Научная статья на тему 'Методика обучения на подготовительном отделении'

Методика обучения на подготовительном отделении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
751
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика обучения на подготовительном отделении»

М.А. Грибанова

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ

Подготовительное отделение при Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой существует уже более 15 лет. Его появление было вызвано необходимостью более профессиональной подготовки детей к поступлению в Академию. Решено было набирать детей 8-10 лет и заниматься с ними в течение целого учебного года, во второй половине дня, после их занятий в начальной школе. Это дало возможность развивать профессиональные данные: шаг, выворотность, подъем, прыжок, - а также закладывались начальные навыки танцевальности и умения двигаться. Дети и физически становились крепче.

Занятия проводили педагоги-специалисты Академии, а иногда и педагоги-стажеры. Появилась потребность в создании конкретных методических разработок для занятий с детьми в этот подготовительный период. Наилучший результат при последующем обучении достигался тогда, когда педагог младших классов вел сначала класс на подготовительном отделении, а потом учил этих же детей с 1-го по 3-й класс.

Предлагаемая здесь методическая программа - это основа для занятий с детьми в подготовительном классе, но педагог может привнести и свои творческие наработки для развития данных обучающихся на этом этапе их разработки. Следует также уточнить, что занятия в подготовительном классе не дают обучающемуся гарантии поступления в 1 класс Академии, а просто повышают их шанс поступления, осуществляемого на общей конкурсной основе.

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙРАЗДЕЛ

1. Цель

Целью данного курса является подготовка детей 8-10 лет к поступлению на исполнительский факультет в Академию

Русского балета имени А.Я. Вагановой с учетом требований, предъявляемых современным взглядом на наличие профессиональных данных.

2. Задачи

Основной задачей подготовительного класса является развитие и2укрепление природных профессиональных данных, работа над совершенствованием двигательного аппарата.

3. Место курса в профессиональной подготовке

Предложенный курс «Классический танец» является дополнительным образованием для детей 8—10 лет, получающих начальное образование в общеобразовательных школах города.

Уровень практического освоения программы данной дисциплины является одним из решающих факторов профессиональной пригодности при поступлении на исполнительский факультет в Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой.

4. Требования к уровню освоения курса

В результате изучения курса учащийся должен уметь:

— методически и технически грамотно исполнять пройденные движения;

— использовать французскую терминологию для обозначения пройденных элементов классического танца;

— пользоваться выразительными средствами при импровизации на выбранную музыку;

— сочинить этюд с использованием своей фантазии.

П. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Разделы курса

РАЗДЕЛ I. Начало урока.

РАЗДЕЛ II. Упражнения, исполняемые сидя на полу.

РАЗДЕЛ III. Упражнения, исполняемые лежа на спине.

РАЗДЕЛ IV. Упражнения, исполняемые лежа на животе.

РАЗДЕЛ V. Упражнения для развития брюшного пресса, шага и укрепления мышц спины.

РАЗДЕЛ VI. Упражнения у палки.

РАЗДЕЛ VII. Упражнения на середине.

2. Темы и содержание курса

Понятие развития и укрепления профессиональных природных данных. В это понятие входит развитие:

— выворотности;

— шага;

— подъема;

— гибкости;

— эластичности мышц;

— прыжка;

— элементарных навыков координации;

— танцевальности;

— артистичности;

— музыкальной восприимчивости.

Без наличия этих качеств невозможно обучение ребенка искусству балета.

Музыкальное сопровождение для исполнения всех элементов урока обязательно.

РАЗДЕЛ I. Начало урока

1. Поклоны.

Девочки.

Ш позиция ног, шаг в сторону, другая нога подтягивается на носок сзади, рКй на опорной ноге, руки держать как бы за юбочку, голова наклоняется вниз, вытянуться, голова прямо и с другой ноги.

Мальчики.

1 позиция. Шаг в сторону, вторая нога вытягивается в подъеме, затем приставляется рядом. Наклон головы. Руки вдоль корпуса.

2 т., 4/4; 1 т., 4/4.

2. Марш с продвижением и на месте, сначала в одном темпе, затем, меняя его, то убыстряя, то замедляя. Марш может исполняться несколько раз в течение урока между другими упражнениями.

