Научная статья на тему 'Методика многоуровневого прогнозирования социально-экономических систем'

Методика многоуровневого прогнозирования социально-экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышев С.А.

Многоуровневый подход является частью системного анализа, базирующегося на теории сложных систем. В настоящее время системный подход находит широкое применение при исследовании различных проблем: управления организационными структурами, стратегического менеджмента, сетевого планирования и управления, разработки инвестиционных проектов и во многих других ситуациях. В настоящей статье излагается методика социально-экономического прогнозирования (СЭП), базирующаяся на указанном подходе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика многоуровневого прогнозирования социально-экономических систем»

методика многоуровневого прогнозирования социально-экономических систем

с.а. Малышев,

первый заместитель руководителя управления Федеральной налоговой службы по нижегородской области

Многоуровневый подход является частью системного анализа, базирующегося на теории сложных систем. В настоящее время системный подход находит широкое применение при исследовании различных проблем: управления организационными структурами, стратегического менеджмента, сетевого планирования и управления, разработки инвестиционных проектов и во многих других ситуациях. В настоящей статье излагается методика социально-экономического прогнозирования (СЭП), базирующаяся на указанном подходе.

Исходным понятием системного подхода является понятие системы, которая определяется как организованный комплекс средств достижения определенных целей. Структура этого комплекса в общем случае является иерархической. При этом каждый элемент комплекса характеризуется собственными целями и в то же время представляет средство достижения целей более высоких уровней. Следует отметить достаточно общий характер рассматриваемой теории. Так, например, М. Месарович и Я. Такахара, являющиеся одними из основоположников этой теории, в работе «Общая теория систем: математические основы» [4] определяют ее как «научную дисциплину, которая изучает различные явления, отвлекаясь от их конкретной природы и основываясь лишь на формальных взаимосвязях между различными составляющими их факторами и на характере их изменений под влиянием внешних условий». Из данного определения следует, что объектом исследования теории сложных систем является не «физическая реальность» (например, экономические, технические, социальные и иные системы), а формальные взаимосвязи между наблюдаемыми признаками и свойствами.

Таким образом, М. Месарович и Я. Такахара определяют теорию сложных систем как теорию, базирующуюся на фундаментальных понятиях и аспектах. Это является преимуществом рассматриваемой теории и одновременно ее недостатком. Указанный недостаток проявляется в том, что при применении ее для реше-

ния практических социально-экономических задач требуются значительные усилия. Это относится и к решению проблем, связанных с социально-экономическим прогнозированием. Трудности, которые возникают при применении рассматриваемой теории, обусловлены использованием достаточно сложного математического аппарата. Поэтому содержательный анализ конкретных социально-экономических проблем с помощью теории сложных систем представляет собой актуальную и непростую задачу. Это полностью относится и к решению проблем, связанных с социально-экономическим прогнозированием. Прикладные вопросы многоуровневого анализа рассматривались в работах [1 — 3].

В настоящей статье предлагается методика СЭП, базирующаяся на многоуровневом подходе. Сущность предлагаемой методики состоит в следующем.

1. Определяются уровни анализа принимаемых решений:

УА= {УА.}, i=1,..., п.

В качестве уровней анализа могут выступать следующие уровни: федеральный, региона, города, отрасли, предприятия и т. п. На каждом уровне анализа определяются необходимые параметры прогнозирования: цели, средства достижения целей, критерии эффективности принимаемых решений и др. В процессе прогнозирования осуществляется связь между указанными уровнями анализа. В соответствии с теорией многоуровневых систем подсистемы высших уровней имеют приоритет перед подсистемами, находящимися на нижних уровнях иерархии. Подсистемы нижних уровней информируют подсистемы высших уровней о принимаемых решениях.

2. Формирование целей прогнозирования на каждом уровне анализа:

Ц= {Ц}, i = 1, ..., п, где Ц. — цели ¿-го уровня, представляемые в виде набора целей:

Ц = {Ц}, j = 1, ..., к.

