Научная статья на тему 'Методика определения величины тренировочных нагрузок юных хоккеистов'

Методика определения величины тренировочных нагрузок юных хоккеистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
636
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫХ ХОККЕИСТ / ЗОНЫ МОЩНОСТИ / ОБЪЕМ НАГРУЗОК / ВИДЫ ПОДГОТОВКИ / YOUNG HOCKEY PLAYER / POWER ZONES / VOLUME OF LOADS / TYPES OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитушкин Виктор Григорьевич, Бодров Виталий Юрьевич

Цель исследования определить величины и годовой объем тренировочных нагрузок юных хоккеистов 10-12 лет. В статье изложены актуальные направления по видам подготовки юных хоккеистов, и рассмотрена проблема индивидуализации тренировочных нагрузок, исходя из принятых в отечественной спортивной физиологии зон мощности, в которых выполняются те или иные физические упражнения. Задачи исследования: 1. Изучение практических материалов тренеров спортивных школ и школ олимпийского резерва по данному виду спорта. 2. Построение тренировочного процесса исходя из оптимальных тренировочных и соревновательных объемов различных средств тренировки для юных хоккеистов групп начальной подготовки. На основе знания годовых объемов и величин тренировочных нагрузок юных хоккеистов 10-12 лет, представляется возможным дать практические рекомендации тренерам команд относительно подготовки юных хоккеистов. Данные рекомендации способны привезти команду к высоким спортивным результатам на дальнейших этапах подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитушкин Виктор Григорьевич, Бодров Виталий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology for determining the volume of training loads for young hockey players

The purpose of the study is to determine the magnitude and annual volume of training loads of young hockey players aged 10-12 years old. The article outlines the current trends in the types of training of young hockey players, and discusses the problem of individualizing the training loads, based on the power zones, adopted in the domestic sports physiology, in which the certain physical exercises are performed. Research Objectives: 1. The study of practical materials of trainers of sports schools and schools of the Olympic reserve for this sport. 2. The construction of the training process based on the optimal training and competitive volumes of various training aids for young hockey players of the initial training groups. Based on the knowledge of the annual volumes and values of the training loads of young hockey players 10-12 years old, it seems possible to give practical recommendations to the coaches of the teams regarding the training of young hockey players. These recommendations are able to bring the team to high sports results in the further stages of preparation.

Текст научной работы на тему «Методика определения величины тренировочных нагрузок юных хоккеистов»

ВЫВОДЫ

Таким образом, рассмотренные выше педагогические условия детерминированы необходимостью оптимизировать и интенсифицировать процесс формирования профессиональной компетентности в области методики обучения самбо у будущих учителей физической культуры. Данные педагогические условия задействуют учебную деятельность в виде учебной дисциплины «Спортивные единоборства (самбо)», внеучебную деятельность в виде функционирования секции самбо, научно-исследовательскую деятельность студентов в виде написания курсовых, выпускных квалификационных работ, публикаций статей, выступлений на конференциях, а также требуют применения активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Елисеев, С. В. Анализ развития самбо в Российской Федерации (в цифрах и фактах) / С. В. Елисеев // XV международная научно-практическая конференция, посвященная памяти профессора, ЗМС, ЗТ СССР Чумакова Евгения Михайловича «Интеграция науки и практики в единоборствах» РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК), г. Москва, 19 февраля 2016 г. - Москва, 2016. - С. 10-14.

2. Шахов, А. А. Дзюдо в школе. Теория и методика обучения / А. А. Шахов. - Саарбрюккен, Германия : LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 226 с.

3. Шахов, А. А. Дзюдо на уроках физической культуры в общеобразовательной школе / А. А. Шахов. - Елец : [б.и.], 2008. - 217 с.

4. Дзюдо. Система и борьба : учебник для СДЮШОР, спортивных факультетов педагогических институтов, техникумов физической культуры и училищ олимпийского резерва / Ю.А. Шулика, Я.К. Коблев, В.М. Невзоров, Ю.М. Схаляхо. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 800 с.

REFERENCES

1. Eliseev, S. V. (2016), "Analysis of the development of sambo in the Russian Federation (in figures and facts)", XV International Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of professor, ZMS, USSR ZT Chumakov Yevgeny Mikhailovich "Integration of science and practice in martial arts", SCOLIPE, Moscow, February 19, 2016. Moscow, pp. 10-14.

