Научная статья на тему 'Методика обучения юных тхэквондистов безопорным техническим действиям'

Методика обучения юных тхэквондистов безопорным техническим действиям Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика / юные тхэквондисты / технические действия. / methodology / young taekwondo practitioners / technical actions.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Кузнецова Зинаида Михайловна, Рожина Елизавета Владимировна

Анализ поединков последних лет чемпионатов Мира и Европы по тхэквондо показал, что спортсмены все чаще применяют безопорные технические действия в атакующих комбинациях, основу которых составляют удары ногами в безопорном положении в сочетаниях с различными вращениями. Безопорные технические действия ногами – это условные обозначения группы ударов, принятые в кругу специалистов по тхэквондо. Научная новизна. Разработанная структура фазового состава безопорных технических действий тхэквондо позволила расширить систему научных представлений о технике спортивных единоборств и расширить арсенал комплексов подготовки спортсменов, виды спорта которых содержат безопорные элементы техники, за счет привлечения базовых элементов прыжков на батутах. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в ДЮСШ, программах дополнительного образования, в рамках переподготовки тренеров по единоборствам, для студентов СУЗов, ВУЗов, углубляют разделы теории безопорных технических действий, используемых в тхэквондо с применением средств акробатики и прыжков на батуте. Материалы и методы. Для проверки эффективности разработанной методики был проведен педагогический эксперимент, который проходил на базе ГАУ «Центр спортивной подготовки», г. Казань, Республика Татарстан, Россия. Нами были сформированы 2 группы: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ). В каждой группе по 10 человек. В ЭГ и КГ входили учащиеся, занимающиеся тхэквондо на тренировочном этапе (СС–1) возраст 11-12 лет. Решение поставленных задач обеспечивалось комплексом методов, включающих: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, тесты и контрольные испытания, педагогический эксперимент, экспертное оценивание, методы математической статистики. Результат. В результате выявленных кинематических характеристик была обоснована методика обучения безопорным техническим действиям тхэквондо, основанная на использовании в одном полугодичном цикле: средств для развития безопорных технических действий путем включения в учебно-тренировочный процесс средств базовых элементов прыжков на батуте, с вариативностью сложности выполнения; средств акробатической подготовки; средств для развития общих и специальных физических качеств. Заключение. В результате теоретически обоснованной и экспериментально проверенной методики в педагогическом эксперименте было установлено, что применение подводящих, общеподготовительных и специально подготовительных средств с акцентированным использованием базовых элементов прыжков на батуте, выполняемых в безопорном положении, позволяет: повысить показатели общих и специальных физических качеств; повысить показатели технической подготовленности; повысить результативность спортсменов на соревнованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Кузнецова Зинаида Михайловна, Рожина Елизавета Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodology of teaching young taekwondo practitioners non-defensive technical actions

An analysis of the last years’ duels of the World and European Taekwondo Championships has shown that athletes are increasingly using unsupported technical actions in attacking combinations, which are based on kicks in a unsupported position in combination with various rotations. Unsupported technical actions with feet are the symbols of punches group accepted in the circle of taekwondo specialists. Scientific novelty. The developed structure of the taekwondo unsupported technical actions phase composition made it possible to expand the system of scientific ideas about the technique of martial arts and expand the arsenal of training complexes for athletes whose sports contain unsupported elements of technology by involving the basic elements of trampolining. Practical significance. The results of the study can be used in youth sports schools, additional education programs, as part of the retraining of martial arts coaches, for students of colleges and universities, deepen sections of the theory of unsupported technical actions used in taekwondo using acrobatics and trampoline jumping. Materials and methods. To test the effectiveness of the developed methodology, a pedagogical experiment was conducted, which took place on the basis of the State Educational Institution "Sports Training Center", Kazan, Republic of Tatarstan, Russia. We formed 2 groups: experimental (EG) and control (KG). There are 10 people in each group. The EG and KG included students engaged in taekwondo at the training stage (CC–1) aged 11-12 years. The solution of the tasks was provided by a set of methods, including: analysis of scientific and methodological literature on the research problem, pedagogical observation, tests and control tests, pedagogical experiment, expert assessment, methods of mathematical statistics. Result. As a result of the revealed kinematic characteristics, the methodology of teaching unsupported technical actions of taekwondo was justified, based on the use in one six-month cycle: means for the development of unsupported technical actions by including in the educational and training process the means of trampoline jumping basic elements, with a variation in the complexity of performance; means of acrobatic training; means for the development of general and special physical qualities. Conclusion. As a result of a theoretically justified and experimentally proven methodology in a pedagogical experiment, it was found that the use of leading, general preparatory and special preparatory means with an accentuated use of the basic elements of trampoline jumps performed in a non-supporting position allows: to increase the indicators of general and special physical qualities; to increase the indicators of technical preparedness; to increase the effectiveness of athletes in competitions.

