Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОПРОСА ПЕРСОНАЛА ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ДЛЯ ФОРМАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ ЭВАКУАЦИЕЙ'

МЕТОДИКА ОПРОСА ПЕРСОНАЛА ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ДЛЯ ФОРМАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ ЭВАКУАЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
92
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАР / ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПОДГОТОВКА / МАССОВОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ЛЮДЕЙ / ПОЖАРНЫЕ УЧЕНИЯ / ПОЖАРНАЯ ТРЕВОГА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ефимов Андрей Александрович, Шихалев Денис Владимирович, Григорян Роман Артурович

В статье проведён анализ исследований, посвящённых проблемам эвакуации из зданий, а также требований нормативно-правовых актов и нормативных документов в области организации и управления эвакуацией при пожаре. Сформированы основные этапы проведения опроса персонала торгово-развлекательных центров, разработана опросная анкета для формализации процесса принятия решений по организации и управлению эвакуацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ефимов Андрей Александрович, Шихалев Денис Владимирович, Григорян Роман Артурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SURVEY PROCEDURE OF SHOPPINGAND ENTERTAINMENT CENTERS STAFF FOR FORMALIZING THE DECISION-MAKING PROCESS ON THE ORGANIZATION AND EVACUATION MANAGEME

Purpose. The analysis of the requirements of normative legal acts and normative documents in the field of organization and management of evacuation in case of fire showed that in most of the normative documents requirements for the characteristics of warning systems have been established. They do not reflect the procedure for staff actions to organize and manage evacuation, there are no algorithms according to which evacuation should be controlled, the degree of staff participation in the evacuation process has not been established, and staff tasks for organizing such a process have not been defined. Methods. To formalize the decision-making process and obtain data on the knowledge and attitudes of staff of shopping and entertainment centers in the field of organizing and managing evacuation, identifying their quantitative parameters and prevalence, a survey method has been used.The main methods of processing the results of the survey are determined: graphic processing of information, calculation of descriptive statistics indicators, ranking and scaling, identification of the correlation dependence between individual signs.Findings. To formalize the process of making management decisions by staff of the facility duringorganizing and managing evacuation, the main stages of the survey are highlighted, the corresponding questionnaire is developed, the required size of the representative sample is determined and the methods for analyzing the survey results are determined.Research application field. The results of the survey will make it possible to formalize staff decision- making process under consideration, identify patterns and identify areas in the management support system for organizing and managing evacuation that require development. Conclusions. In the course of further work, it is planned to conduct a survey of staff of shopping and entertainment centers, process and analyze the results obtained. This will allow determining the order of actions of staff in the situations under consideration and to form a decision-making model. Integration of the developed model into the evacuation simulator will make it possible to assess the current efficiency of the decision-making process and determine the directions for their improvement.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОПРОСА ПЕРСОНАЛА ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ДЛЯ ФОРМАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ ЭВАКУАЦИЕЙ»

УДК 614.842

DOI 10.25257/FE.2021.2.54-60

ЕФИМОВ Андрей Александрович Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия E-mail: supportsystem.01@rambler.ru

ШИХАЛЕВ Денис Владимирович Кандидат технических наук Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия E-mail: evacsystem@gmail.com

ГРИГОРЯН Роман Артурович Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Санкт-Петербург, Россия E-mail: gra-96@mail.ru

МЕТОДИКА ОПРОСА ПЕРСОНАЛА ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ДЛЯ ФОРМАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ ЭВАКУАЦИЕЙ

В статье проведён анализ исследований, посвящённых проблемам эвакуации из зданий, а также требований нормативно-правовых актов и нормативных документов в области организации и управления эвакуацией при пожаре. Сформированы основные этапы проведения опроса персонала торгово-развлекательных центров, разработана опросная анкета для формализации процесса принятия решений по организации и управлению эвакуацией.

Ключевые слова: пожар, противопожарная подготовка, массовое пребывание людей, пожарные учения, пожарная тревога.