2. Shakhov, A. A. (2011), Judo at school. Theory and methods of teaching, Lap Lambert Academic Publishing, Saarbrucken, Germany.

3. Shakhov, A.A. (2008), Judo at the lessons of physical culture in a comprehensive school, Yelets.

4. Shulika, Yu.A., Koblev, Ya.K., Nevzorov, V.M. and Shkhalyakho, Yu.M. (2006), Judo. System and struggle: a textbook for sports schools, sports faculties of pedagogical institutes, technical schools of physical culture and schools of the Olympic reserve, Phoenix, Rostov-on-Don.

Контактная информация: trenerx@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 02.12.2019

УДК 796.966

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК

ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

Виктор Григорьевич Никитушкин, доктор педагогических наук, профессор, Виталий Юрьевич Бодров, аспирант, Институт естествознания и спортивных технологий Московского городского педагогического университета

Аннотация

Цель исследования - определить величины и годовой объем тренировочных нагрузок юных хоккеистов 10-12 лет. В статье изложены актуальные направления по видам подготовки юных хоккеистов, и рассмотрена проблема индивидуализации тренировочных нагрузок, исходя из принятых в отечественной спортивной физиологии зон мощности, в которых выполняются те или иные физические упражнения. Задачи исследования:

1. Изучение практических материалов тренеров спортивных школ и школ олимпийского резерва по данному виду спорта.

2. Построение тренировочного процесса исходя из оптимальных тренировочных и соревновательных объемов различных средств тренировки для юных хоккеистов групп начальной подготовки. На основе знания годовых объемов и величин тренировочных нагрузок юных хоккеистов 1012 лет, представляется возможным дать практические рекомендации тренерам команд относительно подготовки юных хоккеистов. Данные рекомендации способны привезти команду к высоким спортивным результатам на дальнейших этапах подготовки.

Ключевые слова: юных хоккеист, зоны мощности, объем нагрузок, виды подготовки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.215-220

METHODOLOGY FOR DETERMINING THE VOLUME OF TRAINING LOADS FOR

YOUNG HOCKEY PLAYERS

Victor Grigoryevich Nikitushkin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vitaly Yuryevich Bodrov, the post-graduate student, Institute of Natural Science and Sports Technologies of Moscow City Pedagogical University

Abstract

The purpose of the study is to determine the magnitude and annual volume of training loads of young hockey players aged 10-12 years old. The article outlines the current trends in the types of training of young hockey players, and discusses the problem of individualizing the training loads, based on the power zones, adopted in the domestic sports physiology, in which the certain physical exercises are performed. Research Objectives:

1. The study of practical materials of trainers of sports schools and schools of the Olympic reserve for this sport.

2. The construction of the training process based on the optimal training and competitive volumes of various training aids for young hockey players of the initial training groups. Based on the knowledge of the annual volumes and values of the training loads of young hockey players 10-12 years old, it seems possible to give practical recommendations to the coaches of the teams regarding the training of young hockey players. These recommendations are able to bring the team to high sports results in the further stages of preparation.

Keywords: young hockey player, power zones, volume of loads, types of training.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема планирования тренировочных нагрузок в отечественной системе подготовки юных хоккеистов на этапе начальной спортивной подготовки освещалась в работах ряда авторов, таких как, Букатин А.Ю. [2] Быстров В.А. [3], Евтеев С.А. [4], Никитушкин В.Г. [5], Савин В.П. [7] и др. Анализ работ свидетельствует о том, что дозирование тренировочных нагрузок авторы рекомендуют исходя из зон мощности принятых в отечественной системе спортивной тренировки, в которых выполняются те или иные физические упражнения: максимальная, субмаксимальная, большая и умеренная. Указанные зоны мощности отражают механизмы энергообеспечения (аэробный, смешанный и анаэробный). Исходя из данных рекомендаций детские тренеры планируют определенное соотношение упражнений, которое не повлияло бы отрицательно на здоровье занимающихся и обеспечило успешную адаптацию организма спортсменов. Вместе с тем, по мнению большинства авторов, такой подход к планированию тренировочных нагрузок может быть применён достаточно успешно в циклических видах спорта, однако в спортивных играх этап начальной подготовки является важнейшим для дальнейшей тренировки на этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки, направленность на достижение высоких результатов является отдаленной целью, а на первое место выдвигается эффективность базовой подготовки. Поэтому спортивный результат не может являться главным критерием в работе с детьми и юношами. В этой связи тренировочные нагрузки для юных хоккеистов 10-12 лет, должны быть максимальными исходя из их возраста, длительности спортивного стажа и уровня подготовленности. Каждому уровню спортивных достижений

должен соответствовать свой уровень объемов и интенсивности тренировочных нагрузок. То есть каждому результату должна быть своя «цена в нагрузках». Поэтому планирование спортивного результата должно зависеть от оценки тестирования общей и специальной физической подготовленности.

