Научная статья на тему 'Методика оказания индивидуальной помощи родителям в воспитании детейт с ослабленным здоровьем'

Методика оказания индивидуальной помощи родителям в воспитании детейт с ослабленным здоровьем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ДЕТЕЙ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ / КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ / ПРИНЦИПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ / INDIVIDUAL ASSISTANCE / CHILDREN WITH POOR HEALTH / CATEGORY OF CHILDREN WITH POOR HEALTH / THE PRINCIPLES OF SELF-HELP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов Е. А.

В статье дана характеристика и определение детей с ослабленным здоровьем, дается анализ и специфические особенности трудностей, с которыми сталкиваются родители воспитывающие детей данной категории, раскрываются принципы, требования к содержанию и организации индивидуальной помощи родителям в воспитании детей с ослабленным здоровьем, этапы индивидуальной помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS INDIVIDUAL AID PARENTS IN THE EDUCATION DETEYT WITH HEALTH

This paper presents the characterization and identification of children with poor health, and provides an analysis of the specific features of the difficulties faced by parents raising children in this category are disclosed principles, requirements for the content and organization of individual assistance to parents in the upbringing of children in poor health, stages of personal assistance.

Текст научной работы на тему «Методика оказания индивидуальной помощи родителям в воспитании детейт с ослабленным здоровьем»

6. Kodzhaspirova, G.M. Slovarj po pedagogike. - M.; Rostov-na-Donu, 2005.

7. Sovetskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj / Pod red. A.M. Prokhorova - M.,2003.

8. Filosofskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj / pod red. S.S. Averinceva. - M., 1989.

9. Fridman, L.M. Psikhologicheskiyj spravochnik uchitelya. - M., 1991.

10. Rubinshteyjn, S.L. Osnovih obsheyj psikhologii. - M., 1946.

11. Thedrovickiyj, G.P. K kharakteristike osnovnihkh napravleniyj issledovaniyj znaka v logike, psikhologii i yazihkoznanii / G.P.Thedrovickiyj, V.N. Sadovskiyj // Novihe issledovaniya v pedagogicheskikh naukakh. - 1964. - Vihp. 2.

12. Pidkasistihyj, P.I. Samostoyateljnaya deyateljnostj uchathikhsya. - M., 1972.

13. Uvarova, T.A. Opredelenie uchebnoyj samostoyateljnoyj deyateljnosti shkoljnikov // Pedagogicheskoe nasledie. - 2012 .

14. Sulimova, E.Yu. Samostoyateljnostj v uchebnom processe na sovremennom ehtape obrazovaniya. - Chelyabinsk, 2008.

15. Voprosih pedagogiki:cb. ct. / pod red. E. Ya. Golanta. - Kihshtihm,1943.

16. Zharova, L.V. Uchitj samostoyateljnosti. - M., 1993.

17. Epaneshnikova, N. N. Organizacionno-pedagogicheskoe obespechenie razvitiya samostoyateljnoyj poznavateljnoyj deyateljnosti studentov tekhnikuma: dis. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2004.

18. Zimnyaya, I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya. - M., 2003.

19. Fedorova, M.A. Teoriya i metodicheskoe obespechenie formirovaniya uchebnoyj samostoyateljnoyj deyateljnosti studentov v vuze: dis.. d-ra ped. nauk. - Orel, 2011.

Статья поступила в редакцию 11.01.13

УДК 37.018.1

Pavlov E.A. METHODS INDIVIDUAL AID PARENTS IN THE EDUCATION DETEYT WITH HEALTH. This paper presents the characterization and identification of children with poor health, and provides an analysis of the specific features of the difficulties faced by parents raising children in this category are disclosed principles, requirements for the content and organization of individual assistance to parents in the upbringing of children in poor health, stages of personal assistance.

Key words: individual assistance, children with poor health, category of children with poor health, the principles of self-help.

