ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 16 (20) 2010
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 16 (20) 2010
УДК 3728:796
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫМ УПРАЖНЕНИЯМ ПО РАЗДЕЛУ «ЭЛЕМЕНТЫ ЕДИНОБОРСТВ»
© В. г. ВОЛКОВ, М. В. ШЕПЕЛЕВ Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,
кафедра гимнастики e-mail: [email protected]
Волков В. Г., Шепелев М. В. - Методические особенности обучения школьников специально-подготовительным упражнениям по разделу «элементы единоборств» // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010.
№ 16 (20). С. 72-79. - На материалах многолетней практики подготовки специалистов по физической культуре, спортсменов-инструкторов и тренеров по разным видам борьбы, практики учительства в общеобразовательной школе рассмотрен вопрос о методике обучения технике подготовительных упражнений борца учащихся школ. Сделан вывод, что знания техники и сформированный двигательный навык специально-подготовительных упражнений борца необходимы для безопасного освоения техники и тактики спортивной борьбы школьниками, роста спортивного мастерства.
Ключевые слова: элементы единоборств, упражнения в страховке и самостраховке при падениях, упражнения на мосту борцовском, игры-упражнения, дозировка по времени, «правило свистка».
Volkov V. G., Shepelev М. V. - Methodical features of training of schoolboys to specially-preparatory exercises on section "elements of single combats"// Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2010. № 16 (20). P. 72-79. - On materials of the long-term practice of preparation of experts in physical training, sportsmen-instructors and trainers by different kinds of struggle, teaching practice in a comprehensive school the question on a technique of training to the technician of preparatory exercises of the fighter of pupils of schools is considered. The conclusion is drawn that knowledge of technics and the generated impellent skill of specially-preparatory exercises of the fighter are necessary for safe technics development and tactics of wrestling by schoolboys, growth of sports skill.
Keywords: elements of single combats, exercises in the insurance and the self-insurance at falling, exercises on the fighting bridge, games-exercises, a dosage on time, "whistle rule".
Занятия спортивной борьбой в общеобразовательной школе выгодно отличаются от основного содержания уроков физической культуры. Борьба способствует формированию ряда известных физических и морально-волевых качеств личности. Вместе с тем демократичность условий проведения ряда частей урока с элементами спортивной борьбы способствует привлечению внимания школьников к занятиям физической культуры.
Анализ литературных источников показал отсутствие специальных изданий по вопросу проведения занятий по борьбе в общеобразовательной школе, по специфике указанного направления. Исключение составляет краткий материал авторов советской научной школы борьбы - В. М. Игуменова и Б. А. Подливаева [2]. Особое внимание в разделе «элементы единоборств», включённого в школьную программу, требуют специально-подготовительные упражнения непосредственно борца.
Актуальность нашей работы подтверждается и отсутствием современной методической литературы по теме, что и обусловило выбор вышеуказанной темы. Освещение темы позволит внести некоторую ясность в вопросы специфики проведения занятий в школе по борьбе в условиях обновлённой России.
Объект исследования - процесс занятий на уроке физической культуры в общеобразовательной школе в восьмых - одиннадцатых классах по разделу «элементы единоборств».
Предмет исследования - особенности специально-подготовительных упражнений на уроке физической культуры по разделу «элементы единоборств».
Цель исследования - совершенствование процесса обучения школьников VII-XI классов на уроках физической культуры с помощью занятий по спортивной борьбе.
В соответствии с целью, предметом исследования нами были определены следующие исследовательские задачи:
- исследование теоретических и практических материалов учебно-спортивной литературы об элементах единоборств в школьной программе;
- исследование новейших методик обучения, принципы обучения специальным упражнениям борца;
Методами исследования в нашей работе явились: анализ учебно-методической литературы по теме работы, педагогическое наблюдение.
Организация исследования включала в себя два этапа: обзор учебно-методической литературы по теме работы; анализ учебно-методической литературы по теме работы и выводы по теме; педагогическое наблюдение за учебным процессом в группах на занятиях по нестандартным физкультурно-спортивным видам «Отечественные виды единоборств» на ФФК ПГПУ им. В. Г. Белинского.
В нашей работе на основе литературных источников, обобщении передового практического опыта и своего личного мы раскрываем особенности обучения школьников специальным упражнениям борца на уроках физической культуры по указанному выше разделу.
Начиная с 7 класса в содержание программного материала включены элементы единоборств. Этот материал, во-первых, способствует овладению учащимися жизненно важными навыками единоборств, во-вторых, оказывает разностороннее воздействие на развитие координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых параметров движения) и кондиционных (скоростно-силовых, силовых, силовой выносливости) способностей. Занятия с использованием единоборств содействуют также воспитанию волевых качеств: смелости, решительности, уверенности.