Пожарная опасность торгово-развлека-тельных центров (ТРЦ) характеризуется большой площадью и количеством помещений с различным функциональным назначением, наличием протяжённых систем коммуникаций, а также массовым пребыванием людей. Анализ информации о крупных пожарах на таких объектах показал, что персонал ТРЦ, отвечающий за организацию и управление эвакуацией, не всегда имеет соответствующую подготовку и обучение, а также практические навыки действий при пожаре, что негативно влияет на рассматриваемый процесс [1].

В настоящее время учёными в данной области получен ряд важных результатов. Так, в работе [2] проведён анализ поведения персонала торговых центров при пожаре. Исследование проводилось в максимально приближенной к реальности ситуации - не анонсированная эвакуация (ни персонал, ни покупатели не знали о её учебных целях). Установлено, что поведение посетителей обуславливается действиями сотрудников магазина. Особенно отчётливо это проявляется при обслуживании покупателей (на кассах, за прилавками и т. п. местах), когда они начинают эвакуироваться только при прямой просьбе об этом сотрудника магазина. Данный факт подтверждается в исследованиях [3, 4] об игнорировании сигнала тревоги посетителями, потратившими время на ожидание в очереди. В таких ситуациях решающую роль будут играть действия персонала по организации и управлению эвакуацией людей.

Результаты исследования [5] показали, что только у 26,5 % сотрудников первое действие было направлено на эвакуацию покупателей. В остальных

случаях их действия приводили к задержке начала эвакуации, что указывает на недостаточную противопожарную подготовку. Аналогичная ситуация была выявлена авторами работы [6] при проведении анализа результатов опроса медработников московских городских клинических больниц. Персонал, как правило, в первую очередь занимался поиском дополнительной (подтверждающей) информации, исследованием ситуации, оповещением коллег, руководства и пожарной охраны, и только после этого приступал к эвакуации пациентов.

Отсутствие у персонала требуемых знаний о порядке действий при пожаре либо невозможность их применения в чрезвычайной ситуации говорит о низком уровне противопожарной подготовки, что подтверждается анализом пожаров, выполненным в работе [7]. В то же время, в эксперименте [8] определено, что представление об эвакуационных выходах и путях у персонала торгового центра и его посетителей разное. Персонал, в основном, называет выходы, с которыми посетители не знакомы, что может привести к затруднительным ситуациям при пожаре.

Анализ исследований, посвящённых проблемам эвакуации из зданий, показал, что на данный момент изучены вопросы, касающиеся порядка действий персонала при поступлении различных сигналов о пожаре, но не изучен вопрос порядка действий по организации и управлению эвакуацией людей.

Был проведён анализ требований нормативно-правовых актов и нормативных документов в области организации и управления эвакуацией при пожаре. Определено, что в большей части нормативной литературы установлены требования к характеристикам

54

© Ефимов А. А., Шихалев Д. В., Григорян Р. А., 2021

систем оповещения, а не к действиям персонала при эвакуации. Из всех перечисленных правил к задаче организации и управлению эвакуацией персоналом можно отнести пп. 56, 393, 394 Правил противопожарного режима (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479). Однако в них не отображён порядок действий персонала по организации и управлению эвакуацией, отсутствуют алгоритмы, согласно которым должно производиться управление эвакуацией, не установлена степень участия персонала в процессе эвакуации, не определены задачи персонала по организации такого процесса.

Вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что одним из основных типов поведения человека, малознакомого со зданием, при поступлении сигнала эвакуации является следование указаниям персонала объекта, а поведение персонала объекта и рациональность их действий будут являться одним из ключевых факторов обеспечения безопасности людей при эвакуации. В то же время для персонала объекта нет установленного порядка действий по организации и управлению эвакуацией людей при поступлении сигнала о пожаре. Таким образом, ставится задача формализации процесса принятия управленческих решений персоналом объекта для определения его основных этапов и особенностей, а также способов его совершенствования.

Одним из способов формализации процесса решения является опрос [9], который обеспечивает получение данных о знаниях и установках людей в отношении тех или иных явлений социальной действительности, выявление их количественных параметров и распространённости.

Основной задачей опроса является получение информации с целью её интерпретации для лица, принимающего решения (ЛПР). В работах [8, 10-16] проводился опрос для определения уровня подготовки персонала к проведению эвакуации, а также установления закономерностей выбора пути эвакуации при пожаре. Анализ существующих подходов к методикам проведения опроса позволил сформировать его основные этапы в рамках настоящего исследования, которые представлены на рисунке 1.