Е.А. Павлов, аспирант, ассистент каф. физ. воспитания Костромского гос. университета

им. Н.А. Некрасова, г. Кострома E-mail: polyathlon1@ yandex.ru

МЕТОДИКА ОКАЗАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙТ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

В статье дана характеристика и определение детей с ослабленным здоровьем, дается анализ и специфические особенности трудностей, с которыми сталкиваются родители воспитывающие детей данной категории, раскрываются принципы, требования к содержанию и организации индивидуальной помощи родителям в воспитании детей с ослабленным здоровьем, этапы индивидуальной помощи.

Ключевые слова: индивидуальная помощь, детей с ослабленным здоровьем, категории детей с ослабленным здоровьем, принципы индивидуальной помощи.

В настоящее время отмечается тревожная тенденция роста количества детей, имеющих нарушения физического и психического развития, наследственную патологию, ослабленное здоровье, причиной которых могут быть экономические, экологические, биологические, социально-психологические и иные факторы, их сочетания.

По данным Всероссийских диспансеризаций 2000-х годов доля здоровых детей в различных субъектах Российской Федерации колеблется от 4% до 15-18%, страдающих хроническими заболеваниями свыше 16%, а вот тех, у кого отмечаются функциональные отклонения в состоянии здоровья более половины.

Особую категорию из числа таких детей составляют ослабленные дети, которые в силу особенностей своего физического развития не имеют возможности без ущерба для здоровья или общего развития учувствовать в конкретных видах деятельности, ограничены в общении со сверстниками, нуждаются в специальных условиях

Таким образом, проблема здоровья нации сегодня в России стоит чрезвычайно остро, поэтому актуализируется проблема увеличения количества детей с ослабленным здоровьем.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения, «здоровье» - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Под «ослабленным здоровьем» понимается отклонение в состоянии здоровья обратимого характера или имеющие тяжелые необратимые изменения в деятельности органов и систем [1].

Дети с ослабленным здоровьем - это те дети, которые имеют незначительные отклонения от нормы в показателях здоровья, физического развития, не позволяющие им учувствовать в

конкретных видах деятельности и нуждающихся в специальных условиях для обучения и воспитания [2].

К основным категориям детей с ослабленным здоровьем относятся:

- дети, у которых снижение общих адаптивных свойств организма, высокая предрасположенность к заболеваниям (часто болеющие дети);

- дети, у которых имеются незначительные отклонения в развитии двигательных качеств (с нарушением осанки, плоскостопием, низкой двигательной подготовленностью, повышенной или пониженной эмоциональностью, отклонениями в росте и массе тела);

- дети, у которых наблюдается ослабление общей работоспособности и нуждающихся в специальных условиях для обучения и воспитания;

- дети, которые имеют незначительные нарушение функциональных свойств организма и его систем, носящих общий характер (ослабление функционального состояния центральной нервной системы, ослабление функционального состояния сердечно-сосудистой системы и т.п.);

- дети, которые имеют незначительные отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата. Незначительную мышечную слабость, гипотонию и гипотрофию.

Такие дети нуждаются в помощи со стороны родителей в преодолении физических ограничений, информационного вакуума, коммуникативных барьеров, трудностей социального взаимодействия [3].

Исследования особенностей формирования личности таких детей (Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Николаева В.В., Трусова С.С., Штраус В.А. и др.) свидетельствуют, что их ситуация социального развития существенно отличается ограничением кон-

тактов с окружающими людьми, отношением к себе, пассивным участием во многих видах деятельности, тревожностью, заниженной самооценкой, неуверенностью в определении жизненных перспектив, зависимостью от значимых других, эмоциональной устойчивостью. Все это подтверждает необходимость в оказании такому ребенку различного рода помощи: медицинской, психологической, социально-педагогической, дидактической, воспитательной, субъектами которой выступают как специалисты, педагоги, так и родители.

Анализ работ С.А. Беличевой, Н.Ф. Дементьевой, Н.С. Моровой, Л.Г. Татариновой, Е.Ю. Шпанко и других позволяет констатировать, что в них освещены отдельные аспекты интеграции детей с ослабленным здоровьем в полноценную жизнь, технологии их реабилитации и ресоциализации в условиях общеобразовательных учреждений, спортивно-оздоровительных лагерей, центров помощи детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях.

