DO110.26170/2079-8717_2022_05_08 ГРНТИ 14.35.19
УДК 796.012.56:378.14 ББК 4448.055+4571.5
Код ВАК 5.8.2
Гармаев Василий Буянтуевич,
кандидат педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет; 670000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а; e-mail: [email protected]
Эрхеев Солбон Валерьевич,
старший преподаватель, Бурятский государственный университет; 670000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а; e-mail: [email protected]
Жигжитов Эрдэм Цыпылович,
заведующий кафедрой физического воспитания, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия; 670024, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8; e-mail: [email protected]
Батуев Амгалан Иванович,
доцент, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия; 670024, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8; e-mail: [email protected]
Цыремпилов Виталий Борисович,
доцент, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия; 670024, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8; e-mail: [email protected]
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ
С СОПРЯЖЕННЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ НА ОСНОВЕ БРОСКА
ЧЕРЕЗ БЕДРО СТУДЕНТОВ В СЕКЦИИ СМЕШАННЫХ ЕДИНОБОРСТВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: студенты; бросок через бедро; технико-тактические действия; смешанные единоборства; метод сопряженного воздействия
АННОТАЦИЯ. Данное исследование посвящено обучению технико-тактическим действиям с сопряженным воздействием на основе броска через бедро студентов в секции смешанных единоборств. Тренировочный процесс в смешанных единоборствах необходимо строить с учетом передового опыта, внедрять в практику тренировки эффективные методы и приемы. Бросок через бедро относится к одному из универсальных бросков, который можно выполнять с различной амплитудой и с использованием различных захватов, при этом бросающий может оставаться на ногах и выполнять бросок с падением.
Последовательный педагогический эксперимент с внедрением методики в учебно--тренировочный процесс студентов в секции смешанных единоборств был разделен на три этапа. Экспериментальная группа изучала технику обучения броска через бедро с помощью целостного метода обучения одновременно с сопряженным воздействием. Использовался метод целостного обучения, который позволял сформировать в сознании спортсмена умения и навыки как отдельного технического действия «броска через бедро», так и целостной технико-тактической комбинации, обучения различным вариациям решения технико-тактических задач. Особенностью применяемой методики обучения технике броска через бедро является то, что данный бросок проводится только в составе технико-тактической комбинации с использованием ударов руками и ногами. Для эффективного обучения тактическим приемам «маскировка» и «вызов» были разработаны технические комбинации, основанные на атаке и контратаке ударной техники для входа на ближнюю дистанцию боя. Оценка технических действий при выполнении комбинаций на основе броска через бедро у экспериментальной группы осуществлялась по критериям стабильности, вариативности, эффективности техники выполнения технико-тактических действий, броска через бедро борцовского манекена с захватом за корпус за 1 мин. В конце эксперимента результаты экспертных оценок техники выполнения комбинаций тестовых заданий показали достоверный прирост во всех показателях по отношению с начальными результатами.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Гармаев, В. Б. Методика обучения технико-тактическим действиям с сопряженным воздействием на основе броска через бедро студентов в секции смешанных единоборств / В. Б. Гармаев, С. В. Эрхеев, Э. Ц. Жигжитов, А. И. Батуев, В. Б. Цыремпилов. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 5. - С. 73-78. - DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_08.
Garmaev Vasiliy Buyantuevich,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Buryat State University, Ulan-Ude, Russia
Erheev Solbon Valerievich,
Senior Lecturer, Buryat State University, Ulan-Ude, Russia
Zhigzhitov Erdem Tsypylovich,
Head of Department of Physical Education, Buryat State Academy of Agriculture, Ulan-Ude, Russia Batuev Amgalan Ivanovich,
Associate Professor, Buryat State Academy of Agriculture, Ulan-Ude, Russia Tsyrempilov Vitaliy Borisovich,
Associate Professor, Buryat State Academy of Agriculture, Ulan-Ude, Russia
© Гармаев В. Б., Эрхеев С. В., Жигжитов Э. Ц., Батуев А. И., Цыремпилов В. Б., 2022
THE METHOD OF TEACHING TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS WITH CONNECTED IMPACT ON THE BASIS OF A THROW OVER THE THIGH OF STUDENTS IN THE SECTION OF MIXED MARTIAL ARTS
KEYWORDS: students; throw through the thigh; technical and tactical actions; mixed martial arts; conjugate method
ABSTRACT. This study is devoted to teaching technical and tactical actions with a conjugated impact based on a throw through the hip of students in the mixed martial arts section. The training process in mixed martial arts must be built taking into account the best practices, and effective methods and techniques should be introduced into training practice. The hip throw refers to one of the versatile throws that can be performed with a variety of amplitudes and grips, while the thrower can remain on their feet and perform a fall throw.