На первом этапе формулируется цель и задачи опроса. Целью опроса является определение уровня подготовки персонала к действиям по организации эвакуации людей при возникновении пожара в ТРЦ.

Задачами опроса являются:

1) получение данных (текстовых, числовых) о действиях персонала ТРЦ по организации и управлению эвакуацией людей;

2) определение факторов как положительно, так и отрицательно влияющих на организацию эвакуации;

3) определение мероприятий по увеличению эффективности действий персонала ТРЦ.

На втором этапе необходимо разработать опросную анкету. Для этого проведён анализ ранее используемых анкет при проведении опроса людей

Рисунок 1. Этапы проведения опроса Figure 1. Stages of the survey

в области эвакуации [8, 10-16], по результатам которого разработана анкета опроса персонала ТРЦ для формализации процесса принятия решений по организации и управлению эвакуацией. Анкета содержит 35 вопросов, из которых с 1 по 15 выявляют общие данные (пол, возраст, уровень образования, опыт работы и т. д.), а с 15 по 35 направлены на определение знаний персонала в области организации и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара, например:

Насколько Вы знакомы с планировкой здания?

□ полностью знаком

□ довольно хорошо знаком

□ немного знаком

□ не знаком

Ряд вопросов имеет открытую форму ответа, где респонденты должны сами вписать ответ, например:

Ваша реакция на плохую видимость (дым) во время эвакуации:

□ использование другого эвакуационного пути

□ попытка потушить пожар

□ вернуться назад

□ другое_

Опишите действия по организации эвакуации людей из здания_

Остальные вопросы имеют закрытую форму, где респонденты должны выбрать один из предложенных вариантов. Закрытая форма для большинства вопросов обусловлена систематизацией данных и облегчением процесса анкетирования.

На следующем этапе необходимо решить две частные задачи: сформировать список респондентов и определить их необходимое (достаточное) количество для получения достоверных результатов.

В качестве респондентов выступает персонал ТРЦ, соответствующий следующим категориям: руководитель и сотрудники службы безопасности

объекта, а также персонал магазина (менеджеры, продавцы-консультанты, кассиры). Выбор таких категорий работников обусловлен тем, что именно от них в большинстве случаев зависит принятие решений эвакуирующимися. Концептуальная структура управления при эвакуации представлена на рисунке 2.

Необходимое количество респондентов для участия в опросе определяется размером выборки. Как правило, чем больше размер выборки, тем она более статистически значима, то есть вероятность того, что результаты получены случайно, меньше. Для определения размера выборки необходимо определить следующие показатели:

- размер популяции (представляет собой общее количество персонала, ответственного за организацию и управление эвакуацией людей из ТРЦ);

- предел погрешности (процент, который показывает, насколько можно ожидать, что результаты опроса будут отражать мнения всей изучаемой группы). Чем меньше погрешность, тем ближе к точному ответу с заданным уровнем достоверности. В целом, чем больше размер выборки, тем меньше погрешность. Значение предела погрешности принято равным 5 %;

- уровень достоверности выборки (процент, который показывает, с какой вероятностью случайный ответ попадёт в доверительный интервал). Для получения результатов, максимально близких к действительным, уровень достоверности выборки равен 95 %. Уровень достоверности 95 % означает, что если один и тот же опрос должен быть повторен 100 раз в одних и тех же условиях, 95 раз из 100 мера будет находиться где-то в пределах погрешности.

Размер выборки (F) рассчитывается по формуле [17]:

F =

„2

Í „2

1 +

e2N

где г - оценка (количество стандартных отклонений, на которые данная пропорция отличается от среднего); р - процентное значение (в десятичном формате); е - предел погрешности (процент в десятичной форме); N - размер популяции.

В таблице 1 указана зависимость уровня достоверности от значения г.

Таблица 1 Зависимость необходимого результата достоверности от значенияz

Table 1

Dependence of the required reliability result on Z value

Уровень достоверности, % Значение z

80 1,28

85 1,44

90 1,65

95 1,96

99 2,58

Рисунок 2. Структура управления при эвакуации Figure 2. Evacuation management structure

В таблице 2 представлены данные с предполагаемыми размерами выборки с учётом погрешности при уровне достоверности 95 %, который является приемлемым в исследованиях пожарной безопасности [18, 19].

