Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ УПРАЖНЕНИЯМ В ПАУЭРЛИФТИНГЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ЮНОШЕЙ 18-19 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВОДЯЩИХ УПРАЖНЕНИЙ'

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ УПРАЖНЕНИЯМ В ПАУЭРЛИФТИНГЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ЮНОШЕЙ 18-19 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВОДЯЩИХ УПРАЖНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
418
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАУЭРЛИФТИНГ / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ / ТЕХНИКА СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ / СПЕЦИАЛЬНО ПОДВОДЯЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ЮНОШИ 18-19 ЛЕТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Каравацкая Наталья Алесандровна, Пиворович Игорь Владимирович, Акопджанян Артак Артюшаевич

Начальный этап подготовке в пауэрлифтинге является по своей сути ключевым в обучения основам соревновательных упражнений и их технически правильного выполнения, от которых непосредственно зависит результат соревновательной деятельности и здоровье спортсмена. Оптимизация тренировочного процесса обеспечивается за счет учета индивидуального физического развития и подготовки начинающих спортсменов. Проведенный анализ наблюдений позволил определить биомеханические особенности техники выполнения соревновательных упражнений и основные технические ошибки, совершаемые начинающими спортсменами при их выполнении. Разработанные на основе полученных данных специально подводящие упражнения, включение их в тренировочный процесс и его индивидуализация позволило в значительной степени повысить уровень технической подготовленности. Представленные в ходе исследования результаты свидетельствуют о значительном росте как физической подготовленности спортсменов, так и технического выполнения соревновательных упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Каравацкая Наталья Алесандровна, Пиворович Игорь Владимирович, Акопджанян Артак Артюшаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING METHODS FOR COMPETITIVE EXERCISES IN POWERLIFTING AT THE INITIAL STAGE OF PREPARATION FOR YOUTH OF 18-19 YEARS OLD BASED ON THE USE OF LEADING EXERCISES

The initial stage of training in powerlifting is, in essence, key in teaching to the basics of competitive exercises and their technically correct performance, on which the result of competitive activity and the health of the athlete directly depend. Optimization of the training process is ensured by taking into account the individual physical development and training of novice athletes. The analysis of the observations made it possible to determine the biomechanical features of the technique for performing competitive exercises and the main technical mistakes made by novice athletes when performing them. Specially designed training exercises developed on the basis of the obtained data, their inclusion in the training process and its individualization made it possible to significantly increase the level of technical readiness. The results presented in the course of the study indicate a significant increase in both the physical fitness of athletes and the technical performance of competitive exercises.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ УПРАЖНЕНИЯМ В ПАУЭРЛИФТИНГЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ЮНОШЕЙ 18-19 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВОДЯЩИХ УПРАЖНЕНИЙ»

7. Паскаль А.В. Инновационные подходы к проблемам в формировании медико-социальной помощи жителям села / А.В. Паскаль // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и судебной медицины. - 2006. - № 5. - С. 38-40.

8. Светличная В.Г. Влияние поведенческих факторов образа жизни сельского населения трудоспособного возраста / Т.Г. Светличная, Е.А. Павлова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2005. - № 5. - С. 9-12.

9. Шепин О.П. Комплексное изучение здоровья Новгородской области / О.П. Шепин, В.А. Медик // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2007. - № 4. - С. 3-7.

REFERENCES

1. Dubrovsky, V.I. (2005), Sports medicine: studies'. For University students studying in pedagogical specialties, VLADOS, Moscow.

2. Kazantinova, G., Vlasova, T and Ryakhovskaya, E. (2017), "Morbidity rate among students living in rural areas", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (143), pp. 83-87.

3. Kazantinova, G., Vlasova, T and Charova, T. (2020), "Morphofunctional parameters among students living in rural areas", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 158-163.

4. Mandrikov, V.B., Mitsulina, P.M. and Salaznikova, L.V. (2004), Organizational and methodological support of the educational process at a specialized institution: textbook, VolSMU, Volgograd.

5. Nemtsov, A.V. (2003), Alcohol damage to Russia, NALEX, Moscow.

6. Shendo, G.L., Zhdanova, I.G., Ryabikin, V.R. and Yaroslavtsev, A.S. (2007), "Features of demographic processes in the Astrakhan Region", Problems of social hygiene, health and medical history, No. 4, pp. 7-12.

7. Pascal, A.V. (2006), "Innovative approaches to the problems of formation of the system of medical and social assistance to residents of the village", Problems of social hygiene, health and medical history, No. 5, pp. 38-40.

