Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
742
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ГИМНАСТИКА / СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / КУВЫРОК ВПЕРЕД / КУВЫРОК НАЗАД / СТОЙКА НА ЛОПАТКАХ / УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Елена Владимировна, Ермакова Евгения Владимировна

В статье рассматривается анатомо - физиологические особенности младшего школьника, уровень его физического развития, которые должны учитываться при организации педагогической работы в начальных классах. Дана характеристика гимнастики как одному из основных средств физической культуры, которое способствуют наиболее успешному решению задач физического развития человека и совершенствованию его двигательных способностей. Рассмотрены эффективные средства обучения технике кувырка вперед, назад, стойке на лопатках на уроках физической культуры в 4 классе. Уделено внимание методам обучения технике гимнастических упражнений для учащихся 4 класса. Приведены различные взгляды авторов на методику обучения технике гимнастических упражнений в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова Елена Владимировна, Ермакова Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE TRAINING TECHNIQUE GYMNASTIC EXERCISES OR CLASS 4 STUDENTS IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS

The article examines the anatomical and physiological characteristics of a younger student, the level of his physical development, which should be taken into account when organizing pedagogical work in primary school. The characteristic of gymnastics as one of the main means of physical culture, which contributes to the most successful solution of problems of physical development of a person and the improvement of his motor abilities, is given. The effective means of teaching the technique of somersault forward, backward, standing on the shoulder blades at physical culture lessons in the 4th grade are considered. Attention is paid to the methods of teaching the technique of gymnastic exercises for grade 4 students. The different views of the authors on the methodology of teaching the technique of gymnastic exercises in a secondary school are presented.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 79.797

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

TECHNIQUE TRAINING TECHNIQUE GYMNASTIC EXERCISES OR CLASS 4 STUDENTS IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS

Волкова Елена Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра теории и методики обучения физической культуре

и безопасности жизнедеятельности Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Volkova Elena Vladimirovna Ph. D., associate professor department of theory and methods of teaching physical culture and life safety

Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd, Russia

Ермакова Евгения Владимировна

cтудент

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Ermakova Evgeniya Vladimirovna

student

Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье рассматривается анатомо-физиологические особенности младшего школьника, уровень его физического развития, которые должны учитывать -ся при организации педагогической работы в начальных классах. Дана характеристика гимнастики как одному из основных средств физической культуры, которое способствуют наиболее успешному решению задач физического развития человека и совер-шенствованию его двигательных способностей. Рассмотрены эффективные средства обучения технике кувырка вперед, назад, стойке на лопатках на уроках физической культуры в 4 классе. Уделено внимание методам обучения технике гимнастических упражнений для учащихся 4 класса. Приведены различные взгляды авторов на методику обучения технике гимнастических упражнений в общеобразовательной школе.

Abstract. The article examines the anatomical and physiological characteristics of a younger student, the level of his physical development, which should be taken into account when organizing pedagogical work in primary school. The characteristic of gymnastics as one of the main means of physical culture, which contributes to the most successful solution of problems of physical development of a person and the improvement of his motor abilities, is given. The effective means of teaching the technique of somersault forward, backward, standing on the shoulder blades at physical culture lessons in the 4th grade are considered. Attention is paid to the methods of teaching the technique of gymnastic exercises for grade 4 students. The different

views of the authors on the methodology of teaching the technique of gymnastic exercises in a secondary school are presented.

Ключевые слова: гимнастика, средства и методы обучения технике гимнастических упражнений, возрастные особенности, гимнастические упражнения, кувырок вперед, кувырок назад, стойка на лопатках, уроки физической культуры в школе.

Keywords: gymnastics, means and methods of teaching the technique of gymnastic exercises, age characteristics, gymnastic exercises, forward roll, back roll, shoulder stand, physical education lessons at school.

В физическом воспитании в школе гимнастика занимает одно из главных мест. Система гимнастики - это специально подобранные физические упражнения, систематические приемы укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных навыков, силы и подвижности, скорости движений, выносливости и так далее.