3. Бег рессорный: («а» - типа emboite с маленькими attitude сзади, «б» - типа emboite вперед, но с высоко поднятыми невыворотными коленями, «лошадки»). Также можно исполнять несколько раз в течение урока.

РАЗДЕЛ II. Упражнения, исполняемые сидя на полу

I. Работа стоп.

а) Обе ноги вытянуты перед собой в невыворотном положении, колени вытянуты, затем подъем вытягивается, пальцы сначала чуть отстают, затем стремятся к полу.

Исполняется 4-8 раз.

2 т., 4/4; I т., 4/4.

б) То же упражнение, но с поочередной работой стоп.

Исполняется 4-8 раз.

2/4, 1/4.

в) Раскрывание стоп на выворотность до положения I поз., сначала подъемы вытянуты, затем стопы сокращаются и разворачиваются до положения I позы, мизинцы прикасаются к полу и затем обратно.

Исполняется 4-8 раз.

1 т., 4/4.

г) Круговые движения стоп: исходное положение - стопы на себя, невыворотная VI позиция, раскрываем наружу до I позиции, стопы сокращены, затем в этом уже развернутом положении вытягиваются подъем и пальцы, касаясь мизинцами пола; заворачиваем ноги в невыворотное положение и сокращаем их, придя в исходное положение. Обратное движение: ноги в I поз. -стопы сокращены и движение идет внутрь: в невыворотное пол. VI позиции, стопы сокращены; затем пальцы вытягиваются, стараясь коснутся пола, но и разворачиваются в исходную I поз. выворотную, стопы на себя.

Исполняется 4—8 раз.

2 т., 4/4; 1 т., 4/4.

2. Развитие подъема.

Правая нога согнута, стопа с вытянутыми подъемом лежит на левом колене. Правая рука под пяткой, а кистью держит за носок. Вытянуть рукой ногу вперед, сильно выгибая подъем пяткой вперед. То же — с другой ноги.

Исполняется 4—6—8 раз.

4 т., 4/4.

3. Развитие выворотности.

а) «Лягушка» спереди: сидя, стопы соприкасаются подошвами, колени развернуты на полу.

4 т.-8 т., 4/4.

б) «Лягушка» с наклоном корпуса вперед.

Исполняется 2—4 раза.

2 т., 4/4.

Каждое из следующих предлагаемых движений рекомендуется выполнять сначала на спине, а потом на животе. Для удобства изложения материла движения систематизированы по следующим разделам: «Упражнения, исполняемые лежа на спине», «Упражнения, исполняемые лежа на животе», «Упражнения для развития брюшного пресса, для укрепления мышц спины, шага».

РАЗДЕЛ III. Упражнения, исполняемые лежа на спине

I. «Plim

а) Ученик лежит на спине, ноги развернуты по 1-й позиции (стопы до предела натянуты на себя, мизинцы касаются пола, колени вытянуты). Затем ученик, не отрывая коленей от пола, сгибает ноги до положения demi-рКй, стопы при этом сохраняют сокращенное положение.

Затем ноги вытягиваются (колени также не отрываются от пола, мизинцы и пятки на полу) до 1-й позиции.

Исполняется P-R раза.

P т., R/R.

б) Исполняется то же самое движение, но ноги сгибаются более сильно - до положения «grand рКй», стопы сокращены.

Исполняется P-R раза.

P т., R/R.

в) Это же упражнение исполняется при положении ног во II-й позиции. Сначала ноги сгибаются до уровня demi-рКй (стопы также натянуты на себя), затем сгибаются и вытягиваются до уровня grand рКй no II-й позиции. При выполнении упражнения необходимо требовать от учеников полного раскрытия ног, не открывая при этом коленей от пола.

Исполняется P-R раза.

P т., R/R.