8. Svetlichnaya, T.G. and Pavlov, E.A. (2005), "Impact behavioral factors lifestyle of the rural population of working age", Problems of social hygiene, health and medical history, No. 5, pp. 9-12.

9. Schepin, O.P. and Medic, V.A. (2007), "Comprehensive study of public health Novgorod Region", Problems of social hygiene, health and medical history, No. 4, pp. 3-7.

Контактная информация: tcharova@mail.ru, tatyanavlasova1@gmail.com

Статья поступила в редакцию 09.03.2021

УДК 796.015.11

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫМ УПРАЖНЕНИЯМ В ПАУЭРЛИФТИНГЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ЮНОШЕЙ 18-19 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВОДЯЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

Наталья Алесандровна Каравацкая, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой, Игорь Владимирович Пиворович, декан, Артак Артюшаевич Акопджанян, преподаватель, Московский государственный институт культуры

Аннотация

Начальный этап подготовке в пауэрлифтинге является по своей сути ключевым в обучения основам соревновательных упражнений и их технически правильного выполнения, от которых непосредственно зависит результат соревновательной деятельности и здоровье спортсмена. Оптимизация тренировочного процесса обеспечивается за счет учета индивидуального физического развития и подготовки начинающих спортсменов. Проведенный анализ наблюдений позволил определить биомеханические особенности техники выполнения соревновательных упражнений и основные технические ошибки, совершаемые начинающими спортсменами при их выполнении. Разработанные на основе полученных данных специально подводящие упражнения, включение их в тренировочный процесс и его индивидуализация позволило в значительной степени повысить уровень технической подготовленности. Представленные в ходе исследования результаты свидетельствуют о значительном росте как физической подготовленности спортсменов, так и техниче-

ского выполнения соревновательных упражнений.

Ключевые слова: пауэрлифтинг, начальный этап подготовки, техника соревновательных упражнений, специально подводящие упражнения, юноши 18-19 лет.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p177-182

TEACHING METHODS FOR COMPETITIVE EXERCISES IN POWERLIFTING AT THE INITIAL STAGE OF PREPARATION FOR YOUTH OF 18-19 YEARS OLD BASED ON THE USE OF LEADING EXERCISES

Natalya Alesandrovna Karavatskaya, the candidate of pedagogical sciences, department chair, Igor Vladimirovich Pivorovich, the dean, Artak Artyushaevich Akopdzhanyan, the teacher,

Moscow State Institute of Culture

Abstract

The initial stage of training in powerlifting is, in essence, key in teaching to the basics of competitive exercises and their technically correct performance, on which the result of competitive activity and the health of the athlete directly depend. Optimization of the training process is ensured by taking into account the individual physical development and training of novice athletes. The analysis of the observations made it possible to determine the biomechanical features of the technique for performing competitive exercises and the main technical mistakes made by novice athletes when performing them. Specially designed training exercises developed on the basis of the obtained data, their inclusion in the training process and its in-dividualization made it possible to significantly increase the level of technical readiness. The results presented in the course of the study indicate a significant increase in both the physical fitness of athletes and the technical performance of competitive exercises.

Keywords: powerlifting, initial stage of preparation, the technique of competitive exercises, specially training exercises, young men 18-19 years old.

ВВЕДЕНИЕ

Пауэрлифтинг - это силовой вид спорта, состоящий из выполнения трех упражнений: приседание со штангой на спине, жим лежа на горизонтальной скамье, тяга становая. От использования более эффективных и успешных разработок новых методов обучения соревновательным упражнениям зависит не только высокий результат на соревнованиях, но и здоровье начинающего спортсмена [1, 2].

Значительным недостатком существующих программ в пауэрлифтинге на начальном этапе подготовки, является включение сразу соревновательных упражнений без предварительного обучения основам технически правильного их выполнения. Что зачастую приводит к появлению грубых ошибок в техники выполнения, а нерациональное затрачивание мышечных усилий на выполнение упражнения - к травмам и заболеваниям опорно-двигательного аппарата [3]. Отсутствие технической подготовки, при достаточной физической, приведет к натуживанию, и включению в работу не тех мышц, что в свою очередь может явиться следствием травм. Исправить техническую ошибку гораздо сложнее, чем сразу сформировать правильное и оптимальное по энергозатратам движение [1, 2]. В связи с чем, целью исследования стала разработка и экспериментальное обоснование методики обучения соревновательным упражнениям в пауэрлифтинге юношей 18-19 лет на этапе начальной подготовки, основанной на учете индивидуального физического развития и использование подводящих упражнений, обеспечивающих неразрывную связь технической и физической подготовки.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе исследования для достижения цели нами были проведены: анализ научно-методические источники, затрагивающие общетеоретические и практические вопросы, построения учебно-тренировочного процесса в пауэрлифтинге на этапе начальной подготовки; изучение используемых средств и методов, применяемых в учебно-