Элементы данного раздела можно изучать в течение всего урока или включать отдельными частями при прохождении материала других разделов, прежде всего гимнастики. Занятия по овладению техническими приемами единоборств требуют тщательной подготовки мест занятий, соблюдения гигиенических правил и техники безопасности.
При соответствующей подготовке учителя, программный материал может быть расширен за счет изучения приемов других видов единоборств, включая восточные.
Часы на более углубленное освоение этого материала можно выделить из вариативной части программы.
В средней школе учащиеся должны закрепить ранее освоенные, а также изучить новые приемы борьбы лежа и стоя. Результатом обучения и критерием обученности является умение вести учебную схватку. Как и в 8-9 классах, следует шире применять материал по видам единоборств для разностороннего развития координационных (ориентирование в пространстве,
быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых параметров движения) и кондиционных (силовых, силовой выносливости, скоростно-силовых) способностей. В этот период усиливается сопряженное совершенствование сложной техники единоборства и развитие соответствующих координационных кондиционных способностей.
Для освоения программного материала можно отводить время всего урока или включать элементы единоборств при прохождении материала других разделов, прежде всего гимнастики. учитывая ограниченность времени, выделяемого на базовую часть для глубокого освоения этого вида, следует использовать часы вариативной части, а также внеклассные и самостоятельные занятия. Наряду с юношами раздел единоборств могут осваивать и девушки, проявившие к этому интерес.
учитывая современные тенденции особенностей здоровья учащихся общеобразовательной школы, пристрастие их к вредным привычкам, требования к упражнениям с элементами борьбы видятся нам весьма специфичными.
конечно, здесь не может идти речь о сложных в двигательном отношении приёмах, приёмах требующих многолетней спортивной подготовки, отличных от обыденных физических кондиций. Специалисты и опыт наших наблюдений рекомендуют нижеследующее.
Требования к упражнениям с элементами борьбы:
- из учебного материала должны быть исключены действия с бросками партнера на голову;
- следует постоянно напоминать ученикам о том, что запрещается после броска партнера падать на него всем телом (возникающие при этом перегрузки у слабо подготовленных школьников могут привести к повреждению внутренних органов);
- запрещается во время выполнения упражнений с элементами противоборства и сопротивления наносить партнеру удары, скручивать шею, зажимать горло, хватать за лицо, волосы, выполнять захваты за пальцы рук и ног партнера;
- запрещается во время падения и удержаний, особенно при борьбе в партере, ударять и нажимать локтем и коленом на любую часть тела;
- при составлении пар необходимо учитывать весовые категории партнеров.
Борьба - занятие мужское, жесткое, иногда доставляющее кому-то из борцов и боль, и ссадины, и ушибы. Особенно высока вероятность получения травм в тех случаях, когда школьники слабо подготовлены физически и морально к условиям единоборства, не соблюдают правила поведения на занятиях борьбой:
- до урока и вне зала запрещается выполнять приемы борьбы с бросками на землю (особенно опасные зоны - коридор или туалет с твердым (каменным, асфальтовым т. п. полом);
- на уроке должны быть высокая дисциплина и организованность; должно соблюдаться «правило свистка»;
- в процессе занятий ученики должны точно выполнять следовать указаниям преподавателя (выполнять упражнения в указанном месте и направлении, оказывать помощь и страховку и т. д.);
- на уроках с элементами борьбы должны быть полностью исключены грубость, невнимательное отношение к товарищам, неряшливость в одежде, наличие в ней жестких предметов (молний, металлических пуговиц, крючков и т. д.);
- при выполнении заданий учащиеся должны четко следовать установкам о величине сопротивления, позе, ответных действиях и т. п.;
- если на ковре ведут схватку одна или несколько пар, то остальные занимающиеся или наблюдают за борьбой, или выполняют конкретные учебные задания преподавателя. Запрещается бегать по ковру, сидеть на ковре спиной к центру или с вытянутыми вперед ногами, лежать на ковре вблизи от его рабочей площади.
Специалисты по проведению занятий единоборствами в школьных условиях (В. Г. Волков, А. В. Соболев - доценты ПгПу им. В. г. Белинского) отмечают значительное отставание физического развития и кондиций, морально-волевой подготовки учащихся школ от аналогичных двадцатилетней давности. Эта данность указывает на необходимость значительной концентрации внимания учителя к специально-подготовительным упражнениям борца для занимающихся, что позволит подготовить школьников к элементам единоборств и учебным схваткам [1].