Л.П. Матвеев [5] считает, что оценить большинство однотипных упражнений с точки зрения их объёма не является сложной задачей. Суммарный объём нагрузки в этом случае измеряют по сумме времени, затраченного на все упражнения в течение отдельного занятия или ряда занятий, которое можно рассматривать лишь как приблизительный. То же самое касается и определения интенсивности, которое во многом будет зависеть от плотности занятий и пульсовой стоимости упражнений, измеряемой по ЧСС. Поэтому в игровых видах спорта такой подход к определению нагрузок вполне может использоваться.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Величина нагрузки календарной игры составляет 90-100% или 9-10 серий упражнений; 80% - 7-8 серий, 70% - 6 серий; 60% - 5 серий; 50% - 4 серии, 40% - 3 серии; 30% -2 серии.

Наиболее полно нагрузка характеризуется с «внутренней» стороны, т. е. по реакции организма на выполняемую работу. Здесь наряду с показателями, несущими информацию о срочном эффекте нагрузки, проявляющемся в изменении состояния функциональных систем непосредственно во время работы и сразу после ее окончания, могут использоваться данные о характере и продолжительности протекания периода восстановления. К величине нагрузки относятся: время двигательной реакции, время выполнения одиночного движения, величина и характер развиваемых усилий, данные о биоэлектрической активности мышц, частота сокращений сердца, частота дыхания, вентиляция легких, сердечный выброс, потребление кислорода, скорость накопления и количество лактата в крови. Величина нагрузки, помимо указанных показателей, может быть охарактеризована восстановлением работоспособности, запасов гликогена, активности окислительных ферментов, быстроты и подвижности нервных процессов и др.

Внешние и внутренние характеристики нагрузки тесно взаимосвязаны: повышение объема и интенсивности тренировочной работы приводит к ускорению сдвигов в функциональном состоянии различных систем и органов, к возникновению и углублению процессов утомления, замедлению восстановительных процессов. Объем и направленность тренировочных и соревновательных нагрузок определяются особенностями применения и порядком сочетания следующих компонентов:

- продолжительностью упражнения (занятия);

- интенсивностью упражнения (скорость, мощность);

- продолжительностью интервалов отдыха между упражнениями;

- характером отдыха (заполненность пауз отдыха другими видами деятельности);

- числом повторений упражнения (число занятий).

Воздействие нагрузок на организм юных хоккеистов в начале целенаправленного тренировочного процесса адаптации протекает интенсивно. В дальнейшем, по мере повышения уровня развития двигательных качеств и возможностей различных органов и систем, темпы формирования долговременных адаптационных реакций существенно замедляются. В спортивной практике для правильной оценки величины нагрузок отдельных занятий могут использоваться относительно простые, но достаточно объективные показатели: частота сердечных сокращений, окраска кожи, сосредоточенность спортсмена, качество выполнения им движений, настроение, общее самочувствие и другие показатели. Наибольшее распространение, например, в хоккее получила балльная методика определения величины нагрузки в тренировочных занятиях, основанная на подсчетах частоты сердечных сокращений.

Величина тренировочной нагрузки рассчитывается в баллах с учетом объема и интенсивности выполняемой работы. Для определения «интенсивности» в тренировочном занятии пользуются спорт-тестером, который определяет среднее ЧСС за одно тренировочное занятие. Если нет спорттестера, то технология определения «интенсивности» в тренировочном занятии определяется по пульсу в начале и конце упражнения, высчитывается средний пульс в упражнении (таблица 1).

Таблица 1 - Шкала величины интенсивности тренировочного задания в баллах

Интенсивность ЧСС (уд/мин) Баллы

Низкая

Пониженная 80-100 1

101-115 2

Средняя 116-125 3

126-135 4

Повышенная 136-140 5

141-145 6

Высокая 146-150 7

151 и выше 8

Примечание: ЧСС средняя определяется: начальная ЧСС и конечная ЧСС складываются и делится на два (пример: 110 уд/мин. + 180 уд/мин. = 290: 2 = 145 уд/ мин. Средняя ЧСС одного упражнения).

