Научная статья на тему 'Методика оптимизации структуры автобусного парка садоводческих маршрутов на основе комплексного обследования пассажиропотоков'

Методика оптимизации структуры автобусного парка садоводческих маршрутов на основе комплексного обследования пассажиропотоков Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
113
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / САДОВОДЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ / СТРУКТУРА ПАРКА / ОБЪЁМ ПЕРЕВОЗОК / AUTOMOTIVE TRANSPORTATION / GARDENING ROUTES / FLEET STRUCTURE / VOLUME OF TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Дрючин Дмитрий Алексеевич, Фаттахова Альмира Файзулловна

Разработана математическая модель определения экономической эффективности перевозок. Приведены методика и результаты обследования пассажиропотоков на маршрутах Оренбурга. Получены данные для оптимизации структуры парка и режима его работы на линии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Дрючин Дмитрий Алексеевич, Фаттахова Альмира Файзулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCEDURE TO OPTIMIZE THE STRUCTURE OF THE BUS FLEET FOR GARDENING ROUTES ON THE BASIS OF INTEGRATED SURVEY OF PASSENGER TRAFFIC

The authors developed a mathematical model to determine the economic efficiency of transportations. They present the procedure and survey results of passenger traffic on the routes of Orenburg. They obtained data for the optimization of fleet structure and its operating mode on the route.

Текст научной работы на тему «Методика оптимизации структуры автобусного парка садоводческих маршрутов на основе комплексного обследования пассажиропотоков»

УДК 656.025.2(076.5)

МЕТОДИКА ОПТИМИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ АВТОБУСНОГО ПАРКА САДОВОДЧЕСКИХ МАРШРУТОВ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАССАЖИРОПОТОКОВ

Д.А. Дрючин1, А.Ф. Фаттахова2

Оренбургский государственный университет, 460018, г. Оренбург, пр. Победы, 13.

Разработана математическая модель определения экономической эффективности перевозок. Приведены методика и результаты обследования пассажиропотоков на маршрутах Оренбурга. Получены данные для оптимизации структуры парка и режима его работы на линии. Ил. 7. Табл. 2. Библиогр. 2 назв.

Ключевые слова: автомобильные перевозки; садоводческие маршруты; структура парка; объём перевозок.

THE PROCEDURE TO OPTIMIZE THE STRUCTURE OF THE BUS FLEET FOR GARDENING ROUTES ON THE BASIS OF INTEGRATED SURVEY OF PASSENGER TRAFFIC D.A. Dryuchin, A.F. Fattahova

Orenburg State University,

13, Pobeda Av., Orenburg, 460018.

The authors developed a mathematical model to determine the economic efficiency of transportations. They present the procedure and survey results of passenger traffic on the routes of Orenburg. They obtained data for the optimization of fleet structure and its operating mode on the route. 7 figures. 2 tables. 2 sources.

Key words: automotive transportation; gardening routes; fleet structure; volume of transportation.

Транспортная инфраструктура мегаполисов включает в свой состав множество элементов, одним из которых является сеть маршрутов, обслуживающих дачные и садовые товарищества. Данные маршруты, как правило, являются убыточными и, ввиду их высокой социальной значимости [1], датируются из бюджетов разных уровней. Факторы, определяющие убыточность перевозок по садоводческим маршрутам и их численные значения, определённые для Оренбурга, представлены в табл. 1.

Для снижения финансовой нагрузки на бюджет муниципальных образований и субъектов федерации, что особенно актуально в период кризиса, целесообразно выполнить оптимизацию данного вида перевозок, которая заключается в определении рациональной структуры подвижного состава, его численности, а также в составлении гибких графиков движения автобусов в зависимости от пассажиропотоков на различных маршрутах.

Объём компенсационных выплат, производимых из бюджетов муниципальных образований, определяется как разница между суммой расходных и доходных статей при выполнении данных видов перевозок. Структура затратных статей отражена на схеме, представленной на рис. 1.