A consistent pedagogical experiment with the introduction of the methodology in the educational and training process of students in the mixed martial arts section was divided into three stages. The experimental group studied the technique of training the throw through the thigh using a holistic training method simultaneously with the conjugate impact. A method of holistic training, which made it possible to form in the mind of an athlete the skills and abilities of both a separate technical action of a "throw over the hip" and a holistic technical and tactical combination, teaching various variations of solving technical and tactical problems. A feature of the applied method of teaching the technique of throwing through the thigh is that this throw is carried out only as part of a technical-tactical combination using punches and kicks. For effective training in tactical techniques "camouflage" and "challenge", technical combinations were developed based on attack and counterattack of striking techniques to enter the close range of combat. The evaluation of technical actions during the performance of combinations based on a throw through the thigh in the experimental group was carried out according to the criteria of stability, variability, the effectiveness of the technique for performing technical and tactical actions, a throw through the thigh of a wrestling dummy with a grip on the body for 1 minute. At the end of the experiment, the results of expert assessments of the technique for performing combinations of test tasks showed a significant increase in all indicators in relation to the initial results.
FOR CITATION: Garmaev, V. B., Erheev, S. V., Zhigzhitov, E. T., Batuev, A. I., Tsyrempilov, V. B. (2022). The Method of Teaching Technical and Tactical Actions with Connected Impact on the Basis of a Throw Over the Thigh of Students in the Section of Mixed Martial Arts. In Pedagogical Education in Russia. No. 5, pp. 73-78. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_08.
Актуальность. Уровень современного спорта высших достижений в смешанных единоборствах очень высок, и тем актуальнее поиск путей дальнейшего прогресса в подготовке единоборцев. В тренировочном процессе единоборцев важную функцию выполняет система тренировочных занятий, которая должна основываться на современных достижениях спортивной науки. Тренировочный процесс в смешанных единоборствах необходимо строить с учетом передового опыта, внедрять в практику тренировки эффективные методы и приемы. Смешанные единоборства, рожденные в атмосфере острой конкуренции с другими школами единоборств, зарекомендовали себя как популярное, зрелищное единоборство и эффективное средство для практического применения. Смешанные единоборства включают в себя технику борьбы и технику ударных единоборств, но к обучению приемам борьбы следует отнестись особенно внимательно.
Бросок через бедро является распространенным приемом спортивной борьбы и применяется во многих спортивных единоборствах (дзюдо, вольная борьба, греко-римская борьба, смешанные единоборства, грепплинг и другие). Бросок через бедро относится к одному из универсальных бросков, который можно выполнять с различной амплитудой и с использованием раз-
личных захватов, при этом бросающий может оставаться на ногах и выполнять бросок с падением [10; 12].
Для успешного выполнения бросков необходима очень тщательная технико-тактическая подготовка, студент должен осмысленно выполнить основные действия, необходимые для выполнения броска:
- выбрать дистанцию;
- взять плотный захват;
- осуществлять контроль соперника;
- в зависимости от тактической ситуации выбрать технику броска;
- вывести соперника из равновесия;
- провести бросок. На начальном этапе рекомендуется разобрать бросок по деталям и элементам: захват, подворот, отрыв от ковра, процесс перекидывания, приземление. На всех этапах отработки данного приема эффективными являются следующие методы: наблюдение с целью создания зрительного образа; словесный метод, реализуемый в жанре объяснения (данный метод позволит сформировать так называемый «логический» образ приема), отработка броска в спарринге [10]. Тренеры отмечают, что в процессе тренировки необходимо проводить комбинацию различных приемов и методов. Отметим, что в качестве одного из способов «работы над ошибками» в соревнованиях тренеры применяют анализ видеозаписи поединков обучающихся.