В России функционируют свыше 1 000 ТРЦ, и с каждым годом их количество возрастает. Учитывая тот факт, что каждый объект включает в себя как минимум одного руководителя службы безопасности, в его подчинении находятся около 5-10 сотрудников, а в большинстве ТРЦ работают не менее 100 человек торгового персонала, делаем вывод, что для достижения цели опроса необходимо опросить 384 респондента (табл. 3).

После проведения опроса требуется выполнить обработку полученных данных. Методы обработки результатов опроса, как правило, определяются ещё на этапе его формирования. К часто используемым относятся графическая обработка информации, расчёт показателей описательной статистики, ранжирование и шкалирование, выявление

Таблица 2

Размер выборки с учётом погрешности

Table 2

Sample size taking into account the error

Численность Влияние размера выборки на погрешность

персонала ± 3 % ± 5 % ± 10 %

500 345 220 80

1 000 525 285 90

3 000 810 350 100

5 000 910 370 100

10 000 1 000 384 100

100000+ 1 100 400 100

Таблица 3

Требуемое количество участников опроса по категориям персонала

Table 3

Required number of survey participants by personnel category

Категория персонала Общее количество персонала, не менее, чел. Требуемое количество участников опроса, чел.

Руководитель службы безопасности 1 000

Сотрудники службы безопасности 5000-10000 384

Персонал магазинов (менеджеры, продавцы-консультанты, кассиры) 100000

корреляционной зависимости между отдельными признаками [20, 21].

В большинстве случаев обработка результатов заканчивается этапом выделения и интерпретации факторов. Интерпретация полученных результатов для ЛПР играет немаловажную роль. Этап представляет собой процедуру, которая происходит за счёт использования алгоритмов. В качестве одного из методов интерпретации можно выделить метод факторного анализа [22]. Он включает в себя поиск скрытой структуры взаимосвязи во множестве переменных, позволяет значительно сокращать их объём и выделять факторы, оказывающие влияние на ответы респондентов. Ещё одно преимущество данного метода заключается в том, что он реализован во многих пакетах обработки данных, в частности, в SPSS «Statistics», STATISTICA, R-Studio, MATLAB и др.

Важным фактором при проведении опроса в области пожарной безопасности является также достоверность полученных результатов, так как людям приходится отвечать на вопросы о ситуациях, в которых они, за редким исключением, не принимали участие. Это, безусловно, важная сторона рассматриваемого вопроса. В настоящее время при таких опросах есть две точки зрения: первая - демонстрировать иллюстрационные материалы о пожаре, а затем проводить опрос [23-26], вторая - проведение опроса без предварительного воздействия на респондента [8, 11, 15]. Ввиду существующей неоднозначности, в рамках настоящего исследования информационное воздействие на респондента осуществляться не будет, однако полученные результаты будут оценены на степень согласованности между собой с помощью соответствующих методов [27, 28].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ исследований, посвящённых изучению поведения людей при чрезвычайной ситуации, показал, что при поступлении сигнала эвакуации человек, малознакомый с планировкой здания, в большинстве случаев будет следовать указаниям персонала объекта, а поведение персонала объекта и рациональность их действий будут являться одним из ключевых факторов обеспечения безопасности людей при эвакуации. В то же время, для персонала объекта отсутствует установленный порядок действий по организации и управлению эвакуацией людей при поступлении сигнала о пожаре. На основании этого поставлена задача формализации процесса принятия управленческих решений персоналом объекта.

Для её решения выделены основные этапы проведения опроса, разработана соответствующая анкета, определён требуемый размер репрезентативной выборки и определены методы анализа результатов опроса. Полученные результаты опроса позволят формализовать рассматриваемый процесс принятия решений персоналом, выявить закономерности

и определить области в системе поддержки управления при организации и управлении эвакуацией, требующие развития.

В ходе дальнейшей работы планируется проведение опроса персонала торгово-развлекательных центров, обработка и анализ полученных результатов.