Текст научной работы на тему «Методика обучения юных тхэквондистов безопорным техническим действиям»

УДК 796

Методика обучения юных тхэквондистов безопорным техническим

действиям Кузнецова З.М.1, Рожина Е. В.2*

1Набережночелнинский филиал Университета управления «ТИСБИ» г. Набережные Челны, Россия ORCID: 0000-0002-5558-474X, kzm diss@mail.ru 2 Центр спортивной подготовки г. Казань, Россия elizaveta. taek@gmail. com *

Аннотация: Анализ поединков последних лет чемпионатов Мира и Европы по тхэквондо показал, что спортсмены все чаще применяют безопорные технические действия в атакующих комбинациях, основу которых составляют удары ногами в безопорном положении в сочетаниях с различными вращениями. Безопорные технические действия ногами - это условные обозначения группы ударов, принятые в кругу специалистов по тхэквондо. Научная новизна. Разработанная структура фазового состава безопорных технических действий тхэквондо позволила расширить систему научных представлений о технике спортивных единоборств и расширить арсенал комплексов подготовки спортсменов, виды спорта которых содержат безопорные элементы техники, за счет привлечения базовых элементов прыжков на батутах. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в ДЮСШ, программах дополнительного образования, в рамках переподготовки тренеров по единоборствам, для студентов СУЗов, ВУЗов, углубляют разделы теории безопорных технических действий, используемых в тхэквондо с применением средств акробатики и прыжков на батуте. Материалы и методы. Для проверки эффективности разработанной методики был проведен педагогический эксперимент, который проходил на базе ГАУ «Центр спортивной подготовки», г.Казань, Республика Татарстан, Россия. Нами были сформированы 2 группы: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ). В каждой группе по 10 человек. В ЭГ и КГ входили учащиеся, занимающиеся тхэквондо на тренировочном этапе (СС-1) возраст 11-12 лет. Решение поставленных задач обеспечивалось комплексом методов, включающих: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, тесты и контрольные испытания, педагогический эксперимент, экспертное оценивание, методы математической статистики. Результат. В результате выявленных кинематических характеристик была обоснована методика обучения безопорным техническим действиям тхэквондо, основанная на использовании в одном полугодичном цикле: средств для развития безопорных технических действий путем включения в учебно-тренировочный процесс средств базовых элементов прыжков на батуте, с вариативностью сложности выполнения; средств акробатической подготовки; средств для развития общих и специальных физических качеств. Заключение. В результате теоретически обоснованной и экспериментально проверенной методики в педагогическом эксперименте было установлено, что применение подводящих, общеподготовительных и специально-подготовительных средств с акцентированным использованием базовых элементов прыжков на батуте, выполняемых в безопорном положении, позволяет: повысить показатели общих и специальных физических качеств; повысить показатели технической подготовленности; повысить результативность спортсменов на соревнованиях.

Ключевые слова: методика, юные тхэквондисты, технические действия.

Для цитирования: Кузнецова З.М., Рожина Е.В. Методика обучения юных тхэквондистов безопорным техническим действиям. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(2): .

The methodology of teaching young taekwondo practitioners non-defensive

technical actions

Zinaida M. Kuznetsova1, Elizaveta V. Rozhina2*

1Naberezhnye Chelny Branch of the TISBI University of Management Naberezhnye Chelny, Russia ORCID: 0000-0002-5558-474X, kzm diss@mail.ru 2Sport Training Center Kazan, Russia elizaveta.taek@gmail.com*