90

финансы и кредит

В общем случае для каждого уровня анализа цели прогнозирования будут различными. Например, при определении целей предприятия в качестве приоритетных выступают цели, связанные с улучшением его экономического состояния (рост выручки, увеличение прибыли, повышение рентабельности и т. п.). На региональном уровне наряду с экономическими целями региона могут формироваться цели, имеющие социальный характер: снижение уровня безработицы, совершенствование системы образования, улучшение условий труда и т. п. На федеральном уровне цели прогнозирования определяются исходя из макроэкономической ситуации в стране. К ним можно отнести: инновационное развитие хозяйствующих субьектов, улучшение медицинского обслуживания населения, совершенствование системы образования, повышение обороноспособности страны и т. д.

3. Определение средств достижения целей прогнозирования для каждого уровня анализа:

Х = {х;.}, i = 1,..., п.

Здесь х—набор средств достижения целей на г-м уровне анализа (вектор управления, который включает контролируемые факторы на данном уровне).

В качестве составляющих вектора управления могут выступать: организационные, технологические, финансовые и иные факторы. На каждом уровне прогнозирования средства достижения целей, как правило, будут различными. Например, на уровне предприятия будут использоваться ресурсы, которыми располагает данное предприятие (трудовые, финансовые, материальные и иные ресурсы). На уровне региона могут быть использованы бюджетные средства, нормативные и законодательные акты и другие управляемые факторы. На федеральном уровне могут применяться средства достижения целей прогнозирования, которые имеют макроэкономический характер: финансирование из федерального бюджета, разработка и реализация программ развития хозяйствующих субьектов, законодательные акты и др.

4. Формирование критериев эффективности принимаемых решений на каждом уровне прогнозирования:

К = {к}, г = 1, ..., т, где к1 — набор критериев, формируемых на г'-м уровне прогнозирования.

При формировании критериев эффективности принимаемых решений возможны следующие ситуации:

— на каждом уровне анализа используются одинаковые критерии, однако их количество является различным;

— на каждом уровне прогнозирования находят применение различные критерии.

В первом случае для каждого уровня применяются критерии типа: экономические, технические, социальные, экологические и иные. Несмотря на формальное сходство критериев, они имеют различное содержание. Например, при использовании экономических критериев на уровне предприятий могут использоваться критерии: выручки, прибыли, финансовой устойчивости и др. На уровне региона в качестве экономических критериев могут быть критерии, характеризующие бюджетную эффективность принимаемых решений. На федеральном уровне критерии эффективности могут представлять: валовой внутренний продукт, показатели экономической эффективности функционирования регионов и др.

Наряду с экономическими критериями на каждом из уровней анализа могут применяться критерии, имеющие инновационное, экологическое и иное содержание. При этом содержание указанных критериев может быть различным. Например, на уровне предприятия роль экологических факторов может быть незначительной. На более высоких уровнях анализа значение этих факторов существенно повышается. Аналогичным образом разную значимость имеют социальные факторы на уровне предприятий, регионов, республик и государства в целом.

5. Определение внешних управляющих сигналов для каждого уровня анализа:

Y= {у'}, г' = 1, ..., п, где у— набор управляющих факторов, которые поступают от высших уровней анализа. В качестве управляющих факторов для предприятий могут быть, например, сигналы, поступающие от региональных органов власти. Для региона управляющими сигналами могут быть сигналы, поступающие от федеральных органов власти.

6. Определение информационных сигналов, поступающих от нижних уровней управления:

2= {г}, ' = 1, ..., п, где — информационные сигналы, поступающие от нижних уровней прогнозирования к г'-му уровню. Эти сигналы представляют собой информацию о решениях, принимаемых на низших уровнях анализа (выбор стратегии прогнозирования, используемые ресурсы, ожидаемые результаты и т. п.).

7. Установление зависимости показателей эффективности от управляемых факторов, управляющих и информационных сигналов на каждом уровне анализа:

К(х, у, I) = {к (х, у, I) г}, г = 1,., т, где г — номер уровня прогнозирования.