Это позволит определить порядок действий персонала в рассматриваемых ситуациях и сформировать

модель принятия решений. Интеграция разработанной модели в симулятор эвакуации позволит оценить текущую эффективность процесса принятия решений и определить направления их совершенствования. С учётом полученных результатов можно будет разработать научно-обоснованные рекомендации для персонала ТРЦ по действиям при организации и управлении эвакуацией людей.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бахарев В. Е., Зальцман В. С., Фомин Д. С. Пожары, произошедшие на объектах с массовым пребыванием людей в Российской Федерации за период с 2009 года по 2018 год // Сборник статей XXVIII Международной научно-практической конференции: «World science: problems and innovations» в 2 ч. 2019. С. 85-88.

2. Шильдс Т. Дж, Бойс К. Е., Самошин Д. А. Исследование эвакуации из торговых комплексов // Пожаровзрывобезопасность. 2002. Т. 11, № 6. С. 57-66.

3. Sime J. D. "The Outcome of Escape Behaviour in the Summerland Fire: Panic or Affiliation?" in Proceedings of the International Conference on Building Use and Safety Technology, Los Angeles, CA, 1985.

4. Purser D.A. and Bensilum M. "Quantification of Behaviour for Engineering Design Standards and Escape Time Calculations". In Proceedings of the First International Symposium on Human Behaviour in Fire, Belfast, U.K., 1998.

5. Шильдс Д. Т., Холщевников В. В., Самошин Д. А. Поведение персонала торговых комплексов при пожаре. Часть 1. Анализ реальных пожаров и видеозаписей неанонсированных эвакуаций с целью количественного и качественного описания влияния персонала на ход эвакуации // Пожаровзрывобезопасность. 2005. Т. 14. №. 1. С. 44-52.

6. Самошин Д. А, Истратов Р. Н. Оценка уровня противопожарной подготовки сотрудников медико-реабилитационного учреждения на примере персонала больниц // Пожаровзрывобезо-пасность. 2013. Т. 22. №. 4. С. 52-56.

7. Аниськина Ю. А, Самошин Д. А. Зависимость времени начала эвакуации от уровня противопожарной подготовки персонала учреждения здравоохранения со стационаром // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2020. №. 2. С. 33-41. DOI: 10.25257/FE.2020.2.33-41

8. Carattin E. Wayfinding architectural criteria for the design of complex environments in emergency scenarios // Advanced research workshop proceedings. Santander. 2011. Pp. 209-222.

9. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, Изд-во Уральского университета, 1998. 208 с

10. Zhao C.M., Lo S.M., Zhang S.P., Liu M.A Post-fire survey on the pre-evacuation human behavior // Fire Technology. 2009. Vol. 45, Issue 1. Pp. 71-95.

11. Cordeiro E., Coelho A.L., Rosaldo J F Rossetti, and Joao Emi'Iio Almeida. 2011. "Human Behavior Under Fire Situations. Portuguese Population". In 2011 Fire and Evacuation Modeling Technical Conference. Baltimore, Maryland, 15-16 August, 2011.

12. Дутов В. И., Чурсин И. Г. Психофизиологические и гигиенические аспекты деятельности человека при пожаре. М.: СЦЕМП «Защита», 1993. 202 с.

13. Wood P. G. The Behaviour People in Fires. British Note 933, November, 1972.

14. Семин А. А. Натурная проверка противопожарной подготовки сотрудников объекта // Пожаровзрывобезопасность. 2019. Т. 28. №. 2. C. 57-65. DOI: 10.18322/PVB.2019.28.02.57-65

15. Benthorn L, Frantzich H. Fire alarm in a public building: How do peopIe evaIuate information and choose an evacuation exit? // Fire and Materials. 1999. Vol. 23. №. 6. Pp. 311-315.

16. Макарова Л. Г., Широбоков С. В., Зозуля О. В. Оценка осознанности техногенных рисков разными категориями посетителей торговых центров // Наука удмуртии, 2019. № 4 (90) С. 71-75.

17. Загорская А. В., Лапидус А. А. Применение методов экспертной оценки в научном исследовании. Необходимое количество экспертов // Строительное производство. 2020. №. 3. С. 21-34.