Abstract: An analysis of the last years' duels of the World and European Taekwondo Championships has shown that athletes are increasingly using unsupported technical actions in attacking combinations, which are based on kicks in a unsupported position in combination with various rotations. Unsupported technical actions with feet are the symbols of punches group accepted in the circle of taekwondo specialists. Scientific novelty. The developed structure of the taekwondo unsupported technical actions phase composition made it possible to expand the system of scientific ideas about the technique of martial arts and expand the arsenal of training complexes for athletes whose sports contain unsupported elements of technology by involving the basic elements of trampolining. Practical significance. The results of the study can be used in youth sports schools, additional education programs, as part of the retraining of martial arts coaches, for students of colleges and universities, deepen sections of the theory of unsupported technical actions used in taekwondo using acrobatics and trampoline jumping. Materials and methods. To test the effectiveness of the developed methodology, a pedagogical experiment was conducted, which took place on the basis of the State Educational Institution "Sports Training Center", Kazan, Republic of Tatarstan, Russia. We formed 2 groups: experimental (EG) and control (KG). There are 10 people in each group. The EG and KG included students engaged in taekwondo at the training stage (CC-1) aged 11-12 years. The solution of the tasks was provided by a set of methods, including: analysis of scientific and methodological literature on the research problem, pedagogical observation, tests and control tests, pedagogical experiment, expert assessment, methods of mathematical statistics. Result. As a result of the revealed kinematic characteristics, the methodology of teaching unsupported technical actions of taekwondo was justified, based on the use in one six-month cycle: means for the development of unsupported technical actions by including in the educational and training process the means of trampoline jumping basic elements, with a variation in the complexity of performance; means of acrobatic training; means for the development of general and special physical qualities. Conclusion. As a result of a theoretically justified and experimentally proven methodology in a pedagogical experiment, it was found that the use of leading, general preparatory and special preparatory means with an accentuated use of the basic elements of trampoline jumps performed in a non-supporting position allows: to increase the indicators of general and special physical qualities; to increase the indicators of technical preparedness; to increase the effectiveness of athletes in competitions.

Keywords: methodology, young taekwondo practitioners, technical actions.

For citation: Zinaida M. Kuznetsova, Elizaveta V. Rozhina*. Methods of teaching young Taekwondo practitioners unsupported technical actions. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(2): .

Введение

Говоря о врожденных задатках, на основе которых достигается определенный уровень технической подготовленности спортсменов, имеются в виду их генетически обусловленные координационные способности. Их совершенствование направлено на формирование двигательных умений, необходимых двигательных навыков.

Следовательно, анализу подвергаются звенья цепочки: координационные способности, двигательные навыки, техническая подготовленность.

Специальная техническая подготовка тхэквондистов направлена на развитие специальных координационных способностей (при помощи специально-

подготовительных упражнений) и освоение техники борьбы (при помощи соревновательных упражнений). Чтобы охарактеризовать процесс специальной технической подготовки, необходимо сказать о его направленности, этапности, объеме, рекомендуемой для усвоения техники и последовательности ее изучения.

Материалы и методы

Педагогическое исследование осуществлялось на базе ГАУ «Центр спортивной подготовки», г. Казань, Республика Татарстан, Россия. Педагогическое исследование проводилось 9 месяцев в несколько этапов.

Результаты и обсуждение

Во время эксперимента тренировочные занятия проводились 6 раз в неделю по 1,5 часа, из которых 3 занятия ЭГ проводились с использованием батута для развития безопорной техники тхэквондо.

В разработанной методике обучения безопорным техническим действиям были сформированы специально подобранные подводящие упражнения, учитывающие выявленные кинематические характеристики. Подводящие упражнения, выполняемые в статическом положении к различным фазам ударов, выполнялись с учетом средних угловых значений основных суставов тела. Использовались следующие методические приемы: временное исключение или ограничение зрительного самоконтроля, введение неустойчивой опоры, введение сбивающего противодействия партнера и включение предварительных и сопутствующих движений, затрудняющих сохранение равновесия.

Развитие равновесия повлияло на повышение статокинетической устойчивости, что, в свою очередь, позволит эффективнее осваивать основы техники безопорных технических действий тхэквондо. Добиться данных результатов позволила комбинация используемых методических приемов:

• удлинение времени сохранения равновесия,

• уменьшение площади опоры и батута,

• увеличение высоты прыжков,

• использование дополнительных условий батутного центра.

