groups of prolonged day”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, № 9. pp. 113-118.
5. Training programs for an institution of the general secondary education with Russian as a language of tuition: Physical culture and health. I—IVforms (2012), Minsk, publishing house National institute of education, Belarus, pp. 198-239.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.01.2013.
УДК 796.83:796-053.7
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БОКСЕРОВ СИЛЬНОМУ ВСТРЕЧНОМУ УДАРУ, ОСНОВАННАЯ НА РАЗВИТИИ ОПОРНОЙ ФУНКЦИИ
Василий Александрович Осколков, кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой,
Юрий Николаевич Москвичёв, кандидат философских наук, профессор, декан, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)
Аннотация
В данной работе предлагается методика повышения силы встречного прямого удара правой рукой в голову, основанная на повышении опорной функции боксера. Для создания опоры движущемуся противнику при выполнении встречного прямого удара правой рукой в голову необходимо: во-первых, принять оптимальное положение тела по отношению к внешнему динамическому воздействию (иметь достаточно большую площадь опоры), сделать шаг правой ногой назад; в момент соударения полностью выпрямить руку в локтевом суставе; во-вторых, в момент соприкосновения должно быть ограничение степеней свободы во всех суставах. В придании жесткости всей биомеханической системе и заключается суть развития специфического суставного и мышечного чувства «опорности». Необходимо организовать динамическое воздействие на тело спортсмена таким образом, чтобы он мог адаптироваться к этому воздействию посредством координации и регуляции своих движений.
Ключевые слова: методика обучения, техника выполнения, опорность, сила удара.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.01.95.p104-107 METHODOLOGY OF BOXERS' TRAINING TO HARD COUNTERBLOW BASED ON THE DEVELOPMENT OF BALANCE FUNCTION
Vasily Aleksandrovich Oskolkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Department chairman,
Yury Nikolayevich Moskvichev, the candidate of philosophical sciences, Professor, Dean, The Volgograd State Physical Education Academy
Annotation
A method for increasing of the strength of the direct right hand counterblow towards the opponent’s head is proposed in the given article based on the boxer's balance function improvement. For balance formation to the moving opponent under performing a counter direct stroke by the right hand in the head it is necessary: first - to secure the optimum position of a body in relation to external dynamic influence (to have rather big area of support), to take right foot step back; at the moment of impact to straighten completely a hand in an elbow joint; secondly - at the moment of contact there has to be restriction of degrees of freedom in all joints. The essence of development of specific articulate and muscular feeling of " balance stand" also consists in giving the rigidity to all biomechanical system. It is necessary to organize dynamic impact on a body of the athlete so that he could adapt for this influence by means of coordination and regulation of the movements.
Keywords: training methods, committee manner, balance stand, blow strength.
ВВЕДЕНИЕ
По мнению Л. Д. Назаренко [2], «опорность» коррелирует с равновесием, имеет схожую структуру, но её рамки шире взаимодействия тела только с земной гравитацией, так как она обеспечивается не только по отношению к ней, но и к другим внешним источникам. Анализируя соревновательную деятельность единоборцев А. У. Кобанов [1],
В.А. Овчинников [3] выделяют «опорность» в отдельный вид двигательной -координационной способности человека, развитие которой особенно актуально для различных видов единоборств. Развитие опорной функции в различных динамических условиях связано с развитием координации движений в ее классическом определении и может служить методологической основой для ее развития. Опорная функция осуществляется за счет жесткости костных звеньев, выстроенных в определенном порядке, и мышечными усилиями. Большое значение имеет «опорность» в боксе, при выполнении сильного встречного удара, без которого нельзя остановить движущегося вперед противника.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Для создания опоры движущемуся противнику при выполнении встречного прямого удара правой рукой в голову необходимо:
- во-первых, принять оптимальное положение тела по отношению к внешнему динамическому воздействию (иметь достаточно большую площадь опоры), сделать шаг правой ногой назад; в момент соударения полностью выпрямить руку в локтевом суставе;
- во-вторых, в момент соприкосновения должно быть ограничение степеней свободы во всех суставах.
В придании жесткости всей биомеханической системе и заключается суть развития специфического суставного и мышечного чувства «опорности». Необходимо организовать динамическое воздействие на тело спортсмена таким образом, чтобы он мог адаптироваться к этому воздействию посредством координации и регуляции своих движений. В нашей методике это были статические упражнения, которые сводились к следующему: боксер подходил к тяжелому мешку и занимал исходную позицию после нанесения прямого удара правой в голову, а его партнер отклонял мешок и отпускал. Первый боксер должен был остановить его вытянутой рукой, придав жесткость своему телу. Степень внешнего воздействия дозировалась применением боксёрских мешков различного веса и амплитудой их движения. Боксёры экспериментальной группы выполняли упражнения в развитии опорности, а контрольной группы, применяя традиционную методику, отрабатывали сильные удары на снарядах и с отягощениями.
МЕТОДИКА ТЕСТИРОВАНИЯ
Для измерения силы ударов и величины «опорности» применялась подвижная ударная тензоплатформа, массой 16,5 кг, двигающаяся со скоростью 0,33 м/с. Сила атакующего удара измерялась на неподвижной платформе, сила встречного удара - на подвижной платформе. Для измерения величины «опорности», тестируемый боксёр занимал исходную позицию (конечное положение после прямого удара правой рукой в голову) и должен был остановить платформу прямой рукой. Сила соударения показывала величину «опорности». В педагогическом эксперименте принимали участие боксёры третьего года обучения (13-14 лет), разделенные на экспериментальную и контрольную группы, занимающиеся у одного тренера, тренирующиеся по одним учебным планам.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Предварительное тестирование уровня физической подготовленности занимающихся контрольной и экспериментальной групп (сгибание-разгибание рук в упоре лёжа
за 30 с. и прыжок с места, толкаясь двумя ногами), достоверных различий ни в одном из тестов не обнаружило (p>0,05). То же самое можно констатировать и при тестировании силы прямых ударов правой рукой в голову в атакующей форме, величины опорности и силы встречного прямого удара правой рукой в голову (p>0,05).
