ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП
МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
И.П. Эммануилиди
"PRINCIPLES OF JUNIOR SCHOOL-AGE CHILDREN'S CARRIAGE BREACH CORRECTION"
Emmanuildi I.P.
Principe of identical fitness methods with using of Multifunctional Rehabilitational Complex and individual choice of regimes of load and rest is the base of the method.
В основу методики положен принцип адекватности средств АФК с использованием Многофункционального реабилитационного комплекса (МРК), индивидуального подбора режимов нагрузки и отдыха.
УДК 371.037.1
На фоне изменившихся в последнее время социально-экономических и экологических условий, ухудшения качества жизни людей проявляются отчетливые негативные тенденции в состоянии здоровья детского населения России. Реальная ситуация, сложившаяся в нашей стране со здоровьем молодежи вообще и школьников в частности порождает практическую потребность в поиске эффективных средств оздоровительной физической культуры. В значительной степени неблагоприятная динамика показателей здоровья детей и подростков обусловлена дефектами образа жизни, в том числе гиподинамией, нерациональным питанием, нарушением режима дня, высокой стрессо-генностью обучения. Все это ведет к снижению неспецифической резистентности организма, снижению его функциональных возможностей. Хорошо известна связь этих показателей, особенно уровня развития функциональных систем организма с общей физической подготовленностью, которая, формируясь в детском возрасте, во многом определяет прогноз работоспособности человека. Для детей весьма актуальной является задача реабилитации здоровья, физической и социально-психологической адаптации к нагрузкам, совершенствования физической кондиции, успеваемости. Почти треть юношей по медицинским показателям (данные Минобороны) не годятся для службы в Вооруженных силах. По данным Б.Н. Чумакова (2005), до 15 % дошкольников функционально не готовы к школе, а после 10 лет
пребывания в ней число абсолютно здоровых молодых людей составляет лишь 3 %. Это говорит о социальной катастрофе, связанной прежде всего с национальной безопасностью и состоянием будущего поколения России.
Создавшееся положение вряд ли можно назвать неожиданным, так как среди различных социально-демографических групп населения регулярно занимаются физической культурой всего 13-15% людей. Неудовлетворительное состояние физической подготовленности школьников указывает на необходимость поиска новых физкультурно-оздоровительных технологий формирования навыков здорового образа жизни на основе нормирования двигательных режимов и выбора средств компенсации дефицита двигательной активности.
Современное понимание реабилитационного процесса с позиции системного подхода (О.Г. Коган, П.П. Найдин, 1988 г.) предусматривает в структуре системы «Реабилитация» блока «Функциональная диагностика». При этом результат диагностики функционального состояния больного является системообразующим фактором самой системы реабилитации и пусковым стимулом в разработке реабилитационной программы, отбора и средств и методов реабилитации, а так же индикатором реализации цели реабилитации - достижение стойкого, адекватного саногенетическим возможностям организма восстановления нарушенных функций человека. В совокупности это предусматривает текущий контроль за эффективностью реабилитационных мероприятий. Перечень обстоятельств обусловил актуальность выбранной темы.
Особенности построения, содержания методики занятия оздоровительной и адаптивной физической культуры в этом случае определяется не только характером заболевания и отклонения в состоянии здоровья детей, но и умением преподавателя найти адекватные средства реабилитации и величины нагрузок проводимых занятий.
Система средств, используемых для коррекции и компенсации физических недостатков должна обладать спектром разно-
сторонних воздействий, определяющих характер заболевания и отклонение в здоровье, быть привлекательной и интересной для детей младшего школьного возраста. Этим требованиям в значительной мере отвечает комплексный подход к занятиям оздоровительной и адаптивной физической культуры, коррекции и компенсации нарушений осанки.
В связи с этим потребность теории и методики оздоровительной и адаптивной физической культуры в изыскании эффективных методик коррекции нарушений осанки у детей младшего школьного возраста и обусловило проведение специального научного исследования.
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику занятий адаптивной физической культурой для коррекции осанки у детей младшего школьного возраста.
Методика проведения занятий с детьми младшего школьного возраста с нарушениями осанки станет педагогически целесообразной и продуктивной, если при ее разработке будут учитываться следующие факторы:
- Процесс восстановления с функциональным нарушением осанки у детей младшего школьного возраста следует считать эффективным, если будут использованы корригирующие и компенсаторные физические упражнения.
- В основу методики будет положен принцип адекватности средств адаптивной физической культуры с использованием МРК, кинематических и динамических параметров движений, режимов нагрузки и отдыха.
В исследовании использовались следующие группы методов:
- Теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы, интерпретация эмпирических данных.
- Эмпирические: педагогическое наблюдение, обобщение врачебно-педагогического опыта, диагностический и
формирующий эксперименты по исследованию разных педагогических подходов к коррекции осанки у детей среднего школьного возраста. В качестве диагностических методов использованы: антропометрия, тесты силовой выносливости отдельных групп мышц, метод кинезодиагностики на многофункциональном реабилитационном комплексе (МРК).