Гимнастические упражнения добавлены в содержание всех важных форм физической культуры в школах. Она является важнейшей частью содержания физической, культурной, образовательной и рекреационной деятельности в школе, частью внеклассных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий, каникул и соревнований, массовых спортивных и гимнастических выступлений, вечеров художественной самодеятельности и так далее.

Эффективность обучения и учебных задач через упражнения, а также их применение по-своему и организовываются в учебной работе. В связи с этим очень важно, чтобы выбор средств, методов и способов организации занятий осуществлялся в соответствующем классе, который строго зависит от анатомо-физиологических возрастных особенностей и физических способностей учащихся разных возрастов.

Проблема обучения гимнастическим упражнениям обширно изучалась различными учеными, такими как Гавердовский Ю. К., Гужаловский А. А., Боген М. М., Ашмарин Б. А.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что очень важно научить детей заниматься гимнастикой в физкультуре, особенно в младшем школьном возрасте. Каждый родитель хочет, чтобы его ученик гармонично развивался, и гимнастика поможет в этом.

В воспитании детей наиболее благоприятного (для младшего школьного возрастного периода) улучшается двигательная активность при реализации координационных навыков, включающих практически все физические характеристики, все системы организма в этом возрасте.

В начальной школе активный этап развития и формирования проходит в костях учащихся: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза не завершено; большая часть хряща находится в костной системе. В данном возрасте мышцы еще слабы, особенно тяжело мышцамдолго удерживать тело в одном положении. В большинстве случаев правое туловище мышечной силы больше, чем левое туловище и конечности. Поэтому при выполнении упражнений на бег необходимо заботиться о последовательной симметрии и развитии мышц туловища и ног для улучшения осанки [3, с. 22-25].

Координация движений — это двигательная способность, которая развивается благодаря выполнения упражнений. Также, моторика ребенка должна быть богата его двигательным опытом и обширной базой для освоения новых форм двигательной активности.

По нашему мнению, важнейшим показателем образования центральной нервной системы является высокая подвижность, равновесие и концентрация внимания (как во времени, так и в пространстве), вызывающие возбуждение и тормозящие процессы.

Что касается развития спортивных технологий, то обучение должно быть как можно более разнообразным, чтобы максимально развить возможности координации. Используя активную двигательную активность в качестве формы тренировки, можно ускорить и улучшить процесс развития координации движений. Однако, не следует забывать, что в правильно строго организованном учебном процессе фактическая нагрузка на будет выполняться в соответствии с возрастом учащихся.

Гимнастика - одно из важнейших средств физической культуры. Этот вид спорта способствует наиболее успешному решению проблем физического развития человека и совершенствованию его двигательных навыков. Гимнастические упражнения позволяют развивать и совершенствовать такие двигательные качества, как ловкость, гибкость, скорость, координацию движений и сил.

Кувырок вперед, назад, стойка на лопатках относятся к группе акробатических упражнений в гимнастике.

Группировка — это важное упражнение в изучении ролей и ролей. Может выполняться из положения сидя и лежа. Слово «группировка»- означает, что ученик должен принять положение тела, когда все части находятся близко друг к другу -например, колени должны быть прижаты к груди, спина округлена, голова наклонена вперед, локти прижаты к бедрам.

Чтобы проверить правильное положение группировки, вам нужно поднять скакательные суставы студента, который выполняет группировку из положения лежа на спине. Если в этот момент он сможет крепко держать ноги, плотно прижимая их к груди, то исполнение будет правильным. Ошибка будет видна, когда ноги прямые, голова откинута назад, локти направлены в сторону, спина прямая.

Перекаты — это гимнастическое упражнение, когда, сгруппировавшись, ученик выполняет вращательные движения верхней частью тела, касается опоры, но не наклоняется через голову. Ролики выполняются вперед, назад и в сторону.

Кувырки — это гимнастическое упражнение, в котором после группировки ученик выполняет вращательные движения с последующим касанием опоры и переворачиванием ее за голову.