Перевозки по садоводческим маршрутам осуществляются сезонно в период с мая по октябрь включительно. Исходя из этого, амортизационные отчисления на обновление подвижного состава рассчитываются по следующей формуле:

А = СБ

АДр

а в ■ АД _

Н ПИ

где СБ - балансовая стоимость транспортного средства, руб.; АДР - автомобиледни работы транспортных средств на садоводческих маршрутах, дни; АД нпи -нормативный срок полезного использования транспортного средства, дни.; аВ - коэффициент выпуска транспортных средств на линию.

Постоянные затраты определяются, исходя из следующего выражения:

3ПОСТ = (3общ.х + ТН + 3СТР +

+Зт.осм + НИМ + ФЗПп ) ■ АДр

аВ ■ Д

В ^ ГОД

1Дрючин Дмитрий Алексеевич, кандидат технических наук, доцент кафедры автомобильного транспорта, тел.: (3532) 756399, (3532) 646848, 89228521034, e-mail: [email protected]

Dryuchin Dmitry, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Automobile Transport, tel.: (3532) 756399, (3532) 646848, 89228521034, e-mail: [email protected]

2Фаттахова Альмира Файзулловна, старший преподаватель кафедры автомобильного транспорта, тел.: (3532) 756399, 89878565290, e-mail: [email protected]

Fattahova Almira, Senior Lecturer of the Department of Automobile Transport, tel.: (3532) 756399, 89878565290, e-mail: [email protected]

Таблица 1

Сравнительный анализ факторов, определяющих эффективность _автомобильных пассажирских перевозок_

Показатель Вид перевозок

Городские маршруты Садоводческие маршруты

Средний коэффициент наполнения салона 0,5-0,8 < 0,5

Среднее соотношение объёмов перевозок в прямом и обратном направлениях 0,7-1 0,2-0,5

Средний коэффициент сменности пассажиров за рейс 3-4 1

Средняя длина поездки одного пассажира, км 5-7 10-15

Сезонные колебания объёмов перевозок, % 10-15 100

Тариф, руб. 10 10

где Зо6щ.х - удельные общецеховые хозяйственные расходы, руб.; ТН - транспортный налог, руб.; ЗСТР -страхование гражданской ответственности, руб.; ЗТ.ОСМ - затраты на проведение технического осмотра, руб.; НИМ - налог на имущество (для юридических лиц), руб.; ДГОд - количество дней в году, дни; ФЗПП - годовой фонд заработной платы водителей и кондукторов, руб.

Формула для расчёта текущих затрат имеет вид:

Зтекущ = (3удтоп+3удго+3удрем+3удшин)- l , где зудТОП - удельные затраты на топливо, руб./км; зудТО - удельные затраты на техническое обслуживание автобусов, руб./км; зудРЕМ - удельные затраты на текущий ремонт, руб./км; зудШИН - удельные затраты на замену шин, руб./км; 1_ - общий пробег транспортных средств за расчётный период, км.

Анализ методик расчёта каждой из затратных статей позволил вывести обобщённую итоговую формулу

расчёта затрат на выполнение пассажирских перевозок по садоводческим маршрутам:

(

\

- З

общ .х .г

~ NДВС ' СТН

+З,

ОСАГО +0,5 ■ СБ ■

-2 ■(С

+ ДГОД ■ ТСМ

ГТО

СВод КВод + СЧАС ■ К Доп + СКонд ККонд СЧАС ■К Доп

К„ ■К,

СОЦ

N г

■Д

-(0,01 ■Н ь Э Ц1Т

% (((

ГОД

■ КДоп ■ КР

СОЦ

г )(( К -К з ))-

ТР

+СНЧ ■ КДоп ■ КР ■ КСОЦ ■ Чр ■К1 ■ К2 ■ К3 ■ К4 ■ К5

+ З,

ТРН 1

КЗЧ кзч кзч

К 7 ■ К ■ К 2

цш

-)■* О

Ш

(4)

Рис. 1. Структура затрат на выполнение перевозок по садоводческим маршрутам

З

В ОБ.СУТ

а

п

Применение данной формулы в отношении конкретных моделей автобусов позволяет существенно упростить её и привести к следующему виду:

3;_ а ■ 1об ■ Коб + Ъ ■ Коб , где а - коэффициент, определяющий объём текущих затрат; ЬОБ - длина оборота, км; К1ОБ - количество оборотов за расчётный период; Ь - коэффициент, определяющий объём постоянных затрат и амортизационных отчислений.