P. «Battement tendu»

Ноги ученика развернуты по l-й позиции. Опорная нога остается в положении «стопы на себя», работающая поднимается вперед на PS градусов, с вытянутым подъемом и коленом, по всем правилам battement tendu на полу: нога выводится пяткой вперед, при возвращении в l-ю позицию мизинец первым стремится к полу, сохраняя выворотность пятки. То же самое повторяется в сторону, до уровня PS градусов. При исполнении этого движения нужно следить за положением работающей ноги: мизинец прикасается к полу, опорное бедро не «сворачивается» за работающей ногой, при выводе работающей ноги в сторону мизинец не должен отрываться от пола. Необходимо требовать от учеников полного натяжения ног и сохранения ровности бедер.

Исполняется R-8 раз.

R т., R/R.

З. «Demi rond de jambe» на P5 градусов

Исходное положение: ученик лежит на полу, ноги развернуты по l-й позиции. Работающая нога поднимается вперед, как на tendu, опорная вытянута с сокращенным подъемом (как бы

стоит в 1-й позиции), делается demi rond в сторону на уровне 25 градусов, нога опускается на пол, на расстоянии 25 градусов от опорной ноги, т.е. получается demi rond de jambe en dehors. Движение сразу же повторяется в обратном направлении: en dedans со стороны - вперед на 25 градусов. Нога опускается в исходное положение в 1-ю позицию.

То же движение делается со стороны, вперед, в сторону в 1-ю позицию.

Исполняется 4-8 раз.

2 т., 4/4.

4. «Port de bras»

Ученик, лежа на спине (ноги по VI-й позиции с вытянутым подъемом), поднимает руки в III-ю позицию. Затем, поднимаясь до положения сидя (руки остаются в III-й позиции), ученик наклоняется вперед, головой к коленям (колени не сгибаются), стопы сокращаются до полного натяжения ахилла, затем поднимается в положение сидя (руки по-прежнему зафиксированы в III-й позиции) и плавно опускается назад на спину, сохраняя в руках III-ю позицию (при опускании ноги от пола не отрываются), подъем опять вытягивается по VI-й позиции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исполняется не менее 4-8 раз.

2 т., 4/4.

5. «Relevu lent» в сторону и вперед

Исходное положение I позиция, колени вытянуты, стопы сокращены, пятки разведены, мизинцы на полу.

В сторону. Ноги в исходной I позиции, мизинцы касаются пола. Правая нога, вытягивая подъем, открывается в сторону на 90°, опорная нога сохраняет выворотность, до предела натянуты колени, бедра ровные, нога возвращается в исходную I позицию, сохраняя предельную натянутость и выворотность.

Исполняется с 2-х ног по 2-4 раза.

Вперед. Правая нога выворотно поднимается вперед на 90°, подъем вытягивается, колени до предела натянуты на обеих

ногах, бедра ровные, затем опускается в исходное положение I позиции на полу.

Исполняется 2-4 раза.

4 т., 4 /4.

6. «Retirü»

Исходное положение I позиция. Одна нога остается выворотной и натянутой, другая, вытягивая подъем, сгибается в колене, колено не отрывается от пола, вытянутым носочком доводим до колена опорной ноги, сохраняя выворотность в обеих ногах и ровность бедер, затем работающая нога тем же путем возвращается обратно в исходное положение.

Исполняется 2-4 раза.

4 т., 4/4; 2 т., 4/4.

7. «Düveloppu»

В сторону. Делается retim до колена, затем бедро поднимается еще выше и нога вытягивается в сторону на возможно большую высоту, но так, чтобы не завернулась и не сместилась опорная нога, после этого вытянутую ногу подводим в исходную I позицию.

Исполняется 2-4 раза.

4 т., 4/4; 2 т., 4/4

Вперёд. Retira до колена, потом как можно дольше сохраняя выворотность колена, пяткой и икрой вперед поднимаем ногу вперед на 90°, сохраняя ровность бедер, выворотность и натянутость опорной ноги. Затем нога, усиливая натяжение, возвращается в исходное положение.

Исполняется 2-4 раза.

4 т., 4/4; 2 т., 4/4.

8. «Demi rond de jambe» на 90 градусов

En dehors. Нога делает ге1еуй lent вперед на 90°, сохраняя ровность бедер на полу (не заворачиваясь опорной ногой за работающей), открывается в сторону на 90°, затем возвращается, вытянутая нога в исходное положение I позиции.