Спортсмен как бы со стороны наблюдает свое участие в поединке, сам анализирует свои удачи и промахи. В обсуждении принимают участие и другие спортсмены группы. При этом тренеры настраивают на корректное и конструктивное обсуждение поединков прошедших соревнований [5].
В нашем исследовании было предложено изучать технику бросков через бедро с помощью метода целостного обучения. Это связано с тем, что большинство студентов, занимающихся в секции смешанных единоборств, уже имеют определенный опыт занятий спортивными единоборствами и владеют в той или иной степени техникой броска через бедро.
Особенностью применяемой методики обучения технике броска через бедро студентов является то, что данный бросок проводится только в составе технико-тактической комбинации с использованием ударов руками и ногами. Отдельно бросок через бедро в смешанных единоборствах провести крайне сложно, так как необходимо приблизиться к противнику на ближнюю дистанцию в бою, но в ответ на сокращение дистанции противник будет использовать весь имеющийся арсенал ударов руками и ногами, для того чтобы предотвратить выполнение броска [2].
Методика обучения предполагала решение трех технико-тактических задач:
- атака или контратака с помощью ударной техники для входа в ближнюю дистанцию боя;
- выполнение захвата и броска через бедро;
- выполнение добивающих ударов, проведение болевых или удушающих приемов по отношению к противнику, расположенному в партере.
Экспериментальная группа изучала технику обучения броска через бедро с помощью целостного метода обучения одновременно с сопряженным воздействием. Метод целостного обучения позволял сформировать в сознании спортсмена умения и навыки как отдельного технического действия «броска через бедро», так и целостной технико-тактической комбинации различных вариаций решения технико-тактических задач [11]. Сопряженное воздействие предполагало не просто обучение, закрепление и совершенствование техники, но и одновременное целенаправленное развитие ско-ростно-силовых способностей при выполнении и отработке технико-тактических комбинаций.
Последовательный педагогический эксперимент с внедрением методики в учебно-тренировочный процесс студентов в секции смешанных единоборств был разде-
лен на три этапа:
1. Разработка подводящих упражнений для обучения технике броска через бедро методом целостного обучения.
2. Разработка связок атакующих и контратакующих технико-тактических действий с выходом на бросок через бедро.
3. Разработка связок атакующих и контратакующих технико-тактических действий с выполнением броска и выходом на добивание в партере, болевой или удушающий прием.
Первый этап:
1. Правильное выполнение подворота. Упражнение выполняется с партнером, спортсмен делает захват одной рукой за руку, второй за корпус, шею, выполняет под-ворот и, подбив, оторвав партнера от земли, ставит его на место.
2. Использование резинового жгута для имитации захвата и подворота, акцент на правильных движениях ног, корпуса и рук.
3. Совершенствование приема в парах и тройках (один спортсмен выполняет прием, а двое других - в роли спарринг-партнеров). Броски через бедро спортсмены выполняют с захватом одной руки, захватом за корпус, шею противника.
4. Страховка партнера при падении. Спортсмен, выполняющий бросок, должен контролировать траекторию движения падающего партнера, удерживая плотный захват и не распуская его в течение времени выполнения броска, соответственно, партнер должен правильно падать.
Для более эффективного обучения технике броска через бедро мы использовали метод сопряженного воздействия, для этого на первом этапе обучения мы одновременно развивали скоростно-силовые способности спортсменов средствами, близкими по структуре технике броска через бедро. Были использованы упражнения, ориентированные в основном на сгибатели и разгибатели ног и туловища [2].
Второй этап:
После 30-дневного мезоцикла тренировок мы перешли ко второму этапу педагогического эксперимента - разработка связок атакующих и контратакующих технико-тактических действий с выходом на бросок через бедро. В методику обучения были включены два тактических приема: маскировка и вызов.