Акробатические упражнения используются в разных частях урока, в зависимости от поставленных задач. Чаще всего их используют при разминке, так как они подготавливают суставы к сложным двигательным действиям [6, с. 49-57].

Рассмотрим основные средства обучения техники кувырка вперед.

Обучение технике кувырка вперед начинается с простейших упражнений, к которым относятся группировки и перекаты.

1. Группировка — подготовительное упражнение для выполнения перекатов.

Различают следующие виды группировки: в приседе, сидя, лежа на спине. Все они выполняются из основной стойки, приседа, седа, из положения лежа на спине, руки вверх.

Из этих положений надо согнуть ноги в коленях, руками взяться за середину голеней и плотно подтянуть колени к плечам, голову наклонить вперед, локти прижать к туловищу, спину округлить.

Возможные ошибки:

- неплотно подтянуты колени к плечам;

- голова не прижата к коленям;

- спина не достаточна круглая.

2. Перекаты изучаются как подводящие упражнения при овладении техникой кувырка вперед. Они используются как связующие элементы и приемы самостраховки при падениях, выполняются из различных исходных положений.

Возможные ошибки:

- недостаточно полная группировка;

- дополнительная опора при возвращении в упор присев;

- спина не достаточна округлая;

- нет легкости исполнения.

Рассмотрим основные средства обучения техники кувырка назад.

Особое внимание во время тренировок следует уделять группировке тела. При отсутствии правильной группировки, выполняющий рискует получить опасные травмы, поэтому, тренеру следует проконтролировать, точно ли усвоил ученик технику группировки, и только после этого следует переходить к выполнению упражнения. То есть нужно согнуть позвоночник, опустить шейный сгиб, прижать голову вниз и как можно плотнее прижать колени к груди.

Существует несколько способов группировки: лежа, сидя, полусогнувшись. Прежде, чем делать сальто назад, вам нужно улучшить свои навыки группировки, чтобы избежать травм. Базовые упражнения могут быть легко выполнены только хорошо продуманными группами и обеспечивают идеально подобранную скорость при выполнении. Кувырок выполняется в несколько этапов:

1. Группировка. Спина округляется, подбородок максимально плотно прижимается к груди, руки обхватывают голени.

2. Толчок и перекат. Оттолкнувшись ногами, делается перекат на спину.

3. Переворот. Размыкая ноги и вытягивая их за голову, делается переворот, возвращаясь в исходное положение [4, с. 41-47].

Рассмотрим средства обучения техники стойки на лопатках.

Стойка на лопатках - это акробатический элемент, который входит в обязательную программу физического воспитания. Кроме того, подставка для лопаток активно используется в тренировках легкоатлетов, гимнастов, борцов и многих других.

При выполнении стойки на лопастях могут возникать ошибки. Наиболее характерными из них являются следующие: отсутствие строго вертикального положения тела, расслабление ног, сгибание в тазобедренных суставах, большое расстояние между локтями.

На этапе изучения элемента не только покажите подготовительное упражнение с акцентом на наиболее важную технику, но и продемонстрируйте одному из учащихся, с сопровождающим объяснением, методы оказания помощи.

Этот процесс направлен на решение основных задач обучения:

1. Формирования подвижных навыков и умений;

2. Развитие комплекса физических качеств, воспитания морально-волевых качеств учащихся.

Выполнение гимнастических упражнений требует характерного «гимнастического стиля» - особой позы, когда голова поднята, плечи развернуты, торс прямой, при этом сохраняется прямое положение ног и носки натянуты для большинства упражнений.

Выполнение комплекса гимнастических упражнений несет в себе определенный риск. Появление защитных рефлексов у учащихся может замедлить усвоение двигательных навыков, привести к ошибкам и неточным упражнениям. Поэтому необходимо создать безопасные методы обучения для преодоления психологического барьера.

Чтобы преподавать, учитель должен досконально знать для себя технику выполнения и страховку этого упражнения, основные и вспомогательные технические действия, возможные способы выполнения. Когда учитель овладевает упражнением, у него должен быть план будущих действий. Она включает в себя последовательность двигательных действий, набор методов и приемов обучения, формы организации деятельности учащихся. Особое значение имеет наличие методических пособий, наглядных схем, моделей, кинограмм, тренажеров, предохранительных устройств, средств экстренной информации.

