Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ В ЦЕЛЯХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ'

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ В ЦЕЛЯХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туберкулез / арт терапия / методика обучения / больной туберкулезом / дети / оздоровление.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахимов Анвар Кодирберганович

туберкулез тяжелое заболевание. Методика обучения детей, больных туберкулезом – это современное направление арт-терапии, которое предполагает использование любых средств искусства для выстраивания терапевтических отношений с детьми или для оказания психологической помощи и развития детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ В ЦЕЛЯХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ»

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ В ЦЕЛЯХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ Рахимов А.К.

Рахимов Анвар Кодирберганович - студент, лечебный факультет, Ургенчский филиал Ташкентская медицинсая академия, г. Ургенч, Республика Узбекистан

Аннотация: туберкулез тяжелое заболевание. Методика обучения детей, больных туберкулезом - это современное направление арт-терапии, которое предполагает использование любых средств искусства для выстраивания терапевтических отношений с детьми или для оказания психологической помощи и развития детей.

Ключевые слова: туберкулез, арт терапия, методика обучения, больной туберкулезом, дети, оздоровление.

Туберкулез очень опасен [1]. Особенно для детей [2]. Мнение, что туберкулез — это болезнь исключительно неблагополучных слоев населения, является распространенным заблуждением [3]. Данные статистики показывают, что ежегодно туберкулезом заболевает огромное количество людей [4]. Болеют люди имеющих самый различный социальный статус и материальное положение [5]. И дети не являются исключением [6]. Туберкулез — это инфекция, которая распространяется воздушно-капельным путем [6]. Ее развитие провоцируют микобактерии, принадлежащие к виду палочек Коха [7]. Заражение возможно от больных животных или людей [8]. Палочки Коха выделяются во время кашля бактерии туберкулеза в окружающую среду [9]. Значительно реже встречающимися способами заражения, выступают уличная пыль [8, 9]. В пыли могут содержаться туберкулезные микобактерии [10]. В ветреную погоду поднимающиеся в воздух. Инфицирование может быть через слизистые оболочки, конъюнктиву глаз при прикосновении к ним грязными руками [11, 12]. Заражение через пищевод при употреблении некачественных продуктов питания мяса или молока [13, 14]. Эти микроорганизмы отличаются высокой живучестью [15, 16]. Они устойчивы к холодным температурам и нагреванию [17]. Комфортными для них условиями являются темнота и сырость [18]. Палочка Коха способна на протяжении длительного времени сохранять жизнеспособность [19]. Располагаясь в сточных водах и почве. Однако прямой солнечный свет губителен для бактерий [20, 21]. Они также чувствительны к ультрафиолетовому облучению, кварцеванию [22, 23]. Принято различать туберкулезную инфекцию с одноименной болезнью [24]. Заражение инфекцией необязательно приводит к болезни [25]. Бактерии, попав в организм, могут долгое время оставаться неактивными [26]. В таком случае симптомы туберкулеза отсутствуют [27, 28]. При этом инфицированный человек не заразен [30]. Однако при понижении иммунитета патогенные микроорганизмы могут перейти в активную фазу и спровоцировать туберкулезную болезнь [31, 32]. В сравнении с взрослыми, дети с туберкулезной инфекцией имеют большие риски ее трансформации непосредственно в туберкулез [33]. Это обусловлено недостаточной сформированностью их иммунной системы [34]. Когда фагоциты еще не способны побороть попавшие в организм бактерии [35]. Для занятий арт-терапии недостаточно просто нарисовать рисунок или получить трактовку нарисованного от психолога. Дом, дерево, человек, несуществующее животное, автопортрет Задачи детской арт-терапии не имеют никакого отношения к арт-терапии. Арт-терапия — это не только создание работы, но и организация внутреннего диалога между ребенком.

Цель работы: изучение эффективности современных методов арт терапии терапии на основе литературного творчества и другие подходы к лечению тревожно-депрессивных, невротических расстройств. Метод исследования: экспериментально-психологический, статистический. Использованы: тест на «Исследования тревожности» по Спилбергеру, тест на депрессию - по шкале Бека. Определение личностной, ситуативной тревожности, депрессивности у больных направленных на повышение стрессоустойчивости и психопрофилактики. Нами были исследованы множественные научные статьи в базах данных медицинских публикаций Google Scholar, Кибер Ленинка, Cochrane.