Доход за тот же расчётный период зависит от действующего тарифа и объёма перевозок:

Д£= 2 ■ Тп • ПВА • М0Б-7, (2)

где ТП - тариф за перевозку одного пассажира, руб.;

ПВА - пассажировместимость автобуса, пасс.; у -средний коэффициент использования вместимости автобуса.

При фиксированном тарифе применительно к конкретной модели автобуса данное выражение приобретает вид:

ДЕ _ С ■ КОБ 'У.

Для определения соотношения доходных и расходных статей определяется коэффициент рентабельности перевозок, который вычисляется по формуле:

Д; _ "

кр _

3,

с ■ у а ■ ЬОБ + Ъ

Целевая функция оптимизации перевозочного процесса - получение максимально-возможного коэффициента рентабельности. При фиксированной длине оборота целевой функцией является получение максимально-возможного среднего коэффициента использования вместимости салона. Формула для расчёта среднего за оборот коэффициента вместимости салона имеет вид:

у _ ОП прям + ОП ОБР

2 ■ ПВ,

(3)

где ОППРЯМ и ОПОБР - объём перевозок в прямом и обратном направлениях, соответственно, пасс.

Исходя из формулы (3), выявлены управляемые факторы, изменение которых влияет на коэффициент наполнения салона, а, следовательно, и на величину

рентабельности перевозок. Такими факторами являются объём перевозок за оборот и пассажировмести-мость автобуса. Объём перевозок за оборот может изменяться за счёт корректирования графика движения (изменение интервала, отмена рейсов). Пассажи-ровместимость автобуса изменяется за счёт подбора модели транспортного средства.

Выявлены также ограничения целевой функции, определяемые системой неравенств:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОП прям < ПВа

ОПобр < ПВа .

В Оренбурге перевозки по садоводческим маршрутам осуществляются автобусами моделей: ЛиАЗ-52564, Аутосан, ПАЗ-32051. В ходе исследования был проведён анализ технико-экономических параметров эксплуатации данных моделей и определены параметры, необходимые для выполнения расчётов по формулам (1) и (2). [2]. После подстановки полученных данных в формулы (1) и (2) были получены уравнения для расчёта коэффициента рентабельности. Данные уравнения представлены в табл. 2.

При помощи представленных данных возможно проведение корректировки схемы движения автобусов, изменение структуры подвижного состава и составление гибких графиков движения, основанных на параметрах пассажиропотока. Управление перевозками с учётом их технико-экономических параметров позволяет снизить нагрузку на бюджет муниципальных образований и повысить качество обслуживания населения. Для практической реализации разработанной методики необходимо проведение комплексного обследования пассажиропотоков на садоводческих маршрутах, в ходе которого определяется сезонная, недельная и суточная динамика пассажиропотоков, а также закономерности, определяющие характер их изменения.

На кафедре автомобильного транспорта, в рамках выполняемой хоздоговорной НИР на тему: «Уточнённый расчёт базовых показателей доходности перевозок пассажиров по пригородным (садоводческим) маршрутам Оренбурга на основе фактически определённых параметров пассажиропотока в 2009 году», проводилось обследование, в ходе которого в течение всего сезона вёлся детальный учёт пассажиропотоков на представительной выборке маршрутов, а также в

Уравнения коэффициента рентабельности перевозок для исследуемых моделей

транспортных средств

Таблица 2

Модель автобуса ЛиАЗ-52564 Аутосан ПАЗ-32051

Уравнение коэффициента рентабельности К _ 7 К Г КР _ ~Г 0,0325■ ЬОБ + 0,083

Р 0,0164ЬОБ + 0,142 Р 0 , 011ЬОБ + 0 , 158

Ограничение целевой функции ОПрейс < 110 ОПрейс < 102 ОПрейс < 41

течение четырёх недель (ограниченный срок) было проведено комплексное обследование всех садоводческих маршрутов.

Общая схема обследования отражена на схеме, представленной на рис. 2.