О роли семьи в воспитании здоровых детей писали в разные годы И.А. Аршавский, И.И. Брехман, М.Я. Виленский, Л.Ф. Лесгафт, Ю.П. Лисицын и другие.

Однако до сих пор не достаточно обоснованы содержание и технологии оказание индивидуальной помощи родителям детей с ослабленным здоровьем. Для успешного развития ребенка данной категории со всеми присущими ему особенностями и недостатками, родителям необходимо оказывать индивидуальную помощь.

А.В. Мудрик рассматривает индивидуальную помощь человеку в воспитании как относительно самостоятельную проблему, требующую своего теоретического исследования, поисков методических решений и распространения их в практике воспитания. Индивидуальная помощь человеку должна оказываться тогда, когда у его возникают проблемы в решении возрастных задач и при столкновениями с опасностями возраста [4].

Роль семьи неизмеримо возрастает, т.к. на нее ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей. Присутствие ребенка, имеющего жизненные ограничения, вносит в жизнь семьи много дополнительных проблем, оказывает влияние на всех ее членов. Для воспитания детей, подготовки их к жизни в обществе требуются дополнительные духовные и материальные ресурсы. В настоящее время больше родителей берут на себя задачи воспитывать ребенка с ослабленным здоровьем в семье, развивается система социальной, профессиональной поддержки, растет профессионализм социальных работников, специализирующихся на помощи семье, издаются законы, разрушающие преграды в жизни детей данной категории [5].

Отсутствие знаний у родителей, как помочь таким детям, как организовать их досуг, как включить во взаимодействие с родственниками и взрослыми, требуют организации целенаправленного обучения и просвещения, помогающего действия специалистов для того, что бы обеспечить у родителей определённые образцы поведения в отношении с такими детьми.

Индивидуальная помощь родителям ослабленных детей характеризуется следующими признаками: адресностью, адаптивностью, интерактивностью, комплексностью, практикоори-ентированностью.

Специфические особенности трудностей у взрослых, воспитывающих детей с ослабленным здоровьем диктуют определенные требования к содержанию и организации такой помощи:

- необходимо ознакомление с логикой и сферами жизнедеятельности ребенка с ослабленным здоровьем в семье. Это поможет осознать закономерность возникновения тех проблем, в решении которых обоим родителям придется принять самое активное участие;

- индивидуальная помощь должна включать обучение родителей, воспитывающих ребенка с ослабленным здоровьем, в котором целесообразно сочетание информации общего плана (общие проблемы детей с ослабленным здоровьем, задачи их воспитания в семье) и индивидуального порядка (конкретные особенности и желательные формы и методы взаимодействия с конкретным ребенком);

- обучение должно носить практико-ориентированный характер;

- сообщаемые родителям знания и формируемые у них умения и навыки должны затрагивать те конкретные проблемы, которые могут возникнуть в процессе жизнедеятельности семьи, и помогать их решать.

Основные принципы индивидуальной помощи родителям в воспитании детей с ослабленным здоровьем:

1. Принцип доброжелательности и безоценочности. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с обоими родителями может являться залогом, как успеха, так и не-

успеха в осуществлении сопроводительной деятельности, когда специалист (социальный педагог, педагог-психолог и т.п.) пытается услышать родителя, понять его трудности и проблемы, не критикуя и не сравнивая его с другими.

2. Принцип сотрудничества. Этот принцип отражает как содержательную, так и технологическую суть индивидуальной помощи родителям в воспитании детей с ослабленным здоровьем, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствий и поддержку в конструктивном разрешении проблем.

3. Принцип конфиденциальности. Вся информация, получаемая в процессе доверительного общения со взрослыми, бесед, консультаций, особенно при диагностическом обследовании, должна быть строго конфиденциальной, т.е. доступна только для тех, для кого она предназначена. Только при полном доверии к специалисту, осуществляющему индивидуальную помощь, сопровождение будет не только принято родителями, но и став эффективным, приведет к его активной внутренней работе.

4. Принцип учета возрастных особенностей (адресности) родителей и детей.

Индивидуальная помощь родителям в воспитании детей с ослабленным здоровьем включает 4 этапа:

- диагностический;

- просветительский;

- деятельностный;

- поддерживающий.