En dedans. Demi rond на 90° делается со стороны вперед.

Исполняется 2 раза.

4 т., 4/4.

8. a. «Grand battement jetü»

а) Вперед;

б) В сторону, лежа на спине; в сторону, лежа на боку, через раз: grand battement, подъем корпуса от пола через бок.

Исполняется 4-8 раз.

1 т., 2/4.

9. Растяжка за пятку (сидя)

Исходное положение «лягушка», взять пятку рукой снизу, поднять ногу вперед, не сутулясь спиной, провести её в сторону, затем вернуть вперед перед собой и вернуть в исходное положение, т. е. «лягушка».

Исполняется 2-4 раза.

2 т., 4/4.

РАЗДЕЛ IV. Упражнения, исполняемые лежа на животе

1. «Demi pliü», лежа на животе

Исходное положение: ноги по I позиции развернуты, стопы «на себя», пятки прижаты к полу, колени вытянуты, спина приподнята, лопатки раскрыты, руки локтями и ладонями лежат но полу, на ширине плеч, поза «сфинкс». Делается «demi рКй»: ноги сгибаются в коленях, стопы притягиваются к телу на уровень demi рКй Следить за тем, чтобы пятки и живот не отрывались от пола. Затем ноги вытягиваются в исходную I позицию. Потом делается «grand рКй», в том же положении, стопы придвигаются к корпусу на максимально близко расстояние.

Исполняется 2-4 раза.

4 т., 4/4; 2 т., 4/4.

2. «Battement tendu»

Принцип исполнения движения тот же, что в положении «лежа на спине». При исполнении battement tendu назад рекомендуется

держать корпус в положении «сфинкса» (руки ладонями и локтями упираются в пол, спина в лопатках прогнута). Поднимая ногу назад на 15°, ученик тянет ее к противоположному плечу, пятка -параллельно полу, подъем вытянут. При опускании ноги пятка тяготеет к полу.

Исполняется 4-8 раз.

4 т., 4/4; 2т., 4/4.

3. «Rond de jambe»

Исходное положение: ученик лежит на животе, спина и руки в положении ««сфинкса».

Схема движения та же, что и в положении «лежа на спине», т. е. назад, в сторону, назад, в 1-ю позицию, и в сторону, т. е. en dedans; назад, в сторону, в 1-ю позицию, т.е. en dehors.

Исполняется 4-8 раз.

4 т., 4/4.

По тем же правилам рекомендуется делать demi rond de jambe на 90 градусов. Так как движение выполняется на более высоком уровне, особо внимание следует обращать на опорное плечо, которое не должны разворачиваться за работающей ногой.

Исполняется 2-4 раза.

4 т., 4/4.

4. «Port de bras»

Из положения «сфинкса» (спина не опускается) руки берутся в 1-ю позицию, затем поднимаются в 3-ю, раскрываются на 2-ю и возвращаются в 3-ю позицию. Затем ученик принимает исходное положение «сфинкс». При выполнении упражнения ученик должен сохранять спину выгнутой, сильно напрягая при этом подлопаточные мышцы спины.

Исполняется 4-8 раз.

1 т., 4/4.

РАЗДЕЛ V. Упражнения для развития брюшного пресса, шага и укрепления мышц спины

1. Ученик лежит на спине.

Ноги развернуты по 1-й позиции, стопы натянуты на себя. На «раз»: поднять их одновременно на 45 градусов (не выше); на «два-три» — качнул два раза вниз-вверх (не касаясь пола); на «четыре» — медленно опустить вниз на пол в 1-ю позицию.

Исполняется 4—8 раз.

1 т., 4/4.

2. Ученик лежит на животе.

Поза «сфинкс», ноги в 1позиции, обе ноги поднимаются наверх и покачиваются 1—2 раза вниз, вверх, на «4» опускаются в исходную I позицию.

Исполняется 4—8 раз.

1 т., 4/4.

3. «Рыбка».

Согнуть обе ноги в коленях, взять руками за носки, высоко поднять ноги, выгнуть спину и раскачиваться 3—4 раза, вернуться в исходное положение.

Исполняется 2—4 раза.

4 т., 4/4.