18. Слюсарев С. В. Обработка результатов измерений параметров движения потоков маломобильных детей. Часть 1 // Технологии техносферной безопасности. 2015. Т. 6. №. 64. С. 120-127. Режим доступа: http://agps-2006.narod.ru/ttb/2015-6/37-06-15. ttb.pdf. (дата обращения 18.12.2020)

19. Фан А, Самошин Д. А. Параметры потоков эвакуированных из жилых зданий людей при пожарах во Вьетнаме // Технологии техносферной безопасности. 2016. №. 6. С. 25-32. Режим доступа: http://agps-2006.narod.ru/ttb/2016-6/11-06-16.ttb.pdf (дата обращения 10.12.2020).

20. Фомина Е. Е, Жиганов Н. К. Методика обработки результатов анкетирования с использованием методов многомерной и параметрической статистики // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2017. №. 1. С. 106-115. DOI: 10.15593/2224-9354/2017.1.9

21. Гржибовский А. М., Иванов С. В., Горбатова М. А. Описательная статистика с использованием пакетов статистических программ Statistica и SPSS // Наука и здравоохранение. 2016. № 1. С. 7-23.

22. Фомина Е. Е. Факторный анализ и категориальный метод главных компонент: сравнительный анализ и практическое применение для обработки результатов анкетирования // Гуманитарный вестник. 2017. №. 10 (60). С. 3. DOI: 10.18698/2306-8477-2017-10-473.

23. Powell J., Creed C, Sime J. Escape from Burning Building: A Video-Disk Simulation for Use in Research and Training. Safety in The Built Environment / J. E. Sime (Ed.). London: E. & F. N. Spon Ltd, 1988. Pp. 87-102.

24. Gradinscak M., Beck V, Brennan P. 3 D Computer Modelling And Human Response // Human Beha- viour in Fire: Proceedings of the First International Symposium. - Belfast, UK, University of Ulster, 1998. Pp. 703-710.

25. Saunders W. L. Occupant Decision Making in Office Buildings Fire Emergencies // PhD Thesis. Victoria University, Melbourne, 2000.

26. Шильдс Д. Т., Бойс К. Е., Холщевников В. В., Самошин Д. А. Поведение персонала торговых комплексов при пожаре. Часть II. Действия в смоделированной ситуации «пожар в торговом комплексе» // Пожаровзрывобезопасность. 2005. №. 3. C. 47-58.

27. Kendall M.G., Smith B.B. The problem of m rankings // The annals of mathematical statistics. 1939. Vol. 10. No. 3. Pp. 275-287.

28. Халафян А. А. и др. Позиционный анализ как метод оценки согласованности экспертных оценок // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2015. Т. 81. №. 12. С. 69-78.

Материал поступил в редакцию 31 марта 2021 года.

Andrei EFIMOV

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia E-mail: supportsystem.01@rambler.ru

Denis SHIKHALEV

PhD in Engineering

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia E-mail: evacsystem@gmail.com

Roman GRIGORYAN

Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia, Saint-Petersburg, Russia E-mail: gra-96@mail.ru

SURVEY PROCEDURE OF SHOPPING AND ENTERTAINMENT CENTERS STAFF FOR FORMALIZING THE DECISION-MAKING PROCESS ON THE ORGANIZATION AND EVACUATION MANAGEMENT

ABSTRACT

Purpose. The analysis of the requirements of normative legal acts and normative documents in the field of organization and management of evacuation in case of fire showed that in most of the normative documents requirements for the characteristics of warning systems have been established. They do not reflect the procedure for staff actions to organize and manage evacuation, there are no algorithms according to which evacuation should be controlled, the degree of staff participation in the evacuation process has not been established, and staff tasks for organizing such a process have not been defined.

Methods. To formalize the decision-making process and obtain data on the knowledge and attitudes of staff of shopping and entertainment centers in the field of organizing and managing evacuation, identifying their quantitative parameters and prevalence, a survey method has been used.

The main methods of processing the results of the survey are determined: graphic processing of information, calculation of descriptive statistics indicators, ranking and scaling, identification of the correlation dependence between individual signs.

