Научная статья на тему 'Методика оптимизации конструктивных параметров тяжелонагруженных волновых зубчатых передач'

Методика оптимизации конструктивных параметров тяжелонагруженных волновых зубчатых передач Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
82
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика оптимизации конструктивных параметров тяжелонагруженных волновых зубчатых передач»

МАШИНОСТРОЕНИЕ

УДК 621.833

М.В. Маргулис

МЕТОДИКА ОПТИМИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ТЯЖЕЛОНАГР УЖЕННЫ1Х ВОЛНОВЫ1Х ЗУБЧАТЫ1Х ПЕРЕДАЧ

Волновые зубчатые передачи (ВЗП) в сравнении с традиционными неволновыми передачами позволяют уменьшить в 1,7-2,5 раза массогабаритные характеристики и на 30-40% динамические нагрузки при пуске и торможении приводов за счет малой жесткости гибкого колеса (ГЗК) и подкладного кольца (ПК), многопарного зацепления (до 50% зубьев), а также большого кинематического эффекта в одной ступени (и = 500) при КПД 0,8-0,9.

Это позволяет их отнести к одним из самых перспективных передаточных механизмов [1]. Опыт создания и эксплуатации ряда приводов с ВЗП тяжелонагруженных машин показал, что разработанные нами рекомендации по проектированию конструкций и технологии изготовления [1,2,3] обеспечивают достаточно высокий уровень основных эксплуатационных показателей (надежности, долговечности, КПД, массо- и энергоемкостей и себестоимостей изготовления и эксплуатации). Однако, для широкого внедрения ВЗП в приводах машин эти показатели целесообразно оптимизировать и привести в соответствие с лучшими образцами техники или превысить их. Учитывая актуальность этой проблемы, нами была разработана методика оптимизации основных конструктивных параметров тяжелонагруженных ВЗП на базе ранее опубликованных работ [2,3,4,5,6,7,8,9]. Методика оптимизации технологии изготовления ВЗП опубликована нами в работе [9]. Из работ, посвященных оптимизации конструктивных параметров ВЗП, известна [10], которая ориентирована на разработку ВЗП общего назначения и имеет ряд существенных недостатков. В ней представлена многокритериальная и многопараметрическая задача оптимизации конструктивных параметров ВЗП методом экспертных оценок с учетом весовых коэффициентов слагаемых аддитивного критерия качества. Существенными недостатками этого метода являются: большая трудность обоснованного выбора весовых коэффициентов и учета компетентности и согласованности мнений экспертов [11]. Кроме того, в данной работе не учитываются такие важные для силовых ВЗП параметры, как: конструктивное решение корпуса передачи, определяющего в большой мере жесткость передачи, а, следовательно, и работоспособность по критерию выхода зубьев из зацепления, а также ее массоемкость; ожидаемые боковой зазор и интерференция головок зубьев, характерная для ВЗП при предельно допустимой нагрузке, существенно влияющие на работоспособность тяжелонагруженных ВЗП; конструктивное решение дискового генератора волн (ГВ) (рассматривается лишь генератор с гибким подшипником). Таким образом, рассмотренная методика не учитывает конструктивные особенности и высокий уровень нагружения создаваемых нами ВЗП, а, следовательно, ее использование для них нерационально.

Особенностью эксплуатации приводов с ВЗП в металлургических, горнорудных и других тяжелых машинах является практическая недопустимость аварийных отказов, так как это обычно связано с большими экономическими потерями. Следовательно, при оптимизации параметров привода с ВЗП предельные значения основных показателей работоспособности должны быть принята в качестве ограничений. Технические характеристики принятого варианта должны удовлетворять этим ограничениям независимо от совокупности размерных параметров ее основных звеньев, которые определяют массу передачи. Известно [11], что масса изделия является одним из основных

показателей рациональности конструкции. Поэтому оптимизация конструкций ВЗП по критерию минимальной массы наиболее целесообразна.

С учетом изложенного оптимизация конструкции ВЗП сводится к поиску такой совокупности размеров ее звеньев, при которой масса ВЗП минимальна, а значения основных эксплуатационных параметров I удовлетворяют задастым техническим ограничениям: Рк(х); q/x). * В качестве целевой функции или критерия оптимизации - F(x) нами

! принята масса ВЗП (МВш), которая минимизируется, т. е.