- Маскировка - это тактическое действие, с помощью которого спортсмен скрывает от противника свои истинные намерения, препятствует разведке, вводит в заблуждение, создает ложное представление о своих намерениях.
- Вызов - тактическое действие, которым атакующий вызывает на выполнение
конкретных действий. Для осуществления вызова используются открытая стойка, умышленные раскрытия, демонстрация усталости [12].
Для эффективного обучения тактическим приемам «маскировка» и «вызов» были разработаны технические комбинации, основанные на атаке и контратаке ударной техники для входа на ближнюю дистанцию боя:
- Атака прямым левой рукой в голову, защита уклоном вправо и контратака снизу правой рукой в туловище - захват - бросок через бедро.
- Атака прямым правой рукой в голову, защита уклоном влево и контратака снизу левой рукой в туловище - захват - бросок через бедро.
- Атака прямым левой рукой в голову, защита уклоном вправо и контратака боковым правой рукой в голову - захват - бросок через бедро.
- Атака прямым правой рукой в голову, защита уклоном влево и контратака боковым левой рукой в голову - захват - бросок через бедро.
- Атака двойкой - левой, правой в голову, имитация прохода в ноги (отступающий соперник вытягивает руки, блокирует проход в ноги), атакующий быстро выпрямляется, выполняет захват руки противника и бросок через бедро.
- Соперник атакует ударами руками, спортсмен подпускает на ближнюю дистанцию боя короткими ударами, быстрым сближением имитирует боковую подсечку правой ногой, соперник выполняет захват левой рукой за туловище, чтобы сохранить равновесие, в это время спортсмен выполняет захват за шею и бросок через бедро.
- Спортсмен выполняет левый боковой удар в голову, шагом сближение, удар правой рукой в голову, захват руки противника, имитирует заднюю подножку (соперник, защищаясь, забегает в противоположную сторону), атакующий не распускает захват руки, второй рукой берет захват за корпус противника и выполняет бросок через бедро.
Третий этап:
Разработка связок атакующих и контратакующих технико-тактических действий с выполнением броска и выходом на добивание в партере, болевой или удушающий прием.
1. Бросок через бедро, сед на противника сверху, добивание руками.
2. Бросок через бедро, переход на удушающий прием руками.
3. Бросок через бедро, переход на болевой прием.
Вышеперечисленные упражнения и технико-тактические комбинации отрабатываются в парах, тройках. Спарринг-партнеры могут быть разного амплуа: тем-повики, игровики или нокаутеры, чтобы увеличить вариативность технико-тактических действий. Задача спортсмена -подстроиться под тип ведения поединка соперника и выполнить намеченные технико-тактические действия.
В начале и в конце педагогического эксперимента группа экспертов проанализировали эффективность выполнения бросков через бедро у студентов экспериментальной группы. В качестве экспертов выступили 3 квалифицированных тренера и 2 чемпиона России и Европы по боевому самбо. Участники эксперимента были разбиты на пары, каждой паре было предложено продемонстрировать технико-тактические комбинации с выполнением броска через бедро при полном сопротивлении партнера. Каждому занимающемуся предлагалось выполнить 10 попыток, после чего они менялись ролями. Каждый эксперт по 10-балльной шкале оценивал технико-тактические действия (табл.). При этом оценивались следующие технические действия при выполнении комбинаций на основе броска через бедро у экспериментальной группы:
1. Стабильность техники выполнения: эксперты оценивали технико-тактические комбинации на основе стабильности выполнения элементов из 10 попыток, продемонстрированных спортсменом.
2. Вариативность техники выполнения: эксперты оценивали количество вариантов исполнения технико-тактических действий из 10 попыток, продемонстрированных спортсменом.
3. Эффективность техники выполнения технико-тактических действий: эксперты оценивали количество технико-тактических действий из 10 попыток, доведенных до результата.
4. Бросок через бедро борцовского манекена с захватом за корпус (кол-во раз за 1 мин).