В старших классах уроки должны быть сориентированы на освоение основ единоборства через игры и игровые задания (особенно в тех школах, где материальная база не позволяет в полной мере проводить уроки с элементами борьбы и не обеспечивает техникой безопасности). Игры и игровые комплексы позволяют практически в любых условиях решать аналогичные задачи и формировать у учеников необходимые умения и навыки.
Рекомендуется следующая схема распределения учебного времени:
- обязательный комплекс общеразвивающих упражнений - 5 мин (в разминке);
- элементы акробатики с включением упражнений в самостраховке 6-10 мин;
- игры в касания 4-5 мин;
- освоение захватов 4-5 мин;
- игры в теснения 2-4 мин;
- упражнения на мосту 2-4 мин.
Оставшееся время следует использовать на
изучение и совершенствование элементов техники и тактики борьбы в стойке и партере в пропорции 3:1, т. е. 12-15 мин в стойке, 4-5 мин и партере.
данная схема распределения времени является ориентировочной и при необходимости может быть изменена.
Ниже рассматриваются основные специально-подготовительные упражнения, знание которых необходимо для работы с детьми.
упражнения в страховке и самостраховке при падениях.
Навыки самостраховки и страховки партнера играют весьма большое значение как для занятий борьбой, так и для профилактики бытового травматизма. Особенно важно освоение упражнений самостраховки на начальном этапе занятий борьбой, так как без прочного усвоения навыков падения нельзя приступать к изучению таких базовых разделов технических действий греко-римской борьбы, как броски и сваливания.
При обучении упражнениям страховки и самостраховки важно воспитывать у борцов уважение к партнеру и соперникам во время тренировки и соревнований. Борцы должны четко знать правила соревнований и список запрещенных действий, которые могут нанести травму сопернику.
Что же касается навыков падения на ковер, не получая при этом ушибов, переломов, сотрясений и других повреждений, то они приобретаются посредством многократного выполнения упражнений, изучаемых в определенной последовательности.
упражнения для изучения группировки:
1. Сесть на ковер, поджать ноги и обхватить их руками; подбородок прижать к груди. Согнув спину, сделать перекат назад до лопаток и обратно. Если группировка сделана правильно, то перекат будет мягким, без ощущения толчков.
2. То же из положения приседа, обхватив ноги руками; стремиться сесть на ковер как можно ближе к пяткам.
3. из о. с. (основная стойка) выполнить полный присед и, обхватив ноги, сделать перекат назад до лопаток и обратно в положение сидя на ковре.
упражнения для изучения навыков падения на спину:
4. Изучение положения рук при падении на спину. Лечь на спину, подбородок прижать к груди, ноги согнуть в коленях, руки вытянуть вдоль туловища ладонями вниз. Поднять руки и сделать ими сильный удар по ковру. В момент удара руки должны быть напряжены и находиться по отношению к туловищу под углом 40-50°.
5. Падение на спину из положения сидя. Садясь на ковер, поджать ноги, прижать подбородок к груди и вытянуть руки вперед. Сделать перекат назад в группировке на согнутой спине. В момент касания ковра лопатками ударить по нему руками, как в п. 4. В момент удара таз должен быть приподнят над ковром.
То же, вытягивая руки вперед-вверх.
6. Падение на спину из положения приседа. Принять положение приседа, прижать подбородок к груди, руки вытянуть вперед. Сесть на ковер ближе к пяткам и, не останавливая движения, сделать перекат на спину, закончив его ударом руками о ковер.
То же, вытягивая руки вперед-вверх.
7. Падение на спину из положения полуприседа. Так же, как в п. 6.
8. Падение на спину из положения о. с. Стать в о. с, подбородок прижать к груди, руки вытянуть вперед. Плавно перейти в положение приседа и выполнить перекат с ударом руками о ковер.
То же, вытягивая руки вперед-вверх.
9. Падение на спину через партнера, стоящего в партере (низком и высоком). Стать спиной вплотную к правому боку партнера, стоящего в партере. Приседая, прижать подбородок к груди, сделать перекат назад по спине партнера и упасть на спину с одновременным ударом руками по ковру.
10. Падение на спину через горизонтальный шест. Вытянуть руки вперед, подбородок прижать к груди, согнуть туловище вперед и сесть на шест. Опустив ягодицы как можно ниже, упасть назад на спину с одновременным ударом руками по ковру. Удар выполняется ладонями. Первыми ковра должны коснуться руки, затем лопатки. В последний момент партнеры слегка приподнимают шест. Борец, выполняющий упражнение, смягчает свое падение, цепляясь голенями за шест.