тренировочном процессе на начальном этапе подготовки для обучения соревновательным упражнениям; Для определения эффективности разработанной методики в качестве оценки освоения выполнения соревновательных упражнений нами учитывались технические ошибки, допущенные при выполнении каждого из трех контрольных упражнений в следующей очередности: приседание со штангой на спине; жим лежа на горизонтальной скамье; тяга становая. Таким образом, освоение соревновательных упражнений оценивалось по следующим критериям: количество совершенных ошибок при выполнении каждого упражнения и результат поднятого при этом весе.

В эксперименте приняли участие 23 начинающих спортсмена в возрасте 18-19 лет,11 юношей в экспериментальной и 12 юношей в контрольной группе, обучающихся на первом курсе ФГБОУ ВО МГИК. В контрольной группе занятия проводились согласно учебной программе для учреждений дополнительного образования по пауэрлифтингу. В экспериментальной группе тренировочные занятия проводились по разработанной экспериментальной методике.

Подводящих упражнений при обучении соревновательным упражнениям разрабатывались с учетом физического развития и физической подготовленности начинающих спортсменов, выявленных технических ошибках, оказывающих влияние на эффективность их выполнения, основных мышечных групп наиболее задействованных в соревновательных упражнениях и основных характеристик и анатомически правильных положениях и движениях тела и его звеньев во время выполнения упражнений (таблица 1, 2, 3).

Таблица 1 - Ошибки, совершаемые при выполнении соревновательного упражнения приседание со штангой на спине_

Соревновательное упражнение № Основные ошибки в технике выполнения Последствия ошибок

Приседание со штангой на спине 1. Высокое положение грифа на плечах Дополнительный рычаг и как следствие излишний наклон туловища вперед

2. Широкий хват грифа Потеря контроля над грифом

3. Узкий хват грифа Чрезмерное напряжение в локтевых суставах

4. Узкая постановка ног «недосед»- техническая ошибка

5. Широкая постановка ног Травма тазобедренного и коленного суставов

6. Наклон головы вниз Наклон туловища вперед, перенапряжение в мышцах спины и позвоночнике

7. Сведение коленей Перенапряжение в мышцах спины и позвоночнике

8. Округление спины Смещение центра тяжести на переднюю часть стопы

9. Касание ног локтями или плечами Запрещен правилами соревнований

Таблица 2 - Ошибки, совершаемые при выполнении соревновательного упражнения жим лежа на горизонтальной скамье

Соревновательное упражнение № Основные ошибки в технике выполнения Последствия ошибок

Жим лежа на горизонтальной скамье 1. Неотцентрированный хват грифа Неравномерное выжимание штанги

2. Незамкнутый хват грифа Запрещен правилами соревнований

3. Гриф находится ниже линии глаз Трение штанги о стойки

4. Отрыв пяток от помоста Запрещен правилами соревнований

5. Отрыв тазобедренного сустава от скамьи Запрещен правилами соревнований

6. Неполное выпрямление рук при выжимании штанги Запрещен правилами соревнований

7. Отсутствие остановки штанги, и подбив грудью для выжимания вверх Запрещен правилами соревнований

8. Малый угол сгибания в коленном суставе Уменьшает прогиб и ведет к расслаблению мышц спины

Таблица 3 - Ошибки, совершаемые при выполнении соревновательного упражнения тяга становая

Соревновательное упражнение № Основные ошибки в технике выполнения Последствия ошибок

Тяга становая 1. Несимметричный хват Перекос штанги

2. Узкая постановка ног Травма мышц спины и суставов ног

3. Большой разворот ступней Потеря равновесия

4. Подъем грифа рывком Потеря контроля

5. Малое разведение коленей в стороны Излишнее увеличение нагрузки на мышцы спины

