Научная статья на тему 'Методика копирования произведений декоративно-прикладного искусства в образовательной программе художественных вузов'

Методика копирования произведений декоративно-прикладного искусства в образовательной программе художественных вузов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
342
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИРОВАНИЕ / ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТИЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Базуева О. В., Грефенштейн Ю. И.

В статье раскрывается суть образовательной методики в программе практик по получению первичных умений и навыков. Копирование рассматривается как вид практики в рамках художественно-образовательного процесса. Проводится анализ практических заданий в контексте программы практики. Текст дополнен примерами выполненных работ.The paper reveals the essence of the educational methods in the program of practices for obtaining primary skills. Copying is considered as a type of practice within the framework of the artistic and educational process. The analysis of practical tasks is made in the context of the program of practice. The text is supplemented with examples of work performed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика копирования произведений декоративно-прикладного искусства в образовательной программе художественных вузов»

УДК 745/749

О. В. Базуева Ю. И. Грефенштейн

Уральский государственный архитектурно-художественный университет Екатеринбург, Россия

МЕТОДИКА КОПИРОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

в образовательной программе художественных вузов

В статье раскрывается суть образовательной методики в программе практик по получению первичных умений и навыков. Копирование рассматривается как вид практики в рамках художественно-образовательного процесса. Проводится анализ практических заданий в контексте программы практики. Текст дополнен примерами выполненных работ.

Ключевые слова: копирование; декоративное искусство; преемственность; художественный текстиль.

Учебные практики для студентов декоративно-прикладного искусства высших учебных заведений являются важной составляющей основной образовательной программы. Одной из разновидностей учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков являются пленэрная и музейная практики. Система обучения по ряду дисциплин строится по принципам последовательного изучения наследия прошлого и предметов декоративно-прикладного искусства. Четко выстроенная последовательная образовательная структура позволяет познакомить, изучить, проанализировать и дать возможность сформировать на базе изу-

ченного материала новое творческое видение. Для достижения хороших результатов проектирования художник должен обладать многочисленными качествами, развитию которых способствует изучение наследия народов разных стран и национальностей.

Студенты кафедры декоративно-прикладного искусства направления подготовки «Искусство костюма и текстиля» (ИКиТ) Уральского архитектурно-худо-жественного университета имеют возможность прохождения практики в музеях России. Основными приоритетными музеями для специальности ИКиТ являются Российский этнографический музей (СПб), Музей антропологии и этнографии

им. Петра Великого Российской академии наук (СПб), Государственный музей Востока (Москва), Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), а также региональные краеведческие музеи и выставочные центры традиционной культуры, где собраны богатые коллекции подлинных национальных костюмных комплексов на-

родов разных стран и национальностей, предметов декоративно-прикладного искусства. Основой авторской методики учебной практики является система упражнений, ориентированных на совершенствование знаний умений и навыков в практике копирования произведений ДПИ. Система скоординирована с дисциплинами «Живопись», «Рисунок», «Проектирование». Основой курса является изучение, анализ и копирование предметов декоративно-прикладного искусства и костюма.

Народное искусство - один из самых распространенных источников вдохновения художников и дизайнеров разных поколений и разных стран. Традиционный народный костюм тесно связан с культурой своего народа, его историей. Он отражает обычаи, обряды, образ жизни человека, его представление о прекрасном, рациональном и удобном. Отражаясь в отношении народа к жизни, к природе, он является овеществленным мировоззрением, формой эстетического самовыражения народа. Форма, цвет, конструкция костюма на протяжении веков постоянно подвергались совершенствованию и в эстетическом, и в утилитарном аспекте и достигли абсолютного совершенства. Многообразие форм народного костюма, вариан-

ты кроя, логичные с позиции антропологии, функциональности, богатое декоративное убранство, чувство материала, способность пластически и ритмически организовывать ансамбль, разнообразие внутренних членений - все эти особенности имеют большое значение для художников декоративно-прикладного искусства.

С давних времен применялась методика изучения наследия региональных традиций посредством копирования. В разное время, в разных цивилизациях копия, а также прямое заимствование давали толчок к развитию нового на базе изученного материала. Копирование как предмет занимает особое место в системе образовательной методики. Посредством копирования идет приобщение учащихся к культурно-историческому достоянию, традиционной культуре [2]. Исследование образцов национальной одежды народов разных стран показывает, насколько органично в народном костюме соединены утилитарные и эстетические качества, выявляет способы создания и объединения отдельных элементов костюма и аксессуаров в единый художественный ансамбль. Копирование было и остается значимым образовательным методом в подготовке будущего художника. Знакомство и изучение наследия прошлого по средствам текстильного костюмного комплекса позволяет произвести анализ и выстроить взаимосвязь культуры региона, национальных особенностей, влияние географических факторов. Важным является не только изучение и анализ, но и умение воспроизведения пропорций, формы, колористических особенностей и материальности при созда-

Рис. 1.