11. Падение на спину прыжком. Стоя в о. с, принять положение приседа, прижать подбородок к груди, руки вытянуть вперед. Слегка подпрыгнув, подкинуть ноги вверх и быстро сделать сильный удар руками по ковру. Первыми ковра должны коснуться руки, потом лопатки. Затем мягкий перекат на спине. Во время падения голова наклонена вперед, подбородок плотно прижат к груди, ноги вместе, колени согнуты.
Дальнейшее совершенствование падения на спину можно осуществлять усложняя приведенные упражнения, например, выполняя падение на спину прыжком из положения стоя на шведской стенке на разной высоте, стоя на стуле, после раскачивания и броска партнерами.
В процессе выполнения этих упражнений учитель должен внимательно следить за учениками, страховать их и обучать правильной страховке.
Упражнения для изучения падения на бок:
12. Изучение конечного положения при падении на бок. Лечь на правый бок, согнуть правую ногу и подтянуть ее к груди. левую стопу поставить на ковер возле правой голени. Подбородок прижать к груди. левую руку поднять вверх, правую положить на ковер ладонью вниз под углом 40 - 50° по отношению к туловищу.
То же на левом боку, обратив внимание на постановку на ковер правой подошвы и левой руки.
13. Перекат на бок. Сесть на ковер, поджать ноги, подбородок прижать к груди, руки вытянуть вперед. Перенести тяжесть тела на правую ягодицу и сделать перекат на правый бок до касания ковра правой лопаткой и обратно в положение сидя.
То же в другую сторону.
14. Падение на ковер из положения сидя. Сесть на ковер, как в п. 13. Перенести тяжесть тела на правую ягодицу и сделать перекат на правый бок. В момент касания ковра правой лопаткой сильно ударить вытянутой правой рукой и подошвой левой ноги по ковру.
То же в другую сторону.
15. Падение на бок из положения приседа. Принять положение полного приседа, прижать подбородок к груди, руки вытянуть вперед. Сесть на ковер правой ягодицей возможно ближе к правой пятке и выполнить перекат на правый бок. Выполнять упражнение в
обе стороны, обращая внимание на плавность перехода от седа к перекату и фиксацию конечного положения.
16. Падение на бок из положения о. с.. Перейти в присед, подбородок прижать к груди, руки вытянуть вперед. Сесть на ковер правой ягодицей и, не прерывая движения, выполнить перекат, завершив его одновременным ударом по ковру правой рукой и левой подошвой.
Выполнять упражнение в обе стороны.
17. Перекат с одного бока на другой. Лечь в конечное положение для падения на правый бок. Сильно оттолкнуться от ковра правой рукой и ногами, перекатиться на спине в положение на левом боку. Убедившись в правильности принятого положения, перекатиться на правый бок. Повторять перекаты с ускорением темпа.
18. Падение на бок через партнера, стоящего в партере. Стать спиной к правому боку партнера. Захватив левой рукой правое плечо партнера, поднять правую ногу и вытянуть правую руку вперед. Сгибаясь, выполнить падение назад. Во время падения правая рука должна обогнать туловище и всей поверхностью с силой ударить по ковру. При ударе рука должна быть вытянута и повернута к ковру ладонью. Затем ковра касаются туловище и ноги.
То же в другую сторону, встав возле левого бока партнера и захватив правой рукой его левое плечо.
19. Падение на бок через шест. Один конец палки упереть в ковер, второй - в руках партнера. Во избежание травм необходимо следить, чтобы палка не касалась ключицы. Встать спиной к палке слева от партнера. Прислонить к палке правый подколенный сгиб, правой рукой захватить шест снизу возле левого бедра. Левую руку и левую ногу вытянуть вперед, подбородок прижать к груди. Сгибаясь и крепко держась рукой за шест, начать падение на левый бок так же, как в п. 18. В момент падения следует смягчить приземление, подтягиваясь рукой к шесту.
20. Падение на бок через плечо из положения стойки на правом колене. Опуститься на левое колено, положить ладони на ковер пальцами вовнутрь, правую ближе к ногам. Скользя правой ладонью по ковру, пропустить ее между ног и опустить правое плечо на ковер. При этом голову отвести к левому плечу, прижав подбородок к груди. Оттолкнуться левой ногой и сделать перекат на спину с правого плеча в направлении правой ягодицы. Закончить кувырок сильным ударом правой руки о ковер и принять конечное положение при падении на правый бок.
То же из стойки на правом колене.
21. Падение на бок кувырком через плечо из положения стойки. Поставить правую ладонь на ковер возле левой ноги пальцами к правому носку. Сделать плавный перекат как в п. 20 с правого плеча на левую ягодицу и, приняв положение как при падении на левый бок, быстро вернуться в о. с.