4. Перегибы назад.

Исходное положение: лежа на животе, лицом вниз, руки перед собой вытянуты и кисти взяты в замок. Ноги вытянуты. Вместе с руками поднимается спина наверх и насколько возможно сильно делается перегиб от лопаток назад, стремясь руками, зажатыми в перегибе в «замок», достать до ног «и 2» сдержанно вернуться в исходное положение.

Исполняется 4—8 раз.

1 т., 2/4.

5. «Grand battement jetù» назад.

Исходное положение - «сфинкс», ноги в I позиции. Исполняя Grand battement jeffi назад, сохранить ровность плеч. Исполняется 4-8 раз. I т., 2/4.

6. «Мостик», стоя на коленях.

Медленный перегиб назад, доставая руками стопы, и медленно возвратиться в исходное положение. Исполняется 2-4 раза. 4 т., 4/4.

7. «Grand battement jetù» из положения «кошечка». Стоя на коленях, руками держась перед собой за пол, бросать Grand battement jeffi назад, сильно прогибая спину.

Исполняется 4-8 раз. I т., 2/4.

8. «Шпагаты».

Вперед. Растягиваясь, то правой, то левой ногой. Поперечный. Растягиваясь обеими ногами в сторону. Впоследствии, если позволяют данные, переход со шпагата правой ногой вперед, через поперечный, с левой ноги вперед и обратно, не отрываясь от пола. Исполняется 2-4 раза. 4 т., 4/4.

РАЗДЕЛ VI. Упражнения у палки I. Основные понятия:

а) постановка корпуса;

б) выворотное положение стопы на полу (без навала на большой палец);

в) понятие об опорной и работающей ноге.

2. Позиции ног:

I, II, III, V. IV - изучается во второй половине года.

3. Battement tendu - в сторону, вперед, назад. По I позиции - первая половина года.

По V позиции - вторая половина года. Исполняется 2-4 раза. 2 т., 4/4; I т., 4/4.

4. Demi-pliU:

По I, II позиции - первая половина года. По V позиции - вторая половина года. Исполняется 2-4 раза. 2 т., 4/4; I т., 4/4.

Изучается во второй половине года.

5. PassU par terre через I позицию. Исполняется 2-4 раза.

2 т., 4/4; 4 т., 4/4.

6. Demi rond de jambe par terre

Предварительно объяснить понятия en dehor и en dedans. Исполняется 2-4 раза. 2т., 4/4; I т., 4/4.

7. Положение ноги sur le сои-de-pied.

а)спереди - основное;

б) спереди - условное;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) сзади. 4 т., 4/4.

8. Подготовка к battement tendu jetu

В сторону, вперед, назад из I позиции; В сторону, вперед, назад из V позиции.

Исполняется 2-4 раза. 2 т., 4/4; I т., 4/4.

9. Перегибы корпуса назад и в сторону. Исполняется 2-4 раза.

2 т., 4/4.

10. Relevu на полупальцы. По I позиции;

по II позиции. Исполняется 2-4 раза. 2 т., 4/4.

11. Preparation для руки на II позицию, держась другой рукой за палку. (После того, как позиции рук выучены на середине).

Исполняется 2-4 раза. 4 т., 4/4; 2 т., 4/4.

РАЗДЕЛ VII. Упражнения на середине

1. Деление класса по точкам по системе А.Я. Вагановой.

2. Постановка корпуса.

3. Повороты, наклоны головы, перевод головы справа налево через верх и через низ.

4. Позиции рук:

- подготовительная;

- I, III, II;

- затактовое движение кисти для изучения port de bras (изучается без точного соблюдения выворотности).

5. I port de bras. 4 т., 4/4; 2т., 4/4.

6. Упражнения для укрепления стопы:

а) шаги на высоких полупальцах;

б) шаги на пятках;

в) шаги с пятки на вытянутый подъем на полупальцы.

7. Движение для развития координации:

- прыжки по невыворотной I позиции с поочередными движениями рук к плечам, наверх, к плечам, обратно;

- к плечам на ширину плеч, к плечам, обратно.

8. Развитие прыжка:

1) Трамплинные прыжки I позиции.