В конце эксперимента результаты экспертных оценок техники выполнения комбинаций и тестового задания на скорость показали достоверный прирост во всех показателях по отношению с начальными результатами (табл.).
Таблица
Результаты экспертных оценок техники выполнения комбинаций тестовых заданий на основе броска через бедро в начале и в конце педагогического эксперимента
№ п/п Показатели, оцениваемые экспертами В начале эксперимента (15) М±m В конце эксперимента (15) М±m t-критерий Стьюдента Р<0,05 (2,131<t) Прирост %
1 Стабильность техники выполнения (баллы) 5,01±0,25 8,04±0,2б Р<0,05 37,5%
2 Вариативность техники выполнения (баллы) 4,75±0,33 7,82±0,З8 Р<0,05 39,7%
3 Эффективность техники выполнения (баллы) 4,56±0,35 7,67±0,32 Р<0,05 40,5%
4 Бросок через бедро борцовского манекена с захватом за корпус (кол-во раз за 1 мин) 14,3±0,4 (4 балла) 19,4±0,5 (7 баллов) Р<0,05 21,4%
Критерии экспертной оценки техники выполнения участников эксперимента: стабильность техники в начале эксперимента участники показали на 5,01 баллов, в конце - 8,04 баллов, прирост составил 37,5%, вариативность техники в начале эксперимента - 4,75 балла, в конце - 7,82 баллов, прирост составил 39,7%, эффективность техники в начале - 4,56, в конце - 7,67 баллов, прирост составил 40,5%. В тесте бросок через бедро борцовского манекена с захватом за корпус участники в начале экспери-
мента выполнили за одну минуту в среднем 14,3 (4 балла), в конце - 19,4 (7 баллов), прирост составил 21,4%.
На основании результатов педагогического эксперимента можно утверждать, что разработанная нами методика обучения технико-тактическим действиям с сопряженным воздействием на основе броска через бедро является эффективной и ее можно рекомендовать тренерам по смешанным единоборствам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ашкинази, С. М. Технико-тактическая подготовка спортсменов в комплексных (смешанных) единоборствах : монография / С. М. Ашкинази. - Санкт-Петербург : Военный ин-т физ. культуры, 2016. - 145 с.
2. Гармаев, В. Б. Обучение студентов физической самозащите в секции смешанных единоборств /
B. Б. Гармаев, А. И. Батуев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). -
C. 58-61.
3. Гармаев, В. Б. Физическая подготовка единоборцев на начальном этапе подготовки / В. Б. Гармаев, Д. В. Дугарова // Вестник Бурятского государственного университета: Образование. Личность. Общество. - 2015. - № 2. - С. 83-87.
4. Гармаев, В. Б. Физическая подготовка тайбоксеров на этапе углубленной специализации / В. Б. Гармаев, А. С. Сагалеев, А. Б. Дашиев. - Saarbrucken : LAP LAMBERT Academic Publisching GmbH & Co, 2012.
5. Кондаков, А. М. Технико-тактическая и координационная подготовка самбистов с учетом весовых категорий : монография / А. М. Кондаков, И. Ю. Горская. - Омск : СибГУФК, 2012. - 200 с.
6. Кузьменко, Г. А. Концепция интеллектуального развития подростков в детско-юношеском спорте : монография / Г. А. Кузьменко. - Москва : МПГУ, 2017. - 212 с.
7. Оленкамп, Н. Черный пояс. Навыки и техники дзюдо / Н. Оленкамп ; пер. с англ. О. Перфильев. -Москва : Издательство «ФАИР», 2007. - 160 с.
8. Письменский, И. А. Теория и методика избранного вида спорта. Спортивная борьба : учебник для академического бакалавриата / И. А. Письменский. - Москва : Издательство «Юрайт», 2018.
9. Сагалеев, А. С. Вольная борьба (научно-теоретическое и экспериментальное обоснование подготовки спортсменов) : монография / А. С. Сагалеев, А. И. Батуев. - Улан-Удэ : БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2013. - 122 с.
10. Семенов, А. Г. Греко-римская борьба : учебник для высших учебных заведений физической культуры / А. Г. Семенов, М. В. Прохорова. - Москва : Олимпия Пресс ; Терра-Спорт, 2005. - 47 с.