То же из левой стойки с перекатом через левое плечо на правый бок.
22. Падение на бок через шест. Партнер держит шест как в п. 18. Встать к шесту лицом справа от пар-
тнера, касаясь его нижней частью левого бедра. Захватить шест правой рукой сверху, несколько выше того места, которого касается бедро. левую руку вытянуть вперед, подбородок прижать к груди.
Сгибаясь и крепко держась за шест, оттолкнуться от ковра и выполнить кувырок через шест. В момент падения левая рука обгоняет туловище и с силой ударяет по ковру. Перед падением для смягчения удара следует подтянуться правой рукой к шесту. Падение завершается конечным положением на левый бок.
То же в другую сторону с кувырком через шест на левый бок, встав с другой стороны палки и захватив ее правой рукой.
То же через партнера, стоящего на четвереньках.
23. Падение на бок кувырком, держась за руку партнера. Встать левым боком к правому боку партнера и захватить правой рукой одноименную руку партнера за внутреннюю часть его запястья. Вытянуть левую руку вперед ладонью вниз, оттолкнуться от ковра, выполнить кувырок через правое плечо и приземлиться на правый бок. В момент падения партнер должен поддержать выполняющего кувырок борца за руку, чтобы смягчить его приземление.
24. Падение на бок из упора лежа с поворотом на 270°. Принять положение упора лежа с опорой на носки ног и ладони рук. Оттолкнувшись одновременно руками и ногами, не сгибая ног и туловища, выполнить переворот вокруг продольной оси вправо и приземлиться на левый бок, приняв соответствующее положение.
То же в другую сторону.
25. Падение на бок кувырком через плечо из о. с. с прыжком. Оттолкнувшись ногами, выполнить прыжок вперед-вверх с одновременным махом правой рукой сверху вниз по направлению к левой ноге. Повернувшись в воздухе на 90°, приземлиться на левый бок с опережающим движением и сильным ударом левой рукой. То же через стойку на руках, на одной руке, через партнера, стоящего на четвереньках, после раскачивания и броска партнерами.
упражнения для изучения падения вперед на
руки:
При падениях, особенно при бросках прогибом, нельзя выставлять руки и опираться на кисти. Это может привести к серьезным травмам. Однако при падениях с поворотом грудью к ковру, чтобы не удариться лицом, нужно уметь смягчать падение руками.
26. Падение вперед на кисти рук из положения стойки на коленях. Встать на колени, вытянуть руки вперед ладонями вниз. Не сгибая туловища, упасть лицом вперед. В момент касания ладонями ковра за счет упругого сгибания рук в локтевых суставах сначала замедлить, а потом приостановить падение и лечь на ковер.
То же из положения стоя на коленях, руки за спиной.
27. Падение вперед на кисти рук из положения о. с. Стоя в о. с, вытянуть руки вперед ладонями вниз. Не сгибая туловища упасть вперед, амортизируя падение руками, как в п. 25 .
То же с прыжком из положения стоя на широко расставленных ногах, стоя ноги вместе.
28. Падение назад на кисти рук из положения о. с. с поворотом на 180 . Из о. с, руки прижаты к туловищу, падать назад, не сгибая туловище. как только тело окажется под углом 60° по отношению к ковру, сделать резкий поворот кругом налево (направо). Закончить упражнение в положении грудью вниз, амортизируя падение руками.
29. Падение вперед на кисти рук из положения о. с. с прыжком. Принять о. с., вытянуть руки вперед ладонями вниз, слегка присесть, оттолкнуться и прыгнуть вперед, приземляясь на руки и грудь.
30. Падение назад на кисти рук из положения о. с. с поворотом на 180 с прыжком. Из о. с. слегка присесть, оттолкнуться и прыгнуть назад-вверх. В полете развернуться грудью к ковру и приземлиться на руки и грудь.
упражнения на мосту.
упражнения для освоения моста:
1. Вставание на мост из положения лежа. Из положения лежа на спине согнуть ноги в коленях и поставить их на ширину плеч. ладонями опереться о ковер около ушей. Приподнимаясь и последовательно прогибаясь в поясничном, грудном и шейном отделах позвоночного столба, упереться лбом в ковер.
2. Упражнения в положении на мосту. Движения туловищем вперед и назад; когда туловище движется в сторону головы, коснуться ковра носом, а когда в сторону ног - затылком и лопатками.