Реализация дидактических принципов в обучении гимнастическим упражнениям:

- принцип сознательности и активности;

- принцип доступности;

- принцип систематичности;

- принцип наглядности;

- принцип прочности [2, с. 20-23].

Этапы обучения гимнастическим упражнениям.

Первый этап. Создание представления. К содержанию представление о гимнастические упражнения можно включить параметры, определенные Анохиным в механизмах акта поведения:

Что же делать? Как это сделать? Когда это делать?

Что же делать? В начале обучения есть способ показать или рассказать, и чаще всего пользуются обоими способами вместе. В сознании ученика внешняя форма упражнения проецируется как в целом, так и по частям.

Как это сделать? Здесь возникает техническая основа движения: подготовительный этап, самый важный; формируются пространственные свойства, направление движений: вверх, вниз, вперед, дуга, вращение и так далее; промежуточный отчет - быстрый, медленный, с ускорением и так далее; Мощность - как применять мышечные усилия, участвующие в тех или иных двигательных действиях.

Когда это делать? Содержание этого параметра-временные характеристики: длительность, последовательность, одновременность, ритм, темп. Такая упрощенная схема двигательного представления, процесс которого заканчивается созданием в сознании человека идеального образа реального действия.

Второй этап. Начальное обучение. Основные действия преподавателя и ученика на этом этапе включают:

Во время изучения гимнастических упражнений широко используют методические приемы целостного и расчлененного разучивания, а также подводные и подготовительные упражнения. Подводные упражнения подобные структурой к тому элементу, которым гимнаст овладевает. Эти упражнения должны быть легкими, чем те, которые изучают. Например, подъем верхом легче, чем подъем разгибом, а техническая основа, то есть структура движения, почти одинакова.

Подготовительные упражнения позволяют решать задачи физической, технической и морально-волевой подготовки учащихся.

Третий этап - более детальное разучивания, закрепления. На этом этапе обучения решают следующие задачи:

1. Овладеть высоким мастерством исполнения упражнения.

2. Добиться стабильности исполнения.

Работа преподавателя сводится к следующему:

1. Контроль правильности выполнения упражнения;

2. Помощь при необходимости во время выполнения упражнения;

3. Обеспечение выполнения техники безопасности обучения;

4. Исправление ошибок;

Выполнить: 3-5 подходов, желательно повторение на каждом занятии, перерыв между подходами не должна превышать 3 минут.

Возможны неточности в деталях техники, некоторая нестабильность.

Четвертый этап - совершенствование движения. Достигается в результате целостного и самостоятельного повторения упражнений в стандартных условиях и близких к соревновательным. Степень овладения упражнением должна быть доведена до автоматизма [1, с. 40-45].

Методы и приемы обучения гимнастическим упражнениям.

Под методами обучения мы понимаем выбор основного метода, способа, решения конкретной задачи в целом, а методический метод — это способ действий преподавателя и студента для решения отдельных задач.

Методы программирования. Прежде чем выучить новое упражнение, учитель должен иметь полную программу будущих действий. Чаще всего используется алгоритмизация-разделение учебного материала на части, учебные задания, которые усваиваются в четком порядке требований.

Вербальный Метод. Решается большой круг задач: представлена методика, задача обучения, анализ результатов выполнения того или иного действия, управление обучением и так далее.

Метод целостного изучения упражнения. Под этим подразумевается изучение упражнения в целом. Для успешного использования этого метода используются: введение дополнительных мер безопасности, уменьшение высоты оборудования,

выполнение упражнений на тренажерах, упрощенные варианты начала и окончания упражнения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Метод выполнения упражнений по частям. Упражнение должно быть конкретным и не изменять структуру основного движения. В зависимости от уроков педагогическими задачами могут быть: введение (в начале прохождения раздела), учитель ставит задачу учебной деятельности, сообщает о требованиях учащихся, показывает уровень содержания материала программы, может определить качество реальной физической подготовки, выполнить основные упражнения за предыдущий период занятий для изучения новых материалов; после прохождения одного из контролируемых занятий, прогресс готовится к переходу к материалу раздела программы или в конце раздела гимнастики и направлен на выявление. На таких занятиях оцениваются навыки выполнения гимнастических упражнений или комбинаций. Лучше организовать контрольные курсы в виде гимнастических соревнований.