Findings. To formalize the process of making management decisions by staff of the facility during

organizing and managing evacuation, the main stages of the survey are highlighted, the corresponding questionnaire is developed, the required size of the representative sample is determined and the methods for analyzing the survey results are determined.

Research application field. The results of the survey will make it possible to formalize staff decision-making process under consideration, identify patterns and identify areas in the management support system for organizing and managing evacuation that require development.

Conclusions. In the course of further work, it is planned to conduct a survey of staff of shopping and entertainment centers, process and analyze the results obtained. This will allow determining the order of actions of staff in the situations under consideration and to form a decision-making model. Integration of the developed model into the evacuation simulator will make it possible to assess the current efficiency of the decision-making process and determine the directions for their improvement.

Key words: fire, firefighting training, mass presence of people, fire drills, fire alarm.

REFERENCES

1. Bakharev V.E., Zalzman V.S, Fomin D.S. The fires occurred on objects with mass stay of people in the Russian federation for the period from 2009 to 2018. Mat-ly 28-y mezhdunar. nauchn.-tekhn. konf. "World science: problems and innovations". 2019. Pp. 85-88.

2. Samoshin D.A., Bois K., Kholshchevnikov V.V. Problems of regulation of time to start evacuation. Pozharovzryvobezopasnost (Fire and Explosion Safety). 2016; 25(5). Pp. 37-51. (In Russ.) DOI: 10.18322/PVB.2016.25.05.37-51.

3. Sime J.D., "The Outcome of Escape Behaviour in the Summerland Fire: Panic or Affiliation?" in Proceedings of the International Conference on Building Use and Safety Technology, Los Angeles, CA, 1985.

4. Purser D.A. and Bensilum M. "Quantification of Behaviour for Engineering Design Standards and Escape Time Calculations," in Proceedings of the First International Symposium on Human Behaviour in Fire, Belfast, U.K., 1998.

5. Shilds D.T., Kholshchevnikov V.V., Samoshin D.A. Behavior of the personnel of shopping complexes in case of fire. Part 1. Analysis of real fires and video recordings of unannounced evacuations in order to quantify and qualitatively describe the impact of personnel on the evacuation process. Pozharovzryvobezopasnost (Fire and Explosion Safety), 2005. Vol. 14. No. 1. Pp. 44-52. (In Russ.)

6. Samoshin D.A., Istratov R.N. An evaluation of medical personnel fire training base on example of hospital staff. Pozharovzryvobezopasnost (Fire and Explosion Safety), 2013. Vol. 22. No. 4. Pp. 52-56 (In Russ.).

7. Aniskina Yu.A., Samoshin D.A. Dependence of pre-evacuation time on the level of fire prevention training of hospital staff. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya (Fire and Emergencies: Prevention, Elimination). 2020. No. 2. Pp. 33-41. (in Russ.). DOI: 10.25257/FE.2020.2.33-41.

© Efimov A., Shikhalev D., Grigoryan R., 2021

59

8. Carattin E. Wayfinding architectural criteria for the design of complex environments in emergency scenarios. Advanced research workshop proceedings. Santander. 2011. Pp. 209-222.

9. Deviatko I.F. Metody sotsiologicheskogo issledovaniia [Methods of sociological research]. Ekaterinburg, Ural University Publ. 1998. 208 p.

10. Zhao C.M., Lo S.M., Zhang S.P., Liu M. A post-fire survey on the pre-evacuation human behavior. Fire Technology. 2009. Vol. 45, Issue 1. Pp. 71-95.

11. Cordeiro Elisabete, Antonio Lefa Coelho, Rosaldo J F Rossetti, and Joao Emilio Almeida. 2011. "Human Behavior Under Fire Situations -Portuguese Population." In 2011 Fire and Evacuation Modeling Technical Conference. Baltimore, Maryland, 15-16 August, 2011.

12. Dutov V.I. Psikhofiziologicheskie i gigienicheskie aspekty deiatel'nosti cheloveka pri pozhare [Psychophysiological and hygienic aspects of human activity in case of Fire]. Moscow: SCEMP "Protection", 1993. 202 p.