Материалы исследования. Послужило 58 пациентов с тревожно-депрессивными, пограничными неврно-психическими расстройствами. Представлены данные психотерапевтической службы в поликлинике г. Eргенча №1. Всего обследовано 58 пациентов в возрасте от 5 до 15 лет. Первую группу составили больные с различными нервно-психическими расстройствами, проходившие в комплексе, как стандартную терапию, так и психотерапию. Составленная программа тренингов была общей для всех подгрупп, три раза в неделю по 45 мин. По возрастному принципу пациенты первой группы были разделены на две под. группы: 1а группа - это больные в возрасте от 3-5 лет - 14 больных (40,7,7%), и вторая группа - больные в возрасте от 6 до 8 лет - 14 человек 59,3%. Вторая группа контрольная, состоящая из 20 пациентов, проходившие только стандартную терапию, которая включала патогенетическую терапию с использованием общеукрепляющих средств, витаминов, средств, улучшающих метаболизм клеток мозга, ноотропы, транквилизаторы, а также физиотерапию.

Результаты и их обсуждение: выявленные невротические состояния располагались в следующей последовательности:

1) депрессивные расстройства - 29 (28%) больных;

2) тревожнофобические расстройства-20 (18%);

3) неврастенией -18 (16%);

4) обсессивные расстройства-15 (14%).

5) ипохондрические-14 (12,9%);

6) диссоциативные расстройства-12 (11,1%).

Из них у больных мужского пола 40 (37%)

1) депрессивные расстройства -11 (27,5%) больных;

2) тревожно-фобические расстройства9(22,5%);

3) неврастенией -8(20%);

4) диссоциативные расстройства - 6 (15%);

5) ипохондрические- 4 (10%);

6) обсессивные расстройства-2 (5%).

У больных женского пола 68 (63%)

1) депрессивные расстройства -21 (30,9%);

2) тревожно-фобические расстройства-14 (20,6%);

3) неврастенией -11 (16,2%);

4) обсессивные расстройства-9 (13,2%).

5) ипохондрические-7 (10,3 %);

6) диссоциативные расстройства-6(8,8%).

Личностная тревожность. Исследование прошли 58 больных, из них мужского пола 20 (37%), женского пола 38 (63%). Из 58 больных выявлено: личностная тревожность - низкая у 11 (19,4%), умеренная у 20 (27,8%), высокая у 37 (52,8%). Ситуативная тревожность: низкая у 7 (15,7%), умеренная у 6(55,6%), высокая у 21 (28,7%) больных. Из 20 (37%) больных мужского пола выявлено: личностная тревожность - низкая у 6(15%), умеренная у 15 (37,5%), высокая у 19 (47,5%). Депрессия. Проводились различные виды арт-терапии: музыкотерапия, терапия на основе литературного творчества, танце-двигательная терапия, сказкотерапия и другие. Нередко пациенты сочиняют собственные сказки и истории на экологические темы. Эти виды арт-терапии основаны на мобилизации творческого потенциала человека. С целью выразить наиболее важные мысли и переживания, осознать содержание собственного внутреннего мира. А также проводились психологические, релаксационные тренинги, направленные на повышение стрессоустойчивости и более адаптивных форм поведения в повседневной жизни. Применялась последовательная система упражнений и группового взаимодействия, включающая в себя музыкотерапия - создание музыки или прослушивание готовых произведений. Танцевальнодвигательная - выражение эмоций через тело в танце или движениях, терапия творческим самовыражением, терапия на основе литературного творчества. отсутствие депрессивности легкая депрессия умеренная депрессия. В ходе занятий прослеживается динамика настроения, активности, самоотношения, способов взаимодействия пациентов между собой, направленность коммуникации.Уровень личностной тревожности до тренинга. Творчество Абая, чтение его произведений позволяют вывести человека из подавленного состояния, помогают пациентам увидеть нечто новое, красивое. «Видя глазами, слушая ушами, держа руками, пробуя на язык, нюхая носом, человек познает мир». Искусство слова способно вызвать душевный переворот в больном, изменить его взгляды, а порой и его жизнь. «Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец». При проведении арт-терапии больной чувствует себя наиболее комфортно, ощущает высокий жизненный тонус, повышается личностная активность пациента. После проведенных методов арт-терапии уровень личностной тревожности снизился на 31%, ситуативной тревожности на 21,8%, депрессивности на 23,9%. Заключение. Применение методов психотерапии приводит к значительному снижению личностной, ситуативной тревожности, а также депрессивности, что способствует формированию более адаптивных механизмов совладания со стрессовыми ситуациями, повышению стрессоустойчивости у больных. Применение современных методов арт терапии у больных с пограничными нервно-психическими расстройствами дает более выраженный клинический эффект, быстрее приводит к исчезновению большинства симптомов в сравнении со стандартной терапией. Арт-терапия способствует достижению устойчивого психотерапевтического эффекта. При проведении арт-терапии происходила оптимизация как эмоциональной, так и интеллектуальной частей «внутренней картины болезни». Наблюдалась положительная динамика в состоянии пациентов, снизился уровень напряжения, что позволяло больным в дальнейшем строить свои жизненные планы. Арт-терапии оказывает лечебный психотерапевтический эффект: воплощение чувств, мыслей и потребностей больного в его работе.

