МАШИНОСТРОЕНИЕ
УДК 621.833
М.В. Маргулис
МЕТОДИКА ОПТИМИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ТЯЖЕЛОНАГР УЖЕННЫ1Х ВОЛНОВЫ1Х ЗУБЧАТЫ1Х ПЕРЕДАЧ
Волновые зубчатые передачи (ВЗП) в сравнении с традиционными неволновыми передачами позволяют уменьшить в 1,7-2,5 раза массогабаритные характеристики и на 30-40% динамические нагрузки при пуске и торможении приводов за счет малой жесткости гибкого колеса (ГЗК) и подкладного кольца (ПК), многопарного зацепления (до 50% зубьев), а также большого кинематического эффекта в одной ступени (и = 500) при КПД 0,8-0,9.
Это позволяет их отнести к одним из самых перспективных передаточных механизмов [1]. Опыт создания и эксплуатации ряда приводов с ВЗП тяжелонагруженных машин показал, что разработанные нами рекомендации по проектированию конструкций и технологии изготовления [1,2,3] обеспечивают достаточно высокий уровень основных эксплуатационных показателей (надежности, долговечности, КПД, массо- и энергоемкостей и себестоимостей изготовления и эксплуатации). Однако, для широкого внедрения ВЗП в приводах машин эти показатели целесообразно оптимизировать и привести в соответствие с лучшими образцами техники или превысить их. Учитывая актуальность этой проблемы, нами была разработана методика оптимизации основных конструктивных параметров тяжелонагруженных ВЗП на базе ранее опубликованных работ [2,3,4,5,6,7,8,9]. Методика оптимизации технологии изготовления ВЗП опубликована нами в работе [9]. Из работ, посвященных оптимизации конструктивных параметров ВЗП, известна [10], которая ориентирована на разработку ВЗП общего назначения и имеет ряд существенных недостатков. В ней представлена многокритериальная и многопараметрическая задача оптимизации конструктивных параметров ВЗП методом экспертных оценок с учетом весовых коэффициентов слагаемых аддитивного критерия качества. Существенными недостатками этого метода являются: большая трудность обоснованного выбора весовых коэффициентов и учета компетентности и согласованности мнений экспертов [11]. Кроме того, в данной работе не учитываются такие важные для силовых ВЗП параметры, как: конструктивное решение корпуса передачи, определяющего в большой мере жесткость передачи, а, следовательно, и работоспособность по критерию выхода зубьев из зацепления, а также ее массоемкость; ожидаемые боковой зазор и интерференция головок зубьев, характерная для ВЗП при предельно допустимой нагрузке, существенно влияющие на работоспособность тяжелонагруженных ВЗП; конструктивное решение дискового генератора волн (ГВ) (рассматривается лишь генератор с гибким подшипником). Таким образом, рассмотренная методика не учитывает конструктивные особенности и высокий уровень нагружения создаваемых нами ВЗП, а, следовательно, ее использование для них нерационально.
Особенностью эксплуатации приводов с ВЗП в металлургических, горнорудных и других тяжелых машинах является практическая недопустимость аварийных отказов, так как это обычно связано с большими экономическими потерями. Следовательно, при оптимизации параметров привода с ВЗП предельные значения основных показателей работоспособности должны быть принята в качестве ограничений. Технические характеристики принятого варианта должны удовлетворять этим ограничениям независимо от совокупности размерных параметров ее основных звеньев, которые определяют массу передачи. Известно [11], что масса изделия является одним из основных
показателей рациональности конструкции. Поэтому оптимизация конструкций ВЗП по критерию минимальной массы наиболее целесообразна.
С учетом изложенного оптимизация конструкции ВЗП сводится к поиску такой совокупности размеров ее звеньев, при которой масса ВЗП минимальна, а значения основных эксплуатационных параметров I удовлетворяют задастым техническим ограничениям: Рк(х); q/x). * В качестве целевой функции или критерия оптимизации - F(x) нами
! принята масса ВЗП (МВш), которая минимизируется, т. е.
F(x) min (1)
В качестве технических ограничений, обеспечивающих достаточно высокие эксплуатационные показатели, учитывая опыт создания и эксплуатации тяжелонагруженных высокомоментных ВЗП [1], были приняты следующие условия:
- обеспечение собираемости и геометрических пропорций генератора волн, узла ГЗК-ПК и передачи в целом, которая определяется системой геометрических ограничений, определяемых по [2,8];
- обеспечение заданной долговечности подшипников генератора волн и выходного вала:
Ц1 i(x) = fhtpi - fhi ^ 0................для среднего диска;
Ц12(х) = fhtP2 - fh2 < 0................для крайнего диска; (2)
уз(х) = fhtp3 - fh3 < 0................для выходного вала.