F(x) min (1)

В качестве технических ограничений, обеспечивающих достаточно высокие эксплуатационные показатели, учитывая опыт создания и эксплуатации тяжелонагруженных высокомоментных ВЗП [1], были приняты следующие условия:

- обеспечение собираемости и геометрических пропорций генератора волн, узла ГЗК-ПК и передачи в целом, которая определяется системой геометрических ограничений, определяемых по [2,8];

- обеспечение заданной долговечности подшипников генератора волн и выходного вала:

Ц1 i(x) = fhtpi - fhi ^ 0................для среднего диска;

Ц12(х) = fhtP2 - fh2 < 0................для крайнего диска; (2)

уз(х) = fhtp3 - fh3 < 0................для выходного вала.

где fhtpi.2,3» fhi,2,3 - требуемые и расчетные долговечности подшипников диска и выходного вала;

- обеспечение прочности ГЗК в течение заданного срока при рабочих нагрузках:

\}Ч(х) = |1ст(х) - П ст.тах < 0;

H'5fx) = Пуст(х) - П уст .шах ¿0. (3)

где Пст(х), hycr(x)., Пет.max, Ii ycr.max - соответственно расчетные и максимально допустимые коэффициенты запаса по статической и усталостной прочности;

- обеспечение требуемой величины бокового зазора в волновом зацеплении (ВЗ) после сборки ВЗП [8];

Ц/б(х) = jnmino - jnc6 (х) = 0, (4)

где jnmino - ожидаемый минимальный боковой зазор в собранной ВЗП, jnc6 - действительный боковой зазор в собранной передаче;

- обеспечение радиальной податливости звеньев, исключающей "проскок" зубьев при максимальной нагрузке;

V|/7(X) = Тшах - Тшпред(х) ¿0, (5)

где Ттях и Тшпред(х) - максимальная рабочая и предельно допустимая нагрузки , ВЗП при отсутствии проскока зубьев, определяемые по [I];

- обеспечение требуемого значения низшей частоты собственных колебаний узла ГЗК-ПК Г

V|/8(X) = fmin - f(x) < 0, (6)

ГДе fmin и f(x) - требуемое и расчетное значения низших частот собственных колебаний узла ГЗК-ПК, определяемые по [6];

- обеспечение уравновешенности генератора волн!

ц/9(х) = |mi(x) - Ш2(х)| 2 si, (7)

где mi(x) и Ш2(х) - суммы вращающихся групп масс среднего и крайнего дисков (допустимые значения дисбалансов si принимаются по ГОСТ);

- обеспечение работы передачи без интерференции 2-го рода (головок зубьев)

У10(Х) = jtmin - jt (х) < 0 (8)

- где jtmin и jt (х) - требуемые и расчетные значения окружного бокового зазора ВЗ, определяемые по [4,8].

Расчетные характеристики передачи, сравниваемые с требуемыми, определяются с использованием полученных нами зависимостей [1-9]. Варьируемые параметры Ri и интервалы их изменения выбраны с учетом опыта создания и эксплуатации высокомоментных ВЗП.

Задачу конструктивной оптимизации ВЗП с учетом изложенного можно математически сформулировать в следующем виде:

найти вектор X*, где Х*е SN, ScR, доставляющий минимум функции F(x) при ограничениях: •

qj(X) s 0, j = 1, J;

Pk(X) S 0, k = 1, К; (9)

ai^XiSbi, i = 1, N. Здесь: X* - конфигурация независимых варьируемых параметров задачи, соответствующих реальным переменным R, q(X), Pk(X) и Xi -соответственно штрафные, качественные ограничения и безразмерные значения варьируемых параметров ВЗП.

Учитывая изложенное, математическая модель оптимизации конструктивных параметров ВЗП может быть представлена как совокупность зависимостей, описывающих целевую функцию F(X) = Мвт и технические ограничения, приведенные выше. Задача оптимизации решалась применительно к ВЗП без избыточных связей, конструктивная схема которой представлена на рис.1. ВЗП аналогичной конструкции хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации на ряде тяжелых машин [1]. Учитывая, что данная задача является задачей нелинейной условной оптимизации с нелинейными ограничениями, она решается методом конфигураций [11].

Укрупненный алгоритм задачи оптимизации конструкции ВЗП, построенный на базе описанной методики, представлен на рис. 2.

В соответствии с алгоритмом был разработан пакет программ оптимизации конструкций высокомоментных ВЗП, который используется при

Рис.1. Конструктивная схема высокомоментной ВЗП: 1 - корпус; 2 - узел генератора волн; 3 - жесткое колесо; 4 - гибкое колесо; 5 - двойная зубчатая муфта; 6 - узел выходного вала; 7 - подкладное кольцо

с

Начало

X

э

/Ввод исходных / / данных г—---

Ввод управляющих переменных; задаваемых параметров; начальной совокупности1=1,..И; пределов варьирования Яты; Яшш; штрафных коэффициентов 0к, 0J и др.