На повышение уровня развития, дифференцирования силовых качеств мышц ног повлияло соблюдение следующих принципов выполнения подготовительных и специальных упражнений:

- выполнение упражнений на повышение уровня развития способности к дифференцированию длительности отдельных фаз движения; способности к дифференцированию длительности всего движения; способности к дифференцированию темпа движения;

- упражнения должны иметь необходимую физическую трудность, содержать элементы новизны, отличаться большим многообразием форм выполнения движений и неожиданностью решений двигательных задач, включать упражнения по регулированию, контролю и самооценке различных параметров движений путем активизации работы отдельных анализаторов, либо с «выключением» их деятельности.

На рост показателей результативности контрольных поединков повлияло:

• развитие чувства положения тела, когда юные тхэквондисты подбирают исходное положение для выполнения безопорных технических действий. Умение контролировать свое тело по отношению к сопернику создает предпосылки для успешных выполнений технических действий;

• развитие чувства свободы движений, умение дифференцировать различные группы мышц в сложных условиях поединка;

• развитие чувства момента удара, связанное с восприятием быстроты и момента контакта ударной поверхности с целью.

Применялись разработанные нами 3 комплекса упражнений.

В ходе проведения всех трёх комплексов были выполнены следующие задачи:

1. необходимость создать у занимающихся представление о снаряде (батуте) и его свойствах; обучить их отталкиванию и остановке, правильному положению тела и сохранению равновесия в момент отталкивания и в полете;

2. нужно обучить занимающихся исходным и конечным положениям в прыжках на батуте (из основной стойки, из стойки на коленях, из положения упор стоя на коленях, из седа, из положения лёжа на животе, из положения лёжа) и приходу в эти же положения;

3. необходимо освоить простейшие вращения вокруг поперечной и продольной осей тела — при выполнении как отдельных элементов, так и простейших комбинаций, что способствует развитию ориентировки в пространстве и специальной выносливости.

Батут дает равномерную нагрузку и способствует правильному наращиванию мышечной массы, развитию вестибулярного аппарата, опорно-двигательного аппарата, моторики рук и ног. В результате улучшается координация движений - способность, которую необходимо развивать у тхэквондистов на тренировочном этапе (СС-1).

Прыжки на батуте начинаются с освоения упражнений, направленных на адаптацию занимающихся к необычным условиям.

Для создания представления о снаряде (батуте) и его свойствах и обучения отталкиванию и остановке, правильному положению тела и сохранению равновесия в момент отталкивания и в полете используются следующие упражнения:

- перемещения по сетке шагом и прыжками (с одной ноги на другую или на обеих ногах); при этом руки могут ставиться на пояс или вниз;

- темповые подскоки в центре батута, руки на пояс. При этом необходимо следить, чтобы локти несколько давили вперед, что создает правильное положение туловища при отталкивании;

- темповые подскоки с различным положением рук (вниз, вверх) и с движением руками; темповые подскоки с принятием положений группировки и согнувшись в полете.

В первый комплекс вошли упражнения для развития координации в равновесии без предметов:

хождение по сетке (7-8 шагов);

10-15 прыжков на двух, руки на пояс (в центре сетки); поочерёдные 10 прыжков на правой, на левой; подскоки в положениях сед, лежа на животе, лежа (по 5-7 раз); 3 прыжка на двух, 1 прыжок в группировку; то же, но 1 прыжок в положении согнувшись. Во второй комплекс мы включили средства в равновесии с предметами: прыжки с передачей мяча партнёру; прыжок в шпагат с приземлением в отмеченную область; прыжок, удар по подброшенному мячу. В третий комплекс вошли упражнения с кувырками и поворотами без предметов: • кувырки вперед и назад (по 5 раз);

• 3 прыжка, 1 прыжок с поворотом на 180°;

• 3 прыжка, 1 прыжок с поворотом на 360°.

При этом особое внимание уделяется положению и напряжению мышц туловища, рук и ног во время прихода на сетку. Сначала необходимо объяснить занимающимся исходное положение, а затем выполнить приход в это положение после небольших темповых подскоков.

Контрольная группа выполняла упражнения, находясь на твердой опоре, а экспериментальная - на батуте.

В разработанной методике обучения безопорным техническим действиям особое внимание было уделено развитию специальных физических качеств.

Нами была проведена оценка технической подготовленности тхэквондистов. Благодаря данным упражнениям, при выполнении ударов ногами значительно повысилась точность, активное воспроизведение угловых смещений в тазобедренном, коленном в голеностопном суставах. Важную роль в развитии «чувства пространства» сыграло направленное на учебно-тренировочных занятиях воздействие на функции анализаторов (зрительного, вестибулярного и др.) (Таблица 1).