Сначала это упражнение проделывают с упором на руки, а по мере укрепления мышц шеи руки кладут на грудь или на ковер за голову. Затем при движении туловища поворачивают голову направо и налево, поворот головы выполняется и при движении туловища в сторону ног. Это упражнение проводится с помощью и без помощи рук.
3. Вставание на мост из положения стоя. Борец, сильно прогнувшись назад, опускается и становится прямо на лоб. При этом надо, чтобы голова была сильно откинута назад, а мышцы напряжены. Начинать обучение вставанию на мост из положения стоя необходимо с помощью партнера, который поддерживает встающего на мост за руку. Партнер может также поддерживать упражняющегося за руку и поясницу. По мере овладения этим упражнением партнер оказывает борцу все меньшую помощь. Затем наступает время, когда борец встает на мост самостоятельно. упражнение выполняется с упором руками и головой в ковер, а в дальнейшем - без помощи рук.
4. Забегание вокруг головы. Из положения стоя на мосту положить руки за голову предплечьями на ковер. Выбрать в поле зрения какой-либо предмет и смотреть на него. Не поворачивая головы, сделать несколько шагов в одну сторону и повернуться грудью вниз, продолжая движение ногами в том же направлении, опять встать на мост. Таким образом, меняя положение, описать ногами вокруг головы полный круг. При переходе из положения моста на грудь в последний момент происходит «перекручивание» позвоноч-
ного столба: из прогнутого он становится согнутым. При переходе на мост выполняется аналогичное движение, но в обратном направлении.
5. Переворот с моста через голову. Захватить руками край ковра (ноги партнера, штангу, весовые гири, тренировочный мешок), сильно прогнуться, перенести тяжесть тела к голове, оттолкнуться ногами от ковра, перебросить ноги и туловище через голову и встать в положение ноги врозь с опорой на лоб.
6. Переворот со стойки через мост. Прогнуться назад, согнуть колени и опуститься на мост. В момент касания головой ковра оттолкнуться ногами, перевернуться через голову и встать в положение ноги врозь с опорой на лоб, оттолкнуться руками и встать в стойку. Первое время упражнение выполняют с опорой руками. Падение должно происходить круто на лобную часть.
Упражнения для укрепления моста:
1. Наклон назад, стоя на коленях. Встать на колени на ширину плеч, прогнуться в пояснице и, сильно отклоняя голову назад, коснуться ковра верхней частью лба. Вначале упражнение выполнять с помощью партнера, а затем самостоятельно.
2. Боковой перекат. Из положения лежа на спине, ноги и руки вытянуты поворачиваться на живот, прогибаясь так, чтобы ни руки, ни ноги не коснулись ковра. Упражнение усложняют, держа руками и между ступнями набивные мячи.
3. Вставание из положения на мосту вперед. Стоя на мосту, сильно прогнуться, перенести тяжесть тела вперед и встать вперед на ступни. В случае необходимости упражнение выполнять с помощью партнера.
4. Отжимание на руках из положения на мосту на голове. Встать на мост, поставить обе руки у головы, отжаться до положения гимнастического моста (на руках) и опуститься в и. п.
5. Попеременное поднимание ног из положения на мосту. Стоя на мосту, попеременно поднимать ноги вверх до предела. Это упражнение особенно важно для проведения приемов в вольной борьбе.
6. Сгибание и разгибание шеи в упоре о ковер. Из положения стоя ноги врозь наклониться вперед и упереться лбом в ковер. Выполнять движения вперед, касаясь ковра затылком, и назад, касаясь ковра носом. Из этого же положения делать движения в стороны, попеременно касаясь ковра то правым, то левым ухом. Вначале упражнение выполняется с помощью рук
Упражнения для укрепления моста с помощью снарядов:
В качестве снарядов применяют тренировочный манекен, штангу (лучше малогабаритную или шаровую), гири. В положении стоя на мосту положить на себя манекен, обхватить его руками и выполнять движения вперед, назад, в стороны. Эти упражнения можно проводить со штангой, гирями, в) и с партнером.
Упражнения с партнером и манекеном, имитационные упражнения применяются в основном как подводящие для освоения и совершенствования различных элементов техники и тактики борьбы.
Упражнения с партнером:
1. Отжимание в упоре лежа. Партнер держит ноги на разной высоте (чем выше, тем больше нагруз-
ка). Туловище должно оставаться прямым, слегка прогнутым в пояснице. Партнер, удерживая ноги выполняющего отжимание, слегка прогибается в пояснице, стараясь не наклоняться вперед.
2. Передвижение в упоре лежа на прямых руках. нагрузку можно регулировать, изменяя расстояние между руками. Чем шире расставлены руки, тем нагрузка выше.