6. Преждевременное выпрямление ног Излишнее увеличение нагрузки на мышцы спины

7. Наклон головы вперед Расслабление и округление мышц спины

8. Округление спины Излишнее увеличение нагрузки на поясницу

Таким образом, для каждого спортсмена в зависимости от его длины тела, ног, рук, туловища, а так же развития физических качеств и требований к наиболее значимым характеристикам в каждом из соревновательных упражнений были выделены основные характеристики, влияющие на эффективность выполнения каждого соревновательного упражнения(таблица 4)

Таблица 4 - Характеристики соревновательных упражнений, зависящие от индивидуального физического развития спортсмена и влияющие на эффективность его выполнения

Рассчитываемые характеристики Соревновательные упражнения

Приседание со штангой на спине Жим лежа на горизонтальной скамье Тяга становая

1. Ширина стойки Ширина стойки Ширина стойки

2. Ширина хвата грифа (8-15 см от ширины плеча в зависимости от гибкости в плечевом и локтевом суставе) Прогиб спины Разворот носков стоп (45-60 градусов)

3. Высота располагаемого грифа перед снятием (гриф находиться не ниже, чем толщина самого грифа от верха внешних частей плеч) Ширина хвата грифа Максимально короткое расстоянии между голенью и грифом

4. Середина центра тяжести грифа Высота расположения грифа в предстартовом положении (без нарушения «моста» спортсмена) Ширина хвата грифа (руки проходят между коленями)

5. Расстояние отхода от стоек (не касаться стоек штангой и стопами) Расположение ступней максимально приближенное к тазовому поясу Расположение головы

6. Расстояние прохождения штанги до оптимального сгибания ног в коленном суставе Расстояние прохождения штанги до полного выпрямления рук Расстояние прохождения штанги до полного выпрямления ног и отведения плеч назад

При разработке подводящих упражнений нами так же были определены группы мышц наиболее задействованные в каждом из соревновательных упражнений.

Для каждого спортсмены были вычислены необходимые параметры в соответствии с оптимальными характеристиками соревновательных упражнений. Были определены основные параметры положения тела в трех фазах: прием стартового положение спортсмена; двигательное действие при выполнении соревновательного упражнения; фиксирование положение тела в конечном положении.

Данные параметры были занесены в таблицу для каждого спортсмена в отдельности. Перед началом выполнения упражнений в зависимости от поставленной задачи и обучению какой-либо фазы упражнения наносились специальные отметки (на пол, штангу, тренажер и т.д.), в тренажере с подвижной штангой наносились отметки верхней и нижней точки. Данные упражнения использовались в подготовительной части занятий в

статическом, изометрическом и в динамических режимах.

Для освоения и закрепления необходимого двигательного навыка при выполнении упражнений использовались тренажерные устройства позволяющие фиксировать необходимые параметры:

• При обучении жиму лежа использовались «Домкратные стойки» (со скамьей и без нее), с помощью них которых можно изменять высоту штанги, не снимая снаряд. За счет рычажного механизма штанга размещается на различной высоте - от 820 до 1650

мм.

• При обучении приседу применялись «Соревновательные стойки» с гидравлическим механизмом «Монолифт». Позволяют производить присед с грузом при этом крепления подвижны: когда нагрузка активна, они отодвигаются от спортсмена, а когда упражнение заканчивается, возвращаются на исходную позицию.

• При обучении тяги использовались тренажерное устройство с подвижными стойками, позволяющими опускать штангу на пол.

До тех пока упражнение не будет полностью освоено оно выполняется в преодолевающем режиме - 30% веса, по мере автоматизации вес увеличивается и режим переходит в уступающий - 90%. В процессе занятий использовались упражнения, с учетом тех групп мышц, которые имеют непосредственное участие в эффективном выполнении соревновательных упражнений.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

В качестве доказательной базы эффективности разработанной методики нами были проведены контрольные испытания для определения владением техники выполнения соревновательных упражнений и развития физических качеств начинающих пауэрлифте-ров. Достоверность полученных результатов определялась с помощью методов математической статистики (метод средних величин, стандартное отклонение, стандартная ошибка, достоверность различий по ^критерию Стьюдента).

Данные развития специальных физических качеств, полученные в результате проведения педагогического тестирования в начале эксперимента, показали в обеих группах примерно одинаковый уровень по всем тестам. Было установлено, в среднем в упражнении «Приседание со штангой на спине» в контрольной группе совершает 7,1 ошибок, а в экспериментальной - 7. В упражнении «Жим штанги лежа на горизонтальной скамье» 8 и 8,4 ошибки в контрольной и экспериментальной группах соответственно. В «Тяге становой» было выявлено в среднем 10,3 ошибок в контрольной группе и 10,1 в экспериментальной.