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа технической подготовленности у юных 11 -12 лет в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента

Признак До эксперимента М±т После эксперимента М±т Величина прироста, %

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Нанесение на скорость боковых ударов ногами (кол-во) 1,4±0,03 1,3±0,02 1,4±0,02 1,4±0,2 3,6 7,6*

4 удара ногой по воздуху в средний уровень, не опуская ноги (в баллах) 3,8±0,1 3,9±0,1 4,1±0,1 4,8±0,2 7,4 21,8*

10 боковых ударов ногой в средний уровень по 10 пронумерованным ракеткам (сек) 40,4±1,1 40,8±1 37,7±0,8 37±0,7 6,8* 9,3*

Боковой удар по «Кик тесту» (кг) 1,1±0,02 1,1±0,03 1,1±0,03 1±0,01 2,8 7,1*

Примечание: «КГ» - контрольная группа, «ЭГ» - экспериментальная группа. (*) -достоверность различий при Р<0,05 между результатами до и после эксперимента в ЭГ и КГ

Оценка технической подготовленности ориентации в пространстве в тесте «10 боковых ударов ногой в средний уровень по 10 пронумерованным ракеткам» в экспериментальных группах говорит об улучшении юными спортсменами: «чувства пространства», «чувства времени». В ЭГ прирост показателя 9,3% (р<0,05; до 40,8±1;

после 37±0,7). На показатели повлияло целенаправленное совершенствование точности пространственных ощущений в том или ином виде деятельности у юных спортсменов, тем самым совершенствовалось и «чувство пространства», которое приобретает глубоко специализированный характер во время поединков. Это находит свое выражение в «чувстве дистанции к сопернику», «чувстве площадки», «чувстве различных звеньев тела, при выполнении технических действий» и в других тонко специализированных пространственных восприятиях.

Исследование технической подготовленности дифференцирования силовых качеств мышц ног в экспериментальной группе, в тесте «Боковой удар по «Кик тесту», показало положительную динамику полученных результатов, прирост показателя составил 7,1% (р<0,05; до 1,1±0,03; после 1±0,01). Юные тхэквондисты научились выполнять безопорные технические действия точно и эффективно. Повысилась экономичность движений, характеризующаяся отсутствием или минимумом лишних, ненужных движений с минимально необходимыми затратами энергии. Стоит отметить, что на прирост показателей повлияло не только повышение эффективности и качество выполнения техники безопорных технических действий тхэквондо, но и уровень физической подготовленности занимающихся.

Приспосабливаться к изменяющимся ситуациям и к перестроению двигательных действий экспериментальной группы в тесте «Нанесение на скорость боковых ударов ногами» (р<0,05; до 1,3±0,02; после 1,4±0,2), показал прирост показателя на 7,6%. Прирост показателя, по нашему мнению, связан с тем, что применялась группа специальных упражнений. Где выполнялись технические действия тхэквондо в передвижениях, связанных с восприятием, оценкой и регулированием пространственных параметров движений: расстояния до объекта (цели), размеров площадки, амплитуды движений, направления выполненных ударов. Анализ полученных результатов технической подготовленности: сохранение равновесия в тесте «4 удара ногой по воздуху в средний уровень, не опуская ноги» в экспериментальной группе (р<0,05; до 3,9±0,1; после 4,8±0,2) показал значительный прирост показателя, который составляет 21,8%.

В конце исследования, тренерским составом было отмечено, что спортсмены экспериментальной группы быстрее восстанавливают позы тела. По мере улучшения равновесия происходило уменьшение амплитуды (размаха) колебаний тела при выполнении ударов ногами.

В результате анализа проявления общих физических и специальных физических качеств у юных спортсменов 11-12 лет, в начале педагогического эксперимента значимые изменения не обнаружены ни в одном из тестов. Это говорит о том, что уровень

проявления общих физических и специальных физических качеств одинаковый в обеих группах (Таблица 2).