11. Шестаков, В. Б. Теория и методика детско-юношеского дзюдо : учебно-методическое пособие / В. Б. Шестаков, С. В. Ерегина. - Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2008. - 211 с.
12. Шулика, Ю. А. Дзюдо. Система и борьба : учебник / Ю. А. Шулика, Я. К. Коблев, В. М. Невзоров, Ю. М. Схаляхо. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 794 с.
REFERENCES
1. Ashkinazi, S. M. (2016). Tekhniko-takticheskaya podgotovka sportsmenov v kompleksnykh (sme-shannykh) edinoborstvakh [Technical and Tactical Training of Athletes in Complex (Mixed) Single Combats]. Saint Petersburg, Voennyi institut fizicheskoi kul'tury. 145 p.
2. Garmaev, V. B., Batuev, A. I. (2018). Obuchenie studentov fizicheskoi samozashchite v sektsii sme-shannykh edinoborstv [Teaching Students Physical Self-Defense in the Section of Mixed Martial Arts]. In Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta. No. 11 (165), pp. 58-61.
3. Garmaev, V. B., Dugarova, D. V. (2015). Fizicheskaya podgotovka edinobortsev na nachal'nom etape podgotovki [Physical Training of Combat Athletes at the Early Stage of Training]. In Vestnik Buryatskogo gosu-darstvennogo universiteta: Obrazovanie. Lichnost'. Obshchestvo. No. 2, pp. 83-87.
4. Garmaev, V. B., Sagaleev, A. S., Dashiev, A. B. (2012). Fizicheskaya podgotovka taibokserov na etape uglublennoi spetsializatsii [Physical Training of Thaiboxers at the Stage of In-depth Specialization]. Saarbrucken, LAP LAMBERT Academic Publisching GmbH & Co.
5. Kondakov, A. M., Gorskaya, I. Yu. (2012). Tekhniko-takticheskaya i koordinatsionnaya podgotovka sambistov s uchetom vesovykh kategorii [Technical-Tactical and Coordination Training of Sambo Wrestlers Taking into Account Weight Categories]. Omsk, SibGUFK. 200 p.
6. Kuzmenko, G. A. (2017). Kontseptsiya intellektual'nogo razvitiya podrostkov v detsko-yunosheskom sporte [The Concept of Intellectual Development of Adolescents in Children and Youth Sports]. Moscow, MPGU. 212 p.
7. Olenkamp, N. (2007). Chernyi poyas. Navyki i tekhniki dzyudo [Black Belt. Skills and Techniques of Judo] / transl. by O. Perfilyev. Moscow, Izdatel'stvo «FAIR». 160 p.
8. Pismensky, I. A. (2018). Teoriya i metodika izbrannogo vida sporta. Sportivnaya bor'ba [Theory and Methodology of the Chosen Sport. Wrestling]. Moscow, Izdatel'stvo «Yurait».
9. Sagaleev, A. S., Batuev, A. I. (2013). Vol'naya bor'ba (nauchno-teoreticheskoe i eksperimental'noe obos-novanie podgotovki sportsmenov) [Freestyle Wrestling (Scientific, Theoretical and Experimental Substantiation of the Training of Athletes)]. Ulan-Ude, BGSKhA im. V. R. Filippova. 122 p.
10. Semenov, A. G., Prokhorova, M. V. (2005). Greko-rimskaya bor'ba [Greco-Roman Wrestling]. Moscow, Olimpiya Press, Terra-Sport. 47 p.
11. Shestakov, V. B., Eregina, S. V. (2008). Teoriya i metodika detsko-yunosheskogo dzyudo [Theory and Methodology of Youth Judo]. Moscow, OLMA Media Grupp. 211 p.
12. Shulika, Yu. A., Koblev, Ya. K., Nevzorov, V. M., Skhalyakho, Yu. M. (2006). Dzyudo. Sistema i bor'ba [Judo. System and Struggle]. Rostov-on-Don, Feniks. 794 p.