Подготовка данных

X

b—fp -—b

Расчет начальной совокупи. параметров xi; Р(хо)=0

Программа миними-расчет зации Р(х). Выбор шага..Дхк, Расчет новой

СОВОКУПНОСТИ Xjj

Конструирование" варианта ВЗП

Расчет целевой функции F(x) и функ. штрафа Р(х)

Баз дан ных

'1

Расчет среднего диаметра Ц,, передаточного ¡числа и, числа зубьев г^, гъ и др.

Расчет геометрии ВЗ и коэффициента смещения исхода, контура

нет да |

т

Печать

результатов

^^ТТроверка^

-^граничену»

(Конец)

Преобразование переменных (Ri Xi; i= 1 ,..N). Корректировка D0, при наличии иинтерференции (в блоке 12).

Выбор величин пробного и рабочего шагов Ахь; конфигурации параметров х*; сравнение значений функции штрафа Р(х) на предыдущем и текущем шаге; минимизация штрафной функц.

Преобразование переменных (xi—»Ri, i=l,..N). Насчет и корректировка конструктивных размеров звеньев с учетом результатов проверки геометрических ограничений Р(х)к<0. Выбор стандартных модулей, толщин листовых деталей, подшипников качения, дисков выходного вала и т. п. Подсчет штрафных термов bk. Расчет массы ВЗП (целевой функции F(xj), проверка ограничений qj<0; j=l,..J; корректировка размеров звеньев; расчет функции штрафа Р(х), штрафных термов dj. База данных содержит данные о подшипниках качения, режущем

инструменте; стандартный ряд модулей, данные расчете ограничений и др. Обратное преобразование (Ri—>Xi, i=l,..N)

[Выбор режущего инструмента, расчет ■—коэффициентов смещения.

[Расчет геометрии волнового зацепления

Изменение коэффициентов смещения с учетом проверки на интерференцию. При необходимости - коррекция/)

На печать выводятся: исходные данные; оптимальная конфигурация переменных Ri, конструктивные звеньев, значение целевой функции F(x), функции штрафа Р(х), ограничений Pk, k=l;qj, j=l,N и др.

Если ограничения не удовлетворяются, изменяют (в диалоговом режиме) исходные данные, по необходимости вносят корректировку в базу данных

Рис. 2. Алгоритм автоматизированного проектирования оптимальной ВЗП

создании ряда приводов с ВЗП для тяжелых машин. Разработанная методика позволяет проектировать ВЗП с низкой удельной металлоемкостью при достаточно высоких других технико-экономических показателях и может быть использована для разработки планетарных передач с податливыми звеньями.

Перечень ссылок

1. Маргулис М. В. Снижение материалоемкости машин. - Киев: Знание УССР, 1985. - 64 с.

2. Волков Д. П., Крайнев А. Ф., Маргулис М. В. Волновые зубчатые передачи, - Киев:

Техника, 1976. - 222 с.

3. Волновые зубчатые передачи /Волков Д. П., Крайнев А. Ф., Маргулис М. В. -Будапешт, МИСЦАКИ, 1984. - 317 с.

4. Маргулис М. В. Расчет крутильной податливости специфических узлов высокомоментной

волновой зубчатой передачи / Детали машин. -1988.- Вып. 46. - С. 68-74.

5. Маргулис М. В., Волков Д. П. Динамический анализ приводов с высокомоментными

волновыми зубчатыми передачами // Вест. маш. - 1988. - № 5. - С. 23-27.

6. Маргулис М. В., Волков Д. П. Методика определения низших частот собственных

колебаний гибких звеньев высокомоментных волновых зубчатых передач // Вест. маш. - 1986. - № 11. - С. 11-14.

7. Маргулис М. В. Расчет на прочность гибкого колеса тяжелонагруженной крупногабаритной волновой зубчатой передачи с дисковым генератором // Детали машин. - К., 1988. - Вып. 47. - С. 45-52.

8. Маргулис М. В. Размерно-функциональный анализ тяжелонагруженных высокомоментных волновых зубчатых передач // Вест. маш. - 1985. - № 8. - С. 11-16.

9. Исследование и разработка оптимальной технологии изготовления волновых, зубчатых передач: Отчет о НИР / Ждановский металлургический институт; Руков. М. В. Маргулис. - 95/74; №ГР74053349. - Жданов, 1978. - 205 с.

10. Шувалов С. А. Теория и автоматизированное проектирование волновых зубчатых передач. - М.:1986. - 27 с.

11. Хог Э., Арора Я. Прикладное оптимальное проектирование: Механические системы и конструкции. - М.:Мир, 1983. - 478 с.

к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.