Целью диагностического этапа является: получение объективной информации о такой семье и ребенке.

Задачи:

1) диагностика личностной готовности обоих родителей к воспитанию ребенка с ослабленным здоровьем;

2) диагностика внутрисемейных отношений родителей;

3) определения стиля воспитания и роли ребенка с ослабленным здоровьем в семье.

В этой связи объектом диагностики должны стать:

1. Личностные качества обоих родителей, гарантирующие гуманистический характер во взаимодействии с ребенком (готовность понять субъективные переживания ребенка, принять его таким, каков он есть, терпимость, толерантность; развитые коммуникативные и эмоционально-волевые качества как показатель способности к установлению позитивных межличностных отношений).

2. Характерные установки обоих родителей на воспитание детей:

- личностное представление о смысле и роли воспитания;

- характер воспитательной тактики;

- характер эмоциональных контактов с таким ребенком.

Выявление личностных качеств родителей проводится с помощью психодиагностических методов изучения личности и межличностных взаимодействий: опросных, проективных, компьютерных, что позволяет минимизировать субъективизм в оценке.

Целью второго этапа является: просвещение родителей, воспитывающих детей с ослабленным здоровьем.

Задачи:

1) ознакомить с проблемами, которые возникают в семье связи с ослабленным здоровьем ребенка;

2) выделить для каждой семьи, как зоны возможных трудностей, так и ресурсы, позволяющие решать данные проблемы;

3) вооружить родителей знаниями психолого-педагогичес-ких особенностей детей с ослабленным здоровьем;

4) дать возможность каждому родителю проявить себя в процессе оказанию индивидуальной помощи для наиболее полной оценки его личностных качеств;

5) сформировать у родителей данной категории установку к обращению к специалистам различного профиля в случае возникновения затруднений в воспитании детей с ослабленным здоровьем.

Деятельностный этап индивидуальной помощи родителям в воспитании ребенка с ослабленным здоровьем предполагает культурно-досуговую деятельность, которая реализуется через совместную взаимодействие по трем направлениям: ребенок (дети) - родители; родители-родители; родители-специалисты.

Культурно-досуговая деятельность по направлению «родители-родители» предполагает обмен опытом родителей в воспитании детей с ослабленным здоровьем, тематические встречи («Родители первоклассников», «Пойдем ли в детский сад?», «Как закалить ребенка» и т.п.). Встречи для родителей проходят регулярно, по средам (ориентировочно - 2 раза в месяц). На таких встречах обсуждаются вопросы, связанные с отношениями в семье, воспитанием, особенностями роста и развития де-

тей. Тематика встреч может быть расширена и скорректирована в зависимости от запросов самих родителей.

Тематические встречи организуются социальным педагогом и позволяют обсудить социальные, педагогические, юридические и медицинские проблемы. На такие встречи могут быть приглашены специалист, который может более подробно осветить тему мероприятия, ответить на ряд вопросов, дать рекомендации.

На третьем направлении «родители-специалисты» деятельностного этапа проводятся круглые столы («Родительская любовь и стили поведения», «Ответственное родительство», «Здоровье ребенка в наших руках» и т.п.).

Целью четвертого этапа индивидуальная поддержка родителей, воспитывающих ребенка с ослабленным здоровьем в преодолении разного рода сложных ситуаций.

Задачи:

1) оказание превентивной помощи родителям в решении их индивидуальных проблем;

2) помочь родителям данной категории находить средства и способы, позволяющие ему раскрыть свой личностный потенциал в воспитании ребенка с ослабленным здоровьем;

3) способствовать овладению родителями способами осознания и решения своих проблем.

Осуществление индивидуальной поддержки осуществляется в ходе совместной деятельности специалиста с родителями и реализуется через консультирование, которое может проходить как в индивидуальной, так и групповой формах и вовлечение родителей в клубную деятельность.

Действия консультанта, в лице социального педагога или другого специалиста можно расценить как катализатор, облег-

чающий процесс оказания помощи консультируемому (матери или отцу) более системно и объективно расценит имеющиеся проблемы с целью расширения выбора вариантов поведения.