Задачи исследования:
- Изучить возможность применения методов и средств АФК для коррекции нарушенной осанки у детей младшего школьного возраста;
- Оценить эффективность использования выбранных методов и средств АФК у детей младшего школьного возраста с нарушенной осанкой;
- Экспериментально обосновать методику проведения коррекционных занятий с использованием многофункционального реабилицитационного комплекса (ЭМРК) у детей младшего школьного возраста с нарушенной осанкой.
Научная новизна диссертации состоит в разработке и экспериментальном обосновании методики занятий адаптивной физической культурой с помощью коррекцион-ных упражнений с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения осанки. С применением Многофункционального реабилитационного комплекса (Куб-Решетка Рохера) при строго индивидуальных комплексах, как средство ранней диагностики и учета и эффективности проводимых занятий. Исследование проводилось поэтапно на базе муниципального образовательного учреждения, средней школы № 44, города Владикавказа. С этой целью было обследовано 150 детей 7-8 лет.
На первом этапе проводился анализ научно-методической литературы, подбирались адекватные методы исследования, формировалась рабочая гипотеза, определялись задачи исследования.
На втором этапе выявлялось воздействие средств различных видов физической культуры на функциональное состояние занимающихся; проводилась оценка эффективности применяемых средств в дина-
мике курса оздоровительной физической культуры. Проведение педагогического эксперимента ориентировалось на рекомендации ведущих специалистов по проблемам методики физической культуры.
На третьем этапе для разработанной методики были выделены по 2 группы детей с нарушенной осанкой: контрольная -20, и основная - 20. Возраст детей от 7 до 8 лет. Занятия корригирующей гимнастикой проводятся групповым методом. Индивидуализация лечебного воздействия при групповом методе достигается комплектованием небольших групп по 20 детей, однородных по возрасту и полу, и назначением индивидуальных упражнений и дозировки.
Для получения объективной информации о состоянии и изменениях функций организма в процессе обследования проведена оценка ряда педагогических и физиологических параметров организма детей. Кроме того, проведен сравнительный анализ. Педагогический эксперимент был направлен на реализацию разработанной методики. Основным его содержанием было проведение формирующего педагогического эксперимента в естественных условиях, включающего 190 учебных занятий.
Школьники выполняли комплекс специально подобранных упражнений рассчитанных на формирование правильной осанки. В него входили упражнения как статического, так и динамического характера, направленные на гармоничное развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков.
Занятия должны проводиться ежедневно. Форма занятия - урок, длительностью 45 минут, построенный на основе распределения физической нагрузки с несколькими вершинами. Обычно таких вершин 3-4. Наибольшая нагрузка падает на основную часть урока, когда физические упражнения охватывают крупные мышечные группы с элементами напряжения. Это соответствует 2-3-ай вершине физиологической кривой.
Проводимый урок традиционно состоит из трёх частей. Первая часть урока является вводной ступенью к предстоящей основной задаче - подготовка организма к
специальным лечебно-корригирующим физическим упражнениям. В этом разделе нужно стремиться развить у детей более свободные движения, устранить скованность, привести тело в правильное положение. В содержании этого раздела входит ряд физических упражнений, направленных на улучшение работы дыхательной и сердечнососудистой систем, воспитание правильной осанки, поднятие дисциплины и собранности детей.
В основной части урока используются физические упражнения, направленные на восстановление силовой выносливости мышц естественного мышечного корсета ребенка. Включаются упражнения на воспитание правильного дыхания, упражнения на воспитание координационных качеств. На более поздних этапах лечения включаются локальные физические упражнения, оказывающие корригирующее воздействие на деформации позвоночника. При этом нужно соблюдать принцип рассеянной нагрузки с постоянным количественным увеличением ее.
В конце основной части урока с целью переключения детей на положительные эмоции вводятся игры с применением элементов спорта, повышающие настроение, активность, бодрость, усиливающие работу дыхательной и сердечно - сосудистой систем. В игры можно включать элементы коррекции с учетом имеющихся отклонений, упражнения на воспитание правильной осанки и так далее.
Заключительная часть урока преследует цель снижения физической нагрузки на сердечно-сосудистую систему, нервно-мышечный и дыхательный аппараты. Упражнения выполняются в медленном темпе. Движения выполняются более спокойно, пластично, с элементами расслабления, при которых создаются лучшие условия для кровоснабжения мышц, всегда применяются дыхательные упражнения.
Занятие заканчивается спокойной ходьбой с выравниванием осанки и ее проверкой. Многофункциональный реабилитационный комплекс (Куб-Решетка Рохера) использовался при строго индивидуальных
комплексах, как средство ранней диагностики и учета и эффективности проводимых занятий.
Заключительный, четвертый этап посвящен уточнению методических положений, аналитическому обобщению экспериментальных данных и оформлению исследования.