Было установлено, что в контрольных упражнениях приседание и жиме спортсмены допускают примерно одинаковое количество ошибок от 63 до 67. Больше всего технических ошибок было допущено спортсменами обеих групп в упражнении тяга становая и составила 82 в контрольной и 81 в экспериментальной группах.

В результате проведения повторного контрольного тестирования после проведения эксперимента результаты физической подготовленности в обеих группах оказались выше на достоверно значимом уровне, чем до его начала(таблица 5)

Таблица 5 - Результаты контрольных испытаний до и после педагогического эксперимента

Контрольные испытания группа До эксперимента После эксперимента Р

Приседание со штангой на спине, кг КГ 76,9±3,4 91,2±4,9 <0,05

ЭГ 77,5±4,7 111,2±2,3 < 0,05

Жим лежа на горизонтальной скамье, кг КГ 38,6±2,7 47,9±2,1 <0,05

ЭГ 36,9±4,1 58,8±1,9 < 0,05

Тяга становая, кг КГ 76,7±2,5 97,4±3,9 <0,05

ЭГ 75,9±3,6 109,1±1,9 < 0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако как следует из таблицы во всех соревновательных упражнениях юноши экспериментальной группы показали результаты гораздо лучшие, чем в контрольной. Кроме того, результаты во всех контрольных упражнениях между группами показали достоверно значимые отличия. Спортсмены экспериментальной группы значительно превзошли результаты физической подготовленности юношей из контрольной группы

При повторной оценке технического выполнения соревновательных элементов было установлено, что в контрольной группе в упражнении присед со штангой количество ошибок составило - 41; в упражнении жим лежа - 35 ошибок; в становой тяге совершено было 44 ошибки. По окончанию педагогического эксперимента у юношей контрольной группы количество совершаемых ошибок снизилось почти на 50%, данное снижение в контрольной группе объясняется приростом силовых способностей спортсменов. В экспериментальной группе ошибки практически не допускались, а их количество снизилось в среднем почти на 90%. В жиме лежа количество ошибок сократилось с 67 до 7, в приседе с 63 до 9 и в тяге с 72 до 6.

ВЫВОДЫ

Пауэрлифтинг силовой вид спорта, состоящий из трех соревновательных упражнений, имеющий сложную техническую структуру и вовлечения большого количества мышц тела человека. Рациональный способ выполнения соревновательного упражнения зависит от таких пространственных характеристик как: положение звеньев тела; траектория движения штанги; помехи; длительность и темп движения; скорость движения; сила движения. Таким образом, для эффективного способа выполнения соревновательных упражнений необходимо учитывать: создание оптимальных угловых отношений в работающих суставах; направление движения и оптимальной скорости подъема, за счет последовательного включения групп мышц; создание опор тела и его звеньев.

Включение в тренировочный процесс методики обучения соревновательным упражнениям, основанной на использовании подводящих упражнений с учетом индивидуального физического развития позволила значительно повысить эффективность тренировочного процесса, как в овладении техническими элементами соревновательных упражнений, так и развитии мышечных групп, имеющих первостепенное значение в выполнении данных упражнений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданов, К.Ю. Анализ техники пауэрлифтинга / К.Ю. Богданов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 3. - С. 94-101.

2. Ермакова Ю.Н. Применение кроссфит-тренировок у студентов, занимающихся силовым троеборьем на начальном этапе подготовки / Ермакова Ю.Н., Осокина Е.А., Тихомиров Ю.В. // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3 ; URL: https://science-education.ru/article/view?id=24617 (дата обращения: 01.02.2021).

3. Якубенко Я.Э. Распределение тренировочной нагрузки между отдельными группами упражнений в пауэрлифтинге / Я. Э. Якубенко // Теория и практика физической культуры. - 2016. -№ 6. - С. 76-78.

REFERENCES

1. Bogdanov, K.Yu. (2015), "Analysis of powerlifting technique", Physical culture: education, education, training, No. 3, pp. 94-101.

2. Ermakova, Yu.N., Osokina, E.A. and Tikhomirov, Yu.V. (2016), 'The use of crossfit training among students engaged in powerlifting at the initial stage of training", Modern problems of science and education, No. 3, available at: https://science-education.ru/article/view?id=24617.

3. YakubenkoYa. E. (2016), "Distribution of the training load between individual groups of exercises in powerlifting", Theory and practice ofphysical culture, Vol. 6, pp. 76-78.

Контактная информация: ichnata@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.