Научная статья на тему 'Методика определения цен на научно-техническую продукцию'

Методика определения цен на научно-техническую продукцию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А К. Аль-зуби

Основными целями ценообразования в рыночных условиях являются: максимизация прибыли, завоевание рынка и создание благоприятного экономического климата. В результате выполненного анализа сделаны следующие выводы: 1) цена на буровое оборудование и инструмент выступает как один из основных факторов экономического управления НТП в области геолого-разведочного бурения; 2) ведущую роль в формировании цен на буровую технику начинает играть потребительская стоимость товара; 3) цена научно-технической продукции зависит от разработчика, изготовителя и пользователя новой буровой техники (в настоящее время звенья этой цепи разорваны); 4) формирование цен на каждой фазе инновационного цикла требует разработки методики, оценивающей полезные свойства бурового оборудования и инструмента в зависимости от особенностей их использования; 5) образующийся прирост прибыли должен возмещать затрать), и обоснованную рентабельность; 6) одно из основных назначений буровой техники повышение качества геолого-разведочных работ, и цена на новую буровую технику должна этот фактор учитывать. Необходима комплексная методика оценки влияния достижений НТП на показатели конкретного геолого-разведочного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main goals of pricing in market conditions are profit maximisation, market penetration and creation of a favourable economic climate. As a result of the carried out analysis the following conclusions are drawn: 1) the price of drilling equipment and tools is one of the main factors of economic management of scientific and technical produce in the sphere of exploration drilling; 2) consumer price of the final produce has started to play the leading role in pricing of the drilling equipment; 3) the price of a scientific and technical produce depends on the developer, producer and user of new drilling equipment (links of this chain are torn apart nowadays); 4) pricing at each stage of innovation programme requires development of a technique to evaluate useful qualities of drilling equipment and tools depending on peculiarities of their application; 5) resulting acceleration of profits should refund costs and reasonable profitability; 6) one of the main purposes of drilling equipment is to raise the quality of exploration works and the price of new drilling equipment should take this factor into account. A complex evaluation of influence of scientific and technical produce achievements on activities of a particular exploration works is required.

Текст научной работы на тему «Методика определения цен на научно-техническую продукцию»

УДК 338.5:330.123.7

А.К.АЛЬ-ЗУБИ

Экономический факультет, аспирант кафедры экономики, учета и аудита

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕН НА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКУЮ ПРОДУКЦИЮ

V х

Основными целями ценообразования в рыночных условиях являются: максимизация прибыли, завоевание рынка и создание благоприятного экономического климата.

В результате выполненного анализа сделаны следующие выводы: 1) цена на буровое оборудование и инструмент выступает как один из основных факторов экономического управления НТП в области геолого-разведочного бурения; 2) ведущую роль в формировании цен на буровую технику начинает играть потребительская стоимость товара; 3) цена научно-технической продукции зависит от разработчика, изготовителя и пользователя новой буровой техники (в настоящее время звенья этой цепи разорваны); 4) формирование цен на каждой фазе инновационного цикла требует разработки методики, оценивающей полезные свойства бурового оборудования и инструмента в зависимости от особенностей их использования; 5) образующийся прирост прибыли должен возмещать затраты и обоснованную рентабельность; 6) одно из основных назначений буровой техники - повышение качества геолого-разведочных работ, и цена на новую буровую технику должна этот фактор учитывать. Необходима комплексная методика оценки влияния достижений НТП на показатели конкретного геолого-разведочного производства.

The main goals of pricing in market conditions are profit maximisation, market penetration and creation of a favourable economic climate.

As a result of the carried out analysis the following conclusions are drawn: 1) the price of drilling equipment and tools is one of the main factors of economic management of scientific and technical produce in the sphere of exploration drilling; 2) consumer price of the final produce has started to play the leading role in pricing of the drilling equipment; 3) the price of a scientific and technical produce depends on the developer, producer and user of new drilling equipment (links of this chain are torn apart nowadays); 4) pricing at each stage of innovation programme requires development of a technique to evaluate useful qualities of drilling equipment and tools depending on peculiarities of their application; 5) resulting acceleration of profits should refund costs and reasonable profitability; 6) one of the main purposes of drilling equipment is to raise the quality of exploration works and the price of new drilling equipment should take this factor into account,

A complex evaluation of influence of scientific and technical produce achievements on activities of a particular exploration works is required.

Цели ценообразования в условиях рыночной экономики состоят в максимизации прибыли, завоевании рынка и создании благоприятного экономического климата.

Экономисты выделяют пять основных методов ценообразования:

1. Договорное ценообразование по принципу «средние издержки + прибыль» посредством начисления стандартной наценки на себестоимость продукции в двух вариантах - с использованием полных и предельных издержек производства.

В первом случае полнее всего учитывается цена производства, а себестоимость определяется как сумма всех прямых и кос-

134 _

венных затрат на единицу продукции. Однако в таком расчете не принимается во внимание фактор спроса на продукцию; кроме того, любой метод отнесения на себестоимость продукции и услуг постоянных расходов является произвольным. Прибыль зависит от заданной нормы рентабельности;

Ц = И + ИР/ 100 ,

где Ц - цена; И - издержки Р - рентабельность продукции, %,

Р4]А р — пост .