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа общих физических качеств у юных спортсменов 11 -

12 лет в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента

Признак До эксперимента М±т После эксперимента М±т Величина прироста, %

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Бег 1500 м. (сек) 478,7±4,76 479,1±3,63 475,5±4,4 469,2±2,88 0,7 2

Подтягивание из виса на перекладине (кол) 4,8±0,39 4,7±0,42 5,5±0,45 6,6±0,45 14,6 40,4

Подъём туловища из положения лёжа на спинеза 1 мин. (кол) 36±0,37 36,7±0,5 37,3±0,26 41±0,71 3,6 11,7*

Прыжок в длину с места (см) 70,9±1,4 71,6±1,7 74,9±1,3 76±1,4 5,6* 6,1*

Наклон из исходного положения, стоя на возвышении в 25 - 35 см, кончики пальцев рук ниже уровня линии стоп (см) 5,1±0,31 5,2±0,36 5,4±0,34 7,3±0,47 5,9 40,4*

Челночный бег 30х8 (сек) 84,2±0,76 83,9±0,71 83,2±0,79 79,6±0,45 1,2 5,1*

Три кувырка вперед изИ. П. упор присев (сек) 1,5±0,03 1,5±0,03 1,4±0,02 1,3±0,02 2,1 7,5*

Продольный шпагат (не более 15 см от линии паха) (см) 14,4±0,6 13±0,58 14,5±0,58 10,7±0,42 0,7 17,7*

Поперечный шпагат (не более 25 см от линии паха) (см) 25,3±0,6 25,1±0,53 24±0,26 20,9±0,64 5,1 16,7*

Примечание:«КГ» - контрольная группа, «ЭГ» - экспериментальная группа. (*) - достоверность различий при Р<0,05 между результатами до и после эксперимента в ЭГ и КГ

Сравнение результатов теста «Прыжки в длину с места» показывают достоверный прирост показателя в обеих группах на 6,1% у ЭГ (р<0,05; до 71,6±1,7; после 76±1,4) и на 5,6% у КГ (р<0,05; до 70,9±1,4; после 74,9±1,3). Работа над повышением точности силовых параметров движений приводит к формированию «чувства мышечных усилий». Данное чувство напрямую влияет на скорость освоения безопорных технических действий тхэквондо, а также позволит точно и эффективно воспроизводить удары ногами во время поединков.

Самый большой прирост в показателях общей физической подготовленности был в тесте «Наклон из исходного положения стоя на возвышении в 25 - 35 см, кончики пальцев

рук ниже уровня линии стоп». До педагогического эксперимента у КГ показатель составлял 5,1±0,31 сек. . после педагогического эксперимента 5,4±0,34 сек., показатель возрос на 5,9%. У ЭГ до педагогического эксперимента показатель был 5,2±0,36 сек. , после педагогического эксперимента 7,3±0,47 сек. , показатель увеличился на 40,4%.

В тесте «Бег 60 м» до педагогического эксперимента у КГ показатель составлял 10,3±0,04 сек. , после педагогического эксперимента 10,2±0,05 сек. , показатель возрос на 1,2%. У ЭГ до педагогического эксперимента показатель был 10,3±0,04 сек., после педагогического эксперимента 9,9±0,04 сек., показатель увеличился на 3,9%.

В тесте «Подъём туловища из положения лёжа на спине за 1 мин. ». До педагогического эксперимента у КГ показатель составлял 36±0,37 сек. , после педагогического эксперимента 37,3±0,26 сек. , показатель возрос на 3,6%. У ЭГ до педагогического эксперимента показатель был 36,7±0,5 сек., после педагогического эксперимента 41±0,71 сек. , показатель увеличился на 11,7%.

Самый высокий результат по специальной физической подготовленности показал тест «Продольный шпагат». В КГ до педагогического эксперимента показатель составил 14,4±0,6, после педагогического эксперимента - 4,5±0,58, прирост 0,7%. В ЭГ до педагогического эксперимента - 13±0,58, после педагогического эксперимента - 10,7±0,42, прирост составил 17,7%.

В тесте «Челночный бег 30х8» ЭГ показала достоверный прирост показателей. Результат увеличился на 5,1% (до 83,9±0,71, после 79,6±0,45). В КГ прирост составил 1,2% (до 84,2±0,76, после 83,2±0,79).

Результаты исследования способности ориентирования в пространстве тест «3 кувырка вперед», свидетельствуют об значительном улучшении показателей (р<0,05; до 1,5±0,03; после 1,3±0,02; прирост показателя 7,5%). По нашему мнению, положительный результат достигнут за счет включения в учебно-тренировочный процесс базовых элементов акробатики: кувырки вперед и назад, а также, соблюдение определенных методических приемов при выполнении заданий.