8. Осуществление многоуровневой процедуры прогнозирования. При реализации указанной процедуры используются следующие подходы:

— выбор эффективных решений при прогнозировании осуществляется «сверху — вниз»;

— принятие решений реализуется «снизу — вверх».

В первом случае процесс прогнозирования осуществляется начиная с высшего уровня и далее этот процесс продолжается на следующих более низких уровнях анализа. Таким образом, реализуется государственный народно-хозяйственный подход к социально-экономическому прогнозированию, имеющий особое значение для реализации проектов, обладающих общественной значимостью. При этом осуществляется поэтапное прогнозирование на разных уровнях иерархии: федеральный уровень, региональный уровень, городской уровень, уровень предприятий и т. п. При реализации данного подхода подсистемы высших уровней направляют управляющие сигналы подсистемам, находящимся на более низких уровнях иерархии.

Процедура прогнозирования при реализации прогнозирования «сверху — вниз» может быть представлена следующим образом.

На высшем п-м уровне анализа определяются основные параметры прогнозирования: цели, средства достижения целей, критерии эффективности принимаемых решений и др. для данного уровня анализа. В качестве п-го уровня могут быть: федеральный, региональный, отраслевой и другие уровни в зависимости от решаемых задач.

В результате определения основных параметров прогнозирования для высшего уровня анализа формируются управляющие сигналы для подсистем, находящихся на более низких уровнях прогнозирования. В качестве управляющих сигналов могут выступать: финансовые ресурсы, нормативные материалы, методические рекомендации, решения органов власти и т. п.

При получении управляющих сигналов сверху подсистемы, находящиеся на более низком п-1 уровне, формируют свои параметры прогнозирования (цели, средства достижения целей, критерии эффективности и т.д.). При этом определяются управляющие сигналы для подсистем более низких уровней прогнозирования.

Данный подход имеет определенные ограничения, обусловленные тем, что при его использовании отсутствует информированность высших уровней прогнозирования низшими уровнями путем подачи им информационных сигналов. Преимуществом его является государственный подход к проблеме прогнозирования, базирующийся на принципе иерархии, при котором осуществляется соподчиненность подсистем, расположенных на разных уровнях.

Сущность процесса прогнозирования «снизу — вверх» можно пояснить следующим образом.

Указанный процесс начинается на нижнем 1-м уровне иерархии. На этом уровне определяются основные параметры прогнозирования (цели, средства достижения целей, методы прогнозирования и т. п.), которые относятся непосредственно к нему. Выбрав указанные параметры, на этом уровне определяются информационные сигналы для подсистем более высокого 2-го уровня анализа.

Получив информационные сигналы от первого уровня, начинается процесс прогнозирования на втором уровне. Как и на первом уровне, на втором уровне определяются его основные параметры. После определения этих параметров формируются информационные сигналы, направляемые на более высокий уровень иерархии.

Процесс прогнозирования «снизу — вверх» может быть использован в ситуациях, когда он осуществляется самими хозяйствующими субьектами (например, промышленными предприятиями). В данном случае в результатах прогнозирования заинтересованными являются сами хозяйствующие субьекты. При этом результаты прогнозирования будут иметь в основном коммерческий характер. Необходимость информирования высших уровней низшими может быть обусловлена законодательными, нормативными и иными требованиями. Недостатком данного вида прогнозирования можно считать то, что при его применении возможен недостаточный учет различных общественных интересов при определении целей прогнозирования самими хозяйствующими субьектами.

Блок-схема многоуровневого экономического прогнозирования представлена ниже.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в общем случае необходим комплексный подход к прогнозированию, который включает оба процесса — «сверху — вниз» и «снизу — вверх». Процедура прогнозирования при этом может быть описана следующим образом.

При прогнозировании «сверху—вниз» на каждом из уровней анализа формируется набор управляемых сигналов, начиная с верхнего уровня. Условие формирования этих сигналов сформулируем в виде:

где > — знак предпочтения; К — управляющие сигналы, формируемые на ¿-м уровне.