13. Wood P.G. The Behaviour People in Fires. British Note 933, November, 1972.

14. Semin A.A. Full-scale verification of site personnels fire safety training Pozharovzryvobezopasnost (Fire and Explosion Safety), 2019. Vol. 28. No. 2. Pp. 57-65. (In Russ.) DOI: 10.18322/ PVB.2019.28.02.57-65

15. Benthorn L., Frantzich H. Fire alarm in a public building: How do people evaluate information and choose an evacuation exit? Fire and Materials. 1999. Vol. 23. No. 6. Pp. 311-315.

16. Makarova L.G., Shirobokov S.V. Zozulya O.V. Assessment of the awareness of technological risks by different categories of visitors to shopping centers. Nauka udmurtii (Udmurtia science), 2019. No. 4 (90) C. 71-75 (In Russ.).

17. Zagorskaya A.V., Lapidus A.A. Application of expertjudgments methods in scientific research. determination of the required number of experts. Stroitelnoe proizvodstvo (Construction production) 2020. No 3. Pp. 21-34. (In Russ.).

18. Slyusarev S.V. processing of results of measurements of parameters the movements of flows of children with limited mobility (part 1). Tekhnologii tekhnosfernoi bezopasnosti (Technology of technosphere safety). 2015. Vol. 6. No. 64. Pp. 120-127. Available at: http://agps-2006.narod.ru/ttb/2015-6/37-06-15.ttb.pdf. (Accessed December 18, 2020) (in Russ.).

19. Phan Anh, Samoshin D.A. Parameters of people evacuation flow from residential buildings in case of fire in Vietnam. Tekhnologii

tekhnosfernoi bezopasnosti (Technology of technosphere safety). 2016. No. 6. Pp. 25-32. Available at: http://agps-2006.narod.ru/ ttb/2016-6/11-06-16.ttb.pdf (Accessed December 10, 2020) (in Russ.).

20. Fomina E.E., Zhiganov N.K. Methodology of survey results processing with the use of multivariate and parametric statistics. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie nauki. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2017. No. 1. Pp. 106-115. (In Russ.) DOI: 10.15593/2224-9354/2017.1.9.

21. Grjibovski A.M., Ivanov S.V., Gorbatova M.A. Descriptive statistics using statistica and spss software. Nauka i zdravookhranenie (Science and Healthcare), 2016. No 1. Pp. 7-23. (In Russ.).

22. Fomina E.E. Factor analysis and categorial principal component analysis: comparative analysis and practical application for processing of questionnaire survey result. Gumanitarnyi vestnik (Humanitarian Bulletin), 2017. No. 10 (60). Pp. 3. (In Russ.) DOI: 10.18698/2306-8477-2017-10-473.

23. Powell J., Creed C., Sime J. Escape from Burning Building: A Video-Disk Simulation for Use in Rese- arch and Training. Safety in The Built Environment / J.E. Sime (Ed.). London: E. & F.N. Spon Ltd, 1988. Pp. 87-102.

24. Gradinscak M., Beck V., Brennan P. 3D Computer Modelling And Human Response. Human Beha- viour in Fire: Proceedings of the First International Symposium. Belfast, UK, University of Ulster, 1998. Pp. 703-710.

25. Saunders W.L. Occupant Decision Making in Office Buildings Fire Emergencies. PhD Thesis. Victoria University, Melbourne, 2000.

26. Shilds D.T., Kholshchevnikov V.V., Samoshin D.A. Behavior of the staff of shopping malls in case of fire. Part ii. Actions in the simulated situation" Fire in a shopping complex". Pozharovzryvobezopasnost (Fire and Explosion Safety), 2005. Vol. 14. No. 3. Pp. 47-58 (In Russ.)

27. Kendall M.G., Smith B.B. The problem of m rankings. The annals of mathematical statistics. 1939. Vol. 10. No. 3. Pp. 275-287.

28. Khalafyan A.A., TemerdashevZ.A., Yakuba Yu.F.,Kiseleva N.V., Guguchkina T.I., Antonenko M.V. Positional analysis as a method to assess the consistency of the expert estimates. Zavodskaia laboratoriia. Diagnostika materialov (Industrial Laboratory. Diagnostics of Materials), 2015, vol. 81, no. 12, pp. 69-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.