Оценка суммарной величины нагрузки одного занятия в баллах определяется с учетом объема и интенсивности. Для этого, средний показатель интенсивности тренировочного занятия в баллах умножается на показатель суммарного объема тренировочного занятия (например, средний показатель интенсивности равен 4 баллам, суммарный объем равен 75 мин. - величина тренировочной нагрузки равна 4 балла х 75 мин. = 300 баллов - относиться к разряду «средняя» (таблица 2).

Таблица 2 - Величины суммарной нагрузки одного занятия

Нагрузка Интенсивность (баллы) Объем (минуты) Суммарная нагрузка (баллы)

Малая 1-2 40-120 40-240

Средняя 3-4 80-120 241-480

Большая 5-6 96-120 481-720

Максимальная 7-8 103-120 721-960

Для определения суммарной нагрузки одного тренировочного дня нужно сложить дневное и вечернее занятие в том случае если планируется две тренировки в день (таблица 3).

Таблица 3 - Средняя шкала суммарной нагрузки одного тренировочного дня

Величина Нагрузки Интенсивность нагрузки (баллы) Объем работы (минуты) Суммарная нагрузка (баллы)

Малая 1-2 100-250 101-500

Средняя 3-4 170-250 500-1000

Большая 5-6 200-250 1001-1500

Максимальная 7-8 210-250 1500-2000

Примечание. Суммарная величина нагрузки одного тренировочного дня определяется следующим образом: величина тренировочного занятия равна 300 баллам, величина второго тренировочного занятия равна 300 баллам, суммарная нагрузка одного тренировочного дня равна = 300 + 300 = 600 баллов - относится к разряду «средняя»).

Фактическое значение ЧСС позволяет оценить возможности реализации планируемой интенсивности тренировочных нагрузок (таблица 4). При определении объёмов и интенсивности нагрузки в группах начальной подготовки, предлагается придерживаться следующих показателей годового объёма:

• ЧСС до 160 уд/мин - 90-94%;

• ЧСС 160-175 - 5-8%;

• ЧСС 175 уд/мин и выше - 1-2%.

Учебная нагрузка в структуре многолетней спортивной подготовки юных хоккеистов, измеряемая в часах имеет тенденцию к неуклонному и постепенному увеличению в

среднем от 312 часов на этапе начальной подготовки до 832 часа на этапе совершенствования спортивного мастерства.

Таблица 4 - Направленность тренировочных нагрузок с учётом основных путей энергообеспечения

ЧСС (уд/мин) Направленность

100-130 Аэробная (восстановительная)

140-160 Аэробная (тренирующая)

160-175 Аэробно-анаэробная (выносливость)

175-180 Лактатная-анаэробная (специальная выносливость)

180-200 Время работы Алактатная-анаэробная (скорость - сила) До 10-12 с.

Для определения объемов нагрузки юных хоккеистов были обработаны тренировочные планы тренеров, работающих с группами начальной подготовки, а также их спортивные дневники и собственные материалы (таблица 5).

Таблица 5 - Годичный объем тренировочной работы юных хоккеистов 10-12 лет

Аэробно-восстановительная (ч) Аэробно-развивающая (ч) Аэробно-анаэробная (ч) Анаэробная-гликолитиче-ская (ч) Анаэробная-алактатная (ч) Всего (ч)

ОФП 23±1,2 85±2,5 78±3,1 17±0,9 0 201±4,9

СФП 17±0,9 30,3±2,3 50±2,9 18,30± 1,1 0 115,6±4,3

Всего (ч) 40±2,2 115,30±3,2 128±4,3 35,30±1,9 0 316±5,6

Изучив годичный объем тренировочной работы юных хоккеистов, выяснилось, что на начальном этапе подготовке на ОФП отводится 64%, а СФП - 36% всего времени.

В заключении следует отметить, что одной из главных задач является построение тренировочного процесса исходя из оптимальных тренировочных и соревновательных объемов различных средств подготовки для юных хоккеистов 10-12 лет, Упущение оптимальных тренировочных и соревновательных объемов подготовки на данном этапе, существенно ограничивает способность ребенка раскрывать свой потенциал. Особое значение на ранних этапах тренировки имеет направленность всех видов подготовки на развитие физических качеств, а не на достижение игровых результатов.