Рис. 1.

нии копий национальных костюмных комплексов и предметов декоративно-прикладного искусства.

Данный вид практики ставит своей це-

Рис. 2.

Рис. 2.

лью одновременно с копированием экспонатов музеев развить способность оценивать и анализировать основные закономерности художественного построения традиционных видов одежды различных народов с умением выстроить орнаментальные мотивы, используемые в элементах костюма. Прорисовка орнаментальных форм ведется в графическом и цветовом исполнении, что позволят изучить форму и цветовую гамму орнамента. В качестве рекомендаций студентам предлагается провести художественно-научный анализ костюма, содержащий несколько этапов.

1. Аналитический этап. На данном этапе работы происходит выбор темы для изучения и дальнейшего копирования объектов декоративно-прикладного искусства. Следует внимательно рассмотреть экспозиционный материал, провести визуальный анализ, исследовать с целью изучения закономерностей его композиционное построение. Сравнить формы и пропорции костюма. Далее следует обратить внимание на пластические свойства тканей. Пластические свойства ткани определяют ее способность создавать ту или иную форму - мягкую, текучую, жесткую, четкую, аморфную. При копировании народных костюмов из тканей,

различных по составу волокна, можно установить основные закономерности в формообразовании национальной одежды и характерные формы, присущие одежде изо льна, хлопка, шерсти, шелка [5].

Кроме пластических свойств, ткани имеют декоративные свойства - цвет, фактуру и рисунок. При копировании следует обратить внимание на гармонию различных по цвету тканей в одной модели, на эмоционально-образное воздействие цвета костюма, зрительное членение формы изделия применением различных цветов и фактур, расположение композиционного центра и тональные отношения. Национальная одежда различных народностей часто содержит изделия различного ассортимента, соединенные в один комплект и выполненные из тканей, различных по фактуре. Фактура - это внешнее проявление структуры ткани. Орнаментальные мотивы - наиболее часто встречающийся прием декорирования традиционного костюма. Орнамент играет важную роль в создании художественного образа костюма, совершенствовании его эстетических качеств. При копировании следует обратить внимание на его приближение к реалистической трактовке мотива или отход от нее в сторону большей условности, на характер стилизации, разнообразие форм, стилей, сюжетов, цветовых отношений, масштабов орнаментальных элементов и использование опыта сочетать различные виды орнамента в одном костюме. Обязательным является изучение декоративных особенностей и значения декорирования одежды. Орнаментика позволяет прочесть и понять весь смысл, заложенный поколениями и имеющими культурное наследие и сакральный смысл той или иной народности. Цветовая гамма и выявление характерных сочетаний позволяет выявить образность и структуру нации. Задачей при копировании является соподчинение всех, входящих в костюм, орнаментированных деталей. Проанализировать разнообразный декор, многочисленные детали, отделку в народном костюме с выявлением основных характери-

стик цвета, подчеркивающих национальный колорит [5].

2. Художественный (графический) этап работы начинается с визуального и графического анализа экспоната. На этом этапе происходит выбор объектов копирования, компоновка в формате. В процессе копирования студент внимательно рассматривает и подробно изучает строение, структуру, цветовое решение, фактуру материалов, орнамент. Все многочисленные элементы народного костюма необходимо разделить на главные и второстепенные. Выделяются и акцентируются главные элементы костюма и опускаются случайные, несущественные. Так происходит процесс художественного обобщения, уменьшения количества деталей, которыми обладает большинство народных костюмов, имея разнообразные отделки и орнаменты. Именно этот прием позволяет сосредоточиться на главном и более детально его проработать, выявить заинтересовавшие автора детали и отдельные элементы костюма. Цель этих преобразований - достижение выразительности, остроты образа народного костюма. Художественное обобщение - это один из принципов художественного творчества. Анализ и обобщение - важные моменты, на которые необходимо обратить внимание при выполнении копирования.