3. Передвижение в упоре лежа на согнутых руках.
4. Передвижение прыжками в упоре лежа.
5. Передвижение на четвереньках с партнером.
6. Отжимание в упоре спиной к ковру.
7. Передвижение в упоре спиной к ковру.
8. Отжимание в упоре лежа с партнером, сидящим на спине.
9. Отжимание в упоре лежа на прямые руки партнера, лежащего на спине.
10. Сгибание и разгибание рук, лежа на спине, упираясь руками в спину партнера.
11. Один из партнеров садится спиной к другому, находящемуся в стойке, выпрямляет руки вверх и упирается ладонями в ладони верхнего. Попеременное и одновременное сгибание и разгибание рук.
12. Отжимание в стойке на руках.
13. Попеременное сгибание и разгибание рук в обоюдном упоре.
14. Партнеры стоят друг против друга, упираясь ладонями прямых рук. не сгибая рук, отойти друг от друга как можно дальше, упираясь в ковер носками ног. Наклоны вперед до касания друг друга грудью.
15. Борцы стоят лицом друг к другу в положении полуприседа, взявшись за руки скрестным захватом. Перетягивание друг друга до потери одним из борцов равновесия.
16. Один из борцов становится спиной к партнеру, захватывает его за шею и принимает положение виса лежа спиной к ковру. Партнер слегка сгибает ноги в коленных суставах, упирается руками в свои бедра, прогибается в пояснице, отклоняй голову назад. Нижний выполняет подтягивания.
17. Один из борцов, стоя в полуприседе, берет за плечи лежащего на животе партнера и пытается его приподнять.
На уроках по освоению элементов единоборств целесообразно применять игры-упражнения. Ниже изложены примеры освоения многочисленных комплексов применяемых при подготовке борцов, постепенно подходящих к применению на уроках физкультуры.
Лучшим средством развития всех способностей борца, необходимых для того, чтобы одерживать победы над противником и над собой, своими недостатками, является игра. В игре человек обязательно, хочет он того или нет, раскрывается как личность со всеми присущими ему положительными и отрицательными качествами. Игра развивает физические и психические качества человека, его интеллект, волю и адаптивность, т. е. способность ориентироваться в различных ситуациях. Игра закаливает и формирует характер, учит переносить и преодолевать трудности, воспитывает чувство самоотверженности, которое позволяет челове-
ку, возвысившись над собой, обрести и укрепить дух терпимости и уважения к другому человеку.
В то же время в процессе игры гораздо интереснее изучать элементы техники и тактики борьбы, прочнее усваиваются многие сложные приемы, развиваются творческие способности.
Основные задачи игровых заданий: общее физическое развитие; повышение функциональных возможностей организма, подготовка к специфической деятельности; воспитание волевых качеств и спортивного характера; формирование специфичных для борца качеств и навыков.
Сохраняя обучающую и тренирующую сущность, игры вместе с тем меняют свою роль в процессе тренировочных занятий и в течение года, и в течение ряда лет.
В первые два года обучения борцов игровые задания являются основным учебным материалом. Образно выражаясь, этот период обучения можно назвать «большой» разминкой, постепенно готовящей организм подростков к предстоящей специфической нагрузке - соревновательным поединкам и напряженной тренировочной работе. В последующих циклах подготовки игры включают в конкретные тренировочные задания, связанные с формированием отдельных элементов техники и тактики соревновательного поединка. Эффективность применения игр в обучении и тренировке обусловливается целенаправленностью и продуманным усложнением правил проведения игр, а также строгим их выполнением.
В арсенале борцов есть множество игр, которые содержат в себе элементы противоборства. Но в данной главе представлены лишь те игры и тренировочные задания, которые способствуют развитию и формированию качеств и навыков, необходимых борцу. условно игры и игровые упражнения можно разделить на три группы: 1) игры-упражнения с элементами единоборства; 2) развивающие игры-упражнения; 3) игры с элементами техники и тактики.
При освоении игры учащимся необходимо дать полное представление об основах единоборства, включающее:
- начальное знакомство с действиями, обеспечивающими преимущество над соперником;
- постепенное освоение и опробование различных способов создания благоприятных ситуаций и выведения из равновесия соперника;
- овладение различными элементами техники и тактики борьбы.
При освоении игрового материала на разных этапах обучения необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:
1. Размеры игровых площадок следует постепенно уменьшать: не ограничивать игровую площадь; постепенно ограничить диаметр круга до 6 - 4 м; довести диаметр до 2 - 3 м.
2. Правила проведения соревнований по играм могут уточняться, дополняться. Так, например, можно поставить условия: маневрировать, поворачиваться -можно; блокировать и отступать - нельзя и т. п.