Изучив программный материал федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Хоккей» [1], становится понятно, что он распределён в соответствии с возрастными особенностями, их общей физической и спортивной подготовленностью и рассчитан на творческий подход со стороны тренеров-преподавателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Минспорта России от 27.03.2013 № 149 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта хоккей» // URL : https://base.garant.ru/70394528/ (дата обращения: 01.01.2019).

2. Букатин, А.Ю. Построение эффективной программы подготовки хоккеистов / А. Ю. Бу-катин // Сборник научных трудов по зимним видам спорта. - Москва, 2011. - С. 19-23.

3. Быстров, В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов / В.А. Быстров. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 62 с.

4. Евтеев, С. А. Исследование эффективности оптимизации тренировочного процесса юных хоккеистов на общеподготовительном этапе подготовительного периода: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Евтеев С .А. - М., 1998. - 27 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Никитушкин, В.Г. Теория и методика юношеского спорта : учебник / В.Г. Никитушкин. -М. : Физическая культура, 2010. - 208 с.

6. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. - СПб. Лань, 2005. - 384 с.

7. Хоккей: программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ олимпийского резерва / В.П. Савин, Г.Г. Удилов, Ю.В. Королев, В.С. Львов, А.П. Давыдов, В.В. Крутских, Е.А. Щербаков. - М. : Советский спорт, 2012. - 101 с.

REFERENCES

1. Order of the Ministry of Sports of Russia dated 03/27/2013 No. 149 "On approval of the Federal Standard ofsports training in the field of sports hockey", available at: https://base.garant.ru/70394528/.

2. Bukatin, A. Yu. (2011), "Building an effective training program for hockey players", A collection of scientific works on winter sports, Moscow, pp. 19-23.

3. Bystrov, V.A. (2000), Fundamentals of training and training for young hockey players, Terra-Sport, Moscow.

4. Evteev, S.A. (1998), The study of the optimization efficiency of the training process of young hockey players at the general preparatory stage of the preparatory period, dissertation, Moscow.

5. Nikitushkin, V.G. (2010), Theory and methodology of youth sports: textbook, Physical Culture, Moscow.

6. Matveev, L.P. (2005), The general theory of sports and its applied aspects, Lan, St. Petersburg.

7. Savin, V.P., Udilov, G.G., Korolev, Yu.V. [et al] (2012), Hockey: sports training program for children and youth schools of the Olympic reserve, Soviet Sport, Moscow.

Контактная информация: odrovitali07@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 29.11.2019

УДК 796.85

НАПРАВЛЕННОСТЬ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВКИ СОМАТИЧЕСКИ ОСЛАБЛЕННЫХ ДЕТЕЙ В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ

Виктор Григорьевич Никитушкин, доктор педагогических наук, профессор, Павел Евгеньевич Миньков, аспирант, Московский городской педагогический университет

Аннотация

В данной статье проведен анализ программ для спортивных школ, определяющих соотношение основных разделов подготовки на спортивно-оздоровительном этапе в различных видах единоборств. Определено оптимальное соотношение основных разделов подготовки в годичном цикле и в различные периоды годичной тренировки при занятиях с соматически ослабленными детьми в спортивно-оздоровительных группах восточных единоборств. Также в статье изложены методические особенности построения тренировочного процесса, которые необходимо использовать в занятиях с детьми, имеющими низкий уровень физической подготовленности.

Ключевые слова: спортивно-оздоровительный этап, соматически ослабленные дети, восточные единоборства, основные разделы подготовки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.220-225

DIRECTION AND METHODICAL FEATURES OF TRAINING SOMATICALLY WEAKENED CHILDREN IN SPORTS AND HEALTH-IMPROVING GROUPS OF

EASTERN MARTIAL ARTS

Viktor Grigoryevich Nikitushkin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Pavel Evgenyevich Minkov, the post-graduate student, Moscow City University

Abstract

The article analyzes the programs for sports schools that determine the ratio of the main sections of training at the sports and health-improving stage in various kinds of martial arts. It determines the optimal ratio of the main sections of training in the annual cycle and at different periods of the annual training session in training with somatically weakened children in sports and health-improving groups of martial arts. The article also describes the methodological features of the construction of the training process, which must be used in training with children with a low level of physical development.

Keywords: sports and health-improving stage, somatically weakened children, martial arts, main sections of training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.