дням недели и времени суток. Выявлено, что недельная динамика в весенние и летние месяцы существенно отличается от недельной динамики в осенние месяцы. Суточная динамика имеет различия по дням недели и периодам садоводческого сезона. Выявлено

Рис. 2. Общая схема комплексного обследования пассажиропотоков на садоводческих маршрутах

Обследование состоит из следующих основных этапов:

1. Предварительный анализ сети садоводческих маршрутов.

2. Расчёт объёма представительной выборки маршрутов, обследуемых в течение всего сезона.

3. Случайный выбор маршрутов и организация их обследования в течение всего сезона.

4. Организация обследования всех садоводческих маршрутов в течение ограниченного срока (4 недели).

5. Анализ полученных данных:

- определение общей динамики пассажиропотока по неделям садоводческого сезона и по дням недели;

- определение суточных и общих объёмов перевозок на всех маршрутах в течение ограниченного срока;

- расчёт общего объёма перевозок для каждого маршрута;

- формирование массива данных для аналитического определения параметров пассажиропотока по каждому маршруту.

В результате обследования была определена динамика пассажиропотоков по неделям дачного сезона,

6,00 т--

5,05--

4,00 - - ----

э,оо ------

2,05 -------

1,00 ------

0,00 Н|||Г|Л||||1П1|||ГП|||Г1П1||||П111||П[1|||П!Г111ПГ11||П11Г11П1П11П||Г[1П||||Г>

1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25

Недели дачного сезона

Рис. 3. Динамика пассажиропотока по неделям садоводческого сезона

четыре таких периода: май, летние месяцы, сентябрь, первые и последние две недели октября.

Динамика пассажиропотоков по неделям садоводческого сезона отражена на графиках, представленных на рис. 3. Графики, характеризующие динамику пассажиропотоков по дням недели, приведены на рис. 4 и 5. В качестве примера на рис. 6 и 7 показана суточная динамика пассажиропотоков в летние месяцы.

Определённый в ходе исследования массив данных позволяет скорректировать график выхода автобусов на линию, что приводит к некоторому изменению суточной динамики пассажиропотоков. Кроме того, появляется возможность составить гибкий график выхода на линию автобусов различных моделей с различной пассажиро-вместимостью.

Практическая реализация результатов оптимизации структуры парка может потребовать увеличения разномарочности транспортных средств, обслуживающих садоводческие товарищества. При существующей ныне в Оренбурге практике, когда все маршруты рассматриваемой категории обслуживаются одним крупным АТП, оптимизацию структуры парка

целесообразно проводить в рамках модельного ряда, имеющегося на данном предприятии. В случае отсутствия в регионе крупного АТП, структура парка которого соответствует предъявляемым требованиям, органы исполнительной власти могут привлечь на конкурсной основе перевозчиков, обладающих необходимыми транспортными средствами.

Вне садоводческого сезона транспортные средства, как правило, эксплуатируются на городских регу-

лярных маршрутах, большинство из которых являются прибыльными. В этой связи более актуальной является проблема снижения рентабельности эксплуатации при переводе транспортных средств на садоводческие маршруты. Как уже было отмечено выше, данная проблема решается путём начисления компенсационных выплат органами исполнительной власти муниципальных образований.

Рис. 4. Динамика пассажиропотока по дням недели с 1.05 по 1.09

Рис. 5. Динамика пассажиропотока по дням недели с 1.09 по 15.10

время суток

Рис. 6. Динамика пассажиропотока по времени суток в рабочие дни летних месяцев

Рис. 7. Динамика пассажиропотока по времени суток в выходные дни летних месяцев

При наличии систематизированной информации о технико-экономических показателях данного вида деятельности появляется реальная возможность добиться повышения уровня рентабельности перевозок по

садоводческим маршрутам, что позволит снизить финансовую нагрузку на бюджеты органов местного самоуправления.

Библиографический список

1. Гудков В.А., Миротин Л.Б., Вельможин А.В., Ширяев С.А. Пассажирские автомобильные перевозки. М.: Горячая линия Телеком, 2004. 218 с.

2. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. М.: Транспорт, 1993. 271 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.