где fhtpi.2,3» fhi,2,3 - требуемые и расчетные долговечности подшипников диска и выходного вала;
- обеспечение прочности ГЗК в течение заданного срока при рабочих нагрузках:
\}Ч(х) = |1ст(х) - П ст.тах < 0;
H'5fx) = Пуст(х) - П уст .шах ¿0. (3)
где Пст(х), hycr(x)., Пет.max, Ii ycr.max - соответственно расчетные и максимально допустимые коэффициенты запаса по статической и усталостной прочности;
- обеспечение требуемой величины бокового зазора в волновом зацеплении (ВЗ) после сборки ВЗП [8];
Ц/б(х) = jnmino - jnc6 (х) = 0, (4)
где jnmino - ожидаемый минимальный боковой зазор в собранной ВЗП, jnc6 - действительный боковой зазор в собранной передаче;
- обеспечение радиальной податливости звеньев, исключающей "проскок" зубьев при максимальной нагрузке;
V|/7(X) = Тшах - Тшпред(х) ¿0, (5)
где Ттях и Тшпред(х) - максимальная рабочая и предельно допустимая нагрузки , ВЗП при отсутствии проскока зубьев, определяемые по [I];
- обеспечение требуемого значения низшей частоты собственных колебаний узла ГЗК-ПК Г
V|/8(X) = fmin - f(x) < 0, (6)
ГДе fmin и f(x) - требуемое и расчетное значения низших частот собственных колебаний узла ГЗК-ПК, определяемые по [6];
- обеспечение уравновешенности генератора волн!
ц/9(х) = |mi(x) - Ш2(х)| 2 si, (7)
где mi(x) и Ш2(х) - суммы вращающихся групп масс среднего и крайнего дисков (допустимые значения дисбалансов si принимаются по ГОСТ);
- обеспечение работы передачи без интерференции 2-го рода (головок зубьев)
У10(Х) = jtmin - jt (х) < 0 (8)
- где jtmin и jt (х) - требуемые и расчетные значения окружного бокового зазора ВЗ, определяемые по [4,8].
Расчетные характеристики передачи, сравниваемые с требуемыми, определяются с использованием полученных нами зависимостей [1-9]. Варьируемые параметры Ri и интервалы их изменения выбраны с учетом опыта создания и эксплуатации высокомоментных ВЗП.
Задачу конструктивной оптимизации ВЗП с учетом изложенного можно математически сформулировать в следующем виде:
найти вектор X*, где Х*е SN, ScR, доставляющий минимум функции F(x) при ограничениях: •
qj(X) s 0, j = 1, J;
Pk(X) S 0, k = 1, К; (9)
ai^XiSbi, i = 1, N. Здесь: X* - конфигурация независимых варьируемых параметров задачи, соответствующих реальным переменным R, q(X), Pk(X) и Xi -соответственно штрафные, качественные ограничения и безразмерные значения варьируемых параметров ВЗП.
Учитывая изложенное, математическая модель оптимизации конструктивных параметров ВЗП может быть представлена как совокупность зависимостей, описывающих целевую функцию F(X) = Мвт и технические ограничения, приведенные выше. Задача оптимизации решалась применительно к ВЗП без избыточных связей, конструктивная схема которой представлена на рис.1. ВЗП аналогичной конструкции хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации на ряде тяжелых машин [1]. Учитывая, что данная задача является задачей нелинейной условной оптимизации с нелинейными ограничениями, она решается методом конфигураций [11].
Укрупненный алгоритм задачи оптимизации конструкции ВЗП, построенный на базе описанной методики, представлен на рис. 2.
В соответствии с алгоритмом был разработан пакет программ оптимизации конструкций высокомоментных ВЗП, который используется при
Рис.1. Конструктивная схема высокомоментной ВЗП: 1 - корпус; 2 - узел генератора волн; 3 - жесткое колесо; 4 - гибкое колесо; 5 - двойная зубчатая муфта; 6 - узел выходного вала; 7 - подкладное кольцо
с
Начало
X
э
/Ввод исходных / / данных г—---
Ввод управляющих переменных; задаваемых параметров; начальной совокупности1=1,..И; пределов варьирования Яты; Яшш; штрафных коэффициентов 0к, 0J и др.