Метод устранения ошибок.

Любое упражнение в гимнастике не застраховано от допускаемых ошибок при выполнении упражнений. Поэтому преподаватели и студенты должны быть методически и психологически подготовлены к возможности ошибок и знать, как их исправить [5, с. 568-569].

Одним из важных приоритетных научных направлений исследований в области физического воспитания школьника является поиск и обоснование инновационных технологий и методов, основанных на спортивно-ориентированных организационных формах физического воспитания, распространяющих традиционные методы практической культуры и спорта на существенные процессы развития ребенка.

С помощью общефизической тренировки смысла гимнастики вредят различные действия: правильная осанка, координация движений, повышение мышечной силы, гибкости, вестибулярной устойчивости, чувствительности мышц и другие.

Отсутствие мышечной активности не только провоцирует статическую усталость, вызванную длительным пребыванием в одном из положений, но и влияет на состояние организма. При выполнении физических упражнений двигательный ток (сигнал) поступает от мышц, связок и суставов головного мозга и рефлекторно стимулирует кровообращение и способствует дыханию. В то же время активируются клетки коры головного мозга и повышается умственная работоспособность. Именно поэтому физические упражнения провоцируют повышение бодрости, приносят легкость в работе, улучшают восприятие и запоминание изучаемого материала.

Литература

1. Антуфьев Д. А. Используя игры и игровые задания на уроках гимнастики // Физическая культура в школе. 2017. № 8. С. 40-45.

2. Артамонова И. Урок гимнастики во 4-м классе // Спорт в школе. 2008. № 23. С. 20-23.

3. Байков В. П. Уроки гимнастики: обучаем без травм // Физическая культура в школе. 2019. № 4. С. 22-25.

4. Бейлин В. Р., Ярмолюк В. А. Перекаты и кувырки // Физическая культура в школе. 2018. № 3. С. 41-47.

5. Петров П. К. Методика преподавания гимнастики в школе // Международный журнал экспериментального образования, 2015. № 12-4. С. 568-569.

6. Сланко В. А. Управляемое обучение гимнастическим упражнениям в старших классах // Вестник адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2009. №3. С. 49-57.

References

1. Antuf'ev D. A. Ispol'zuya igry i igrovye zadaniya na urokakh gimnastiki [Using games and game tasks in gymnastics lessons]. Fizicheskaya kul'tura v shkole - Physical culture at school, 2017, no. 8, pp. 40-45.

2. Artamonova I. Urok gimnastiki vo 4-m klasse [Gymnastics lesson in the 4th grade]. Sport v shkole - Sports at school, 2008, no. 23, pp. 20-23.

3. Baykov V. P. Uroki gimnastiki: obuchaem bez travm [Gymnastics lessons: we teach without injuries]. Fizicheskaya kul'tura v shkole - Physical culture at school, 2019, no. 4, pp. 2225.

4. Beylin V. R., Yarmolyuk V. A. Perekaty i kuvyrki [Rolls and somersaults]. Fizicheskaya kul'tura v shkole - Physical culture in school, 2018, no. 3, pp. 41-47.

5. Petrov P. K. Metodika prepodavaniya gimnastiki v shkole [Methods of teaching gymnastics at school]. Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya -International Journal of Experimental Education, 2015, no. 12-4, pp. 568-569.

6. Slanko V. A. Upravlyaemoe obuchenie gimnasticheskim uprazhneniyam v starshikh klassakh [Guided teaching of gymnastic exercises in senior classes]. Vestnik adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya - Bulletin of the Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, 2009, no. 3, pp. 49-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.