На основе изученного материала с использованием национальных колористических особенностей, орнаментальных и сюжетных элементов заключительным заданием является создание графических и цветовых вариантов эскизов сувенирного платка. Именно структура и форма данного текстильного элемента позволяет наиболее полно раскрыть национальный колорит на современном утилитарном текстильном объекте. Для создания сувенирного платка используются как классические структуры построения композиции, так и современные формы для выявления и выразительности особенностей национального колорита. «В процессе творчества решаются сложные задачи создания орнаментальных композиций, выявляются пластически завершенные

и структурно организованные построения, обусловленные образным содержанием и характером их изображения», - в своей статье Н. В. Лупанова устанавливает взаимосвязь преемственности и традиций при создании современного произведения [4]. Навыки, приобретенные студентами в процессе прохождения данных этапов учебной практики с применением художественно-аналитического подхода, необходимы для дальнейшей работы над проектными решениями творческих задач, связанных с художественным проектированием.

Изученный материал и предметы копирования позволяют наработать мощную изобразительную базу для дальнейшего использования в творческом учебном процессе. Подобная структура изучения и анализ исторического наследия имеет достаточно длительный опыт в образовательной структуре. Теория и практика копийного искусства обогащает и расширяет теоретическую осведомленность учащихся, повышают уровень их профессиональной грамотности и компетентности в вопросах художественно-изобразительной практики в целом [3]. Пленэрная и музейная практики не только способствуют развитию художественного мышления и формированию эстетического мировоззрения будущего художника декоративно-прикладного искусства, но и совершенствуют художественное мастерство студентов, позволяют приобрести навыки работы с графическими и живописными зарисовками, освоить приемы передачи пластических и фактурных свойств текстильных материалов.

Рис. 2. Рис. 3. Рис. 3.

Таблица

Система упражнений музейной части учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков

Задание 1. Ознакомительные экскурсии в художественных и этнографических музеях. Выбор объектов декоративно-прикладного искусства для копирования

Задание 2. Графические копии предметов декоративно-прикладного искусства или деталей костюма (4 листа формата А4) (рис. 1)

Задание 3. Цветовые копии предметов декоративно-прикладного искусства или деталей костюма (4 листа формата А4) (рис. 2)

Задание 4. Варианты проектных решений сувенирных платков на основе мотивов музейных копий предметов ДПИ и деталей костюма (2 графических и 2 цветовых варианта, р-р 15x15 см) (рис. 3)

Литература

1. Буткевич Л. М. История орнамента: учебное пособие для вузов. М.: Владос, 2008. - 267с.

2. Ваняев В. А. Историко-культурологический аспект копирования произведений изобразительного искусства // Преподаватель XXI век, 2012. № 3-1. С. 134-140.

3. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция: учебное пособие для вузов. М.: Владос, 2012. - 144 с.

4. Лупанова Н. В. Создание современного произведения декоративно-прикладного искусства на основе изучения традиций художественного текстиля // Современные тенденции изобразительного, декоративного прикладного искусств и дизайна, 2017. № 2. С. 116-120.

5. Сафронова И. Н., Балланд Т. В. Художественно-аналитический подход как средство развития творческого потенциала студентов в сфере дизайна костюма // Международный академический вестник, 2019. № 1 (33). С. 29-33.

6. Якушева М. С. Трансформация природного мотива в орнаментальную декоративную форму: учебное пособие для вузов. М.: МГХПУ им. С. Г. Строганова, 2009. - 240 с.

Об авторах

Грефенштейн Юлия Игоревна - старший преподаватель кафедры ДПИ Института изобразительных искусств, Уральский государственный архитектурно-художественный университет. E-mail: gref2205@mail.ru

Базуева Олеся Владимировна - доцент кафедры ДПИ Института изобразительных искусств, Уральский государственный архитектурно-художественный университет.

E-mail: bazueva.olesya@gmail.com

COPYING METHODS OF DECORATIVE AND APPLIED ARTS WORKS IN THE EDUCATIONAL PROGRAM OF ART UNIVERSITIES

Grefenstein Julia Igorevna

Senior lecturer, decorative and applied arts Department, Institute of fine arts; Ural state University of architecture and art

Bazuyeva Olesya Vladimirovna

Associate professor of decorative and applied arts

Department of the Institute of fine arts; Ural state University of architecture and art

Abstract: The paper reveals the essence of the educational methods in the program of practices for obtaining primary skills. Copying is considered as a type of practice within the framework of the artistic and educational process. The analysis of practical tasks is made in the context of the program of practice. The text is supplemented with examples of work performed.

Keywords: copying; decorative art; continuity; art textiles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.