УДК 338.5:330.123.7
А.К.АЛЬ-ЗУБИ
Экономический факультет, аспирант кафедры экономики, учета и аудита
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕН НА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКУЮ ПРОДУКЦИЮ
V х
Основными целями ценообразования в рыночных условиях являются: максимизация прибыли, завоевание рынка и создание благоприятного экономического климата.
В результате выполненного анализа сделаны следующие выводы: 1) цена на буровое оборудование и инструмент выступает как один из основных факторов экономического управления НТП в области геолого-разведочного бурения; 2) ведущую роль в формировании цен на буровую технику начинает играть потребительская стоимость товара; 3) цена научно-технической продукции зависит от разработчика, изготовителя и пользователя новой буровой техники (в настоящее время звенья этой цепи разорваны); 4) формирование цен на каждой фазе инновационного цикла требует разработки методики, оценивающей полезные свойства бурового оборудования и инструмента в зависимости от особенностей их использования; 5) образующийся прирост прибыли должен возмещать затраты и обоснованную рентабельность; 6) одно из основных назначений буровой техники - повышение качества геолого-разведочных работ, и цена на новую буровую технику должна этот фактор учитывать. Необходима комплексная методика оценки влияния достижений НТП на показатели конкретного геолого-разведочного производства.
The main goals of pricing in market conditions are profit maximisation, market penetration and creation of a favourable economic climate.
As a result of the carried out analysis the following conclusions are drawn: 1) the price of drilling equipment and tools is one of the main factors of economic management of scientific and technical produce in the sphere of exploration drilling; 2) consumer price of the final produce has started to play the leading role in pricing of the drilling equipment; 3) the price of a scientific and technical produce depends on the developer, producer and user of new drilling equipment (links of this chain are torn apart nowadays); 4) pricing at each stage of innovation programme requires development of a technique to evaluate useful qualities of drilling equipment and tools depending on peculiarities of their application; 5) resulting acceleration of profits should refund costs and reasonable profitability; 6) one of the main purposes of drilling equipment is to raise the quality of exploration works and the price of new drilling equipment should take this factor into account,
A complex evaluation of influence of scientific and technical produce achievements on activities of a particular exploration works is required.
Цели ценообразования в условиях рыночной экономики состоят в максимизации прибыли, завоевании рынка и создании благоприятного экономического климата.
Экономисты выделяют пять основных методов ценообразования:
1. Договорное ценообразование по принципу «средние издержки + прибыль» посредством начисления стандартной наценки на себестоимость продукции в двух вариантах - с использованием полных и предельных издержек производства.
В первом случае полнее всего учитывается цена производства, а себестоимость определяется как сумма всех прямых и кос-
134 _
венных затрат на единицу продукции. Однако в таком расчете не принимается во внимание фактор спроса на продукцию; кроме того, любой метод отнесения на себестоимость продукции и услуг постоянных расходов является произвольным. Прибыль зависит от заданной нормы рентабельности;
Ц = И + ИР/ 100 ,
где Ц - цена; И - издержки Р - рентабельность продукции, %,
Р4]А р — пост .
Mi
пер
Е А
норма прибыли на вложенный капитал; итог актива баланса; ИПОст - сумма по-
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.150. Часть 2
стоянных издержек (затрат); N - количество единиц реализуемой продукции; Ипер - переменные издержки (затраты) на единицу продукции.
2. Определение цены посредством конкурентных торгов, которые могут быть закрытыми (характерно для государственных предприятий) и договорными (для частных предприятий).
В геологической отрасли конкурсы проектов НИОКР проводятся экспертным советом по оценке проектов НИОКР,
Для выбора лучшего проекта решается задача численного программирования:
зш
г у1 шах;
I
С=1
*
I//
1=1
Э, 1=1,1
где X - общее число проектов; / - индекс проекта НИОКР; - коэффициент значимости /-го проекта; у - булевая переменная; С и ~ затраты 5-го ресурса на выполнение го проекта НИОКР; // - экономический эффект, который может быть получен от реализации /-го проекта НИОКР* В3 - общий 5-го ресурса, имеющегося в распоряжении организации; Э - суммарный экономический эффект, который должен быть получен от реализации проекта.