3. В ходе поединка можно оценивать как факт победы самые минимальные преимущества одного соперника над другим (по усмотрению тренера).
4. Если ни один из борцов не использовал время, отведенное на мини-поединок, то обоим засчитывает-ся поражение.
5. Для определения победителя в поединке должно быть нечетное количество попыток (1, 3, 5); оно устанавливается преподавателем в зависимости от возраста, числа участников соревнований, интереса и т. п.
6. Выбор игр лучше всего определять путем жеребьевки.
7. Соревнования с использованием акробатических упражнений с передвижениями можно проводить как в ширину, так и в длину зала в зависимости от поставленной задачи и подготовленности учащихся.
8. Содержание игр можно упрощать или усложнять, но ровно настолько, чтобы преподаватель мог четко организовать урок, насыщенный элементами единоборства, не опасаясь травматизма.
9. Желательно, чтобы игровой материал в таблицах, схемах и т. п. находился в зале на видном месте, доступном для ознакомления. желательно, чтобы каждый борец имел бы таблицы с игровыми заданиями, чтобы последовательно освоить все их многообразие.
Разминка перед играми.
В первое время обучения все задания, составляющие содержание отдельных занятий, строятся и чередуются с учетом главной цели - содействовать естественному развитию организма подростков, систематически и постепенно подводить и адаптировать к условиям больших мышечных напряжений, необычным положениям тела, выполнение которых требует длительной подготовки опорно-двигательного аппарата и других систем организма.
На занятиях по усмотрению преподавателя можно проводить как традиционную, так и нетрадиционную разминку. В принципе разминкой могут служить упражнения, начатые с элементарных форм их выполнения, с постепенным нарастанием нагрузки до требуемого уровня - игровые комплексы (составляемые с учетом трудности), акробатические упражнения, специальные упражнения, пробное выполнение и имитация осваиваемых технических действий, приемов. На всем протяжении обучения эффективным средством для разминки являются игры в касание.
Для подготовки опорно-двигательного аппарата учащихся к предстоящим играм с элементами единоборства достаточно ввести несколько серий специальных упражнений, включающих:
1. Передвижения в упоре присев сзади (направления движения: ногами вперед, спиной вперед, в одну и другую стороны, повороты).
2. Перевороты боком (колесо), вправо, влево.
3. Из упора лежа забегание по кругу (пройти положение упор лежа сзади) до и. п. вправо и влево.
4. Передвижение на коленях (ходьба, бег, прыжки) в различных направлениях, с эпизодическим вставанием на ноги и т. п.
5. Передвижение в упоре и стойке на руках (в виде пробных попыток, независимо от их количества; главное - преодолеть необходимое расстояние, нагрузив слаборазвитые участки рук, кисти, локтевой и плечевой суставы).
6. Упражнения для освоения положения «мост». данных упражнений вполне достаточно, чтобы
ввести в рабочий тонус основные мышцы и связки и избежать травм. Упражнения с передвижением рекомендуется проводить в ширину ковра. Это рационально с точки зрения организации, дозировки, контроля.
Описание многочисленных специальных игр с элементами единоборств требует отдельного значительного внимания, написания отдельной работы.
Исследовав известные источники, проведя педагогическое наблюдение, в соответствии с целями и задачами работы, констатируем нижеследующее.
Чтобы успешно выполнять поставленные в школьной программе задачи учитель, преподающий элементы единоборств на уроке физической культуры, должен иметь представление и применять на практике следующие положения:
- о совершенствовании процесса обучения школьников VII-XI классов на уроках физической культуры с помощью занятий по спортивной борьбе.
- теоретические и практические материалы учебно-спортивной литературы об элементах единоборств в школьной программе;
- новейшие методики обучения, принципы обучения специальным упражнениям борца;
Опыт работы преподавателей и учителей, наш собственный опыт позволяет утверждать, что знания и сформированный двигательный навык специально-подготовительных упражнений борца необходимы для безопасного освоения техники и тактики спортивной борьбы, наиболее подходящей для занятий на уроках в школе в ненастное время года, в классах, где школьники проявляют повышенный интерес к единоборствам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волков В. Г., Ляпин Р. И. Средства гимнастики в специально-физической подготовке борцов (учебно-методическое пособие для студентов факультетов физкультуры, тренеров-преподавателей). Пенза: ПГПУ, 2008. 59 с.
2. Игуменов В. М., Подливаев Б. А. Спортивная борьба: Учебник для студентов и учащихся фак. (отд-ний) физ. воспитания пед. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1993. 240 с.