Подготовка данных
X
b—fp -—b
Расчет начальной совокупи. параметров xi; Р(хо)=0
Программа миними-расчет зации Р(х). Выбор шага..Дхк, Расчет новой
СОВОКУПНОСТИ Xjj
Конструирование" варианта ВЗП
Расчет целевой функции F(x) и функ. штрафа Р(х)
Баз дан ных
'1
Расчет среднего диаметра Ц,, передаточного ¡числа и, числа зубьев г^, гъ и др.
Расчет геометрии ВЗ и коэффициента смещения исхода, контура
нет да |
т
Печать
результатов
^^ТТроверка^
-^граничену»
(Конец)
Преобразование переменных (Ri Xi; i= 1 ,..N). Корректировка D0, при наличии иинтерференции (в блоке 12).
Выбор величин пробного и рабочего шагов Ахь; конфигурации параметров х*; сравнение значений функции штрафа Р(х) на предыдущем и текущем шаге; минимизация штрафной функц.
Преобразование переменных (xi—»Ri, i=l,..N). Насчет и корректировка конструктивных размеров звеньев с учетом результатов проверки геометрических ограничений Р(х)к<0. Выбор стандартных модулей, толщин листовых деталей, подшипников качения, дисков выходного вала и т. п. Подсчет штрафных термов bk. Расчет массы ВЗП (целевой функции F(xj), проверка ограничений qj<0; j=l,..J; корректировка размеров звеньев; расчет функции штрафа Р(х), штрафных термов dj. База данных содержит данные о подшипниках качения, режущем
инструменте; стандартный ряд модулей, данные расчете ограничений и др. Обратное преобразование (Ri—>Xi, i=l,..N)
[Выбор режущего инструмента, расчет ■—коэффициентов смещения.
[Расчет геометрии волнового зацепления
Изменение коэффициентов смещения с учетом проверки на интерференцию. При необходимости - коррекция/)
На печать выводятся: исходные данные; оптимальная конфигурация переменных Ri, конструктивные звеньев, значение целевой функции F(x), функции штрафа Р(х), ограничений Pk, k=l;qj, j=l,N и др.
Если ограничения не удовлетворяются, изменяют (в диалоговом режиме) исходные данные, по необходимости вносят корректировку в базу данных
Рис. 2. Алгоритм автоматизированного проектирования оптимальной ВЗП
создании ряда приводов с ВЗП для тяжелых машин. Разработанная методика позволяет проектировать ВЗП с низкой удельной металлоемкостью при достаточно высоких других технико-экономических показателях и может быть использована для разработки планетарных передач с податливыми звеньями.
Перечень ссылок
1. Маргулис М. В. Снижение материалоемкости машин. - Киев: Знание УССР, 1985. - 64 с.
2. Волков Д. П., Крайнев А. Ф., Маргулис М. В. Волновые зубчатые передачи, - Киев:
Техника, 1976. - 222 с.
3. Волновые зубчатые передачи /Волков Д. П., Крайнев А. Ф., Маргулис М. В. -Будапешт, МИСЦАКИ, 1984. - 317 с.
4. Маргулис М. В. Расчет крутильной податливости специфических узлов высокомоментной
волновой зубчатой передачи / Детали машин. -1988.- Вып. 46. - С. 68-74.
5. Маргулис М. В., Волков Д. П. Динамический анализ приводов с высокомоментными
волновыми зубчатыми передачами // Вест. маш. - 1988. - № 5. - С. 23-27.
6. Маргулис М. В., Волков Д. П. Методика определения низших частот собственных
колебаний гибких звеньев высокомоментных волновых зубчатых передач // Вест. маш. - 1986. - № 11. - С. 11-14.
7. Маргулис М. В. Расчет на прочность гибкого колеса тяжелонагруженной крупногабаритной волновой зубчатой передачи с дисковым генератором // Детали машин. - К., 1988. - Вып. 47. - С. 45-52.
8. Маргулис М. В. Размерно-функциональный анализ тяжелонагруженных высокомоментных волновых зубчатых передач // Вест. маш. - 1985. - № 8. - С. 11-16.
9. Исследование и разработка оптимальной технологии изготовления волновых, зубчатых передач: Отчет о НИР / Ждановский металлургический институт; Руков. М. В. Маргулис. - 95/74; №ГР74053349. - Жданов, 1978. - 205 с.
10. Шувалов С. А. Теория и автоматизированное проектирование волновых зубчатых передач. - М.:1986. - 27 с.
11. Хог Э., Арора Я. Прикладное оптимальное проектирование: Механические системы и конструкции. - М.:Мир, 1983. - 478 с.
к