empirical evidence from the Pakistani banking sector. International Business & Economics Research Journal (IBER). 2011, 7(12).

6. Gosudarstvennaya programma goroda Moskvy na srednesrochnyy period (2012-2016) «Razvitiye zdravookhraneniya goroda Moskvy (Stolichnoye zdravookhraneniye)» [City of Moscow State program for the medium term (2012-2016). Development of Moscow Health (Capital Health)]. Available at: http://docs.pravo. ru/document/view/20221094/45919127/

7. Kontseptsiya razvitiya sistemy zdravookhraneniya v Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda [The concept of the health care system in the Russian Federation until 2020.] Available at: http://topmedicina.ru/health/ koncepciya/.

8. Programma razvitiya sestrinskogo dela v Rossiyskoy Federatsii na 2010-2020 gody [The program of nursing in the Russian Federation in 2010-2020]. Available at: http://www.sestrinskoe-delo.med.cap.ru/Page. aspx?id=580888.

9. Andriyanova Ye.A., Alekshina O.YU., Porokh L.I. Dinamika sotsial'nogo statusa sistemy povysheniya kvalifikatsii srednego meditsinskogo personala (na materialakh interv'yu) [The dynamics of the social status of the system of professional nurses (on interviews)]. Саратовский научно-медицинский журнал. 2012, vol. 8, no.1, pp. 23-27.

10. Zasypkina Ye.V., Andriyanova Ye.A., Aleshkina O.Yu. Sotsial'no-professional'nyy status meditsinskikh sester v kontekste innovatsionnykh preobrazovaniy v sestrinskoy praktike [Socio-professional status of nursing in the context of innovation in nursing practice]. Saratovskiy nauchno-meditsinskiy zhurnal. 2011, vol.. 7, no. 2.

11. Reva I.Ye. Sovremennyye issledovaniya sotsial'nykh problem [Modern studies of social problems]. Krasnoyarsk, 2010.

12. Ayzenk G.Yu. Ponyatiye i opredeleniye intellekta [The concept and definition of intelligence]. Voprosy psikhologii. 1995, no. 1, pp.111-131.

13. Glazunov A.T., Nurminskiy I.I., Pinskiy A.A. Metodika prepodavaniya fiziki v sredney shkole: Elektrodinamika nestandartnykh yavleniy. Kvantovaya fizika [Development of creative abilities of pupils in learning physics]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1989, 272 p.

14. Razumovskiy V.G. Razvitiye tvorcheskikh sposobnostey uchashchikhsya v protsesse obucheniya fizike [Development of creative abilities of pupils in learning physics]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1975, 272 p.

15. Braverman E.M. Razvivayushcheye obucheniye na zanyatiyakh po fizike [Developing education in the classroom for physics]. Fizika v shkole. 1998, no. 1, pp. 23-28.

16. Kurko O.A. Razvitiye intellekta uchashchikhsyapri obuchenii fizike [Intellectual development of students in teaching physics]. Available at: http://festival.1september.ru/articles/587682/.

М 33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.