2) «Кузнечики». Прыжки по VI невыворотной позиции, поджимая колени.

3) «Лягушки». Прыжки по I позиции, поджимая колени.

4) «Разножки» в сторону.

5) «Разножки» вперед-назад.

6) «Итальянские» - одна нога вытянута, другая через passй у колена переходит спереди назад.

Это движение можно делать и в обратном направлении, т. е. нога будет переноситься сзади вперед. Исполняется 8-16 раз. Каждое движение на 1/4.

9. Перегибы корпуса. (Руки на талии).

а) вперед, (стоя по невыворотной II позиции;

б) из стороны в сторону;

в) повороты корпуса вокруг своей оси направо, налево;

г) назад;

д) вокруг себя: вперед, в сторону направо, назад, в сторону налево, и еще раз, а потом в другом направлении.

Исполняется 4-8 раз. 2/4, 4/4.

10. Развитие танцевалъпости.

1. Pas польки:

а) на полупальцах;

б) с chassйe.

2. Русский ход, «припадание».

3. Возможны этюды с использованием детской импровизации.

Преподаватель вправе выбрать те движения из гимнастики, которые, по его мнению, могут принести больше пользы

определенной группе учащихся. Это напрямую зависит от физических возможностей учеников данной группы. Педагог также может привносить свои идеи, свои мысли в структуру урока. Но в основной части урока желательно опираться на предложенную программу.

Предложенная выше гимнастика на полу предлагается также преподавателям младших классов для разработки профессиональных данных и разогрева учащихся перед уроком.

3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

Не предусмотрено.

4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ.

Не предусмотрено.

5. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу.

Не предусмотрено.

Ш. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТЫ

Всего За год (октябрь-май) (час) Само стоя-

№ Наименование тем и разделов (мин) тель-

за урок ная

РАЗДЕЛ I

13 час 75 мин

1 Начало урока 5 мин

РАЗДЕЛ II

41 час 25 мин

2 Упражнения, сидя на полу 15 мин

РАЗДЕЛ III

3 Упражнения, исполняемые лежа на спине 15 мин 41 час 25 мин

РАЗДЕЛ IV

4 Упражнения, исполняемые лежа на животе 15 мин 41 час 25 мин

РАЗДЕЛ V

5 Упражнения для развития брюшного пресса, шага и укрепления мышц спины 15 мин 41 час 25 мин

РАЗДЕЛ VI

27 час 50 мин

6 Упражнения у палки 10 мин

РАЗДЕЛ VII

7 Упражнения на середине 10 мин 27 час 50 мин

РАЗДЕЛ VIII

13 час 75 мин

8 Развитие танцевальности 5 мин

ИТОГО: 90 мин 247 час 50 мин

IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Аттестация по дисциплине «Классический танец» (подготовительный курс) представляет собой:

1. Контрольный урок в полугодие (декабрь). Показ гимнастики, постановки корпуса и трамплинов. Демонстрация физических данных.

2. Творческий экзамен (май). Показ всей программы. Демонстрация физических данных.

При поступлении в Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой принята следующая система оценок:

«Годен».

«Годен условно».

«Не годен».

У УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Рекомендуемая литература (основная)

1. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. - Л.: Искусство, 1983.

2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. - Л.: Искусство, 1980.

3. Грибанова М.А. Упражнения для развития выворотности в начальный: классах / Вестник АРБ имени А.Я. Вагановой. - № 6. - СПб., 1998. - С. 23-26.

4. Козловская Н.В. Урок на подготовительном отделении. / Вестник АРБ имени А.Я. Вагановой. - № 4. - СПб., 199S. - С. 36-37.

5. Классический танец. Методическое пособие. - М., 19S9.

6. Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии. - М.: Искусство, 1979. - 183 с.

7. Миловзоров М.С. Анатомия и физиология человека. - М.: Медицина, 1972. - 231 с.

8. Нетужилова Н.А. О роли гимнастики в подготовке артистов балета / Вестник АРБ имени А.Я. Вагановой. - №4. - СПб., 199S. - С. 27-33.

9. Никифорова А.В. Советы педагогам классического танца. - СПб., 2002. - 112 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.