Mi

пер

Е А

норма прибыли на вложенный капитал; итог актива баланса; ИПОст - сумма по-

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.150. Часть 2

стоянных издержек (затрат); N - количество единиц реализуемой продукции; Ипер - переменные издержки (затраты) на единицу продукции.

2. Определение цены посредством конкурентных торгов, которые могут быть закрытыми (характерно для государственных предприятий) и договорными (для частных предприятий).

В геологической отрасли конкурсы проектов НИОКР проводятся экспертным советом по оценке проектов НИОКР,

Для выбора лучшего проекта решается задача численного программирования:

зш

г у1 шах;

I

С=1

*

I//

1=1

Э, 1=1,1

где X - общее число проектов; / - индекс проекта НИОКР; - коэффициент значимости /-го проекта; у - булевая переменная; С и ~ затраты 5-го ресурса на выполнение го проекта НИОКР; // - экономический эффект, который может быть получен от реализации /-го проекта НИОКР* В3 - общий 5-го ресурса, имеющегося в распоряжении организации; Э - суммарный экономический эффект, который должен быть получен от реализации проекта.

Булевая переменная у равна единице, если проект будет выполняться, и нулю, если проект выполняться не будет.

Эта задача линейного программирования решается методом последовательного анализа вариантов, симплекс-методом и др.

3. Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. В основе метода лежит принцип определения минимального объема выпуска продукции, при которой будут покрыты все издержки производства, с помощью анализа карт критических объемов производства.

Критический объем производства

X

у.п

кр

-X

п

где У - объем производства, Ху п, Хп - соответственно условно-постоянные и переменные затраты. Так как

У - Л'С,

где N - количество изготовленных единиц,

вой техники; С - цена единицы буровой техники, то

у х

кр

— X ^

Данный метод находит широкое применение при выборе оптимальной производственной программы в неблагоприятной конкурентной среды, при проникновении на новый рынок, при распределении прибыли на крупном предприятии.

4. Установление цены на основе «ощущаемой» ценности товара. Здесь потребитель определяет соотношение между ценностью продукции и ее ценой и сравнивает его с показателями аналогичных товаров.

Для установления цены анализируются три основных показателя: прямой эластичности спроса по цене, коэффициент перекрестной эластичности и коэффициент эластичности по доходу.

Коэффициент прямой эластичности

Еа =

А

где ЫО^а - изменение спроса на товар А, %; АРа - изменение цены на товар А, %.

Если Еа> 1 спрос эластичный, т. е. даже небольшое изменение цены приводит к большому изменению объема спроса; если Еа<1 - спрос неэластичный, т. е. даже большое изменение цены не приводит к значительному изменению спроса.

Для производителя (продавца) выгодно, чтобы спрос был эластичным.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене

Еав = Ц)а / АРВ, где АРв - изменение цены на товар В, %.

_ 135

Санкт-Петербург. 2002

Если Еав > 0 - товары А и В взаимозаменяемые; при Еав < 0 товары взаимодополняемые; Еав - 0 товары независимые.

Для определения изменения спроса на товары при изменении дохода покупателя используется коэффициент эластичности спроса по доходу:

Ед = Д&/.ДД ,

где АД - доход покупателя, %: - изменение спроса, %.

Если £д < 0, товар низкокачественный, т.е. с изменением дохода спрос на него снижается, при £д>0 товар нормальный (растет доход, увеличивается спрос), при 0 <Еп< 1 товар первой необходимости, при Ел > 1 товар является предметом роскоши, т.е. не имеет предела насыщения.

5. Расчет цены на основании прейскурантов цен. В условиях рынка этот метод определения цены используется редко, как правило, только для вспомогательных производств. В этом случае для индивидуальных покупателей возможность торгов относительно цены весьма незначительна.

В результате выполненного анализа можно сделать следующие выводы:

1. Цена на буровое оборудование и инструмент выступает как один из основных факторов экономического управления научно-техническим прогрессом в области гео-лого-разведочного бурения. При переходе к рынку и рыночной экономике ее роль наряду с налогообложением и кредитованием становится определяющей.

2. Ведущую роль в формировании цен на буровую технику начинает играть потребительская стоимость товара. Поэтому необходимо внедрение научных разработок, приводящих к снижению себестоимости продукции, и применение новшеств, способствующих созданию принципиально новой продукции. Кроме того, следует учитывать, что формирование цен в условиях рынка базируется на данных научного прогноза об актуальной и перспективной потребительской стоимости тех или иных видов буровой техники с учетом направлений НТП.

3. Цена научно-технической продукции зависит от разработчика, изготовителя и пользователя новой буровой техники. В настоящее время звенья этой цепи разорваны.

4. Формирование цен на каждой фазе инновационного цикла требует разработки методики, оценивающей полезные свойства бурового оборудования и инструмента в зависимости от особенностей их использования.

5. Образующийся прирост прибыли должен возмещать затраты и включать обоснованную рентабельность. Регулятором этого процесса является цена научно-технической продукции.

6. Одно из основных назначений буровой техники - повышение качества геологоразведочных работ, и цена новой буровой техники должна этот фактор учитывать. Один из вариантов такого механизма - комплексная методика оценки влияния достижений НТП на показатели конкретного геолого-разведочного производства.

Научный руководитель профессор, д.т.н. А.М.Шкурко

136 _

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.150. Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.