В результате проверки эффективности воздействия разработанной методики проведения коррекционных занятий с использованием многофункционального реабилитационного комплекса (МРК) у детей младшего школьного возраста с нарушенной осанкой в ходе педагогического эксперимента установлено, что в экспериментальных группах значительно уменьшилось количество детей, страдающих различной степенью нарушениями осанки. Если к началу педагогического эксперимента в экспериментальных группах у детей 7-8 лет нарушением осанки страдали соответственно 84 и 76 % детей, то к концу его, их стало значительно меньше -34 и 37, 9 %.
Как показали специальные исследования, применение экспериментальных комплексов гимнастических упражнений, направленных на развитие и укрепление мышц позвоночного столба у детей 7-8 лет на уроках физического воспитания, послужило благоприятным эмоциональным фоном для оптимального роста показателей гибкости, силы и выносливости мышц.
Перспективность комплексного применения методики занятий адаптивной физической культуры для профилактики и коррекции нарушений осанки у детей младшего школьного возраста с применением Многофункционального реабилитационного комплекса (МРК), подтверждается экспериментальными данными, представленными в диссертации. Было проведено сравнение предложенной нами оздоровительной методики с общепринятой методикой проведения занятий. У детей занимающихся физическими упражнениями, разработанными нами в рамках методики, зафиксировано улучшение их функционального состояния.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аганянц Е.К., Ваганов Н.В., Синкина Э.П., Шкляренко А.П. Тактика лечебной физкультуры при сколиозах 1-й степени у детей и подростков 8-15 лет (Методические рекомендации). - Краснодар, 1995. - 32с.
2. Аганянц Е.К., Бердичевская ЕМ., Демидова Е.В. Физиологические особенности развития детей, подростков и юношей. - Краснодар, 1999. - 72 с.
3. Аганянц Е.К., Шкляренко А.П. Функциональное лечение сколиотической болезни с использованием форм физической культуры // Тезисы докладов XVII съезда физиологов России. - Ростов-на-Дону, 1998. - С.344.
4. Аганянц Е.К., Бердичевская Е.М., Трембач
A.Б. Очерки по физиологии спорта: Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры / Под ред. Е.К. Аганянц. -Краснодар: «Экоинвест», 2001. - 204 с.
5. Аганянц Е. К., Шкляренко А. П. Возрастные анатомо-физиологические предпосылки к применению физических упражнений при сколиотической болезни у детей и подростков // Проблемы реабилитации. - СПб.: 2001. - № 2.
6. Амбурцева С.Н. Влияние соотношения различных методов упражнения на процесс формирования интереса школьников к урокам физической культуры: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Челябинск, 1989. - 19 с.
7. Ананьева П.А., Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьниц //Вестник Российской АМН- 1993.-№5. - С. 19-24; Алиев М.В. Формирование правильной осанки // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 2. - С. 17-21.
8. Анджелян Б.О. Гигиена обучения детей 6-7 летнего возраста // Гигиена и санитария. 1990. - № 9. - С. 55-56.
9. Андрианов В.А., Баиров Г.Л., Садофьева
B.И., Райе Р.Э. Заболевания и повреждения позвоночника у детей и подростков. - Л.: Медицина, 1985. - С. 5-18.
10. Андрющенко О.М., Дудин М.Г., Зубжицкий Ю. Н. О вис-церопатологии у больных ско-лиотической болезнью. Серологическая ха-
рактеристика // Сообщение 2: Сборник « Человек и его здоровье. Травматология, ортопедия, протезирование, биомеханика, реабилитация инвалидов» (Материалы конгресса)
- СПб.,1998. - С. 152-153.
11. Андрющенко О.М., Дудин М.Г., Зубжицкий Ю. Н. О вис-церопатологии у больных ско-лиотической болезнью. Клинический анализ (Сообщение 1) // Человек и его здоровье. Травматология, ортопедия, биомеханика, реабилитация инвалидов (Материалы конгресса.) - СПб., 1998.
12. Анохин П.К. «Очерки по физиологии функциональных систем». - М.: Медицина, 1995.
- С. 446.
13. Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М. Здоровье школьников: Результаты лонги-тюдного исследования // Педагогика. - 1995. № 2 - С. 26-31.
14. Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы. -М.: Просвещение, 1968. - С. 446.
15. Арсланов В.А., Ситдиков Ф.Г. Осанка школьников младшего возраста и ее влияние на функциональное состояние некоторых систем организма. // Казан. мед. журнал. -1989. - Т. 70. - № 1. - С. 71-73.
16. Аршанский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. -М.: Наука, 1982. - 270 с.
17. Афанасьев А.П., Овечкина А.В., Садофьева
B.И. Особенности течения диспластическо-го сколиоза начальных степеней у детей в условиях промышленного города // Лечение и реабилитация детей-инвалидов с ортопедической и отоневрологической патологией на этапах медицинской помощи. - СПб., 1997. -
C. 73-74.
Об авторе
Эммануилиди Игорь Петрович, ст. инструктор-методист высшей категории центра реабилитации детей-инвалидов Поликлиники №7 г. Ставрополя. Сфера научных интересов - реабилитация и профилактика при нарушениях осанки у детей дошкольного и школьного возраста средствами адаптивной физической культуры.