В тесте «Поперечный шпагат» В ЭГ прирост составил 16,7% (до 25,1±0,53, после 20,9±0,64). В КГ прирост увеличился на 5,1% (до 25,3±0,6, после 24±0,26).

В целом, по экспериментальной группе юных спортсменов 11-12 лет развитие общих и специальных физических качеств увеличилось по большинству тестов.

Таблица 3

Результаты сравнительного анализа контрольных поединков юных спортсменов 11 - 12 лет в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента

Признак До эксперимента М±т После эксперимента М±т Величина прироста, %

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нанесение ударов за бой (кол/уд) 2,8±0,3 2,6±0,3 2,1±0,2 3,4±0,3 23,7 28,8*

Удары, попавшие в цель (балл) 7±0,91 7,4±0,83 7,5±0,81 10,4±0,85 7,1 40,5*

Примечание: «КГ» - контрольная группа, «ЭГ» - экспериментальная группа. (*) -достоверность различий при Р<0,05 между результатами до и после эксперимента в ЭГ и КГ

В целом, по экспериментальной группе выявлена эффективность разработанной методики с использованием базовых элементов акробатики и элементов прыжков на батуте, выполняемые в безопорном положении. Все это для развития физических качеств (приспособление и перестроение, сохранение равновесия, ориентация в пространстве и дифференцирование силовых качеств мышц ног), необходимые для повышения скорости и качества освоения безопорных технических действий тхэквондо юными спортсменами.

Полученные результаты позволяют сделать заключение об эффективности применения разработанного нами комплекса с применением батутно-акробатических средств для развития физических качеств и технической подготовленности у тхэквондистов 11-12 лет.

Заключение

В результате выявленных кинематических характеристик была обоснована методика обучения безопорным техническим действиям тхэквондо, основанная на использовании в одном полугодичном цикле:

- средств для развития безопорных технических действий путем включения в учебно-тренировочный процесс средств базовых элементов прыжков на батуте, с вариативностью сложности выполнения;

- средств акробатической подготовки;

- средств для развития общих и специальных физических качеств;

В результате теоретически обоснованной и экспериментально проверенной методики в педагогическом эксперименте было установлено, что применение подводящих, общеподготовительных и специально- подготовительных средств с акцентированным использованием базовых элементов прыжков на батуте, выполняемых в безопорном положении, позволяет:

повысить показатели общих и специальных физических качеств; повысить показатели технической подготовленности; повысить результативность спортсменов на соревнованиях.

Список литературы

4. Кузнецова З. М., Шепелев Н. А., Фомичева С. Д. Формирование физических качеств детей дошкольного возраста на занятиях по тхэквондо. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(1): 138-144. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-138-144.

2. Эпов О.Г. Влияние соревновательной нагрузки на организм спортсменов ударных видов олимпийских единоборств. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020; 15(1): 48-53. DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-1-5-14.

3. Кузнецова З.М. , Шепелев Н.А. , Фомичева С.Д. Формирование физических качеств детей дошкольного возраста на занятиях по тхэквондо. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(1): 138-144.

References

1. Zinaida M. Kuznetsova, Nikolay A. Shepelev, Sofiya D. Fomicheva. Formation of physical qualities of preschool children in taekwondo classes. Pedagogikopsihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(1): 138-144. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-138-144 [In Russ., In Engl.].

2. Oleg G. Epov. The effect of competitive load on the body of athletes of shock types of Olympic martial arts. Pedagogikopsihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2020; 15(1): 48-53. DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-1-5-14 [In Russ., In Engl.].

3. Zinaida M. Kuznetsova, Nikolay A. Shepelev, Sofiya D. Fomicheva. Physical qualities formation of preschool children at taekwondo classes. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(1): 138-144 [In Russ., In Engl.]

Статья поступила в редакцию: 20.05.2024

Кузнецова Зинаида Михайловна - доктор педагогических наук, профессор, Набережночелнинский филиал «Университета управления «ТИСБИ», 423806, Россия, г. Набережные Челны, ул. Комсомольская набережная, дом 6, e-mail: kzm_diss@,mail.ru Рожина Елизавета Владимировна - инструктор, Центр спортивной подготовки, 420107, Россия, Казань, ул. Петербургская, дом 12, e-mail: elizaveta.taek@,gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.