Помимо консультаций специалистов, высокую эффективность имеет таков вид консультирования как «равный консультант». В качестве такого консультанта могут выступать родители, имеющие богатый успешный опыт воспитания детей с ослабленным здоровьем.

Клубная деятельность представляет собой одну из форм социокультурной деятельности, организованную в рамках добровольного объединения родителей, имеющих общие интересы, потребности и проблемы, которые решаются в свободное время, как в процессе неформального общения, так и специально организованного группового взаимодействия со специалистами - педагогами дополнительного образования, социальным педагогом, педагогом-психологом, медицинским работником.

Наиболее эффективными формами работы с родителями, воспитывающими детей с ослабленным здоровьем являются: беседа с элементами лекции, диспут, разбор жизненных ситуаций (практические занятия), консультирование, встреча со специалистами здравоохранения, практические занятия, дискуссия, ролевая игра, тренинговые упражнения.

Таким образом, родители, воспитывающие детей с ослабленным здоровьем, сталкивается с рядом проблем и для успешного их преодоления и обеспечения развития ребенка данной категории со всеми присущими ему особенностями и недостатками, родителям необходимо оказывать индивидуальная помощь.

Библиографический список

1. Павлов, Е.А. Формы индивидуальной помощи для детей с ослабленным здоровьем в условиях социально-реабилитационного центра // Развитие физической культуры и спорта: социокультурный, психолого-педагогический и медицинский аспекты: материалы Всероссийской с международным участием научно-практич. конф. - Самара, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Залетаев, И.П. Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы // Физическая культура в школе. -2005. - № 5.

3. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. - М., 2008.

4. Мудрик, А.В. Социальная педагогика. - М., 2000.

5. Шилов, И.Ю. Фамилистика. Психология и педагогика семьи: практикум. - СПб., 2000.

Bibliography

1. Pavlov, E.A. Formih individualjnoyj pomothi dlya deteyj s oslablennihm zdorovjem v usloviyakh socialjno-reabilitacionnogo centra // Razvitie fizicheskoyj kuljturih i sporta: sociokuljturnihyj, psikhologo-pedagogicheskiyj i medicinskiyj aspektih: materialih Vserossiyjskoyj s mezhdunarodnihm uchastiem nauchno-praktich. konf. - Samara, 2011.

2. Zaletaev, I.P. Organizaciya i provedenie zanyatiyj s uchathimisya specialjnoyj medicinskoyj gruppih // Fizicheskaya kuljtura v shkole. - 2005. -№ 5.

3. Mityaeva, A.M. Zdorovjesberegayuthie pedagogicheskie tekhnologii. - M., 2008.

4. Mudrik, A.V. Socialjnaya pedagogika. - M., 2000.

5. Shilov, I.Yu. Familistika. Psikhologiya i pedagogika semji: praktikum. - SPb., 2000.

Статья поступила в редакцию 11.01.13

УДК 378.9

PetelinA.S., Levin V.N. THEORETICAL JUSTIFICATION OF THE DEVELOPMENT OF MODEL OF THE VALUABLE RELATION OF PUPILS TO MUSICAL LESSONS. In article theoretical aspects of development of model of formation of the valuable relation to musical lessons of pupils of children's arts schools are considered. The main methodological approaches and the principles of its construction are presented.

Key words: model, modeling, methodological approaches, principles of the valuable relation to musical lessons.

А.С. Петелин, д-р пед. наук, проф., зав. каф. теории, истории музыки и музыкальных инструментов Воронежского гос. педагогического университета, г. Воронеж; В.Н. Левин, преп. детской школы искусств № 6, г. Воронеж, E-mail: lemononline@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К МУЗЫКАЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ

В статье рассматриваются теоретические аспекты разработки модели формирования ценностного отношения к музыкальным занятиям учащихся детских школ искусств. Представлены основные методологические подходы и принципы ее конструирования.

Ключевые слова: модель, моделирование, методологические подходы, принципы ценностного отношения к музыкальным занятиям.

Моделирование - одно из значимых категорий теоретичес- тоды научного исследования как на теоретической (использо-кого познания, на котором по существу базируются многие ме- вание различных знаковых абстрактных моделей), так и на эм-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.