При получении управляющих сигналов на каждом уровне подсистемы формируются наборы информационных сигналов, которые поступают от нижних уровней к высшим. Процесс передачи

92

финансы и кредит

БЛОК-СХЕМА МНОГОУРОВНЕВОГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

_______________________________________________________________________________1__________________________________________________________

1. Определение уровней анализа принимаемых решений

2. Формирование целей прогнозирования на каждом уровне анализа

г_______________________________________________________________________________1____________________________________________________________

3. Определение средств достижения целей прогнозирования

4. Формирование критериев эффективности принимаемых решений

5. Определение внешних управляющих сигналов для каждого уровня анализа

......_____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________

6. Определение информационных сигналов, поступающих от нижних уровней управления

____________________I__________________

7. Установление зависимостей критериев от управляемых факторов

8. Осуществление многоуровневой процедуры прогнозирования

информационных сигналов представим следующим образом:

2 > 22 >... >2',

1 2 /

где 2. — информационный сигнал, формируемый на.-м уровне иерархии.

Располагая управляющими, управляемыми и информационными сигналами, на каждом уровне определяются показатели эффективности принимаемых решений:

К(х, у, I).

Определив указанные показатели, осуществляется их прогнозирование.

При реализации данного подхода возникает проблема согласования решений, принимаемых на разных уровнях анализа. Обозначим совокупность оптимальных решений, получаемых на каждом уровне анализа через:

Х1, ХТ~ Хп.

Условие согласования решений, принимаемых на разных уровнях иерархии, обозначим следующим образом:

Х1 = Х2 ="• = Хп.

Совместимость решений может, в частности, обозначать приемлемость их для каждого уровня анализа.

Условие несовместимости решений разных уровней запишем в виде:

Х1 * Х2 * .-• * Хп.

В случае несовместимости решений, принимаемых на разных уровнях, осуществляется поиск схем компромисса и выбор компромиссных реше-

ний. Указанные компромиссные решения могут приниматься с использованием следующих средств: экономико-математических процедур, соглашений между участниками процесса прогнозирования, нормативных и законодательных актов и т. п.

Таким образом, к наиболее характерным особенностям многоуровневого социально-экономического прогнозирования можно отнести следующие элементы:

1. Совокупность (набор) уровней прогнозирования (федеральный, региональный, областной, городской, районный, отраслевой, уровень предприятий и т. п.).

2. Набор целей прогнозирования для каждого уровня анализа. В качестве указанных целей могут выступать: экономические, технологические, социальные и иные цели.

3. Набор средств достижения целей, используемых на каждом уровне, которые могут представлять: финансовые ресурсы, трудовые ресурсы, прогрессивные технологии, методы управления и т. д.

4. Управляющие сигналы, с помощью которых осуществляется управление процессами прогнозирования подсистем, находящихся на более низких уровнях иерархии. К этим сигналам можно отнести: законодательные и нормативные акты, методические рекомендации и указания, инвестиции, информацию о решениях, принимаемых на высших уровнях управления.

5. Информационные сигналы, формируемые на каждом из уровней иерархии и передаваемые от низших уровней к высшим. Эти сигналы могут содержать информацию: о прогнозируемых параметрах анализируемых процессов, о целях подсистем, о средствах достижения целей и т.п.

6. Процедуры проверки степени согласованности решений, принимаемых на разных уровнях прогнозирования.

7. Принятие компромиссных решений в ситуациях, когда имеется необходимость согласования способов и методов многоуровневого прогнозирования анализируемых процессов.

Литература

1. Поляков Н.Ф. Юрлов Ф.Ф. Методология социально-экономического развития в условиях неопределенности. Н. Новгоро:. Изд-во НГТУ, 2000.

2. Юрлов Ф.Ф. Технико-экономическая эффективность сложных радиоэлектронных систем. М.: Сов. радио, 1980.

3. Львов Д.С., Гранберг А.Г. Стратегическое управление: регион, город, предприятие. М.: Экономика, 2004.

4. Месарович М, Такахара Я. Общая теория систем: математические основы. М.: Мир, 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.