Вывод: улучшается психотерапевтический фактор взаимоотношений пациента, психотерапевта, группы. Проведенная арт-терапия способствует переводу процесса и результата творчества с эмоционального уровня на уровень понимания.

Список литературы

1. Рахимова Г.К., Рахимов А.К., Аскарова Р.И. АРТ-ТЕРАПИЯ - ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ ДЕТЕЙ / Арт-терапия. Фундаментальные и прикладные

научные исследования. Кемерово, 19 апреля 2024 г. Стр. 425-432.

2. Аскарова Р.И. ЭФФЕКТИВНОСТЬ АРТ-ТЕРАПИИ В БОРЬБЕ СО СТРЕССОМ ДЕТЕЙ, БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ / Арт-терапия. Фундаментальные и прикладные научные исследования. Кемерово, 19 апреля 2024 г. - стр. 31-39.

3. Рахимов А.К., Рахимова Г.К., Аскарова Р.И. Остаточные изменения в легких у детей и подростков после перенесенного инфильтративного туберкулеза (обзор литературы) // Научный аспект. - 2024. - №. 2, том 29 - С. 3619-3629.

4. Рахимов А.К. Рахимова Г.К., Аскарова Р.И. Арт терапия и исследование стилей литературных авторов с применением в творчестве и в живописи темы туберкулеза // Журнал Научный аспект-2024 год. - 2024. -№. 4 том 38, C. 4944-4950.

5. Рахимов А.К., Аскарова Р.И. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В БОРЬБЕ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ И МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ В ХОРЕЗМСКОЙ ОБЛАСТИ // Актуальные вопросы гигиенической науки: исторические. - 2023. - С. 419. Нижний Новгород, ПИМУ^и

6. Рахимов А.К., Аскарова Р.И. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ ВУЗЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ/Педагогика и медицина в воспитательном пространстве: проблемы, возможности и перспективы. Кемерово, 10 ноября 2023 г. КемГМУ, 2023г.

7. Рахимов А.К., Аскарова Р.И. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ТУБЕРКУЛЕЗНЫМ БОЛЬНЫМ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ/Актуальные вопросы психиатрии, наркологии и клинической психологии. Кемерово, 20 октября 2023 г. - стр. 322-328.

8. Аскарова Р.И. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ / Современный мир, природа и человек. Кемерово, 10 октября - 2023 г. - стр. 70-79.

9. Аскарова Р.И., Юсупов Ш.Р. ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА ЛИСТЬЕВ ПОДОРОЖНИКА В УСЛОВИЯХ ПРИАРАЛЬЯ / Современный мир, природа и человек. Кемерово, 10 октября 2023 г. - стр. 8184.

10. Аскарова Р.И., Юсупов Ш.Р. Арт-терапия как способ лечения психических и неврологических расстройств у детей больных туберкулезом Арт-терапия. Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации 20 апреля 2023 г. - Кемерово - стр. 25-34.

11. Аскарова Р.И. Задания для самостоятельной работы и контроля знаний студентов по детской фтизиатрии - 2020 г. - Москва. DOI: 10.12737/1082951.

12. Аскарова Р.И. Социально-значимый туберкулез у детей дошкольного возраста. Журнал Наука, техника и образование 2023 г. - №1 (84) - стр. 82-85. DOI: 10.24411/2312-8267-2022-10104.

13. Аскарова Р.И. Gеn-Expert исследование в диагностике деструктивного туберкулеза легких. Журнал Наука, техника и образование - 2021 г. -№1 (76) - стр. 45. DOI: 10.24411/2312-8267-2021-10101.

14. Аскарова Р.И. Своевременная диагностика острых респираторных инфекций у детей и подростков в Хорезмском регионе // Вестник науки и образования. - 2023. - №. 1-1 (132) С. 82-85. DOI: 10.24411/23128089-2023-10104.

15. Аскарова Р.И. МАССОВОЕ ФЛЮОРОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ХОРЕЗМСКОЙ ОБЛАСТИ В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА ЛЕГКИХ / Журнал Наука, техника и образование - 2023 г. - №1 (89) - стр. 86-89. DOI: 10.24411/2312-8267-2023-10110.

16. Аскарова Р.И. Во Фтизиатрии арт терапия как наилучший метод лечения в работе с детскими проблемами. Журнал Процветание науки - 2022 год - №2(8) - стр. 43-49.

17. Аскарова Р.И. Мониторинг заболеваемости детей первичным туберкулезом в Хорезмской области. Журнал Re-health journal - 2021 г. - №2(10) - стр. 238-242. DOI: 10.24411/2181-0443.