По окончании педагогического эксперимента были проведены итоговые тестирования уровня физической подготовленности в контрольной и экспериментальной группах, показавшие, что занимающиеся обеих групп достоверно улучшили свои показатели в тестах сгибание-разгибание рук в упоре лежа за 30 с (КГ на 18,72%; ЭГ на 12,70%) и в прыжке толчком двумя ногами с места (КГ на 8,93%; ЭГ на 6,80%) (p<0,05). При этом, межгрупповых различий в указанных тестах не обнаружено. Группы, по-прежнему, остаются однородными, как и в начале педагогического эксперимента (p>0,05).
Основной целью педагогического эксперимента была проверка гипотезы о повышении силы встречного удара за счет развития специфического суставного-мышечного чувства «опорности». Итоговое тестирование (абсолютные данные) силы атакующего удара позволило выявить следующее, сила атакующего удара в экспериментальной группе увеличилась на 11,66%; «опорность» - на 28,21%; а сила встречного удара увеличилась на 27,82%. В то время как в контрольной группе, эти же показатели составили соответственно: 7,92%; 5,44%; 7,80% (p<0,05).
За этот же период вес самих спортсменов также увеличился: в контрольной группе на 4,12%, в экспериментальной - на 5,06%. Поэтому, нами был проведен перерасчет показателей на килограмм веса тела.
В экспериментальной группе относительные показатели составили: сила атакующего удара выросла на 7,26%; «опорность» - на 31,94%; сила встречного удара - на 23,67%. В контрольной группе прирост достоверно отмечен только в силе встречного удара (3,90%) (p<0,05).
При сравнении итоговых показателей боксёров экспериментальной и контрольной групп можно отметить, что они достоверно выше в экспериментальной группе. Так как, тренировочные занятия боксёров обеих групп отличались только тем, что в экспериментальной группе боксёры развивали «опорность», а в контрольной группе не развивали, то можно заключить, увеличение силы удара есть следствие её развития (r=0,814).
Заключение. Таким образом, разработанная нами методика позволила достоверно улучшить «опорность» спортсменов экспериментальной группы, повышение уровня которой, отразилось на повышении силы встречного и атакующего ударов. Методика доступна для работы с юными боксерами 13-14 лет, при её использовании значительно улучшается специфическое суставное и мышечное чувство «опорности».
ЛИТЕРАТУРА
1. Кобанов, А.У. «Опорность» как принцип развития координации движений в борьбе / А.У. Кобанов // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 9. - C. 36.
2. Назаренко, Л.Д. Содержание и структура равновесия как двигательнокоординационного качества / Л.Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры.
- 2000. - № 1. - С. 54-58.
3. Овчинников, В.А. Управление равновесием как один из факторов успешного владения боевыми приемами борьбы / В. А. Овчинников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 1 (47). - С. 80-84.
REFERENCES
1. Kobanov, A.U. (2002), “"Opornost" as the principle of development of coordination of movements in fight”, Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 36.
2. Nazarenko, L.D. (2000), “Contents and balance structure as motive and coordination quality”, Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 54-58.
3. Ovchinnikov, VA. (2009), “Management of balance as one of factors of successful possession of fighting receptions of fight”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 47, No. 1, pp. 80-84.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.01.2013.
УДК 796.8
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ДЗЮДОИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ
Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор,
Дмитрий Сергеевич Вавилкин, соискатель,
Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
Борьба дзюдо является в России одним из наиболее популярных видов спортивных единоборств. Об этом свидетельствуют, как успехи сборной команды России на Олимпийских играх, так огромное количество массовых стартов по этому виду борьбы. Параллельно ускоренными темпами развивается научное и методическое обеспечение данного вида спорта для тренеров и спортсменов, начиная от новичков до мастеров высокой квалификации.
В статье раскрывается содержание методики подготовки квалифицированных дзюдоистов к соревнованиям, с использованием технико-тактических комплексов атакующих действий. Экспериментальным путем доказана эффективность применения комплексов атакующих действий в тренировочном процессе квалифицированных дзюдоистов в целях повышения уровня их техникотактической подготовленности.
Ключевые слова: дзюдо, атакующие действия, технико-тактическая подготовленность, общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.01.95.p107-111 TECHNIQUE OF PREPARATION OF THE QUALIFIED JUDOISTS WITH USAGE OF TECHNICAL AND TACTICAL COMPLEXES OF ATTACKING ACTIONS
Valery Lucic Pashuta, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Dmitry Sergeyevich Vavilkin, the competitor,
Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,
St.-Petersburg
Annotation
Fight of judo is one of the most popular types of combat sports in Russia. It is testified both by successes of a national team of Russia in Olympic Games, as a huge number of mass starts in this type of fight. In parallel by the accelerated rates, the scientific and methodical providing of this sport for trainers and athletes is developing, beginning from newcomers to masters of high qualification.
The article reveals the content of methodology for preparation of the qualified judoists to competitions, with usage of technical and tactical complexes of attacking actions. Efficiency of application of complexes of attacking actions in training process of the qualified judoists for increase of level of their technical and tactical readiness has been experimentally proved.
Keywords: judo, attacking actions, technical and tactical readiness, general physical preparation, special physical preparation.
Борьба дзюдо является в России одним из наиболее популярных видов спортивных единоборств. Об этом свидетельствуют, как успехи сборной команды России по дзюдо на