Булевая переменная у равна единице, если проект будет выполняться, и нулю, если проект выполняться не будет.
Эта задача линейного программирования решается методом последовательного анализа вариантов, симплекс-методом и др.
3. Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. В основе метода лежит принцип определения минимального объема выпуска продукции, при которой будут покрыты все издержки производства, с помощью анализа карт критических объемов производства.
Критический объем производства
X
у.п
кр
-X
п
где У - объем производства, Ху п, Хп - соответственно условно-постоянные и переменные затраты. Так как
У - Л'С,
где N - количество изготовленных единиц,
вой техники; С - цена единицы буровой техники, то
у х
кр
— X ^
Данный метод находит широкое применение при выборе оптимальной производственной программы в неблагоприятной конкурентной среды, при проникновении на новый рынок, при распределении прибыли на крупном предприятии.
4. Установление цены на основе «ощущаемой» ценности товара. Здесь потребитель определяет соотношение между ценностью продукции и ее ценой и сравнивает его с показателями аналогичных товаров.
Для установления цены анализируются три основных показателя: прямой эластичности спроса по цене, коэффициент перекрестной эластичности и коэффициент эластичности по доходу.
Коэффициент прямой эластичности
Еа =
А
где ЫО^а - изменение спроса на товар А, %; АРа - изменение цены на товар А, %.
Если Еа> 1 спрос эластичный, т. е. даже небольшое изменение цены приводит к большому изменению объема спроса; если Еа<1 - спрос неэластичный, т. е. даже большое изменение цены не приводит к значительному изменению спроса.
Для производителя (продавца) выгодно, чтобы спрос был эластичным.
Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене
Еав = Ц)а / АРВ, где АРв - изменение цены на товар В, %.
_ 135
Санкт-Петербург. 2002
Если Еав > 0 - товары А и В взаимозаменяемые; при Еав < 0 товары взаимодополняемые; Еав - 0 товары независимые.
Для определения изменения спроса на товары при изменении дохода покупателя используется коэффициент эластичности спроса по доходу:
Ед = Д&/.ДД ,
где АД - доход покупателя, %: - изменение спроса, %.
Если £д < 0, товар низкокачественный, т.е. с изменением дохода спрос на него снижается, при £д>0 товар нормальный (растет доход, увеличивается спрос), при 0 <Еп< 1 товар первой необходимости, при Ел > 1 товар является предметом роскоши, т.е. не имеет предела насыщения.
5. Расчет цены на основании прейскурантов цен. В условиях рынка этот метод определения цены используется редко, как правило, только для вспомогательных производств. В этом случае для индивидуальных покупателей возможность торгов относительно цены весьма незначительна.
В результате выполненного анализа можно сделать следующие выводы:
1. Цена на буровое оборудование и инструмент выступает как один из основных факторов экономического управления научно-техническим прогрессом в области гео-лого-разведочного бурения. При переходе к рынку и рыночной экономике ее роль наряду с налогообложением и кредитованием становится определяющей.
2. Ведущую роль в формировании цен на буровую технику начинает играть потребительская стоимость товара. Поэтому необходимо внедрение научных разработок, приводящих к снижению себестоимости продукции, и применение новшеств, способствующих созданию принципиально новой продукции. Кроме того, следует учитывать, что формирование цен в условиях рынка базируется на данных научного прогноза об актуальной и перспективной потребительской стоимости тех или иных видов буровой техники с учетом направлений НТП.
3. Цена научно-технической продукции зависит от разработчика, изготовителя и пользователя новой буровой техники. В настоящее время звенья этой цепи разорваны.
4. Формирование цен на каждой фазе инновационного цикла требует разработки методики, оценивающей полезные свойства бурового оборудования и инструмента в зависимости от особенностей их использования.
5. Образующийся прирост прибыли должен возмещать затраты и включать обоснованную рентабельность. Регулятором этого процесса является цена научно-технической продукции.
6. Одно из основных назначений буровой техники - повышение качества геологоразведочных работ, и цена новой буровой техники должна этот фактор учитывать. Один из вариантов такого механизма - комплексная методика оценки влияния достижений НТП на показатели конкретного геолого-разведочного производства.
Научный руководитель профессор, д.т.н. А.М.Шкурко
136 _
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.150. Часть 2