18. Аскарова Р.И. ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 / журнал ACADEMY - 1 (74) - 2023г Стр. 58-60. DOI 10.24411/2412-8236-202310102.

19. Аскарова Р.И. Gеn-Expert исследование в диагностике деструктивного туберкулеза легких. Журнал Наука, техника и образование - 2021 г. - №1 (76) - стр.45. DOI: 10.24411/2312-8267-2021-10101.

20. Аскарова Р.И. ПРОБЛЕМА ЗАБОЛЕВАНИЙ ТУБЕРКУЛЕЗА И ХРОНИЧЕСКИХ БРОНХОЛЕГОЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИАРАЛЬЯ / журнал Процветание науки - 2021год - №4(4) -стр. 53-55.

21. Аскарова Р.И. ВЛИЯНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ВОЗДУШНО-КАПЕЛЬНЫМИ ИНФЕКЦИЯМИ НА УСПЕВАЕМОСТЬ И РЕЙТИНГ СТУДЕНТОВ //ЖУРНАЛ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ. - 2023. - Т. 5. - №. 1.стр. 13-17.

22.Аскарова Р.И. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЮ ТУБЕРКУЛЕЗА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРИАРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ // Проблемы современной науки и образования. - 2024. - №. 3 (190). - С. 30-34. DOI 10.24411/2304-2338-2024-10301;

23.Аскарова Р.И. Анализ эпидемиологических показателей туберкулеза в Хорезмской области //Наука, образование и культура. - 2024. - №. 2 (68). - С. 41-43. DOI 10.24411/2413-7111-2024-10202.

24. Аскарова Р. (2023). Роль генетических факторов в развитии туберкулеза у больных. Журнал биомедицины и практики, 1(3/1), с. 435-439. in library/ https://doi.org/10.26739/2181-9300-2021-3-66.

25. Аскарова Р.И. (2022). МЕРЫ УСИЛЕНИЯ БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЁЗОМ В ХОРЕЗМСКОМ РЕГИОНЕ/Журнал кардиореспираторных исследований, 2(3), с. 45-48. in library//doi.org/10.26739.2181-0974-2021-3-8.

26. Аскарова Р. (2023). Опасные социально- экономические факторы риска развития туберкулеза у детей и подростков, проживающих в приаральском регионе. in Library, 1(1), с. 48-56. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inlibrary.uz/index.php/archive/article/view/22061.

27. Аскарова Р. Анализ нежелательных явлений на противотуберкулезные препараты у больных туберкулезом в Хорезмской области //in Library. - 2021. - Т. 21. - №. 2. - С. 61-65.

28. Аскарова Р. Морфологические особенности и гистология туберкулезной палочки //in Library. - 2022. - Т. 22. - №. 1. - С. 138-141. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https ://inlibrary .uz/index.php/archive/article/view/19673

29. Аскарова Р.И. Проблема деструктивного туберкулеза с множественно-устойчивыми формами на современном этапе в Хорезмской области // Журнал кардиореспираторных исследований, Special issue S1-1.1. - 2022. - С. 220-224.

30. Аскарова Р. Эффективность применения арт-терапии у детей, больных туберкулезом //in Library. - 2021. -Т. 21. - №. 4. - С. 6-9;

31. Аскарова Р. (2022). Туберкулез почек в Хорезмской области. Журнал вестник врача, 1(3)96, стр. 16-19. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inlibrary.uz/index.php/doctors_herald/article/view/1999/

32. Рахимов А.К. ПРОФИЛАКТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / Наука, техника и образование - 2024 г. - №2(94) - стр. 62-67. DOI 10.24411/2312-8267-2024-10204.

33. Аскарова Р. (2016). Туберкулёз предстательной железы. in Library, 16(4), 16. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https ://inlibrary.uz/index.php/archive/article/view/19675.

34. Аскарова Р.И. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ ЛЕГКИХ/Психическое здоровье человека и общества. Актуальные междисциплинарные проблемы в XXI веке. Кемерово, 15 марта 2024 г. - стр. 61-70. Редакционная коллегия выпуска.

35. Р.И. Аскарова, А.К. Рахимов АРТ-ТЕРАПИЯ ПРИ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ У ДЕТЕЙ С ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ИНТОКСИКАЦИЕЙ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД В ЛЕЧЕНИИ ТУБЕРКУЛЕЗА. «YOSH OLIMLAR TIBBIYOT JURNALI» TASHKENT, стр. 151/ mjys-tma.uz.

36. Рахимов А.К., Аскарова Р.И. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ ВУЗЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ/Педагогика и медицина в воспитательном пространстве: проблемы, возможности и перспективы/ Кемерово, 10 ноября 2023 г. - C. 363-371. Редакционная коллегия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.