УДК 656.7.071:658.386
МЕТОДИКА ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЕТНОГО СОСТАВА МАНЕВРЕННЫХ
САМОЛЕТОВ
В.В. КАШКОВСКИЙ, В.В. УСТИНОВ
Статья представлена доктором технических наук, профессором Кузнецовым С.В.
Предлагается новая методика объективной оценки профессиональной подготовленности летного состава маневренных самолетов. Приводятся результаты экспериментальных исследований по применению разработанной методики.
Ключевые слова: безопасность полетов, летная подготовка, оценка натренированности, оценка качества пилотирования.
Наибольшее количество авиационных происшествий происходит из-за ошибок летного состава, что позволяет сделать следующие выводы:
- при оценивании уровня подготовки необходимо исключить субъективизм и разработать критерии объективного анализа уровня подготовки летного состава;
- проводить анализ манеры пилотирования и характера ее изменения за определенный период;
- оценивание осуществлять по целому ряду показателей, характеризующих натренированность летчика: показатели безопасности полетов, качества техники пилотирования, качества управляющих действий, общего уровня натренированности в зависимости от периодичности выполнения полетных заданий.
Алгоритм распознавания начала, окончания маневра или фигуры пилотажа, характерных точек на траекториях их выполнения построен на логических функциях с использованием совокупности определяющих принципов [1].
При оценивании качества пилотирования маневров и фигур пилотажа, помимо оценки качества техники пилотирования по отклонению параметров, целесообразно использовать также критерий качества управляющих действий. В качестве информативного признака для оценки качества пилотирования был выбран полетный параметр - перемещение ручки управления самолета по тангажу §русф (рис. 1).
С помощью цифрового фильтра с частотой настройки равной Юа (собственная частота колебаний самолета в продольном канале) сигнал §русф можно разделить на низкочастотную составляющую сигнала управления §русф (рис. 2) или концептуальную модель полета и высо-
О
кочастотную составляющую брусф (рис. 3) или ремнанту [2; 3; 4].
Под концептуальной моделью понимается концепция движения ВС, или, другими словами мысленное представление о траектории движения, которая будет реализована летчиком при управлении самолетом.
О
Высокочастотная составляющая движения ручки управления § рус ф (ti) - это реализация
исполнительской модели полета. Высокочастотная составляющая отражает нелинейные стохастические процессы перерегулирования при реализации концептуальной модели.
Рис. 1. Перемещение ручки управления самолета по тангажу §русф при заходе на посадку
Рис. 2. Низкочастотная составляющая г
$РУС г, град
1,5
0,5
-0,5
-1,5
2944
2969
2994
3019
І,
Рис. 3. Высокочастотная составляющая г или ремнанта
Для составляющей ремнанты Кл (^ )У (^ ) характерна колоколообразная плотность распределения, заметно отличающаяся от нормального закона распределения.
Обработка более 1000 полетов маневренных самолетов показала, что наиболее близким законом распределения составляющей Кл (^ )У (^ ) является распределение Стьюдента с п =2.
Распределение можно характеризовать параметрами А^ или М, которые количественно связаны с коэффициентом усиления летчика при управлении продольным каналом самолета Кк . В свою очередь, коэффициент усиления Кк в замкнутом контуре управления характеризует точность следящей системы самолет-летчик, т.е. является показателем качества пилотирования.
о
0
-1
С
ЛИТЕРАТУРА
1. Устинов В.В., Сень Л.В. Один из подходов к решению задачи распознавания образов полета на авиационном тренажере // 4-я Всесоюзная конференция: тезисы докладов. - Пенза, ППО «Эра», 1991.
2. Кашковский В.В., Тихий И.И. Полуэктов С.П. Оценка качества пилотирования в режиме полета по глиссаде // Научный Вестник МГТУ ГА. - 2008. - № 138 (1). - С. 191-197.
3. Кашковский В.В., Тихий И.И. Полуэктов С.П. Оценка качества управления сложными техническими объектами // Вестник ИрГТУ. - 2008. - Вып. 2 (34). - С. 37-41.
4. Кашковский В.В., Тихий И.И., Полуэктов С.П. Моделирование действий оператора для решения задач оценки качества управления в эргатических системах // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - 2009. - № 4(24). - С. 210-214.
5. Бюшгенс Г.С., Студнев Р.В. Аэродинамика самолета: Динамика продольного и бокового движения. - М.: Машиностроение, 1979.
6. Кашковский В.В., Тихий И.И. Применение Z-преобразования для разработки авиационных тренажеров // Авиакосмическое приборостроение. - 2009. - № 7. - С. 50-53.
METHOD OF OBJECTIVE EVALUATION PROFESSIONALLY TRAINED PILOTS MANEUVERABILITY AIRCRAFT
Kashkovsky V.V., Ustinov V.V
A new method of objective evaluation of professional training of flight crews maneuverable aircraft. The results of experimental studies on the application of the developed technique.
Key words: flight safety, flight training, evaluation of quality assessment pilot.
Сведения об авторах
Кашковский Виктор Владимирович, 1955 г.р., окончил ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского (1983), кандидат технических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры информационных систем ИРГУПС, автор более 80 научных работ, область научных интересов - математическое моделирование, оптимизация процессов эксплуатации АТ, разработка компьютерных обучающих программ, профессиональная подготовка летного состава.
Устинов Владимир Валентинович, 1956 г.р., окончил ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского (1983), доцент кафедры авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов ИФ МГТУ ГА, автор более 80 научных работ, область научных интересов - математическое моделирование, профессиональная подготовка летного состава, контроль надежности АТ.